Одновременно с этим в целях локализации и ликвидации инфекции усиливается медицинская разведка внешней среды и охрана источников водоснабжения, проводится экстренная специфическая профилактика, устанавливается контроль за соблюдением противоэпидемического режима, осуществляются санитарно-гигиенические и другие мероприятия, являющиеся по сути дела также составными частями карантинных и обсервационных мер.

Инженерная защита населения

Основными инженерно-техническими мероприятиями по защите населения являются:

Укрытие людей в приспособленных для их защиты помещениях производственных, общественных и жилых зданий, а также в специальных защитных сооружениях;

Повышение надежности систем жизнеобеспечения (водоснабжение, энергопитание, теплофикация и др.) при авариях, катастрофах, стихийных бедствиях и в военное время, а также устойчивости жизненно важных объектов социального и производственного назначения;

Выполнение ряда градостроительных требований, позволяющих при крупномасштабных ЧС и применении в военных конфликтах современных средств поражения уменьшить количество жертв, обеспечить выход населения из разрушенных частей города в парки и леса загородной зоны, а также создать условия для ввода в пораженную зону аварийно-спасательных сил.

Сегодня основным способом защиты населения от современных военных средств поражения, от крупномасштабных ЧС, вызванных авариями и катастрофами на химически и радиационно-опасных объектах, взрывами и пожарами, остается укрытие персонала предприятий и населения городов в защитных сооружениях.

В соответствии с действующими нормами и правилами по вопросам выполнения инженерно-технических мероприятий гражданской обороны, а также строительными нормами и правилами (СНиП) к защитным сооружениям относятся убежища и противорадиационные укрытия.

Все убежища должны обеспечивать защиту укрываемых от воздействия избыточного давления во фронте воздушной ударной волны 1 кгс/см2 и степень ослабления проникающей радиации равную 1000. Системы жизнеобеспечения должны создать условия для непрерывного пребывания в них расчетного количества людей не менее 2 суток. Противорадиационные укрытия, расположенные в зоне возможных слабых разрушений, рассчитываются на избыточное давление 0,2 кгс/см2 и в зависимости от места расположения должны иметь степень ослабления радиации внешнего излучения от 200 до 10. Последнее для жителей некатегорированных городов, сел и эвакуируемого населения за пределами зон возможного радиоактивного загрязнения.

Фонд защитных сооружений для рабочих и служащих (наибольшей работающей смены) создается на территории предприятий, а для остального населения - в районах жилой застройки.

В связи со сложным экономическим положением в стране, а также с учетом изменившейся военно-политической обстановки в мире строительство новых защитных сооружений в последние годы практически почти полностью приостановилось.

Оповещение населения при чрезвычайной ситуации

Оповещение населения – информирование населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, одна из основных задач в области гражданской обороны. Оповещение о чрезвычайной ситуации это доведение до органов повседневного управления, сил и средств РСЧС и населения сигналов оповещения и соответствующей информации о чрезвычайной ситуации.

Основными задачами, возлагаемыми на систему оповещения, являются:

Обеспечение своевременного доведения до органов управления, сил ГО ЧС и населения распоряжений о проведении мероприятий ГО;

Обеспечение своевременного доведения до органов управления, сил ГО ЧС и населения сигналов и информации обо всех видах опасности.

Для оповещения используются различные способы оповещения. В последние годы проводится большая работа по использованию автоматизированного способа оповещения и связи.

В качестве оповещения органов управления, сил ГО ЧС и населения применяются:

Стойки циркулярного вызова (одновременный вызов и передача абонентам телефонных станций сообщения, записанного на магнитный носитель);

Электрические сирены;

Радиотрансляционные узлы (подача программ вещания на уличные и квартирные громкоговорители, абонентские точки по проводам);

Радиовещательные станции и телецентры;

Вспомогательные средства (сирены ручного привода, электромегафоны, подвижные звукоусилительные станции).

На ряде объектов экономики (прежде всего на опасных производственных объектах и др.) создаются локальные системы оповещения. В населенных пунктах, регионах создается централизованная система оповещения. Кроме того, создаются локальные системы оповещения населения, проживающего вблизи потенциально опасных объектов (атомных станций, химически опасных объектов и т.д.).

Основным способом своевременного и надежного оповещения работающего персонала предприятий (организаций, учреждений), населения при чрезвычайных ситуациях (ЧС) мирного и военного времени является передача речевой информации с использованием сетей проводного, радио- и телевизионного вещания.

Для привлечения внимания работающего персонала предприятий (организаций, учреждений), населения перед передачей речевой информации включаются сирены, производственные гудки и другие сигнальные средства, что будет означать подачу предупредительного сигнала «Внимание всем!», по которому население обязано включить радио, радиотрансляционные и телевизионные приемники для прослушивания экстренного сообщения.

В случае возникновения чрезвычайных ситуаций военного времени органы управления ГОЧС должны незамедлительно довести до населения следующие сигналы и распоряжения:

Об угрозе нападения противника;

О вооруженной опасности;

О радиоактивном, химическом и бактериологическом заражении;

О приведении в готовность системы ГО;

О начале эвакуации.

Ответственность за организацию и своевременное оповещение населения, и доведение до него необходимой информации, возлагается на соответствующий орган управления по делам ГОЧС.

Заключение

В данной работе были рассмотрены основные принципы и способы защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий, вследствие этих действий, а также при ЧС.

Одним из наиболее распространённых и эффективных является защита населения путём эвакуации. При невозможности или нецелесообразности эвакуации применяются организация радиационной, химической и медико-биологической (РХБЗ) защиты населения. Инженерная защита населения и персонала организаций оказалась наиболее эффективной и приемлемой ещё в годы ВОВ и применяется по сей день, особенно в зонах военных действий.

Успех проведённых мероприятий во многом зависит от своевременного и правильного оповещения населения, верной психологической работы с населением, недопущение паники.

В зависимости от конкретной ситуации принимается решение о том или ином способе защиты населения. Безусловно, граждане должны знать общие по

В комплекс заблаговременных и оперативных мер по защите населения в чрезвычайных ситуациях в качестве важной составной части входят мероприятия инженерной защиты. Особенностью инженерной защиты в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является то, что она используется не только для защиты населения, но служит также важным направлением обеспечения защиты территорий.

Инженерная защита населения и территорий - это комплекс организационных и инженерно-технических мероприятий, проводимых заблаговременно, а также в оперативном порядке и направленных на предотвращение или максимальное снижение потерь населения при возникновении чрезвычайных ситуаций путем обеспечения укрытия и жизнедеятельности населения в защитных сооружениях, предотвращения, устранения или снижения до допустимого уровня отрицательного воздействия поражающих факторов стихийных бедствий, аварий, природных и техногенных катастроф.

Мероприятия инженерной защиты регламентируются рядом нормативных документов, основным из которых является СНиП 2.01.51-90 "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны". Несмотря на то что нормы этих мероприятий в значительной мере определены с учетом потребностей военного времени, выполнение некоторой части из них содействует защите населения и территорий от стихийных бедствий, аварий, природных и техногенных катастроф. Этим нормативным документом определены требования к планировке, размещению и строительству защитных сооружений гражданской обороны, объектов экономики, зданий, сооружений, инженерных систем с учетом необходимости обеспечения их безопасности в условиях как военных опасностей, так и чрезвычайных ситуаций мирного времени.

Кроме этого основополагающего для инженерной защиты документа введены в действие:

  • - порядок разработки и состав раздела "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций" проектов строительства СП 11-107-98;
  • - порядок разработки и состав раздела "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций" градостроительной документации для территорий городских и сельских поселений, других муниципальных образований СП 11-112-2001.

Соблюдение требований этих нормативных документов позволяет снизить людские потери и материальный ущерб, создать условия для успешного проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

По некоторым оценкам, рационально спланированные, подготовленные и реализованные мероприятия инженерной зашиты обеспечивают снижение возможных людских потерь и материального ущерба до 30%, а в сейсмо-, селе- и лавиноопасных районах - до 70%.

Инженерная защита планируется и осуществляется на основе:

  • - оценки характеристик возможной опасности;
  • - учета категорий защищаемого населения;
  • - результатов инженерно-геодезических, геологических, гидрометеорологических изысканий;
  • - схем инженерной защиты территории (генеральных, детальных, специальных);
  • - учета особенностей использования территории.

В современных условиях наблюдается тенденция инженерную защиту населения и территорий строить путем образования единой территориальной системы (комплекса) сооружений и мероприятий. При этом к основным мероприятиям инженерной защиты населения и территорий в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера относят:

  • - укрытие людей и материальных ценностей в существующих защитных сооружениях гражданской обороны и в приспособленном под защитные сооружения подземном пространстве городов (подвальных помещениях, цокольных этажах, подземных пространствах объектов торгово-социального назначения, метрополитенах и др.);
  • - использование в качестве жилья мест работы и отдыха жилых, общественных и производственных зданий, возведенных с учетом сейсмичности соответствующих территорий;
  • - использование при соответствующих чрезвычайных ситуациях отдельных герметизированных помещений в жилых домах и общественных зданиях на территориях, прилегающих к радиационно и химически опасным объектам;
  • - укрытие семей и трудовых коллективов в квартирах и производственных помещениях, в которых ими в оперативном порядке самостоятельно проведена герметизация;
  • - предотвращение разливов аварийно химически опасных веществ путем обваловки или заглубления емкостей с АХОВ;
  • - возведение и эксплуатация инженерных защитных сооружений от неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов.

Определенную роль в проведении инженерной защиты населения могут сыграть защитные сооружения гражданской обороны (убежища и противорадиационные укрытия), фонд которых был создан для защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Эти сооружения могут быть успешно использованы для защиты населения в условиях некоторых чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Универсальность защитного сооружения в мирное и военное время заложена в самом его определении. Защитное сооружение в настоящее время определяется как инженерное сооружение, предназначенное для укрытия людей, техники и имущества от опасностей, возникающих в результате аварий и катастроф на потенциально опасных объектах, либо стихийных бедствий в районах размещения этих объектов, а также воздействия современных средств поражения.

В мирное и военное время используются следующие виды защитных сооружений (ЗС):

  • - специальные фортификационные сооружения (СФС);
  • - войсковые фортификационные сооружения (ВФС);
  • - защитные сооружения гражданской обороны (ЗС ГО).

Эти виды защитных сооружений могут использоваться как для защиты войск, населения, техники, материальных ценностей, так и для оборудования пунктов управления. Общие сведения о составе ЗС приведены на рис. 9.1.

Рис. 9.1. Общие сведения о составе защитных сооружений

Для защиты населения разработаны различные по конструкции, защитным свойствам и срокам строительства защитные сооружения гражданской обороны.

Защитные сооружения гражданской обороны классифицируются по следующим признакам:

  • - времени возведения;
  • - месту расположения;
  • - вместимости;
  • - защитным свойствам;
  • - материалу конструкций;
  • - обеспечению электроэнергией;
  • - обеспечению фильтровентиляционным оборудованием;
  • - характеру использования в мирное время.

Убежища возводятся заблаговременно, а также в оперативном порядке при военной угрозе или в военное время. Сооружения, возводимые в оперативном порядке, называются быстро возводимыми.

Убежища могут быть встроенными в другие здания и сооружения, а также отдельно стоящими (рис. 9.2) Они могут быть заглубленными и полу заглубленными. Убежища могут размещаться в районах городской застройки, на объектах экономики, в метрополитене, подземном пространстве городов, в горных выработках и естественных подземных полостях.

По вместимости убежища подразделяются на малые (до 150 человек), средние (150-500человек) и большие (более 500 человек).

Важнейшей мерой по жизнеобеспечению убежищ является их воздухоснабжение. В большинстве убежищ оно осуществляется в двух режимах: чистой (прямой) вентиляции (1 режим) и фильтровентиляции (2 режим). При втором режиме фильтровентиляционное оборудование защищает помещения убежищ от проникновения в них радиоактивных, отравляющих и некоторых аварий но химически опасных веществ. Кроме таких убежищ к началу 1990-х годов в стране был также накоплен значительный фонд убежищ с тремя режимами вентиляции.

Эти убежища строились в местах возможной опасной загазованности воздуха продуктами горения, вблизи химически опасных объектов, атомных станций, в зонах возможного катастрофического затопления. Третий режим вентиляции этих убежищ предусматривает полную или частичную изоляцию помещений убежища с регенерацией внутреннего воздуха. Убежища стремя режимами наиболее перспективны для защиты персонала и населения в мирное время.

Рис. 9.2. Отдельно стоящее убежище, построенное с учетом использования его в мирное время под гараж: 1 - помещение фильтровентиляционного оборудования; 2 - тамбур-шлюз с защитно-герметическими дверями (ворогами); 3 - помещение для укрываемых; 4 - помещение для электрогенераторов с дизельными установками; 5 - вентиляционный оголовок с защитными устройствами для отсекания ударной волны; 6 - помещение санузла с резервуаром для воды

Однако в настоящее время концепция использования защитных сооружений гражданской обороны в интересах защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера пока не сформирована. Это обусловлено тем, что при возникновении большинства природных и техногенных бедствий защитить от них людей с помощью этих защитных сооружений даже в убежищах с тремя режимами вентиляции без их предварительного дооборудования достаточно трудно.

Наибольшую перспективу применения имеют, как говорилось, защитные сооружения, обладающие режимом полной изоляции, поскольку они эффективны для защиты населения во время радиационных и химических аварий, а также при массовых пожарах. В этих же целях могут быть использованы убежища с режимом фильтровентиляции, если этот режим обеспечивает очистку поступающего в защитное сооружение воздуха. Эти сооружения могут найти применение также для укрытия людей от ураганов и смерчей при условии заблаговременного получения штормового предупреждения. При чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера защитные сооружения гражданской обороны могут использоваться не только для защиты людей, но и для дислокации оперативных органов управления, размещения населения и персонала, эвакуированных из зон чрезвычайных ситуаций, складирования ресурсов для первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения и гуманитарной помощи.

Определенные трудности использования защитных сооружений гражданской обороны связаны также с установленным порядком применения их по двойному назначению. Дело в том, что имеющийся фонд этих сооружений независимо от ведомственной принадлежности должен использоваться для хозяйственных, культурных и бытовых нужд без ущерба для выполнения задач по предназначению. Для освобождения защитных сооружений в военное время от размещавшегося в них имущества организаций отводится 12 часов. При чрезвычайных же ситуациях, например, при радиационных и химических авариях, как правило, возникает необходимость занять защитные сооружения в значительно более короткие сроки.

В настоящее время постановлением Правительства Российской Федерации определен порядок использования объектов и имущества гражданской обороны, в том числе защитных сооружений приватизированными предприятиями, учреждениями, организациями. В соответствии с этим постановлением защитные сооружения остаются в собственности государства и должны поддерживаться в готовности к использованию по предназначению.

Высокую эффективность в деле защиты населения и территорий имеет проведение инженерно-технических мероприятий по защите от неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов, предусматривающих возведение и эксплуатацию соответствующих защитных инженерных сооружений. К ним относятся мероприятия по защите от землетрясений, противооползневые и противообвальные инженерные мероприятия, меры по защите от селей, противолавинные инженерные мероприятия, противокарстовые мероприятия, меры инженерной защиты берегов морей, водоемов и водотоков, инженерно-технические мероприятия по защите от затоплений и другие.

Инженерные мероприятия по защите от землетрясений заключаются в сейсмическом микрорайонировании и соблюдении норм проектирования и строительства зданий и сооружений в сейсмических районах. При этом принимаются меры по исключению размещения в сейсмоопасных районах опасных производств, строительству и реконструкции потенциально опасных объектов с учетом сейсмичности территорий, повышению сейсмостойкости ранее возведенных без ее учета зданий и сооружений, снижению опасности возникновения во время землетрясения вторичных факторов поражения.

Противооползневые и противообвальные инженерные мероприятия включают;

  • - изменение рельефа склонов в целях планировки откосов, уменьшения крутизны склонов, повышения их устойчивости, а также регулирование стока поверхностных вод, искусственное понижение уровня подземных вод, их перехват с помощью дренажных систем;
  • - строительство удерживающих сооружений (банкет, террас, подпорных и поддерживающих стен, опоясок, анкерных креплений, тоннелей, крытых ограждений, свайных рядов) особенно в тех местах, где склоны подрезаются дорогами;
  • - устройство направляющих стенок для изменения движения обвальных пород;
  • - осуществление взрывов для обеспечения управляемого схода оползней и обвалов.

Защита от селей предусматривает;

  • - мониторинг и прогнозирование образования селевых потоков, своевременное оповещение населения об их угрозе;
  • - предупредительные срабатывания селевых озер и возведение селе предотвращающих сооружений (плотин, регулирующих паводок, водосбросов);
  • - сооружение селесдерживающих плотин, селепропускных каналов, селеспусков, селенаправляющих и ограждающих дамб и шпор, стабилизирующих сооружений (каскадов, запруд, дренажей, террас, подпорных стенок).

К противолавинным инженерным мероприятиям относятся:

  • - мониторинг и прогнозирование схода снежных лавин, оповещение населения об угрозе их схода;
  • - предупредительный спуск лавин;
  • - строительство лавинопредотвращающих сооружений (снегоудерживающих и снегозадерживающих заборов, стен и др.);
  • - строительство лавинозащитных сооружений (направляющих стенок, русел, лавинорезов, тормозящих надолбов, траншей, дамб, пропускающих галерей, навесов, эстакад).

Противокарстовые инженерные мероприятия проводятся путем:

  • - заполнения карстовых полостей;
  • - водоснижения и регулирования режима подземных вод;
  • - организации поверхностного стока.

Инженерная защита берегов морей, водохранилищ, озер и рек предусматривает :

  • - строительство набережных и шпунтовых стенок;
  • - покрытие берегов (монолитное и сборное из плит и блоков);
  • - устройство откосных сооружений (набросанных или уложенных);
  • - возведение струенаправляющих дамб.

К основным инженерно-техническим мероприятиям по защите от затоплений и подтоплений относятся:

  • - искусственное повышение поверхности территории;
  • - спрямление и углубление русел рек и их расчистка;
  • - устройство дамб;
  • - отвод поверхностных и подземных вод;
  • - строительство дренажных систем.

Для решения всего комплекса задач по инженерной защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера перспективна разработка программ инженерной защиты населенных пунктов России от воздействия опасных природных и техногенных явлений и процессов. Реализация таких программ позволит существенно повлиять на состояние природной и техногенной безопасности в стране.


Статья 18. Права граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в законе Р.Ф. о предупреждении и ликвидации ЧС техногенного и природного характера принят Государственной Думой 11 ноября 1994 года 1. Граждане Российской Федерации имеют право: на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; в соответствии с планами ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций;



5




Предоставление населению защитных сооружений (ЗС) ГО – Предоставление населению защитных сооружений (ЗС) ГО – основной способ защиты населения путем его укрытия в существующих ЗС и их ускоренного возведения при возникновении военной угрозы специальное сооружение, предназначенное для защиты населения, техники и материальных ценностей от воздействия современных средств поражения противника, а также от опасностей некоторых ЧС техногенного и природного характера– Защитное сооружение гражданской обороны











Убежище защитное сооружение, в котором в течении определенного времени обеспечиваются условия для укрытия людей с целью защиты от современных средств поражения, поражающих факторов и воздействия химических и радиоактивных веществ Убежище – защитное сооружение, в котором в течении определенного времени обеспечиваются условия для укрытия людей с целью защиты от современных средств поражения, поражающих факторов и воздействия химических и радиоактивных веществ Основные помещения 1. Помещение для укрываемых 2. Пункт управления 3. Медицинский пункт Вспомогательные помещения 4. Фильтровентиляционное помещение 5. Дизельная электростанция 6. Санитарный узел 7. Помещение для ГСМ и электрощитовая 8. Помещение для продовольствия 9. Вход с тамбуром 10. Аварийный выход с тамбуром















Противорадиационное укрытие защитное сооружение, предназначенное для укрытия населения от поражающего воздействия ионизирующих излучений и для обеспечения его жизнедеятельности в период нахождения в укрытии Противорадиационное укрытие – защитное сооружение, предназначенное для укрытия населения от поражающего воздействия ионизирующих излучений и для обеспечения его жизнедеятельности в период нахождения в укрытии


Сооружения приспособленные под укрытия Дооборудование подвальных этажей и внутренних помещений зданий повышает их защитные свойства в несколько раз. Так, коэффициент защиты оборудованных подвалов деревянных домов повышается примерно до 100, каменных домов – до Необорудованные погреба ослабляют радиацию в 7-12 раз, а оборудованные – в раз. 30


31 Оборудование ПРУ В ПРУ следует предусматривать естественную или вентиляцию с механическим побуждением Естественная вентиляция предусматривается в ПРУ вместимостью до 50 человек Водоснабжение ПРУ проектируется, как правило, от наружной водопроводной сети населенных пунктов, эксплуатируемой по условиям мирного времени. условиям мирного времени. При отсутствии водопроводной сети – обеспечение водой При отсутствии водопроводной сети – обеспечение водой из переносных баков из расчета 2 л/ сутки на 1 укрываемого из переносных баков из расчета 2 л/ сутки на 1 укрываемого Канализование ПРУ, при наличии сети канализации осуществляют с устройством промывных уборных со сбросом сточных вод в канализационную систему. При отсутствии канализации необходимо устройство пудр-клозетов или выгребов с возможностью очистки Электроснабжение ПРУ осуществляется от внешних сетей города, предприятия или населенного пункта, аварийное от аккумуляторных батарей, фонариков и ручных(вело)генераторов


Простейшие укрытия Перекрытая щель Открытая щель Размеры щели Глубина 1,8-2,0 м, ширина поверху 1,0-1,2 м, понизу 0,8 м Каждому укрываемому отводится 0,5 м Щель строится на человек


Быстровозводимые защитные сооружения предназначены для коллективной защиты людей в условиях военного времени от поражающих факторов современного оружия и от поражающих факторов источников чрезвычайных ситуаций при техногенных и природных катастрофах в мирное время без использования средств индивидуальной защиты БВУ из сборных элементов БВУ заводской готовности


34 Правила поведения укрываемых в защитных сооружениях быстро ии организованно занять места в помещении быстро и и организованно занять места в помещении выполнять правила поведения, все распоряжения личного состава группы(звена) по обслуживанию выполнять правила поведения, все распоряжения личного состава группы(звена) по обслуживанию защитного сооружения содержать в готовности СИЗ содержать в готовности СИЗ поддерживать чистоту и порядок поддерживать чистоту и порядок оказывать помощь личному составу группы(звена) в обслуживании защитного сооружения оказывать помощь личному составу группы(звена) в обслуживании защитного сооружения соблюдать правила техники безопасности соблюдать правила техники безопасности беспрекословно выполнять все распоряжения коменданта (старшего) защитного сооружения; без надобности не ходить по помещению убежища или укрытия, не курить, самостоятельно не включать и не выключать электроосвещение, инженерные агрегаты, не открывать и не закрывать двери, соблюдать тишину.


Список используемой литературы Основы Безопасности Жизнедеятельности 8 класс 2.А. Т. Смирнов, М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, С.В.Петров. 3.Тетрадь. Основы Безопасности Жизнедеятельности 8 класс Г.Ф. Фёдоров

Защита населения от чрезвычайных ситуаций - это совокупность взаимоувязанных по времени, ресурсам и месту проведения мероприятий РСЧС, направленных на предотвращение или предельное снижение потерь населения и угрозы его жизни и здоровью от поражающих факторов и воздействий источников чрезвычайных ситуаций.

Необходимость подготовки и осуществления мероприятий по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера обусловливается:

    риском для человека подвергнуться воздействию поражающих факторов стихийных бедствий, аварий, природных и техногенных катастроф;

    предоставленным законодательством правом людей на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

Мероприятия защиты населения являются составной частью предупредительных мер и мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций и, следовательно, выполняются как в превентивном (предупредительном), так и оперативном порядке с учетом возможных опасностей и угроз. При этом учитываются особенности расселения людей, природно-климатические и другие местные условия, а также экономические возможности по подготовке и реализации защитных мероприятий.

Мероприятия по подготовке страны к защите населения проводятся по территориально-производственному принципу. Они осуществляются не только в связи с возможными чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, но и в предвидении опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие их, поскольку значительная часть этих мероприятий эффективна как в мирное, так и военное время.

Меры по защите населения от чрезвычайных ситуаций осуществляются силами и средствами предприятий, учреждений, организаций, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых возможна или сложилась чрезвычайная ситуация.

Комплекс мероприятий по защите населения включает:

    оповещение населения об опасности, его информирование о порядке действий в сложившихся чрезвычайных условиях;

    эвакуационные мероприятия;

    меры по инженерной защите населения;

    меры радиационной и химической защиты;

    медицинские мероприятия;

    подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

Организация оповещения населения

Одно из главных мероприятий по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера - его своевременное оповещение и информирование о возникновении или угрозе возникновения какой-либо опасности . Оповестить население означает своевременно предупредить его о надвигающейся опасности и создавшейся обстановке, а также проинформировать о порядке поведения в этих условиях. Заранее установленные сигналы, распоряжения и информация относительно возникающих угроз и порядка поведения в создавшихся условиях доводятся в сжатые сроки до органов управления, должностных лиц и сил Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Ответственность за организацию и практическое осуществление оповещения несут руководители органов исполнительной власти соответствующего уровня.

В системе РСЧС порядок оповещения населения предусматривает сначала при любом характере опасности включение электрических сирен, прерывистый (завывающий) звук которых означает единый сигнал опасности - “Внимание всем!”. Услышав этот звук (сигнал), люди должны немедленно включить имеющиеся у них средства приема речевой информации - радиоточки, радиоприемники и телевизоры, чтобы прослушать информационные сообщения, а также рекомендации по поведению в сложившихся условиях. Речевая информация должна быть краткой, понятной и достаточно содержательной, позволяющей понять, что случилось и что следует делать.

Для решения задач оповещения на всех уровнях РСЧС создаются специальные системы централизованного оповещения (СЦО). В РСЧС системы оповещения имеютнесколько уровней - федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый . Основными уровнями, связанными непосредственно с оповещением населения, являются территориальный, местный и объектовый. Система оповещения любого уровня РСЧС представляет собой организационно-техническое объединение оперативно-дежурных служб органов управления ГОЧС данного уровня, специальной аппаратуры и средств оповещения, а также каналов (линий) связи, обеспечивающих передачу команд управления и речевой информации в чрезвычайных ситуациях. Основной способ оповещения и информирования населения - передача речевых сообщений по сетям вещания. При этом используются радиотрансляционные сети, радиовещательные и телевизионные станции (независимо от форм собственности). Речевая информация передается населению с перерывом программ вещания длительностью не более 5 минут. Менее чем за 30 минут можно обеспечить оповещение 90,8% населения Российской Федерации, менее чем за 5 минут - 78,5%. До 2010 г. на территории Российской Федерации предусмотрена поэтапная реконструкция систем оповещения, что позволит повысить уровень защиты населения в чрезвычайных ситуациях.

Система оповещения района. Верхнее звено системы оповещения района, как правило, устанавливается в органе управления ГОЧС района, где организовано постоянное дежурство ответственных лиц.

Основным средством доведения до населения условного сигнала об опасности на территории Российской Федерации являются электрические сирены. Они устанавливаются по территории городов и населенных пунктов с таким расчетом, чтобы обеспечить, по возможности, их сплошное звукопокрытие. Сирены наружной установки обеспечивают радиус эффективного звукопокрытия в городе порядка 300–400 м. При однократном включении аппаратуры управления электросирена отрабатывает 11 циклов (165 с), после чего автоматически отключается питание электродвигателя. Как правило, сети электросирен, созданные на определенной территории, управляются централизованно из одного пункта оповещения.

Другим эффективным элементом систем оповещения населения служат сети уличных громкоговорителей. Один громкоговоритель в условиях города или поселка при установке на уровне второго этажа, а сельского населенного пункта на столбе или опоре (наиболее типичный вариант установки) обеспечивает надежное доведение информации в пределах порядка 40–50 м вдоль улицы. Таким образом, чтобы озвучить только одну улицу, необходимо установить значительное количество громкоговорителей. Поэтому постоянно действующие сети уличных громкоговорителей развернуты, как правило, лишь в центре городов и на главных улицах. В отличие от электросирен, передающих лишь условный сигнал опасности, с помощью уличных громкоговорителей можно транслировать звук электросирен и осуществлять затем передачу речевых информационных сообщений. Тем не менее учитывается, что эффективная площадь озвучивания одного громкоговорителя в 1 000 раз меньше площади озвучивания от одной сирены.

В чрезвычайных ситуациях используются все виды оповещения: на основе перехвата программ вещания, который осуществляется соответствующими органами управления ГОЧС с помощью как специальной аппаратуры, электросирен, уличных громкоговорителей, мобильной связи, оповещения «по цепочке»с использованием посыльных.

Эвакуационные мероприятия

Эвакуация относится к основным способам защиты населения от чрезвычайных ситуаций, а в отдельных ситуациях (катастрофическое затопление, радиоактивное загрязнение местности) этот способ защиты является наиболее эффективным. Сущность эвакуации заключается в организованном перемещении населения и материальных ценностей в безопасные районы.

Виды эвакуации могут классифицироваться по разным признакам:

    видам опасности - эвакуация из зон возможного и реального химического, радиоактивного, биологического заражения (загрязнения), возможных сильных разрушений, возможного катастрофического затопления и других;

    способам эвакуации – различными видами транспорта, пешим порядком, комбинированным способом;

    удаленности - локальная (в пределах города, населенного пункта, района); местная (в границах субъекта Российской Федерации, муниципального образования); региональная (в границах федерального округа); государственная (в пределах Российской Федерации);

    временным показателям - временная (с возвращением на постоянное местожительство в течение нескольких суток); среднесрочная (до 1 месяца); продолжительная (более 1 месяца).

    В зависимости от времени и сроков проведения выделяются следующие варианты эвакуации населения: упреждающая (заблаговременная) и экстренная (безотлагательная).

Заблаговременная эвакуация населения опасных районов проводится в случае краткосрочного прогноза возможности возникновения запроектной аварии на потенциально опасных объектах или стихийного бедствия.

Экстренная эвакуация населения из опасного района - при возникновении чрезвычайной ситуации.

Необходимость эвакуации и сроки ее осуществления определяются комиссиями по чрезвычайным ситуациям. Основанием для принятия решения на проведение эвакуации является наличие угрозы жизни и здоровью людей, оцениваемой по заранее установленным для каждого вида опасностям критериям. Для кратковременного размещения эвакуированного населения предусмотрено использование служебно-бытовых помещений, клубов, пансионатов, лечебно-оздоровительных учреждений, туристических баз, домов отдыха, санаториев, а также садово-огороднических товариществ. В летнее время возможно кратковременное размещение в палатках.

Эвакуация осуществляется по производственно-территориальному принципу. Планирование, организация и проведение эвакуации населения возложены на эвакуационные органы и органы управления ГОЧС. Планы эвакуации являются частью планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

На все население, подлежащее эвакуации, по месту жительства, на предприятиях, в учреждениях и организациях составляются эвакуационные списки. Не занятые в производстве члены семей включаются в списки по месту работы главы семьи. Эвакуационные списки составляются заблаговременно.

Укрытие населения в защитных сооружениях

Укрытие населения в защитных сооружениях при возникновении чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени имеет важное значение, особенно при возникновении трудностей и невозможности полной эвакуации населения из больших городов, а в сочетании с другими способами защиты обеспечивает снижение степени его поражения от всех возможных поражающих воздействий чрезвычайных ситуаций различного характера.

Защитное сооружение - это инженерное сооружение, предназначенное для укрытия людей, техники и имущества от опасностей, возникающих в результате аварий и катастроф на потенциально опасных объектах, опасных природных явлений в районах размещения этих объектов, а также от воздействия современных средств поражения.

Защитные сооружения классифицируются по:

    назначению - для укрытия техники и имущества; для защиты людей (убежища, противорадиационные укрытия, простейшие укрытия);

    конструкции – открытого типа (щели, траншеи); закрытого типа (убежища, противорадиационные укрытия).

Надежным способом защиты людей в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени являются убежища.

Убежища - это защитные сооружения, в которых в течение определенного времени обеспечиваются условия для укрытия людей с целью защиты от воздействия современных средств поражения, поражающих факторов природных и техногенных катастроф.

Для защиты населения от чрезвычайных ситуаций могут использоваться защитные сооружения гражданской обороны, которые создают необходимые условия для сохранения жизни и здоровья людей не только в условиях военного времени, но и чрезвычайных ситуациях различного характера. Они обеспечивают защиту при радиационных и химических авариях, задымлениях, катастрофических затоплениях, смерчах, ураганах и т. п.

В убежищах могут быть развернуты пункты жизнеобеспечения аварийно-спасательных формирований и населения: питания, обогрева, оказания медицинской помощи, сбора пострадавших и другие.

Наращивание фонда защитных сооружений осуществляется путем:

    освоения подземного пространства городов для размещения объектов социально-бытового, производственного и хозяйственного назначения с учетом возможности приспособления их для укрытия населения;

    постановки на учет и в случае необходимости дооборудования имеющихся подвальных и других заглубленных сооружений и помещений наземных зданий и сооружений, метрополитенов, приспособления горных выработок и естественных полостей для защиты населения и материальных средств;

    возведения в угрожаемый период недостающих защитных сооружений с упрощенным внутренним оборудованием и укрытий простейшего типа.

В последнее время установлен также порядок использования защитных сооружений гражданской обороны. В мирное время они могут использоваться для нужд предприятий, учреждений, организаций и обслуживания населения. Предприятия, учреждения и организации, независимо от форм собственности, на балансе которых находятся защитные сооружения гражданской обороны, обеспечивают сохранность конструкций и оборудования, а также поддержание их в состоянии, необходимом для приведения в готовность к приему укрываемых в сроки до 12 часов. Учитывая, что защитные сооружения являются эффективной защитой населения от чрезвычайных ситуаций различного характера, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, органы управления ГОЧС на всех уровнях, руководители предприятий должны планировать и осуществлять мероприятия по поддержанию в исправном состоянии имеющиеся защитные сооружения, готовности к использованию в установленные сроки, по дальнейшему накоплению защитных сооружений до требуемых объемов.

Использование средств индивидуальной защиты

Средства индивидуальной защиты (СИЗ) – это предмет или группы предметов, предназначенные для защиты (обеспечения безопасности) одного человека от радиоактивных, опасных химических и биологических веществ, а также светового излучения ядерного взрыва.

По предназначению СИЗ подразделяется на средства индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД) и средства защиты кожи (СЗК), принципу защитного действия - на средства индивидуальной защиты фильтрующего и изолирующего типов.

К средствам индивидуальной защиты органов дыхания относятся противогазы, респираторы и простейшие средства защиты типа противопыльных тканевых масок и ватно-марлевых повязок.

К средствам защиты кожи - специальная защитная одежда, изготавливаемая из прорезиненных и других тканей изолирующего типа, а также бытовая одежда из полиэтиленовых и других влаго- и пыленепроницаемых материалов.

Фильтрующие средства индивидуальной защиты обеспечивают защиту органов дыхания и кожи либо за счет поглощения вредных примесей, содержащихся в атмосфере окружающего воздуха, специальными химическими поглотителями, либо за счет осаждения крупных аэрозолей и твердых вредных примесей в атмосфере на мелкопористых тканевых материалах.

Средства защиты изолирующего типа производят защиту органов дыхания за счет подачи в организм человека чистого воздуха, получаемого с помощью автономных систем без использования для этих целей наружного воздуха. Защита кожи в данном случае обеспечивается полной ее изоляцией от окружающей среды.

Доступными для населения являются гражданские противогазы, которые накапливались и хранились на специальных складах для обеспечения защиты населения в военное время. Главное их предназначение - защита органов дыхания от отравляющих веществ и радиоактивной пыли. Это противогазы ГП-5 и ГП-7. Но они не обеспечивают защиту от ряда АХОВ, поэтому изготавливаются специальные патроны ДПГ-1 ДПГ-3 для защиты от аммиака, хлора, фосгена и других. Патрон защитный универсальный ПЗУ-К обеспечивает защиту органов дыхания как от окиси углерода, так и ряда АХОВ. Но выпуск дополнительных патронов в настоящее время крайне ограничен по причине отсутствия средств на их производство.

Задача федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, органов управления ГОЧС - обеспечение накопления необходимого количества средств индивидуальной защиты и своевременность их выдачи населению при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Медицинские мероприятия по защите населения

Медицинские мероприятия по защите населения представляют собой комплекс мероприятий (организационных, лечебно-профилактических, санитарно-гигиенических и др.), направленных на предотвращение или ослабление поражающих воздействий чрезвычайных ситуаций на людей, оказание пострадавшим медицинской помощи, а также на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в районах чрезвычайных ситуаций и местах размещения эвакуированного населения.

Объем и характер проводимых мероприятий зависят от конкретных условий обстановки, особенностей поражающих факторов источника и самой чрезвычайной ситуации и включают в себя применение соответствующих профилактических и лечебных средств (радиозащитных препаратов, снижающих степень лучевого поражения; антидотов (противоядий) от химически опасных веществ; противобактериальных средств; дегазирующих, дезактивирующих и дезинфицирующих растворов; перевязочных и обезболивающих средств).

В состав медицинских средств индивидуальной защиты включены химические, химиотерапевтические, биологические препараты и перевязочные средства, предназначенные для предотвращения или ослабления воздействия на человека поражающих факторов источников и самих чрезвычайных ситуаций. Эти средства могут использоваться самостоятельно, либо в порядке взаимопомощи.

К табельным медицинским средствам индивидуальной защиты относятся аптечка индивидуальная АИ–2; индивидуальный противохимический пакет (ИПП–8, ИПП–10, ИПП–11); пакет перевязочный медицинский (ППМ).

Инженерная защита населения включает в себя комплекс мероприятий по накоплению фонда защитных сооружений гражданской обороны (ЗС ГО), их содержанию и проведению в готовность для укрытия людей в ЧС.

ЗС ГО подразделяются: убежища , в т.ч. быстровозводимые (БВУ); укрытия , в т.ч. противорадиационные (ПРУ); укрытия простейшие типа (щели, траншеи, приспособленные помещения, подземные переходы, горные выработки).

Степень защиты, конструктивно-планировочные решения, требования к системам жизнеобеспе­чения защитных сооружений и их использование в мирное время определяются нормами про­ектирования инженерно-технических мероприятий гражданской обороны (ИТМ ГО) - СНиП 2.01.51-90, строительными нормами и правилами СНиП II-11-77* и другими нормативными документами по проектированию жилых, общественных производственных и вспомогательных зданий и сооружений.

ЗС ГО должны приводиться в готовность для приёма укрываемых в сроки, не превышающие 12 часов, а на атомных станциях (АЭС) и химически опасных объектах (ХОО) должны содержаться в готовно­сти к немедленному приёму укрываемых.

Убежища классифицируются по следующим признакам: по защитным свойствам, по вместимо­сти, по месту расположения, по времени возведения, по материалу конструкций, по обеспечению электроэнергией и фильтровентиляционным оборудованием (ФВО), по использованию в мирное время.

По защитным свойствам классификация убежищ определена требованиями СНиП 2.01.51.90 (табл. 1,2).

Таблица 1- Классификация убежищ по защитным свойствам

Таблица 2-Основные характеристики убежищ ОЭ

По вместимости убежища бывают: малые - до 150 чел., средние - 150-600 чел. и большие - 600-5000 чел. и более.

По месту расположения они подразделяются на: отдельно стоящие , строящиеся вне зданий и сооружений (заглублённые или полузаглублённые) и встроенные в здания.

Убежища делятся:

по времени возведения на: заблаговременно возводимые, строящиеся в основном в мирное время и быстровозводимые (с упрощённым оборудованием) на свободных площадках - отдельно стоящие и приспосабливаемые (усиленные) подвальные помещения.

Противорадиационные укрытия классифицируются по; защитным свойствам; вместимости; фонду помещений под ПРУ; обеспечению вентиляцией.

По защитным свойствам классификация ПРУ определена в требованиях СНиП 2.01.51-90.

Таблица 3-Основные характеристики ПРУ

По вместимости ПРУ оборудуют на 5-50 чел. - в существующих зданиях и сооружениях и на 50 чел. и более - во вновь строящихся зданиях и сооружениях.

Под ПРУ могут быть приспособлены: подвалы и подполья в зданиях и помещениях в цокольных и первых этажах зданий (жилых, производственных и вспомогательных бытовых и административных); отдельно стоящие сооружения (заглублённые гаражи, погреба, овощехранилища, склады); горные выработки и естественные полости; отдельно стоящие быстровозводимые укрытия (из элементов промышленного изготовления, из лесоматериалов, из местных материалов).

ПРУ обеспечиваются естественной вентиляцией (в укрытиях, оборудуемых в цокольных и пер­вых этажах зданий и в заглублённых укрытиях вместимостью до 50 чел.) или с механическим побу­ждением.

Простейшие укрытия - это сооружения, которые обеспечивают частичную защиту укрываемых от воздушной ударной волны, светового излучения и летящих обломков разрушенных зданий, а так­же снижают воздействие проникающей радиации и радиоактивных излучений, а в ряде случаев от непогоды и других неблагоприятных условий.

К ним относятся: щели (открытые и перекрытые); траншеи (с одеждой крутости или без неё); под­валы и подполья (из лесоматериалов и других местных материалов); землянки, навесы; цокольные и первые этажи зданий и другие заглублённые помещения.

Открытые щели и траншеи оборудуются в течение первых 12 часов. В следующие 12 часов они пе­рекрываются. В течение 2 суток такие простейшие укрытия дооборудуют в ПРУ, а затем (в отдельных случаях) и в убежища. Вместимость простейших укрытий - 10-40 человек. Планы и графики их строительства разрабатываются и доводятся до исполнителей заблаговременно. Все работы по со­зданию простейших укрытий увязываются с планами строительства быстровозводимых сооруже­ний, а также с планами рассредоточения и эвакуации различных групп населения

Приведение ЗС ГО в готовность. Использование защитных сооружений в военное время организуется городскими, районными и объ­ектовыми службами убежищ и укрытий ГО. Для обслуживания в период пребывания в них укрываемых и эксплуатации инженерно-технического оборудования в зависимости от их вместимости создаются группы или звенья по обслуживанию ЗС.

Командирами групп (звеньев) по обслуживанию ЗС назначаются лица руководящего состава пред­приятий, учреждений, организаций, цехов, участков, смен.

Медицинский персонал (кроме сандружин) выделяется в группы (звенья) по обслуживанию ЗС из со­става медицинских пунктов, медчастей, амбулаторий, поликлиник и других медицинских учреждений.

Обязанности командира группы (звена) по обслуживанию ЗС следующие: подчиняется начальнику службы убежищ и укрытий ГО объекта; отвечает за организацию заполнения ЗС, правильную эксплуа­тацию сооружения при нахождении в нём укрываемых, их организованный вывод из ЗС и эвакуацию из очага поражения в безопасную зону.

Состав мероприятий по переводу сооружения на режим использования для укрытия населения вклю­чает первоочередные и последующие работы.

Первоочередные:

1. Открыть все входы в убежище для приёма укрываемых.

2. Закрыть все защитно-герметические устройства в технологических проёмах (грузовые люки, шах­ты лифтов и др.).

3. Закрыть и загерметизировать воздухозаборные вытяжные отверстия и воздуховоды системы вен­тиляции мирного времени, не используемые для вентиляции убежищ в военное время.

4. Проверить состояние выхода (решётку аварийного выхода, люк аварийного лаза).

5. Проверить помещения убежища.

6. Проверить наличие аварийных запасов воды для питья и санитарно-гигиенических нужд, при не­обходимости пополнить их.

7. Расчистить проходы к убежищу, установить надписи-указатели и включить световые сигналы "Вход".

8. Установить и подключить репродукторы (громкоговорители и телефоны).

Последующие:

1. Удалить оборудование, материалы и изделия из помещения убежища, препятствующие размеще­нию укрываемых.

2. Установить нары или скамьи для укрываемых.

3. Проверить исправность системы фильтровентиляции, энергоснабжения, отключающих устройств, проверить убежище на герметичность.

4. Создать запасы продуктов питания и необходимых медикаментов (производится организацией или предприятием, личный состав которого укрывается в данном убежище).

Время на проведение указанных мероприятий устанавливает руководитель объекта для каждого убежища в отдельности, однако оно не должно превышать для первоочередных работ 2 часа; для пос­ледующих- 10 часов.

В защитных сооружениях должна быть документация по их эксплуатации: паспорт убежища (укрытия), журналы проверки состояния, регистрации показателей микроклимата и газового состава в убежище, учёта обращений за медпомощью. Одновременно проверяется правильность подключения средств свя­зи и оповещения, устанавливается связь с главным управлением ГО области (района, города).

Для организованного и своевременного заполнения ЗС укрываемыми уточняется их закрепление за цехами, участками, ЖЭКами, ДЭЗами, домоуправлениями, домами и подъездами.

Если часть укрываемых не успеет попасть в сооружение до начала выпадения радиоактивных осад­ков, то перед входом в укрытие они проводят частичную дезактивацию одежды и обуви, а при входе в сооружение снимают с себя верхнюю одежду и оставляют её в специальном помещении.

Укрываемые прибывают в ЗС со средствами индивидуальной защиты. Личный состав формирований также должен иметь при себе положенные по табелю средства радиационной и химической разведки, связи, медицинское и другое не громоздкое имущество. Население, укрываемое в ЗС по месту житель­ства, обязано иметь при себе необходимый запас продуктов питания.