Отметим и то, что в юридической литературе значительное внимание уделено правовой культуре личности и должностных лиц.

Общее определение должностного лица можно сформулировать следующим образом: должностное лицо - это лицо, осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от данного лица в сферах, функции по регулированию которых взяло на себя государство. Однако отсутствие определённости относительно содержания понятия должностного лица в законодательстве наряду с активным его использованием, по мнению Б.П. Носкова, «приводит к снижению эффективности реализации соответствующих норм, регламентирующих управленческую деятельность». Носков Б.П. О некоторых проблемах административно-правового статуса должностного лица // Государственная власть и местное самоуправление. 2008. №9. - с. 13.

Мы полагаем, что правовая культура должностных лиц - это, прежде всего, знание законодательства, относящегося к профессиональной деятельности, умение правильно реализовать юридические нормы, квалифицированно составлять юридические документы (процессуальные и др.), профессиональное мастерство, вежливое и внимательное отношение к гражданам, обращающимся в государственные учреждения. Правовая культура должностных лиц сопряжена с законностью их деятельности. Поступать с позиции правовой культуры - значит поступать законно.

Реализация прав личности в любом демократическом обществе включает их охрану и защиту, что является одной из основных задач правоохранительных органов. Необходимость безупречного действия механизма защиты и охраны прав и свобод граждан, их гарантированности требует от всех должностных лиц органов государственной власти высокой правовой культуры. Правовая культура этой категории отличается от правовой культуры других граждан и должностных лиц качественным содержанием. Для нее характерны более полные и глубокие правовые знания, умение правильно применять их на практике. Именно должностные лица, в частности, работники органов государственной власти, в первую очередь обеспечивают непосредственную общественную безопасность и общественный порядок в государстве, охрану прав, свобод, законных интересов граждан.

Условием обеспечения реализации прав и обязанностей в обществе, гарантией соблюдения законности является правовая культура работников органов государственной власти, неотделимая от глубокого человеческого уважения к личности, ее правами, свободам, чести и достоинству.

Уважение человеческого достоинства не должно сводиться только лишь к его защите. Признание ценности личности, уважительное отношение к человеку, его правам и интересам позволяют гражданину занять активную гражданскую позицию. Эти требования, выражающие общие человеческие принципы гуманизма и справедливости, должны характеризовать правовую культуру работников органов государственной власти.

Наличие у сотрудников органов государственной власти высокой правовой культуры служит гарантией законности их деятельности по охране и защите прав граждан, созданию условий для их всесторонней реализации. С деятельностью органов государственной власти связано формирование в обществе атмосферы нетерпимости к нарушению норм права. Именно на этой основе происходит повышение оценки качества работы должностных лиц, создание в обществе личной заинтересованности каждого в укреплении законности и правопорядка.

Поэтому, неотъемлемым свойством правовой культуры работников органов государственной власти является уважение к праву и законности. Право, как регулятор общественных отношений выполняет свои функции, прежде всего, в процессе соблюдения, использования и применения норм права в общественной практике.

Законность для органов государственной власти - конституционный принцип, который обеспечивает неукоснительное исполнение законов и в первую очередь тех нормативно правовых актов, которые регулируют и охраняют законные права и интересы граждан.

Нарушение законности должностными лицами в органах государственной власти обусловлено целым комплексом факторов.

Среди них можно отметить следующие: невысокая правовая культура сотрудников, проявляющаяся в незнании законодательства, пренебрежение к праву, плохая постановка правового воспитания в служебных коллективах, отсутствие должного контроля и надзора за деятельностью органов внутренних дел, безнаказанность работников за совершение противоправных действий. Но одной из наиболее серьезных причин нарушений законности является незнание или недостаточное знание действующего законодательства.

Говоря о правовой культуре должностных лиц необходимо обратить внимание еще на один аспект этой проблемы, связанной непосредственно с их личностными характеристиками. Для того чтобы верно судить о правовой культуре должностных лиц, необходимо учитывать их образование, юридический опыт и профессиональную квалификацию. Профессиональная квалификация - один из важнейших критериев правовой культуры личности работника органов государственной власти.

Мы полагаем, что правовая культура должностных лиц должна включать, прежде всего:

1. Знание в совершенстве действующего законодательства как необходимое условие соблюдения законности, правильного использования прав и выполнения обязанностей работниками этих органов, гарантия осуществления прав и свобод граждан;

2. Уважение правовых требований, внутреннее осознание, убеждение в правильности и необходимости правовых предписаний;

3. Привычное отношение к соблюдению закона, при котором должностное лицо не задумывается каждый раз над тем, надо или не надо выполнять требования закона, он воспринимает эти требования как должное, в силу того, что формальная необходимость выполнять закон перешла в его внутреннюю потребность.

Таким образом, чем выше уровень правовой культуры должностных лиц, тем больше обеспечена законность, реализация прав и свобод граждан, их охрана и защита. Высокая правовая культура работников органов государственной власти обеспечивает наиболее полную и стабильную реализацию прав и свобод личности, их правовую охрану и защиту, служит показателем уровня и состояния законности в демократическом обществе, его правовой культуры.

Вопросы, требующие раскрытия

1. Понятие, сущность и содержание правовой культуры должностных лиц.

2. Функции правовой культуры должностных лиц.

3. Пути формирования правовой культуры должностных лиц.

Методические указания

Приступая к анализу темы, студенту следует обратить внимание на то, что правовая культура общества - важный фактор и условие нормального развития и функционирования гражданского общества. Без необходимого ее уровня невозможны успешное совершенствование законодательства, коренные преобразования в практике государственного строительства, которые способны привести к утверждению верховенства закона, равенства перед ним всех без исключения граждан, должностных лиц и организаций. В этой связи существенной характеристикой государственного управления выступает состояние правовой культуры должностных лиц.

Отвечая на первый вопрос темы, студенту следует обратить внимание на выяснение понятий «правовая культура», «должностное лицо», «сущность правовой культуры», которые в юридической литературе трактуются неоднозначно.

Раскрыв содержание вышеназванных понятий, студент переходит к рассмотрению функций правовой культуры. Можно сосредоточить свое внимание на анализе познавательной, оценочной (аксиологической) и регулятивной функции правовой культуры должностных лиц. В частности, показателем познавательной функции правовой культуры должностных лиц является объем их правовой информированности, уровень правовых знаний, понимание требований законодателя, умение анализировать. Аксиологическая функция выражается в оценке должностными лицами законодательства и практики его применения, поведение граждан с точки зрения соответствия требованиям норм действующего законодательства, а также в отношении к своей собственной деятельности в сфере права. Наконец, анализируя содержание регулятивной функции, следует рассмотреть ее с точки зрения процесса усвоения должностными лицами правовых ценностей, приобретение определенного правового опыта, навыков, появления у них собственных правовых ориентации. Проявлением регулятивной функции правовой культуры должностных лиц является их реальное правовое поведение, деятельность по осуществлению прав и обязанностей, которая свидетельствует не только о мере познания правовых ценностей, но, прежде всего, о мере их использования.

Завершается курсовое сочинение анализом путей формирования правовой культуры должностных лиц. В этой связи студенту следует иметь в виду, что правовая культура должностных лиц испытывает на себе многофакторное влияние как объективного, так и субъективного характера. В этой связи, ее уровень является достаточно четким, хотя и не абсолютным показателем состояния экономики, системы политических институтов, общего культурного развития общества и государственного управления. Наряду с общесоциальными факторами, влияющими на уровень правовой культуры должностных лиц, студенту следует обратить внимание и на такой комплекс вопросов, как организация юридического всеобуча как" единой, непрерывной общегосударственной системы правового воспитания, формирование сильной и компетентной юридической службы в аппарате государственного управления, систематическое информирование должностных лиц о законодательных новеллах и т.д.

Примерный список литературы:

1. Арановский А.В. Конституционная традиция в российской среде. – СПб.: Юридический центр Пресс, 2003.

2. Берман Г.Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. – М.: Изд. Моск.ун-та: ИНФРА-М: НОРМА, 1998.

3. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юр.вузов. – М.: Омега-Л, 2009.

4. Коломийцев В.Ф. Социология права и правовая культура // Гражданин и право. - июнь 2006. - N 6 [электронный ресурс]. – Режим доступа. - Справочно-правовая система «Гарант».

5. Косарев В.Н., Макогон И.В. Закон как основа правосознания и правовой культуры общества // В сб.: Правовая культура в России на рубеже столетий. – Волгоград, 2001 [электронный ресурс]. – Режим доступа. - Справочно-правовая система «Гарант».

6. Кофанова И.Н. и др. Юрист в организации: учеб.-практ. Пособие / Под ред. Ю.А. Тихомирова. – М.: Юстицинформ", 2009 [электронный ресурс]. – Режим доступа. - Справочно-правовая система «Гарант».

7. Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. – М.: КНОРУС, 2008.

8. Мамут Л.С. Демократическое правовое государство в России: проблемы становления // Журнал российского права. - декабрь 2006. - N 12 [электронный ресурс]. – Режим доступа. - Справочно-правовая система «Гарант».

9. Мартышин О.В. О некоторых проблемах российской политической и правовой культуры // Государство и право.- 2003.- № 10.- С. 24-30.

10. Мартышин О.В. Проблемы ценностей в теории государства и права // Государство и право.- 2004.-№10.- С. 5-14.

11. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. – М.: Юристъ, 2006.

12. Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник. – И.: Юристъ, 2003.

13. Нескородов Б.Н. Публичная власть и проблемы нравственного оздоровления общества // Гражданин и право. – 2007. - N 2 [электронный ресурс]. – Режим доступа. - Справочно-правовая система «Гарант».

14. Розин В.М. Генезис права: Методологический и культурологический анализ. – М.: NOTA BENE, 2003.

15. Рыжов В.С. К судьбе государственного управления // Государство и право.- 1999.- № 2.- С. 14-22.

16. Теория государства и права: Учебник / Под ред. А.С. Пиголкина. – М.: Высшее образование, 2008.

17. Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. – М.: Юристъ, 2005.

18. Тогонидзе Н.В. Политическая коррупция в России // Государство и право.- 2003.- № 3.- С. 106-116.

19. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебник для вузов. – М.: Интерстиль, Омега-Л, 2008.

20. Червонюк В.И. Теория государства и права: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2007.

21. Синюков В.Н. Юридическое образование в контексте российской правовой культуры // Журнал российского права. - июль 2009. - N 7 [электронный ресурс]. – Режим доступа. - Справочно-правовая система «Гарант».

Правовая культура является неотъемлемой, хотя и специфической, частью культуры общества в целом. Понятие культуры многозначно и получить полное представление об этом явлении можно, только обобщив различные подходы к понятию культуры. С точки зрения антропологического подхода культура понимается как совокупность всех благ, созданных человеком, в отличие от того, что создала природа. Социологический подход понимает культуру как совокупность всех духовных ценностей. Философский подход определяет культуру как исторически сложившийся определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека.

Правовая культура общества - это характеристика общества, показывающая уровень развития основных элементов правовой системы, т.е. уровень развития законодательства, юридической практики и общественного правосознания.

Это совокупность представлений, осознанной необходимости, внутренней потребности поведения личности в сфере права которая базируется на правовом сознании.

Важнейшим показателем правовой культуры, как общественной, так и индивидуальной, является уровень правосознания. Отрицательные стороны правосознания формируют такие явления как правовое бескультурье, правовой нигилизм.

32.Источник права в формально-юридическом и материальном смыслах.

Исто́чник (фо́рма) пра́ва - способ, с помощью которого закрепляются (находят внешнее выражение) нормы права. Различают источник права в материальном, идеологическом и формальном (юридическом) смысле. Источник права в материальном смысле - это сами общественные отношения, то есть материальные условия жизни общества, система экономических отношений, существующие в обществе формы собственности и т. п. Источник права в идеологическом смысле - это правосознание и правовая культура. При этом имеется в виду как правосознание законодателей, так и правосознание народа, которое оказывает влияние на формирование права. Источник права в формальном (юридическом) смысле - это способ закрепления и существования норм права. Также можно говорить об источниках права в историческом и политическом смыслах: в историческом смысле он представляет собой различные памятники права (Законы Ману), а в политическом смысле под источником права понимается государство.

Состав и система источников права, существующих в той или иной стране, определяется историческими особенностями и принадлежностью правовой системы этой страны к той или иной правовой семье (англосаксонской, романо-германской, социалистической и т. д.). Так, в англосаксонской правовой системе в отличие, например, от романо-германской существенное значение имеют правовые прецеденты (судебные или административные). Нередко при решении судебных споров английскими судами требуется доказательство древних обычаев, существующих в данной местности. В религиозных правовых семьях правовое значение могут иметь богословские доктрины.

33.Предмет и метод теории права и государства

Каждая наука выступает как система знаний о явлениях и процессах, которая характеризуется свойственными ей объектами и предметами. Разнообразие наук приводит к многообразию предметов человеческого познания.

Науки отличаются друг от друга особенностью предмета и методами их изучения.

Теорию государства и права относят к гуманитарным наукам.

Особенности теории государства и права как науки:

1) наличие общих специфических закономерностей, так как теория государства и права изучает государство и право в целом и исследует не всякие, а наиболее общие закономерности возникновения, существования, дальнейшего развития и функционирования государства и права как единых и целостных систем в явлениях общественной жизни;

2) разработка и изучение таких основных вопросов юридических и общественных наук, как сущность, тип, форма, функции, структура и механизм действия государства и права, правовая система.

Основные проблемы в современном понимании государства и права, общая характеристика политико-правовых доктрин:

1) в формулировании понятий (отражающих систему признаков, позволяющих отграничить явление от других родственных явлений общественной жизни) и определений (кратких разъяснений сущности понятий) использует познания закономерностей развития, функционирования государства и права, государственно-правовых явлений;

2) исследование государственных и правовых явлений в их взаимосвязи и влиянии на другие процессы и явления;

3) отражение в предмете состояния и структуры государства и права.

Таким образом, предмет теории государства и права – это государственные и правовые явления, касающиеся:

1) возникновения, функционирования, развития государства и права;

2) развития правовой культуры и правосознания;

3) применения, соблюдения и исполнения норм права.

Методом теории государства и права называют систему принципов, приемов и способов научной деятельности, через которые осуществляется процесс получения объективных знаний о значении и сущности правовых и государственных явлений.

Виды методов теории государства и права:

1) всеобщие методы, которые формулируют универсальные принципы мышления;

2) общенаучные методы, которые используют в различных областях научного познания, независимо от отраслевой специфики науки.

К общенаучным методам относят:

1) общефилософские – методы, используемые в течение всего процесса познания (метафизика, диалектика);

2) исторический – метод, с помощью которого государственно-правовые явления объясняются историческими традициями, культурой, общественным развитием;

3) функциональный – метод выяснения развития государственно-правовых явлений, их взаимодействия, функций;

4) логический.

Последний метод, в свою очередь, основан:

1) на анализе – разделении данного объекта на части;

2) синтезе – соединении в одно целое раньше поделенных частей;

3) индукции, когда происходит получение знаний по принципу «от частного к общему»;

4) дедукции, при которой, наоборот, знания получают по принципу «от общего к частному»;

5) характеристике систем, основных проблем, которые относятся к современному пониманию государства и права, общей характеристике политико-правовых доктрин и др.

Правовое сознание дает представление о духовных ценностях индивида и общества. Но только с субъективной стороны, с той которая выражается в чувствах, представлениях, идеях, а не в материализованном виде. Поэтому бо­лее глубоким и плодотворным в уяснении механизма правового воздействия на общественные отношения является освоение такой категории, как правовая культура.

Само понятие правовой культуры многопланово. Правовая культура -это и уровень правосознания граждан и должностных лиц, их убежденность в необ­ходимости соблюдать юридические нормы, это и право в целом, и культура правовых учреждений, это и культура правотворческой и правореализующей деятельности.

Такое широкое понимание правовой культуры представляется наиболее правильным, потому что высокий уровень и качество каждого из составляющих ее элементов позволяют говорить о высоком уровне правовой культуры обще­ства.

Правовая культура-это не просто то или иное отношение к праву, но прежде всего уважительное отношение. Уже поэтому можно утверждать, что не каждому человеку, обладающему правосознанием, присуща правовая культура. Лицо, обладающее правовой культурой, во-первых, характеризуется определен­ным уровнем знания действующих юридических норм; во-вторых, ему свойст­венно уважительное отношение к праву и, в-третьих оно строит свое поведение в соответствии с теми положительными оценками права, которые выносит.

Правовая культура предполагает:

Определенный уровень правового мышления и чувственного восприятия правовой деятельности;

Надлежащую степень знания населением законов;

Высокий уровень уважения норм права, их авторитета;

Качественное состояние процессов правотворчества и реализации права;

Специфические способы правовой деятельности;

Результаты правовой деятельности в виде духовных и материализован­ных благ, созданных людьми.

Основополагающей культурной ценностью является само право. Правы те ученые, которые сравнивают "изобретение" законов появлению, например, колеса Закон как инструмент общественных отношений - пока непревзойденное всеобъемлющее средство социального регулирования и контроля. Открытие права, конструирование правовых законов является важнейшим завоеванием цивилизации. Рано или поздно, но в идеале зрелая культура неизбежно порож­дает право.

В качестве примера ценностных завоеваний культуры в средствах и формах правовой деятельности можно указать на законность и правосудие. Без них трудно было бы ожидать надлежащего правопорядка.

Об уровне правовой культуры свидетельствуют такие процессы, как пар­ламентские процедуры по принятию законов и отправлению правосудия по уго­ловным или гражданским делам.



"Если попытаться классифицировать многообразные проявления право­вой культуры, то можно выделить четыре разновидности: правовые идеи, пра­вовые нормы и институты, правовые поступки, правовые учреждения Состав­ные каждой из названных разновидностей могут быть классифицированы по своим основаниям. Но так или иначе все членения будут укладываться в четыре состояния культуры: идеолого-психическое; нормативное, фиксируемое сово­купностью норм права; поведенческое, указывающее на характер правовых дей­ствий; объективированное, закрепляющее результаты правовой деятельности", -утверждает В.В. Лазарев.

Правовую культуру, как и правовое сознание, можно подразделить на правовую культуру общества, групповую и индивидуальную правовую культу­ру. Правовая культура общества охватывает его духовную атмосферу, ценности, входящие в правовую надстройку. Например, нормативные правовые акты, ак­ты применения права и т.д. Групповая правовая культура - это правовая куль­тура группы, коллектива, которая включает заинтересованность в результатах общего труда, в обеспечении высокой организованности и правопорядка. Инди­видуальная правовая культура означает правовую образованность человека, включая высокое правосознание, умение и навыки пользоваться правом, подчи­нение своего поведения требованиям права, правовых норм. Не всякого челове­ка, знающего и понимающего правовые установления, можно считать человеком правовой культуры. Я считаю, что таким человеком является тот, у кого знание законов доведены до уровня внутренней потребности строгого соблюде­ния их предписаний, кто в своей практической деятельности исполняет их в си­лу внутреннего убеждения. Правовая культура невозможна без определенного уровня правовых знаний. Источник правовых знаний лица, как правило, нахо­дится в прямой зависимости от уровня его образования, возраста, рода занятий и т.п. Лица с низким уровнем образования обычно черпают правовую информа­цию в окружающей их микросреде; лица старших возрастов могут опираться на личный правовой опыт и т.д. Именно личный правовой опыт субъекта позволя­ет ему отделить действующие правовые нормы от тех, которые по той или иной причине не применяются государственными органами. Существование таких правовых норм не проходит бесследно для правосознания субъекта.

Знание законов выполняет роль стимула правомерного поведения лишь тогда, когда оно приобретает для человека личностный смысл, когда он заинте­ресован в этом знании и выражает готовность поступать в соответствии с требованиями права.

Правовая культура, равно как и любая другая разновидность культуры, подвержена оценкам. Поэтому представляется возможным говорить о высокой правовой культуре, низкой правовой культуре и культуре среднего уровня. На мой взгляд эти оценки относительны. Для одного общества на определенном этапе развития по отношению к каким-либо правовым явления будут употреб­ляться одни определения, а по отношению к другому обществу или другому времени оценки одного и того же института или учреждения или поступка -другие. Разные люди, разные общности людей, политические партии, лица, нахо­дящиеся у власти, и оппозиционеры могут по-разному оценивать культурные достижения в государственно-правовой сфере.

В настоящее время создается возможность для определения основных направлений повышения правовой культуры. К их числу следует отнести:

Формирование чувств права и законности;

Освоение достижений логико-правового мышления;

Совершенствование законодательства;

Повышение уровня законопроектных работ;

Увеличение объема и качественное совершенствование правопослушного поведения;

Совершенствование юрисдикционной или иной правоприменительной деятельности;

Разделение полномочий законодательных, исполнительных и судебных учреждений;

Изучение памятников права и правоприменительной практики как осно­вы юридического образования.

Повышение уровня правовой культуры предполагает, с одной стороны, работу с гражданами, а с другой - надлежащее кадровое обеспечение юридиче­ских учреждений, законодательных, исполнительных и правоохранительных органов.

Современная общественно - политическая ситуация в Казахстане оказы­вает большое влияние на правовое сознание, правовую культуру граждан РК. Вот что говорит по этому поводу Президент РК Нурсултан Абишевич Назарба­ев: "Еще в прошлом веке в науке утвердилось такое понятие, как "аномия"- со­стояние растерянности человека в резко изменившихся условиях, когда устояв­шаяся системе ценностей переосмысливается, в корне меняются жизненные идеалы. Это нелегкое испытание не только для отдельного гражданина, но и для всего общества. И несмотря на то, что абсолютное большинство казахстанцев поддерживает реформаторский курс, мы должны отдавать себе отчет в том, что многие, восприняв необходимость перемен, так сказать сердцем, еще не ос­мыслили разумом их сути, испытывают неуверенность, не вполне ясно пред­ставляя свое будущее".

Поэтому одной из главных задач в республике стоит задача правового всеобуча, ибо благодаря правовым знаниям человек воспринимает и перерабатывает адресованную ему как члену общества социальную информацию, оцени­вает свои и чужие действия и поступки, определяет конкретные цели и выбира­ет средства их достижения.

Было бы утопичным желанием сделать каждого гражданина юристом. Но преодолеть юридическую безграмотность и отрицание права - это одно из условий развития правовой культуры. Отсюда вытекают задачи для тех, кто по роду своей деятельности заинтересован в юридических знаниях, по занимаемой должности обязан иметь необходимый их минимум. Эти задачи следующие:

Обеспечить надлежащую ориентацию в основных началах и принципах государственно-правовой жизни;

Создать базу для значительного расширения объема и повышения уров­ня правового поведения адресатов права;

Обеспечить грамотную и эффективную борьбу носителей права и обя­занности за свои законные интересы;

Осуществлять работу по профилактике правонарушений в аспекте ре­ального действия принципа " незнание закона не освобождает от ответственно­сти";

Активизировать правомерное поведение.

"Составной частью, причем важнейшей, правовой культуры общества является правовая культура отдельных граждан. Она включает в себя знание права и убежденность в необходимости строго следовать правовым предписа­ниям", - пишет В.К Бабаев.

Особенно важна правовая культура в работе юриста. Уровень знания права зависит от того, является ли гражданин профессиональным юристом, ра­ботником, правотворческой или правоприменительной сферы или он занимает­ся иной деятельностью. Для профессионала-юриста необходимо доскональное знание правовых предписаний, для гражданина-юриста необходим такой ми­нимум знаний, который требуется для его работы, поведения в быту, семье.

Прежде всего, сам юрист должен быть образцом высокой правовой куль­туры в отношениях с гражданами, с подчиненными. Он сам должен строго и точно соблюдать правовые предписания, должен активно бороться за закон­ность.

Профессиональная правовая культура предполагает способность юриста подавлять свои внутренние эмоции, уметь владеть собой в любых ситуациях.

Правовая культура связана также с правосознанием, опирается на него. Но она шире правосознания, так как включает не только социально-психологические его элементы, но и юридически значительное поведение лю­дей, высокий уровень правотворчества и совершенство законодательства, за­конность и эффективность юридической практики, четкость и ясность правовых предписаний и т.п. Если сказать иначе, элементами правовой культуры являют­ся правосознание граждан Р.К; умение и навыки эффективного исполнения и использования права в социальной практике, в деятельности граждан и должно­стных лиц; правовая активность граждан.

Показателем правовой культуры общества являются высокое качество законодательство (его продуманность, согласованность, сочетание динамично­сти со стабильностью, способность эффективно регулировать общественные отношения), совершенная техника подготовки, принятия и опубликования нор­мативных актов, решение процедурных законодательных вопросов. Правовая культура правоприменительных органов проявляется в знании зако­нодательства лицами, применяющими его, умении правильно реализовать юри­дические нормы, в четко налаженной работы правоприменительных органов по рассмотрению правовых вопросов и доведению их до полного юридического разрешения, в вежливом и внимательном отношении к гражданам, обращаю­щимся в правоприменительные органы.

Формирование подлинно государственного правосознания должност­ных лиц связано с преодолением узковедомственных, национальных и регио­нальных интересов. В центр политики ставится гражданин как духовно свобод­ная, творческая личность, которая нуждается в помощи и защите со стороны государства. Однако в фокусе правовой деятельности должностных лиц остаются вместе с тем общегосударственные интересы вопреки интересам индивидуаль­ные, групповым, классовым, если они стремятся к собственной выгоде, игно­рируя при этом право и правопорядок.

Правовое воспитание: понятие, формы и методы осуществления.

История свидетельствует о том, что во всех государствах (с разной сте­пенью осознанности и качества) осуществляется особая деятельность по рас­пространению воззрений о праве и правопорядке, для чего используются имеющиеся в распоряжении средства: церковь, литература, искусство, школа (всех уровней), печать, радио, телевидение, специальные юридические учебные заведения. Иными словами, правовое воспитание является составным компо­нентом идеологической функции любого государства. По мере развития и со­вершенствования государственности изыскиваются все более искусные способы и формы идеологической обработки сознания масс, все более обосабливается и специализируется правовое воспитание как самостоятельный вид деятельности государства, его органов и их служащих, а также органов местного самоуправ­ления и общества в целом.

Меняется содержание и тактика, объекты, формы и способы воздействия на сознание масс и отдельных граждан, но в значительной степени стабильной, прежде всего, в развитых государствах остается его сущность в виде представ­лений о праве и правосознании, их сущности, ценности и функциях. Только в условиях реальной демократии возможна целенаправленная и специально орга­низованная деятельность по правовому просвещению и правовому воспитанию широких народных масс и, естественно, правовому обучению юристов-профессионалов.

Под правовым воспитанием принято понимать целенаправленную сис­тематическую деятельность государства, его органов и их служащих, общест­венных объединений и трудовых коллективов по формированию и повышению правового сознания и правовой культуры.

Главный объект воздействия при правовом обучении и воспитании -
правовое сознание, устойчиво положительно ориентированное, развитое, должного уровня. Имеется в виду правовое сознание индивида, коллектива (профес­сиональной группы), общества в целом. Следует подчеркнуть, что идеологиче­ское воздействие на общественное правосознание означает соответствующее воздействие на групповое и индивидуальное сознание и, наоборот, правовое воспитание отдельных индивидов и их групп, в конечном счете, обусловливает формирование и развитие общественного правосознания, так как различные виды правосознания находятся между собой в диалектической взаимосвязи и взаимозависимости.

Программной целью можно считать профилактику в России правового нигилизма. В качестве специальных средств сведения его к минимуму следует назвать: обеспечение должного качества принимаемых законов, упрочение за­конности и правопорядка, повышение роли суда и проведения судебной рефор­мы в целом, приведение в соответствие с потребностями времени правового воспитания населения, профессионального обучения и воспитания юристов, других государственных служащих. Одновременно необходима систематическая предметная работа по повышению уровня правовой культуры всех субъек­тов правоохранительной системы.

К средствам правового воспитания относятся: правовая пропаганда, пра­вовое обучение, юридическая практика, самовоспитание. В основе применения всех указанных средств лежит осуществление правовой информированности, предполагающей передачу, восприятие, преобразование и использование информации о праве и практике его реализации, особое место здесь занимает про­блема «правового минимума», некоего обязательного уровня знания права (уровня правовой осведомленности), которым должен обладать каждый граж­данин любого общества, независимо от его социального статуса. Предпосылкой эффективного управления этим процессом является четкое представление о системе источников правовой информации и их реальном использовании граж­данами, а также трудовыми коллективами, группами и слоями населения. Оп­ределяющая роль в системе источников правовой информации, а также право­вому всеобучу (имеется в виду изучение основ права и государства в детских садах, школах и во всех учебных заведениях, а не только юридических).

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ К ТЕМЕ:

1. Соотношение понятий правовое сознание и правовая культура: их взаимовляиние и взаимосвязь.

2. В чем заключается правовая культура будущего юриста?

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Конституция РК - Алматы, 1995.

2. Постановление Президента Р.К « О мерах по организации право­вого всеобуча в РК». /Каз.правда -95г, 10.06.

3. Концепция формирования нового социально – экономического поведения граждан РК.Алматы, -1995.

4. Ибраева А. «О праве и правовой культуре» // Вестник М-ва юсти­ции Р.К.- 1995-№ 12- с.27-30.

5. Ерджанов Т. Мораль и право: (проблемы взаимодействия)// Юридическая газета. 123 Р.К - 1995 - № 15 (22-29 апр.с.З).

6. Бабаев В.К. Теория современного советского права.Н-Новгород, 1991 г. стр.39-46.

8. Алексеев С.С. Теория права. М.,1994

9. Лившиц Р.В. Теория права. М.,1994.

10. Назарбаев Н.А. Идейная консолидация общества - как условие прогресса Казахстана». Алматы, 1995.

11. Кудрявцев В.Н.Дазимирчук В.П. Современная социология права. Алматы, 1995

13. Фарбер И.В. Правосознание как форма общественного сознания.- М.,1996

14. Щегорцов В.А. Социология правосознания. -М.,1975

15. Соколов М.Я. Профессиональное сознание юристов. - М.,1988

16. Сальников В.П. Правовая культура работников милиции. - М.1983

17. Татаринцева Е.В. Правовое воспитание: методология и методи­ка. М., 1990

18. Пиголкин А.С.Общая теория права. М., 95, стр. 144-148

ТЕМА: ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, ПРАВОНАРУШЕНИЕ И ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

1. понятие правомерного поведения личности

2. причины правонарушения

3. юридическая ответственность: понятие, признаки, принципы и виды.

Закон - нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти, выражающий волю народа, обладающий высшей юр. силой, регулирующий общественные отношения. Признаки закона: 1. Принимается только органом законодательной власти или референдумом 2. Порядок его подготовки и издания определяется Конституцией РФ и Регламентами палат Федерального Собрания РФ, 3. В идеале закон выражает волю и интересы народа 4. Обладает высшей юр. силой, все подзаконные акты должны соответствовать ему и не противоречить. 5. Регулирует важные ключевые общественные отношения Отменить или изменить закон вправе только тот орган, который его принял, и только в строго оговоренном порядке. Принятие закона включает 4 стадии: внесение законопроекта в законодательный орган, обсуждение законопроекта, принятие закона, его опубликование (обнародование). Законы не подлежат контролю или утверждению к.-л. другими органами Г. Они могут быть отменены или изменены только законодат. вл. Констит. суд может признать закон неконституц., но отменить может только законод. орган. Законы представляют собой ядро всей правовой системы Г, они обуславливают структуру всей совокупности НПА, юр. силу каждого из них, субординацию НПА по отношению др. к др. Ни один поодзаконный акт не может вторгаться в сферу законод. регулирования. Он должен быть приведен в соответствие с законом или немедленно отменен. Виды законов классифицируются: По юридической силе: 1.Конституция РФ 2.Федеральный Конституционный закон 3.Федеральный закон 4.Закон субъектов РФ. По субъектам законотворчества: -принятые в результате референдума -принятые законодательным органом По предмету правового регулирования: конституционные, административные, гражданские, уголовные и т.д. По сроку действия: постоянные законы, временные законы По характеру: текущие, чрезвычайные По сферам действия: общефедеральные, региональные По содержанию: экономические, бюджетные, социальные, политические По степени систематизации: обычные и органические (УК, ГК) По значимости содержащихся в них норм: конституционные и обыкновенные По объему регулирования: общие и специальные.

31. Правовая культура гражданина и должностного лица.

Правовая культура является неотъемлемой, хотя и специфической, частью культуры общества в целом. Понятие культуры многозначно и получить полное представление об этом явлении можно, только обобщив различные подходы к понятию культуры. С точки зрения антропологического подхода культура понимается как совокупность всех благ, созданных человеком, в отличие от того, что создала природа. Социологический подход понимает культуру как совокупность всех духовных ценностей. Философский подход определяет культуру как исторически сложившийся определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека.

Правовая культура общества - это характеристика общества, показывающая уровень развития основных элементов правовой системы, т.е. уровень развития законодательства, юридической практики и общественного правосознания.

Это совокупность представлений, осознанной необходимости, внутренней потребности поведения личности в сфере права которая базируется на правовом сознании.

Важнейшим показателем правовой культуры, как общественной, так и индивидуальной, является уровень правосознания. Отрицательные стороны правосознания формируют такие явления как правовое бескультурье, правовой нигилизм.