Интеллектуальная игра, посвящённая Конституции РФ, может быть проведена как учебное занятие, завершающее изучение темы “Политическая система РФ” в курсе обществознания, или как внеурочное мероприятие на параллели учащихся старших классов. Вариант, приведённый ниже, подготовлен как игра, посвящённая Дню Конституции.

В любом случае проведение данной игры преследует следующие цели:

  1. Актуализация знаний о конституционных основах Российской Федерации, повторение и закрепление вопросов, изученных ранее в курсе обществознания.
  2. Расширение знаний о конституционных основах нашего государства, формирование понимания необходимости знания Конституции как основного закона.
  3. Воспитание чувства патриотизма и гражданственности, уважения к закону.
  4. Развитие интеллектуальных способностей и командно-групповых форм работы учащихся

Участники: команды 10-11 классов, возможно участие команды учителей.

Требования к командам:

  1. Состав не более 6 человек
  2. Название команды
  3. Наличие общего элемента, содержащего символику цветов российского государственного флага (эмблема, форма, детали одежды).
  4. Выбор капитана как организатора работы команды. Функции капитана – организация подготовки к игре и принятие решений в спорных ситуациях, когда члены команды не могут придти к единому мнению.

Требования к жюри:

В составе жюри – нечётное количество человек, не менее 3-х. Желательно участие в жюри подготовленного состава - преподавателей общественных наук или представителей органов правопорядка. Жюри оценивает работу коллективно по предложенной схеме (см. приложение 1). С заданиями, правильными ответами и системой оценок жюри должно познакомиться перед игрой (в ходе игры на это не будет времени) (см. приложение 2) .

Оборудование:

  1. Мультимедийный проектор и большой экран, на котором демонстрируются слайды с вопросами и правильными ответами для быстрой проверки; (см. приложение 4)
  2. Для команд - карточки для занесения ответов (1 комплект на каждую команду) (см. приложение 3)
  3. Листы формата А-3 и маркеры для создания телеграмм,
  4. Для жюри – бланк для вписывания оценок и план игры с перечнем вопросов, верных ответов и системой оценок (см. приложение 1).

Оформление: в аудитории, где проводится игра, на стене или доске размещаются государственные символы РФ.

Организационные указания: команды размещаются в аудитории за отдельными столами. За каждой командой закреплён ассистент (как правило, ученик 8-9 класса), который по истечении отведённого на выполнение задания времени передаёт карточки с ответами членам жюри.

Общее руководство игрой осуществляет ведущий.

Алгоритм проведения всех конкурсов, кроме Представления команд, Телеграммы, Быстрых ответов.

  1. Ведущий объявляет тему конкурса и зачитывает вопрос. Одновременно на экране появляется слайд с текстом вопроса, который демонстрируется в течение всего времени, отведённого на выполнение задания.
  2. Ассистенты выдают каждой команде подготовленный заранее лист бумаги с заготовленной схемой ответа, куда команды вписывают нужное.
  3. По истечении времени, отведённого на выполнение задания, ведущий объявляет окончание конкурса. Ассистенты забирают листы с выполненным заданием у команд и передают их жюри.
  4. После того, как все ответы поступили в жюри, на экране демонстрируется текст верного ответа. Верный ответ озвучивается ведущим.

Ход игры

1. Вступление ведущего. Представление участников игры, жюри, ассистентов. Объявление порядка игры. Пожелание успехов

2. Презентация команд.

Команда должна представить себя, сообщив своё название, капитана, продемонстрировав общий символ.

3. Праздничная телеграмма.

Для участия в конкурсе приглашаются по 2 представителя от каждой команды. Их задача – составить поздравительную телеграмму с Днём Конституции всем присутствующим, используя слова, указанные в задании, и выразив свою мысль в 5 предложениях, считая обращение. Творческий подход приветствуется. Порядок работы: представители команд работают за отдельными столами, время работы не ограничено. Выполнив задания, передают телеграммы ассистентам и присоединяются к своим командам.

4. Язык Закона.

Ведущий: положения Конституции, как и любого другого закона, не может формулироваться случайными словами. Для этого есть специальная терминология.

Задание: за 1 минуту нужно подобрать термины к приведённым выражениям.

Как называется:

5. Основы конституционного строя РФ.

Ведущий формулирует задание: за 3 минуты записать на листочке как можно больше принципов, являющихся основами конституционного строя России.

Затем ответ озвучивается по очереди представителями каждой команды по 1 принципу аукциона. Тот, после которого никто не сможет продолжить ответ, получает поощрительный балл. Жюри проверяет и оценивает ответы. За каждый верно записанный принцип – 0,5 балла.

После завершения конкурса демонстрируется слайд с правильными ответами.

Основы конституционного строя: демократия, федерализм, правовой характер государства, республика, приоритет прав и свобод человека, суверенность, народ как источник власти, верховенство Конституции, социальное государство, разделение властей, признание частной собственности, рыночный характер экономических отношений, политический и идеологический плюрализм, светский характер государства,

6. Права человека

На экране демонстрируется слайд с текстом, содержащим фрагменты конституционных положений прошлых лет по вопросу о праве на труд. Текст прочитывается ведущим вслух.

Вопрос: назовите основные положения Конституции 1993 года по вопросу о праве на труд.

По истечении отведённого времени демонстрируется слайд с правильным ответом.(ст. 37).

  1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию
  2. Принудительный труд запрещён.
  3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
  4. Признаётся право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленным федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
  5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому законодательству гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

7.“Союз нерушимый…”

Название следующего конкурса – “Союз нерушимый…”. Конечно, он будет посвящён вопросам федеративного устройства нашего государства. Мы проживаем в одном из субъектов Федерации – Вологодской области. Согласно Конституции, каждый субъект федерации имеет свои права и полномочия, но есть такие вопросы, которые являются полномочиями федерального центра. Сейчас вы получите таблицу с вопросами. На каждый вопрос нужно дать только один ответ – да или нет. В вашем распоряжении 2 минуты. Каждая верная позиция оценивается в 0,5 балла. Максимальная оценка -3,5 балла.

Демонстрация слайда с ответами.

8. Народ выбирает

Ведущий: Почти половина положений Конституции посвящена системе органов власти РФ, их функциям и принципам формирования. Как положено в демократическом государстве, их выбирает народ.

Задание: заполните схему под условным названием “Народ выбирает”, перечислив выборные государственные должности в РФ. На экране демонстрируется слайд с образцом задания.

Народ выбирает:

  1. Президент РФ
  2. Депутаты Государственной Думы РФ
  3. Глава исполнительной власти субъекта Федерации (губернатор)
  4. Депутаты законодательного органа власти субъекта Федерации
  5. Глава местного самоуправления (мэр)
  6. Депутаты местного органа власти

По истечении отведённого времени демонстрируется слайд с правильным ответом.

9. Присяга Президента

При вступлении в должность Президент Российской Федерации произносит присягу: Её текст строго определён Конституцией РФ.

Задание: предлагаем вам по памяти восстановить текст Присяги Президента, вписав недостающие положения.

“Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу”.

10. Первый день Президента.

У Президента РФ очень много обязанностей. Представим, что Некто, только что избранный на этот пост, приступил к их выполнению

Задание: Вчитайтесь в текст. Постарайтесь выявить нарушения Конституции, которые совершил Президент в течение первого рабочего дня на должности:

В 6 утра Президент на ногах. После зарядки и завтрака звонит министру обороны и приказывает ему прислать за ним машину.

В 7 часов он в своем кабинете подписывает распоряжение о назначении одного из генералов на должность командующего Военно-Воздушными Силами страны.

В 7 часов 30 минут объявляет об отставке Правительства.

В 8 - он на заседании Государственной Думы представляет кандидатуру на должность Председателя Центрального банка.

8 часов 30 минут подписывает распоряжение о назначении Генерального прокурора.

В 9 часов подписывает Указ о награждении группы милиционеров орденами и медалями. В 10 часов подписывает договор о торговле между Россией и Канадой.

В 11 ратифицирует два международных договора.

В 12 часов освобождает от должности Председателя Конституционного Суда.

С 13 часов обедает и отдыхает.

В 15 часов вводит чрезвычайное положение в Москве в связи с забастовкой водителей троллейбусов.

В 16 часов звонит министру обороны, приказывает прислать за ним машину, едет на завод, который не выполнил план и, разобравшись, увольняет директора.

В 17 часов назначает нового Председателя Правительства.

С 18 часов принимает верительные грамоты иностранных послов.

Каждая верно найденная ошибка в работе Президента приносит 0,5 балла.

11. Вопросы-минутки.

Необходимо ответить на вопрос за 1 минуту.

  1. В США он называется Конгресс, в Швеции – риксдаг, в Германии – рейхстаг, в Польше – сейм. Как, в соответствии с Конституцией, он называется в нашей стране? (Федеральное собрание)
  2. Суд выносит приговор, Президент подписывает Указ, Государственная Дума принимает закон. Как называются решения Правительства?
  3. Чёрный ящик. Конституция 1924 года ст.70 подробно описывала, как должен выглядеть этот важный для государства предмет. Известно, что он должен был содержать 6 изображений - серп, молот, земной шар, лучи солнца, колосья, звезда. Конечно, все поняли, что речь идёт об описании герба СССР.

Вопрос: что говорится в Конституции РФ 1993 года по поводу изображения герба Российской Федерации?

12.Окончание игры.

Представители команд по очереди зачитывают составленные ими приветственные телеграммы и тем самым поздравляют всех присутствующих с Днём Конституции.

Жюри подводит итоги и награждает победителей.

Общее время игры – 1,5 астрономических часа.

После окончания игры возможно проведение рефлексии, анкетирования участников для выявления достоинств и недостатков проведённого мероприятия.

Литература.

  1. Конституция Российской Федерации
  2. Смоленский М.Б. “Конституция РФ. Постатейный комментарий ля школьников”.Издательский центр “Март”, Москва – Ростов-на-Дону, 2005.

Рочева Елена Анатольевна

МБОУ «Овгортская ОШИС (п) ОО» филиал д. Ямгорт

Учитель начальных классов

Познавательно – игровая программа

«Поле чудес», посвященная Дню Конституции

Цели:

    Познакомить с Конституцией РФ;

    Расширить знания детей о символах нашего государства, о правах и обязанностях его граждан;

    Воспитывать чувство патриотизма, любовь к Отечеству.

Оборудование и реквизит:

    Конституция России и Конституция ЯНАО;

    Рисунок или макет флага России;

    Изображение герба России;

    Запись Гимна РФ;

    Портрет президента России;

    Сообщения учащихся;

    Выставка рисунков «Моя Родина»;

    Призы игрокам.

В игре - 4тура, чтобы участие могли принять побольше желающих; остальных ожидает игра для зрителей. В финале играют 4 человека. На протяжении игры строится коллаж.

Ход мероприятия

    Вступительная часть.

Звучит песня «С чего начинается Родина» (Музыка В. Баснера, слова М. Матусовского).

Ведущий. Родина – это дом, в котором мы живем, и русская березка, и крик кукушки, и бескрайние просторы. Это место, где ты родился и вырос. А сейчас обратите внимание на выставку рисунков «Моя Родина».

Наша Родина – это Россия, страна, в которой мы родились, живем, учимся. Наша страна очень большая и красивая. И 12 декабря она отмечает праздник. Я думаю, многие знают, какой праздник? (День Конституции – вывешивается плакат).

Да, Россия отмечает День Конституции, и мы начинаем наше мероприятие, посвященное данному празднику.

    Основная часть – игра «Поле чудес».

Задание 1 тура

Назовите один из государственных символов России. (герб)

Ведущий показывает рисунок герба России (вывешивается рисунок).

Где его мы можем увидеть? На каких предметах? (Ответы детей)

Сообщение 1 уч-ка:

На фоне красного цвета изображен золотой двуглавый орел. Правой лапой орел сжимает скипетр; левой – державу. Над головами орла три короны. Скипетр-это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизируют единство Российской Федерации и ее независимость от других государств.

На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это – святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить черного змея – воплощение зла. Георгий Победоносец – покровитель Москвы.

Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.

Задание зрителям

Ведущий. В нашей Конституции есть статья 43, которая имеет непосредственное отношение к вам, школьникам: «Каждый человек имеет право на образование…». Право – это правила, по которым живут люди (вывешивается плакат).

Эти правила охраняются государством. Эти правила определяют отношения людей в обществе.

– Какие же права есть у вас, школьников? (Право на учебу, право на отдых между уроками, право на каникулы, право на занятия в кружках и секциях – ответившим жетон).

Задание 2 тура

Один из государственных символов России. (гимн)

Звучит гимн России (музыка А. Александрова, слова С. Михалкова).

Сообщение 2 уч-ка:

Гимн – это торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых случаях: во время национальных праздников, подъема государственного флага, торжественных собраний, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны, люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит. Каждое утро в нашей стране начинается с исполнения Государственного гимна, который звучит по радио. В нем выражены любовь к родине, гордость ее историей, надежды на будущее (вывешивается плакат).

Задание 3 тура

Кто является главой нашего государства?(президент)

Показ портрета президента России (вывешивается портрет).

Задание зрителям

Ведущий. Ребята, скажите, а человек только правами обладает?

Правильно, в Конституции записаны, не только права, но и обязанности (вывешивается плакат).

– Какие же обязанности у школьника? (Обязанности: уважать взгляды, свободу других людей (взрослых и сверстников); культурно вести себя в классе, школе и за их пределами; ходить опрятным; выполнять устав школы - ответившим жетон .)

Какая наша главная обязанность?

Соблюдать законы, для этого и существует Конституция. Человек живет в обществе и должен соблюдать свои права и обязанности.

Задание 4 тура

Как называется основной документ, удостоверяющий личность гражданина нашей страны? (паспорт - вывешивается плакат)

Показ паспорта РФ.

Задание зрителям

Познакомиться с некоторыми правами, вспомнить их нам поможет народная мудрость – сказки. В них человеческие пороки выставлены на позор и смех, осуждены хитрецы и лжецы, лентяи и невежды. В сказках добро побеждает зло.

1) В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным? («Колобок».)

2) Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное перемещение на метле? (Баба Яга.)

3) Назовите сказку, в которой добрая птица уступила свою собственность двум лицам, пожелавшим разделить ее на части, но не сумевшим это сделать. В итоге – богатство было случайно уничтожено мелкой серой личностью. («Курочка Ряба»)

4) Назовите сказку, в которой лицо с дурной репутацией под вывеской милой и обаятельной личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано. («Волк и семеро козлят»)

5) В какой сказке Чуковского гнусное насекомое занимается шантажом, приказывая: «Принесите-ка мне, звери, ваших детушек, я сегодня их за ужином скушаю»? («Тараканище») - ответившим жетон.

Задание финала

Как называется главный закон нашего государства? (Конституция)

Ведущий показывает издания Конституции РФ и ЯНАО (в центр коллажа ставится надпись Конституция).

Сообщение 3 уч-ка:

Конституция – это главный закон государства. 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием была принята Конституция РФ. Она определяет принципы устройства государства, органы его управления, обязанности и права рядовых граждан.

Задание зрителям

Ведущий . Ребята, вы уже знаете, что все люди – взрослые и дети – имеют различные права: на жизнь, учебу, работу, отдых и др.

Для детей эти права изображены на знаках – разрешающих или запрещающих (они похожи на дорожные знаки). Предлагаю вам сыграть в игру «Разрешается – запрещается» .

Я буду говорить о каком-то праве, а вы – находить соответствующий ему знак и отвечать: «Разрешается или запрещается» - ответившим жетон .

Посмотри на этот знак:

Человек поднял флаг.

Слушать мнение ребенка

Разрешается.

Ведущий. Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием – назвали все права, о которых я вам говорила.

Задание суперигры

Он вступает в дело и осуществляет правосудие, если нарушаются законы, Конституция. (Суд – вывешивается карточка с надписью под надпись Конституция)

Задание зрителям

Конкурс «Пантомима».

Прошу подойти ко мне самых артистичных ребят. Вам надо изобразить мимикой и жестами для своей команды то право, которое будет написано на карточке. А зрители должны это право угадать.

Право на свободу передвижения;

Право иметь имущество;

Право на труд.

3.Заключительная часть.

Ведущий. Вот и подходит к концу наше занятие, посвященное Дню Конституции. Давайте подведем итог.

– Итак, где же записаны права и обязанности граждан России? (В основном законе России – Конституции.)

– Зачем нужна Конституция? (Ответы детей.)

– Ребята, я очень надеюсь, что все о чем мы говорили сегодня, вы запомнили и правильно поняли.

Награждение победителя игры.

Награждение победителя в игре со зрителями.

Использованная литература:

1. Газета «Педсовет» №8, 2003.

2. Газета «Педсовет» №3, 2009.

3. Дни наук в начальной школе: Сценарии предметных праздников и внеклассных мероприятий, посвященных школьным наукам/авт.-сост. Г.И. Василенко и др.- Волгоград: Учитель, 2006.

4. Изучаем свои права. 1-4 классы: внеклассные мероприятия в картинках, театрализациях, инсценировках/авт.-сост. Е.А. Гальцова.- Волгоград: Учитель, 2007.

5. Научно-практический журнал «Завуч начальной школы» №7, 2008.

Интеллектуально­правовая игра
«Следопыты в стране Конституции»
Провела учитель обществознания
МАОУ СОШ села Слакбаш
Маркелова Ольга Геннадьевна
Цели игры:
 правовое просвещение;
 формирование правовой культуры
 воспитание гражданских качеств
 практическое использование правовых знаний.
Ведущий:
­ Добрый день, уважаемые гости! Я рада приветствовать вас на
интеллектуальной игре «Следопыты в стране Конституции».
Ход игры
День необычный сегодня у нас,
Мы искренне рады приветствовать вас!
Для умной игры собрались здесь друзья,
Её начинать нам настала пора!
Пора увидеть, пора узнать
Героев дня – участников турнира.
Доверено которым ныне
Себя и класс свой представлять.
Итак, ура – участникам турнира!
На турнир, посвященный Дню Конституции, я приглашаю команду 8 класса
«Эрудиты» и команду 9 класса «Знатоки»!
Выбор жюри
Дорогие участники игры, зрители, члены жюри! Напоминаем правила игры – я
задаю вопросы, а от вас ждем правильные ответы.

1. Конкурс «Моё слово о Конституции»
В конкурсе принимают участие по одному участнику от команды. Они должны
составить текст поздравления с Днем Конституции.
2. Конкурс: «Всякая всячина».
Каждой команде необходимо за 1 минуту ответить на 10 вопросов по теме
«Конституция». Если команда не знает ответа на тот или иной вопрос, то
говорит «дальше».

Вопросы для 1­ой команды.
1. В какой стране была принята первая в мире Конституция? (США)
2.Сколько глав в новой Конституции РФ? (9)
3. Кто является главой государства в РФ? (Президент)
4. Как называется парламент РФ? (Федеральное собрание)
5.Первый президент России? (Ельцин)
6. День Конституции РФ? (12 декабря)
7. С какого возраста можно участвовать на выборах? (с 18 лет)
8. Государственный язык РФ? (русский)
9. Когда отмечается День России? (12 июня)
10.Как называется основной закон государства? (Конституция)
11.Когда была принята Конституция РФ? (12.12.1993)
12.На какой срок избирается Президент РФ? (6 лет)
13.Президентом РФ может быть избран (условия)…
14.Законодательным органом власти в РФ является (Гос дума)
15.Кто является Главнокомандующим Вооруженных сил РФ? (президент)
16.Назовите символы государства. (флаг, гимн, герб)
17.Как выглядит Андреевский флаг? (на белом фоне синие полосы скрещены)
Задание для 2 команды
1. Каким был флаг СССР? (красный, серп и молот)
2. Что означает потеря знамени во время боевых действий? (поражение)
3. Страна, где человек родился и вырос. (Родина, Отечество)
4. Наша Родина - Российская Федерация. Что означает слово «Федерация»?
(Союз)
5. Назовите столицу России.(Москва)
6. Сколько Конституций было принято в нашей стране? Перечислите годы их
принятия.1918,1924,1936,1977,1993.
7. Житель нашего государства, который имеет права и выполняет
обязанности(гражданин)
8. Человек, получивший от народа право на власть(президент)
9. Что обозначают три цвета российского флага?(белый­ мир, чистота, правда;
синий – вера, верность, постоянство, красный – сила, энергия, кровь,
пролитая за Отечество)
10.Как называются правила, которые устанавливает государство? (Закон)
11.Народное голосование, которое проводится по самым важным вопросам
жизни государства. (Референдум)
12.Носитель суверенитета и единственный источник власти в России? (народ)
13.С какого возраста можно самостоятельно осуществлять в полном объёме
свои права? (18)
14.Старинное русское название флага? (стяг)
15.Назовите автора стихов гимна РФ. (Михалков, муз. Александрова)
16.Когда россияне отмечают день государственного флага? (22 августа)
17.Какой царь официально ввел бело­сине­красный флаг? (Петр 1)

3 конкурс: «Символ побед!». Команде выдается набор полосок цветной бумаги.
Необходимо сложить из них государственный флаг России и объяснить значения
цветов.
4. «Торжественная песнь России!»
Учащимся предлагается исполнить хором гимн РФ. Команда, исполнившая
гимн лучше, получает балл.
Россия - священная наша держава,
Россия - любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава -
Твоё достоянье на все времена!
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
5.«Наши права!»
Командам даются карточки, на которых обозначен перечень прав и обязанностей.
Ученики должны разграничить права и обязанности следующим образом:
ПЕРЕЧЕНЬ ПРАВ:
иметь имя;
жить в семье;
воспитываться родителями;
всестороннее развитие;
выражать свое мнение;
иметь гражданство;
совершать мелкие бытовые сделки;
участвовать в детском общественном объединении;
давать согласие на изменение своего имени;
получить паспорт гражданина РФ;
самостоятельно обращаться в суд;
работать в свободное от учебы время;
управлять велосипедом при движении на дорогах;
вносить вклады в банки;
вступать в брак.
ПЕРЕЧЕНЬ ОБЯЗАННОСТЕЙ:
слушаться родителей;
соблюдать правила поведения;
получить основное общее образование;
соблюдать правила внутреннего распорядка учебного заведения;
встать на воинский учет.

6 конкурс: «Ты мне – я тебе».
Одна команда задаёт вопросы другой.
От каждой команды по 2 вопроса.
7 конкурс «Сказочный»
1.Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на
неприкосновенность жилища? (Три поросенка, Заяц в сказке “Ледяная
избушка”)
2.В какой сказке “хлебобулочный герой” несколько раз подвергался попыткам
посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным? (Колобок)
3.Кто из сказочных героев, воспользовался правом на свободное перемещение на
метле? (Баба­яга)
4.У какой известной сказочной героини нарушено право на отдых и досуг,
разумное ограничение рабочего дня? (Золушка)
5.Кто нарушил право на свободу и держал Кая в холодном плену? (Снежная
королева)
6.Кто пользовался правом вести домашнее хозяйство и вырастил гигантский
урожай? (Дед из сказки Репка)
7.Буратино продал свою азбуку и не воспользовался правом на… (Бесплатное
образование)
8.Кот Базилио и лиса Алиса пытались пытались отнять деньги у Буратино и
лишить Буратино право на… (Имущество)
8 конкурс. «Заморочки из бочки»
Задание – объяснить по 5 терминов.
Первой команде – Конституция;
­ Гражданин;
­ Выборы;
­ Многопартийность;
­ Мораль.
Второй команде – Закон;
­ Государство;
­ Налог;
­ Общество;

­ Президент
9 конкурс «Разминочный» .
представлены календарные даты: Назовите их
1. 1 июня
2. 1 мая
3. 4 ноября
4. 12 декабря
5. 12 сентября
6. 12 июня
7. 20 ноября
10 конкурс «Черный ящик»: В ящике находится то, что в переводе с
латинского означает «установление», «устройство» (Конституция)
11 Конкурс «Конкурс эрудитов»
Расшифровав текст, вы прочитаете одно из изречений на латинском языке (число
соответствует номеру буквы в алфавите). Дать краткое объяснение этого изречения.
19, 21, 18, 16, 3 / 9, 1, 12, 16, 15 / 15, 16 / 9, 1, 12, 16, 15.
(Суров закон, но закон)
12 конкурс. Составить как можно больше слов из предложенного слова
«Справедливость»
Слово жюри
Награждение
Ведущий:
Поздравить всю страну хотелось бы овацией
С Днем Конституции РФ
И желаю, чтоб нашу страну
Обошли стороной революции,
Чтоб она не познала войну.
Пусть живет, процветает Великая,
Наша Родина, гордость и честь,
Неприятели пусть многоликие
Позабудут коварство и лесть!
Спасибо за внимание!

День конституции в начальной школе

Сценарий внеклассного мероприятия ко Дню конституции для 4 класса

Интеллектуальная игра к Дню Конституции

Автор: Антипова Евгения Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ начальная школа- детский сад посёлка санатория «Озеро Белое».
Описание работы: Данный материал полезен для учителей начальной школы Игру можно провести как внеклассное мероприятие, так и на уроке окружающего мира, Вопросы разработаны в соответствии с уровнем знаний учащихся 4 класса.

Вед. За ясные зори, умытые росами,
За русое поле с колосьями рослыми,
За реки разливные в пламени синем
Тебя по-славянски назвали Россия.
Россия...
Россия...
Раздолье...
Равнины...
Берёзы босые, седые осины.
Всё дорого с детства,
Всё памятно с детства.
И всё же не можем никак наглядеться.
Как вы думаете, что объединяет нас всех, присутствующих в зале?
Дети: Все мы- россияне!

Вед. Наше государство большое и многонациональное. Жизнь в нём регулируется Конституцией РФ.
Конституция - это основной документ государства, где записан все законы, определяющие жизнь страны, права и обязанности её
граждан.
У каждой страны кроме конституции есть и такие государственные символы, как герб, флаг, гимн.
Сегодня мы узнаем, насколько хорошо вы знаете государственные символы, их историю, а также свои права и обязанности на интеллектуальной игре.
В игре примут участие только 6 человек, самые умные, находчивые и смелые. Кто правильно ответит на вопрос, тот становится участником игры.

Внимание! Отборочный тур!
1. Какой государственный символ изображён на монетах.
2. Что обозначает белый цвет на флаге? (мир и чистоту совести)
3. Что сжимает двуглавый орёл на гербе правой лапой? (скипетр)
4. Почему орёл двуглавый? (одна голова следит за врагами с запада, другая - с востока)
5. Кто помещён на груди орла? (Георгий Победоносец)
6. Как называется торжественная песня или мелодия? (гимн)

Вед. Итак, участники заняли свои места, поприветствуйте их.
Это....................
За каждый правильный ответ, вы будете получать жетон.
В полуфинале останется 2 игрока с наибольшим количеством жетонов, среди которых в финале выявится победитель.
В демократическом государстве все граждане имеют права и обязанности. Человек обязан осуществлять свои права в цивилизованной форме, не нанося ущерба обществу и государству, правам и свободам других граждан.
Какие права вы знаете? (право на жизнь, труд, отдых, медицинское обслуживание...)
Свободы? (свобода слова, вероисповедания, передвижения...)
Права и свободы есть не только у людей, но и у героев сказок. Внимание на экран...(демонстрируется мультф. « Гуси-лебеди» Какое право нарушено? (право на свободу))

Итак
Первый тур «Сказочный» по правам человека.
-Назовите сказки, которые здесь представлены. (картинки под номерами 1,2,3,4,5,6,7,8)
(1. Три поросёнка, 2.Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях, 3. Снежная королева, 4. Лягушка- путешественница, 5. Дюймовочка, 6. Золушка, 7.Красная шапочка, 8. Колобок
На каком рисунке нарушено право
A) на неприкосновенность жилища (1)
Б) на жизнь (1,2.7.8)
B) на свободу(3,5)
Г) на отдых и разумное ограничение рабочего дня.(6)
Второй тур « Словарный»

На доске записаны слова:
1. гражданин
2. декларация
3. конституция
4. Закон
5. ООН

1 .Как называется основной документ государства, в котором записаны все законы? (3)
2. человек, который принадлежит к постоянному населению государства, пользуется всеми правами, выполняет все обязанности. (1)
3. Обязательные для всех правила. Принимаются государством, которое следит за его выполнением.(4)
4. Объявление, провозглашение основных принципов, программных положений. Не имеет обязательной силы, это только рекомендация. (2)
(остаются 4 человека)

Третий тур « Логические цепочки»
Вед: 1.Какое из этих слов не является названием флага?
штандарт стяг знамя древко (древко)

Флаг нашей страны имеет свою историю. Много веков тому назад вместо флага люди использовали шест, к верхушке привязывали пучок травы, веток или конский хвост. Назывался он стягом.
Главным назначением стяга было собрать, «стянуть к себе» воинов для защиты родной земли, села или городка. Позже стяги стали делать из ткани.
Знамя- флаг, на котором вышивали или рисовали красками изображения святых- «знамения» («священные знаки») (показ)
Штандарт- флаг Президента России. Это флаг квадратной формы. На фоне белой, синей и красной полос расположен герб России. Впервые бело-сине- красный флаг появился при царе Петре 1 более 300 лет назад.
Герб с двуглавым орлом появился гораздо раньше, более 500 лет назад при царе Иване 3. Это изображение уходит корнями в дохристианскую эпоху славян. Двуглавый орёл встречается в русских вышивках, но не как символ власти, а как солнечная колесница, запряжённая парой орлов, днём везущих по небу солнце.
(показ)

2. Какое из этих слов не является символом власти?
Меч скипетр держава корона (меч)
(картинка «Символы власти)
3. Что лишнее? (Изображения)
Герб России Герб СССР Герб Российской империи Эмблема (эмблема)
(картинки с данными названиями)
Остаются в игре 2 человека

Вед. Финал.
В финале участвуют.............
Во 2 главе Конституции написаны права, свободы и обязанности человека. О правах и свободах мы уже говорили, а какие обязанности есть у человека?
(учиться, охранять Родину, окружающую среду...)
Всё это и многое другое записано в Конституции.
Из слова Конституция нашим игрокам предстоит составить максимальное количество новых слов. Выигрывает тот, кто назовёт слово последним.
(Поздравление победителя)

Самое прекрасное на свете- Родина. У каждого человека есть Родина, и каждый любит её. Любит место, где он родился и живёт. Любит родные леса и поля, любит людей, с которыми он живёт, любит свой народ.
Берегите Россию-
Нет России другой.
Берегите её тишину и покой,
Это небо и солнце,
Это хлеб на столе
И родное оконце
В позабытом селе...
Берегите Россию-
Без неё нам не жить.
Берегите её,
Чтобы вечно ей быть!
Любите свою Родину, свою историю, будьте патриотами своей страны!










МКОУ «Верхнетуровская СОШ»

Интеллектуальная игра "Конституция - главная книга страны"

Провела: Давыденко О.В.

Цели:

  • Показать значение Конституции как документа, определяющего принципы устройства общества
  • Продолжить работу по формированию основ правовой культуры.
  • Воспитывать осознанное уважение к праву, к основному закону государства.

Ход игры

Ведущий: Сегодня на календаре 12 декабря. Для нашей страны это праздничный день - день, когда была принята Конституция России. Конституция - это основной закон, по которому живут все цивилизованные государства. Все отрасли права имеют свою законодательную базу, но ни один закон не должен противоречить Конституции. Таким образом, Конституция является главной книгой страны. Именно так называется наша сегодняшняя игра. В этой игре принимают участие умнейшие из умнейших, ученики 7-9 классов. (Слово для приветствия предоставляется командам.)

Проходит представление команд. Команда «Единство», Команда «Россияне».

Ведущий: Ну что ж, с командами мы познакомились. Надо сказать, что сегодня здесь собрались достойный соперники. А значит, игра будет серьезной и, надеемся, интересной. Ну, а кто будет более убедительным, нам поможет решить жюри. (Представление жюри)

Ведущий: Итак, мы начинаем!

Каждая команда по очереди отвечает на вопросы, за каждый правильный ответ 1 балл.

Когда была принята действующая Конституция РФ?

На сколько глав разделена Конституция РФ?

Может ли уголовный кодекс РФ противоречить Конституции РФ?

Может ли в Российской Федерации вся полнота власти принадлежать одному лицу?

Возможно ли на территории какого-либо субъекта РФ ввести другую денежную единицу?

Кто, согласно Конституции РФ, может занять пост Президента страны?

Как называется Российский парламент?

На какие части делится парламент РФ?

Какую ветвь власти представляет парламент?

Кому принадлежит исполнительная власть РФ?

Может ли выпускник школы в возрасте 18 лет быть избранным в Государственную Думу?

Могут ли депутаты парламента осуществлять правосудие?

Какой язык на территории России является государственным?

Возможны ли самостоятельные изменения в государственной символике РФ субъектами РФ?

Подведение итогов первого конкурса. Выступление жюри.

Ведущий: Конституция провозглашает Российскую Федерацию демократическим государством, а значит, верховенство закона безоговорочно. Следовательно, перед законом все равны. Так ли это мы узнаем у команд.

Каждой команде придется выдвинуть аргументы в поддержку конституционной статьи, либо привести факты свидетельствующие против нее. Время подготовки 5 минут.

1 команда статья 19 Конституции РФ: все равны перед законом и судом.

2 команда статья 20 Конституции РФ: каждый имеет право на жизнь.

Подведение итогов второго конкурса. Выступление жюри.

По статьям Конституции РФ определите о каких правах идет речь.
А) ст. 45, ст.46, ст. 47, ст. 48, ст. 50, ст. 61.
Б) ст. 30, ст. 34, ст. 35, ст. 36, ст. 37, ст. 39, ст. 40, ст. 42.

Найдите в каких статьях Конституции РФ говорится о личных правах граждан.

Подведение итогов третьего конкурса. Выступление жюри.

Определите роль главы государства в XVIII и XX веках.

Назовите основные функции Президента:

в отношении граждан;

полномочия президента в области законодательства;

в области исполнительной власти;

в области судебной власти;

в области обороны и безопасности;

Подведение итогов четвертого конкурса. Выступление жюри.

Пятый конкурс «Творческий»

Составить синквейн со словами: Закон, Конституция, Родина, Президент, Право.

Подведение итогов пятого конкурса. Подведение итогов игры. Выступление жюри.

Ведущий: Ну что ж, результат игры закономерен. Победитель определен, но в нашей игре нет побежденных. Пользуясь возможностью предоставленной нам Конституцией, вы проявили себя в творчестве, высказывали свое мнение, показали себя гражданами с активной жизненной позицией. Вы славно потрудились, а любой труд должен быть оценен по достоинству.

Награждение победителей.

Ответы на вопросы игры.

Первый конкурс «Мозговой штурм»

9 глав

Нет, т. к Конституция РФ является основным законом страны.

Нет, т.к государственная власть осуществляется на основе разделения.

Денежной единицей РФ является рубль, введение и эмиссия других денег не допускается.

Гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий на территории РФ не менее 10 лет.

Федеральное Собрание.

Совет Федерации и Государственная Дума

Законодательную

Правительству РФ

Да

Нет, т.к правосудие осуществляется только судом.

Русский язык

Государственная символика устанавливается Федеральным Конституционным судом.

Второй конкурс «Аргументы и факты»

Оценивается ясность изложения основной мысли, веские аргументы. Активность всех участников команды.

Третий конкурс «Конституция - главная книга страны»

а) защита прав человека
б) политические права

ст. 20, ст. 22, ст. 23, ст. 26, ст. 27, ст. 28. ст. 29, ст. 30.

Четвертый конкурс «Президентский»

А) монарх:

передает сои знания по наследству;

неприкосновенен;

имеет ряд привилегий;

королевский двор выдает деньги на содержание королевской семьи;

посещает парламент только по специальному приглашению;

освобождается от уплаты налогов;

Президент:

является гарантом национальной независимости, территориальной целостности;

ратифицирует международные договоры;

решает вопросы гражданского и политического убежища;

присвоения высших воинских званий;

назначение референдумов.

Б) в отношении граждан: решение вопросов гражданства, награждение государственными наградами, помилование.

В области законодательной власти: назначение выборов в Государственной Думы, роспуск Государственной Думы, обращение Федеральному Собранию, назначение референдумов.

В области исполнительной власти: назначение и отставка Правительства, руководство внешней политикой, назначение и отзыв дипломатов.

В области судебной власти:представление кандидатур судей, представление и освобождение Генпрокурора.

В области обороны и безопасности: формирование Совета Безопасности и руководство им, Верховный Главнокомандующий вооруженными силами.