Начертим на листке в клетку прямоугольник со сторонами 5 см и 3 см. Разобьем его на квадраты со стороной 1 см (рис. 140 ). Как подсчитать количество этих квадратов?

Можно, например, рассуждать так. Прямоугольник разделен на три ряда, в кажом из которых есть пять квадратов. Поэтому искомое число равно 5 + 5 + 5 = 15 . В левой части записанного равенства стоит сумма равных слагаемых. Как вы знаете, такую сумму записывают с помощью произведения 5 * 3 . Имеем: 5 * 3 = 15 .

В равенстве a * b = c числа a и b называют множителями , а число c и запись a * b − произведением .

Итак, 5 * 3 = 5 + 5 + 5 .

Аналогично:

3 * 5 = 3 + 3 + 3 + 3 + 3 ;

7 * 4 = 7 + 7 + 7 + 7 ;

1 * 6 = 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 ;

0 * 5 = 0 + 0 + 0 + 0 + 0 .

В буквенном виде записывают так:

$$ a * b = \underbrace{a + a + a + ... + a}_{b-слагаемых} $$

Произведением числа a на натуральное число b, не равное 1, называт сумму, состоящую из b слагаемых, каждое из которых равно a.

А если b = 1 ? Тогда придется рассматривать сумму, состоящую из одного слагаемого. А это в математике не принято. Поэтому договорились, что:

a * 1 = a.

Если b = 0, то договрились считать, что:

a * 0 = 0 .

В частности,

0 * 0 = 0 .

Рассмотрим произведения 1 * a и 0 * a, где a − натуральное число, отличное от 1 .

$$ 1 * a = \underbrace{1 + 1 + 1 + ... + 1}_{a-слагаемых} = a, $$

$$ 0 * a = \underbrace{0 + 0 + 0 + ... + 0}_{a-слагаемых} = 0. $$

Теперь можно сделать следующие выводы.

Если один из двух множителей равен 1, то произведение равно другому множителю :

a * 1 = 1 * a = a

Если один из двух множителей равен нулю, то произведение равно нулю :

a * 0 = 0 * a = 0

Произведение двух чисел, отличных от нуля, нулем быть не может.

Если произведение равно нулю, то хотя бы один из множителей равен нулю.

Количество квадратов на рисунке 140 мы подсчитали так:

5 + 5 + 5 = 5 * 3 = 15 . Однако этот полсчет можно было сделать и другим способом. Прямоугольник разделен на пять столбцов, в каждом из которых есть три квадрата. Поэтому исомое число квадратов равно

3 + 3 + 3 + 3 + 3 = 3 * 5 = 15 .

Подсчет квадратов на рисунке 140 двумя способами иллюстрирует переместительное свойство умножения.

От перестановки множителей произведение не меняется.

Это свойство в буквенном виде записывают так:

ab = ba

Вы умеете письменно умножать (в столбик) многозначное число на двузначное. Аналогично выполняют умножение любых двух многозначных чисел.

Например:

Этот способ удобен тем, что устно умножать приходится только однозначные числа.

Рассмотрим задачи, в решении которых используют действие умножения.

Пример 1 . В саду росли вишни, яблони и груши. Вишен было 24 дерева, что в 6 раз меньше, чем яблонь, и на 18 деревьев меньше, чем груш. Сколько всего деревьев росло в саду?

1 ) 24 * 6 = 144 (дерева) − составляли яблони.

2 ) 24 + 18 = 42 (дерева) − составляли груши.

3 ) 24 + 144 + 42 = 210 (деревьев) − росло в саду.

Ответ: 210 деревьев.

Пример 2 . Из одного города одновременно в одном направлении выехали грузовик со скоростью 48 км/ч и легковой автомобиль со скоростью 64 км/ч. Какое расстояние будет между ними через 3 ч после начала движения?

1 ) 64 − 48 = 16 (км) − на столько увеличивается расстояние между автомобилями каждый час.

2 ) 16 * 3 = 48 (км) − расстояние между автомобилями через 3 ч.

Ответ: 48 км.

Пример 3 . Из одного села в противоположных направления одновременно отправились всадник со скоростью 14 км/ч и пешеход со скоростью 4 км/ч. Какое расстояние будет между ними через 4 ч после начала движения?

1 ) 14 + 4 = 18 (км) − на столько увеличивается расстояние между всадником и пешеходом каждый час.

2 ) 18 * 4 = 72 (км) − расстояние между всадником и пешеходом через 4 ч.

Ответ: 72 км.

Пример 4 . От двух пристаней одновременно навстречу друг другу отошли два катера, которые встретились через 5 ч после начала двиения. Один из катеров двигался со скроростью 28 км/ч, а второй − 36 км/ч. Найдите расстояние между пристанями.

1 ) 28 + 36 = 64 (км) − на столько сближались катера каждый час.

2 ) 64 * 5 = 320 (км) − расстояние между пристанями.

Ответ 320 км.

Демонстрационный урок математики во 2-а классе

Технологическая карта урока математики

во 2 классе по теме «Перестановка множителей»

Предмет: математика Класс: 2-а

Тема урока : Перестановка множителей.

Цель: создание условий для достижения учащимися образовательных результатов:

- личностных: 1) положительно относиться к школе, учению; проявлять познавательные потребности и учебные мотивы; соблюдать организованность, дисциплинированность на уроке.

2) проявлять к собеседнику внимание и терпение, умение выполнять самооценку своей деятельности.

- метапредметных:

Познавательные УУД: добывать новые знания, находить необходимую информацию, перерабатывать информацию (анализ, сравнение,)представленную в разных формах.

Регулятивные УУД: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель своей работы , оценивать свой результат и результат товарищей, отличать верно выполненное задание от неверного.

Коммуникативные УУД: слушать и вступать в диалог, отстаивать свою позицию, высказывать своё предположение , участвовать в коллективном обсуждении, сотрудничать в паре, выступать перед классом,

    - предметных: понимать, что такое «переместительное свойство умножения», уметь его применять, закрепить смысл действия умножения, формировать вычислительные навыки устного счета.

Задачи урока:

    знакомство учащихся с переместительным свойством умножения на конкретных примерах;

    формировать умение применять его на практике; закрепить смысл умножения;

    развитие математической речи на основе использования изучаемой закономерности; развивать вычислительные навыки, мыслительные операции сравнения, классификации;

Методы и формы обучения : Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная, парная.

Приемы организации учебной деятельности учащихся: поиск нового знания посредством собеседования и парной работы; самостоятельная работа с педагогическим сопровождением тех учеников, которые в этом нуждаются

Ход урока:

Дидактическая структура урока

(этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность
учеников

Планируемые результаты

1.Мотивация к учебной деятельности .

Приём: высказывание добрых пожеланий учащимся

Нас звонок собрал всех в класс,

Урок математики у нас.

Будем думать, рассуждать.

Нам пора урок начать.

Хотите новое узнать? (Да)

Значить можно всем садиться !

Начинаем наш урок.

Будьте все, внимательны активны и старательны.

Откройте тетради и запишите число и классная работа.

Высказывают добрые пожелания друг другу.

Записывают дату, вид работы.

Организационный момент.

Уметь совместно договариваться о правилах поведения общения в школе и следовать им.

Актуализация знаний.

Посмотрите на числовые выражения

(Слайд)

2 + 2 + 2 + 2

5 + 5 + 55 + 5

6 + 6 + 6

Найдите лишнее выражение.

Почему вы выбрали именно третье выражение?

Что общего во всех выражениях?

Каким действием можно заменить сумму одинаковых слагаемых?

Представьте суммы виде произведения и найдите значения.

Проверка со слайда (слайд)

Из чего состоит произведение?

Что получается в результате действия умножения?

С каким действием продолжаем работать?

Находят лишнее выражение.

- слагаемые не одинаковые

-умножением

2*4=8

6*3=18

-Из множителей.

-значение произведения

-С действием умножения

(Коммуникативные УУД)

Уметь проговаривать последовательность действий,

высказывать свое предположение .(Регулятивные УУД)

Уметь устно формулировать свои мысли. (Коммуникативные УУД)

Постановка проблемы. Тема урока.

Целеполагание

У вас на партах лежат конверты.(конверт № 1)

Проанализируйте содержимое конверта, что из этого вы уже знаете?

Что для вас является не известным, новым.

То, что мы изучили, знаем, положите обратно в конверт.

А то, что для вас является новым, оставьте перед собой.

Над какой темой будем работать?

А что нам поможет это проверить тему урока?

Давайте проверим и сравним, правы ли мы.

Давайте определим цели нашего урока.

- Что нам необходимо будет узнать?

- Чему мы тогда с вами будем учиться?

Попробуем оценить наши знания по теме в начале урока. А потом сравним результат в конце урока в конце урока.

Выполняют задание в конверте № 1

Проверка на слайде

- содержание учебника

Что такое перестановка множителей?

Учиться применять правило при выполнении различных заданий

Уметь устно формулировать свои мысли. (Коммуникативные УУД)

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного. (Познавательные УУД)

Первичная оценка знаний по теме

Попробуем оценить наши знания по теме в начале урока. А потом сравним результат в конце урока в конце урока.

Оценивают знания в начале урока.

(сигналы светофора)

(Личностные УУД)

Открытие новых знаний.

Мы с вами сейчас немного поиграем в солдатиков. Работать будем в парах.

У вас на столах в конвертах лежат солдатики. (конверт №2)

Попробуйте (в парах) расставить всех солдатиков в колонну по 2

Что у вас получилось7 Кто сможет продемонстрировать у доски на примере матросов?

(2 вариант: Если дети затрудняются, открыть учебники)

Рассмотрите иллюстрацию, где Маша и Миша играют в солдатиков и спорят.

Миша говорит сестре, что он расставлял солдатиков в 2 шеренги, в каждой из которой по 5 солдатиков. Но Маша считает, что солдатики построены в 5 рядов. В каждом ряду по 2 солдатика. Кто из детей прав?

Запишите общее число солдатиков в виде произведения двумя способами.

- Можно ли утверждать, что значения произведений будут равны?

Какой знак поставим между произведениями? Почему?

5*2=2*5

Как можно проверить, что это равенство верно?

Что вас удивило?

Мы исследователи! Проверим, верно ли это утверждение для других выражений?

Работа в парах с солдатами

Даю время на выполнение задания

Объяснение у доски.

Объяснение нового материала у доски детьми

Выслушиваем мнение детей и предлагаем расположить фишки так же, как стоят солдатики

Два ребёнка пишут у доски два варианта

Проверяем устно и записываем на доске: 5 · 2 и 2 · 5

-Да, так как это одно и то же количество солдатов.

- Множители одни и те же, только их поменяли местами,

Заменить умножение суммой одинаковых слагаемых.

Можно вызвать двух учеников к доске, предложив одному вычисление значения произведения 5 · 2, а другому – 2 · 5 (5 · 2 = 5 + 5 = 10, 2 · 5 = 2 + 2 + 2 + 2 + 2 = 10).

Множители поменялись местами, а значение произведений одинаковое

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке. (Регулятивные УУД)

Первичное закрепление.

Применение знаний

Давайте еще раз убедимся в наших предположениях (открытиях)

Выполним задание № 2

3 ст. - 1 ряд

4 ст.- 2 ряд.

5 ст.- 3 ряд

Каким правилом воспользовались при выполнении этого задания?

- Подтвердились наши открытия?

Какой вывод можно сделать?

- Сравним наши предположения с правилом в учебнике на с.109.

А знаете как перестановка множителей называется в математике? Переместительное свойство умножения или переместительный закон умножения.

Задание №3 (устно)

2 8 = 8 2

9 4 = 4 9

5 3 = 3 5

8 4 = 4 8

5 9 = 9 5

3 7 = 7 3

Выполняют 1 и 2 столбики – вместе у доски.

Поменяйтесь тетрадями с соседом и оцените его работу (взаимопроверка).

правилом перестановки множителей

Делают вывод: От перестановки множителей значение произведение не меняется.

Читают правило

Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме: слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД), (Регулятивные УУД)

Уметь устно формулировать свои мысли. (Коммуникативные УУД

Самоконтроль

Оценка результатов

своих действий

Задание № 4 (У-1, с. 109)

Пользуясь полученными знаниями. Выполните задание, самостоятельно.

- Прочитаем формулировку задания. (Найти значения первого произведения) Как будем выполнять? (

Иллюстрируем на доске образец письменного оформления устного ответа.

Самопрверка (ответы на слайде)

Кто допустил две ошибки – 4

Кто допустил 3 ошибки – 3

Самостоятельная работа.

Можно организовать парную работу,

Ели дети затрудняются спроси у соседа!

-Для нахождения значения произведения 5 · 4 воспользовались

равенством 4 · 5 = 20.)

5 · 4 = 4 · 5 = 20.

Учащиеся самостоятельно находят остальные значения произведений и оформляют записи

Оценивают выполненное задание

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке высказывать свое предположение . (Регулятивные УУД)

Уметь оценивать свои действия, свое предположение . (Регулятивные УУД)

Рефлексия деятельности. Итог урока

Какую задачу ставили на уроке?

Удалось достичь поставленной цели?

Где будем использовать новое свойство умножения?

У кого изменились результаты? Закончите предложения….

Спасибо за урок!

Оценивание с помощью сигналов светофора.

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД)

3 · 4 = 12

ПРОИЗВЕДЕНИЕ

СЛООЖЕНИЕ ОДИНАКОВЫХ СЛАГАЕМЫХ МОЖНО ЗАМЕНИТЬ УМНОЖЕНИЕМ.

Знак умножения – точка(·).

2 · 3 = 6

3 · 2 = 6

2 · 3 = 3 · 2

НАЗВАНИЯ КОМПОНЕНТОВ

ДЕЙСТВИЯ УМНОЖЕНИЯ

ДЕЛИМОЕ ДЕЛИТЕЛЬ ЧАСТНОЕ

6: 3 = 2

ЧАСТНОЕ

Чтобы найти неизвестно делимое, нужно частное умножить

На делитель.

2 · 3 = 6

Чтобы найти неизвестный

Делитель, нужно делимое разделить на частное.

6: 2 = 3

1. Деление по содержанию

12 яблок разложили на тарелки, по 3 яблока на каждую тарелку. Сколько тарелок понадобилось?

Для того, чтобы решить задачу, нужно ответить на вопрос – СКОЛЬКО РАЗ В 12 СОДЕРЖИТСЯ ПО 3.

12: 3 = 4

2. Деление на равные части

12 яблок разложили на 4 тарелки поровну. Сколько яблок на каждой тарелке?

Рассуждаем:

Берем 4 яблока, раскладываем по одному яблоку на каждую тарелку. Затем берем еще 4 яблока, раскладываем еще по одному яблоку в тарелку. И берем еще 4 яблока, раскладываем опять по одному яблоку в тарелку. Таким образом, для того, чтобы решить задачу, нужно ответить на вопрос – СКОЛЬКО РАЗ В 12 СОДЕРЖИТСЯ ПО 4.

СВЯЗЬ

МЕЖДУ РЕЗУЛЬТАТОМ И

КОМПОНЕНТАМИ УМНОЖЕНИЯ

4 · 2 = 8

8: 4 = 2

8: 2 = 4

Если произведение двух множителей разделить на один из них, то получится другой множитель.

З А Д А Ч И И И Х В И Д Ы

КЛАСС

1. Разбор задачи происходит по плану:

Настя собрала букет из ромашек и васильков. В букете 6 ромашек, а васильков на 3 больше. Сколько в букете васильков?

  1. О ком говорится в задаче? О чем говорится в задаче?
  2. Повтори условие задачи.
  3. Вопрос задачи.
  4. Из каких цветов делала букет Настя?
  5. Сколько было ромашек?
  6. Знаем ли мы сколько было васильков?/ Сколько было васильков. Что нам известно про васильки?
  7. Что нужно узнать?

По окончании разбора записывается краткая запись, делается схема или рисунок.

2. В задаче всегда пишется пояснение во всех действия, кроме последнего.

3. В задаче с более, чем в 1 действие, пишется выражение.

4. Ответ пишется строго по вопросу задачи.

ЗАДАЧИ НА НАХОЖДЕНИЕ СУММЫ

На полке стояло 7 синих машинок и 10 красных машинок. Сколько машинок всего стояло на полке?