По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В рассматриваемой ситуации расторгать трудовой договор с работником не требуется.
Ни работодатель, ни работник в этом случае не обязаны представлять в территориальный орган МВД России, осуществляющий миграционный учет, какие-либо сведения, необходимые для снятия работника с такого учета в связи с получением им гражданства РФ.

Обоснование позиции:
Общие основания прекращения трудового договора перечислены в части первой Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ). Помимо этих оснований, трудовой договор может быть прекращен и по другим основаниям, предусмотренным РФ и иными федеральными законами (часть вторая той же статьи). Так, особенности прекращения трудового договора с работником, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства, установлены ТК РФ.
Ни в ТК РФ, ни в иных нормах этого не указано, что заключенный с иностранным гражданином трудовой договор подлежит прекращению (расторжению) в случае приобретения работником гражданства РФ.
Поэтому мы полагаем, что приобретение работником, являвшимся иностранным гражданином, российского гражданства не является основанием для прекращения заключенного с ним трудового договора. Аналогичные разъяснения дают представители Роструда (смотрите ответ на вопрос 1, ответ на вопрос 2, ответ на вопрос 3, ответ на вопрос 4, ответ на вопрос 5, размещенные на информационном портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ").
Отметим, что согласно требованиям части первой ТК РФ трудовой договор с иностранным гражданином помимо прочих сведений должен содержать:
- сведения о разрешении на работу (патенте) - для временно пребывающих в РФ лиц;
- сведения о разрешении на временное проживание в РФ - для временно проживающих лиц;
- сведения о виде на жительство - для постоянно проживающих в России иностранцев.
Очевидно, что после приема работника в гражданство РФ соответствующие сведения утрачивают актуальность. Данный факт сторонам целесообразно отразить в трудовом договоре, например, подписав дополнительное соглашение к нему ( ТК РФ): в документе указываются новые паспортные данные работника, и исключаются устаревшие сведения.
Порядок миграционного учета иностранных граждан в РФ регламентирован от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее - Закон N 109-ФЗ) и Правилами осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации (утверждены Правительства РФ от 15.01.2007 N 9, далее - Правила).
В соответствии с п. 4 ч. 3 ст. 8 N 109-ФЗ одним из оснований для снятия с миграционного учета является факт приобретения гражданства РФ иностранным гражданином, находящимся в РФ. При этом порядок снятия с миграционного учета в этом случае ни N 109-ФЗ, ни Правилами не урегулирован.
Отметим, что принимающая сторона или, в отдельных случаях, иностранный гражданин обязаны сообщить в территориальный орган МВД России об изменении сведений об иностранном гражданине, предусмотренных и Закона N 109-ФЗ (п. 42 Правил). К этим сведениям относится и гражданство (подданство) ( Закона N 109-ФЗ). Однако, с нашей точки зрения, обязанность сообщить об изменении сведений о гражданстве работника у работодателя возникает в ситуации, когда работник меняет гражданство, оставаясь при этом иностранным гражданином. Если он приобретает гражданство РФ, речь идет не об изменении сведений миграционного учета об иностранце, а о возникновении основания для снятия его с такого учета.
Поскольку N 109-ФЗ и Правила не возлагают обязанность сообщать в территориальный орган МВД России о приобретении иностранцем российского гражданства, полагаем, что ни работодатель, ни работник в изложенной в вопросе ситуации не обязаны совершать какие-либо действия, направленные на снятие работника с миграционного учета.
Однако официальных разъяснений по этому вопросу мы не обнаружили. За получением таких разъяснений рекомендуем обратиться в Главное управление по вопросам миграции МВД России (пп. 2.3 п. 2, пп. 10.37 п. 10 Положения о Главном управлении по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного МВД России от 15.04.2016 N 192).
Также работодатель не лишен права направить информацию об изменении гражданства работника в территориальный орган МВД России для "подстраховки", чтобы избежать самой возможности предъявления каких бы то ни было претензий со стороны контролирующих органов.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Нередко у работодателей возникают сомнения - что делать в ситуации, когда на работу принимали иностранца, а увольнять приходится уже гражданина России? Порой случаются ситуации, когда за время осуществления трудовой деятельности у работника несколько раз менялся статус: принимали по РВП, потом он оформил вид на жительство, а через какое-то время получил российский паспорт.

При приеме на работу в миграционный орган в соответствии с законом предоставили уведомление о заключении трудового договора с гражданином иностранного государства. Что же делать в случае его увольнения?

Для юристов нашего агентства сомнений в ответе на этот вопрос не возникало - уведомлять не нужно! Федеральный закон 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» содержит четкую формулировку:

«Работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора».

Из указанной нормы следует, что обязанность уведомлять миграционный орган о расторжении трудового договора возникает при расторжении трудового договора с иностранным гражданином. Если во время работы в организации иностранный работник приобретал российское гражданство, то в момент увольнения указанная норма на его работодателя больше не распространялась, и уведомлять миграционный орган не следовало.

Это казалось абсолютно понятным и, на наш взгляд, не нуждалось в дополнительных комментариях. Однако, как выяснилось, отдельные государственные органы считали иначе.

Благодаря индивидуальному предпринимателю из Новокузнецка Кучеренко А.И., который(ая) в борьбе за защиту своих прав дошел (дошла) до Верховного суда Российской Федерации, выяснилось, что не только надзорные органы, но и судебные инстанции на городском и областном уровнях снова и снова белое принимали за черное.

И только Верховный Суд РФ в своем Постановлении устранил все сомнения:

«Установление законодателем обязанности работодателя, привлекающего и использующего для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора направлено на обеспечение выполнения указанным органом исполнительной власти своих полномочий по осуществлению миграционного контроля за трудовой деятельностью иностранных граждан.

Поскольку на момент расторжения заключенного с ним трудового договора Норматов Б. приобрел гражданство Российской Федерации, вследствие чего утратил статус иностранного гражданина, отпала необходимость осуществления миграционного контроля за его трудовой деятельностью.

Следовательно, у Кучеренко А.И. отсутствовала обязанность уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, о расторжении заключенного с Норматовым Б. трудового договора».

Верховный Суд отменил решения судов нижестоящих инстанций и прекратил производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием события правонарушения.

Второй раз в этом году мы выражаем признательность Верховному Суду Российской Федерации. Сегодня наш герой - судья Меркулов В.П. Уважения заслуживает и действия индивидуального предпринимателя Кучеренко А.И. за своё упорство и стремление к объективности.

Справедливости ради надо сказать, что пострадавшая сторона сама дала повод на совершение неправомерных действий со стороны надзорных органов, направив уведомление на пятый рабочий день после расторжения трудового договора, в то время как его не надо было подавать вообще. Очевидно, что миграционные органы уцепились за факт нарушения срока подачи уведомления, что и указали в постановлении по делу об административном правонарушении, но их замысел никоим образом не оправдывает их действия.

  • Какие особенности приема на работу по совместительству иностранца, с патентом на работу по конкретной профессии?
  • Необходимо ли уведомлять УФМС о заключении договора ГПХ в гражданином Киргизии?
  • Какие налоги нужно платить за гражданина Белоруссии,работающего по ГПД?
  • Нерезидент оказывает консультационные услуги на территории РФ. акие риски необходимо учесть?
  • Имеет ли право сотрудник предприятия - нерезидент, управлять транспортным средством, принадлежащим предприятию?

Вопрос

У нас работает человек имея гражданство Казахстана с видом на жительство в РФ с пропиской, уведомление о приеме на работу было отправлено сразу по приему в Управление по вопромам миграции УВМ УМВД. Теперь он получил гражданство РФ и прописку. Что надо делать? Уведомлять кого? Надо ли увольнять?

Ответ

Уведомлять не нужно, так как лицо теперь гражданин РФ.

В трудовой договор внесите изменения путем заключения дополнительного соглашения (например, измените с «гражданин РК» на «гражданин РФ», исключите условия о виде на жительство и др. условия, вытекающие из трудовых отношений с иностранцем, внести данные о новом паспорте). Перезаключать трудовой договор не требуется.

Гость, знакомьтесь - !

Для внесения изменений в кадровые документы сотрудник должен подать работодателю письменное заявление с просьбой внести такие изменения в учетные документы и представить подтверждающие документы (в данном случае паспорт).

Далее сотрудник кадровой службы издает приказ о внесении изменений в учетные документы в связи со сменой паспорта сотрудника (в произвольной форме). Затем на основании приказа необходимо внести изменения в следующие документы:

  • трудовой договор (путем заключения дополнительного соглашения);
  • личную карточку. В личной карточке изменение реквизитов паспорта (серия, номер, дата выдачи и подразделение, выдавшее документ) отразите в разделе X «Дополнительные сведения», если в пункте 11 раздела «Общие сведения» не осталось свободного места.

«Уведомление Главного управления по вопросам миграции МВД России о заключении и прекращении трудового договора с сотрудником-иностранцем

Принимая на работу сотрудников-иностранцев, организация должна уведомить о заключении с ними трудовых или гражданско-правовых договоров подразделение Главного управления по вопросам миграции МВД России, на территории которого трудятся сотрудники-иностранцы. Адреса территориальных органов МВД России можно узнать на официальном сайте . уведомления утверждена .2

Помимо этого миграционную службу также необходимо уведомлять о прекращении трудовых или гражданско-правовых договоров с иностранцами. уведомления утверждена .2

При этом уведомлять Главное управление по вопросам миграции МВД России необходимо о приеме и увольнении всех сотрудников-иностранцев независимо от их статуса, а именно:

  • временно пребывающих в России и ;

Такие уведомления необходимо направить в территориальный орган Главного управления по вопросам миграции МВД России, на территории которого трудится сотрудник-иностранец, не позднее трех рабочих дней с даты заключения или прекращения трудового или гражданско-правового договора с иностранцем. Уведомления нужно заполнить разборчиво от руки или с использованием технических средств и направить лично либо по почте с описью вложения и уведомлением о вручении или в электронном виде через Интернет. При подаче уведомления лично территориальный орган Главного управления по вопросам миграции МВД России, на территории которого трудится сотрудник-иностранец, выдает справку, которая подтверждает прием уведомления. утверждена . При поступлении уведомления в электронной форме должностное лицо территориального органа Главного управления по вопросам миграции МВД России направляет электронное сообщение о приеме уведомления не позднее рабочего дня, следующего за днем подачи уведомления ( Порядка, утв. ).

06.11.2008
«Практическая бухгалтерия»

В вопросах трудовых отношений иностранцы, как и российские граждане, пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (п. 1 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»). Однако в отношении иностранных граждан действует ряд ограничений, установленных законодательством. В основном они сводятся к разрешительному порядку осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации, чем и характеризуется их правовой статус в России.

Изменения в кадровом учете

Трудовой договор с иностранцем, как и с российским гражданином, должен заключаться по правилам, установленным главой 11 Трудового кодекса. Иностранец для заключения трудового договора должен предъявить документы, перечисленные в статье 65 Трудового кодекса.

При оформлении иностранных граждан на работу в первую очередь необходимо руководствоваться международными нормами права между Российской Федерацией и государством, гражданин которого принимается на работу. Исходя из данных соглашений определяется, какие документы являются легализованными для подтверждения трудового стажа, приобретенного в связи с трудовой деятельностью на территории других государств.

Например, в отношении граждан Украины, согласно «Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о трудовой деятельности и социальной защите граждан России и Украины, работающих за пределами границ своих государств», документы, выданные на территории одной страны по установленной форме, или их копии, заверенные в установленном порядке, принимаются на территории другой страны без легализации. Такие же нормы действуют в отношении граждан Республики Беларусь.

Если особые условия не оговорены, необходимо придерживаться общего порядка, установленного трудовым законодательством, а именно - на территории России ведутся трудовые книжки установленного образца (ст. 66 ТК РФ). При этом иностранец должен проработать в организации более пяти дней. Содержащиеся в его заграничной трудовой книжке сведения об общем (непрерывном) трудовом стаже в российскую книжку не переносятся. Об этом сказано в письме Федеральной службы по труду и занятости от 15 июня 2005 г. № 908-6-1.

Таким образом, на момент смены гражданства на работника уже будет оформлена трудовая книжка и трудовой договор. Поэтому бухгалтеру не требуется переоформлять документы кадрового учета. Следует лишь получить у работника копию паспорта гражданина Российской Федерации.

внимание

Сведения об общем (непрерывном) трудовом стаже, содержащиеся в заграничной трудовой книжке иностранца, в российскую книжку не переносятся.

Налоги для нового россиянина

При изменении гражданства работника бухгалтеру необходимо проанализировать, повлекло ли это изменение статуса резидентства. Ведь от этого зависит ставка НДФЛ.

Плательщиками НДФЛ признаются физические лица, являющиеся:

  • налоговыми резидентами России;
  • получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации (ст. 207 НК РФ).

При этом ставки НДФЛ для резидентов и нерезидентов различны. Налогообложение доходов, полученных налоговыми резидентами в виде вознаграждения за выполнение трудовых или иных обязанностей на территории Российской Федерации, производится по ставке 13 процентов (п. 1 ст. 224 НК РФ). В отношении всех доходов от источников в Российской Федерации, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами, установлена налоговая ставка в размере 30 процентов (п. 3 ст. 224 НК РФ).

Если на дату выплаты дохода физическое лицо не являлось налоговым резидентом, но в течение налогового периода его налоговый статус изменился, НДФЛ, удержанный ранее по ставке 30 процентов, подлежит пересчету по ставке 13 процентов.

Излишне удержанные налоговым агентом из дохода налогоплательщика суммы налога подлежат возврату на основании заявления налогоплательщика (п. 1 ст. 231 НК РФ).

Производить зачет или возврат излишне уплаченного НДФЛ можно только до конца текущего налогового периода (ст. 216, п. 3 ст. 226 НК РФ). Если же до конца года задолженность перед иностранным сотрудником по налогу не будет погашена, то ему придется обратиться за возмещением НДФЛ в налоговые органы. Сотруднику нужно будет представить в инспекцию налоговую декларацию по НДФЛ (форма 3-НДФЛ).

Таким образом, при представлении работником документов, из которых можно сделать вывод о том, что он являлся налоговым резидентом Российской Федерации, налоговый агент обязан по заявлению налогоплательщика произвести перерасчет по ставке 13 процентов.

Новый гражданин - новый резидент?

Налоговыми резидентами являются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ). При определении налогового статуса физического лица учитывается любой непрерывный 12-месячный период. При этом принимаются во внимание календарные месяцы. Календарные дни, в течение которых иностранные работники выезжают за пределы территории России, при подсчете 183 дней нахождения в РФ не учитываются.

Течение срока фактического нахождения физического лица на территории Российской Федерации начинается на следующий день после календарной даты, являющейся днем прибытия этого лица на территорию РФ (ст. 6.1 НК РФ). Даты отъезда и прибытия на территорию России устанавливаются по отметкам пограничного контроля в документе, удостоверяющем личность гражданина.

Вместе с тем следует учитывать, что налоговый статус физического лица в течение текущего налогового периода может изменяться с корректировкой подлежащей уплате суммы налога.

Как видим, в вышеназванных нормах прямо не прописана зависимость статуса резидента от статуса гражданина. Однако для получения гражданства иностранцу чаще всего необходимо возвращаться на родину для оформления сопутствующих документов. А значит, изменится время его пребывания в России и соответственно статус резидента. Согласно пункту 2 статьи 207 Налогового кодекса, период нахождения иностранца в России не прерывается на период его выезда за пределы РФ для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения. При подсчете 183 календарных дней другие периоды нахождения за пределами России независимо от цели выезда (выполнение трудовых обязанностей или семейные обстоятельства) не учитываются (письмо Минфина России от 15 июня 2007 г. № 03-04-06-01/189).

Если в течение налогового периода количество дней пребывания физического лица в Российской Федерации достигло 183, статус налогового резидента такого физического лица по итогам данного налогового периода измениться не может.

это важно

Начислить взносы на ОПС организация вправе только на выплаты в пользу иностранцев, имеющих статус временно или постоянно проживающих на территории России.

ЕСН и пенсионные взносы

По общему правилу ЕСН начисляют на выплаты в пользу физических лиц. Поэтому зарплата иностранного работника облагается ЕСН так же, как и выплаты в пользу граждан России. Однако ЕСН уплачивается с разбивкой по бюджетам: в Федеральный фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования. Часть налога, подлежащая зачислению в федеральный бюджет, может быть уменьшена на налоговый вычет, которым являются взносы на обязательное пенсионное страхование (ОПС) в Пенсионный фонд.

Застрахованными лицами признаются иностранные граждане, проживающие в России как временно, так и постоянно, при условии, что они работают (оказывают услуги) по трудовому договору, договору гражданско-правового характера или по авторскому договору в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Если иностранный работник имеет статус временно пребывающего, он не является застрахованным лицом. Поэтому на такого сотрудника обязательное пенсионное страхование не распространяется и выплаты в его пользу ОПС не облагаются. Соответственно и вычет по ЕСН в отношении него не применяется.

Поэтому если до получения гражданства иностранный работник имел статус временно или постоянно проживающего в Российской Федерации, то с точки зрения исчисления ЕСН бухгалтеру не нужно производить никаких изменений. А вот если работник имел статус временно пребывающего, то облагать выплаты в его пользу ОПС бухгалтер должен с момента получения им гражданства.