Судебная посмертная экспертиза – психиатрическая, психологическая и (или) психолого-психиатрическая – чаще всего назначается для оценки психиатрического и (или) психологического состояния умершего лица в юридически значимый период при совершении юридически значимого действия (дарения, купли-продажи, завещания).

Посмертная экспертиза. Назначение судебных экспертиз такого рода обусловлено необходимостью выяснить в суде обстоятельства, касающиеся психической деятельности умершего лица, в том числе:

– Страдал ли подэкспертный в период совершения юридически значимого действия психическим заболеванием, препятствующим ему полноценно осуществлять волеизъявление? Мог ли он понимать значение своих действий и руководить ими?

– имел ли подэкспертный наркотическую или иную зависимость в период совершения юридически значимого действия (вопрос к наркологу).

В случае когда подэкспертный в период осуществления юридически значимого действия не страдал психическим заболеванием, ограничивающим его дееспособность, у суда возникает необходимость с использованием компетенции эксперта-психолога установить:

– имелись ли у подэкспертного в момент совершения юридически значимого действия какие-либо психологические особенности личности, эмоционально-волевые особенности или состояния, оказавшие негативное влияние на процесс осуществления им свободного волеизъявления;

– имелись ли у подэкспертного в момент совершения юридически значимого действия какие-либо психологические причины, не связанные с психическими заболеваниями или психическими патологиями, оказавшие негативное влияние на процесс осуществления им свободного волеизъявления.

С учетом исследования указанных факторов эксперт-психолог также отвечает на вопрос о том, имелись ли у подэкспертного в период совершения юридически значимого действия психологические ограничения, обусловленные объективными законами функционирования психики человека, не страдающего психическими заболеваниями, препятствующие подэкспертному в юридически значимый период в юридически значимой ситуации полноценно осуществлять волеизъявление, понимать значение своих действий и руководить ими.

С учетом того, что у экспертов нет возможности произвести непосредственное психолого-психиатрическое обследование подэкспертного ввиду его смерти. Посмертная психологическая и посмертная психолого-психиатрическая экспертизы осуществляются по материалам, имеющимся в гражданском или уголовном деле.

В частности, психологическому исследованию подвергаются документы, имеющие сведения о подэкспертном и обстоятельствах его жизни в юридически значимый и предшествующий периоды, в том числе:

– медицинская документация за весь период жизни;
– заключения проведенных ранее экспертиз и исследований;
– фактические сведения о профессиональном и социальном функционировании подэкспертного (справки, характеристики, архивные документы);
– свидетельские показания, связанные с психологическим функционированием подэкспертного по месту жительства;
– свидетельские показания по факту участия подэкспертного в юридически значимом событии, связанном с проявлением волеизъявления, направленного на осуществление юридически значимого действия.

Через призму полученных данных осуществляется психологическое изучение подэкспертного в ситуации волеизъявления, направленного на осуществление акта, фиксирующего это волеизъявление документально.

При назначении экспертизы необходимо учитывать, что эксперт не вправе самостоятельно осуществлять сбор материалов для экспертного исследования. Экспертиза проводится только с использованием предоставленных материалов дела. При невозможности проведения посмертной психологической экспертизы по имеющимся материалам эксперт-психолог вправе ходатайствовать перед судом или следствием о предоставлении дополнительных материалов или документов.

в политехническом колледже Керчи, будет назначена посмертная психолого-психиатрическая экспертиза. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на источник, близкий к следствию.

17 октября в керченском колледже Росляков открыл стрельбу по учащимся, а также устроил взрыв. В результате трагедии погиб 21 человек, более 40 пострадали.

Что такое посмертная судебно-психиатрическая экспертиза?

Посмертная судебно-психиатрическая экспертиза — это исследование с целью установить, понимал ли человек, какие действия совершал, и отдавал ли себе в них отчет. Такая экспертиза считается довольно сложной и может назначаться только по материалам уголовного дела для того, чтобы следственные органы могли изучить индивидуальные особенности погибшего человека, а также получить более полную информацию о том, что предшествовало совершению того или иного поступка.

Как проводят экспертизу?

Обычно такую экспертизу назначают в делах, касающихся наследства, самоубийств, договоров купли-продажи и прочего. В ходе нее специалисты изучают поведение умершего, его физическое и психическое здоровье при жизни, а также показания свидетелей и возможные причины отклонения в поведении. В большинстве случаев охарактеризовать его действия позволяет физическое здоровье. Специалисты, как правило, выявляют у таких людей неврологические расстройства, которые вызывают отклонения в поведении.

После изучения истории болезни эксперты проверяют, не наблюдался умерший у психиатра и не стоял ли на учете, затем общаются с очевидцами событий. Опрашивают родных и близких, знакомых и друзей, которые дают свою оценку действий и поступков человека. Также эксперты смотрят на обстоятельства — были ли они экстремальными для конкретного человека.

«Такую экспертизу проводят по материалам уголовного дела и приобщенным к нему документам, а также согласно медицинской документации, которая может прилагаться к делу. Помимо этого эксперты могут изучать видео и другие документы. Экспертизу проводят в составе комиссии экспертов, которая включает психиатров и психологов. Предмет экспертизы может варьироваться. Бывает, что такую экспертизу проводят по суицидам, либо по обвиняемому. Вопросы для изучения в основном стандартные — страдал ли человек каким-либо расстройством, какие у него были психологические особенности и т.д. Это необходимо для того, чтобы определить, осознавал ли он свои действия. Это вопрос для суда — о вменяемости или ограниченной вменяемости человека», — говорит руководитель лаборатории судебной психологии ФГУ «Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского» Фарит Сафуанов.

Можно ли оспорить посмертную экспертизу?

Да, можно. Это можно сделать путем повторной экспертизы. Для этого необходимо заявить о таком ходатайстве.

«Любую экспертизу можно оспорить, подав соответствующее ходатайство со стороны потерпевших, или же если им недовольна сторона обвиняемого. Суд может принять экспертизу, а если она аргументированно оспаривается, то он может назначить дополнительную или повторную экспертизу», — говорит Сафуанов.

Необходимость проведения посмертной судебно-психологической экспертизы может возникнуть при расследовании дел различных категорий. Прежде всего она проводится в отношении лиц, совершивших самоубийство, когда возникает вопрос о применении ст. 110 УК РФ (доведение до самоубийства). На практике расследованием дел данной категории часто занимаются следователи военных прокуратур по фактам самоубийств среди военнослужащих. Посмертная психологическая экспертиза может быть назначена при проверке фактов насильственной смерти, когда следствие разрабатывает версии о возможном убийстве, замаскированном под самоубийство, или наоборот, о самоубийстве, замаскированном под убийство. Заключение данной экспертизы может также в необходимых случаях помочь разграничить самоубийство и смерть в результате несчастного случая.

При всем разнообразии условий, которые делают необходимой посмертную психологическую экспертизу, объектом ее всегда является погибший человек, и эксперты решают одни и те же задачи:

  • ? исследование личности, индивидуально-психологических особенностей погибшего;
  • ? исследование психического состояния погибшего, в котором он находился в период, предшествовавший его смерти; решение вопроса о том, являлось ли оно предрасполагающим к самоубийству;
  • ? исследование причин и условий развития у погибшего психического состояния, спровоцировавшего его самоубийство.

Вопросы экспертам-психологам лучше всего с(}юрмулировать следующим образом.

  • 1. Каковы были индивидуально-психологические особенности погибшего и как они проявились в обстоятельствах его смерти?
  • 2. Не находился ли погибший в период, предшествовавший его смерти, в психическом состоянии, предрасполагающем к самоубийству, и если да, то чем это состояние могло быть вызвано?

Данный вид экспертизы специалисты относят к числу наиболее сложных и ответственных, поскольку эксперты лишены возможности проведения очного экспериментально-психологического обследования. Человека уже нет в живых, но необходимо воссоздать его образ, личность, психологический статус, восстановить и исследовать внутренний мир, образ мыслей, мироощущение, чтобы выяснить причины, побудившие его уйти из жизни, или констатировать отсутствие этих причин.

Решение экспертных задач целиком основывается на собранных следствием материалах уголовного дела, и от их качества, полноты и объективности зависит обоснованность, надежность и эффективность выводов экспертов. При расследовании подобных дел представляется полезным непосредственное участие эксперта во время допросов свидетелей, предоставление эксперту в рамках экспертизы возможности опроса родственников, друзей и близких погибшего.

Материалы уголовного дела, подготовленные к производству данной экспертизы, должны содержать не только показания лиц, знавших погибшего, но и его письма, записные книжки, личные дневники, записки, а также, если имеются, образцы творчества погибшего - рисунки, стихи, прозу и т. п. Важная информация может содержаться на магнитных носителях - аудио-, видеокассетах, в памяти компьютера и на дискетах.

Для обоснованного ответа на вопросы эксперты должны располагать по возможности исчерпывающими сведениями о личности погибшего, его характере, особенностях эмоционального реагирования, стиле поведения в конфликтных ситуациях, а также о ситуации, сложившейся вокруг погибшего накануне расследуемого события, и его отношении к этому.

По мнению исследователей, суицид (самоубийство) является следствием социально-психологической дезадаптации личности, когда человек не видит для себя возможности дальнейшего существования в сложившихся условиях.

Может быть множество причин возникновения такой ситуации. Так, вероятность дезадаптации личности объективно повышается в периоды социально-экономической нестабильности в обществе, что находит беспристрастное отражение в статистике самоубийств. Особенно критическим оказывается «время потери надежд», когда общественный подъем сменяется упадком, что усугубляет кризис общественного сознания, угнетающе действует на членов общества и способствует добровольному отказу от жизни наиболее слабых его членов. Сильнее всего это проявляется в обществе, переживающем упадок и не имеющем перспектив для развития.

Иллюстрацией к этому может выступать положение в нашей стране: в 1984 г. было зарегистрировано 81 417 самоубийств (примерно 32 на 100 тыс. населения) - больше, чем во всем западном мире, включая Европу, США и Канаду. В первые годы перестройки на фоне обнадеживающих перемен явно наметился спад, но к 1989-1990 гг. и расцвету карточной системы кривая самоубийств вновь поползла вверх. В настоящее время регистрируется 38 случаев на 100 тыс. населения.

Неприспособленными в этой ситуации оказываются социально незащищенные и те, кто больше других подвержен депрессии, подавленности, у кого легко развивается чувство безнадежности, кто больше других уязвим, подвержен стрессу, импульсивен, неуверен в себе, склонен к сомнениям, зависим от окружающих. Слабыми оказываются и те, кто недостаточно гибок, бескомпромиссен, обладает повышенной требовательностью к себе.

Острое состояние дезадаптации может возникнуть вследствие тяжелой болезни, жизненных неудач, потери близкого человека. В любом случае при оценке тяжести и глубины социально-психологической дезадаптации личности рассматриваются три компонента:

  • ? серьезность нарушений привычных условий жизни;
  • ? их интерпретация человеком (жизненный крах, безвыходная ситуация, личностная катастрофа или тяжелый, но преходящий эпизод);
  • ? желание или готовность проявить усилия, чтобы приспособиться (усталость от жизни, нежелание «начинать жизнь сначала», отвращение при одной мысли об этом или готовность собраться, пересмотреть жизненные ориентиры, справиться с ситуацией).

Самоубийства различаются по своему значению и психологическим мотивам. В их основе часто осознанно или неосознанно содержится мотив-апелляция к чувствам близких людей или к общественному мнению, стремление получить от окружающих помощь и поддержку. В таком случае суицидальные действия могут принимать демонстративную окраску, являться истинными или быть имитацией, шантажом. Они нередко совершаются на глазах либо за несколько минут до прихода кого-нибудь, их способ часто не представляет серьезной угрозы - принимается небольшое количество таблеток, делается неглубокий надрез кожи, используется тонкая или старая веревка, двери оставляются открытыми.

Суицид может принимать парадоксальный характер поступка, выхода из конфликтной ситуации (как последний, неоспоримый аргумент в споре), косвенно означая включенность самоубийцы в жизнь, в отличие от полной отстраненности от жизни человека, совершающего самоубийство вследствие одиночества, тяжелой потери и т. п. В последнем случае выбираются qoy6bie и надежные способы, не оставляющие шансов выжить.

В основе самоубийств среди военнослужащих срочной службы, по мнению исследователей, лежит несоответствующая тактика приспособления к специфичным условиям жизни в воинском коллективе. Семьдесят шесть процентов самоубийств приходится здесь на первые полгода службы, на период активной адаптации. Молодые солдаты вынуждены приспосабливаться к строгому армейскому распорядку, физическим нагрузкам, ограничению личной свободы, закрытому воинскому коллективу, где порой имеют место такие негативные явления, как дедовщина, где самоутверждение некоторых военнослужащих происходит с применением грубой физической силы, морально-психологического прессинга. При возникновении конфликтных ситуаций выбор молодым солдатом тактики соперничества часто является наиболее деструктивным и в конечном счете суицидогенным.

Высока вероятность деза- даптаиии в армии у лии, в характере которых преобладают сензитивно-ши- зоидные черты: замкнутость, молчаливость, сдержанность, трудность установления неформальных контактов, склонность преимущественно к индивидуальной, а не групповой деятельности, скромность, бесконфликтность, невысокий уровень напористости, агрессивности, повышенная чувствительность, обидчивость.

Высока вероятность дезадаптации в армии у лиц, в характере которых преобладают сензитивно-шизоидные черты: замкнутость, молчаливость, сдержанность, трудность установления неформальных контактов, склонность преимущественно к индивидуальной, а не групповой деятельности, скромность, бесконфликтность, невысокий уровень напористости, агрессивности, повышенная чувствительность, обидчивость. Несмотря на свою дисциплинированность, исполнительность, они обладают низким статусом в коллективе, не пользуются популярностью среди сослуживцев, не входят в мелкие сплоченные группы, относительно близки только с одним-двумя сослуживцами, а то и вовсе не имеют друзей, не привлекают к себе внимания командиров. В конечном счете это приводит к эмоциональной изоляции, неприятию, отторжению и агрессии со стороны коллектива и отдельных военнослужащих. При отсутствии эффективной воспитательной работы в подразделении у таких солдат нарастает состояние подавленности, тоски, безысходности, снижается самооценка и чувство самоуважения, что и предрасполагает к принятию решения о самоубийстве.

Примером подобного рода является самоубийство матроса N-ской учебной части Алексея С., по которому была назначена комплексная психолого-психиатрическая экспертиза.

Экспертное исследование (экспертиза проведена отделом судебной психиатрии судебно-медииинской экспертной службы Санкт-Петербурга) выявило следующие обстоятельства. Со слов матери, Алексей родился здоровым мальчиком, развивался нормально, рос в многодетной семье, говорить начале черырех лет, несколько позже обычного. В школу пошел в 7 лет, учился неважно, оставался на второй год в 4-м и 6-м классах. По показаниям сверстников, Алеша был трудолюбив, по характеру очень спокоен, никаких отклонений в психике не проявлял, был жизнерадостным, никогда не высказывал мыслей о самоубийстве. Увлекался плаванием, техникой. В раннем детстве после конфликтов отмечалась небольшая замкнутость, но отходил быстро, постепенно с возрастом стал более уравновешенным и спокойным.

Родственники отмечают, что близких друзей у него не было, «просто были одноклассники». После вступления матери во второй брак ревниво относился к отчиму, но вскоре отношения наладились.

После окончания 6-го класса учился в УПК, получил спеииальность автослесаря, окончил 8-9-е классы вечерней школы. Согласно характеристике, за время учебы проявил себя с положительной стороны, активно участвовал в работе, среди товарищей пользовался авторитетом, показал хорошие знания на выпускных экзаменах. Отмечается, что иногда проявлял грубость и нетактичность по отношению к учителям. Близких отношений с девушками не имел, в злоупотреблении алкоголем, в употреблении наркотиков не замечен.

С. считал своим долгом отслужить в армии, не дождавшись повестки, сам явился в военкомат, попросился на флот, хотел служить на подводной лодке. В ноябре 1995 г. призван на военную службу, по результатам психофизиологического обследования определен в 1-ю (высшую) группу по нервно-психической устойчивости. По отзывам сослуживиев и командиров, за время службы зарекомендовал себя исполнительным, дисциплинированным матросом, замечаний не имел, был общительным, спокойным, миролюбивым, добродушным, в личных беседах на службу не жаловался, в конфликты не вступал, к командирам с просьбами и за помошью не обращался.

С. постоянно получал письма от матери и друзей, охотно отвечал. Из его писем, в отличие от показаний его сослуживиев и командиров, следует, что он испытывал определенные трудности в приспособлении к условиям службы. Алексей отмечает отсутствие контакта с сослуживцами, упоминает о неуставных отношениях в роте: «Здесь переводами сденеж- ными> делимся напополам

Письма С, а также его госпитализация в январе 1996 г. с диагнозом ОРЗ косвенно свидетельствуют о снижении его адаптационных возможностей, несмотря на то что в письмах нет того условного знака, о котором они с матерью заранее договорились на случай, если Алексей окажется в тяжелом положении. С. пытается представить эти факты как неизбежный атрибут армейской жизни: «...без трудностей и на гражданке нет жизни», «от тебя больней доставалось», однако в его объяснениях содержится оттенок безнадежности: «...это армия, и уже ничего не полелаешь» (курсив мой. - В. В.).

В начале марта 1996 г. С. получил телеграмму, что умер его дедушка, он несколько дней ходил расстроенный. В письме матери наряду с сожалением он выражает досаду: «Я тебе писал, чтобы ты вызов дала, а ты просто телеграмму дала... Надо было вызов делать, хоть домой съездил бы из этого дурдома...» Ао этого С. снова оказался в санчасти с диагнозом ОРВИ, сам он пишет: «Снова закосил и лег в санчасть. Ничего у меня не болит, просто в роте делать нечего, дурдом полнейший, все ходят как собаки злые... здесь лежать не скучно, с пацанами отношения не то что в роте, здесь все по-другому в лучшую сторону», «...говорили мне, что учебка - самое гнилое место на протяжении всей службы, а я, дурак, не верил, а зря...», «мне здесь все уже до такой степени надоело, хоть волком вой... Все равно, лишь бы уехать побыстрей, пока я здесь дураком не стал». Это уже свидетельствует о явной социально-психологической дезадаптации С., он находится в подавленном состоянии, разочарован, обессилен; не в силах выдержать ситуацию, он пытается вырваться из нее: ложится в санчасть, ухватывается за возможность поехать домой по вызову.

  • 10 марта Алексей в составе команды из четрырех человек был направлен в командировку на хозработы, чему он был рад, поехал с охотой.
  • 13 марта предстояло возврашение. После обеда 12 марта С. в разговоре с напарником высказывал нежелание возврашаться в часть, работать в командировке ему понравилось, но о каких-либо намерениях он не говорил. Вечером 1 2-го сослуживиы отметили изменения в его поведении,

С. был раздражен и замкнут, лег в одежде на чужую кровать, задремал, на просьбу перелечь неожиданно ответил грубостью, потом перелег, но снова не на свою кровать, направил лампу себе в лицо, на неоднократное требование выключить ее никак не реагировал, долго не спал. Утром 13-го в 6 часов сидел один на камбузе, развел огонь, включил чайник, на замечание вошедшего Б. о неаккуратно сложенных дровах раздраженно ответил грубостью, через некоторое время ушел, чисто за собой убрав. Около 8 часов С. обнаружили в туалете висяшим в петле, в кармане была написанная его рукой записка: «Я не понял толк в жизни, зачем без толку жить».

Следствие не выявило каких-либо следов борьбы, сопротивления, фактов насилия над С. Психиатры пришли к заключению, что он психическим заболеванием не страдал, в состоянии временного болезненного расстройства психической деятельности не находился. По заключению эксперта-психолога, индивидуально-психологические особенности С. сензитивного (чувствительного) типа (эмоииональная уязвимость, интро- вертированность, пассивность, неконфликтность, нерешительность) в сочетании с чувством долга, исполнительностью, ответственностью обусловили в ситуации объективно неблагополучной внешней обстановки возникновение у С. состояния хронической фрустрации, неудовлетворенности, ограничивали его возможности выбора. Это кризисное состояние обострилось в преддверии очередного возвращения С. в стрессовые, фрустрируюшие для него условия, что проявилось в его поведении в виде несвойственной ему раздражительности, сниженного настроения, отрешенности и отгороженности от окружающего. Данное состояние и явилось предрасполагающим к принятию решения о самоубийстве.

Допустимо предположить, что письма Алексея и показания его сослуживцев, отраженные в материалах данного дела, не в полной мере отражают ситуацию, сложившуюся вокруг С. накануне его смерти. При расследовании подобных дел показания солдат, особенно если они даны ими своим же командирам, часто весьма скупо отображают действительное положение дел. Специфика закрытых воинских коллективов может создать для следователя значительные сложности в расследовании подобного рода дел, требует особой тщательности и настойчивости в сборе материалов для экспертизы.

При сборе информации о личности погибшего не следует пренебрегать сведе ниями о его развитии в детстве, школьной успеваемости, характере взаимоотно шений в родительской семье, в особенности если расследуется самоубийство под ростка. В случае суицида военнослужащего необходимы материалы, характери зующие личность погибшего до призыва в армию.

Относительно развития подэкспертного в детстве экспертам-психологам важ но знать следующее:

  • ? возраст матери на момент рождения подэкспертного;
  • ? была ли беременность желанной, запланированной;
  • ? течение беременности, роды, осложнения;
  • ? не было ли задержек в раннем развитии, начале ходьбы, речи;
  • ? особенности поведения, возбудимость, плаксивость, пассивность, частые истерики, ночные страхи, сомнамбулизм (хождение во сне), ночной энурез (недержание мочи), заикание и т. и.;
  • ? кем воспитывался в детстве, особенности воспитания;
  • ? не было ли длительных разлук с матерью;
  • ? черты характера родителей, их сталь воспитания;
  • ? не было ли утраты родителей, в каком возрасте, по какой причине;
  • ? посещал ли детские дошкольные учреждения, отзывы воспитателей;
  • ? возраст начала учебы в школе;
  • ? успеваемость и ее динамика, отзывы педагогов;
  • ? какие предметы усваивались легче, какие труднее;
  • ? увлечения во внешкольное время;
  • ? особенности пубертатного («трудного») возраста, изменения в характере, не было ли побегов из дома, прогулов занятий, факты курения, алкоголизации, наркотизации, раннее начало половой жизни и т. и.;
  • ? круг друзей, приятелей, групповые нормы общения, кумиры и идеалы подростка;
  • ? отношение к будущему, профориентация, характер планов, намерений, их самостоятельность, реалистичность, устойчивость;
  • ? отношение к воинской службе: было ли желание служить, в какой род войск хотел призываться и др.

Сведения об особенностях поведения, характера, эмоциональной сферы погибшего могут быть получены из наблюдений лиц, знавших последнего. При

  • ? внешний вид: аккуратный, небрежный, невыразительный, неряшливый, выглядел на свой возраст, моложе своих лет, старше;
  • ? присущее выражение лица: спокойное, осунувшееся, вялое, скорбное, удивленное, гримасничающее;
  • ? манера держаться: непринужденно, раскованно, безразлично, демонстративно, театрально, нагловато, без чувства дистанции, скованно, зажато, застенчиво, незаметно;
  • ? взгляд: блестящий, тусклый, холодный, прямой, открытый, исподлобья, пристальный, озирающийся, осторожный, в сторону, вниз, бегающий;
  • ? плач и слезы: часто плакал, на глазах появлялись слезы при упоминании каких-либо событий, отличался сдержанностью;
  • ? улыбка: смущенная, искренняя, ироническая, дурашливая, загадочная, неадекватная;
  • ? голос: тихий, громкий, высокий, низкий;
  • ? движения и жесты: без особенностей, манерные, медлительные, угловатые, суетливые, отсутствие жестикуляции, часто повторяемые движения;
  • ? интонации: без особенностей, злобные, гневливые, раздражительные, жесткие, требовательные, мягкие, жалостливые, страдальческие, просящие, радостные;
  • ? продуктивность речи: лаконичная, скупая, многословная, обыкновенная;
  • ? темп речи: замедленный, с паузами, ускоренный, нормальный;
  • ? особенности речи: частое употребление словесных клише, уменьшительных и ласкательных суффиксов, жаргон, «сорные слова»;
  • ? контактность: вступал в контакт первым, легко, быстро, охотно, с трудом, сдержанно, настороженно, отвечал с задержкой, часто невпопад или не по существу;
  • ? эмоционально-волевое состояние: был боязливым, грустным, унылым, скучным, ленивым, переменчивым, обидчивым, злобным, стыдливым, раздражительным, пассивным, пессимистичным, оптимистичным, жизнерадостным, веселым, в приподнятом состоянии, энергичным, инициативным, упорным;
  • ? внимание: наблюдательный, рассеянный, отвлекаемый, без особенностей;
  • ? память: цепкая, хорошая, плохая, без особенностей;
  • ? мышление: последовательное, поверхностное, с потерями мысли; сообразительный, изобретательный, тугодум, резонер, частые уточнения, излишняя детализация.

Необходимо выяснить также, каково было состояние здоровья погибшего, какие заболевания он перенес. Особенно важно, на что он жаловался накануне происшествия, была ли у него бессонница, с каким самочувствием он просыпался.

Безусловно, вызывает интерес степень религиозности погибшего, его профессиональная динамика, наличие различных проблем: алкогольных, финансовых, служебных, криминальных, личных - и его отношение к ним.

Если возникнет предположение, что погибший был не вполне психически полноценным, здоровым человеком - имел травмы головного мозга, отличался странностями в поведении и т. и., то необходимо назначать комплексную психолого-психиатрическую экспертизу.

В генезисе суицида нельзя не учитывать роли семьи - ближайшего социального окружения человека. Характер семейных взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми имеет исключительное значение в развитии социально-психологической дезадаптации личности. Внутрисемейная атмосфера способна успешно компенсировать, сглаживать суицидогенные проявления личности, но может и усиливать или даже провоцировать их.

Суицидологи указывают на следующие семейные факторы, которые могут предрасполагать к самоубийству :

  • ? отсутствие отца в раннем детстве;
  • ? недостаточность материнской привязанности к ребенку в родительской семье;
  • ? отсутствие родительского авторитета;
  • ? матриархальный стиль отношений в семье;
  • ? сверхавторитарность слабого взрослого, стремящегося утвердить себя с помощью эмоциональных взрывов и телесных наказаний ребенка;
  • ? развод родителей;
  • ? семьи, где суицид или суицидную попытку совершали родители или близкие родственники.

Наряду с этим выделяют определенные социально-психологические типы семей, стиль взаимоотношений в которых создает потенциальную опасность самоубийства. К ним относят следующие.

  • 1. Тип дезинтегрированной семьи, характерной особенноетью которой является обособленность ее членов, формальность отношений, отсутствие эмоциональных связей между ними; особенно опасная ситуация может сложиться в частично дезинтецжрованной семье, в которой кто-то оказался изолированным в одиночестве перед коалицией объединившихся против него родственников.
  • 2. Противоположный дезинтегрированному тип суперинтегрированной семьи, где нарушается чувство личной автономности членов семьи, которые настолько «вжились» друг в друга, что и не мыслят существования врозь, отдельно; в такой семье смерть одного обнажает абсолютную беспомощность другого.
  • 3. Тип дисгармоничной семьи, характеризующийся рассогласованием целей, по- требноетей ее членов, отсутствием взаимной ориентации на общность и согласие, нежеланием поступиться собственными интересами и привычками. Соблюдение принятых норм принимает здесь характер принуждения, связан для кого-то с фрустрацией. Постоянное навязывание одним другому своих привычек, требование изменить поведение, стремление заставить его вести себя в со- ответетвии с неприемлемыми для него жизненными ориентациями может создать в такой семье опасную ситуацию.
  • 4. Тип закрытой самодостаточной семьи, для членов которой семья является основной сферой приложения сил, единственным смыслом жизни, все остальное - работа, внесемейные отношения и др. - рассматриваетея лишь как средства для поддержания и обеспечения семейного благополучия. Какой-либо кризис в главной области жизнедеятельности - семье - грозит обернуться для ее членов суицидоопасной ситуацией.
  • 5. Тип консервативной семьи, оеновной особенностью которой является неспособность адаптироваться к изменчивым внешним условиям. Если член такой семьи оказывается вовлеченным в конфликт, развернувшийея вне этой семьи, другие члены в силу консервативной установки не могут прийти ему на помощь и дистанцируются от конфликта или принимают сторону противника. Подобная ситуация может восприниматься как предательство и привести к самоубийству вовлеченного в конфликт члена семьи. Как отмечают исследователи, таков механизм большинства так называемых «школьных» самоубийств.

Завершая этот параграф, хочу заметить, что проблема самоубийств в нашем обществе приобрела в последнее время угрожающий характер. Назрела необходимость более активного обращения к ней правоохранительной системы, подкрепленной компетентностью судебной психологии и психиатрии.

  • ЛбрумоваЛ. Г., Пустовапова JI. И. Семейная диагностика в суицидологической практике. М., 1983.

В практике судебной медицины существует такое понятие - "психиатрическая посмертная экспертиза". Действительно, в некоторых случаях заключение судебный эксперт делает уже после смерти человека. Давайте же поговорим о том, что такое и в каких случаях она проводится посмертно.

Что такое судебная психиатрическая экспертиза?

Судебная психиатрическая экспертиза - это процедура освидетельствования, которую проводит квалифицированный медицинский работник, психиатр. Целью этого мероприятия является установление вменяемости или психической неполноценности человека, ставшего жертвой в уголовном деле, а также обвиняемого и свидетелей, проходящих по данному делу. Если речь идет о то судебная психиатрическая экспертиза может проводиться как в отношении истца, так и в отношении ответчика.

Для того чтобы вынести свое заключение, судебный психиатр должен максимально полно ознакомиться с делом, по которому ему предстоит работать. Он получает доступ ко всем материалам, предоставленным обвинением и защитой, а также беседует с самим обследуемым человеком.

Но что же делать, если следствие нуждается в заключении о вменяемости или невменяемости умершего человека? В этом случае проводится психиатрическая посмертная экспертиза.

В каких случаях экспертиза назначается посмертно?

Проведение такого типа исследования может при необходимости определяться следствием по уголовным делам, а также по делам гражданским.

Если рассматривается уголовное дело, то психиатрическая посмертная экспертиза может назначаться в следующих случаях:

  • если человек совершил преступление и скончался до суда;
  • когда проводится повторное рассмотрение приговора осужденного человека, умершего до заседания;
  • если потерпевший, в отношении которого было совершено противоправное действие, скончался, но перед своей смертью успел сообщить некоторые сведения следственным органам;
  • в случае самоубийства человека.

Если же речь идет о то психиатрическая экспертиза посмертно назначается при рассмотрении исков, связанных с актами дарения имущества или его завещания.

Проведение посмертной психиатрической экспертизы

Самая большая сложность при проведении такого рода исследования - то, что человека уже нет в живых. И судебному психиатру приходится по крупицам восстанавливать покойного, чтобы определить особенности его характера, реагирования на различные ситуации, мотивы его поведения.

Психиатру предоставляются все материалы дела, собранные следственными органами. Зачастую документы становятся единственными источниками, на которые может опираться данный специалист при выполнении своей задачи. Именно поэтому правильность вынесенного медиком решения во многом зависит от того, как над делом поработало следствие.

Заключение эксперт выносит на основании рассмотренных им документов. При этом им решаются некоторые экспертные вопросы.

Посмертная психиатрическая экспертиза: вопросы

Выносимые на экспертизу вопросы условно подразделяются на основные и дополнительные. К первостепенным вопросам исследования относятся следующие:

  1. Какое психологическое состояние отмечалось у обследуемого перед смертью?
  2. Возникло ли это психологическое состояние по причине действий, совершаемых другим человеком? Если обследуемый совершил самоубийство, то под такими действиями другого лица понимаются угрозы, насилие, жестокость или унижение человеческого достоинства.

Дополнительными вопросами, рассмотрения которых требует психиатрическая посмертная экспертиза, могут являться следующие:

  1. Отмечалось ли у обследуемого состояние психологического напряжения или эмоционального возбуждения?
  2. Можно ли заключить, что обследуемый находился в состоянии физиологического аффекта?

Заключение судебного психиатра

Психиатрическая посмертная экспертиза предполагает составление врачом документа, заключения по итогам обследования. Этот документ имеет определенную структуру.

Сначала описывается формальная сторона проведенного исследования. Прилагается указываются должности и фамилии сотрудников, назначивших исследование. Описываются также обстоятельства, исходя из которых вынесено постановление об экспертизе, перечисляются фамилии психиатров, участвовавших в исследовании. Затем указываются обстоятельства дела, а также приводятся сведения о жизни обследуемого человека, возможные симптомы В заключительной части делается вывод о психологическом состоянии обследуемого, ставится экспертный диагноз и приводится его обоснование.

Такая экспертиза помогает не только обрисовать психологический портрет обследуемого человека. Помочь разграничить случаи самоубийства, убийства или даже умышленного убийства, замаскированного под суицид, может также психиатрическая экспертиза, посмертно проведенная квалифицированными специалистами.