Понятие международного права

Ещё в древности люди предпринимали попытки найти язык взаимопонимания – язык мира и согласия, а не диктата. Изломы цивилизации, в конечном счете, привели к появлению определенного языка международного общения – международного права. Овеществленный в юридических нормах, он превратился в обязательную часть общечеловеческой культуры. На нем держится всё мировое сообщество наций и народов. Данным языком владеют не только посвящённые в него дипломаты, он становится все более легкодоступным для всех.

Замечание 1

Особенностью современного понимания международного права можно считать то, что оно рассматривается, прежде всего, как массив правовых норм, которые находят своё применение:

  • во-первых, в отношениях между странами,
  • во-вторых, в отношениях между государством и человеком (физическим лицом),
  • кроме того, в отношениях людей (физических и юридических лиц) друг с другом.

Определение международного права

Международное право определяют как систему юридических норм и основ, которые регулируют отношения между странами и определяют их обоюдные права и обязанности за пределами влияния государственного законодательства. Оно регламентирует политические, финансовые и общественные отношения стран, основы, нормы и обычаи, запечатленные в международной жизни и выступающие в качестве итога согласования государственных воль, синтеза совокупных представлений людей о мирном и справедливом сосуществовании наций.

Международное право – это своеобразный юридический парадокс, который нельзя толковать исключительно в классическом понимании, так как отсутствует общеобязательной свод международных законов, отсутствует карательный аппарат, принуждающий соблюдать данные законы. И все-таки международное право считается особым видом правового бытия стран, сообществ и людей, расценивающих его как сверхзакон, который обладает специальными качествами, к примеру, свойством межвременной (интертемпоральной) законности – обратной силы воздействия юридических норм. Будучи международно-законными в прошлом, они подлежат использованию и в будущем.

Черты международного права

Международное право, в отличие от внутригосударственного права, подразумевающего властное принуждение или кару за несоблюдение законов, имеет другую природу. В международном праве отсутствует верховная власть, способная диктовать странам собственную волю. Но великие державы, зачастую не считаясь с международным правом, склонны использовать такие наказания, как военные акции и блокады. Это вызывает много упреков в малозначительности и беспомощности международного права. Впрочем, несоблюдение права не умаляет его значения, а только акцентирует внимание на одной его особенности – международное право фиксирует состояние геостратегического противоборства социальных систем.

Международное право предусматривает также и механизмы коллективного принуждения. Любое решение международного суда либо арбитража действительны и правомерны в случае согласия с данным решением государства-ответчика. Исключением считаются лишь состояние войны, акт агрессии, когда неотвратимое наказание достигается при помощи военных средств. Международное право придерживается на добросовестном выполнении странами принятых обязанностей. В этом его основная особенность.

Международное право сформировалось вследствие справедливых социальных процессов, которые были вызваны потребностью в налаживании международного общения, независимо от стремления отдельного человека либо общественной группы. На ранних этапах становления человечества народы поддерживали друг с другом отношения, регулирующиеся традициями и обычаями, которые впоследствии стали прототипом международного права. Одна из особенностей международного права заключается в том, что его нормы составляются вследствие соглашения между суверенными странами как самостоятельными и равными субъектами международного права. Нормы международного права, присутствующие в двусторонних и многосторонних межгосударственных договорах, также формируются в форме международных обычаев. Международный договор и международный обычай являются ключевыми источниками международного права.

Замечание 2

В международном праве многое придерживается на добросовестности, чести и слове, предопределено обычаями международной учтивости. В наши дни практика любезных взаимоотношений между государствами, предоставления друг другу преимуществ (в частности, для дипломатов) рассматривается не просто как форма доброжелательности, но как существующее правовое положение.

Характеристики международного права

Резюмируя выше сказанное, можно выделить главные юридические характеристики международного права:

  • предметом регулирования являются международные дела суверенных и самостоятельных стран в сфере сохранения мира и всестороннего сотрудничества;
  • субъекты международного права – это суверенные страны, стремящиеся к собственной автономии, международные организации;
  • в роли объектов международного права выступают материальные и нематериальные блага (интересы), политические, общественные, финансовые и другие воздействия или же воздержания от действий;
  • особенность нормообразования заключается в создании норм методом согласования воли субъектов международного права, по собственному выбору принимающих на себя международные обязательства;
  • особенность реализации норм – исполнение их по доброй воле и непринужденно в единстве с международной ответственностью, включающей использование личных и коллективных принудительных мер к нарушителям международной законности.

Сущность международного права состоит в том, что оно отображает характер геостратегического партнерства на международной арене и юридически фиксирует уровень становления сотрудничества в деле обеспечивания безопасности, и еще в финансовой, политической, гуманитарной, научно-технической, культурной и прочих областях.

Международное право считается сильным инструментом влияния на общемировые процессы в целях формирования устойчивого, объективного и демократического миропорядка, строящегося в условиях происхождения новых и сохранения старых угроз безопасности стран и всего мирового общества. Потому применение арсенала средств, имеющихся в управлении международно-правовой идеи, в высочайшей степени важно для поддержания мира, законности и безопасности.

Составление критерий добрососедства, неприкосновенности Российской границы, помощь уничтожению имеющихся и предотвращению вероятных очагов напряженности и инцидентов немыслимы без международно-правовых познаний. Поиск согласия и совпадающих интересов с иностранными государствами и межгосударственными организациями в ходе решения задач, определяемых государственными ценностями РФ, строительство на данной базе системы партнерских и союзнических взаимоотношений, которые обеспечивают гармоническое сопряжение государственных интересов стран, достигаются методом формирования и становления международно-правовой культуры.

Замечание 3

Будучи более основательным и устойчивым правовым действом, чем текущее законодательство, данная культура вбирает в себя гигантский исторический опыт, познание которого выделяет ключ к пониманию сущности множества норм, основ и институтов современного международного права.

Понятие международного права

Международное право - это система юридических принципов и норм регулирующих отношения между народами и государствами и определяющих их взаимные права и обязанности.

Международное право сформировалось независимо от желания конкретного человека или отдельной социальной группы или социального слоя и т.д., а вследствие объективных общественных процессов вызванных необходимостью налаживания международного общения. Даже на самых ранних этапах развития человечества первобытные племена поддерживали между собой межплеменные отношения которые регулировались обычаями и традициями которые явились прообразом международно-правовых норм, появившихся с возникновением государственности у народов мира.

Особенность международного права состоит в том, что его нормы создаются в результате соглашения между независимыми друг от друга и равными субъектами международного права - суверенными государствами. Нормы международного права содержатся в двусторонних и многосторонних межгосударственных договорах, а также складываются в виде международных обычаев. Международный договор и международный обычай являются основными источниками международного права.

МП возникло еще раньше, чем появилось государство, так как еще на общинном уровне людям из разных племен приходилось сотрудничать друг с другом. В 1286 г. до н.э. между фараоном Рамсесом II и хеттским царем был заключен первый писанный договор, он был высечен на камне. В этом договоре было сформулировано положение, которое обеспечивало его неукоснительное соблюдение.

Таким образом, МП - это продукт взаимодействия в процессе сотрудничества и борьбы различных государств.

МП - это особенная правовая система. Она отличается от национальных систем, так как в международных отношениях не существует органа, который бы принуждал к соблюдению обязательств, все основано на добровольности. Pactasuntservanda - договоры должны соблюдаться (еще из римского права). Какой-то минимум латыни нам все равно придется осваивать.

Особенностью МП является его согласительная природа, т.е. МП носит координационный характер, а национальное право - субординационный. Действующие лица на международной арене сами согласовывают правила своего поведения.

Другая особенность - межвластный характер отношений, регулируемых МП, т.е. государства и межправительственные организации - его субъекты, действующие лица.

Функции МП

К функциям международного права принято относить следующие: координирующую, регуляторную. охранительную.

Координирующая функция международного права заключается в том, что с его помощью государства устанавливают общеприемлемые стандарты поведения в различных областях взаимоотношений.

Регуляторная функция международного права проявляется в принятии государствами твердо установленных правил, без которых невозможны их совместное существование и общение.

Охранительная функция международного права служит обеспечению защиты интересов каждого государства и международного сообщества в целом, прщанию международным отношениям устойчивого характера. Его обеспечительная роль проявляется в том, что международное право содержит нормы, которые побуждают государства следовать определенным правилам поведения.

Наконец, в международном праве сложились механизмы, защищающие законные права и интересы государств и позволяющие говорить об охранительной функции международного права.

Особенность международного права состоит в том, что в международных отношениях не существует надгосударственных механизмов принуждения. В случае необходимости государства сами коллективно обеспечивают поддержание международного правопорядка.

Соотношение внутригосударственного и международного права

Международное и внутригосударственное право не существуют изолированно друг от друга. На нормотворчество в международном праве оказывают влияние национальные правовые системы. Нормы национального права регулируют осуществление внешней политики государства, а международное право, в свою очередь, влияет на национальное законодательство.

В вопросе соотношения международного и внутригосударственного права в науке международного права имеют место различные точки зрения которые можно условно свести к двум основным направлениям - «дуалистическому» и «монистическому».

Сторонники дуалистического направления придерживаются точки зрения, в соответствии с которой признается параллельное существование системы международного права и внутригосударственного права. Сторонники такого подхода считают, что правовые системы государств и международное право развиваются относительно независимо, но, одновременно, и во взаимосвязи друг с другом. Сторонники монистического направления считают, что внутригосударственная правовая система и международное право находятся в определенном соподчинении, а именно или внутреннее право господствует над международным или международное доминирует над внутренним правом. Теория примата международного права над внутренним правом получила широкое распространение.

Как представляется, в практике международной жизни, в той или иной степени, имеют место и первый и второй варианты соотношения внутригосударственного и международного права. С одной стороны, международно-правовые нормы закрепляют права и обязанности только для субъектов международного права, и прежде всего для государств, которые суверенны в осуществлении внешней политики и самостоятельно, независимо и добровольно приобретают права и возлагают на себя обязанности при заключении международного договора. Однако чтобы обеспечить фактическую реализацию международных обязательств на внутригосударственном уровне осуществляются меры по трансформации международно-правовых норм в национальное законодательство.

Субъекты международного права в принципе не могут ссылаться на свое законодательство для оправдания несоблюдения ими международных обязательств. Принятые государствами международные обязательства должны ими добросовестно соблюдаться.

В ряде государств ратифицированные международные договоры автоматически становятся частью национального законодательства. В законах многих государств устанавливается правило, согласно которому в случае расхождений положений внутреннего законодательства и договорными международными обязательствами государства. преимущественную силу имеют международные обязательства. Так, например, в п. 4, ст. 15 Конституции РФ говорится, что общепризнанные принципы п нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Система международного права и система науки международного права

Система международного права - это объективно существующая целостность внутренне взаимосвязанных элементов: общепризнанных принципов, норм МП, решений международных организаций, рекомендательных резолюций международных организаций, решений международных судебных органов, а также институтов МП.

Все упомянутые элементы системы в различных сочетаниях составляют отрасли МП (морское, дипломатическое и т.д.). Каждая отрасль - самостоятельная система, которая может считаться подсистемной в рамках целостной, единой системы МП.

Систему МП нельзя отождествлять с системой науки МП. Последняя создается различными научными школами и направлениями и носит субъективный характер.

Нормообразование в международном праве

Норма МП - это правило поведения, которое признается государствами и другими субъектами МП в качестве обязательного.

Процесс, способы и формы создания норм МП отличаются от создания норм внутреннего права. В МО нет каких-либо законодательных органов, которые могли бы принимать правовые нормы без участия самих субъектов системы МП. М-П нормы создаются самими субъектами МП. Только субъекты МП придают тем или иным правилам своего поведения качество юридической обязательности.

Поскольку в МО нет надгосударственных органов принуждения, соблюдение и исполнение м-п норм в основном осуществляется субъектами этой системы права на добровольной основе.

Соглашение субъектов МП относительно м-п норм может быть явно выраженным (договорные нормы) или молчаливым (нормы обычного права). В процессе участия в международном общении, постоянно вступая в отношения друг с другом, субъекты МП не только действуют в соответствии с существующими правилами МП, но и вносят необходимые уточнения, дополнения и изменения в их содержание, а также создают новые нормы. Таким образом, создание м-п норм - это непрерывный процесс.

Понятие отрасли в международном праве

Правовые нормы и институты объединяются в отрасли международного права. Объектом отрасли является весь комплекс однородных международных отношений, например касающихся заключения международных договоров (право международных договоров), связанных с функционированием международных организаций (право международных организаций), и т. д. Некоторые отрасли (например, международное морское право и дипломатическое право) существуют с давних времен, другие (например, международное атомное право и международное космическое право) возникли сравнительно недавно.

Выделение отраслей международного права обусловлено прежде всего заинтересованностью международного сообщества государств в более эффективном правовом регулировании соответствующего комплекса международных отношений, а также появлением больших групп однородных правовых норм, которые объективно связаны между собой общностью объекта регулирования.

Источники международного права

Главным судебным органом ООН является Международный Суд (МС), который занимается урегулированием споров между государствами в соответствии с нормами международного права. Международный Суд (МС) также выносит заключения рекомендательного характера по вопросам, поступающим от органов и специализированных учреждений системы ООН. В состав Международного Суда входят 15 судей, избираемых Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности сроком на девять лет.

Международные суды и трибуналы

Помимо Международного Суда (МС) существует целый ряд международных судов и трибуналов , которые в разной степени ассоциированы с ООН. Например, Международный уголовный трибунал по бывшей Югославии (МТБЮ), Международный уголовный трибунал по Руанде (МУТР), Специальный суд по Сьерра-Леоне , Чрезвычайные палаты в судах Камбоджи и Специальный трибунал по Ливану , которые были учреждены Советом Безопасности и которые являются его . К этой категории относятся (МУС) и Международный трибунал по морскому праву (МТМП), которые были учреждены в соответствии с соглашениями, разработанными в рамках ООН. В настоящее время МУС и МТМП являются независимыми образованиями с особыми соглашениями о сотрудничестве. Другие международные суды могут функционировать независимо от ООН.

Что такое международное право?

Международное право определяет правовые обязанности государств в их взаимоотношениях друг с другом, а также обращении с отдельными физическими лицами в рамках государственных границ. Это касается широкого круга вопросов, находящихся под пристальным вниманием международного сообщества, таких, как права человека, разоружение, международная преступность, беженцы, миграция, проблемы гражданства, обращение с заключенными, применение силы, ведение войны и проч. В сферу действия Международного права также входят такие глобальные вопросы, как, например, окружающая среда, устойчивое развитие, международные воды, космос, глобальные коммуникации и мировая торговля.

Шестой комитет Генеральной Ассамблеи (правовые вопросы)

Шестой комитет Генеральной Ассамблеи является главным форумом Генеральной Ассамблеи по правовым вопросам. В Шестом комитете, являющемся одним из основных комитетов Генеральной Ассамблеи, имеют право на представленными все государства - члены ООН. по вопросам повестки дня, резюме работы и документация.

Комиссия международного права

Комиссия международного права содействует прогрессивному развитию и кодификации норм международного права. Работа Комиссии, как правило, всегда связана с определенными аспектами прогрессивного развития, а также кодификации международного права с упором либо на прогрессивное развитие, либо на кодификацию, в зависимости от рассматриваемого вопроса. о программе работы и деятельности, конвенции и доклады.

Комиссия Организации Объединенных Наций по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ)

Комиссия является одним из основных правовых органов системы ООН, специализирующимся на вопросах права международной торговли. Одним из основных аспектов деятельности Комиссии является модернизация и согласование права международной торговли. Секретариатом Комиссии разработана система Прецедентного права по текстам ЮНСИТРАЛ (ППТЮ) с целью сбора и распространения информации о судебных и арбитражных решениях, касающихся разработанных Комиссией конвенций и типовых законов. Цель этой системы - содействие распространению в международных масштабах информации о правовых текстах, разработанных Комиссией, и облегчение единообразного толкования и применения этих текстов.

Конвенция ООН по морскому праву

Регулирует все правовые вопросы, касающиеся морских пространств и мирового океана, устанавливает правила и нормы деятельности и использования ресурсов мирового океана. выполняет функции секретариата Конвенции по морскому праву.

Собрание договоров ООН

База данных договоров на хранении у Генерального секретаря и/или зарегистрированных в Секретариате ООН дает максимально полную информацию о более 560 важных многосторонних инструментах, находящихся на хранении у Генерального секретаря. Эти инструменты охватывают целый спектр вопросов, таких как права человека, разоружение, сырьевые товары, беженцы, экология и морское право. База данных фиксирует моменты подписания и ратификации инструментов государствами-членами и присодинения к ним, а также заявления, оговорки или возражения участвующих сторон.

Система внутреннего правосудия в ООН

Система внутреннего правосудия в ООН была учреждена в 2009 году. Организация преследовала цель создания такой системы, при которой стало бы возможно не доводить дела до официального судебного разбирательства, а разрешать спорные вопросы и конфликты на этапе их возникновения непредвзятым образом, на профессиональной основе, без проволочек и при обеспечении полной транспарентности. Поскольку ООН обладает юридическим иммунитетом против исков со стороны национального суда любой страны, Организация учредила систему внутреннего правосудия для урегулирования споров и конфликтов между руководством и персоналом, включая действия, которые могут повлечь за собой дисциплинарные взыскания.

Справочные материалы и подготовка по правовым вопросам

Архивные материалы, представленные в Библиотеке аудиовизуальных материалов по международному праву, являются уникальным ресурсом для педагогов и научных работников, специализирующихся на вопросах международного права.

Правовая техническая помощь государствам-членам

ООН предоставляет государствам-членам по широкому кругу правовых вопросов. Государства-члены имеют возможность получить консультативную и экспертную оценку, запросить аналитическую и статистическую информацию, обратиться с просьбой об организации учебы кадров.

Программа помощи по вопросам международного права

Программа помощи в области преподавания, распространения информации и знаний о международном праве нацелена на обеспечение более глубокого понимания международного права, «как иструмента по укрепленнию международного мира и безопасности и обеспечения сотрудничества между государствами». Программа является важнейшим элементом деятельности ООН в области международного права.

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Отрасль права, регулирующая политические, экономические, военные, культурные и иные отношения между государствами. Согласно определению, принятому в советской юридической науке, право есть совокупность норм, выражающих волю господствующего класса, санкционированных государственной властью и обеспечиваемых принудительной силой государства в целях охраны, закрепления и развития общественных отношений и порядков, выгодных и угодных господствующему классу. М. п., укладываясь в рамки этого общего определения, обладает, однако, по сравнению со всяким внутригосударственным правом, рядом специфических особенностей.

Особенности М. п. с точки зрения его юридической природы состоят прежде всего в том, что оно есть право междугосударственное. В то время как во внутригосударственном праве его субъектами, т. е. носителями установленных правовыми нормами прав и обязанностей, являются отдельные люди, учреждения и ассоциации, состоящие под властью государства, субъектами М. п. являются сами государства, не имеющие стоящей над ними власти.

В последние десятилетия некоторые функции в области международных отношений, ранее присущие исключительно государствам, перешли в компетенцию международных организаций (напр., в области обеспечения мира или регламентации отдельных вопросов экономического и гуманитарного сотрудничества и пр.). Однако эти организации, и в т. ч. возникшая в наши дни организация Объединённых наций, отнюдь не являются субъектами М. п. в том смысле, в каком ими считаются отдельные государства, ибо они не обладают ни суверенитетом, ни территориальным верховенством - этими важнейшими признаками международной правосубъектности. Такие международные организации являются новыми органами международного сотрудничества суверенных государств, и их полномочия основываются не на какой-либо международной власти, стоящей над государствами, как утверждают некоторые буржуазные авторы, а на согласовании воли и действий этих государств.

Отдельная личность также не является субъектом М. п., хотя в М. п. имеются нормы, охраняющие права тех или иных категорий лиц, как, напр., нормы о режиме иностранцев. Наличие подобных норм свидетельствует лишь о том, что специальная международная охрана тех или иных категорий лиц входит в круг тех государственных интересов, которые составляют объект международно-правового регулирования. Сами же соответствующие лица не становятся от этого участниками международного общения и не приобретают ни одного из признаков международной правосубъектности. Равным образом, существующие внутри государства учреждения и ассоциации не являются субъектами М. п.

Второй особенностью М. п. является то, что в нём нет ни единого законодателя, ни единого кодекса законов в том смысле, как во внутригосударственном праве. Нормы М. п. создаются самими субъектами этого права - государствами. Попытки создать кодекс международных законов, предпринимавшиеся с конца 18 в. отдельными учёными и международными научными учреждениями, не увенчались успехом ввиду противоречия интересов различных государств и отсутствия единства взглядов по важнейшим вопросам. Некоторый успех имела лишь частичная кодификация, т. е. кодификация отдельных отраслей М. п. напр. законов и обычаев войны и др.

Основными источниками М. п. являются международные обычаи, т. е. правила поведения, получившие обязательную силу в процессе долголетнего и единообразного их применения в практике государств (напр., правила, касающиеся положения дипломатических представителей), и главным образом международные соглашения. Последние могут действовать между всеми государствами, между группами государств либо между двумя государствами и могут определять как общие основы международных отношений, так и конкретные вопросы взаимоотношений между данными государствами.

Внутренние законы и решения судов отдельных государств по вопросам, затрагивающим международные отношения (напр., по вопросам о правах иностранцев, о выдаче преступников и т. д.), не являются источниками М. п. Лишь получив широкое признание за пределами издавшего их государства и став образцом для законодательства и судебной практики многих государств, они могут привести к созданию международного обычая и даже воплотиться в международные соглашения. Наконец, мнения выдающихся представителей науки международного права ещё в меньшей мере, чем законы и судебные решения, могут служить источниками международного права; они составляют не более чем материал для аргументации в пользу существования или несуществования той или иной международно-правовой нормы.

При всём разнообразии норм международного права-и по внешней форме, в которой они выражаются, и по кругу тех государств, на которые распространяется их действие, и по характеру тех предметов, которые они регулируют, - существуют, однако, известные принципы, определяющие коренные основы международных отношений в определённую историческую эпоху и имеющие обязательную силу для всех государств, независимо от того, применяются ли они в силу обычая или в силу международных конвенций. Это т. н. общие или основные начала, элементарные общепризнанные понятия М. п. Признание этих общих основных начал или элементарных понятий весьма важно для укрепления законности в международных отношениях. Поэтому вполне понятно, что советская юридическая доктрина не только признаёт существование основных начал М. п., но и подчёркивает их значение.

Важнейшими основными началами М. п. на современной стадии его развития являются: принцип поддержания всеобщего мира и безопасности, принцип суверенитета, принцип невмешательства во внутренние дела другого государства, принцип равноправия государств и принцип добросовестного выполнения международных договоров и обязательств. Первый из упомянутых принципов вошёл в М. п. сравнительно недавно, превратившись из прогрессивной политической идеи в юридическую норму. Другие принципы признаются как нормы М. п. в течение довольно длительного времени, но теперь наполняются новым содержанием.

Эти важнейшие основные начала М. п. нашли выражение в ряде деклараций, изданных союзными государствами антифашистской коалиции во время и по окончании второй мировой войны, в частности в декларациях Московской (1943), Тегеранской (1943), Крымской (1945) и Потсдамской (1945) конференций, и зафиксированы в уставе ООН (преамбула, ст. 1 и 2).

Третьей особенностью М. п. является отсутствие в нём централизованного аппарата принуждения. Мы знаем, что "...право есть ничто без аппарата, способного принуждать к соблюдению норм права" (В. И. Ленин). Эти слова Ленина относятся ко всем отраслям права, в т. ч. и к М. п. Однако хотя М. п. не знает ни международной армии, ни международной полиции и лишь с недавнего времени существует международный суд, тем не менее и в М. п. имеется принуждение, как во всяком другом праве, но оно проявляется в особых формах. До первой мировой войны принуждение, необходимое для того, чтобы обеспечить соблюдение международных обязательств и вообще норм М. п., осуществлялось силами отдельных, непосредственно заинтересованных государств и в доктрине М. п. носило название "самопомощь". Оно могло выражаться в репрессалиях, т. е. в насильственных действиях, являющихся ответом на нарушение М. п. другим государством, в военных демонстрациях вплоть до блокирования берегов другого государства и, наконец, в войне. Следует отметить, что нередко "защитой правомерных интересов прикрывались цели внешней экспансии или подчинения более слабого государства. После первой мировой войны были сделаны попытки установить коллективные формы принуждения. Устав Лиги наций предусматривал систему экономических и военных санкций против агрессора. Эта система оказалась неэффективной; соответствующие постановления устава были весьма неопределёнными, и не предусматривалось конкретных способов их осуществления; ещё важнее то, что за исключением СССР - в период его пребывания в Лиге наций - у государств, игравших руководящую роль в Лиге, не было действительной готовности применять свои вооружённые силы для защиты общих интересов мира и безопасности, для защиты договоров и М. п.

Вторая мировая война наглядно показала несовершенство существовавших раньше коллективных форм принуждения по отношению к нарушителям М. п. Ещё в 1941 в советско-польской декларации было указано, что при создании будущей международной организации, основанной на объединении демократических стран в прочный союз, решающим моментом должно быть уважение к М. п., поддержанному вооружённой силой всех Союзных государств. Устав организации Объединённых наций (ст. 45-51) предполагает новую, более эффективную систему невоенных и военных мер принуждения в отношении актов агрессии. Эта система предусматривает предоставление каждым государством контингентов вооружённых сил для совместных принудительных действий и наличие международного военного органа - Военно-штабного комитета, а также различные способы невоенного воздействия на отдельные государства в связи с нарушениями М. п., угрожающими миру. Наряду с этим меры принуждения по отношению к агрессору предусмотрены в договорах о взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве, заключённых Советским Союзом с рядом государств, главным образом с государствами народной демократии Центральной и Юго-Восточной Европы.

Разумеется, эффективность системы мер принуждения по уставу Объединённых наций в первую очередь зависит от того, насколько члены организации Объединённых наций на деле верны положениям устава. Опыт показал, что крупные капиталистические державы, прежде всего США и Великобритания, грубо нарушают устав ООН, стараются извратить предусмотренные уставом институты по поддержанию мира и безопасности и превратить организацию Объединённых наций в ширму для маскировки своих империалистических планов. Одним из наиболее ярких примеров нарушения правительствами США, Великобритании и Франции устава ООН и прямого подрыва этой организации является заключение агрессивного Северо-атлантического договора, под прикрытием ссылок на ст. 51 и 52 устава ООН, предусматривающие право заключать т. н. "региональные соглашения". Что касается договоров о взаимной помощи, заключённых Советским Союзом, то они являются в настоящее время наиболее эффективными способами охраны мира и международного правопорядка, установившегося в результате победы миролюбивых народов над агрессорами.

Отсутствие в международном праве общего законодательства и централизованного аппарата принуждения дало повод некоторым юристам, главным образом немецким (Иеринг, Лассон, Цорн), утверждать, что положения М. п. суть предписания морали или политики, но не правовые нормы. Отрицание М. п., чаще всего встречавшееся в немецкой литературе, было способом оправдания агрессивной политики германских правящих классов, всегда сопровождавшейся циничными нарушениями М. п. Советская доктрина резко отвергает эту реакционную концепцию.

Если М. п. заметно отличается от других отраслей права по своей юридической природе, то оно не менее заметно отличается от них и по своему социальному содержанию. В то время как внутреннее право данного государства выражает волю господствующего в этом государстве класса и является социально однородным, М. п. не всегда отличается такой социальной однородностью. Оно регулирует отношения многих государств, складывающиеся как на почве их сотрудничества для достижения общих целей, так и на почве их борьбы за свои особые интересы. Характер этих целей и интересов определяется характером общественного и государственного строя данных государств, который далеко не всегда одинаков. Иногда совокупность этих государств, или, как её называют, "международное общение", сохраняет социальную однородность, напр. в 16-17 вв., когда она состояла из феодальных государств, хотя в отдельных из них, напр. в Англии, Голландии, уже вызревали буржуазные порядки, или во второй половине 19 и начале 20 в., когда она состояла из буржуазных государств, хотя многие из них сохраняли в большей или меньшей степени феодальные пережитки. Но в настоящее время, когда наряду с буржуазными государствами существуют великая социалистическая держава-СССР и страны народной демократии, на международной арене сталкиваются государства с резко отличным социальным и политическим строем.

Ввиду того, что интересы внутренней политики, особенности внутреннего строя и принципы внутренней государственности оказывают прямое влияние на внешнюю политику и на нормы и институты М. п., последнее содержит наслоения различных общественных формаций и даже различных исторических периодов. В современном М. п. ещё не вполне исчезли отдельные следы феодальных традиций; примером могут служить многие правила дипломатического церемониала или международно-правовое положение римского папы. В современном М. п. существуют внесённые буржуазными государствами в период буржуазных революций демократические принципы: суверенитет и равноправие государств, неприкосновенность государственной территории, невмешательство во внутренние дела и т. д., и внесённые теми же буржуазными государствами в период империализма чисто империалистические институты, такие, как аннексия, протектораты, сферы влияния и т. д. Буржуазные государства продолжали и в период империализма формально признавать вышеуказанные демократические принципы, но фактически пользовались ими для маскировки антидемократических, империалистических целей (напр., США, Англия). Наиболее агрессивные буржуазные государства (в особенности Германия и Япония) открыто попирали самые элементарные основы М. п. и, отбрасывая всякую маскировку, проводили явный международный разбой.

Огромное влияние на современное М. п. оказывает социалистическое государство - Советский Союз, его политика мира, уважения свободы народов, обусловленная характером советского общественного и государственного строя. В Советском Союзе нет классов или групп, заинтересованных в войне или в разжигании вражды между народами. Советская государственность основана на равноправии и дружбе всех народов, населяющих Советский Союз.

В первые годы после Октябрьской революции капиталистические государства, пользуясь слабостью молодой Советской республики, стремились задушить её, а когда это не удалось, делали всё, чтобы устранить её от участия в международных делах. Уже тогда Советский Союз, отвергнув антидемократические институты М. п., отказавшись от неравноправных договоров, режима капитуляций и сфер влияния в странах Востока, заключив договоры с этими странами на основе принципов суверенитета и равноправия, способствовал укреплению демократических принципов в международных отношениях вообще. Позднее Советский Союз внёс большой вклад в дело расширения и укрепления в М. п. способов предотвращения и подавления агрессии. Он предложил международное определение агрессии, чтобы затруднить её легализацию и маскировку; предложил меры по применению устава Лиги наций в смысле придания большей эффективности санкциям против агрессии; провозгласил принцип "неделимости мира". В сфере укрепления деловых связей между государствами Советский Союз провозгласил принцип равноправия существующих внутри отдельных государств экономических систем. Кроме того, он создал новый институт М. п.-торговые представительства СССР, в которых получила прямое выражение одна из основ социалистической системы хозяйства- государственная монополия внешней торговли в СССР.

Советский Союз непрерывно развивал и развивает международно-правовые способы сотрудничества государств как в области поддержания мира, так и в области экономических отношений. И. В. Сталин в беседе с деятелем республиканской партии США Стассеном разъяснил с исчерпывающей полнотой отношение Советского Союза к международному сотрудничеству: "Надо проводить различие между возможностью сотрудничать и желанием сотрудничать. Всегда существует возможность сотрудничества, но не всегда имеется желание сотрудничать". Отметив, что "для сотрудничества не требуется, чтобы народы имели одинаковую систему", И. В. Сталин подчеркнул наличие у народа и коммунистической партии СССР желания сотрудничать. Это желание сотрудничества основано не на преходящих конъюнктурных расчётах, а на стремлении к прочному и длительному миру, на уважении независимости каждого народа и на глубокой уверенности в том, что мирное соревнование двух общественных систем полнее всего раскрывает преимущества социалистической системы перед капиталистической. Чем больше возрастает удельный вес Советского Союза в международной жизни, тем больше он становится центром притяжения для всех народов, заинтересованных в сохранении мира и в торжестве демократических начал в М. п.

Таким образом, современное М. п. в отличие от права внутригосударственного представляет собой по своему содержанию сложный итог борьбы и сотрудничества государств, не однородных ни в экономическом, ни в социальном, ни в политическом отношении.

Вторая мировая война опрокинула основы международного режима, сложившегося после первой мировой войны, и ряд норм и институтов М. п., закреплявших этот режим. Вместе с тем изменились важнейшие социально-политические факторы, влияющие на развитие М. п.

Прежде всего оказалась сломленной военная, экономическая и политическая мощь трёх крупных агрессивных государств (Германии, Италии и Японии), являвшихся до войны великими державами и, следовательно, имевших немалый удельный вес в международных отношениях.

Во-вторых, необычайно увеличилось международное значение Советского Союза, который сыграл решающую роль в победе над агрессивными государствами и вокруг которого объединились прогрессивные и демократические силы всего мира. Международное значение Советского Союза покоится не только на его военной, экономической и политической мощи, но и на его моральном авторитете, сильно выросшем за годы войны. "Весь мир, -писал И. В. Сталин в первомайском приказе 1946, - имел возможность убедиться не только в могуществе Советского государства, но и в справедливом характере его политики, основанной на признании равноправия всех народов, на уважении их свободы и независимости".

В-третьих, после разгрома гитлеровской Германии и её союзников в Европе появились демократические государства нового типа, закладывающие основы для перехода к социализму и связанные тесной дружбой с Советским Союзом: Польша, Чехословакия, Болгария и др. Они тоже составляют немаловажный фактор в укреплении мирных и демократических тенденций в международной политике.

В-четвёртых, следует отметить резко усилившийся в результате войны подъём национально-освободительного движения народов ряда колониальных и полуколониальных стран и, прежде всего, Китая.

Все указанные изменения означают ослабление сил империализма и реакции, укрепление сил социализма и демократии и, следовательно, влияют на развитие М. п. в прогрессивном и демократическом направлении. Однако наряду с ними существуют и другие факторы, действующие в обратном направлении. Прежде всего, это- реакционные правительства и правящие круги крупных капиталистических государств, в первую очередь США и Англии, которые проводят в международной политике чисто империалистические тенденции. Они старались проводить их даже во время войны, но не были способны изменить освободительный и антифашистский характер войны, обусловленный участием в ней Советского Союза. После войны различия в целях войны и в послевоенных планах стали всё больше углубляться, и сформировались две противоположные политические линии: политика СССР и стран народной демократии, направленная на подрыв империализма и укрепление демократии, и политика США и Англии, направленная на усиление империализма и удушение демократии. Империалистическая политика США и Англии, получившая столь яркое выражение в фултоновской речи Черчилля, в т. н. "доктрине Трумэна" и "плане Маршалла", наглядно проявляется в призывах к мировой гегемонии США и к походу против СССР и стран новой демократии, в организации всякого рода империалистических блоков, скрывающих под маской "обороны" далеко идущие агрессивные цели, как, напр., т. н. "Западный союз", Атлантический пакт, в экспансии, в экономическом порабощении и грубом попрании независимости многих государств и вмешательстве во внутреннюю жизнь народов, в усилиях оттеснить Советский Союз от участия в международных делах и в пропаганде новой мировой войны. К этому нужно добавить сохранение очагов фашистской агрессии, существующих в масштабе целых государств, как, напр., Испания или Греция, или в виде отдельных неликвидированных фашистских групп и организаций, как, напр., в западных зонах Германии, в Италии, в Японии. Не может быть никаких сомнений, что эти очаги продолжают существовать лишь благодаря тому, что они находят питательную почву в поддержке со стороны империалистической реакции в США и в Англии.

Итак, в послевоенный период определилась новая расстановка основных политических сил, действующих на мировой арене. Образовалось два лагеря: лагерь антиимпериалистический и демократический, имеющий своей главной целью укрепление мира и демократии и ликвидацию остатков фашизма, борьбу за социализм, и лагерь империалистический и антидемократический, имеющий своей главной целью установление мирового господства американского империализма и разгром демократии. Борьба между этими двумя противоположными лагерями составляет содержание современной международной жизни и определяет развитие современного М. п. Государства империалистического лагеря, стараясь сохранить наиболее реакционные институты М. п., создают также новые реакционные институты, предназначенные закрепить мировое господство империалистических держав, прикрывая его лжедемократической и лжепацифистской фразеологией. Типичными примерами могут служить такие соглашения о военной и экономической "помощи", заключённые на основе т. н. "доктрины Трумэна" и "плана Маршалла", как "Западный союз" и Северо-атлантический пакт. С другой стороны, государства демократического лагеря применяют наиболее прогрессивные институты прежнего М. п., значительно углубляя их демократическое содержание, и наряду с этим создают новые последовательно демократические институты М. п., получившие, напр., весьма яркое воплощение в договорах о дружбе, взаимной помощи и сотрудничестве и в экономических и культурных соглашениях, заключённых Советским Союзом с государствами народной демократии и этими последними между собой. Две противоположные тенденции в международной политике и в развитии М. п. резко сталкиваются между собой в организации Объединённых наций, в связанных с ней международных учреждениях и вообще когда речь идёт о применении на практике всех тех международных актов, которые были совместно приняты союзными державами во время и по окончании второй мировой войны.

Нормы и институты. М. п., несмотря на всё их различие и многообразие, составляют определённую систему. Система современного М. п. может быть сведена к следующим основным международно-правовым нормам и институтам:

1. Нормы и институты, определяющие правовое положение государства в международном общении, т. е. основные права и обязанности государства как субъекта М. п. (суверенитет и равноправие, невмешательство во внутренние дела, ответственность за международные правонарушения и пр.).

2. Нормы и институты, регулирующие охрану государствами в их взаимных отношениях прав и интересов населения (порядок приобретения и утраты гражданства, правовой режим иностранцев, охрана прав национальных меньшинств; после войны сюда прибавляются нормы, регламентирующие защиту прав населения колоний и т. н. "несамоуправляющихся территорий", нормы, запрещающие расовую дискриминацию, и пр.).

3. Нормы и институты, устанавливающие международно-правовой режим территории (способы приобретения и утраты государственной территории, режим внутренних и международных речных и морских вод и воздушного пространства и пр.).

4. Нормы и институты, определяющие правовое положение за границей органов внешних сношений (посольское и консульское право; сюда должны быть также отнесены нормы, касающиеся статуса сотрудников международных учреждений).

5. Нормы и институты, регламентирующие действие международных договоров (порядок их заключения и ратификации, условия их изменения и прекращения и пр.).

6. Нормы и институты, определяющие структуру, права, функции и порядок деятельности международных организаций, в первую очередь организации Объединённых наций.

7. Нормы и институты, устанавливающие формы международного сотрудничества государств по специальным, главным образом экономическим и гуманитарным, вопросам.

8. Нормы и институты, определяющие международно-правовые способы разрешения споров (согласительная процедура, посредничество отдельных государств или Генеральной ассамблеи и Совета безопасности ООН, международный арбитраж, международный суд и пр.).

9. Нормы и институты, определяющие международно-правовые способы предупреждения и подавления агрессии. При этом, наряду с дипломатическими, экономическими и военными санкциями по уставу ООН, сохраняют своё значение также индивидуальные и коллективные способы защиты государства от неправомерных и агрессивных действий: реторсии, репрессалии, индивидуальная или коллективная вооружённая самооборона от агрессии. Сюда же надлежит отнести и нормы, запрещающие пропаганду агрессии.

10. Нормы и институты, определяющие права и обязанности воюющих государств в отношении ведения войны, а также правовое положение нейтральных государств - т. н. законы и обычаи войны. В связи с запрещением агрессивных войн по уставу ООН эти нормы должны подвергнуться пересмотру, имеющему в виду их применение к войнам-санкциям и к оборонительным войнам против агрессора. Международно-правовые способы окончания войны (перемирие, прелиминарный и окончательный мирный договоры), до сего времени относившиеся к "праву войны", теперь, ввиду развития институтов, связанных с ответственностью за агрессивную войну и гарантиями против возобновления агрессии (союзный контроль, репарации, наказание военных преступников и пр.) и вносящих серьёзные изменения в международную жизнь, выходят, строго говоря, за рамки права войны и приобретают теснейшую связь также и с другими частями системы М. п.

Нормы и институты М. п., регулирующие правоотношения между самими государствами (и отчасти между государствами и международными организациями), притом правоотношения, входящие в компетенцию высшей государственной власти, составляют, согласно общепринятой терминологии, систему международного публичного права. Наряду с нею существует система международного частного права, нормы и институты которого регламентируют - непосредственно или путём отсылки к соответствующему национальному законодательству- гражданские правоотношения, складывающиеся между гражданами различных государств или связанные с территорией различных государств.

Наконец, в современный период, в связи с установлением международной уголовной ответственности за преступления против мира, за военные преступления и преступления против человечества, рассматриваемые теперь как международные преступления, из общей системы М. п. выделяется в особую систему международное уголовное право. Важным этапом на пути развития этой новой системы явилось принятие (на основании соглашения между правительствами СССР, США, Великобритании и Франции от 8. VIII 1945) устава Международного военного трибунала по наказанию главных военных преступников стран оси.


Дипломатический словарь. - М.: Государственное издательство политической литературы . А. Я. Вышинский, С. А. Лозовский . 1948 .

В результате изучения данной главы студент должен:

знать теоретические основы международного права;

уметь юридически грамотно понимать и оценивать международные и внутригосударственные события и факты, имеющие международно-правовую значимость; оценивать ситуацию и определить проблему, требующие применения знаний и норм международного права; находить и юридически грамотно уяснить необходимый международно-правовой материал;

владеть навыками использования методики сравнительно-правового анализа; владеть навыками использования международно-правового материала; владеть навыками использования внутригосударственного правового материала, имеющего международно-правовую значимость.

Понятие, система и субъекты международного права

Теория права выделяет на современном этапе общепланетарные тенденции развития и состояния международного права. Прежде всего это постоянное возрастание роли и значения международного права в жизни цивилизации, вообще один из реальных способов выживания и существования человечества как биологического вида и неповторимой социальной организации . Федор Мартенс, российский юрист-международник, основоположник российской школы международного права писал о международном праве: "Объектом права международного управления является совокупность всех жизненных отношений между государствами, общественными группами и частными лицами, которые требуют содействия, покровительства или защиты государственной власти" .

В 1945 г. на конференции в Сан-Франциско (США) 50 государств подписали важнейший международный договор – Устав Организации Объединенных Наций (ООН), который положил начало современному международному праву. В Уставе ООН закрепляются основополагающие принципы международного права, обладающие высшей юридической силой и являющиеся основой системы международного права.

Международное право – это система юридических норм, регулирующих межгосударственные отношения. Это определение отражает основные характеристики международного права.

Международное право представляет собой совокупность юридических норм, сгруппированных определенным образом. То есть международное право имеет свою систему.

Система международного права – это его структура, состоящая из международно-правовых норм, объединенных в институты, подотрасли и отрасли. Таким образом, наиболее мелким элементом системы международного права является норма международного права.

Норма международного права – это юридически обязательное правило поведения субъектов международного права, установленное самими субъектами международного права и выполняемое ими добровольно или с помощью принуждения. Нормы международного права создаются субъектами по согласию между собой. Нормы международного права юридически обязательны, их нарушение влечет международно-правовую ответственность. Содержание норм международного права составляют права и обязанности государств и других субъектов международного права.

Можно предложить следующую классификацию норм международного права:

  • 1) по сфере действия:
    • – универсальные, их признаками являются: глобальность действия, всеобщая обязательная сила, создание и отмена международным сообществом в целом, например нормы Устава ООП;
    • – региональные – создаются и действуют в определенном географическом регионе, необходимы для более глубокого взаимодействия государств в данном регионе, например нормы договоров, действующих в рамках Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана;
    • – партикулярные – распространяются на ограниченный круг участников, в большинстве случаев содержатся в двусторонних договорах. Например, нормы Соглашения между Правительством РФ и Кабинетом министров Украины о поощрении и взаимной защите инвестиций от 27.11.1998;
  • 2) по способу правового регулирования:
    • – императивные (jus cogens ) – обладают особой юридической силой, отклонение от них не допустимо, даже путем соглашения субъектов международного права, противоречащий им международный договор недействителен. Примером являются общепризнанные принципы международного права, закрепленные в Уставе ООН, о которых речь пойдет далее;
    • – диспозитивные – допускают отступление от них, по взаимному соглашению субъектов международного права (при этом не должны затрагиваться законные права и интересы других субъектов международного права), обладают полной юридической силой, если субъекты не договорились об ином, то они обязаны выполнять диспозитивную норму и в случае ее нарушения несут ответственность; диспозитивность нормы состоит не в ограниченной юридической силе, а в том, что она предоставляет субъектам права урегулировать отношения иначе, чем предусмотрено диспозитивной нормой. Примером диспозитивной международно-правовой нормы является ст. 22 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г., в соответствии с которой, "если договор не предусматривает иное, оговорка может быть снята в любое время и для ее снятия не требуется согласия государства, принявшего оговорку";
  • 3) по источнику:
    • – обычные – источником является международно-правовой обычай (неписаные нормы);
    • – договорные – источником является международный договор (нормы писаного права).

Отрасль международного права – это совокупность международно-правовых норм, регулирующих отношения между субъектами международного права в одной какой-либо широкой области их международного сотрудничества.

Можно выделить следующие отрасли международного права: право международных договоров, международное морское право, международное космическое право, международное воздушное право, международное экологическое право, международное экономическое право, международное гуманитарное право, международное дипломатическое право, международное консульское право и др.

Подотрасль международного права – это объединение нескольких институтов отрасли международного права. При этом не каждая отрасль международного права включает в себя подотрасли. Подотрасли, например, включает в себя такая отрасль международного права, как международное экономическое право. К подотраслям международного экономического права, в частности, относятся: международное торговое право, международное инвестиционное право, международное финансовое право.

Институт международного права – это комплекс международно-правовых норм, регулирующий отношения субъектов международного права в определенной специфической области. Например: институт приграничной торговли в международном торговом праве, институт мирного прохода через территориальное море в международном морском нраве, институт недействительности международных договоров в праве международных договоров.

Почему важно понимать, что международное право – это не просто некая сумма норм, а именно система? Прежде всего, потому, что нельзя корректно истолковать и применить к конкретному случаю одну норму без системного учета других норм международного права. Так, в соответствии с Декларацией о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г. (п. 2), при толковании и применении общепризнанных принципов международного права государства исходят из того, что принципы "являются взаимосвязанными и каждый из них должен рассматриваться в контексте других принципов". Так, например, без толкования принципов самоопределения народов и территориальной целостности в контексте друг друга невозможно разрешить конфликтные ситуации, связанные с отделением части территории государства, такие как отделение Косово от Сербии или Южной Осетии и Абхазии от Грузии в 2008 г.

Кроме того, международное право делится на общую и особенную части. Общая часть международного права состоит из норм и принципов, действующих во всех сферах международных отношений. Особенная часть состоит из отраслей международного права.

Международное право регулирует межгосударственные отношения.

Межгосударственные отношения – это отношения, в которых участвуют суверенные государства, международные организации и государствоподобные образования.

Межгосударственные отношения являются предметом международного права. Объектом международного права являются материальные и нематериальные блага, по поводу которых возникают межгосударственные отношения (например, территория, природные ресурсы).

Сегодня практически невозможно привести пример какой-либо области международных отношений, которая бы не регулировалось международным правом: военное, научное, культурное сотрудничество, экономические отношения, защита окружающей среды и прав человека и т.д.

Межгосударственные отношения возникают между субъектами международного права . Этот статус придает субъектам международная правосубъектность – юридическое свойство того или иного образования. Особенностью субъектов международного права является то, что они являются не только носителями международных прав и обязанностей, но и создают для себя нормы международного права. В международном праве над субъектами нет верховного органа, а действует древнеримский принцип – par in parem поп habet imperium (равный над равным власти не имеет). Поэтому субъекты международного права сами создают механизмы его обеспечения.

Субъект международного права – это образование, способное обладать правами и обязанностями, вытекающими из международного права, защищать их и вступать в международные отношения, регулируемые международным правом.

Выделяют первичные, вторичные и нетипичные субъекты международного права.

Первичными и основными субъектами международного права являются государства. Государства являются субъектами международного права в силу своего существования. Независимо от того, какие органы представляют государство в международных отношениях (правительство, глава государства, министр иностранных дел и др.), качество субъекта международного права принадлежит государству в целом.

Государство, как субъект международного права, должно обладать следующими признаками: государственный суверенитет, государственная территория, население, государственная власть.

Государственный суверенитет – это верховенство государства на своей территории и его независимость в международных отношениях. Суверенитетом обладают только государства. Для реализации суверенных прав государства существенное значение имеет понятие юрисдикции.

Юрисдикция – это проявление суверенитета, которое означает объем и сферу действия государственной власти. Различают следующие виды юрисдикции:

  • – по объему: полную и ограниченную;
  • – по сфере действия: территориальную и экстерриториальную;
  • – по характеру власти: законодательную, исполнительную и судебную.

В пределах своей территории государство осуществляет полную юрисдикцию. Полную экстерриториальную юрисдикцию государство осуществляет на морских, воздушных и космических кораблях, находящихся в международном пространстве, а также в помещениях дипломатических представительств на территории других государств. Ограниченную юрисдикцию государство осуществляет в отношении своих граждан, находящихся за пределами его территории.

Территория – это пространства сухопутной и водной поверхности земного шара, его недра, воздушное пространство и космос, включая Луну и другие небесные тела. Наличие территории (так же, как и наличие суверенитета) – это свойство государства как субъекта международного права. В международном праве различают три вида территории в зависимости от правового режима: государственная территория, территория со смешанным режимом и территория с международным режимом.

Государственная территория – это территория, на которую распространяется суверенитет государства.

Территория со смешанным режимом – это пространство, которое не находится под суверенитетом какого-либо государства, но в отношении которого государство осуществляет некоторые суверенные права, в пределах, установленных международным правом. Прежде всего, это права разведки, разработки и охраны природных ресурсов. К территориям со смешанным режимом относится: исключительная экономическая зона (ИЭЗ) и континентальный шельф.

Территория с международным режимом – это пространство, которое расположено за пределами государственных границ и находится в общем и равноправном пользовании всех государств. Режим указанного вида территорий определяется исключительно международным правом. К таким территориям относятся: космос; открытое море, дно под ним (район) и воздушное пространство над ним; Антарктика.

Население – это совокупность всех физических лиц, находящихся на территории государства и подчиняющихся его юрисдикции. Государство осуществляет территориальную юрисдикцию в отношении лиц, находящихся на его территории, независимо от их гражданства, а также персональную юрисдикцию в отношении собственных граждан, находящихся за его пределами. Таким образом, в категорию населения входят: граждане данного государства, иностранцы и лица без гражданства. Категорией лиц, не подпадающих под юрисдикцию государства пребывания, являются дипломаты, консульские работники, сотрудники специальных миссий, члены их семей.

Государственная власть. Субъектом международного права является государство в целом, а не его органы (органы государственной власти). Разумеется, международный договор заключается государством в лице какого-либо органа государственной власти. Но даже, если это межправительственное соглашение, заключенное государством в лице министерства, такое соглашение обязывает государство в целом, а не только его министерство. Поведение любого органа государства должно рассматриваться как деяние этого государства независимо от того: какие функции осуществляет этот орган (законодательные, исполнительные или судебные); какое положение занимает этот орган в системе государства; является ли органом центральной власти или административно-территориального образования государства.

Вторичными (производными) субъектами международного права являются международные организации , вследствие того, что они наделяются международной правосубъектностью государствами. Международная организация – это созданное на основе международного договора для осуществления целей, предусмотренных учредительным (уставным) документом, объединение государств, обладающее международной правосубъектностью, имеющее постоянные органы.

Международная организация обладает следующими признаками:

  • 1) создание в соответствии с международным правом. Учреждение любой международной организации не должно ущемлять интересы отдельного государства или международного сообщества в целом. Учредительный документ организации должен соответствовать общепризнанным принципам международного права и другим нормам jus cogem;
  • 2) учреждение на основе международного договора. Как правило, международные организации создаются на основе международного договора. Например, международным договором на основании которого была создана Всемирная торговая организация (ВТО), является Марракешское соглашение об учреждении ВТО 1994 г.;
  • 3) наличие учредительных актов. Это уставы, статуты, в которых определяются права и обязанности международной организации, вопросы членства, статус организации, полномочия на заключения международных договоров, цели и задачи организации, структура и полномочия ее органов и т.д. Например, учредительным документом ООН является Устав ООН 1945 г.;
  • 4) осуществление сотрудничества в конкретных областях. Как правило, международные организации создаются для работы в конкретной области, например Организация стран – экспортеров нефти (ОПЕК). Однако существуют и универсальные международные организации, к которым, прежде всего, относится ООН;
  • 5) наличие соответствующей организационной структуры. Этот признак подтверждает постоянный характер международной организации и тем самым отличает ее от многочисленных других форм международного сотрудничества. Так, например, ООН имеет шесть главных органов: Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по опеке, Международный Суд ООН и Секретариат;
  • 6) наличие прав и обязанностей организации. Права и обязанности международной организации производны от прав и обязанностей государств-членов. Именно государства-члены наделяют международную организацию определенными правами и обязанностями.

Кроме названных основных субъектов международного права существуют так называемые "нетипичные субъекты". Нетипичными субъектами называют образования, которые международное сообщество признает в качестве субъекта, хотя такое образование не соответствует критериям полноценного субъекта международного права. К нетипичным субъектам международного права относятся нации и народы, борющиеся за свою независимость, Ватикан и вольные города.

Нации и народы, борющиеся за свою независимость, являются государствами на стадии становления. В таких ситуациях создаются органы, которые эффективно осуществляют контроль над значительной частью территории, представляют народ на международной арене, т.е. приобретают некоторые признаки государственности. К таким субъектам международного права можно отнести непризнанные или частично признанные государства, например Тайвань и Палестину.

Ватикан – город-государство. Его официальное название "Святой престол". Ватикан – центр римской католической церкви. Государства признают право Ватикана выступать стороной международного договора.

Вольный город – специфическое политико-правовое образование, обладающее ограниченной международной правосубъектностью. В частности, вольные города могли заключать международные договоры. В настоящее время это явление стало достоянием истории. Существовали такие вольные города, как Данциг, Мемель, Краков и др.

  • Венгеров А. Б. Теория государства и права. М.: Омега-Л, 2013. С. 449.
  • Мартенс Ф. Ф. Современное международное право цивилизованных народов. Т. II. 5-е изд. СПб., 1905. С. 10.
  • Австралия, Аргентина, Белорусская ССР, Бельгия, Боливия, Бразилия, Великобритания, Венесуэла, Гаити, Гватемала, Гондурас, Греция, Дания, Доминиканская Республика, Египет, Индия, Ирак, Иран, Канада, Китай, Колумбия, Коста-Рика, Куба, Либерия, Ливан, Люксембург, Мексика, Нидерланды, Никарагуа, Новая Зеландия, Норвегия, Панама, Парагвай, Перу, Сальвадор, Саудовская Аравия, Сирия, СССР, США, Турция, Украинская ССР, Уругвай, Филиппины, Франция, Чехословакия, Чили, Эквадор, Эфиопия, Югославия и Южно-Африканский Союз.