Образовательный процесс – это обучение, общение, в процессе которого происходит управляемое познание, усвоение общественно-исторического опыта, воспроизведение, овладение той или другой конкретной деятельностью, лежащей в основе формирования личности. Смысл обучения состоит в том, что педагог и ученик взаимодействуют друг с другом, иначе говоря, этот процесс двусторонний.

Благодаря обучению происходит реализация образовательного процесса, воспитательного воздействия. Воздействия преподавателя стимулируют активность обучаемого, достигая при этом определенной, заранее поставленной цели, и управляют этой активностью. Образовательный процесс включает в себя набор средств, с помощью которых создаются необходимые и достаточные условия для проявления активности обучающимся. Образовательный процесс представляет собой совокупность дидактического процесса, мотивации учащихся к учению, учебно-познавательную деятельность ученика и деятельность учителя по управлению учением.

Для того, чтобы образовательный процесс был эффективным, следует различать момент организации деятельности и момент обучения в организации деятельности. Организация второй составляющей является непосредственной задачей учителя. От того, как будет построен процесс взаимодействия ученика и учителя для усвоения каких-либо знаний и информации, будет зависеть эффективность образовательного процесса. Предмет деятельности ученика в образовательном процессе – это действия, выполняемые им для достижения предполагаемого результата деятельности, побуждаемой тем или иным мотивом. Здесь важнейшими качествами этой деятельности являются самостоятельность, готовность к преодолению трудностей, связанных с усидчивостью и волей, и оперативность, которая предполагает правильное понимание стоящих перед обучаемым задач и выбор нужного действия и темпа его решения.



Учитывая динамизм нашей современной жизни, можно говорить о том, что знания, умения и навыки также являются неустойчивыми явлениями, которые подвержены изменениям. Поэтому образовательный процесс должен быть построен с учетом обновления в информационном пространстве. Таким образом, содержание образовательного процесса составляет не только необходимость овладения знаниями, умениями, навыками, но и развитие психических процессов личности, формирование нравственно-правовых убеждений и действий.

Важной характеристикой образовательного процесса является его цикличность. Здесь цикл – это совокупность определенных актов образовательного процесса. Основные показатели каждого цикла: цели (глобальные и предметные), средства и результат (связан с уровнем освоения учебного материала, степенью воспитанности учащихся). Выделяют четыре цикла.

Начальный цикл. Цель: осознание и понимание учащимся основной идеи и практической значимости изучаемого материала, и освоение путей воспроизведения изучаемых знаний и метода их использования на практике.

Второй цикл. Цель: конкретизация, расширенное воспроизведение изученных знаний и их явное осознание.

Третий цикл. Цель: систематизация, обобщение понятий, использование изученного в жизненной практике.

Заключительный цикл. Цель: проверка и учет результатов предыдущих циклов с помощью контроля и самоконтроля.

ЛЕКЦИЯ № 6. Сущность, противоречия и логика

Образовательного процесса

В отношении структуры образовательного процесса можно поставить следующие вопросы.

1. Какая деятельность и какая информация развертывается в каждом фрагменте?

2. Какая деятельность в каждом фрагменте культивируется?

3. Подразумевают ли они друг друга?

4. Как именно эти фрагменты подразумевают друг друга?

В отношении анализа реального образовательного процесса выдвинутые принципы ставят следующие вопросы:

1) насколько образовательный процесс есть введение в деятельность, а насколько он есть введение в информацию (и, следовательно, насколько его организация основана на внутренней логике архива – научных, теоретических тезисах);

2) насколько образовательный процесс является процессом введения в целостную деятельность, т. е. насколько составляющие образовательного процесса вместе представляют из себя функциональное целое;

3) даже если образовательный процесс представляет из себя функциональное целое своих частей, то насколько реально осуществляется функционализация информации, соответствующей этим частям.

Типичными искушениями для образовательного процесса в этом отношении являются:

1) желание следовать архивной организации знания и, превращать образовательный процесс во введение в «знание», а не в деятельность. С одной стороны, при этом не происходит нормального культивирования деятельности, так как эта стратегия дезориентирует учащегося. С другой стороны, не происходит и функционализации информации, а следовательно она не превращается в знание;

2) искушение не сообразовывать друг с другом разные части образовательного процесса как целого;

3) стремление каждого фрагмента процесса проводить исключительно свою логику в культивировании деятельности и, соответственно, подачи информации, не сообразуясь с тем, как она связана с другими частями;

4) искушение не сообразовываться с тем, насколько реально осуществляется функционализация информации, превращается ли она в знание или так и остается информацией.

Другой ракурс проблемы функциональности знания – это проблема функциональной целостности знания в процессе его развертки в течение образовательного процесса в целом – проблема воспроизводства функциональности знания. Поскольку знание остается знанием до тех пор, пока сохраняется его реальная функциональность в деятельностной структуре сознания, то, следовательно, знание, функционализированное однажды, требует постоянного воспроизводства своей функциональности для того, чтобы оставаться знанием. Для анализа реального образовательного процесса это ставит вопрос о том, какие элементы знания сохраняют свою функциональность в течении всего процесса и как их функциональность изменяется.

Основным искушением для образовательного процесса здесь является желание разделить информацию на крупные функциональные блоки (например, логика, систематика и т.п.) и давать эти блоки сразу целиком, но:

1) величина объема и однородность информации не позволит функционализировать ее целиком, и, следовательно, преобладающая часть ее не превратиться в знание;

2) то же самое желание не даст возможности развернуть и глубину этой информации, такой способ развертки будет обречен на поверхностность.

Образовательный процесс

Образовательным процессом является специально созданное, развивающееся в границах определœенной воспитательной системы взаимодействие воспитателœей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели и приводящее к изменению индивидуальных качеств личности учащихся.

Процесс (от лат. processus – ʼʼпродвижениеʼʼ) означает, во-первых, последовательную определœенную смену состояния, ход развития чего-либо; во-вторых – сочетание определœенных последовательных действий для достижения какого-либо результата.

Главной единицей процесса воспитания является образовательный процесс. Образовательный процесс определяет, устанавливает, формирует целостную систему педагогических взаимоотношений учителœей и учащихся. Понятие ʼʼпроцесс воспитанияʼʼ имеет значение целœенаправленного формирующего влияния на развитие личностных характеристик. Понятие ʼʼобразовательный процессʼʼ отражает систему преднамеренно организованных воспитательных взаимодействий.

Задачи образовательного процесса

1. Определœение мотивационной направленности познавательной деятельности учащихся.

2. Организация познавательной деятельности учащихся.

3. Формирование навыков умственной деятельности, мышления, творческих особенностей.

4. Постоянное совершенствование познавательных знаний, умений и навыков.

Основные функции образовательного процесса

1. Образовательная функция предполагает формирование стимулирующего направления и опыта практической познавательной деятельности.

2. Воспитательная функция предполагает развитие определœенных качеств, свойств и отношений человека.

3. Развивающая функция предполагает становление и развитие психических процессов, свойств и отношений человека.

Основные принципы организации и функционирования образовательного процесса

1. Целостный подход к воспитанию.

2. Непрерывность воспитания.

3. Целœенаправленность в воспитании.

4. Интеграция и дифференциация совместной деятельности педагогов и воспитанников.

5. Природосообразность.

6. Культуросообразность.

7. Воспитание в деятельности и в коллективе.

8. Последовательность и систематичность в обучении и воспитании.

9. Единство и адекватность управления и самоуправления в педагогическом процессе.

В классическую структуру образовательного процесса входит шесть компонентов.

1. Цель – выработка педагогом и учеником конечного результата взаимодействия.

2. Принципы – определœение базовых направлений.

4. Методы – действия педагога и учащихся.

5. Средства – способы работы с содержанием.

6. Формы – логическая завершенность процесса.

Содержание образовательного процесса - ϶ᴛᴏ конкретный ответ на вопрос, чему учить, какие знания отобрать из всœех богатств, накопленных человечеством, является основой для развития учащихся, формирования их мышления, познавательных интересов и подготовки к трудовой деятельности, определяется учебными планами, учебными программами по предметам. Учебный план показывает, какова продолжительность учебного года, а также длительность четвертей и каникул, полный перечень предметов, распределœение предметов по годам обучения; количество часов по каждому предмету и т. д. По предметам составляются учебные программы, в базе которых лежит учебный план.

Можно определить, что образовательный процесс - ϶ᴛᴏ целœенаправленный, социально обусловленный и педагогически организованный процесс развития личности обучаемых.

Под содержанием образовательного процесса следует понимать ту систему научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми крайне важно овладеть учащимся в процессе обучения, это та часть общественного опыта поколений, которая отбирается в соответствии с поставленными целями развития человека и в виде информации передается ему.

Существуют различные формы образовательного процесса, которые представлены в виде внешнего выражения педагогического взаимодействия учителя и учащихся и характеризуются количеством участников педагогического взаимодействия, временем и порядком его осуществления. К формам организации образовательного процесса относят классно-урочную форму, которую отличают следующие особенности.

1. Постоянный состав учащихся одного возраста.

2. Каждый класс работает в соответствии со своим годовым планом.

3. Каждый урок посвящается только одному предмету.

4. Постоянное чередование уроков (расписание).

5. Педагогическое управление.

6. Вариативность деятельности.

Урок - ϶ᴛᴏ временной период учебного процесса, который является завершенным в смысловом, временном и организационном отношении и на котором решаются задачи образовательного процесса.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, имея представление об основном категориальном аппарате педагогики, можно сказать, что всœе эти понятия находятся в постоянном развитии в поисках эффективного решения, неразрывно связаны и представляют единую неразрывную систему педагогической науки.

Образовательный процесс - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Образовательный процесс" 2017, 2018.

Л-3 Образовательный процесс как система

План

    Что понимается под образованием?

    Понятие процесса, образовательного процесса.

    Уровни образовательного процесса.

    Компоненты и структура образовательного процесса.

    Противоречия, присущие образовательному процессу

    Что понимается под образованием?

Образование во всём мире рассматривается в качестве базовой общекультурной ценности и призвано выполнять культуротворческую миссию, обеспечивающую становление и развитие «культурного человека». Как отмечает И.И.Зимняя – культурный человек должен отвечать нормам социокультурного развития данного общества во всех формах своей жизнедеятельности – сознании, поведении, деятельности, социального взаимодействия.

Что понимается под образованием?

Традиционно – создание человека по образцу и подобию. Оно становится способом создания своего образа, лика, личности. Следовательно, нельзя понимать образование в аспекте вооружения учащихся знаниями, умениями и навыками, обеспечивающими ею адаптацию в современной культуре.

Современное образование основывается на развитии и саморазвитии «Я» человека.

Образование – это есть единство обучения и воспитания.

Главную задачу образования можно сформулировать так: максимально обеспечить развитие в каждом человеке его генетически детерминированных способностей (возможностецй), развивать у людей рациональное критическое мышление, вооружить их точными знаниями современной науки, техники и технологии, которые бы позволили добиваться максимального эффекта от их использования в условиях изменяющейся природной ситуации. (Т.И.Шамова. Управление адаптивной школой. – М., 2001. – С.13.)

Данную задачу призвано реализовывать специально для этого созданное образовательное учреждение.

В образовательном учреждении можно выделить большое разнообразие образовательных систем:

Целостный педагогический (образовательный) процесс

Процесс обучения; процесс воспитания

Учебное занятие

    Понятие процесса, образовательного процесса.

ПРОЦЕСС – это закономерное, последовательное изменение явления, его переход в другое явление. Т.е. – смена состояний.

Образовательный процесс специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение образовательных задач.

В результате их решения происходит изменения в их знаниях, умениях, воспитанности и развитости учащихся. Образовательный процесс рассматривается как взаимодействие учителя и учащихся. Оно предполагает взаимное изменение учителей и учащихся. Следовательно, требуется рассмотреть – а) изменение взаимодействующих сторон; б) изменение самого процесса взаимодействия.

П.Ф.Каптерев сущность образовательного процесса понимал как «формирование» и усовершенствование личности. «…сущность образовательного процесса заключается в саморазвитии, начинающемся с первого момента бытия» Выделил 2 стороны образовательного процесса: внутреннюю и внешнюю. ВНУТРЕННЯЯ сторона – сущность образовательного процесса заключается в саморазвитии организма. ВНЕШНЯЯ сторона – передача важнейших культурных приобретений и обучение старшим поколением младшего.

Процесс ориентирован на достижение образовательных целей

Идёт процесс последовательной смены задач в процессе учения школьника и обучающей деятельности преподавателя.

Рассматривая образовательный процесс как смену состояний деятельности участников этого процесса, становится очевидным выделение уровней этого процесса. Тогда на каждом уровне меняется роль и место участников процесса.

    Уровни образовательного процесса.

В педагогике выделяют 4 уровня образовательного процесса, на каждом из которых меняется роль и место его участников (В.В.Краевский):

Первый уровень теоретический, предполагает рассмотрение образования и образовательного процесса как системы.

Второй уровень уровень проекта учебного плана и программ по предметам .

Третий уровень создание проекта конкретного образовательного процесса в форме его плана на год, учебную тему.

Четвёртый уровень – уровень реального образовательного процесса, уровень конкретного учебного занятия.

Характеристика образовательного процесса в рамках первого уровня.

Из определения образовательного процесса следует, что каждый из его этапов характеризуется совокупностью определённых признаков, отражающих специфику этого состояния: целью; содержанием взаимодействия; действиями учителя в структуре деятельности преподавания; действиями ученика в структуре учебной деятельности; .

    Компоненты и структура образовательного процесса.

К компонентам образовательного процесса относятся:

Целевой – осознание педагогом и принятие учеником цели и задач учебно-познавательной деятельности;

Стимулирующее-мотивационный – педагог стимулирует познавательный интерес учащихся, что вызывает у них потребности и мотивы к учебно-познавательной деятельности

Операционно-деятельностный – представляет процессуальную сторону образовательного процесса (методы, приёмы, средства).

Контрольно-регулировочный – включает сочетание самоконтроля и контроля учителя.

Рефлексивный – самоанализ, самооценка с учётом оценки других и определение дальнейшего уровня свое деятельности.

Структура образовательного процесса (Т.И.Шамова)

Потребность в образовании

Мотивы деятельности преподавателя

Мотивы деятельности учащегося

Смысл

Смысл

Цели деятельности преподавателя

Цели деятельности учащегося

Учебные задания

Деятельность преподавателя по управлению учением школьника

Механизм процесса усвоения

Механизм эмоционального отношения к содержанию, процессу, результату деятельности

Самоуправляемая учебная деятельность учащегося

Методы и формы организации продуктивного взаимодействия

Субъективный опыт: обученность, развитость, воспитанность

Рефлексия

Проектирование нового этапа образовательного процесса

Основой образовательного процесса является потребность.

Потребность порождает мотив

Мотив перерастает в цель деятельности

Цели деятельности реализуются через деятельности преподавателя и учащегося.

Действия (преподавателя и учащегося) определяются механизмами

Взаимонаправленность действий выражаются в формах организации

Промежуточным результатом процесса является субъектный опыт

проектирования

    Противоречия, присущие образовательному процессу

Что движет образовательный процесс? Как известно движущими силами любого процесса являются внутренние противоречия (противоречие отражает внутренний источник всякого развития), разрешение которых позволяет переход системы из одного качественного состояния в другое.

Т.И.Шамова выделяет противоречия, присущие образовательному процессу:

    Противоречие между требованиями общества к образованию и возможностями образовательного процесса в данных условиях. Данное противоречие разрешается путём создания более совершенных учебных программ, учебников, совершенствованием методов и форм образования, изучением познавательных возможностей учащихся.

    Противоречие между познавательными и практическими задачами и имеющимся уровнем знаний, умений и навыков умственного развития учащихся. Разрешается противоречие посредством организации такой помощи детям со стороны учителя, чтобы можно было подвести учащихся к решению усложняющихся задач, чтобы выполнение нового задания требовало большей самостоятельности со стороны учащихся.

    Противоречие между содержанием учебного материала, деятельностью преподавателя и деятельностью учащихся. Разрешается путём обеспечения самостоятельной активной работы учащихся в учебном процессе.

    Противоречия между оценкой преподавателем результатов образования и самооценкой их учащимися. Разрешается противоречие исключением таких факторов, которые оказывают влияние на образовательный процесс, а именно: догматический (неизменный при любых обстоятельствах) взгляд на учащегося; слабое знание педагогом возрастной и педагогической психологии; неумение преподавателя выстроить педагогическую позицию по отношению к учащемуся; слабость педагогического мастерства.

    Противоречия, порождённые дефектами педагогического общения. Разрешается данное противоречие при условии осознания имеющихся противоречий каждым участником педагогического процесса; пониманием необходимости этого разрешения; овладение способами разрушения стереотипов деятельности и личности.

На теоретическом уровне рассматриваются и особенности образовательного процесса. Можно рассмотреть отличительные особенности образовательного процесса от учебного процесса:

Образовательный процесс

Учебный процесс

По целям

Основная цель – раскрытие индивидуальных ресурсов ребёнка, содействие развитию его познавательных способностей, познавательной самостоятельности посредством предметных знаний, умений и навыков

Доминирующей целью является усвоение предметных знаний, умений и навыков

Предусматривается индивидуализация содержания. Особое внимание акцентируется на общекультурных ценностях

По процессу

Деятельность педагога сочетается с учением при доминировании деятельности ученика

Ведётся через обучение при доминирующей роли учителя

Сущность образовательного процесса, его закономерности и движущие силы.

Образовательный процесс (ОП) – это целенаправленная деятельность по обучению, воспитанию и развитию личности путем организованных учебно-воспитательных и учебно-познавательных процессов в единстве с самообразованием этой личности, обеспечивающая усвоение знаний, умений и навыков на уровне не ниже государственного образовательного стандарта.

Образовательный процесс – это обучение, общение, в процессе которого происходит управляемое познание, усвоение общественно-исторического опыта, воспроизведение, овладение той или другой конкретной деятельностью, лежащей в основе формирования личности. Смысл обучения состоит в том, что педагог и ученик взаимодействуют друг с другом, иначе говоря, этот процесс двусторонний.

Образовательный процесс – целенаправленный целостный процесс воспитания и обучения, педагогически спланированное и реализуемое единство целей, ценностей, содержания, технологий, организационных форм, диагностических процедур и др.

Современное российское образование развивается под воздействием целого ряда противоречивых тенденций – экономических, идеологических, общественных, иных. Отсюда – разнообразие определений и формулировок стратегических целей, содержания учебных программ, подходов к проверке качества образования и обучения. Сегодня в педагогической профессии доминирует подход когда, профессиональной ценностью становится объективное, точное знание и четкие правила передачи их ученику. Для учителей такого типа во все времена был актуален девиз “Знание – сила”, а любой результат процесса обучения или воспитания может быть оценен в системе “да – нет”, “знает – не знает”, “воспитан – не воспитан”, “владеет – не владеет”. При этом оценка качества знаний (поведения) переносится и на личность. В данном подходе всегда предполагается существование некоего внешнего, объективно заданного эталона (нормы, стандарта), по которому сверяется уровень обученности, воспитанности, профессиональной подготовки. Многообразными могут быть методики – от репродуктивных до интерактивных. Суть остается прежней: задача педагога – нахождение и передача алгоритма, позволяющего “завести” эталонное содержание в сознание и поведение ученика и обеспечить как можно более полное и точное его воспроизведение.

Благодаря обучению происходит реализация образовательного процесса, воспитательного воздействия. Воздействия преподавателя стимулируют активность обучаемого, достигая при этом определенной, заранее поставленной цели, и управляют этой активностью. Образовательный процесс включает в себя набор средств, с помощью которых создаются необходимые и достаточные условия для проявления активности обучающимся. Образовательный процесс представляет собой совокупность дидактического процесса, мотивации учащихся к учению, учебно-познавательную деятельность ученика и деятельность учителя по управлению учением.

Для того, чтобы образовательный процесс был эффективным, следует различать момент организации деятельности и момент обучения в организации деятельности. Организация второй составляющей является непосредственной задачей учителя. От того, как будет построен процесс взаимодействия ученика и учителя для усвоения каких-либо знаний и информации, будет зависеть эффективность образовательного процесса. Предмет деятельности ученика в образовательном процессе – это действия, выполняемые им для достижения предполагаемого результата деятельности, побуждаемой тем или иным мотивом. Здесь важнейшими качествами этой деятельности являются самостоятельность, готовность к преодолению трудностей, связанных с усидчивостью и волей, и оперативность, которая предполагает правильное понимание стоящих перед обучаемым задач и выбор нужного действия и темпа его решения.

Учитывая динамизм нашей современной жизни, можно говорить о том, что знания, умения и навыки также являются неустойчивыми явлениями, которые подвержены изменениям. Поэтому образовательный процесс должен быть построен с учетом обновления в информационном пространстве. Таким образом, содержание образовательного процесса составляет не только необходимость овладения знаниями, умениями, навыками, но и развитие психических процессов личности, формирование нравственно-правовых убеждений и действий.

Важной характеристикой образовательного процесса является его цикличность. Здесь цикл – это совокупность определенных актов образовательного процесса. Основные показатели каждого цикла: цели (глобальные и предметные), средства и результат (связан с уровнем освоения учебного материала, степенью воспитанности учащихся). Выделяют четыре цикла.

Начальный цикл. Цель: осознание и понимание учащимся основной идеи и практической значимости изучаемого материала, и освоение путей воспроизведения изучаемых знаний и метода их использования на практике.

Второй цикл. Цель: конкретизация, расширенное воспроизведение изученных знаний и их явное осознание.

Третий цикл. Цель: систематизация, обобщение понятий, использование изученного в жизненной практике.

Заключительный цикл. Цель: проверка и учет результатов предыдущих циклов с помощью контроля и самоконтроля.

Что же является движущей силой этого процесса, какая пружина приводит в движение все эти взаимосвязанные явления обучения?

Внутренней движущей силой ОП является разрешение противоречия между выдвинутыми требованиями и реальными возможностями воспитанников по их реализации. Это противоречие становится источником развития, если выдвигаемые требования находятся в зоне ближайшего развития возможностей учеников, и наоборот, подобное противоречие не будет содействовать оптимальному развитию системы, если задачи окажутся чрезмерно трудными или легкими.

Искусство учителя заключается в том, чтобы, вооружая знаниями учащихся, последовательно подводить их к более усложняющимся задачам и к их выполнению. Определение степени и характера трудностей в учебном процессе находится в руках учителя, который и вызывает движущую силу учения – развивает умение и нравственно-волевые силы школьников.

Среди целей ОП выделяют нормативные государственные, общественные и инициативные. Нормативные государственные цели – это наиболее общие цели, определяющиеся в нормативных правовых актах и государственных стандартах образования. Общественные цели – цели различных слоев общества, отражающие их потребности, интересы и запросы по профессиональной подготовке. Инициативные цели – это непосредственные цели, разрабатываемые самими педагогами-практиками и их учениками с учетом типа учебного заведения, профиля специализации и учебного предмета, а также уровня развития учащихся и подготовленности педагогов.

В системе «образовательный процесс» происходит взаимодействие определенных субъектов. С одной стороны, в качестве педагогических субъектов выступают руководство школы, преподаватели, воспитатели, коллектив педагогов, родители, с другой – в роли как субъектов, так и объектов – выступают учащиеся, коллектив, определенные группы школьников, занятые тем или иным видом деятельности, а также отдельные ученики.

Сущность ОП состоит в передаче социального опыта старшими и усвоении его подрастающими поколениями посредством их взаимодействия.

Главной характеристикой ОП является подчинение трех его составляющих (учебно-воспитательного, учебно-познавательного, самообразовательного процессов) единой цели.

Сложная диалектика отношений внутри педагогического процесса заключается: 1) в единстве и самостоятельности процессов, его образующих; 2) соподчиненности входящих в него обособленных систем; 3) наличии общего и сохранении специфичного.

Закономерности образовательного процесса
Всякая наука имеет своей задачей открытие и исследование законов и закономерностей в своей области. В законах и закономерностях выражается сущность явлений, в них отражены существенные связи и отношения. Для выявления закономерностей целостного образовательного процесса необходимо проанализировать следующие связи: связи образовательного процесса с более широким общественными процессами и условиями; связи внутри образовательного процесса; связи между процессами обучения, образования, воспитания и развития; между процессами педагогического руководства и самодеятельности воспитуемых; между процессами воспитательных влияний всех субъектов воспитания (воспитателей, детских организаций, семьи, общественности и др.); связи между задачами, содержанием, методами, средствами и формами организации педагогического процесса.
Из анализа всех этих видов связей вытекают следующие закономерности педагогического процесса:
1. Закон социальной обусловленности целей, содержания и методов педагогического процесса. Он раскрывает объективный процесс определяющего влияния общественных отношений, социального строя на формирование всех элементов воспитания и обучения. Речь идет о том, чтобы, используя данный закон, полно и оптимально перевести социальный заказ на уровень педагогических средств и методов.
2. Закон взаимообусловленности обучения, воспитания и деятельности учащихся. Он раскрывает соотношение между педагогическим руководством и развитием собственной активности обучающихся, между способами организации обучения и его результатами.
3. Закон целостности и единства педагогического процесса. Он раскрывает соотношение части и целого в педагогическом процессе, обусловливает необходимость единства рационального, эмоционального, сообщающего и поискового, содержательного, операционного и мотивационного компонентов в обучении.
4. Закон единства и взаимосвязи теории и практики.
5. Закономерность динамики педагогического процесса. Величина всех последующих изменений зависит от величины изменений на предыдущем этапе. Это значит, что педагогический процесс, как развивающееся взаимодействие между педагогом и воспитуемым имеет постепенный характер. Чем выше промежуточные движения, тем весомее конечный результат: ученик, имеющий более высокие промежуточные результаты, имеет и более высокие общие достижения.
6. Закономерность развития личности в педагогическом процессе. Темпы и достигнутый уровень развития личности зависят от: 1) наследственности; 2) воспитательной и учебной среды; 3) применяемых средств и способов педагогического воздействия.
7. Закономерность управления учебно-воспитательным процессом.
Эффективность педагогического воздействия зависит от:
1) интенсивности обратных связей между воспитуемым и педагогами;
2) величины, характера и обоснованности корректирующих воздействий на
воспитуемых.
8. Закономерность стимулирования. Продуктивность образовательного процесса зависит от:
1) действия внутренних стимулов (мотивов) педагогической деятельности;
2) интенсивности, характера и своевременности внешних (общественных,
моральных, материальных и других) стимулов.

Комплексный подход к управлению образованием

Эффективность и качество управленческого труда определяются, прежде всего, обоснованностью методологии решения проблем, т.е. подходов, принципов, методов. Без хорошей теории практика слепа. Однако к менеджменту применяют только некоторые подходы и принципы, хотя в настоящее время известны более 14-ти научных подходов:

  • Комплексный
  • Интеграционный
  • Маркетинговый
  • Функциональный
  • Динамический
  • Воспроизводственный
  • Процессный
  • Нормативный
  • Количественный
  • Административный
  • Поведенческий
  • Ситуационный
  • Системный
  • Программно-целевой подход

Появление специальных публикаций и упоминаний о комплексном и системном подходах в нормативных актах и литературе относится к концу 60-х - началу 70-х годов XXстолетия. Библиография по этой теме к настоящему времени стала весьма обширной. Однако единого взгляда на Системный и комплексный подходы в теории управления пока нет. Одни авторы отождествляют системный и комплексный Подходы, другие трактуют системный подход как составную Часть комплексного, третьи, рассматривая проблемы системного подхода, вообще обходят стороной вопрос соотношения его с комплексным.

Комплексный подход при принятии управленческих решений учитывает важнейшие взаимосвязанные и взаимозависимые факторы внешней и внутренней среды организации - технологические, экономические, экологические, организационные, демографические, социальные, психологические, политические и др.

Сегодня хорошо известно, что в социальных системах отношения между людьми выходят за рамки строгого исполнения ими функциональных обязанностей, а взаимоотношения, складывающиеся между отдельными личностями, группами и коллективами, не ограничиваются очерченной компетенцией в пределах определенных видов деятельности. Большое влияние на них оказывают различные политические, экономические, психологические, правовые и иные факторы. Учет многосторонности, многоаспектности социальных явлений составляет главное содержание комплексного подхода к управлению. При комплексном подходе акцент делается на одновременном охвате всех аспектов изучаемого явления, исследовании совокупного их влияния в рассматриваемый момент времени. Комплексный подход к управлению предусматривает использование достижений экономической науки, философии, истории, психологии, права и других наук. Именно в максимальном охвате и учете всех разносторонних факторов, в многомерности оценки влияния окружающей действительности, в совокупном использовании достижений других отраслей знаний и заключается основная идея комплексного подхода к управлению.

Комплексный подход к управлению предполагает учет следующих основных аспектов: социально-политического, организационного, информационного, правового, психолого-педагогического .

В управлении образованием учет социально-политического аспекта выражается, прежде всего, в обеспечении в процессе организационной работы успешной реализации целей, стоящих перед организацией по ускорению социально-экономического развития страны.

С социально-политическим аспектом управления тесно связан организационный аспект. Он подразумевает формирование рациональной структуры организации, оптимальную расстановку сил и средств, определение и внедрение в практику системы деятельности мер, обеспечивающих надежную и эффективную ее работу. При этом организаторская работа не ограничивается только рамками такой функции управления как организация исполнения принятых решений. Значительная часть этой работы направлена на организацию правильного управления, обеспечение эффективного функционирования органов управления, организацию труда коллектива.

Следует, однако, иметь в виду, что обеспечить учет организационного аспекта невозможно, не принимая во внимание аспекта информационного. Государственное управление призвано поддерживать уровень организованности системы в условиях непрерывно изменяющейся обстановки.

Информационное обеспечение подразумевает создание массивов информации, которые используются в управлении. Профессионально организованное информационное обеспечение оказывает большое влияние на регламентацию рабочего процесса как руководителей, так и исполнителей, повышает производительность управленческого труда и его эффективность. Иными словами, совершенствование на научной основе информационного обеспечения управления и неизбежно связанные с претворением в жизнь этих усовершенствований организационные мероприятия способствуют выработке в действиях коллектива логической последовательности, алгоритмов осуществления мероприятий и операций. Чем полнее будет информационное обеспечение процесса выработки и принятия решений, чем чаще руководители и исполнители в своих действиях будут ориентироваться на информацию, а не на интуицию, тем большей эффективности и качества труда достигнет коллектив.

Государственное управление невозможно без учета правового аспекта. Правовое регулирование деятельности участников управленческого процесса осуществляется, прежде всего, через:

  • четкую регламентацию их функциональных прав и обязанностей;
  • установление ответственности каждого из должностных лиц за выполнение определенных, ясно и недвусмысленно очерченных заданий и практических работ.

Это способствует повышению чувства ответственности руководителей и исполнителей, укреплению дисциплины, установлению порядка, когда субъект управления принимает решения в пределах своей компетенции и не допускает передачи своих обязанностей в другие инстанции с целью избежать ответственности. В противном случае превышение прав над обязанностями будет чревато проявлением волюнтаризма, а необеспеченность обязанностей правами приводит к неисполнительности.

Существенным элементом комплексного подхода к управлению организационной деятельностью является психолого-педагогический аспект, предполагающий использование в управлении достижений таких наук, как социальная психология, психология личности, психология труда, педагогика.

В государственном управлении немаловажное значение имеет учет социально-психологических факторов: черт личности отдельных работников, мотивов деятельности, занимаемых работниками социальных позиций, роли в коллективе, сложившихся неофициальных отношений и т.д. Эффективной формой воспитательного воздействия является индивидуальный подход, основывающийся на знании личных качеств и мотивации труда каждого работника, активизации человеческого фактора. Велика воспитательная нагрузка и влияние на эффективность управления стиля деятельности руководителей.


Под образованием понимается единый процесс физ. и дух. становления личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеаль­ные образы, на исторически зафиксированные в общественном сознании соц.

Оно есть прежде всего соц. явление, представляющее собой целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и госу­дарства. В современных условиях на первый план выходят требования гармонично развитой личности, которые вытекают из логики соц. и технического прогресса. Сегодня мировое сообще­ство неотвратимо идет к реализации гуманистических идеалов в образовании путем повышения социальной, педагогической и эко­номической эффективности его функционирования. Об­разование как соц. явление - это относительно самост. система, функцией кот. является систематическое обу­чение и воспитание членов общества, ориентированная на овладение определенными знаниями, идейно-нравствен­ными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содер­жание кот. в конечном счете определяется соц.-эконом. и политич. строем данного общества и уровнем его материалъно-технического развития. Система образования противоречива и диалектична. При всей вариативности компонентов образовательной систе­мы суперсистема, или макросистема, образования ха­рактеризуется целостностью.

Образование как процесс отражает этапы и специфику развития образовательной системы как изменение ее состояния за конкретный временной период. Эта динамическая характеристика образования связана с процессом достижении цели, способами получения результата, затраченными при этом усилиями, условиями и формами организации обучения и воспитания, результативностью обучения и воспитания как степенью соответствия требуемого и нежелательного изменения в человеке. В этом процессе взаимодействуют обучение и воспитание, деятельность педагога и деятельность обучаемого.

Образовательный процесс отражает свойства, характерные как для обучения, так и для воспитания:

Двусторонность взаимодействия педагога и ученика;

Направленность всего процесса на всестороннее и гармоничное развитие лич­ности;

Единство содержательной и процессуальной (технологической) сторон;

Взаимосвязь всех структурных элементов: цели-содержания образования и средств достижения образовательных задач - результата образования;

Реализацию трех функций: развития, обучения и воспитания человека.

Закономерности образовательного процесса.

Педагоги выделяют следующие закономерности образовательного процесса:

1. Социальная обусловленность целей, содержания и методов педагогического процесса. Данная закономерность раскрывает объективный процесс определяющего влияния общественных отношений, социального строя на формирование всех элементов воспитания и обучения. Речь идет о том, чтобы, используя данный закон, полно и оптимально перевести социальный заказ на уровень педагогических средств и методов.

2.Взаимообусловленность обучения, воспитания, развития и деятельности учащихся. Данная закономерность раскрывает соотношение между педагогическим руководством и развитием собственной активности обучающихся, между способами организации процесса и его результатами.

3.Зависимость содержания, методов, форм педагогического процесса от его целей и задач.

4.Закономерность динамики педагогического процесса. Величина всех последующих изменений зависит от величины изменений на предыдущем этапе. Это значит, что педагогический процесс, как развивающееся взаимодействие между педагогом и воспитуемым имеет постепенный характер. Чем выше промежуточные движения, тем весомее конечный результат: ученик, имеющий более высокие промежуточные результаты, имеет и более высокие общие достижения.

5. Закономерность развития личности в педагогическом процессе. Темпы и достигнутый уровень развития личности зависят от:

Наследственности;

Воспитательной и учебной среды;

Применяемых средств и способов педагогического воздействия и взаимодействия

6.Закономерность единства чувственного, логического и практики в педагогическом процессе. Эффективность педагогического процесса зависит от:

Интенсивности и качества чувственного восприятия;

Логического осмысления воспринятого;

Практического применения осмысленного.

7.Закономерность стимулирования. Продуктивность педагогического процесса зависит от:

Действия внутренних стимулов (мотивов) педагогической деятельности;

Интенсивности, характера и своевременности внешних (общественных, моральных, материальных и других) стимулов.

Некоторые педагоги выделяют и другие закономерности педагогического процесса. При организации педагогического процесса их надо знать и учитывать.ф

Полноценное интеллектуальное, социальное и нравственное развитие челове­ка - это результат реализации всех функций образовательного процесса в их единстве.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме Образовательный процесс как система и целостное явление. Характеристика основных закономерностей целостного образовательного процесса.:

  1. 15. Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса. Закономерности и принципы воспитания. Система форм и методов воспитания.
  2. Обучение как составная часть целостного образовательного процесса: сущность, структура, динамика, движущие силы и противоречия.