Как уже отмечалось в предисловии ко всему VIII Тому, первый его раздел посвящен древнему периоду в истории страны, который обозначен понятием "Древняя Русь". Но где та точка отсчета, с которой начинается история России? Эта точка, а вернее рубеж отстоит от нас по меньшей мере на 2,5 млн. лет, когда на Земле из животного мира выделилась ветвь гуманоидов, положившая начало Человеческому роду. Этот рубеж относится, как указывается в I томе "Истории Человечества", ко всему Человечеству, а значит, и к обитателям территории России, хотя первые следы человекообразных существ ведут нас к территориям Западной Африки, Индии, островам Индонезии, а позднее, уже по мере дальнейшей эволюции человека, обнаруживаются и в других регионах мира, в том числе на Восточно-Европейской равнине, на Кавказе, в Сибири.

При этом авторы "Истории Человечества" словами одного из инициаторов и авторов издания Шарля Моразе подчеркивают, что "лучше избегать чрезмерного выделения своих предков среди наших отдаленных общих предков", поскольку это нарушает научную основу истории Человечества и вызывает необоснованные национальные страсти и амбиции. Мы последуем этому совету и в свою очередь обратим внимание на то, что в I и II томах "Истории Человечества" авторы (среди которых немало видных российских археологов и антропологов), освещая тему появления и расселения людей на территории России, также ведут речь об общих предках человека в исследуемых ими регионах, но отнюдь не о предках того или иного народа. В настоящем издании, опираясь на данные предшествующих томов и лишь кратко повторяя их выводы, мы в основном определяем рубеж для более детального изложения истории России, начиная со времени появления индоевропейцев на евразийских пространствах и их взаимодействия с уже обозначившимися в том же регионе предками угро-финских и тюркских народов, поскольку значительная часть народов России в той или иной мере восходит именно к этим историческим общностям людей.

В этой связи следует коснуться поставленного в "Истории Человечества" вопроса о соотношении предыстории и истории Человечества. Первый наиболее длительный период жизни людей определяется как их предыстория и охватывает время от 2,5 млн. лет тому назад до появления письменности, т.е. примерно до 5 тыс. лет до н.э., с которой Человечество вступает в свою уже письменную историю. Приемлемый для наиболее продвинутых на то время в цивилизационном отношении регионов планеты, т.е. для так называемых "ключевых культурных регионов" – Северной Африки (Древний Египет), Ближнего Востока (шумерская цивилизация), Индии, Китая, этот подход оказывается совершенно немыслимым для территории Западной, Центральной, а также Восточной Европы и значительной части Азии, оказавшимися в дальнейшем территорией России, поскольку к V тысячелетию до н.э. эти регионы являли собой глухую и малообжитую периферию "ключевых культурных регионов" Того времени и продолжали оставаться на уровне предыстории Человечества. Касаясь истории России этого времени и дальнейших тысячелетий и веков, мы оказывались на цуги асинхронного подхода к истории России, при котором исторические категории, относящиеся к "ключевым культурным регионам", оказываются абсурдными в приложении их к другим регионам мира, в частности, к Восточной Европе и Евразии.

Это также относится к истории древнейшего периода истории России, охватывающего время с IX в. н.э., т.е. с рубежа образования древнерусского государства до 1230 гг. – до черты, за которой прекращается его политическая целостность и начинается период политической раздробленности. Политический государственный признак выступает здесь, как и в дальнейшем, в качестве начала, концентрирующего и определяющего основные цивилизационные процессы. Однако по мере изменения истории России, в первую очередь ее древнейшего и древнего периода, нам придется рассматривать не только этот выступающий как бы на исторической поверхности цивилизационный признак, на первый взгляд слабо совместимый с прогрессом качества жизни людей и совершенствованием личности человека, хотя такая связь между развитием и совершенствованием политических начал и прогрессом Человеческого рода является исторически корректной. Речь пойдет и об иных глобальных исторических явлениях, которые определили цивилизационное развитие региона на фоне общеевропейского развития и в связи с ним привели к овладению письменностью, принятию христианства, участию в европейской и евразийской политике и т.д.

Особо следует определить государственно-территориальный ареал Древней Руси. Изначально его составными частями являлись древнерусский Север во главе с Новгородом, древнерусский Юг во главе с Киевом, которые уже в X в. были многонациональными конгломератами. В дальнейшем эта территория, находившаяся под государственным контролем единого центра – Киева, "матери городов русских", как говорится в Летописи, и охватывающая огромные пространства от Карпат До Средней Волги, от берегов Балтики и Белого моря до Северного Причерноморья, Таманского п-ова, Керченского пролива и предгорий Кавказа, была Русью, древнерусским государством. Такое государство продолжало существовать и по мере перемещения центра Древнерусской государственности на северо-восток, в междуречье Оки, Волги и Клязьмы, а также по мере перемещения титула великого князя из Киева в Чернигов, а затем на северо-восток, во Владимир на Клязьме. Жизнь этого государства, как и сам этот период, заканчивалась по мере распада его политического, экономического единства, по мере того, как отдельные его части оказывались в составе иных государственных образований, а новые государственные образования и новые явления в экономике, социальных отношениях, культуре властно прокладывали себе дорогу в будущее.

«Кому жить на Руси хорошо? » (Н. Некрасов, произв. «Кому на Руси жить хорошо?»)

«Русь, куда несешься ты ?» (Н.В.Гоголь, произв. «Мертвые души»)

- «Кто виноват? » (А. И. Герцен, произв. «Кто виноват?»)

- «Что делать? » (И. Г. Чернышевский, произв. «Что делать»)

«Кем быть? » (В.В. Маяковский, произв. «Кем быть?»)

Периодизация истории России

Традиционно отсчет российской истории ведется с 862 г. , когда на Русь пришли варяги из Скандинавии и стали князьями русских земель. Российская цивилизация сравнительно молодая.

Историю России можно разделить на 5 циклов:

9-13 вв.

Период расцвета был достигнут при Ярославе Мудром в 12 в., когда Киевская Русь вошла в число лидеров средневекового общества. Цикл завершился в результате феодального раздробления государства и татаро-монгольского нашествия.

14 в. – начало 17 в.

Центр страны был перенесен в Москву, сформировалось Московское государство . Цикл достиг вершины при Иване III и завершился национальной катастрофой в Смутное время.

Начало 17 в. – начало 20 в.

Третий цикл начался с воцарения династии Романовых и достиг вершин в царствование Петра I и Екатерины II. Российская империя вступила в число мировых держав. Однако потом возобладали консервативные тенденции, произошла задержка с переходом к индустриальному обществу (почти на столетие по сравнению с Европой). Завершение этого цикла - серия национальных катастроф: поражение в войне с Японией, в первой мировой войне, распад Российской империи и гражданская война.

20 г. 20 в. – 1991

Русские большевики с трудом и методами насилия вновь собрали большую часть распавшейся империи под власть единого центра. Возрождается вновь локальная цивилизация, но впервые не под флагом православия, а социализма. Советский Союз стал сверхдержавой. Этот цикл закончился экономическим и геополитическим ослаблением, внутренними национальными проблемами и потом распадом СССР.

Многие думают, что в 20 в. был прерван естественный ход российской истории катастрофой. Десятки миллионов людей погибли от рук сограждан и при их согласии. Произошла резкая деградация нравов и культуры. Иногда сравнивают эту ситуацию с гибелью классической античной культуры.

С 1991 г.

Отказавшись от социалистической идеологии и преодолев экономический кризис 90 гг., Российская Федерация ищет путь в лучшее будущее.

(По книге Кононенко, Б.И.: Культура. Цивилизация. Россия.)

Особенности российской истории

Несколько раз в тысячелетней истории России происходило коренное социально-политическое и экономическое преобразование(эпоха правления Петра I, социализм, реформы 90 гг. 20 в.).
Несколько раз страна входила в тупик (Смутное время, социализм). Населению часто приходилось испытывать бедствия. Повторялись войны, голод.

Однако на трагическом фоне истории России возникла высокая культура, наблюдались этапы взлетов духовности, были достигнуты мировые успехи в науке.

Восток-Запад

В российской истории сменяются восточная и западная фазы. Русские видят свою страну как во многом азиатскую, которую необходимо цивилизовать, идя по европейскому пути.
Западные историки видят в России скорее тип восточного общества (властвует человек, а не закон; власть сосредоточена в руках одного человека; отсутствует понимание личности как абсолютной ценности).
Однако российскую цивилизацию вообще можно считать гибридной: в нее включены элементы европеизма и азиатства.

Восточные славяне и Киевская Русь

Восточные славяне

В 6-8 вв. в процессе заключительного этапа Великого переселения народов разные племена восточных слaвян (например, вятичи, древляне, кривичи и др.) расселились на обширном пространстве от Среднего Днепра на юге до Ладожского озера на севере, от Западного Буга на западе до Волги на востоке.
Хотя условия для эффективного развития земледелия в этих областях были из-за сурового климата непригодны (плодородные южные степные области были заняты кочевыми племенами – половцами, печенегами, тюрками, хазарами и др.), восточные славяне в основном занимались земледелием, а также охотой, рыболовством и скотоводством. Торговали медом, воском, мехами.
Во главе восточнославянских общностей стояли князя с дружинами. Их резиденциями были укрепленные поселения – грады.

Религией восточных славян было язычество – они почитали природных богов (Перун – главный бог, бог грома и молнии, Радегаст – бог солнца).

Русь и Киевская Русь

По рекам Днепр и Волхов проходил северо-южный водный торговый путь „из варяг в греки“ . Эту трассу выбрали варяги, северное племя скандинавцев (викинги) для торговли с Византией. На ней возникли крупные города – Новгород и Киев .

В 862 г. в Новгороде был варягами создан самый ранний союз восточнославянских земель – Русь, позже названный Киевская Русь.
Варяги оставили следы в русском языке – например имя Владимир = Waldemar, Ольга = Helga. Слово «Русь», возможно, происходит от финского «Ruotsi», которым, по одной из гипотез, назывались племена восточных слaвян.

Первый правитель Руси – это варяжский князь (Hrörekr, Roderick) пришедший в Новгород. Основатель первой династии русских правителей - Рюриковичей. При наследнике Рюрика, князе Олеге , к его землям был присоединен Киев, который стал столицей княжества.

В 988 при князе Владимире было принято православное христианство, заимствованное из Византии. Скульптуру языческого бога Перуна в Киеве бросили в реку Днепр.
После крещения на Русь проникает славянская письменность, созданная в 9 в. Кириллом и Мефодием.

Киевская Русь развивала интенсивные торговые и культурные связи с Византией. Византийская цивилизация оставила много следов в русском обществе.

Вершины достигает Киевская Русь в половина 11 в. при Ярославе Мудром . В это время она входила в состав передовых европейских государств, укреплялись ее богатые дипломатические и торговые связи с Европой. Сыновья Ярослава женились на европейских принцессах, дочери выходили замуж за европейских королей.
При Ярославе был принят первый свод законов Древней Руси – Русская Правда .
В 1125 г., с концом властвования Владимира Мономаха , Киевская Русь распалась на отдельные княжества.

Первый письменный памятник, свидетельствующий о ранней истории России, – летопись Повесть временных лет , созданный монахами в Киево-Печерской лавре.

На начальном этапе развития Руси сыграло важную роль географическое положение на перекрестке евроазиатских торговых и миграционных путей. История того времени – это почти беспрерывная борьба между оседлыми (в основном славянскими) и кочевыми (по преимуществу азиатскими) народами. Киевская Русь перекрывала ордам кочевников путь на запад. Возникает миф о России как о „щите Европы".

Период феодальной раздробленности

После распада Киевской Руси сформировалась система отдельных, фактически самостоятельных княжеств. Они складывались вокруг больших городов Киевской Руси. Самые значительные: Новгородское, Владимиро-Суздальское, Смоленское, Черниговское , позже Тверское .

Новгородская земля

Новгород был наиболее развитым, крупнейшим торговым центром. Имел свои деньги, законы, войско, систему управления („боярская республика“). Здесь возникли ценнейшие архитектурные памятники.
Родом из Новгорода был знаменитый князь Александр Невский , который дважды защитил землю от врагов – от шведов (сражение на реке Неве, 1240) и тевтонских рыцарей (Ледовое побоище на Чудском озере, 1242).


Монголо-татарское иго

В начале 13 в. большое войско новых кочевников под предводительством Чингисхана приблизилось к юго-восточным границам Руси.
В 1237 г. в низовьях реки Волги была союзом монгольских племен основана Золотая Орда . Отсюда монголы вторглись на русские земли, взяли Рязань, Владимир, Москву, разорили Киев. Из Руси монгольские войска начали поход в Центральную Европу.
240 лет русские земли практически являлись протекторатом монгольской империи и платили ей ежегодную дань.
В 1380 г. московский князь Дмитрий Донской победил татар в битве на Куликовом поле и положил начало освобождения.

Последствия нашествия

Было разрушено много городов, были забыты ремесла, прекращено строительство. Нашествие вызвало глубокий упадок культуры, длительное отставание России от Западной Европы.

Незваный гость хуже татарина. (pусская народная пословица)

Московское государство

Московские князья использовали выгодное положение Москвы в центре русских княжеств и с помощью Золотой Орды устраняли своих соперников (князей городов Владимира, Рязани и Твери). Москва стала претендовать на роль центра в процессе „собирания русских земель“.
В середине 15 в. Орда распалась на Крымское, Астраханское, Казанское и Сибирское ханства.

Иван III

В 1462 г. на престол вступил Иван III, „великий князь московский и всея Руси“. С эпохой его правления связана централизация страны и спокойствие на ее восточных границах. Иван III присоединил удельные княжества: подавил сепаратизм в Новгороде, покорил Ярославль, Тверь, Псков, Рязань. Во времена правления наследников Ивана III границы Московского государства далее продолжали расширяться.

Идеологическая платформа Московского государства

  • древнее происхождение власти правителей из династии Рюриковичей
  • власть государя от самого Бога, правитель - борец за истинную веру
  • Москва – «третий Рим» (Москва – духовный центр мирового христианства)

После преодоления последствий монголо-татарского нашествия последовал огромный подъем культуры . Выросли каменные кремлевские соборы, возникли ценейшие памятники живописи (иконы и фрески Андрея Рублева) и литературы (летописи, агиографии).


При Иване III возникают первые органы центрального управления („приказы“ и учреждения, решающие вопросы государственных дел – например, Посольский приказ, предшественник министерства иностранных дел).
Был написан Судебник , новый свод законов.
Формируется купеческое сословие (например, известная старинная семья Строгановы), развиваются ремесла, строительство. Однако в экономической области жизнь людей (население насчитывало около 6,5 млн) в Московском государстве развивалась неравномерно – подъемы сменялись застоями, часты были неурожаи и эпидемии чумы.

Иван IV Грозный

В 1533 г. вступил на московский престол трехлетний Иван IV (позже получивший прозвище Грозный). Все его детство и юность, когда он не мог фактически править, шла при дворе борьба боярских группировок.
В 1547 г. 16-летнего Ивана, как первого русского великого князя, официально венчали на царство.


Личность Ивана Грозного

Иван IV вырос в атмосфере заговоров и убийств, без матери, что очень сильно повлияло на его психику. После того, как умерла его любимая жена, он утратил последние признаки человечности. Царь в порыве гнева даже убил своего сына.

Реформы государственного управления

Молодой царь со своими помощниками-боярами провел ряд реформ.
Создал первый российский парламент – Земский собор . Сложилась система приказов центральных органов, управляющих разными областями государства.
Население платило денежные и натуральные налоги.

Развитие торговли

В России Ивана Грозного развивались промышленность и торговые отношения с другими странами, в основном, с Персией и Англией. Английские и голландские купцы и предприниматели часто прибывали в то время в Россию.

Внешняя политика и войны

Возникает полурегулярная армия, и царь военными средствами борется с врагами России. Ему удается покорить Казанское и Астраханское ханства (их земли превращаются в почти безлюдные пространства); позже было побеждено и Сибирское ханство. К России были присоединены земли по всему течению Волги, произошла колонизация захваченных территорий. Россия впервые превратилась в многонациональное государство (на вновь присоединенных территориях жили неславянские и неправославные народы).

В конце 50 гг. 16 в. начались Ливонские войны (Ливония - сегодняшняя Латвия и Эстония), закончившиеся фактически поражением России.

Репрессии

Постепенно укреплялась единоличность власти монарха, углублялась его подозрительность; политика репрессий затронула все слои населения.
Царь разделил государство надвое: на так наз. «опричнину» , к которой были причислены те, кому он доверял (территория «опричнины» занимала треть страны). Здесь бояре, ставшие исполнителями политики царского террора, хозяйничали по-своему, не стесняя себя никакими законами. Об «опричнине» было запрещено говорить в присутствии иностранцев. Остальная территории России называлась «земщиной» .
В ходе террора погибли многие тысячи людей. Самым страшным злом стали разгром и обезлюдение Новгорода.

Последствия правления Ивана IV

Московская Русь во главе с первым царем значительно расширилась, превратилась в многонациональное государство и стала называться Россией. Была создана жестко централизованная монархия.

Смутное время

(смутный = странный, неясный; смута – волнение, мятеж)
Смутное время или смута - название этапа в истории Росии, когда в сложных и неясных условиях менялись династии.
После смерти Ивана IV Грозного в 1584 году наследником престола стал его слабоумный сын Федор I , который перепоручил ведение государственных дел своему шурину, опричнику Борису Годунову . Второй сын Ивана Грозного, Дмитрий , неожиданно скончался в возрасте восьми лет; в его убийстве неофициально обвиняли Годунова. После смерти царя Федора Земский собор избрал Годунова царем. Династия Рюриковичей пресеклась.

Царствование Бориса Годунова

Царствование Бориса Годунова преследовали неудачи – страшный неурожай и голод, эпидемии, нашествия, восстания, в чем народу виделись признаки Божьего гнева.
В конце 16 в. были приняты меры по установлению в России крепостничества.

Самозванцы

В обстановке всеобщего недовольства и хаоса появляются самозванцы, которые выступают под видом наследников Ивана IV.
В Польше (в то время Речи Посполитой) один молодой человек объявил себя чудесно спасшимся царевичем Дмитрием. Борис Годунов был в результате заговора убит, и после взятия Москвы поляками в 1605 г. в России на престол был возведен самозванец. В историю России он вошел под именем Лжедмитрий I . Русские узнали, что это не настоящий русский царь, как передают разные предание, например, по тому, что он не спал после обеда, как было принято в России, и не ходил в баню. От нового царя заговорщики вскоре избавились.

Потом царский престол переходил из рук в руки, некоторое время он снова находился в распоряжении поляков.
Только в 1613 г., при помощи народного патриотического движения (во главе с новгородцами Минином и Пожарским) российский трон был освобожден от власти иноземцев. Земский собор избрал на царствование Михаила Романова . Начинается правление царской династии Романовых.

Правление Михаила Романова

С первыми десятилетиями власти Романовых связано ужесточение крепостничества. Кульминацией сопротивления крестьян было восстание донского казака Степана Разина (1667–1671).
Казаки - бывшие крепостные, которые убежали от своих владельцев, вольные люди, живущие на окраинах территории России.

Курс «Отечественная история»

Тема 1. Древняя Русь (IX- XIII вв.).

    Киевская Русь.

    «Удельный период».

3. Борьба с иноземными захватчиками.

1 . Киевская Русь возникла в конце первого тысячелетия н. э. в пределах Восточно – Европейской равнины.

Происхождение славян. Славянские племена выделились из индоевропейской общности народов в середине II тысячелетия до н. э. на территории к югу от Балтийского побережья.

Славянская колонизация Восточно-европейской равнины . Славяне участвовали в «Великом переселении народов» (III-YI вв. н.э.). Часть племен двинулась на восток – в направлении оз. Ильмень и среднего течения Днепра. Образовалась восточнославянская этническая общность. YII век стал «славянским веком»: восточные славяне начинают доминировать на пространстве от Карпат до верховьев Волги и от Финского залива до среднего течения Днепра. Автохтоны (коренные обитатели) лесной зоны (балтские и угро-финские племена) вели «присваивающее хозяйство» (охота, рыболовство), обитатели южных степей (ираноязычные кочевники) - примитивное скотоводство. Славяне - пашенные земледельцы – принесли на Восток Европы культуру производящего хозяйства.

Общественный строй восточных славян . Восточные славяне находились на стадии разложения первобытно – общинного строя. На смену общностям, основанным на кровно – родственных связях и коллективном имуществе, приходят «соседские» общины, основанные на территориально-хозяйственном единстве. Родоплеменные объединения перерастают в территориально – политические племенные союзы: поляне, древляне, ильменские словене и др. Экономический и общекультурный прогресс повлек вычленение господствующего слоя – князей (из военных вождей), военно-служилой (дружина) и родовой знати («лучшие мужи»). Становление социальной дифференциации послужило основой формирования древнерусской государственности.

Возникновение Киевской Руси. Научная разработка древнерусской истории (с середины XYIII в.) связана с формированием «норманнской» и «антинорманнской» теорий. Первая основывалась на предположении о норманнском (норманны, варяги – выходцы из Скандинавии) происхождении Киевской государственности. Вторая отрицала иностранное происхождение государства, считая варяжского предводителя Рюрика фигурой мифической или славянским вождем. Слабостью обеих теорий является отождествление вопроса о возникновении государства с проблемой происхождения династии. Возникновение Древнерусского государства не могло быть следствием единичного акта. Славянская первооснова древнерусской государственности представляется очевидной. Варяжский элемент сыграл активную роль в формировании государственных институтов древней Руси (варяжское происхождение правящей династии, опиравшейся на древнерусскую знать - бояр, сформировавшихся в результате слияния варягов со славянской племенной верхушкой).

Происхождение термина «Русь». Доминирует версия скандинавского происхождения («русь»: воин - гребец, дружина). Сохраняются аргументы в пользу славянской, балтской или ираноязычной этимологии. «Киевская Русь» - термин, принятый в научной литературе.

Периодизация истории Киевской Руси . Первые князья (от Рюрика, 862 – 979гг., до вокняжения Владимира I Святого в 980г.) – становление древнерусского государства, правление Владимира (980 – 1015 гг.) и Ярослава Мудрого (1019 – 1054 гг.) – расцвет, период вплоть до смерти Мстислава Великого (1132 г.) - распад Киевской Руси.

Социально-экономический строй . Древнерусское общество носило аграрной характер: сельский уклад (уклад - система общественных отношений определенного типа), подчиненный природному циклу и основанный на коллективном (общинном) общежитии, являлся основой общества, менталитета (мироощущения).

Общественно – политический строй. Превалирует мнение о Киевской Руси как раннефеодальном обществе. Феодализм - тип общественного устройства, характеризуемый аграрностью, сословным делением общества (сословие - общность с закрепленными наследуемыми правами и обязанностями), наличием крупной («феодальной) земельной собственности (феод - земли, пожалованные в наследственное владение за службу), зависимой от нее крестьянской собственностью, господством религии в духовной сфере, как правило, монархической формой правления.

Социальная структура Киевской Руси (фрагментарно зафиксированная в древнейшем своде законов «Русская Правда») характеризуется делением по сословному принципу на слои лично свободных (привилегированную знать и непривилегированный люд) и лично зависимых (полностью – рабы, частично – смерды, закупы, рядовичи). Главной производительной силой древнерусского общества были «люди» - свободные крестьяне, ведшие семейное хозяйство на общинной земле, и городской люд, связанный с ремеслом и торговлей.

В Древней Руси не сложились ключевые институты развитого феодализма: сеньориальная (частная) собственность на землю (княжеские домены начинают формироваться с X в., боярские вотчины - с XI в.); крепостное право (юридически оформленное прикрепление крестьян к земле и лично - к собственнику земли, формирующее «вотчинную юрисдикцию» - право феодала на внеэкономическое принуждение крепостного); рентные отношения (перераспределение прибавочного продукта от производителя собственнику земли).

Внутри привилегированного слоя складывались отношения сюзеренитета - вассалитета (вассал - обладающий неотъемлемыми правами - иммунитетами слуга, служащий сюзерену за пожалования): киевский князь - «первый среди равных» - выступал сюзереном по отношению к младшим рюриковичам и к дружинникам. По мере развития частнособственнических отношений в поздней Киевской Руси начинается формирование служилого слоя на «классической» основе земельных пожалований.

При господстве коллективной феодальной земельной собственности привилегированное сословие имело три основных источника существования: торговля, военная добыча и «полюдье». Элита «ходила по людям», которые поставляли продукцию производства и промыслов. В середине X в. княгиней Ольгой порядок сбора был зафиксирован по месту («погосты»), срокам, размерам. «Полюдье» трансформировалось из дани в налог, шедший на содержание двора, обеспечение государственных нужд. «Полюдье» стала ранней формой феодальной ренты, которая собиралась с лично свободных крестьян феодальной знатью в целом, властью.

Особенностью древнерусского (восточноевропейского), «бессинтезного» феодализма (в отличие от «синтезного» западноевропейского, воспринявшего римскую традицию) была замедленность формирования частной собственности, сохранение массива государственных земель, что создавало перспективу длительного роста феодализма «вширь». Раннерусский феодализм - «государственный феодализм», что демонстрирует этатизм (повышенную роль государства) уже на ранней стадии становления государственности.

Формирование территориального единства. В 882г. преемник Рюрика Олег захватывает Киев, ставший столицей, положив конец противостоянию северного и южного центров формирования древнерусской государственности. В течение IX - X вв. киевские князья подчиняют племенные княжества. В правление Владимира Святого завершается замена «туземных» княжений служилыми князьями - наместниками из дома Рюриковичей. К концу X в. Киевская Русь делилась на волости во главе с князьями - вассалами великого князя. Местное правление (представители князя, гарнизоны, возглавляемые тысяцкими, сотниками, десятскими - в соответствии с «десятинной» системой управления) содержалось за счет кормлений - сборов с населения.

Начинает складываться система дворцово-вотчинного управления, в которой власть принадлежит вотчиннику. Служащие княжеского дворцового хозяйства (тиуны, старосты) становятся управителями соответствующих отраслей государства.

Города. За исключением Новгорода, древнерусские города, складывающиеся, в основном, как перевалочные пункты внешней торговли, не имели самоуправления, будучи резиденцией местных властей - опорой княжеской власти, и сыграв в этом качестве выдающуюся роль в складывании государства.

Политический строй. Киевский князь, получавший трон по праву династического наследования, являлся олицетворением государства, верховным правителем, судьей, главой дипломатии, вооруженных сил, распорядителем казны.

Ограничители княжеской власти: Русь считалась владением всего рода Рюриковичей, киевский князь был связан отношениями сюзеренитета – вассалитета со служилыми князьями; боярским советом; «рядовыми» («ряд» - договор) соглашениями, заключаемыми с рядом территорий; вечевым строем; традиционным порядком наследования княжеского стола, который должен был переходить к старшему в роду Рюриковичей; институтом феодальных «снем» - съездов, решающих вопросы династических и вассальных отношений.

Киевская Русь - ранняя ограниченная монархия (источником власти является институт монархического правления).

Внешняя политика. Киевская Русь, восточный форпост христианской Европы, была активным участником международных отношений.

Хазарское направление: в 964 - 965 гг. князь Святослав сокрушает Хазарский каганат, наиболее опасного соперника на протяжении IX - X вв..

Византийское направление: мирные торгово-культурных связи перемежались вооруженными конфликтами (походы руссов на рубеже IX - X вв., отношения союзничества и противоборства во времена Святослава, развитие отношений на основе религиозной общности к концу X в.).

Южное направление: отношения союзничества и вооруженной борьбы с печенегами, угрожавшими югу Руси, особенно, с конца X в.; с XI в. аналогичным образом - с кочевыми тюрками – половцами.

Западное направление: отражением разнообразных отношений явились династические связи (начиная с Ярослава Мудрого, женатого на дочери шведского короля).

Христианизация Руси. В период складывания государственности восточные славяне (как и варяги) исповедовали язычество.

С середины X в. на Русь проникает христианство. В 988 князь Владимир Святославович осуществил массовое крещение киевлян. Постепенно христианство становится религией большинства населения Руси. Принятие монотеистической веры сыграло исключительную роль в складывании единой древнерусской государственности, языка и культуры. Различия между западной (римско-католической) и восточной (византийско-православной) ветвями христианства наложили отпечаток самобытности на последующий ход отечественной истории.

Распад Киевской Руси. После смерти Ярослава Мудрого начались междоусобицы, приведшие к раздробленности Руси. Процесс стал необратимым после Любеческого (под Киевом, 1097 г.) съезда Рюриковичей, решившего, что Русь является совокупностью самостоятельных «отчин».

Причины раздробленности:

Внешние факторы - падение роли торгового пути «из варяг в греки», прежде «стягивающего» русские земли; отсутствие серьезной внешней угрозы;

Внутренние факторы - процесс развития феодального общества, вступающего в стадию зрелости (распад раннефеодальных государств в Западной Европе происходит в X -XII вв.).

Непрочное единство Руси основывалось на неразвитости общественных отношений, препятствующей самостоятельному существованию волостей и позволяющей центральной власти обходиться ограниченным набором управленческих функций. Экономический рост в условиях господства натурального (себя обеспечивающего) хозяйства содействовал складыванию самодостаточности волостей; рост частного землевладения ослаблял зависимость вассалов от сюзеренов; усложнение властных функций выявило невозможность управления гигантской территорией из единого центра.

Распад Киевской Руси проявил рациональную форму государственности для складывающихся условий.

2. Раздробление Руси означало формирование независимых государств, образовавшихся, как правило, в пределах уделов - волостей («удельный период русской истории»).

Доминирующие центры. Для юго-западной Руси было характерно противостояние княжеской власти и доминирующего боярства (так называемая «княжеско-боярская модель»). Северо-восточной Руси было присуще сильное монархическое правление («однополюсная княжеская модель»). Уникальный для средневековой Руси опыт государственного устройства сложился на северо-западе, в Новгородской земле («однополюсная вечевая модель»).

Новгородская «боярская» республика (источником власти является воля народа) постепенно сложилась к концу XII в и просуществовала вплоть до второй половины XY в.

Причины формирования республиканского строя:

Неукорененность княжеской власти (в Киевской Руси новгородский стол мог стать ступенькой к киевскому);

Консолидация новгородского боярства на независимой от княжеской власти основе.

Государственная власть в Новгороде строилась на базе самоуправленческих начал: «уличанские», «кончанские» - районные вечевые собрания избирали местную администрацию. Верховной властью являлось общегородское вече. Вечевое собрание избирало высших должностных лиц республики (посадника, тысяцкого, архиепископа, князя, призываемого, главным образом, в качестве военного руководителя). Кончанские органы управляли провинциями - «пятинами» новгородской земли. В устройстве Новгорода просматриваются элементы выборности и разделения властей. Однако, полнота власти в «олигархической республике принадлежала боярству («золотым поясам»). В московской традиции новгородская «вольница» представляется периодом бесконечных смут. Реальность - Новгород был наиболее развитой в экономическом и культурном отношениях русской землей - опровергает «очернительную» схему.

Культура домонгольского периода. Древнерусская культура - синтез язычества с христианской культурой на основе славянской письменности, созданной во второй половине IX в. византийскими монахами Кириллом и Мефодием.

Распространяется грамотность. В XI в. рождается русская литература, летописание. Выдающимся памятником домонгольской культуры признано «Слово о полку Игореве». Высокий уровень зодчества (Киевский и Новгородский Софийские соборы) иконописи.

3. В удельный период на северо-западе и юго-востоке сформировались центры агрессии против Руси.

Возникновение монголо-татарской империи. В 1206 году один из нойонов – князей Темучин был избран под именем Чингизхана (1206 – 1227гг.) великим ханом всех монголов (татары - одно из монгольских племен), обитавших к югу от Байкала – до Гоби и Великой Китайской стены. Кочевые племена находились на стадии социальной дифференциации (знать, нукеры – дружинники, общинники – скотоводы, рабы) и формирования государственности. Рост населения, истощение пастбищ из-за усиления засушливости, стремление к обогащению толкнули монголов на путь агрессии. Начиная с 1211г., была создана империя, включавшая территорию юга и запада Сибири, севера Китая, Кореи, Средней Азии, Ирана, Закавказья, Северного Кавказа.

Причины: внутренняя неустроенность соседей, переживавших период раздробленности, превосходство монгольского войска (примитивность общественных отношений позволяла включать в состав войск все мужское население, приученное к военному делу), эффективное использование ресурсов и опыта захваченных стран.

Мировое значение империи . Целостность империи была мимолетной. После смерти основателя государство распалось на улусы, номинально сохраняющие единство и втянувшиеся в междоусобицу. Долговременным последствием монгольской экспансии было ускорение формирования мировой истории как реального взаимодействия человечества.

Поход на Русь . В ходе похода на Запад монголы во главе с внуком Чингизхана Бату (Батыем) в 1237 - 1238 гг. и в 1239 – 1241гг. нанесли удар по русским землям. Несмотря на ожесточенное сопротивление, Русь была покорена.

Образование Золотой Орды. После неудачного похода на запад Батый основывает со столицей Сарай на Волге государство Золотая Орда, охватившее территорию от Иртыша до Дуная.

Причины поражения Руси . Раздробленная Русь не была в состоянии отразить удар по тем же причинам, по которым монголам удавались их прежние победы.

Агрессия с Запада . Ситуация усугублялась натиском шведов и немецких рыцарских орденов. В 1240 гг. в устье р. Нева шведское войско было разбито новгородским князем Александром Ярославичем, прозванным Невским. В 1242 Александр Невский нанес поражение Ливонскому ордену в битве на оз. Чудское («Ледовое побоище»). Эти победы отвели угрозу с Запада и позволили Александру, ставшему великим владимирским князем, заложить тот порядок зависимости от Орды, который держался на большем протяжении «ига» как «меньшее зло».

Ордынское иго. Нашествие отбросило Русь вспять: многочисленные людские потери, хозяйственно - культурный упадок. Однако Орда не оккупировала русскую территорию и не была заинтересована в истреблении русского населения, что лишило бы ее доходов. Карательные акции осуществлялись с целью удержания русских земель в повиновении.

Статус Руси по отношению к Орде . Русь, сохранившая социальной строй, формы государственности, религию, стала «бездоговорным» вассалом Орды. Великий хан (царь) являлся сюзереном князей, посредством которых осуществлялось выполнение ордынского «выхода» - даней.

Влияние Орды на Русь. Глубинное воздействие Орды на Русь сказалось в сфере властных отношений. Ханское всевластие, налагаясь на монархические институты северо-восточной Руси, породило «московско-ордынскую» традицию: деспотическая власть строит отношения с подвластным населением, как завоеванным, обязанным к беспрекословному повиновению.

В домонгольский период Русь эволюционировала в некотором подобии общеевропейской схемы: от государственно-феодальных форм, основы политического единства, - к сеньориальным (частновладельческим), основе раздробленности. Ордынское нашествие подтолкнуло процессы складывания особого типа феодализма, оформившегося в XYI-XYII вв.

Место Золотой Орды в российской истории. Долговременные связи, последующее присоединение ордынских земель к России дают основание рассматривать историю Золотой Орды как часть российской истории.

Основные события истории Руси IX -пер. трети XIII вв.

Киевская Русь

862 - призвание новгородцами Рюрика.

879 - 912(или 921) - правление Олега, 882 - захват Олегом Киева, объединение Новгородской и Киевской земель, 911 - поход на Византию, договор с греками.

912-945 - правление Игоря, походы на западный берег Каспийского моря, на Византию, договор с греками, гибельИгоря в Древлянской земле во время сбора дани.

945-972 - правление Ольгии Святослава Игоревича, поездка Ольги в Константинополь, 964-972 - походы Святослава на вятичей, волжских булгар, разгром Хазарии, поражение от Византии в борьбе за Дунайскую Болгарию.

972-978 - борьба за власть между сыновьями Святослава (Ярополк, Олег, Владимир).

980- 1015 - княжение Владимира Святославича, походы в Западную Русь в Польшу, союзный договор с Византией, 988 - крещение Руси.

1015-1019 - борьба за власть между сыновьями Владимира (Святополк, Борис, Глеб, Ярослав, Мстислав).

ок. 1016 – ок. 1113 – постепенное создание Ярославом, Ярославичами и Владимиром Мономахом статей «Русской Правды».

1019-1054 - княжение Ярослава Мудрого - расцвет Киевской Руси, походы на Польшу, ятвягов, радимичей, вятичей, хорватов, камских болгар, на Византию, борьба с печенегами, половцами, образование Киевской митрополии, попытка поставления митрополита, независимого от Константинополя.

1054-1068 - совместное правление сыновей Ярослава (Изяслав, Святослав, Всеволод).

1068-1076 - усобицы Ярославичей, сопровождались вторжением половцев, народными бунтами, вовлечением поляком в русскую политическую борьбу

1078-1093 - княжение Всеволода в Киеве.

1093 – 1113 - княжение Святополка Изяславича.

1095-1111 - успешные походы князей против половцев.

1097, 1100, 1103 - съезды и договоры князей в Любече, Витичеве, на Долобском озере - попытки упорядочения системы княжений, прекращения усобиц, сохранения военного единства в борьбе с половцами.

1113-1125 - княжение Владимира Всеволодовича Мономаха.

1125-1132 - княжение Мстислава Владимировича.

после 1132 - распад Киевской Руси.

Древнерусское государство, или Киевская Русь, первое крупное устойчивое объединение восточных славян. Его образование стало возможным со становлением феодальных (поземельных) отношений. В состав государства вошли 15 крупных областей - территорий племенных объединений (полян, древлян, дреговичей, радимичей, вятичей, северян, и других).

Наиболее развитии в экономическом и политическом отношениях были земли Новгород и Киев, объединение которых новгородским князем Олегом подвело экономическую базу под складывавшееся государство.

В истории Древнерусского государства академик Б.А. Рыбаков выделил следующие этапы:

800-882 гг. - начальный этап объединения восточнославянских племен, образование двух центров государственности (Киев и Новгород), подчинение Киева новгородским князем Олегом.

По Сахарову:

К концу VІІІ - началу IX в. Экономические и социальные процессы в восточнославянских землях привели к объединению различных племенных союзов в сильные межплеменные группировки.

Центрами такого объединения стали Среднее Приднепровье во главе с Киевом и северо-западный район, где группировались поселения вокруг озера Ильмень, вдоль верховьев Днепра, о берегам Волхова, т. е., близ ключевых пунктов пути «из варяг в греки». Поначалу речь шла о том, что эти два центра стали все более и более выделяться среди других крупных племенных союзов восточных славян.

У полян ранее, чем у других племенных союзов, обнаружились признаки государственности.

В основе этого лежало наиболее быстрое экономическое, политическое, социальное развитие края. Полянские племенные вожди, а позднее Киевские князья держали в своих руках ключи от всей днепровской магистрали, а Киев был не только центром ремесла, торговли, к которому тянулась вся земледельческая округа, но и хорошо укрепленным пунктом. К началу IX в. Полянские земли уже освободились из-под власти хазар и перестали уплачивать им дань, но другие русские земли еще платили дань Хазарии.

В 860 году русское войско неожиданно, яростно атаковало г. Константинополь. Но взять город у них не хватило сил. Осада продолжалась ровно неделю, затем начались мирные переговоры. Греки уплатили нападавшим огромную контрибуцию, обещали платить ежегодные денежные платежи, дали руссам возможность беспрепятственно торговать на византийских рынках.

В это время в северо-западных землях восточных славян, в районе озера Ильмень, по течению Волхова и в Верховьях Днепра, назревали события, которым суждено было стать одними из примечательных в русской истории. Здесь формировался мощный союз славянских и угро-финских племен, объединителем которых славяне.

Этому объединению способствовала начавшаяся здесь борьба славян, кривичей, мери, чуди с варягами, которым удалось на некоторое время установить контроль над здешним населением. И точно также, как и поляне на юге скинули власть хазар, на севере союз местных племен сбросил варяжских правителей.

Варяги были изгнаны, но «встал род на род», как рассказывает летопись. Вопрос был решен так, как его нередко решали и в других странах Европы: для установления мира, покоя, стабилизации управления, введения справедливого суда ссорящиеся племена пригласили князя со стороны.

Выбор пал на варяжских князей. Потому что рядом не было другой организованной военной силы, а еще потому что они были близки славянам по языку, обычаям, религии.

Ну и еще потому, что их приход мог положить конец натиску других варяжских дружин на славянские и угро-финские земли. Летописные источники под 862 г.

Сообщают, что после обращения к варягам оттуда в славянские и угро-финские земли прибыло три брата: Рюрик и Трувор. Рюрик сел княжить в Новгороде.

882-912 гг. - укрепление Древнерусского государства Олегом, включение в его состав соседних восточнославянских племен. Первые торговые договоры Олега с Византией (907 и 911 гг.).

После того как Рюрик умер в 879 г. Он оставил малолетнего сына Игоря. И все дела в Новгороде взял в свои руки то ли воевода, то ли родственник Рюрика Олег. Именно он и предпринял поход на Киев. Приплыв к Киевским горам и не рассчитывая взять сильную крепость штурмом, Олег пошел на военную хитрость.

Спрятав воинов в ладьях, он послал княжившим в Киеве Аскольду и Диру весть о том, что с севера приплыл купеческий караван и он просит князей выйти на берег. Ничего не подозревавшие киевские правители пришли на встречу. Воины Олега выскочили из засады и окружили киевлян. Олег поднял на руки маленького Игоря и заявил киевским правителям, что они не принадлежат к княжескому роду, но он сам «есть роду княжа» а Игорь является сыном князя Рюрика. И обманом были убиты Аскольд и Дир правящие в Киеве. А Олег утвердился в Киеве. Войдя в город, он заявил: «Да будет Киев матерью городам русским».

Вот так возникло единое Древнерусское государство с центром в Киеве в 882 г.

Свои военные успехи Олег не завершил. Обосновавшись в Киеве, он обложил данью подвластные ему территории - «установил дань» новгородским славянам, кривичам, другим племенам и народам.

Олег заключил с варягами соглашение выплачивать им ежегодно по 300 серебряных гривен за то, чтобы на северо-западных границах Руси был мир. Он предпринял походы на древлян, северян, радимичей и обложил их данью. Но здесь он столкнулся с Хазарией, которая считала северяне радимичей своими данниками. Военный успех вновь сопутствовал Олегу. Отныне эти восточнославянские племена прекратили свою зависимость от Хазарского каганата и вошли в состав Руси. Данниками оставались вятичи. Русь стремилась:

  • - во-первых, объединить все восточнославянские племена;
  • - во-вторых, обеспечить для русского купечества безопасность торговых путей, как на Восток, так и на Балканский полуостров;
  • - в-третьих, овладеть важными в военно-стратегическом смысле территориями - устьем Днепра, устьем Дуная, Керченским проливом.

В 907 г. Огромная русская рать сушей и морем во главе с Олегом двинулась на Константинополь. Но греки заперлись за могучими константинопольскими стенами. Тогда Русы «повоевали» всю округу, захватили огромную добычу, пленных, ограбили и пожгли церкви. А потом Олег приказал своим воинам поставить ладьи на колеса и двинуть их в обход установленного над водой препятствия.

При попутном ветре русы развернули паруса, и ладьи пошли к стенам города. Греки ужаснулись при виде этого необычного зрелища и запросили мира. Они обязались выплатить Руси денежную контрибуцию, а затем ежегодно еще и дань, предоставлять для приходящих в Византию русских половцев и купцов как и для представителей других государств, определенное продовольственное содержание.

Олег добился для русских купцов права беспошлинной торговли на византийских рынках. Русы даже получили право мыться в константинопольских банях столько, сколько они захотят.

В 911 году Олег подтвердил свой мирный договор с Византией. В ходе длительных посольских переговоров был заключен первый в истории Восточной Европы развернутый письменный договор между Византией и Русью. Отныне русские отряды регулярно появляются в составе византийского войска во время его похода на врагов.

912-1054 гг. - расцвет раннефеодальных отношений, борьба с кочевниками, значительный рост территории за счет вхождения в государство всех восточнославянских племен. Установление тесных отношений с Византией. Принятие христианства (988-989). Создание первого свода законов - Правды Ярослава (1016).

Наиболее крупные политические деятели этого периода - Игорь, Ольга, Святослав, Владимир, Ярослав Мудрый.

Дело князя Олега продолжал князь Игорь, уже в зрелом возрасте вступивший на престол. После смерти Олега созданное им государство стало распадаться: восстали древляне, к границам Руси подошли печенеги. Но Игорю удалось предотвратить распад. Древлян были вновь завоеваны и обложены тяжелой данью. С печенегами Игорь заключил мир.

Летом 941 г. Огромное русское войско двинулось на Константинополь. Война длилась с 941-944 г. Греки не стали искушать судьбу и предложили мир. Право беспошлинной торговли в Византии было отменено.

Как же собиралась дань с подвластных великому князю княжений? Глубокой осенью князь вместе с дружиной объезжал свои владения с целью сбора с них положенной дани. Этот объезд князем своих вассальных владений - назывался полюдьем (ходить по людям).

Объезд продолжался всю зиму и заканчивался ранней весной. Из чего состояла дань? На первом месте стояли меха, мед, воск, лен, основной мерой дани подвластных племен являлись меха куницы, горностая, белки. Брались они с «дыма» т. е., с каждого жилого дома. Кроме этого в состав дани входили продукты питания, даже одежда.

Судя по тому, что частью полюдья было и кормления князя и его сопровождения, запросы нередко определялись потребностями, и не поддавались учету. Вот почему во время полюдья нередкими были насилия над жителями, их выступления против княжеских людей. «Полюдье - это первая форма господства подчинения, установление понятия подданства.

Во время сбора дани в 945 г. Воины Игоря творили над древлянами насилия. Собрав дань, Игорь отправил основную часть дружины и обоза восвояси, а сам с малой дружиной, решил еще побродить по деревенским землям в поисках добычи. Древляне во главе с своим князем Малом восстали и перебили дружину Игоря. Сам князь был схвачен и казнен лютой смертью: его привязали к двум склоненным деревьям, а затем отпустили их.

В Киеве осталась жена Ольга с малолетним сыном Святославом. Едва сложившееся государство находилось в критическом состоянии. Однако киевляне не только признали права Ольги на престол в связи с малолетством наследника, но и безоговорочно поддержали ее.

Установив порядок внутри государства, Ольга обратила внимание на внешнюю политику. Перед Русью стоял и вопрос установления прочных политических и экономических отношений с сильными соседями. Это могло бы возвысить авторитет и государства и династии, которая уже прочно утверждалась на Киевском престоле.

В 957 году Ольга отправилась в Константинополь, возглавив пышное и многолюдное посольство, состоящее более чем из ста человек, не считая обслуги и корабельщиков. Важным вопросом переговоров стало крещение русской княгини.

Она понимала, что дальнейшее укрепление государственного престижа страны и династии было немыслимо без принятия христианства. Но она понимала и сложности этого процесса на Руси с ее мощной языческой традицией, с большой приверженностью народа и части правящих кругов к старой религии. Крещение проходило в храме Святой Софии. Ее крестным отцом стал сам император, а крестил ее патриарх. Ольга приняла в крещении имя Елена. По возвращению в Киев Ольга пыталась также склонить и Святослава к христианству, но Святослав, будучи ярым язычником, поклонявшимся дружинному богу Перуну, отказал ей.

В 962 году возмужав и встав во главе дружины, Святослав став править Русью, он принялся за дальнейшее расширение Руси. Он подчинил себе княжество вятичей.

Также он продолжил усилия Олега и Ольги по централизации власти. Старшего сына, Ярополка, он оставил в Киеве, второго сына, Олега, отправил управлять деревенской землей, а младшего, Владимира, послал с его дядей, известным воеводой Добрыней, управлять Новгородом. Сыновья великого князя в прежних наполовину самостоятельных княжествах, по существу, становились его наместниками.

В ходе трехлетнего Восточного похода Святослав захватил огромные территории от окских лесов до Северного Кавказа. Византийская империя при этом молчала, действовал русско-византийский военный союз. Но вскоре состоялась русско-византийская война. Весной 972 года Святослав погиб в бою. А из его черепа печенежский хан Куря по старому степному обычаю сделал чашу, оковал ее золотом и пил из нее на пирах.

После гибели Святослава в Киеве власть взял юный Ярополк. А Олег и Владимир стали самостоятельными правителями своих земель. они стали центром притяжения сил, которые хотели вновь добиться самостоятельности от Киева.

Через три года по приказу Олега, которому было всего лишь 13 лет, был убит в лесах великокняжеский воевода. Результатом этого стал через 2 года поход киевской рати во главе с Ярополком против древлян. Киевляне одолели древлян, те бежали за крепостные стены города Овруч. На мосту через крепостной ров произошла давка, в которой погиб молодой князь Олег. Древляне снова были подчинены Киеву.

Стремление отделиться выказал и Новгород. Получив весть о гибели брата, Владимир бежал к варягам. На его место Ярополк послал своего наместника. Русская земля была вновь объединена. Но Владимир не смирился с положением князя-изгоя.

Проведя два с лишним года на чужбине, он нанял отряд варягов и выбил наместника Ярополка из Новгорода. Потом он собрал большую рать, состоящую из славян, кривичей, чуди, и вместе с варягами двинулся на юг, повторяя путь Олега.

В результате из-за недоверия дружины, Ярополк не сумел собрать войска для борьбы с братом и заперся за киевскими стенами. Чувствуя, что в Киеве готовится заговор против него, Ярополк бежал из города. А вскоре был поднят на мечи двумя варягами по приказу Владимира.

С 980 г. Владимир стал единоличным правителем Руси. В первые годы своего правления Владимир вел себя как необузданный и жестокий язычник, но вскоре все изменилось.

Византия стремилась христианизировать Русь для того чтобы оказывать на нее политическое влияние и обезопасить себя от русских набегов. В 987 г. Владимир потребовал себе в жены сестру императора Василия 1 принцессу Анну, а византийцы в свою очередь предложили принять крещение. В 988 г., в Херсонесе Владимир принял крещение. Взял имя Василий, а вместе с ним крестилось и пол дружины. Лишь 990 году Владимир предпринял первые шаги по введению христианства на всей территории Руси.

После смерти Владимира началась борьба сыновей Ярослава Ярополка, Глеба, Бориса.

Зимой 1016 г., близ города Любеча встретились противники, и начался бой. Ярополк бежал в Польшу, а Ярослав занял Киев в 1017 году. В 1018 г. Соперники снова встретились в открытом бою, на реке альта (злодейски убит Борис). Ярослав победил.

Зарождение феодальной системы, большую ценность приобретала в глазах общества земля с работающим на ней населением.

1054-1093 гг. - первые ощутимые явления распада раннефеодального государства, удельные княжества наследников Ярослава Мудрого, усиление между княжеской борьбы.

Были воздвигнуты церкви, около 400, в Киеве. В честь победы над врагами Ярослав выстроил так называемые Золотые ворота, открыл школы, развивал грамотность. Умер в 1054 г., в 11-12 веке появился один из крупнейших юридических сводов Средневековья и древнейший памятник славянского права - Русская правда. Она дает ценные сведения не только о юридических нормах, 10-11 вв. но и о развитии феодальных отношений в Киевской Руси, образовании социальных слоев и групп, социальной борьбе, категориях феодально-зависимого населения, землевладении и земельной собственности, полит. Строе и даже о быте и нравах человека. Правда Ярослава ограничивала кровную месть кругом ближайших родственников. Если мстить было некому, виноватый платил штраф - виру великому князю. Если же убийца скрывался, то виру должна была платить община вервь, на территории которой произошло убийство.

Законы Ярослава Мудрого регулировали споры между свободными людьми. Правда различала разбойничество (убийство) и убийство в пылу ссоры (непреднамеренное убийство) по краткой Правде можно проследить становление феодальных отношений в К.Р.: отменена кровная месть, увеличена разница в размерах штрафа за убийство различных категорий населения, что свидетельствовало о стремлении защитить жизнь, собственность и имущество феодалов. Он выработал новую прочную систему единства Руси - передача великокняжеской власти по старшинству. Старшему сыну Изяславу он оставил свой престол, вторым по назначению становился князь, получивший в управление Чернигов, третьим - Переславль, были поделены и другие стольные города. За каждым из них стояла округа с другими городами и селами. Старший в роду становился великим князем. Наследие по прямой линии отступило перед патриархальным, чисто семейным принципом.

1093-1132 гг. - усиление феодальной монархии. Натиск половцев заставил удельных князей объединиться под властью великого киевского князя. Совершенствование правовых политических отношений. Новый законодательный свод - Устав Владимира Мономаха (1113) - вошел составной частью в Русскую Правду. Владимир Мономах, ставши великим князем после восстания в Киеве 1113 г.

Начал свое правление с законотворчества, чтобы сгладить наиболее острые социальные противоречия в Киевском государстве. Устав Владимира Мономаха упорядочил взимание процентов ростовщиками, установив его верхний предел - 50%и максимальный срок уплаты - 3 года, после чего долг списывался, улучшил правовое положение купцов «застраховав» их на случай гибели имущества при пожаре, кораблекрушении, регламентировал запись в холопство (рабство), определил источники холопства: женитьба на холопке, рождение от холопа, продажа «хоть за пол гривны» при Владимире и Ярославе Мудром были созданы «церковные уставы», которые определили в пользу церкви десятину (десятую часть отчислений от княжеских доходов - штрафов, судебных и торговых пошлин. После исчезновения половецкой угрозы государство распадается.

Отрицание величия России есть страшное ограбление человечества.

Бердяев Николай Александрович

Зарождение древнерусского государства Киевская Русь является одной из самых больших тайн в истории. Конечно, существует официальная версия, дающая многие ответы, но у нее есть один недостаток – она напрочь отметает все, что было со славянами до 862 года. Неужели все обстоит настолько плохо, как то пишут в западных книгах, когда славян сравнивают с полудикими людьми, которые сами управлять не в состоянии и для этого были вынуждены обратиться к постороннему человеку, варягу, чтобы тот научил их уму разуму? Конечно, это преувеличение, поскольку такой народ не могут до этого времени дважды штурмом взять Византию, а ведь наши предки это сделали!

В данном материале мы будем придерживаться основной политики нашего сайта – изложение фактов, которые доподлинно известны. Так же на этих страницах мы укажем на основные моменты, которые историками обходятся под различными предлогами, но на наш взгляд они могут пролить свет на то, что происходило на наших землях в то далекое время.

Образование государства Киевская Русь

Современная история выдвигает две основные версии, согласно которым произошло образование государства Киевская Русь:

  1. норманнская. Данная теория опирается на довольно сомнительный исторический документ – «Повесть временных лет». Также сторонники норманнской версии говорят о различных записях у европейских ученых. Данная версия является базовой и принимается историей. Согласно ей древние племена восточных общин не могли управлять собой самостоятельно и призвали трех варяг - братьев Рюрика, Синеуса и Трувора.
  2. антинорманская (русская). Нормандская теория, несмотря на общепризнанность, выглядит довольно спорно. Ведь в ней нет ответа на даже простой вопрос, кто же такие варяги? Впервые антинорманские высказывания сформулировал великий ученый Михаил Ломоносов. Этот человек отличался тем, что активно отстаивал интересы своей Родины и во всеуслышание заявил, что история древнерусского государства написана немцами и не имеет под собой никакой логики. Немцы в данном случае это не нация, как таковая, а собирательный образ, которым называли всех иноземцев, которые говорили не по-русски. Их называли немыми, отсюда и немцы.

Фактически до конца 9 века в летописях не осталось ни одного упоминания о славянах. Это довольно странно, поскольку здесь жили довольно цивилизованные люди. Этот вопрос очень подробно разобран в материале, про гуннов, которые по многочисленным версиям были никем иными, как русскими. Сейчас хочется отметить, что когда Рюрик пришел в древнерусское государство, там были города, корабли, своя культура, свой язык, свои традиции и обычаи. Да и города были достаточно хорошо укрепленными с военной точки зрения. Как то слабо это связывается с общепринятой версией, что наши предки в то время с палкой-копалкой бегали.

Древнерусское государство Киевская Русь было образовано в 862 году, когда варяг Рюрик пришел управлять в Новгород. Интересный момент заключается в том, что свое правление страной сей князь осуществлял из Ладоги. В 864 г. сподвижники новгородского князя Аскольд и Дир отправились вниз по Днепру и обнаружили город Киев, в котором и стали править. После смерти Рюрика опеку над его малолетним сыном взял Олег, который отправился в поход на Киев, убил Аскольда и Дира и овладел будущей столицей страны. Произошло это в 882 году. Поэтому образование Киевской Руси вполне можно отнести к этой дате. В период правления Олега владения страны расширялась за счет завоевания новых городов, а также происходило укрепление международного могущества, в результате войн с внешними врагами, такими, как Византия. Между новгородскими и киевскими князьями были добропорядочные отношения, и их незначительные стыки не приводили к крупным войнам. Достоверных сведений на этот счет не сохранилось, но многие историки говорят, что эти люди были братьями и только кровные узы сдерживали кровопролитие.

Становление государственности

Киевская Россия была по-настоящему могущественным государством, уважаемым в других странах. Ее политическим центром был Киев. Это была столица, которая по своей красоте и богатству не имела себе равных. Неприступный город-крепость Киев на берегу Днепра долгое время был оплотом Руси. Этот порядок был нарушен в результате первых раздробленностей, которые нанесли урон могуществу государства. Завершилось же все нашествием татаро-монгольских войск, которые буквально сравняли с землей «мать городов русских». По сохранившимся записям современников того страшного события – Киев был разрушен до основания и утратил навсегда свою красоту, значимость и богатство. С тех пор статус первого города ему не принадлежала.

Интересным является выражение «мать городов русских», которое и по сей день активно применяется людьми из разных стран. Здесь мы сталкиваемся с очередной попыткой фальсификации истории, поскольку в тот момент, когда Олег захватил Киев, Русь уже существовала, и столицей ее был Новгород. Да и в сам стольный киев-град князья попали, спустившись по Днепру от Новгорода.


Междоусобные войны и причины распада древнерусского государства

Междоусобный войны это тот страшный кошмар, которые долгие десятилетия мучил русские земли. Причиной этих событий было отсутствие внятной системы престолонаследия. В древнерусском государстве сложилась ситуация, когда после одного правителя оставалось огромное количество претендентов на трон – сыновья, братья, племянники и т.д. И каждый из них стремился реализовать свое право на управление Русью. Это неминуемо приводило к войнам, когда верховная власть утверждалась оружием.

В борьбе за власть отдельные претенденты не чурались ни чем, даже братоубийством. Широко известна история о Святополке Окаянном, который убил своих братьев, за что и получил это прозвище. Несмотря на противоречия, царившие внутри Рюриковичей, Киевская Русь управлялась великим князем.

Во многом именно междоусобные войны привели древнерусское государство к состоянию близкому к краху. Случилось это в 1237 году, когда древнерусские земли впервые услышали о татаро-монголах. Страшные беды принесли они нашим предкам, но внутренние проблемы, разобщенность и нежелание князей отстаивать интересы других земель привели к великой трагедии, и на долгие 2 века Русь попала в полную зависимость от Золотой Орды.

Все эти события привели ко вполне прогнозируемому итогу – древнерусские земли стали распадаться. Датой начала этого процесса принято считать 1132 год, который ознаменовался смертью князя Мстислава, прозванного в народе Великим. Это привело к тому, что два города Полоцк и Новгород отказались признавать власть его приемника.

Все эти события привели распаду государства на мелкие уделы, которые управляли отдельные властители. Оставалась, конечно, и главенствующая роль великого князя, но данный титул походил больше на корону, которую применял только сильнейший в результате очередных междоусобиц.

Ключевые события

Киевская Русь это первая форма российской государственности, которая имела немало великих страниц в своей истории. В качестве основных событий эпохи киевского возвышения можно выделить следующие:

  • 862 г. – приход варяга-Рюрика в Новгород на княжение
  • 882 г. – Вещий Олег захватил Киев
  • 907 г. – поход на Константинополь
  • 988 г. – Крещение Руси
  • 1097 г. – Любечский съезд князей
  • 1125-1132 гг. – княжение Мстислава Великого