Примирительные процедуры имеют цель урегулировать спор на основе добровольного волеизъявления самих сторон. Способствование примирению сторон, содействие в урегулировании спора, уже принявшего форму иска или заявления, является одной из основных задач арбитражных судов как на стадии подготовки дела к судебному разбирательству, так и на стадии судебного разбирательства. Виды примирительных процедур : переговоры, претензионный порядок разрешения споров, посредничество, мировое соглашение.

Посредничество(медиация) – направлено на урегулирование правового спора и выработку приемлемого решения самими сторонами с участием третьей стороны (посредника) Стороны имеют возможность выбора посредника, а также возможность активно участвовать в урегулировании конфликта. Они сами приходят к компромиссному решению, а не получают его в качестве императива от другой стороны. Применение посредничества материально выгодно. Посредничество имеет место только при наличии соглашения сторон об его использовании. Соглашение о прекращении спора с помощью посредника не подлежит принудительному исполнению.

Претензионный порядок разрешения спора – это мера, способствующая дать спорящим сторонам возможность урегулировать возникший спор до обращения в суд. Данный порядок реализуется путем направления одной стороной другой претензии, в которой содержится требование о надлежащем исполнении условий договора, либо какие-то иные компромиссные решения возникшего спора. Претензионный порядок обязателен, если данный порядок предусмотрен ФЗ, договором или соглашением сторон. несоблюдение обязательного претензионного порядка является основанием для рассмотрения заявления без рассмотрения.

Переговоры – спор разрешается сторонами самостоятельно. При проведении переговоров стороны должны сформулировать свои и выяснить позиции другой стороны по спорным вопросам; уяснить существо спорных проблем; обсудить доводы каждой из сторон и найти компромиссное решение и пути его реализации. Переговоры между сторонами могут проводиться как до, так и после возбуждения дела в арбитражном суде. В случае успеха переговоры сторон, проведенные после возбуждения дела в арбитражном суде, могут завершиться путем заключения мирового соглашения или отказа истца от иска.

Мировое соглашение - это способ разрешения гражданско-правовых споров, прекращения производства по делу и, соответственно, спора на определенных, согласованных сторонами условиях. Мировое соглашение может быть заключено сторонами по любому делу, если иное не предусмотрено АПК и др ФЗ, и на любой стадии арбитражного процесса, в том числе и при исполнении судебного акта. Мировое соглашение составляется в письменной форме и подписывается сторонами. В нем должны содержаться сведения об условиях, размере и о сроках исполнения обязательств сторон.


Мировое соглашение утверждается АС, о чем выносится определение. Правовыми последствиями утверждения арбитражным судом мирового соглашения являются установление прав и обязанностей, решение спора, прекращение производства по делу либо исполнительного производства и, как следствие, невозможность повторного обращения с тождественным иском, возможность принудительного исполнения.

107.Возбуждение дела в арбитражном суде .

Возбуждение дела арбитражным судом- это первая и самостоятельная стадия арбитражного процесса. Действия истца на этой стадии заключаются в том что он подает исковое заявление в соотв с требованиями АПК. Заявление может быть подано лично через канцелярию арбитражного суда, через представителя, имеющего на это полномочия, либо отправлено по почте.В исковом заявлении должны быть указаны: 1) наименование арбитражного суда, в который подается исковое заявление; 2) наименование истца, его место нахождения; если истцом является гражданин, его место жительства, дата и место его рождения, место его работы или дата и место его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, номера телефонов, факсов, адреса электронной почты истца;3) наименование ответчика, его место нахождения или место жительства;4) требования истца к ответчику со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты, а при предъявлении иска к нескольким ответчикам - требования к каждому из них; 5) обстоятельства, на которых основаны исковые требования, и подтверждающие эти обстоятельства доказательства; 6) цена иска, если иск подлежит оценке; 7) расчет взыскиваемой или оспариваемой денежной суммы; 8) сведения о соблюдении истцом претензионного или иного досудебного порядка, если он предусмотрен федеральным законом или договором;9) сведения о мерах, принятых арбитражным судом по обеспечению имущественных интересов до предъявления иска; 10) перечень прилагаемых документов. Вопрос о принятии искового заявления к производству суда решается судьей единолично в пятидневный срок со дня поступления искового заявления в суд. По результатам изучения искового заявления судья выносит одно из следующих определений:

1. Оставление искового заявления без движения нарушение требований к форме и содержанию искового заявления, отсутствие документов, прилагаемых к исковому заявлению. В определении арбитражный суд указывает основания для оставления искового заявления без движения и срок, в течение которого истец должен устранить обстоятельства, послужившие причиной оставления искового заявления без движения. Копия определения направляется истцу не позднее следующего дня после дня его вынесения.

2.Определение о возвращении искового заявления. Арбитражный суд возвращает исковое заявление, если при рассмотрении вопроса о принятии заявления установит, что, дело неподсудно данному арбитражному суду; до вынесения определения о принятии искового заявления к производству арбитражного суда от истца поступило ходатайство о возвращении заявления; не устранены обстоятельства, послужившие основаниями для оставления искового заявления без движения, в срок, установленный в определении суда. Арбитражный суд также возвращает исковое заявление, если отклонено ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки уплаты государственной пошлины, об уменьшении ее размера. О возвращении заявления суд выносит определение.

Возвращение искового заявления не препятствует повторному обращению с таким же требованием в арбитражный суд в общем порядке после устранения обстоятельств, послуживших основанием для его возвращения.

3.О пределение о принятии искового заявления, которым возбуждается производство по делу.Арбитражный суд обязан вынести данное определение, если такое заявление подано с соблюдением требований,предъявляемых в АПК.В нем указывается о подготовке дела к судебному разбирательству, действиях, которые надлежит выполнить лицам, участвующим в деле, сроки их совершения,а так же адрес официального сайта арбитр суда,номер тел, адреса электронной почты для получения информации о рассматриваемом деле.

Медиация в арбитражном процессе представляет собой альтернативный судебному способ разрешения спора и выбирается участниками с целью разрешить возникшие противоречия. Процедура носит сугубо добровольный характер и не может быть навязана ни судом, ни третьими лицами. В статье далее расскажем о медиации подробно.

Процедура медиации в арбитражном процессе — понятие и принципы

На территории РФ действует закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» от 27.07.2010 № 193-ФЗ. В ст. 2 данного закона дается расшифровка термина «медиация»: это не что иное, как вариант разрешения спорных вопросов посредством участия третьей стороны — медиатора. Цель данной процедуры заключается в том, чтобы участники достигли-таки компромисса в возникшем гражданско-правовом споре.

Медиация строится на следующих принципах:

  1. Конфиденциальности. Медиатор не вправе разглашать обстоятельства спора иным лицам, не являющимся его участниками. Как правило, с ним заключается соответствующее соглашение, в котором прописывается ответственность за нарушение условий проведения процедуры.
  2. Добровольности. Стороны принимают решение о проведении процедуры медиации посредством переговоров. Они совместно обсуждают все вопросы, которые необходимо вынести на суд медиатора, уточняют место проведения встреч и т. д. Иными словами, заставить кого-то вступить в процедуру медиации невозможно.
  3. Беспристрастности и независимости медиатора. Ни в коем случае медиатор не должен быть заинтересован в исходе спора или занимать сторону одного из его участников. В этом случае он попросту не допускается к ведению дела.
  4. Равноправии сторон. Обе стороны конфликта имеют одинаковые права и соответствующие им обязанности. Вне зависимости от того, в какой роли выступает участник спора (истец, ответчик и т. д.), его правовое положение равнозначно прочим.

Применение процедуры медиации в арбитражном процессе

Положения ст. 135 АПК РФ обязывают суд способствовать сторонам дела в разрешении возникших противоречий. Одним из вариантов помощи является уведомление о возможности прибегнуть к процедуре медиации.

После того как стороны процесса приняли решение о том, что они воспользуются помощью медиатора, первостепенной задачей становится оповещение суда о своих действиях посредством составления ходатайства о приостановлении рассмотрения дела. Возможность отложения судом рассмотрения дела допускается ст. 158 АПК РФ, если стороны проведут процедуру медиации.

Следующий шаг участников спора — подписание соглашения , которое направлено на уточнение условий проведения процедуры. Перечень разделов, которые должны быть включены в текст документа, устанавливает ст. 8 закона № 193-ФЗ:

  1. Суть спора.
  2. Порядок, в котором будет проведена медиация.
  3. Сведения о медиаторе.
  4. Срок проведения процедуры.
  5. Расходы на медиацию.

Заверенная копия соглашения представляется суду для подтверждения того, что стороны действительно вступили в процедуру медиации.

В деле, в соответствии со ст. 9 закона № 193-ФЗ, может участвовать как один, так и несколько медиаторов. К ним предъявляются соответствующие требования, указанные в ст. 15 закона № 193-ФЗ. Если медиация вводится в судебном процессе, медиатор должен осуществлять свою деятельность только на профессиональной основе. При этом суд вправе запросить документы, подтверждающие соответствие медиатора требованиям, заявленным в законе.

Сроки проведения процедуры медиации и ее участники

Участвовать в процедуре медиации вправе только лица, у которых возникли разногласия, и медиатор (как независимый арбитр в разрешении спора). Третьих лиц на заседаниях присутствовать не должно. Исключение составляют случаи, когда стороны своим решением вызывают посторонних лиц для разрешения необходимых вопросов (экспертов, свидетелей и т. д.), но такой вариант должен быть либо оговорен в самом соглашении о проведении медиации, либо озвучен на заседании сторон.

Суд не относится к участникам процедуры. Несмотря на то что дело, по сути которого ведется спор, находится в суде, этот орган может лишь посоветовать сторонам обратиться к медиатору и удовлетворить их ходатайство об отложении рассмотрения дела.

Срок проведения процедуры медиации указывается в соглашении сторон. Как правило, он не превышает 60 дней с момента принятия судом акта об отложении рассмотрения дела.

Результаты процедуры медиации в арбитражном процессе

После того как стороны урегулировали все спорные вопросы, медиация заканчивается. Однако исход этой процедуры не всегда однозначен. На практике возможно нескольких вариантов (ст. 14 закона № 193-ФЗ):

  • подписание соглашения;
  • окончание процедуры без урегулирования спорных вопросов;
  • истечение срока проведения процедуры, который был обозначен в соглашении о проведении медиации;
  • заявление медиатора или одного из участников о том, что дальнейшая процедура нецелесообразна.

Стороны, в зависимости от вопросов, решаемых в ходе спора, и окончательных результатов медиации, могут подписать медиативное соглашение, в котором найдут свое отражение все аспекты судебного дела. Исходя из этого, суд вправе утвердить данное соглашение как мировое и прекратить судебное разбирательство. Однако для этого стороны должны предъявить судье текст соглашения и заявить ходатайство об окончании спора.

Таким образом, процедура медиации представляет собой альтернативный способ разрешения противоречий сторон в рамках арбитражного процесса. При этом важно понимать также, что при всех имеющихся плюсах у этой процедуры есть и один существенный недостатокфинансовый вопрос, т. к. стороны должны самостоятельно оплатить услуги медиатора. Причем эту сумму нельзя отнести к судебным издержкам и возложить на проигравшую сторону.

Способствование примирению сторон, содействие в урегулировании спора, уже принявшего форму иска или заявления, является одной из основных задач арбитражных судов и на стадии подготовки дела к судебному разбирательству (ч. 1 ст. 133 АПК РФ), и на стадии судебного разбирательства, и на всех последующих стадиях (ч. 1 ст. 138 АПК РФ). Как показывает мировой опыт, большое количество споров, достигших судебной стадии, оканчивается примирением.

Примирение представляет собой достигнутую в результате проведения определенных процедур ликвидацию спора (разногласий) сторон. Статическая характеристика понятия "примирение" охватывает существование спора (разногласий) в прошлом, это результат урегулирования или разрешения спора (разногласий). Динамической характеристикой примирения является само урегулирование или разрешение спора каким-либо образом. Понятие "примирение" несет на себе еще и психологический оттенок: отсутствие не только объективной стороны, но и субъективной стороны - признание претензии обоснованной или необоснованной, согласие или несогласие с решением суда и т.д.

Суд по каждому делу должен принимать меры, направленные на достижение примирения. Кроме того, он содействует сторонам в урегулировании спора при наличии соответствующей инициативы.

Примирительной является процедура, направленная на урегулирование спора. Примирительные процедуры за рубежом разрабатываются в рамках альтернативных способов разрешения споров. В современной правовой системе России в понятие "альтернативных" входят не относящиеся к судебным способы урегулирования споров.

Среди примирительных процедур применяются, в частности, следующие: переговоры, примирительное производство, посредничество (медиация).

Таким образом, государство предоставляет участникам правовых конфликтов возможность выбора: обратиться за защитой своих прав и интересов в государственный суд или разрешить спор при помощи альтернативных внесудебных процедур. При этом обращение в государственный суд не исключает возможности урегулирования спора при помощи примирительных процедур.

В каждой конкретной ситуации заинтересованное лицо само должно определиться, каким образом следует разрешить конфликт. При этом необходимо учитывать преимущества того или иного способа разрешения споров.

Основные преимущества примирительных процедур сводятся к следующему:

1. Договоренности, к которым стороны пришли в результате примирительных процедур, лучше исполняются, чем судебные решения. Взыскатель, получив решение суда в свою пользу, может столкнуться с серьезными трудностями с реализацией такого решения на практике, поскольку такое решение будет вынесено против воли должника, который может различными путями противодействовать исполнению такого решения, например, скрывать свое имущество.

2. Используя примирительные процедуры, стороны экономят свои финансы. Рассмотрение дела в суде является достаточно затратным как для сторон, так и для государства. Уплата судебных расходов - обязательное условие для возбуждения и ведения дела в суде. Кроме государственной пошлины (размер которой в зависимости о цены иска может быть весьма значительным - до 100000 рублей - ст. 333.21 НК РФ), необходимо оплатить услуги юриста (услуги хорошего юриста, как известно, стоят недешево), расходы, связанные с проведением экспертизы, вызовом свидетелей, проведением осмотра доказательств на месте и другие расходы, предусмотренные законом. Для государства осуществление правосудия также влечет значительные финансовые затраты, которые оплачивают налогоплательщики. Уменьшение количества дел в судах может привести к приостановлению увеличения количества судей, работников аппарата суда, затрат на материально-техническое обеспечение судов и, в конечном счете, будут экономиться средства налогоплательщиков, т.е. наши с вами средства.

3. Обращаясь к примирительным процедурам, стороны экономят свое время. Длительные сроки рассмотрения дела в суде только первой инстанции (до 3 месяцев), существование значительного числа судебных инстанций (первая, апелляция, кассация, надзор) приводят к тому, что суды рассматривают споры длительное время. Не исключается возврат дела из вышестоящей инстанции в первую инстанцию для повторного рассмотрения с сохранением возможности дальнейшего обжалования. Кроме того, нередко проигравшая сторона обращается в вышестоящую инстанцию исключительно для того, чтобы потянуть время и как можно позже исполнить решение.

4. Вынося решение по делу, суд далеко не всегда разрешает конфликт, а, наоборот, зачастую его усугубляет, что нередко приводит к новым спорам и дальнейшим судебным разбирательствам. При использовании примирительных процедур сторона имеет возможность сохранить деловые отношения с противоположной стороной, сохранить потенциального заказчика, что в перспективе может принести стороне гораздо больше выгоды, в том числе материальной, чем прохождение судебной процедуры.

5. Крупные компании имеют финансовые возможности пользоваться квалифицированной юридической помощью (содержать штат опытных юристов, пользоваться услугами солидных юридических фирм и адвокатов). В противоположность этому небольшие фирмы и частные предприниматели нередко в связи с дефицитом денежных средств остаются без квалифицированной юридической помощи. В условиях состязательного процесса сторона, не имеющая квалифицированной юридической поддержки, оказывается в невыгодном положении по сравнению со стороной, которая имеет возможность привлечь для защиты своих интересов высококвалифицированных юристов. При таких обстоятельствах мирное урегулирование спора является наиболее оптимальным для юридически "слабой" стороны процесса.

6. Ведя процесс, каждая сторона рискует его проиграть. Результат судебного процесса зависит от многих обстоятельств, в том числе от наличия необходимых документов и их правильного оформления, профессионализма представителей сторон в условиях состязательного процесса, судебного усмотрения. В отношениях сторон неопределенность продолжительное время присутствует и после вынесения судебного решения. Решение суда может быть обжаловано в вышестоящие судебные инстанции: апелляционную, кассационную и надзорную. До тех пор, пока у сторон существует юридическая возможность потребовать пересмотра судебного решения, нельзя говорить о внесении полной ясности в отношения сторон. Кроме того, суд выносит решение на основе имеющихся в деле доказательств. Не всегда возможно представить суду необходимые доказательства своей (пусть и правой) позиции по делу, что может привести к неблагоприятному исходу дела. Оканчивая спор миром, стороны, напротив, имеют перед собой четко осознаваемый, прогнозируемый и устраивающий их результат, в разработке которого они сами принимают непосредственное участие.

7. Гласность судебного разбирательства предполагает собой открытое разбирательство дел в судах. Как правило, любой желающий может присутствовать при разбирательстве дела, посмотреть опубликованные в сети Интернет судебные акты с участие определенного лица. При таких обстоятельствах возможно разглашение конфиденциальной информации, что не всегда бывает желательно для сторон. Примирительные процедуры характеризуются отсутствием публичности, конфиденциальностью.

8. Суд, по общему правилу, связан с требованиями истца, и не вправе выйти за пределы исковых требований. Суд должен дать четкий и определенный ответ на спорное требование. Суд в целях защиты интересов ответчика не вправе присудить истцу какой-либо другой предмет или вообще избрать какой-либо другой способ удовлетворения требований истца. Используя примирительные процедуры, стороны вправе договориться о способе удовлетворения требований истца.

9. Процедура судебного разбирательства осуществляется по строго определенным процессуальным правилам, сопровождается вызовом в суд, в том числе стороны, разбирательство для которой является вынужденной, необходимостью дачи суду объяснений и т.д. Отсутствие необходимых элементов судебной процедуры и атрибутики создает психологический комфорт участникам спора, атмосферу доверия и сотрудничества.

10. Использование некоторых альтернативных процедур предполагает возможность самостоятельного выбора лиц, рассматривающих и разрешающих спор, а отсюда большое доверие к ним и к принимаемому решению.

11. Использование примирительных процедур позволяет снизить загруженность судов и сосредоточить наибольшее внимание судей на тех делах, которые стороны не могут разрешить самостоятельно и которые действительно требуют государственно-властного вмешательства.

Таким образом, примирительные процедуры имеют множество преимуществ по сравнению с традиционной судебной формой разрешения правовых конфликтов.

Наиболее распространенными примирительными процедурами в России являются переговоры, посредничество и третейское разбирательство. Указанные процедуры не являются исчерпывающими, возможны различные их комбинации.

1. Переговоры.

Это примирительная процедура, посредством которой стороны урегулируют возникшие разногласия непосредственно или при содействии своих доверенных лиц без привлечения независимой третьей стороны.

Переговоры - одно из наиболее простых, распространенных, эффективных и доступных средств урегулирования конфликтов, в том числе в сфере экономики, т.к. переговоры не влекут дополнительных расходов, для их проведения не требуется какое-либо официальное разрешение, они не представляют риска для сторон и направлены на конструктивное обсуждение проблемы.

Переговоры очень распространены в среде предпринимателей, поскольку они позволяют найти оптимальный выход из сложившейся конфликтной ситуации и сохранить при этом долговременные партнерские отношения. Переговоры часто заканчиваются принятием согласованного решения о дальнейшем поведении спорящих сторон.

Переговоры могут происходить непосредственно между участниками, вовлеченными в проблему, или между представляющими их интересы юристами. В переговорном процессе очень важна роль юристов, представляющих интересы сторон. Юристам легче понять друг друга и достичь соглашения по вопросам, представляющим интерес для них. Адвокат является посредником, но не беспристрастным, а заинтересованным, поскольку он стремится к достижению благоприятного только для его клиента результата. Целесообразно, чтобы адвокаты, представляя интересы клиентов, стремились примирить их противоречивые интересы. Для того, чтобы переговоры были эффективными, необходимо владение искусством ведения переговоров.

В ходе переговоров стороны могут договориться об определенных решениях, взаимных уступках, которые могут быть облечены в форму гражданско-правовой сделки или мирового соглашения, утвержденного судом.

Переговоры могут происходить как до, так и после возбуждения дела в суде. Однако чем раньше начнутся переговоры, чем быстрее конфликт будет урегулирован, тем больше преимуществ получат стороны.

Переговоры могут проходить в устной и в письменной формах.

Особой разновидностью переговоров в письменной форме является претензионный порядок урегулирования конфликтов. Суть этого порядка заключается в том, что одна сторона, не довольная нарушением договора другой стороной, пишет ей письменную претензию. Другая сторона должна рассмотреть эту претензию и ответить на нее. Различают два вида претензионного порядка урегулирования споров: обязательный и добровольный. К добровольному претензионному порядку урегулирования споров стороны прибегают по своей воле при отсутствии закона, который бы обязывал их к этому. Обязательный претензионный порядок состоит в том, что суд не рассматривает заявление до тех пор, пока стороны не соблюли этот порядок.

В Российской Федерации претензионный порядок урегулирования споров является обязательным только в двух случаях: если он предусмотрен законом или если стороны сами договорились о предварительном урегулировании возникших разногласий по договору.

Закон предусматривает обязательность претензионной стадии урегулирования споров для некоторой категории споров. Например, согласно п. 2 ст. 452 Гражданского кодекса РФ истец обязан до обращения в суд с исковым заявлением об изменении или расторжении договора направить ответчику предложение об изменении или расторжении договора, оформленное в письменном виде. Обязательный досудебный порядок урегулирования спора предусмотрен при понуждении стороны к заключению договора (ст. 445 Гражданского кодекса РФ). Досудебный порядок урегулирования спора предусмотрен п. 1 ст. 797 Гражданского кодекса РФ и ст. 120 Устава железнодорожного транспорта РФ, согласно которым до предъявления к перевозчику иска, связанного с осуществлением перевозки груза, к перевозчику должна быть предъявлена претензия. Существуют и некоторые другие случаи, когда законом предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования спора.

Однако в качестве общего правила установлена добровольность претензионного досудебного порядка урегулирования споров. По большинству правоотношений любое лицо вправе обратиться непосредственно в суд, не предпринимая абсолютно никаких мер по самостоятельному разрешению конфликта. Суд обязан рассмотреть такой экономический спор и вынести по нему решение без учета того обстоятельства, что стороны могли решить этот спор самостоятельно, без обращения в арбитражный суд. Возникает вопрос, насколько такое положение обосновано, особенно в условиях постоянного роста количества споров в судах.

Претензионный порядок урегулирования экономических конфликтов направлен на примирение сторон в досудебной стадии. Этот порядок призван освободить судебные органы от гражданско-правовых споров, которые стороны могут решить самостоятельно. Практика показывает, что нередко конфликтные ситуации в экономической сфере устраняются сторонами самостоятельно, без вмешательства судебных органов, через претензионный порядок.

Обязательный досудебный претензионный порядок урегулирования споров, равно как и другие примирительные процедуры, вполне согласуются со ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и Конституцией РФ, поскольку они не исключают возможность судебной защиты. Примирительные процедуры неверно рассматривать как препятствие к осуществлению правосудия даже и в тех случаях, когда они осуществляются по предписанию суда. Примирительные процедуры не являются преградой, а наоборот, это шаг к разрешению спора и достижению целей и задач, которые ставит перед собой правосудие. Следовательно, доступ к правосудию сохраняется в данном случае в полной мере.

Очень важно, чтобы спор между сторонами разрешался еще в досудебной стадии при помощи переговоров.

Переговоры не всегда приводят к положительному результату. В ряде случаев стороны утрачивают способность к достижению компромисса и обращаются для разрешения спора в судебные органы. Хотя во многих случаях полезной оказалась бы помощь нейтрального посредника. Однако все равно переговоры - самый распространенный, перспективный и наиболее предпочтительный инструмент разрешения споров с позиций интересов.

2. Посредничество.

Это примирительная процедура, которая представляет собой способ урегулирования возникших разногласий при содействии независимого лица (посредника). Сущность посредничества заключается в переговорах между сторонами при участии нейтрального лица, которое оказывает помощь в достижении соглашения между участниками конфликта.

Достоинствами посредничества в сравнении с другими примирительными процедурами являются:

  • конфиденциальность;
  • оперативность;
  • возможность использования до обращения в суд и в ходе производства по делу;
  • возможность использования к любым участникам и любому спору;
  • не представляет никакого риска для сторон;
  • неформальная обстановка переговоров;
  • возможность выбора кандидатуры посредника;
  • возможность сторонам самим управлять и владеть процессом переговоров;
  • отсутствие императивности, принудительности;
  • нацеленность на удовлетворение интересов каждой из сторон;
  • возможность в любой момент остановить переговорный процесс;
  • широкий спектр возможных результатов;
  • компетентность посредника;
  • невысокие затраты;
  • высокая результативность.

К числу недостатков посредничества относятся следующие:

  • посредничество не всегда приводит к разрешению спора;
  • откровенность стороны может обернуться против этой стороны;
  • необходимость присутствия стороны во время переговоров.

Можно выделить следующие стадии посредничества.

  • Встреча независимого посредника с каждой из сторон, целью которой является ознакомление с информацией по спору. При этом присутствуют обе стороны и независимый посредник. Каждая сторона излагает свои аргументы, правовую базу и т.д.
  • Отдельные встречи посредника с каждой из сторон в целях уточнения информации, посредник дает разъяснения о возможности достижения соглашения.

Одной из самых эффективных сфер применения посредничества является предпринимательская сфера, область экономических отношений. Посредничество помогает восстанавливать и поддерживать деловые отношения между сторонами, восстанавливать нарушенное договорное равновесие.

Нормы, регламентирующие институт посредничества, к сожалению, не нашли отражение в действующем АПК. Хотя сегодня уже очевидно, что институт посредничества должен быть детально разработан на уровне закона.

За последние годы интерес к развитию посреднической деятельности в России сильно возрос. В юридической литературе появляется множество публикаций по вопросам посредничества. Изучается зарубежный опыт посреднической деятельности. Создаются и функционируют различные организации, занимающиеся посреднической деятельностью. Однако переговоры конфликтующих сторон с участием посредника ведутся в отсутствие нормативно-правовых актов, определяющих правовой статус посредников, и вне судебного контроля.

Кто же может выступать в качестве посредника? Действующее законодательство не содержит каких-либо ограничений и требований в этом вопросе.

Необходимо учитывать, что посреднику в ходе его работы может быть сообщена определенная информация конфиденциального характера (коммерческая, служебная тайна, сведения личного характера и т.д.), поэтому осуществлять посредническую деятельность не должны случайные люди.

Примирить стороны, найти в конфликте «золотую середину», приемлемую для всех, - очень сложное дело. Поэтому к посреднику рекомендуется предъявлять повышенные требования. Посредник должен иметь не только хорошее образование, желательно юридическое, но и солидный стаж работы, богатый жизненный опыт, авторитет, он должен обладать хорошими человеческими качествами, чувствовать суть конфликта, причину конфликта, предложить приемлемые варианты его разрешения.

Несомненно, введение в российское законодательство института посредничества (медиации) является правильным и нужным шагом, отвечающим духу современности.

3. Третейское разбирательство.

В соответствии с Федеральным законом «О третейских судах в Российской Федерации» третейский суд - это постоянно действующий третейский суд или третейский суд, образованный сторонами для решения конкретного спора.

Третейский суд можно также определить как негосударственный орган, созданный по соглашению сторон для разрешения гражданско-правового спора, решение которого является окончательным и подлежит обязательному исполнению.

Необходимым условием третейского разбирательства является третейское соглашение, т.е. соглашение сторон о передаче спора на разрешение третейского суда.

По сравнению с судебным разбирательством в государственных судах третейское разбирательство имеет существенные преимущества.

Во-первых, третейский суд - это негосударственный орган. Подведомственность споров такому суду исключительно добровольная, основанная на соглашении сторон. Такой способ разрешения споров применяется только на основе взаимного соглашения спорящих сторон и осуществляется избранными ими лицами.

Во-вторых, несомненным достоинствам третейского разбирательства является его диспозитивный характер. Спор может быть передан на разрешение третейского суда только с согласия обеих сторон, стороны спора сами решают, какой третейский суд будет разрешать их спор, сами назначают арбитров, могут сами определить правила третейского разбирательства.

В-третьих, решения третейского суда обладают определенной стабильностью. Решение третейского суда является окончательным и не может быть пересмотрено в порядке, установленном процессуальным законодательством (апелляционное, кассационное, надзорное производство).

Однако решение третейского суда может быть отменено в случаях, когда это предусмотрено международным договором Российской Федерации и федеральным законом о международном коммерческом арбитраже. В соответствии с частью 3 статьи 233 АПК РФ арбитражный суд отменяет решение третейского суда, если установит, что спор, рассмотренный третейским судом, не может быть предметом третейского разбирательства в соответствии с федеральным законом или решение третейского суда нарушает основополагающие принципы российского права.

В-четвертых, процедура третейского разбирательства проста и не регламентирована многочисленными процессуальными правилами, что обеспечивает относительную быстроту рассмотрения спора.

В-пятых, в отличие от государственного суда рассмотрение споров в третейском суде происходит в закрытых заседаниях. Так, возможность предания огласке обстоятельств, которые стороны считают нужным сохранить в тайне, сведена к минимуму.

Согласно части 4 статьи 3 Федерального закона от 24 июля 2002 г . N 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации" организация - юридическое лицо, образовавшая постоянно действующий третейский суд, направляет в компетентный суд, осуществляющий судебную власть на той территории, где расположен постоянно действующий третейский суд, копии документов, свидетельствующих об образовании постоянно действующего третейского суда.

Примирительные процедуры в арбитражном процессе

1. Понятие и виды примирительных процедур

Способствование примирению сторон, содействие в урегулировании спора, уже принявшего форму иска или заявления, является одной из основных задач арбитражных судов и на стадии подготовки дела к судебному разбирательству (ч. 1 ст. 133 АПК РФ), и на стадии судебного разбирательства, и на всех последующих стадиях (ч. 1 ст. 138 АПК РФ). Как показывает мировой опыт, большое количество споров, достигших судебной стадии, оканчивается примирением.

Примирение представляет собой достигнутую в результате проведения определенных процедур ликвидацию спора (разногласий) сторон. Статическая характеристика понятия "примирение" охватывает существование спора (разногласий) в прошлом, это результат урегулирования или разрешения спора (разногласий). Динамической характеристикой примирения является само урегулирование или разрешение спора каким-либо образом. Понятие "примирение" несет на себе еще и психологический оттенок: отсутствие не только объективной стороны, но и субъективной стороны - признание претензии обоснованной или необоснованной, согласие или несогласие с решением суда и т.д.

Суд по каждому делу должен принимать меры, направленные на достижение примирения. Кроме того, он содействует сторонам в урегулировании спора при наличии соответствующей инициативы.

Примирительной является процедура, направленная на урегулирование спора. Примирительные процедуры за рубежом разрабатываются в рамках альтернативных способов разрешения споров. В современной правовой системе России в понятие "альтернативных" входят не относящиеся к судебным способы урегулирования споров.

Среди примирительных процедур применяются, в частности, следующие: переговоры, примирительное производство, посредничество (медиация).

Таким образом, государство предоставляет участникам правовых конфликтов возможность выбора: обратиться за защитой своих прав и интересов в государственный суд или разрешить спор при помощи альтернативных внесудебных процедур. При этом обращение в государственный суд не исключает возможности урегулирования спора при помощи примирительных процедур.

В каждой конкретной ситуации заинтересованное лицо само должно определиться, каким образом следует разрешить конфликт. При этом необходимо учитывать преимущества того или иного способа разрешения споров.

Основные преимущества примирительных процедур сводятся к следующему:

1. Договоренности, к которым стороны пришли в результате примирительных процедур, лучше исполняются, чем судебные решения. Взыскатель, получив решение суда в свою пользу, может столкнуться с серьезными трудностями с реализацией такого решения на практике, поскольку такое решение будет вынесено против воли должника, который может различными путями противодействовать исполнению такого решения, например, скрывать свое имущество.

2. Используя примирительные процедуры, стороны экономят свои финансы. Рассмотрение дела в суде является достаточно затратным как для сторон, так и для государства. Уплата судебных расходов - обязательное условие для возбуждения и ведения дела в суде. Кроме государственной пошлины (размер которой в зависимости о цены иска может быть весьма значительным - до 100000 рублей - ст. 333.21 НК РФ), необходимо оплатить услуги юриста (услуги хорошего юриста, как известно, стоят недешево), расходы, связанные с проведением экспертизы, вызовом свидетелей, проведением осмотра доказательств на месте и другие расходы, предусмотренные законом. Для государства осуществление правосудия также влечет значительные финансовые затраты, которые оплачивают налогоплательщики. Уменьшение количества дел в судах может привести к приостановлению увеличения количества судей, работников аппарата суда, затрат на материально-техническое обеспечение судов и, в конечном счете, будут экономиться средства налогоплательщиков, т.е. наши с вами средства.

3. Обращаясь к примирительным процедурам, стороны экономят свое время. Длительные сроки рассмотрения дела в суде только первой инстанции (до 3 месяцев), существование значительного числа судебных инстанций (первая, апелляция, кассация, надзор) приводят к тому, что суды рассматривают споры длительное время. Не исключается возврат дела из вышестоящей инстанции в первую инстанцию для повторного рассмотрения с сохранением возможности дальнейшего обжалования. Кроме того, нередко проигравшая сторона обращается в вышестоящую инстанцию исключительно для того, чтобы потянуть время и как можно позже исполнить решение.

4. Вынося решение по делу, суд далеко не всегда разрешает конфликт, а, наоборот, зачастую его усугубляет, что нередко приводит к новым спорам и дальнейшим судебным разбирательствам. При использовании примирительных процедур сторона имеет возможность сохранить деловые отношения с противоположной стороной, сохранить потенциального заказчика, что в перспективе может принести стороне гораздо больше выгоды, в том числе материальной, чем прохождение судебной процедуры.

5. Крупные компании имеют финансовые возможности пользоваться квалифицированной юридической помощью (содержать штат опытных юристов, пользоваться услугами солидных юридических фирм и адвокатов). В противоположность этому небольшие фирмы и частные предприниматели нередко в связи с дефицитом денежных средств остаются без квалифицированной юридической помощи. В условиях состязательного процесса сторона, не имеющая квалифицированной юридической поддержки, оказывается в невыгодном положении по сравнению со стороной, которая имеет возможность привлечь для защиты своих интересов высококвалифицированных юристов. При таких обстоятельствах мирное урегулирование спора является наиболее оптимальным для юридически "слабой" стороны процесса.

6. Ведя процесс, каждая сторона рискует его проиграть. Результат судебного процесса зависит от многих обстоятельств, в том числе от наличия необходимых документов и их правильного оформления, профессионализма представителей сторон в условиях состязательного процесса, судебного усмотрения. В отношениях сторон неопределенность продолжительное время присутствует и после вынесения судебного решения. Решение суда может быть обжаловано в вышестоящие судебные инстанции: апелляционную, кассационную и надзорную. До тех пор, пока у сторон существует юридическая возможность потребовать пересмотра судебного решения, нельзя говорить о внесении полной ясности в отношения сторон. Кроме того, суд выносит решение на основе имеющихся в деле доказательств. Не всегда возможно представить суду необходимые доказательства своей (пусть и правой) позиции по делу, что может привести к неблагоприятному исходу дела. Оканчивая спор миром, стороны, напротив, имеют перед собой четко осознаваемый, прогнозируемый и устраивающий их результат, в разработке которого они сами принимают непосредственное участие.

7. Гласность судебного разбирательства предполагает собой открытое разбирательство дел в судах. Как правило, любой желающий может присутствовать при разбирательстве дела, посмотреть опубликованные в сети Интернет судебные акты с участие определенного лица. При таких обстоятельствах возможно разглашение конфиденциальной информации, что не всегда бывает желательно для сторон. Примирительные процедуры характеризуются отсутствием публичности, конфиденциальностью.

8. Суд, по общему правилу, связан с требованиями истца, и не вправе выйти за пределы исковых требований. Суд должен дать четкий и определенный ответ на спорное требование. Суд в целях защиты интересов ответчика не вправе присудить истцу какой-либо другой предмет или вообще избрать какой-либо другой способ удовлетворения требований истца. Используя примирительные процедуры, стороны вправе договориться о способе удовлетворения требований истца.

9. Процедура судебного разбирательства осуществляется по строго определенным процессуальным правилам, сопровождается вызовом в суд, в том числе стороны, разбирательство для которой является вынужденной, необходимостью дачи суду объяснений и т.д. Отсутствие необходимых элементов судебной процедуры и атрибутики создает психологический комфорт участникам спора, атмосферу доверия и сотрудничества.

10. Использование некоторых альтернативных процедур предполагает возможность самостоятельного выбора лиц, рассматривающих и разрешающих спор, а отсюда большое доверие к ним и к принимаемому решению.

11. Использование примирительных процедур позволяет снизить загруженность судов и сосредоточить наибольшее внимание судей на тех делах, которые стороны не могут разрешить самостоятельно и которые действительно требуют государственно-властного вмешательства.

Таким образом, примирительные процедуры имеют множество преимуществ по сравнению с традиционной судебной формой разрешения правовых конфликтов.

Административный процесс

Весь административный процесс состоит из определенных процедур, а административные процедуры составляют часть административного процесса...

Медиация как способ досудебного разрешения споров

Исторически медиация существует так же давно, как существуют конфликты. Для разрешения конфликтов прибегали как к переговорам между конфликтующими сторонами, так и к медиации...

Наблюдение как процедура банкротства

Наблюдение, согласно статье 2 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве) ” Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"// // СЗ РФ. 2002. N 43. Ст. 4190/, - процедура банкротства...

Понятие таможенной процедуры. Виды и назначение таможенных процедур

В ТК ТС отсутствует разделение таможенных процедур на группы, как это было Таможенном кодексе РФ. И всё же разделим виды таможенных процедур по целям на четыре группы...

Правовое регулирование медиации в Российской Федерации

Термин "медиация" - новый для российского законодательства. Между тем механизмы, аналогичные медиации, существуют и используются давно. В начале XIX века в Российской империи была создана и эффективно действовала система коммерческих судов...

Правоотношения в сфере размещения государственного заказа и разработка рекомендаций по повышению результативности этого института

Категория примирения является одной из базовых в философии, социологии, психологии и других общественных науках. Теория и практика примирения близки и праву. Стремление к достижению взаимного согласия в деятельности людей...

Примирительные процедуры в гражданском процессе

Как уже упоминалось, законодательство Российской Федерации предусматривает различные виды примирительных процедур, которые используются для урегулирования гражданско-правовых споров. К ним относятся претензионный порядок, переговоры...

Процедура банкротства юридических лиц

Безусловно, чёткое формулирование понятия и признаков процедур несостоятельности (банкротства) представляется важным как в теоретическом, так и в практическом плане. Как показал проведённый выше анализ...

Сущность и методы социального партнерства

Каждая сторона коллективных трудовых переговоров не правомочна уклониться от участия в процессе примирительных процедур. В организации и проведении примирительных процедур принимают участие примирительная комиссия, представители сторон...

Таможенные процедуры

Виды таможенных процедур установлены статьей 202 Таможенного кодекса Таможенного союза...

Трудовые спор

Примирительные процедуры - рассмотрение коллективного трудового спора с целью его разрешения примирительной комиссией с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже. Это определение, по существу...