МЕХАНИЗМ НАЦИОНАЛИЗАЦИИ И ПРИВАТИЗАЦИИ

1. Национализация собственности

Национализация – переход хозяйственных объектов из частной собственности в государственную.

Происходит на условиях выкупа имущества у его владельцев.

Национализация служит инструментом глобального укрепления и стабилизации системы рыночной экономики в критические периоды её развития.

Разновидностью национализации является деприватизация, т.е. обращение в государственную собственность приватизированного ранее имущества.

Цели национализации

 Сохранение предприятий производственной и социальной сферы, имеющих стратегическое значение для обеспечения государственной безопасности страны ил необходимых обществу (оборона);

 Обеспечение экологической безопасности;

 Защита потребителей от злоупотреблений, к которым может привести нахождение в частной собственности естественных монополий;

 Осуществление структурной перестройки народного хозяйства;

 Пресечение незаконного перевода прибыли за границу.

Основания для национализации

Угроза экономической и государственной безопасности страны;

Банкротство предприятий и других необходимых обществу объектов производственной и социальной сферы;

Изменение профиля приватизированных предприятий;

Занижение стоимости приватизированного имущества или продажа государственных пакетов акций частным собственникам по ценам ниже их реальной стоимости;

Нарушение законодательства страны.

Варианты национализации

1. Принудительное отчуждение имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц в пользу государства с возмещением стоимости этого имущества и других убытков в порядке, установленном законодательством страны (ст. 239-243, 306 ГК РФ), либо без возмещения в качестве карательной меры.

2. Добровольный, по инициативе граждан и юридических лиц, являющихся собственниками имущества.

2. Приватизация собственности.

Основой экономической реформы, в процессе которой происходит смена одного типа социально экономической системы на другой тип, является разгосударствление и приватизация.

Основными характеристиками смешанной экономики является многообразие форм собственности, рыночный механизм самоорганизации, свободное предпринимательство, государственное регулирование рынка и распределение по собственности и труду.

Разгосударствление – это процесс демонополизации экономической системы, персонификации всех форм и видов собственности, уход от огосударствления, бюрократизации владения, пользования, распоряжения средствами производства и созданными продуктами во всех формах собственности и хозяйствования, доведение до оптимального удельного веса государственной собственности за счёт резкого повышения частной собственности.

Приватизация – процесс передачи государственной и муниципальной собственности в частную.

Процесс разгосударствления и приватизации во всех странах мира регулируется государством по определённым программам. Единого опыта и единых программ приватизации в мире нет.

Приватизация в России

До настоящего времени программ приватизации в нашей стране 2.

1. Программа приватизации, разработанная согласно Закону «О приватизации», которая была рассчитана на 3 года и состояла из конкретных заданий на 1992 год, а также прогноза на последующие два года, фактически до 01.07.1994 г. – «ваучерная приватизация».

2. Программа, составленная согласно Указу Президента РФ от 22.07.1994 г. № 1585. Это программа постваучерной финансовой приватизации.

ГЛАВНЫЕ ЦЕЛИ ОБЕИХ ПРОГРАММ:

Повышение эффективности экономики в целом и отдельных предприятий в частности

Формирование широкого слоя собственников и конкурентной среды

Социальная защита населения

Привлечение в производство инвестиций, в т.ч. иностранных

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ РОССИЙСКОЙ ПРИВАТИЗАЦИИ

Жёсткое административное централизованное регулирование.

Преимущественно технологический, а не экономический характер приватизации.

Широкое привлечение население и персонала предприятий к процессу приватизации.

Условная, заниженная оценка стоимости активов предприятий.

Отсутствие экономической ответственности Гскомимущества РФ и комитетов по управлению имуществом за результаты приватизации.

Сжатые директивные сроки проведения широкомасштабных программ приватизации по всей России без учёта специфики регионов, стадии их готовности к приватизации, особенностей каждого предприятия.

ОСНОВНЫЕ ОТЛИЧИЯ РОССИЙСКОЙ ПРИВАТИЗАЦИИ

Приватизация а развитых странах происходила в условиях, когда экономика находится на подъёме. В России приватизация проходила в условиях экономического спада.

Одной из основных целей приватизации является повышение эффективности экономики в целом и частного сектора в частности. В России в результате приватизации эффективность производства резко не выросла.

Приватизация должна вести к росту уровня социальной защиты населения. В России – к резкому социальному расслоению общества.

Приватизация должна создать условия для эффективного мотивационного механизма производительного труда. В России мотивация к производству в результате приватизации снизилась.

Приватизация должна создать условия для привлечения эффективного иностранного инвестора, а он не всегда идёт с желанием на частные российские предприятия.

СПОСОБЫ ПРИВАТИЗАЦИИ

Безвозмездная раздача акций АО

Продажа акций АО

Продажа предприятий на коммерческих и инвестиционных аукционах

Продажа предприятий на коммерческих и инвестиционных конкурсах

Выкупы арендуемых предприятий

Реорганизация колхозов и совхозов путём создания фермерских хозяйств, их ассоциаций, производственных кооперативов и других формирований

Преобразование государственных и муниципальных предприятий в ОАО, 100% акций которых находится в государственной собственности

Внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставный капитал компании

Отчуждение находящегося в государственной и муниципальной собственности пакета акций, созданных в процессе приватизации ОАО, владельцами государственных, муниципальных ценных бумаг.

ВАРИАНТЫ ПРИВАТИЗАЦИИ

20% уставного капитала АО предлагается работникам предприятия в форме привилегированных акций.

10% акций – им же со скидкой; 30% - в форме обыкновенных акций; 5% - администрации предприятия; остальное – на свободную продажу

51% уставного капитала предлагался персоналу предприятия в форме обыкновенных акций по установленной цене без скидок. Остальные акции поступали в свободную продажу.

20% уставного капитала предлагалось персоналу предприятия в форме обыкновенных акций с 30% скидкой с их нормативной цены. 30% уставного капитала – группе работников предприятия, взявших на себя ответственность за выполнение плана приватизации, недопущения банкротства предприятия в течение года при согласии общего собрания коллектива предприятия.

Самым распространённым способом разгосударствления крупных предприятий стало акционирование. При этом 75% предприятий акционировалось по 2 варианту, т.е. контрольный пакет акций оставался в руках персонала предприятий.

ИТОГИ РОССИЙСКОЙ ПРИВАТИЗАЦИИ

1. Ваучерная приватизация носила политический характер и не имела формы эффективного социально – экономического процесса. Она привела к сосредоточению ваучеров в руках узкого слоя населения, которому собственность фактически досталась бесплатно. При этом перепродажа ваучеров усилила инфляцию

2. Не был решён вопрос с трансформацией приватизированных предприятий в форму хозяйств предпринимательского типа. Но было потеряно управление государственными предприятиями, т.е. произошло ослабление государственности в РФ.

3. В условиях, когда контрольный пакет акций в большинстве случаев передан в руки работников, мог быть потерян реальный собственник, умеющий управлять.

4. Слабая ориентация на своеобразие регионов, отраслей, местных условий, специфику предприятий приводит к целому ряду экономических и социальных противоречий между регионами и центром, между отраслями и предприятиями.

5. Приватизация не связана с другими элементами реформы, т.е. созданием рыночной инфраструктуры, формированием экономического механизма и свободы предпринимательства.

Ваучерный период приватизации в России 1990-х гг. был ее первым аккордом. Этот этап также называют «народным», так как благодаря чекам в стране появилось около 40 миллионов акционеров. Ваучерная модель была полна противоречий и юридических изъянов, приведшими к неравномерному перераспределению собственности в стране.

Цели

В 1992 – 1994 гг. в России проводилась ваучерная приватизация. Идеологами экономических реформ она рассматривалась как первый этап передачи государственной собственности в частные руки. Формы, цели, варианты и конкретные пути приватизации были определены в специальных документах. Это были государственные программы, принятые в 1992 и 1993 гг.

В них провозглашались основные цели приватизации. Они сводились к формированию слоя частных собственников, которые должны были помочь властям создать рыночную экономику. Считалось, что ваучерная приватизация поможет повысить эффективность деятельности предприятий. Средства, поступившие из рук граждан в казну, планировалось потратить на развитие социальной инфраструктуры. Все вышеописанное должно было содействовать процессу стабилизации экономического положения в Российской Федерации. Кроме того, ваучерная приватизация могла привлечь иностранные инвестиции содействовать демонополизации хозяйства страны и создать конкурентную среду.

Согласно программе, государственное имущество было поделено на несколько групп. Это были предприятия, ваучерная приватизация которых была запрещена, объекты, которые подвергались приватизации согласно решению правительства России. В другую категорию входили заводы, подлежащие незамедлительной и обязательной приватизации.

Ваучеры

Правительство предусмотрело четыре способа приватизации, с помощью которых государственные предприятия должны были быть отданы в частные руки: коммерческий конкурс, аукцион, аренду с правом выкупа и акционирование. Последний метод и был связан с ваучерами. Согласно новому законодательству, каждый гражданин Российской Федерации приобретал именной счет. На него зачислялись деньги, которыми оплачивалась приватизация государственных предприятий.

Приватизационный чек, или ваучер, стал использоваться на территории России в начале 1992 года. Именно эти государственные ценные бумаги принимали в уплату за долю в приватизированном имуществе. Согласно закону, каждый российский гражданин имел право получить только один ваучер. Эти бумаги обладали ограниченными срок действия (3 года с момента выпуска). Каждый приватизационный чек имел номинальную стоимость, равную 10 тысячам недоминированных рублей. При этом продажа и покупка этих бумаг объявлялась свободной, а их реальная цена определялась по соглашению участников сделки. Накануне приватизации совокупность предприятий страны была оценена в 1,400 миллиардов рублей. Количество выпущенных ваучеров было определено, исходя из этой цифры.

Недостатки

С самого своего начала приватизация в России приняла противоречивый характер. Ее формат был расплывчатым и обладал множеством юридических дыр. Кроме того, хотя некоторые страны уже имели опыт приватизации после крушения плановой и централизованной экономики, таких ее масштабов как в России нигде еще не было. Правительство и Верховный Совет долго не могли договориться о том, как государственные предприятия будут передаваться в частные руки. Кроме того, на формат продажи повлияли лоббистские группы, стремившиеся защитить интересы определенных бизнесменов и крупных собственников.

Суть ваучерной приватизации не нравилась главным идеологам строительства рыночной экономики – Егору Гайдару и Анатолию Чубайсу. Тем не менее 3 июля 1991 года закон об использовании именных счетов все-таки был принят. Ваучерная приватизация в России приобрела множество недостатков, самый весомый из которых – уязвимость к коррупции. У сотрудников предприятий были преимущественные права на выкуп акций. Как показал опыт, «красные директора» часто давили на работников, перекупая у них чеки и захватывая контроль над крупным имуществом. Также они могли добиться необходимых для себя результатов голосования во время собрания акционеров трудового коллектива.

Ход приватизации

Все этапы приватизации на крупных и средних предприятиях умещались в два шага. Первым проводилось акционирование завода или фабрики и преобразование в новые открытые акционерные общества. В корне менялась организационная и правовая форма предприятия. После этого происходил выпуск акций, распределявшихся между его сотрудниками согласно их ваучерам. Это были члены трудового коллектива и руководство. Также часть акций могла попасть в руки внешних юридических и физических лиц. Пропорции этого распределения определялись самим коллективом трудящихся. В некоторых случаях определенный пакет акций оставался в муниципальной или государственной собственности. Если это происходило, то в такие общества назначались представители Российской Федерации или ее субъектов.

В каждом конкретном случае трудовые коллективы по-своему решали, что делать с имуществом – выделять из его состава отдельные предприятия или объединять их в группы, таким образом создавая большие компании. Они становились холдингами и владели контрольным пакетом акций. Считалось, что именно работники лучше всего решат судьбу своих предприятий. Они были заинтересованными лицами (в экономической теории есть аналогичное понятие - «stakeholders»), и являлись не просто отстраненными равнодушными наблюдателями, которые видели в заводе только имущество. И тем не менее эффективных предпринимателей из простых рабочих не получилось. Сказалась неприсобленность народных масс к новым рыночным условиям.

«Народная приватизация»

В 1992 – 1994 гг. около 40 миллионов человек в России стали акционерами, а еще миллион – малыми бизнесменами. Поэтому в обиходе закрепилось понятие «народной приватизации». Обычно так называют самый первый период перераспределения собственности в России 1990-х гг.

Безвозмездное распределение ваучеров оказалось эффективным только в первые месяцы реформ. Вскоре стала ясной невозможность оценить реальную рыночную стоимость этих бумаг. Сказывалась неразвитость рыночных отношений и зачаточное состояние фондового рынка. Стоимость одного ваучера могла колебаться от нескольких рублей до тысяч рублей в зависимости от конкретного предприятия и конъектуры.

Криминализация

Рядовые акционеры почти не имели возможности управлять делами акционерного общества, даже несмотря на то что формально собственность распределялась равномерно. Кроме того, в 1992 году была проведена переоценка капитала всех приватизируемых предприятий. Изъян был в том, что она осуществлялась без учета инфляции. Таким образом собственность получила заниженную оценку, что только облегчило ее переход в руки «красных директоров» и других менеджеров, вовремя осознавших собственное привилегированное положение.

Фактически из-за непродуманности механизма обращения и выпуска ваучеров разные группы населения оказались на неравных стартовых позициях в гонке за приватизированным имуществом. Очень быстро это привело к криминализации экономических отношений. Например, частыми стали негласные и нелегальные передачи пакетов акций различным влиятельным чиновникам, хотя они не имели права участвовать в покупке ценных бумаг.

При повальном масштабе приватизации государство почти не извлекло из нее выгоды. В 1993 году доход от коммерческого использования муниципальных предприятий составил меньше процента от всех доходов казны. Ожидаемые иностранные инвестиции так и не приходили. Зарубежные бизнесмены опасались нести деньги на рынок, где царил «дикий капитализм», царствовала преступность, а закон был бессилен.

Результаты

Всего за период приватизации за приватизационные чеки было продано около 16 тысяч предприятий. К середине 1994 года в результате ваучерных сделок в частной собственности оказалось 70% промышленности страны. Также была передана большая часть объектов малой приватизации. В эту категорию входило 85 тысяч магазинов, кафе, ресторанов и т. д. Малая приватизация в большинстве регионов России завершилась к концу 1994 года. К тому же сроку на базе крупных и средних предприятий было создано около 20 тысяч акционерных обществ.

Государство предоставляло трудовым коллективам несколько вариантов льгот. Большая их часть (75%) предпочла выбрать контрольный пакет акций. Считалось, что эта форма собственности поможет избежать установления внешнего постороннего контроля над предприятиями. Тем не менее преимущества данного варианта очень быстро свелись на нет, из-за того, что акции скупались администрацией. Около трети всех ваучеров было перепродано за бесценок с помощью чековых инвестиционных фондов (ЧИФ). Они заключили сделки с 22 миллионами граждан (около 15% населения России). Внесенные в ЧИФы ваучеры практически не дали никаких дивидендов из-за того, что эти краткосрочные организации быстро прекращали свое существование. Поэтому, как правило, работники становились акционерами лишь на короткий период. Кроме того, владение одной-единственной бумагой нигде и никогда не делало человека реальным совладельцем предприятия.

Окончание ваучерного периода приватизации

Главным итогом ваучерной приватизации был переход от командно-административной экономики к рыночной модели. Государство утратило монополию в большинстве сфер народного хозяйства. Широкомасштабный процесс продлился всего два года. Такая внезапность не могла обойтись без потрясений. Недаром реформы начала 90-х до сих пор называют «шоковой терапией». Ваучеры оказались эффективным средством уничтожения прежде существовавшей экономико-социальной системы. Разрушение прежних основ не могло сопровождаться ростом экономики.

Когда ваучерный этап приватизации закончился, в стране появились частные собственники, однако почти никого из них нельзя было отнести к ответственным и эффективным предпринимателям. Новые владельцы, скупившие предприятия за бесценок, могли прийти «со стороны», не имея ни малейшего представления о реалиях отрасли. Часто предприниматели заботились только о получении прибыли, в то время как качество услуг и производства их вообще не беспокоило. Конечно, были и исключения, но принципиально нового и весомого класса собственников западного образца в России не появилось и не могло появиться в столь короткие сроки.

Летом 1994 года начался новый этап приватизации – денежный. Он должен был сгладить недостатки и исправить ошибки, которые были совершены при выпуске и продаже ваучеров. В правительстве надеялись, что платная приватизация приведет к управлению предприятиями эффективных и ответственных предпринимателей. Затем последовали залоговые аукционы, которые, ко всему прочему, закрепили появление новой прослойки олигархии.

Критика

Все формы приватизации, в том числе и ваучерная, подвергались критике как в 90-е гг., так и сейчас. Одной из самых частых претензий является обвинение в слишком быстром проведении передачи имущества в частную собственность. Фактически приватизация в России прошла без какой-либо подготовки государственных институтов и на зыбкой законодательной базе. Во-вторых, после раздела имущества заметно ослабла федеральная власть. Произошла эрозия общественного порядка, начался рост коррупции. В-третьих, так и не появился класс реальных собственников. Почти все приватизированное имущество перешло к новым хозяевам посредством воровских и нечистоплотных способов.

Всему этому способствовала порочность ваучерных механизмов. Реформаторы стремились как можно быстрее порвать с коммунистическим прошлым, что привело к печальным последствиям. Другие критики попросту обвиняют инициаторов экономических преобразований в преступности и сговоре с бизнесменами, сколотившими состояние из ничего посредством обмана простых граждан.

Была ли альтернативная программа приватизации? Критики часто говорят о том, что она должна была происходить медленно, по мере появления рыночных институтов. Для честного раздела советского наследия предлагалось продлить государственный контроль над приватизируемым имуществом. Еще в последние годы СССР много обсуждалась модель аренды с правом выкупа. Этот способ мог бы эффективно заменить эпопею с ваучерами, однако к нему так и не обратились.

Защита выбранного курса

У политики Гайдара и Чубайса есть и свои защитники. Рассуждая о невозможности постепенных реформ, они часто апеллируют к той сложной обстановке, в которой оказалась экономика, когда началась ваучерная приватизация. Годы планов, пятилеток, перекосов в бюджете, раздутого ВПК в советскую эпоху привели к тому, что меры необходимо было принимать срочно. Без моментальной перестройки экономики страна могла столкнуться с опасностью голода, социальной напряженности и в худшем случае - гражданской войны. Именно поэтому реформаторы, обладавшие реальной властью в конце 1991 – 1992 гг., решили использовать ваучеры, хотя и Гайдар, и Чубайс поначалу были сторонниками плана постепенной приватизации с использованием привычных денег.

Еще в 1987 г. был принят Закон СССР о государственном предприятии. Это был эпохальный документ. Он зафиксировал фактическую независимость трудовых коллективов заводов (а фактически директоров) от государства. Позже это явление получило название «спонтанной приватизации». Под этим эвфемизмом скрывался переход собственности в руки тех, в чьих руках она была на момент принятия закона. Когда было положено начало ваучерной приватизации, власть новой России уже не имела влияния на жизнь многих предприятий, которые формально еще были государственными, но на самом деле уже стали вотчиной «красных директоров».

Еще одним важным законом, принятым еще в советское время в 1988 году, был Закон о кооперативной деятельности. Этот документ подсказал, как можно удобно и легально растащить государственную собственность. На предприятиях создавались кооперативы, которые стали заниматься самыми эффективными видами деятельности своего завода, фабрики и т. д. Их главы для своей наживы использовали разницу между своими рыночными и общими государственными ценами. Разница оседала в кармане директора – фактического хозяина кооператива. Таким образом, проведение ваучерной приватизации лишь закрепило те порядки, которые уже существовали в последние советские годы экономического хаоса и разрухи.

Приватизация 1991-1997 годов стала логическим завершением выхода России на новый путь развития – рыночную экономику. Разгосударствлению подлежало все недвижимое имущество (предприятия, жилье), природные ресурсы, земля. По сути приватизация является передачей бывшей госсобственности в руки частных владельцев (как вариант - коллективов).

Порочный круг социалистического хозяйствования и управления, когда всё принадлежит всем и никто конкретно в результате не заинтересован, привел к катастрофическому состоянию экономики. Развал СССР в 1991 добавил масла в огонь. Старая правовая база уже не соответствовала требованиям действительности. Новая фактически не была сформирована.

В таких условиях передача государственной собственности частникам имела решающее значение. Ставка делалась на то, что новые владельцы будут кровно заинтересованы в прибыльности предприятий и смогут наладить разрушенное за годы советской власти производство. Но именно из-за отсутствия четкой правовой базы благое начинание пошло по ложному пути и превратилось в настоящее разворовывание богатств страны.

Ваучерная приватизация

Управление ходом приватизации традиционно связывают с именами двух людей: Анатолия Чубайса и Егора Гайдара. Первый – председатель Госкомимущества РСФСР и один из авторов новой экономической реформы. Второй - заместитель главы правительства по экономическим вопросам и главный идеолог приватизации.

По их предложению было решено провести процесс разгосударствления путем распространения среди населения приватизационных ваучеров (чеков) гособразца. По задумке идеологов реформы 1 ваучер равнялся 10-ти тысячам дененоминированных рублей. Выдача ваучеров была попыткой как-то урегулировать ход приватизации при отсутствии адекватной правовой базы.

Стоимость всего имущества была условно поделена на общее число граждан страны. 1 ваучер и обозначал долю, которой владел каждый отдельно взятый россиянин. По замыслу держатели ваучеров после окончания приватизации должны были получать некий процент прибыли от суммарных доходов предприятия, долей которого они владели.

Что происходило на самом деле

Ход приватизации теоретически регулировался двумя главными правовыми актами. Один из них был издан по инициативе лично президента Ельцина. Но на деле эти законы не действовали. Приватизация производилась огромной коррумпированной «машиной». Проценты и доли участников подтасовывались. В одних случаях предприятия силой захватывались их директорами. В других - в ход шли взятки чиновникам, которые должны были регулировать процесс и следить за соблюдением законов.

Ваучеры, которые были розданы населению, фактически мало что стоили. 2 ваучера в 90-ые годы меняли на одну бутылку водки или пару килограмм гречки. Простые россияне не знали, как поступать с этими документами, поэтому нередко просто выменивали их на еду. Ваучеры пачками скупались спекулянтами всех мастей, и в результате основная часть населения страны в приватизации вообще никак не участвовала.

Ценнейшая госсобственность почти «раздаривалась» тем, кто имел связи в Госкомимуществе и подчиненных организациях. В ходу была такая схема: реальная стоимость предприятия искусственно занижалась, после чего на залоговом аукционе оно продавалось за бесценок заинтересованному лицу. Особенно часто это практиковалось в отношении крупных объектов типа морских пароходств, заводов черных и цветных металлов, предприятий по добыче нефти и пр.

Результаты

Всего за весь период приватизации (процесс длился вплоть до 2006 года) было приватизировано более 120 тысяч бывших государственных предприятий. За эту ценность в казну государства поступило около 17 млрд долларов, что равнялось 505 млрд рублей по курсу 1 доллар = 30 рублей. 2/3 этой собственности было приватизировано в 1992-1997 годах. За нее государство выручило только 90 млн рублей с учетом буйствовавшей тогда гиперинфляции.

Благодаря варварской приватизации более 70% государственной собственности было продано за бесценок и переделено между «приближенными». Сейчас она приносит новым владельцам огромные доходы. На этой основе и сформировался процветающий тогда и сейчас класс олигархов. Другим негативным последствием безграмотной приватизации стал резкий спад производства и новый кризис в экономике.

В 90-ые годы много потеряло не только государство в общем, но и каждый россиянин в частности. Почти 80% населения не получило ни копейки за свою часть бывшей государственной собственности. Многие российские граждане считают приватизацию нечестной и готовы к пересмотру ее результатов.

Приватизация в России

Приватизация в России - процесс передачи государственного имущества Российской Федерации (ранее РСФСР) в частную собственность , который осуществлялся в России с начала 1990-х годов (после распада СССР). Приватизацию обычно связывают с именами Е. Т. Гайдара и А. Б. Чубайса , занимавшими в то время ключевые позиции в правительстве. В результате приватизации значительная часть государственного имущества России перешла в частную собственность.

Приватизация в России часто подвергается резкой критике. Утверждается, что новые обладатели собственности получили её не по заслугам, а за счёт личных связей и неформальных отношений с первыми лицами государства и их родственниками. С приватизацией связывают появление в России олигархов , слишком сильное и несправедливое экономическое расслоение населения России. Значительная часть населения России воспринимает приватизацию 90-х как аморальную, преступную. В народе даже её стали называть «прихватизация».

С другой стороны, как утверждает Владимир Мау , приватизация проводилась в крайне сложной экономической, финансовой и политической обстановке: конфронтация Верховного совета РФ с Президентом и Правительством затрудняли создание правовой базы и проведение институциональных реформ; Правительство испытывало сильное лоббистское давление со стороны Верховного совета; на момент начала приватизации государство было не способно эффективно контролировать свою собственность, массовым явлением стала спонтанная приватизация - захват контроля над предприятиями их директорами, настроенными не на развитие предприятий, а на быстрое получение прибылей .

По мнению Владимира Мау, главной экономической задачей приватизации было повышение эффективности экономики за счёт создания института частной собственности на средства производства . В то время как в определённых сферах экономики (обслуживание, торговля) эта задача была достаточно быстро решена, в промышленности и сельском хозяйстве нужный эффект достигался гораздо медленнее, во многом из-за того, что, считает Мау, приватизированные предприятия переходили в собственность трудовых коллективов, то есть под контроль - а в перспективе и в собственность - их директоров . Однако сам Анатолий Чубайс позднее говорил, что приватизация была проведена с единственной целью не допустить прихода коммунистов к власти .

Нормативная база приватизации

Приватизация в России началась после принятия Закона СССР «О государственном предприятии (объединении)» в 1988 году. На этом этапе она осуществлялась в отсутствие необходимой нормативной базы. При этом реальные её масштабы оставались неизвестными. По оценкам ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) к лету 1992 года (начало осуществления программы приватизации) более 2000 предприятий были приватизированы «стихийно». Только в 1991 году началась разработка законодательства о приватизации Законом РФ от 3/7/1991 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ» (с изменениями от 5/7/1992).

Ваучерная приватизация была противоречива. Формат приватизации был во многом результатом компромиссов между Правительством и Верховным Советом, с учетом принятых в разное время нормативных актов и интересов разных лоббистских групп. Так, Е. Гайдар и А. Чубайс изначально не были сторонниками ваучерной приватизации, предлагая отказаться от неё в пользу постепенной приватизации за деньги . Однако, закон РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий» от 3 июня 1991 года предусматривал приватизацию с использованием приватизационных именных счетов. Недостатком этого решения была его коррупционная уязвимость: с учётом преимущественного права работников предприятий на выкуп их акций, директора, используя давление на работников, получили бы широкие возможности для захвата контроля над предприятиями. В качестве компромисса между позицией Верховного Совета и Правительства, чеки были анонимизированы (что приближало приватизацию к рыночной схеме), право трудовых коллективов на преимущественный выкуп акций сохранено .

Основная масса населения не знала, что делать с ваучерами, поэтому их стали продавать скупщикам. Цена ваучеров стремительно падала, упав до 3-4 тысяч рублей к маю 1993 года. С целью помочь реализации ваучеров создавались чековые инвестиционные фонды , обменивавшие ваучеры на акции разнообразных компаний.

Схема действия чековыx инвестиционныx фондoв была примерно одинакова: фонды собирали ваучеры с населения, участвовали в чековом аукционе, и покупали за ваучеры акции доходных предприятий. Затем, акции продавались с баланса чековыx инвестиционныx фондoв на баланс структур, контролируемых влиятельными в регионе группировками (зачастую организованной преступностью) по низкой балансовой стоимости, оставляя номинальные активы в фонде для последующей фактической ликвидации.

Во многом приватизация в России повторила историю приватизации церковных земель во Франции во времена Французской Революции. На тот момент земли церкви были конфискованы, и на основе этих земель (позже к списку земель добавились бывшие имения иммигрантов и земли, принадлежащие короне) были выпущены ассигнанты, которые впоследствии начали использоваться как деньги. Земли впоследствии были распроданы на аукционах, в которых зажиточные крестьяне и буржуа имели преимущество перед бедными крестьянами, что, как и в России, привело к расслоению общества.

Многочисленные критики указывают, что ваучерная приватизация была нечестной, несправедливой, привела незаслуженному резкому обогащению узкой группы лиц. В ответ на это А. Чубайс отмечает: «Мы не могли выбирать между „честной“ и „нечестной“ приватизацией, потому что честная приватизация предполагает чёткие правила, установленные сильным государством, которое может обеспечить соблюдение законов. В начале 1990-х у нас не было ни государства, ни правопорядка… Нам приходилось выбирать между бандитским коммунизмом и бандитским капитализмом» .

Залоговые аукционы

Залоговые аукционы были предприняты в 1995 году с целью пополнения государственной казны за счет кредитов под залог государственных пакетов акций нескольких крупных компаний (таких как «ЮКОС », «Норильский никель », «Сибнефть »). Правительство не возвратило кредиты, таким образом пакеты акций перешли в собственность кредиторов .

Сумма средств, которые должно было получить правительство, составляла около 1,85 % доходной части федерального бюджета .

Идею аукционов с целью пополнения бюджета выдвинул Владимир Потанин , возглавлявший «ОНЭКСИМ-банк». Инициатива была поддержана тогдашним первым вице-премьером правительства Анатолием Чубайсом и вице-премьером Олегом Сосковцом (именно последний, по словам тогдашнего председателя ЦБ РФ Сергея Дубинина , первым поставил вопрос о проведении аукционов на заседании кабинета министров ). Курировал проведение аукционов глава Госкомимущества Альфред Кох .

В результате залоговых аукционов появились олигархи-миллиардеры (Березовский , Ходорковский , Абрамович и другие)

А. Чубайс оправдывает проведение залоговых аукционов следующим образом: «Если бы мы не провели залоговую приватизацию, то коммунисты выиграли бы выборы в 1996 году, и это были бы последние свободные выборы в России, потому что эти ребята так просто власть не отдают». В то же время он отмечает: «В то время я не вполне понимал, какую цену нам придется заплатить. Я недооценил то глубокое чувство несправедливости, которое зародилось в людях»

Приватизация в Москве

Приватизация в Москве началась в 1992 году по указу Президента РФ, которым столице представлялось право проводить ускоренную приватизацию муниципальной собственности по самостоятельно разработанному плану и графику. Как результат, значительная часть небольших предприятий в Москве была продана ещё до начала активной фазы ваучерной приватизации (1993 год). К середине 1994 года не более 20 % всех предприятий и организаций города находились в государственном секторе. Доля приватизированных торговых предприятий значительно превышала среднюю долю по России в целом. Количество акционированных предприятий в строительстве была втрое больше аналогичного показателя по стране. На начало 1996 года приватизация в Москве принесла более четверти всех доходов, полученных от неё в России. [См.: А.Канина. Москва - единственная свободная экономическая зона в стране. «Независимая газета» 19/03/1996.]

Положение в столице может дать очень сильный аргумент сторонникам приватизации, особенно если вспомнить ожесточенные дискуссии по методам приватизации между руководством Москвы и ГКИ. Город, переживающий состояние "бума со всеми его чертами, характерными для западных экономик, стал против всех ожиданий абсолютным финансовым центром страны. По некоторым оценкам на неё приходилось до 70 % всего банковского оборота страны. Для Москвы в отличие от России в целом характерен был инвестиционный подъем - в первые полгода 1995 года темп роста капитальных вложений в городе составлял 111,21 % при общем падении его по стране на 22 %. [См.: там же.] Одна из важнейших причин этого - обслуживание бурно развивающейся экономики города. Имущественное расслоение между жителями Москвы и остальной России интенсивно нарастало.

В московской модели приватизации с самого начала на чековые аукционы выставлялись не 29 % акций, а 12-15 %%. За городом сохранялись крупные пакеты акций, которые позднее стали реализовываться на специализированных аукционах и инвестиционных конкурсах. По мнению Фонда имущества Москвы, это позволило не только получить дополнительные финансовые средства, но и удалось привлечь инвестиции в модернизацию и реконструкцию производства. [См.: М. Портягин. Инвесторы любят московскую недвижимость. «Независимая газета». 30/5/1996.]

Примером несоответствия московской приватизации требованиям ГКИ стал завод «Калибр». Пакет в 49 % в ценах 1992 года составлял 35 млн руб., по методикам ГКИ его нужно было выставлять на продажу не дороже, чем за 700 млн руб., но по итогам проведенного инвестиционного конкурса завод был куплен за 11 млрд руб., причем в условия победителя конкурса были включены обязательства инвестиций на 7 млрд руб. и погашения долгов предприятия на сумму в 9 млрд руб. То есть общая цена сделки превысила 27 млрд руб., что в 40 раз выше рассчитанной по методике ГКИ. [См.: "Московское имущество: обретение хозяина и города. М. 1996. С. 11-24.]

Вместе с тем следует отметить, что завод «Калибр» носил уникальный характер: во - первых, он располагается в центре города в очень дорогом и престижном районе, а во-вторых, он рассчитывал на получение крупного государственного оборонного заказа. Модель инвестиционных конкурсов, применяемая в Москве, дала гораздо больший эффект, чем в целом по стране. Реализация пакетов акций стоимостью в 7,6 млрд руб., например, позволила привлечь инвестиций более чем на 2,4 трлн руб. Одновременно развивалась и «малая» приватизация. За 1995 год было продано государственного и муниципального имущества на 1,368 трлн руб. [См.: М. Портягин Инвесторы любят…]

Тем не менее попытки серьёзного анализа ставят под сомнение вывод о радикальном преимуществе московской методики приватизации над методиками ГКИ. Прежде всего уникальный характер носит географический характер города. Москва стала плацдармом для Запада в освоении России. Концентрация в столице лиц, принимающих государственные, инвестиционные, торговые и другие экономические решения, а также относительно развитая инфраструктура вынуждала многие западные компании осесть в столице, а неразвитость её в стране часто вынуждала и ограничиваться в своей деятельности Москвой. Уже один факт наличия в ней огромного спроса со стороны иностранцев и новых российских деловых людей на недвижимость был трудно переоценимым фактором развития экономики города.

Система управления экономикой Москвы носила уникальный характер. Ей было свойственно удивительное взаимопереплетение функций государственных и частных организаций. При том, что практически не было отраслей экономики, в которых прямо или косвенно не участвовала бы мэрия города, частный сектор иногда даже выполнял функции муниципальных и государственных органов. Например, акционерное общество «Мосприватизация» официально регистрировало все жилищные сделки в столице. Естественно, такая запредельная экономическая либерализация создавала возможности неслыханно быстрого обогащения. Особую остроту приобретала не только проблема имущественного расслоения между Москвой и другими регионами, но и внутри самого города. По России доля доходов 20 % самой богатой части населения в 1994 г, составляла 46,3 % в 1994 году и 47,1 % в I полугодии 1995 г, а по Москве - 62,3 % и 72,5 % соответственно. [См.: А.Канина. Москва…]

Однако наиболее значимым негативным показателем были структурные изменения в московской деловой активности. Увеличивалась доля промышленности, обеспечивающей, прежде всего, потребности внутреннего рынка (пищевая, стройматериалы и др.), и сокращалась доля отраслей, работающих на страну в целом (машиностроение, автомобильная, металлообработка, ВПК). Москва, таким образом, потеряла статус одного из крупнейших промышленных городов и превратилась в торговый и финансовый центр. Очевидно, крупная индустрия столицы не выдержала конкуренции с быстрорастущим торговым и финансовым капиталом, в том числе и компрадорского характера, который и перераспределил в свою пользу финансовые и прочие активы промышленных предприятий. Итак, можно предположить, что корреляция между относительным успехом экономического развития Москвы и высокой скоростью приватизации носит во многом случайный характер, связанный со статусом столицы и её географическим положением.

Последствия

  1. В России произошёл переход от социализма к капитализму .
  2. В России появилась группа так называемых «олигархов », владеющих собственностью, которая досталась им за сравнительно небольшие деньги.
  3. Приватизация скомпрометировала себя в глазах многих россиян. Политический рейтинг одного из главных идеологов приватизации Анатолия Чубайса до сих пор является одним из самых низких среди российских политических деятелей.
  4. На начало 2008 года - на повестке дня - те же проблемы: теперь уже приватизация социальных услуг, социальных гарантий государства, поскольку явно видна несостоятельность государственного управления социальной сферой. И новым инструментом приватизации, вероятно, будут персонифицированное бюджетное финансирование (государственные именные финансовые обязательства - ГИФО), или по другому - Государственные сертификаты (например Родовой сертификат и др.), которые позволят (при сохранении государственного финансирования) работать в сфере услуг частным предприятиям.
  5. Около 80 % граждан России в 2008 году продолжают считать приватизацию нечестной и готовы в той или иной степени к пересмотру её итогов.
  6. Приватизация способствовала деиндустриализации страны, значительному сокращению объёмов производства в лёгкой и обрабатывающей промышленностях.

Одним из итогов приватизации в России стало незаконное включение жилого фонда советских предприятий и строительных трестов в уставной капитал новообразованных частных компаний. По закону, этот жилой фонд (общежития и общежития квартирного типа) должен был быть передан в ведение города , однако в большинстве случаев новые собственники воспользовались слабостью законодательства, чтобы выкупить эти общежития вместе с живущими там людьми. В итоге, в течение многих лет жильцы сталкиваются с постоянными угрозами выселения. Срок исковой давности по делам о незаконной приватизации в большинстве случаев уже истек, поэтому суды и прокуратура просто игнорируют проблему.

Коррупция в ходе приватизации

Приватизация сопровождалась масштабной коррупцией. Ответственность за использование служебной информации в целях личного обогащения несут не только российские чиновники, но и американские советники, гарвардская команда, или так называемые «гарвардские мальчики», которые оказались подвержены коррупции. Профессорам Гарвардского университета Андрею Шлейферу и Джонатану Хэю, помогавшим Анатолию Чубайсу в приватизации промышленности, министерством юстиции США был предъявлен иск и в 2005 году суд присудил им штраф в размере 28,5 миллионов долларов. Нобелевский лауреат Джозеф Стиглиц считает, что роль как отдельных личностей, так и США в целом в процессе обогащения российских олигархов при приватизации осталась неисследованной.

Отношение населения

Большая часть населения России негативно относится к итогам приватизации. Как показывают данные нескольких социологических опросов, около 80 % россиян считают её нелегитимной и выступают за полный или частичный пересмотр её итогов. Около 90% россиян придерживаются мнения, что приватизация проводилась нечестно и крупные состояния нажиты нечестным путём (с этой точкой зрения также согласны 72 % предпринимателей). Как отмечают исследователи, в российском обществе сложилось устойчивое, «почти консенсусное» неприятие приватизации и образованной на её основе крупной частной собственности .

Приватизация в высказываниях участников и очевидцев

«Целью приватизации является построение капитализма в России, причём в несколько ударных лет, выполнив ту норму выработки, на которую у остального мира ушли столетия»

Приватизация не была вопросом идеологии или каких-то абстрактных ценностей, это был вопрос реальной политической ежедневной борьбы. У коммунистических руководителей была огромная власть - политическая, административная, финансовая. Они были неизменно связаны с коммунистической партией. Нам нужно было от них избавляться, а у нас не было на это времени. Счёт шёл не на месяцы, а на дни.

Мы не могли выбирать между «честной» и «нечестной» приватизацией, потому что честная приватизация предполагает чёткие правила, установленные сильным государством, которое может обеспечить соблюдение законов. В начале 1990-х у нас не было ни государства, ни правопорядка. Службы безопасности и милиция были по другую сторону баррикад. Они учились по советскому Уголовному кодексу , а это от трёх до пяти лет тюрьмы за частное предпринимательство. Нам приходилось выбирать между бандитским коммунизмом и бандитским капитализмом.

Если бы мы не провели залоговую приватизацию, то коммунисты выиграли бы выборы в 1996 году, и это были бы последние свободные выборы в России, потому что эти ребята так просто власть не отдают.

  • Каха Бендукидзе , предприниматель:

«Для нас приватизация была манной небесной. Она означала, что мы можем двинуться вперёд и скупить у государства на выгодных условиях то, что захотим … И мы приобрели жирный кусок из промышленных мощностей России… Самое выгодное вложение капитала в сегодняшней России - это скупка заводов по заниженной стоимости»

См. также

  • Анализ процессов приватизации государственной собственности в Российской Федерации за период 1993-2003 годы

Примечания

  1. В. Мау Анти-Стиглиц Российские экономические реформы в представлении их западных критиков Вопросы экономики . 1999. № 11, 12
  2. Arkady Ostrovsky. Father to the Oligarchs // The Financial Times , November 13 2004 (перевод inopressa.ru: Отец олигархов)
  3. Экономические обзоры Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). «Российская Федерация». М. 1995. С. 54.
  4. Счетная палата… с. 5.
  5. «О собственности в РСФСР» от 24/12/1990
  6. Е. Т. Гайдар, Дни поражений и побед
  7. Андрей Бунич. Статьи. «Залоговые аукционы стали вопиющим нарушением всех законов по приватизации». Приватизация и национализация
  8. Грядет крах олигархов | Залоговые аукционы незаконны | Суд над олигархами
  9. Залоговые аукционы 1995 года . Коммерсантъ № 110 (1995) (21 июня 2000). Архивировано из первоисточника 9 февраля 2012. Проверено 14 августа 2010.
  10. Александр Малютин. . // Коммерсантъ-Власть, 16 июня 1998. Проверено 4 октября 2011.
  11. Сергей Дубинин. Краткая история номенклатуры . // Московские новости, № 131, 2011 год. Архивировано из первоисточника 9 февраля 2012. Проверено 4 октября 2011.
  12. 2.2.3. Необоснованное занижение цены продаваемых государственных активов, притворность конкурсов, низкая результативность продаж // Анализ процессов приватизации государственной собственности в Российской Федерации за период 1993-2003 годы (экспертно-аналитическое мероприятие) / Руководитель рабочей группы - Председатель Счетной палаты Российской Федерации С. В. Степашин. - М.: Издательство «Олита», 2004.
  13. Джозеф Стиглиц о российских протестах и глобальном «кризисе госуправления»
  14. Капелюшников Р. Собственность без легитимности? // polit.ru , 27 марта 2008
  15. Зоркая Н. Приватизация и частная собственность в общественном мнении в 1990-2000-е годы // Отечественные записки , № 1 (21), 2005
  16. Фроянов И.Я. Погружение в бездну . - М .: ЭКСМО, 2002. - С. 596. - 607 с. - ISBN 5-699-00276-6
  17. Фроянов И.Я. Погружение в бездну . - М .: ЭКСМО, 2002. - С. 597. - 607 с. - ISBN 5-699-00276-6

Литература

  • Волков В.В. Силовое предпринимательство: экономико-социологический анализ. М., ГУ-ВШЭ, 2004. ISBN 5-7598-0288-7
  • Волков В.В. По ту сторону судебной системы, или Почему законы работают не так, как должны // Неприкосновенный запас, 4 (42)/2005
  • Медведев Р.А. Чубайс и ваучер. Из истории российской приватизации. М. : ИМПЭТО, 1997
  • Мунтян М.А., Подберезкин А.И., Стреляев С.П. Приватизация и приватизаторы. - М., Воскресенье, 2005. - 308 с.
  • Подберезкин А.И., Стреляев С.П., Хохлов О.А., Ястребов Я.И. Секреты российской приватизации. - М. Ступени, 2004. - 144 с.
  • Рыжков Н.И. Десять лет великих потрясений. М.: Ассоциация Книга. Просвещение. Милосердие. 1995. 567 с.
  • Вилькобрисский М. Как делили Россию. История приватизации. СПб. Издательский дом "Питер". 2012. - 189 с.

Ссылки

  • № 1 (22) (2005) толстого журнала «Отечественные записки», посвященный собственности, в том числе проблемам приватизации в России. Справка "Хроника российской приватизации
  • Подборка документов и материалов о ваучере в журнале "Обозреватель - Observer" №3 1992
  • Медвежья услуга Гарварда России
  • Россию постоянно обманывали («West East», Канада) Эдуард Толстун, Торонто, 13 ноября 2006 - роль советников США при приватизации в России
  • Опыт сравнительного анализа приватизации и формирования рынка корпоративных ценных бумаг в развивающихся и пост-социалистических странах (на примере России и Египта). 1991-1996. Текст книги С. Гафурова использован с согласия автора.

Приватизация жилья в Российской Федерации проводится в соответствии с Законом РФ « О приватизации жилищного фонда Российской Федерации» от 4 июля 1991 года, а так же другими нормативно-правовыми актами.

Под приватизацией подразумевается добровольная бесплатная передача гражданам в частную собственность государственного и муниципального жилья.

Граждане, имеющие в пользовании жилое помещение, как правило, это квартира, имеют право получить его в общее (с указанием доли каждого прописанного в квартире жильца) либо единоличное владение . В том числе владельцем жилья может стать и несовершеннолетний, возрастом с 14 до 18 лет, с разрешения всех взрослых жильцов, имеющих право на приватизацию.

Приватизация в России началась с июля 1991 года. Сроки её окончания несколько раз изменялись и последними внесёнными изменениями установлен срок -1 марта 2015 года, то есть документы на приватизацию будут приниматься до 28 февраля 2015 года включительно. При этом Законом установлено несколько категорий граждан, которые вправе приватизировать жильё и после этой даты: дети-сироты, ветераны войны, военнослужащие, которые стоят в очереди за жильём, жители, ожидающие расселения из старых домов.

Бесплатная приватизация в России разрешена каждому гражданину только один раз, кроме тех случаев, в которых имеются решения суда о нарушении этого права. В таком случае возможно повторное участие в приватизации.

Всё ли жильё подлежит приватизации? Отнюдь нет. Не подлежат приватизации: квартиры, расположенные в общежитиях; аварийные застройки (причём те, которые подлежат модернизации, реконструкции, капитальному ремонту, а так же сносу в эту категорию не относятся); дома закрытого типа; служебные квартиры. Исключением являются те служебные квартиры, которые в соответствии со ст.18 Федерального Закона о приватизации жилого фонда, после ликвидации предприятий, которым они принадлежали, либо смены владельца, произошедшие до 01.01.2005 г., перешли в собственность других владельцев либо переданы в органы местного самоуправления. В этом случае необходимо получить от последних разрешение на проведение приватизации, это касается и коммунальных квартир, находящихся в их ведении. Если, согласно договору, жильё находится в безвозмездном пользовании квартиросъёмщика, то оно не принадлежит приватизации.

Приватизация квартиры имеет свои плюсы и минусы. Значительным плюсом является то, что вы получаете в частную собственность жилую площадь, которой впоследствии можете свободно распоряжаться: владеть, продать, подарить, завещать кому-либо, приобрести несколько квартир. Приватизированная квартира может выступать в качестве залога при ипотечном кредите, хозяин квартиры сам решает, кого в неё прописать и кого выписать, так же упрощается и сама процедура прописки, невозможно выселить человека из приватизированной квартиры без предоставления другого жилья либо выплаты его стоимости.

Минусы приватизации состоят в том, что один раз в год вам необходимо будет выплачивать налог на недвижимость. Увеличится размер квартплаты, так как все ремонтные работы дома будут проводиться за ваш счёт. А так же если владелец квартиры не оставит завещания, то после его смерти на неё будут претендовать все наследники, а это может вызвать раздоры и недовольств. Кроме того имеющаяся у вас доля жилплощади может взиматься на оплату кредита в случае образовавшейся кредиторской задолженности.

Но в любом случае право решения данного вопроса остаётся за вами. При этом необходимо так же учесть, что государство позволяет человеку один раз отказаться от своего права на приватизацию уже приватизированного жилья, то есть реприватизировать его.

Сделав выбор в пользу приватизации вам необходимо решить, будете ли вы заниматься этим вопросом самостоятельно или поручите это юристам. Привлечение юриста, естественно, предполагает вложение денежных средств на оплату его услуг. В принципе собрать необходимые документы вполне возможно и самому без дополнительных затрат. Сколько же времени уйдёт на процесс приватизации? Примерно это составит порядка трёх месяцев, причём основное время занимает рассмотрение заявления и проверка всех необходимых, приложенных к нему документов (около 2 месяцев) и около месяца сама государственная регистрация.

Приватизация квартиры с чего начать:

На мой взгляд, приватизацию квартиры необходимо начать с того, что уяснить:

1.Кто имеет право на приватизацию в вашем конкретном случае?

2.Какой вид приватизации вами будет избран?

3.Не подлежала ли ваша квартира приватизации ранее?

4.Не нужны ли какие-то дополнительные разрешения и справки, например, по поводу проводимых в квартире ранее перепланировок?

Во-первых , необходимо установить - кто имеет право на приватизацию. Согласно действующему законодательству, право на приватизацию квартиры имеют все, прописанные в ней жильцы и в обязательном порядке несовершеннолетние, если таковые имеются, кроме лиц, имеющих временную регистрацию.

Так же это право имеют и те жильцы, которые на момент приватизации временно отсутствуют по месту регистрации (пребывают за границей, в заключении, в командировке, проходят службу в армии.). В отношении таких лиц их право на получение доли при приватизации бронируется, на что необходимо составить соответствующее заявление. При этом время отсутствия не играет роли.

В случае, если вы хотите приватизировать квартиру на члена семьи, не являющегося жильцом данной квартиры, его необходимо туда прописать. При этом необходимо согласие всех жильцов.

Таким образом, в ходе приватизации каждый прописанный в квартире жилец получает свою долю.

Во-вторых , необходимо решить в какой вид собственности вы намерены приватизировать квартиру.

Существует два вида собственности: единоличная и общая , которая в свою очередь подразделяется на общую совместную собственность и долевую.

При выборе собственности, прежде всего, необходимо учитывать сложившиеся взаимоотношения между собственниками, чтобы в дальнейшем не возникло спорных вопросов при распоряжении этой собственностью.

Если вы остановили свой выбор на единоличной собственности (то есть право распоряжения собственностью будет принадлежать одному лицу) и в квартире прописано несколько жильцов (при условии отсутствия несовершеннолетних детей), а приватизация будет проводиться только на одного, то все остальные, в соответствии с «Примерным положением о бесплатной приватизации в РФ» должны написать отказ, который заверяется нотариально. Причём отказ является безадресным, то есть не в чью-либо пользу. Дети в обязательном порядке участвуют в процессе приватизации, однако, согласно действующему законодательству, такой отказ может написать и несовершеннолетний, но как показывает практика, органы опеки и попечительства не дают своего согласия на проведения такой процедуры.

Приватизация квартиры в общую совместную собственность возможна только супругами. При выборе такой формы собственности владельцы вправе распорядиться ею только при общем согласии, что предусмотрено ст. 253 Гражданского Кодекса РФ. Если же возникает вопрос о взыскании кредиторской задолженности в отношении одного из супругов, то производится долевой раздел имущества, в соответствии со ст. 38 Семейного Кодекса РФ.

В случае если в квартире кроме супругов прописаны другие люди (в том числе дети от 14 до 18 лет, родители) либо по желанию супругов, даже если они проживают одни, приватизация квартиры производится на основе общей долевой собственности . То есть с указанием доли каждого. Такой вид собственности предусматривает распоряжения каждого участника своей долей самостоятельно, без чьего-либо согласия. Однако, в соответствии со ст. 246 и ст. 250 Гражданского Кодекса РФ в случае продажи доли собственности её владелец обязан уведомить о своём решении других собственников, так как они имеют право преимущества при покупке.

В случае, если ответственный квартиросъёмщик на момент приватизации умер, после перевода лицевого счёта на одного из жильцов приватизация проводится в обычном порядке.

При выборе формы собственности необходимо так же учитывать все достоинства и недостатки. В случае отказа граждан, которые вместе с нанимателем проживают в квартире, от своего права приватизации жилплощади, за ними по-прежнему остаётся право проживания в данной квартире, даже в случае если семейные отношения между ними будут прекращены, а та же при продаже или дарении квартиры. Таким образом, впоследствии, это может привести к раздорам и семейным скандалам. Так же могут возникнуть сложности и в случае купли-продажи квартиры, так как есть риск невозможности избавиться от постороннего, прописанного в ней человека. Однако, за гражданами, которые оформили отказ от приватизации и впоследствии получили другое жильё, сохраняется право его приватизации.

Информацию о том, подлежала ли приватизации ваша квартира ранее, и проводились ли в ней какие-либо перепланировки можно узнать в Бюро технической документации, там же можно получить и список всех необходимых документов для проведения этой процедуры. Если же перепланировки проводились, то необходимо получить свидетельство на их проведение, которое так же необходимо предоставить при проведении приватизации.

Итак, если вы определились с необходимостью приватизации и с выбором вида собственности, начинаем сбор документов.

Приватизация квартиры документы:

Сбор документов для проведения приватизации необходимо начать с написания заявления на приватизацию занимаемой жилплощади , которое составляется в установленном порядке и подписывается всеми совершеннолетними членами семьи.

Прежде всего, необходимо получить от всех прописанных в квартире жильцов нотариально заверенное их согласие или отказ от участия в приватизации , а так же в случае участия доверенность на предоставление их интересов в процессе приватизации . Это необходимо для того, чтобы в дальнейшем вы могли самостоятельно собирать документы, проходя все этапы приватизации. И после этого начать сам сбор пакета документов.

Необходимо собрать копии документов, удостоверяющих личность, со всех жильцов квартиры (свидетельства о рождении несовершеннолетних и паспорта взрослых ), а так же их свидетельства о вступлении в брак и о расторжении (если таковые имеются), при необходимости справки о перемене фамилий, имён, отчеств .

Копии свидетельств о смерти жильцов , ранее прописанных в данной квартире.

Кроме того, необходимо представить все документы на подлежащую приватизации квартиру, подтверждающие право жильцов на пользование ею: договор социального найма жилья, паспорт помещения, ордер на квартиру , квитанции, подтверждающие уплату, за последние 3 месяца, предоставления жилищно-комунальных услуг , обменный ордер , выписка из распоряжения .

Получить выписку из домовой книги (берётся в паспортном столе) и справку, подтверждающую, что данная квартира не приватизировалась ранее.

Архивная выписка о предыдущем месте проживании в случае, если вы были до 1991 года прописаны в другом городе.

Справка, подтверждающая не использование вами ранее права на приватизацию , которую возможно получить в районном БТИ за период с 11.07.1991 по 31.01.1998 и в Федеральной Региональной службе района за период с 31.01.1998 по сегодняшнее время.

После обратиться в БТИ, где заказать экспликацию и поэтажный план , а так же получить свидетельство о проведении перепланировок , если таковые имелись.

Гражданам, переехавшим из другой страны необходима справка о подтверждении регистрации по месту жительства.

По окончании проведения процедуры приватизации и передачи жилья в пользование граждан составляется договор передачи жилого помещения , между местной администрацией, учреждением либо предприятием и гражданином (гражданами), который получает в собственность жилое помещение. Данный договор имеет установленную форму в соответствии со ст.14 Решения Комитета РФ по муниципальному хозяйству «Об утверждении примерного положения о бесплатной приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». При этом соблюдается установленный представительным органом власти порядок. Заметим, что данный договор не заверяется нотариусом и не облагается государственной пошлиной. Владелец получает право собственности на приватизированное жильё после регистрации указанного договора в местной администрации.

Немаловажным моментом в процессе приватизации является и то, что в случае смерти, подавшего заявление о приватизации, гражданина, наступившей до оформления или регистрации договора передачи жилого помещения в его собственность, наследники имеют право получить данное помещение в наследство. Все спорные моменты по данному вопросу решаются в судебном порядке.

Вот собственно и все необходимые моменты, связанные с приватизацией, которые, надеемся, помогут вам принять решение становиться ли собственником квартиры, или продолжать пользоваться ею по договору социального найма. А так же помогут определиться с вариантом, с чего начать приватизацию, если ваш выбор пал в её пользу, и какие необходимы для этого документы, а главное, в каких учреждениях их взять.

Напоминаем так же, что приватизировав квартиру, вы в любой момент можете отказаться и получить её обратно на тех же условиях, так как в соответствии с российским законодательством обязательное владение гражданами жилплощадью, на которой они проживают, не требуется.

Что Вы думаете по поводу статьи «Приватизация квартиры в Российской Федерации. Какие нужны документы для приватизации и с чего её начинать»? Прокомментируйте ее, пожалуйста!