(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Использование трамвайных путей в дорожном движении направлено на увеличение пропускной способности проезжей части. Отдельные пункты правил дорожного закона направлены на решение двух задач: освобождение крайней левой полосы и создание условий для бесконфликтного движения с рельсовым транспортным средством.

Общие положения

  • трамвайные пути расположены на одном уровне с прилегающей полосой;
  • занимаемая часть полотна принадлежит только путям попутного направления;
  • не допускается ограждение проезжей части от попутных путей, например, за счет конструктивного выделения остановки.

Дополнительно водитель должен учесть, что при выезде на отмеченный элемент дороги, машина не должна создавать помеху для движения трамваю.

Правила поворота налево с трамвайных путей

Перестроение на линию попутного трамвая является обязательным согласно пункту 8.5 главы 8 дорожного закона. Его редакция предполагает:


Особенность выполнения таких условий определяется пунктом 9.1 ПДД. Здесь водитель выбирает положение на своей половине проезжей части самостоятельно при отсутствии иных предписаний.

Для условий оживленных обозначенных и регулируемых перекрестков чаще выполняется последнее из указанных условий.

Таким образом, повернуть налево с линии трамвая возможно для левого маневра на прилегающую или дворовую территорию.

Действия водителя в ином случае легко представить в виде определенного алгоритма:

  • при подъезде к пересечению уточнить наличие знаков 5.15.1 или 5.15.2 «Направление движения по полосе» (или полосам);
  • обратить внимание на отсутствие помехи в виде попутного трамвая;
  • обозначить маневр включением указания поворота;
  • снизить скорость, совершить перестроение на попутную часть дороги.

Совершать поворот следует с учетом правила преимущественного проезда, а в равных условиях пропустить встречный транспорт. Дополнительно учитывайте, что пункт 13.1 предписывает необходимость и водителям велосипедов.

Разворот с трамвайных путей

Перестроение на попутные трамвайные пути предполагает равные условия по сравнению с аналогичными действиями для левого поворота:

  • отсутствие обозначения полосы в виде знаков или разметки, как разрешенной для разворота или поворота налево;
  • соблюдение условий для безопасного перестроения на линию трамвая.

Для такого сложного маневра как разворот, характерны некоторые особенности:

  1. Выполнение маневра производится по возможности с минимальным радиусом. С этой целью выполняйте его после полной остановки.
  2. Предоставление преимущества встречному транспорту производится согласно пункту 13.4 для регулируемых пересечений и 13.12 для нерегулируемых перекрестков, т. е. для встречного транспорта, едущего прямо.

Для выполнения маневра для изменения направления движения в обратную сторону, выезд на трамвайные пути потребуется наверняка.

Помешать развороту за пределами перекрестка с трамвайных путей способна только одна особенность, которая не позволит занять их. К примеру, нанесение разметки 1.2.1 для обозначения границы проезжей части, делает выезд на линию движения трамвая невозможной. При нанесении такой линии слева от водителя по ходу движения, она не должна пересекаться.

Сигналом для возможного перестроения станет:

  • разрыв разметки до прерывистой линии, что обычно делают в пределах перекрестков;
  • при покрытии разметки снегом.

При выполнении разворота за пределами перекрестка, учитывайте возможные ограничения для этого маневра:

  • ограничение видимости (менее 100 м);
  • пешеходные переходы;
  • остановки МТС;
  • на таких объектах, как путепроводы, эстакады и мосты, а также под ними.

Прохождение линии движения трамвая через отмеченные объекты вполне допускается, поэтому место разворота выбирается по совокупности правил.

Выполнение сложных маневров в условиях движения интенсивного потока способно задержать автомобиль на попутных путях надолго. Дорожный закон не регламентирует дальнейшее поведение водителя. К примеру, ПДД Беларуси предписывают вернуться в ранее занимаемую полосу, чтобы предоставить преимущество рельсовому транспорту.

Опытный водитель легко сориентируется, и заметит жест встречных авто, которые позволят закончить маневр, и уступят дорогу. Успейте заметить предложение коллег по потоку! Не забудьте поблагодарить их!

Среди характерных ошибок, которые демонстрируют неумелое выполнение маневра, выделяются:

  1. Неправильный выбор места разворота. Помимо отмеченных запретных мест, водители выбирают зауженные участки, напротив припаркованных машин. При выполнении разворота в два захода создается помеха для движения встречного трамвая или машин.
  2. Перпендикулярное расположение на трамвайных путях. Такая позиция расценивается, как использование встречных трамвайных путей.
  3. Неполный выезд на трамвайные пути. Такое расположение провоцирует опасную ситуацию на примыкающей полосе для движения, которая является наиболее скоростной из других попутных частей.

Прямой ответственности за неиспользование трамвайных путей при маневрировании не предусмотрено. Однако, возможно наказание за невыполнение смежных пунктов дорожного закона:

  • создание помех для трамвая «оценивается» в 500 рублей;
  • выезд навстречу трамваю максимально наказывается штрафом в 5 тыс. руб. (или лишение от 4 до 6 мес.), а повторный случай вызовет лишение до 1 года;
  • пересечение сплошной разметки 1.2.1 обойдется от 500 до 1 500 рублей.

Если в вашем городе трамвай – не редкость, следует освоить нехитрые маневры на дороге с путями посередине.

Видеоролик о правилах поворота налево и разворота на трамвайных путях:


Даже у опытных автомобилистов возникают вопросы, связанные с правилами дорожного движения по трамвайным путям. К тому же у большинства сложилось устойчивое мнение, что по путям категорически запрещено передвигаться. Предусмотрен ли за езду по трамвайным путям штраф, в каком размере и в каких случаях? С тонкостями передвижениям по трамвайным путям мы разберемся в данной статье.
В каких случаях разрешено движение по путям?
Согласно действующим ПДД передвигаться по трамвайным путям вы можете, соблюдая несколько условий:

  • если линии транспорта расположены слева;
  • в случае, когда пути общественного транспорта расположены на одном уровне с проезжей частью;
  • пути «идут» в попутном вашему движению направлении.

Основываясь на данном перечне условий, можно сразу определить ситуации, когда движение по путям будет запрещено.

  • Запрещен выезд на пути, если они расположены ниже или выше проезжей части, к примеру, на газоне. В этом случае пути считаются разделительной полосой и движение по ним запрещено. Почему? Согласно правилам ДД, разделительная полоса не предназначена для передвижения и остановки транспортного средства.
  • Запрещен выезд на трамвайные дороги, если они расположены справа от дороги. Это правило стоит запомнить, так как в больших городах, где хорошо организовано движение трамваев, подобная ситуация не редкость.
  • Запрещено выезжать на встречные пути общественного транспорта – это будет расценено как нарушение правил, за которое водитель может получить административное наказание в виде лишения водительских прав.

Не рекомендуем в одиночку спорить с представителями власти. В сложных момментах необходима помощь профессионального автоюриста.
ПДД движения не запрещают езду по трамвайным путям. Использовать трамвайные линии вы можете для:

  • разворота;
  • движения прямо;
  • совершения поворота налево.

Главное правило, которое стоит помнить – при выезде на пути вы не должны создавать помех для передвижения трамвая. Также обратите внимание, что дорогу общественного транспорта категорически не стоит использовать для поворота направо – такой маневр будет расценен, как нарушение правил движения. Дополнительно выезд на пути попутного направления может быть запрещен с помощью разметки или дорожных знаков. К примеру, может использоваться сплошная линия вдоль трамвайного ряда или комбинация знака «Въезд запрещен» и таблички «Полоса движения». В таком случае нужно подчиняться указанным знакам и передвигаться только по разрешенным полосам.
«Сколько и за что» - величина штрафов
Штраф за пересечение трамвайных путей будет зависеть от того, какой конкретно пункт правил нарушен. К примеру, величина штрафа за выезд на встречные пути будет больше, нежели на попутные.

  • Выезд на ряд общественного транспорта, что отделен от дороги сплошной линией разметки карается штрафом в размере 500 рублей или предупреждением. Согласно пункту 12.16 ПДД данный выезд считается нарушением правил, что предписаны разметкой проезжей части.
  • Наказывается штрафом и создание помех движению общественного транспорта в попутном направлении. Такое нарушение чревато штрафом в 500 рублей согласно пункту 12.17 ПДД.
  • Согласно пункту 12.17 (часть первая) нарушением считается остановка автомобиля на путях общественного транспорта. Для города Санкт-Петербурга и Москвы сумма штрафа за данное нарушение составляет 3000 рублей, для остальных регионов – 1500 рублей.
  • Выезд на трамвайный ряд встречного движения считается нарушением правил ДД и карается штрафом в 5000 рублей или же административным взысканием в виде лишения прав на срок от 4 месяцев до полугода (пункт 12.16, часть третья).
  • Нарушением является выезд на трамвайные пути встречного направления для осуществления объезда препятствия. В этом случае, согласно пункту 12.15 части 3 ПДД, предусмотрен штраф от тысячи до 1500 рублей.

Повторное игнорирование правил движения по трамвайным путям карается наказанием в виде лишения прав на срок в 12 месяцев. Если же повторное нарушение будет зафиксировано средствами автоматической видеофиксации, лишение прав может быть заменено на штраф в 5 тысяч рублей.
Особенности движения по трамвайным путям на перекрестке
Двигаться прямо по линиям общественного транспорта разрешено лишь в том случае, если все полосы движения заняты. Касается это разрешение только трамвайных линий попутного движения. Правила движения трамвайных линий на перекрестке имеют свои особенности. Автомобилисту стоит запомнить, в каких случаях нужно уступать дорогу на перекрестке, который регулируется не сигналами светофора, а регулировщиком:

  • Если трамвай и авто стоят на перекрестке, подъехав с одного направления. Полоса общественного транспорта расположена справа, вы собираетесь повернуть направо, а трамвай будет продолжать движение прямо.
  • Трамвай и авто приблизились к перекрестку с одного направления. Пути в данном случае расположены слева, вы и трамвай собираетесь совершить поворот налево.
  • Авто и трамвай стоят на одном перекрестке, подъехав с одного направления. Линии общественного транспорта расположены справа от дороги и трамвай собирается продолжить движение налево. Вы хотите продолжить движение прямо или совершить поворот налево.

Во всех этих ситуациях регулировщик будет стоять к вам левым боком, правая рука будет вытянута вперед. Чтобы не нарушать ПДД, приоритет на перекрестке отдавайте трамваю.
Правила поворота налево через трамвайные линии
Правилами дорожного движения не запрещается совершение поворота налево через трамвайные линии. Для того чтобы совершить поворот, нужно убедиться, что:

  • ряд общественного транспорта расположен слева от авто и находится на одном уровне с дорогой;
  • отсутствует линия разметки, которая может быть расположена справа, слева и посередине от трамвайных линий. Если даже в одном месте нанесена сплошная линия, поворот налево совершать не стоит. Такой маневр может быть чреват штрафом в 500 рублей.

Прежде чем совершить поворот, необходимо занять положение на линиях общественного транспорта попутного направления. Обращать внимание нужно не только на движение трамваев в попутном, но и во встречном направлении. Совершая поворот через встречные линии общественного транспорта, выезд на них стоит осуществлять под прямым углом. То есть, встречные пути трамвая должны оказаться для вас перпендикулярными. Иначе сотрудники ГИБДД могут расценить ваш поворот, как выезд на полосу встречного движения. Что, в свою очередь, наказывается штрафом в 5 тысяч рублей или же другим административным взысканием - лишением прав.
Можно ли совершать обгон и разворот
Если нужно развернуться, здесь действуют правила поворота налево, о которых речь шла выше. Обратите внимание, что разворот стоит совершать под прямым углом, чтобы не дать повода сотрудникам ГИБДД заподозрить вас в нарушении правил – выезде на встречную полосу.
Обгон по трамвайным линиям запрещен. Ведь данный маневр напрямую связан с выездом на встречную полосу. Помните, что движение по встречной трамвайной линии запрещено в любом случае. За такое нарушение предусмотрен штраф. ПДД не запрещено опережение транспортных средств по попутной трамвайной линии. Скажем проще – когда вы стоите в пробке и все полосы движения заняты, вы можете передвигаться по трамвайным рядам попутного направления, если вы не мешаете общественному транспорту и нет иных запрещающих знаков.
Если произошло ДТП на путях – кто виноват?
Рассмотрим ДТП только с участием трамвая и автомобиля. Связано это с тем, что дорожно-транспортное происшествие на трамвайных линиях с участием автомобилей не отличается от любой другой аварии, произошедшей на перекрестке или парковке.
Если произошло ДТП на трамвайных линиях, здесь виновным будет считаться водитель авто. Так как движение по линиям общественного транспорта изначально подразумевает тот факт, что не будет создана помеха трамваю. Но в некоторых случаях виновником может быть и водитель трамвая. К примеру, если общественный транспорт двигался на красный свет светофора или покидал зону депо.
Подведем итог. ПДД не запрещают езду по трамвайным путям, если она осуществляется по линиям попутного направления и не создает помех общественному транспорту. Соблюдая все правила движения, вы не получите штрафа. Но за езду по встречным трамвайным линиям штраф предусмотрен – такой маневр может завершиться лишением прав. Что касается правил передвижения на перекрестке – трамваю лучше отдать приоритет, особенно если вы не знаете, как стоит поступить. Также помните, что движение по попутным линиям общественного транспорта не запрещены, если вы не создаете помех, а вот по путям встречного движения не стоит совершать опережение. Теперь вы знакомы с особенностями передвижения по трамвайным линиям и вооружены информацией о суммах штрафов за выезд на трамвайные пути.. Мы рекомендуем обратиться к профессиоаналам компании "Авто Право" - для получения квалифицированной помощи.

С ситуацией, когда необходимо выполнить разворот на трамвайных путях, каждый день сталкиваются многие автовладельцы. Однако, согласно данным статистике, более трети из них не имеют ни малейшего представления, как безопасно выполнять этот маневр и только 20% знает о наказаниях, которые могут повлечь за собой неверное его исполнение.

Прочитав данную статью, вы узнаете: как правильно осуществить разворот на трамвайных путях на перекрестке или за его пределами, какие существуют нюансы при движении по ним, и какие предусмотрены штрафы за это.

Перед тем как начать разговор о возможностях и запретах для автовладельцев, связанных с разворотом на трамвайных путях, стоит напомнить, что любые манипуляции, осуществляемые на них не должны создавать помех остальным участникам движения! Итак, что именно разрешается правилами ПДД.

Согласно пункту 9.6, разрешено движение при условии, что если другие полосы, расположенные в попутном направлении заняты и поворот налево с трамвайных путей этого же направления, в случае если этот маневр не противоречит пункту 8.5. ПДД. При этом они должны располагаться на левой стороне от полосы движения автомобиля, и расположены на одном уровне, как и проезжая дорога. Опережение (не обгон) по попутным рельсам тоже допускается.

В каких случаях запрещается пересекать трамвайные пути

С такой ситуацией водитель может столкнуться в следующих случаях:


Разворот при запрещающих дорожных разметках знаков. Разворот запрещен на:

  • Железнодорожном переезде;
  • Местах, с видимостью дороги не более 100 м;
  • Местах, предназначенных специально для остановки общественного транспорта;
  • Мостах, путепроводах и эстакадах (в том числе и под ними);
  • Переходах для пешеходов;
  • Тоннелях.

Можно ли осуществлять поворот на путях

В случае необходимости пересечения трамвайных путей, с целью разворота. Выполнять его можно по-разному. Многое в данном случае будет зависеть от того, находится машина на перекрестке или нет.

На перекрестке

Если трамвайные линии разрешают трамваю осуществить любой маневр, например, пересечение, движение по прямой или повернуть налево. Если в вашей ситуации на перекрестке пути соединяют направление, то правила проезда для вас существенно упростятся . То есть, при проезде дорожного участка, по которому вы подъезжаете к перекрестку, делят трамвайные пути, расположенные на одном уровне с ним. Можно ли выполнить разворот, в таком случае?

Согласно пунктам 8.5 и 9.6. прописанных в правилах ПДД вы имеете право (а в некоторых случаях даже необходимо) выехать на трамвайные пути, чтобы развернуться. При этом ваш маневр не должен нарушать установленные знаки и дорожную разметку. Кроме того, водитель не должен создавать помех остальным участникам движения.

Что касается взаимоотношений между водителями машин и трамваев на регулируемых перекрестках дороги, то про них сказано в пункте 13.6 ПДД , где написано, что в случае, если сигналы светофора одновременно позволяют начать движение всем транспортным средствам, то у трамвая всегда будет преимущество, вне зависимости от того, в каком направлении он движется.

Однако если водителю необходимо осуществить движение в направлении стрелки, которая загорится в дополнительной секции вместе с красным или желтым сигналом, то водитель трамвая обязан уступить тому транспорту, который движется с других направлений.

Обратите внимание, что в данной статье описаны лишь общие правила, касаемо разворотов и поворотов с трамвайных путей, так как существует множество различных комбинаций, в зависимости от их расположения, а также жестов регулировщика, сигнала светофора и прочее.

Вне перекрестка

Для того чтобы осуществить разворот через трамвайные пути вне перекрестка , водитель должен:

  • Убедится, что они находятся на левой стороне от вас и выше проезжей дороги. Кроме того, отсутствуют вышеописанные ограничения в виде разметки и знаков.
  • Пропустить попутно идущие трамваи и перестроится на трамвайные пути в попутном направлении.
  • Включите поворотник, и убедившись в отсутствии помех, осуществите разворот.
  • Трамваи, идущие по встречной полосе также нужно пропустить.

Самые распространенные ошибки , совершаемые при развороте налево через трамвайную линию:

  • Разворот следует начинать с проезжей части, но никак не с трамвайных путей. Хотя это не считается нарушением и за такой маневр наказание не предусмотрено. При этом вы должны понимать, что в таком случае вы в значительной степени повышаете риск возникновения аварии. Поэтому разворот следует осуществлять со стороны встречных трамвайных путей.
  • В данном случае вы нарушаете пункт 9.6. из правил ПДД, в которых четко сказано про выезд с дальнейшим движением по трамвайным путям встречного направления». Таким образом, при выезде на данный участок ваш автомобиль будет расположен не перпендикулярно путям, то маневр может быть расценен инспекторами ГИБДД как выезд на трамвайные пути встречного направления, а это значит, что такое нарушение повлечет за собой наказание в виде штрафа.
  • Если вам необходимо осуществить разворот налево относительно припаркованных автомобилей, маневр нужно начинать, когда передняя часть вашего и припаркованного автомобиля расположены на одной линии. Такая постановка, в ограниченном пространстве, позволит вам избежать столкновения с припаркованным авто.

Штрафы за въезд на трамвайные пути

Количество ДТП, участниками которых являются водители трамваев и автомобилей, с каждым годом только существенно увеличивается. В 95% случаев виновниками возникновения аварийной ситуации является водитель автомобиля, так как при въезде на трамвайные пути, он не должен создавать препятствия движению трамваям. Что касается случаев, когда виновником становится водитель трамвая (который, например, начал движение на запрещающий сигнал) тоже, к сожалению, встречаются, но их число не превышает 5% от всех случаев. Однако, даже не создавая аварийной ситуации при движении по трамвайным путям, инспектор ГИБДД может оштрафовать водителя или даже лишить его водительских прав.

Размер штрафа напрямую будет зависеть от пункта ПДД , который был нарушен в данном случае. Так:

  • За остановку на трамвайных путях водителю грозит штраф на сумму: 3 тысячи рублей, если это случилось в Санкт-Петербурге или в Москве. В других городах, расположенных на территории РФ — 1,5 тысячи рублей.
  • За создание помех для трамвая, идущего в попутном направлении — штраф 500 рублей.
  • За несоблюдение правил дорожной разметки штраф от 500 до 1500 рублей (это касается поворота или разворота).
  • Первичный выезд на встречную полосу трамвайных путей обойдется в 5 тысяч рублей (или вас могут лишить прав сроком от 4 до 6 месяцев). За последующее аналогичное нарушение – лишение удостоверения на год.
  • Выезд на встречную полосу трамвайных путей чтобы объехать препятствие - штраф от 1 тысячи до 1,5 тысячи рублей.

Помните, что разворачиваясь на трамвайных путях, всегда нужно пропускать трамвай , даже в тех случаях, если его движение грубо нарушает ПДД. Иначе последствия, полученные в результате аварии, для вашего авто, да и вас самих, могут оказаться намного серьезнее, чем для трамвая.

Трамвай – это средство передвижения, часто обладающее преимуществом перед автомобильным транспортом. Но знать об этом «часто» и ездить, не нарушая правила – разные вещи.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Чтобы избежать встречи с инспектором ГИБДД, и, следовательно, уплаты штрафа, каждый человек, садящийся за руль, должен знать, когда же все-таки следует уступить, а когда и где допускается проехать первым.

Есть ли изменения в 2019 году

Нормой, регулирующей передвижение автомобилей по городским рельсовым коммуникациям, предназначенным для трамваев, являются , а точнее п. 9.6.

В 2019 году Правительство РФ оставило его без изменения, то есть он продолжает действовать в редакции от 28.03.2012 года. Пункт 8.5, регламентирующий поворот налево, а также разворот через рельсовое полотно, по прежнему излагается в форме, утвержденной в 2005 году.

Часть нормы, устанавливающая запрет на остановку, действует в неизменном виде с 24 января 2001 года (п. 12.4).

Для пешеходов тоже немаловажно знать, каким образом следует идти по подобным опасным участкам. Их перемещение регулируется пунктами 4.6 (редакция от 2015 года), 4.7 (редакция от 2014 года), право на преимущество при ходьбе через рельсы установлено пунктами 14.1 и 14.3 Правил (в настоящем виде действуют с 14.11.2014 года).

Знаки

Графический специальный символ 1.5 выполняет для водителя предупреждающую функцию, оповещая его о том, что по полотну, по которому он движется, проходит трамвайное сообщение.

Стандартным сопутствующим указателем является табличка, на которой поясняется, какое расстояние водителю предстоит преодолеть до места пересечения (символ 8.1.1).

Когда разрешено и запрещено

Согласно законодательству, действующему на лето 2019 года, автомобильному транспорту разрешается передвигаться по рельсам в одном направлении с трамваями.

Пути непременно должны располагаться слева от водителя, а их уровень должен совпадать с высотой самого полотна (если они проходят выше или ниже, выезжать туда запрещено).

Перестраиваться можно только тогда, когда:

  • нужно повернуть налево;
  • требуется развернуться.
  • все имеющиеся полосы в заданном направлении заняты автомобилями;
  • сидящему за рулем человеку необходимо совершить объезд (при наличии помехи на занимаемой полосе);

Все вышеперечисленные действия возможны, если они не создают препятствий для передвижения трамваев.

Если водителю нужно повернуть или развернуться, ему необходимо руководствоваться требованиями п. 8.5 Правил, предварительно заняв положение, которое предписано символами 5.15.1 и 5.15.2, или разметкой 1.18, регулирующими перемещение по каждой из полос.

Законом строго запрещается перестраиваться на рельсовое полотно:

  • если оно предназначено для трамваев, едущих навстречу;
  • когда на подъезде к перекрестку расположены графические символы 5.15.1 и 5.15.2.
  • если оно размещается справа от машины.

На дороге, где ехать разрешено в обоих направлениях, нельзя обгонять по «встречке», если посередине проложена рельсовая коммуникация, даже если при этом на асфальт не нанесена запрещающая разметка.

Правила

Даже профессиональные автолюбители порой сомневаются, правильно ли они движутся по дороге с пролегающими посередине путями. Их беспокойство легко понять: ведь в случае аварии виновным, скорее всего, будет считаться именно водитель колесного транспорта.

По определению нельзя создавать помехи для передвижения трамвая. Поэтому следует подробнее разобрать все возможные спорные ситуации.

Разворот вне перекрестка

Осуществление маневра через рельсы разрешено, но при следовании ряду правил.

При необходимости развернуться или повернуть к какому-либо объекту, расположенному на противоположной стороне, человек, управляющий безрельсовым транспортом, должен:

  • убедиться, что уровни дороги и рельсов совпадают;
  • пропустить трамвай, если он перемещается в одном направлении с ним;
  • уступить дорогу всем автомобилям и трамваям, движущимся навстречу ему.

Выполнение действие следует начинать, въехав предварительно на попутное рельсовое полотно.

Когда ширина дороги небольшая, то есть ее размер не позволяет полноценно совершить задуманный маневр из левой крайней позиции, допустимо осуществить действие от правой кромки проезжей части или даже с обочины.

Предварительно водитель обязан пропустить весь перемещающийся транспорт (в любом направлении).

Разумеется, при пересечении коммуникации, нельзя забывать об общих правилах разворота.

Данный маневр строго запрещен:

  • на всех пешеходных переходах;
  • внутри тоннелей;
  • при нахождении на мосту, путепроводе, эстакаде или под одним из этих объектов;
  • на участке полотна перед крутым изгибом, ограничивающим обзор водителю до 100 метров и меньше;
  • на остановке, предназначенной для автобусов и троллейбусов.

Движение по трамвайным путям попутного направления

Вне перекрестка, на котором рельсовые коммуникации пересекают полотно проезжей части для движения автомобилей, трамвай всегда обладает преимуществом перед колесным транспортом.

Исключением здесь считается только выезд его из депо: тогда он обязан совершить торможение и пропустить машины.

Об этом правиле необходимо помнить, если на дороге сформировался «затор», или появилась иная преграда, которую можно объехать только при использовании рельсового полотна.

В местах, где уровень пролегающих трамвайных коммуникаций ниже или выше уровня дорожного покрытия, съезжать на них категорически запрещено в любых случаях: расцениваться это будет как нарушение закона.

Как уже было упомянуто выше, разрешается совершить опережение медленно движущегося транспортного средства по рельсам попутного направления, предварительно уступив дорогу едущим по ним трамваям.

При подъезде к перекрестку необходимо заблаговременно убедиться в том, что на дороге отсутствуют графические символы (знаки), регламентирующие движение по каждой из полос.

Если они есть, то движение прямо возможно только строго в соответствии с ними. В этом случае въезжать в пределах перекрестка даже на попутные рельсы нельзя.

Как только позволят дорожные условия, следует покинуть пути и переместиться направо, то есть на полотно, предназначенное для движения автомобильного транспорта. На рельсах по определению невозможен обгон, так как он подразумевает перемещение на «встречку».

На трамвайных коммуникациях строго запрещено останавливать автомобиль. Закон не разрешает делать это и в непосредственной близости от рельсов, если в результате может быть создана помеха для движения трамвая.

В пределах населенного пункта на дороге, имеющей по одной полосе для езды в каждом направлении, при наличии разделяющей их рельсовой коммуникации, нельзя совершать остановку и стоянку на левой стороне.

Справа действие разрешается на обочине, а если она отсутствует – на краю проезжей части.

Поворот налево

При совершении подобного маневра возможны варианты:

  • поворот с предварительным перестроением на рельсовое полотно, идущее попутно;
  • осуществление действия без выезда со своей полосы движения.

При отсутствии специальных графических объектов или разметки, водитель, сидящий за рулем колесного средства, должен заранее перестроиться в крайнее левое положение, переместившись на попутное рельсовое полотно.

Перед этим нужно посмотреть в зеркало, чтобы убедиться в отсутствии приближающихся трамваев. При необходимости весь рельсовый транспорт следует пропустить, совершив торможение, и только потом можно приступать к выполнению поворота.

Если установлены знаки, определяющие направление перемещения по каждой из полос, водитель обязан следовать порядку, предписанному ими.

В этой ситуации нельзя перестраиваться на рельсовое полотно: маневрирование начинается из занимаемого положения в соответствии с графическими указателями.

Если необходимо совершить поворот налево на перекрестке, не оборудованном регулирующими световыми приспособлениями, руководствоваться следует установленными знаками.

При выезде со второстепенной дороги, обозначенной объектом 2.4 («Уступите дорогу»), водитель трамвая обязан пропустить колесный транспорт, который едет по главной дороге.

Соответственно, при наличии знака 2.1 («Главная дорога»), человек, управляющий автомобилем, имеет право проехать первым.

Для пешеходов

Не только управляющие автомобилями, но и пешеходы во избежание обязаны знать, как вести себя на рельсах, и в каком случае лучше повременить с переходом.

Трамвай – это источник повышенного риска. Для идущих через пути людей существует два основных пункта ПДД – 4.6 и 4.7.

При ходьбе по трамвайным рельсам пешеход не имеет права задерживаться на них, и тем более останавливаться. Такое действие можно совершить, только если оно поможет в обеспечении безопасности движения.

Если человек не успел завершить пересечение дороги, ожидать следующего подходящего момента можно только на «островке безопасности» или разделительной линии встречных потоков, но ни в коем случае не на путях.

При приближении к пешеходу автомобиля с работающим звуковым сигналом (сиреной) и синим маячком, следует воздержаться от пересечения дороги, а при нахождении на ней или на рельсовом полотне необходимо незамедлительно освободить занимаемое пространство.

Это важно, так как на оживленной дороге или при образовании «затора», специальной технике, скорее всего, больше негде будет проехать, кроме как по путям. Разумеется, переходить можно только на переходе, который обозначен соответствующими графическими символами.

Какое предусмотрено наказание за нарушение ПДД

Лицу, нарушающему при управлении автомобилем порядок перемещения по трамвайным коммуникациям, грозит привлечение к административной ответственности:

При проезде первым перекрестка там, где знаками определено преимущество трамвая, водитель будет привлечен по . За подобное нарушение инспектор выпишет штраф, сумма которого составит 1000 рублей.
Если не выполнено требование о перестроении в крайнюю левую позицию, то есть на попутное рельсовое полотно, при выполнении разворота или левого поворота выносится предупреждение либо назначается штраф в сумме 500 рублей, на основании
При создании помехи попутному трамваю во время опережения медленно движущегося транспорта нарушителю назначается штраф 500 рублей (ч. 3 ст. 12.14 КоАП РФ)
Въезд на встречные коммуникации при объезде преграды, находящейся на пути автомобиля, карается суммой 1000-1500 рублей (). Это же действие, совершенное с любой другой целью, наказывается значительно строже: штрафом 5000 рублей либо лишением прав на 4-6 месяцев (ч. 4 ст. 12.15). При рецидиве нарушения срок лишения составит 1 год.
Совершение остановки автомобиля на трамвайных рельсах карается, в соответствии с , фиксированной суммой – 1500 рублей.

Как и в случае с многими другими штрафами, водитель имеет право на оплату половины суммы, если уложится в двадцатидневный срок с момента вынесения инспектором постановления о назначении ему наказания.

Добрый день, уважаемые автолюбители.

Очень много споров возникает при совершении маневра «разворот» через трамвайные пути вне перекрестка. Основная причина споров — это выезд на трамвайные пути встречного направления, за совершение которого предусмотрена ответственность в виде лишения права управления транспортным средством на срок от 4 до 6 месяцев.

В этой статье мы расскажем когда можно совершать разворот через трамвайные пути, а когда нельзя. Выезд на трамвайные пути встречного направления тоже не исключен, правда непосредственного отношения к развороту он не имеет.

Для начала обратимся к и выделим интересующие нас пункты про разворот и трамвайные пути вне перекрестка.

Правила дорожного движения

  • 8.5. Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение.

    При наличии слева трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью, поворот налево и разворот должны выполняться с них, если знаками 5.15.1 или 5.15.2 либо разметкой 1.18 не предписан иной порядок движения. При этом не должно создаваться помех трамваю.

    8.8. При повороте налево или развороте вне перекрестка водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу встречным транспортным средствам и трамваю попутного направления.

    Если при развороте вне перекрестка ширина проезжей части недостаточна для выполнения маневра из крайнего левого положения, его допускается производить от правого края проезжей части (с правой обочины). При этом водитель должен уступить дорогу попутным и встречным транспортным средствам.

    Уже здесь мы видим, что разворот через трамвайные пути возможен.

    К сожалению Правила дорожного движения так написаны, что в них не предусмотрено наличие трамвайных путей только в одном направлении. Это большая недоработка, но в рамках этой статьи мы ее рассматривать не будем.

    8.11. Разворот запрещается:

    • на пешеходных переходах;
    • в тоннелях;
    • на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними;
    • на железнодорожных переездах;
    • в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м;
    • в местах остановок маршрутных транспортных средств.

    9.2. На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения. На таких дорогах повороты налево или развороты могут выполняться на перекрестках и в других местах, где это не запрещено Правилами, знаками и (или) разметкой.

    Обратите внимание! Разворот может выполнятся везде, где это не запрещено правилами, знаками или разметкой, а именно:

    Во всех остальных случаях разворот разрешен!

    9.6. Разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, повороте налево и развороте с учетом пункта 8.5 Правил. При этом не должно создаваться помех трамваю. Выезжать на трамвайные пути встречного направления запрещается. Если перед перекрестком установлены дорожные знаки 5.15.1 или 5.15.2, движение по трамвайным путям через перекресток запрещается

    Еще одно подтверждение, что разворот может быть вне перекрестка. Но, не смотря на это, вам будут вменять нарушение именно этого пункта ПДД за выезд на трамвайные пути встречного направления.

    Теперь точно можно сказать, что , если прямо не запрещен правилами, знаками или разметкой.

    «Встречка» при развороте

    Давайте еще раз отметим — при развороте «встречки» нет . Разворот это полноценный маневр, изменяющий движение транспортного средства в обратном направлении.

    «Встречка» может быть до разворота или после, но никак не во время выполнения маневра.

    Для примера сравним разворот на регулируемом перекрестке, и вне перекрестка. В обоих случаях выезд на встречные трамвайные пути запрещен. Но почему при развороте на перекрестке вопросов к водителю не возникает? Ответ: «Потому что их нет, и быть не может!», так же как и при развороте вне перекрестка.

    Разворот разрешен

    Посмотрим, как по Правилам дорожного движения следует совершать разворот через трамвайные пути вне перекрестка:

    1. Уступить дорогу попутным трамваям
    2. Перестроиться на попутные трамвайные пути.
    3. Уступить дорогу всем встречным транспортным средствам, в том числе и трамваям.
    4. Совершить разворот.

    Разворот запрещен

    Невыполнение требования п. 8.5. ПДД.

    При наличии слева трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью, поворот налево и разворот должны выполняться с них.

    Ответственность за это нарушение не предусмотрена. В КоАП РФ есть часть 1.1. статьи 12.14

    1.1. Невыполнение требования Правил дорожного движения, за исключением установленных случаев, перед поворотом направо, налево или разворотом заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении

    Но в данной ситуации п.8.5 ПДД требует покинуть проезжую часть и выполнять маневр с трамвайных путей. Согласно определению «проезжая часть» трамвайные пути проезжей частью не являются.

    Поэтому применение данной статьи в этом случае недопустимо.

    Следующая ситуация — разворот со встречных рельс:

    Обратите внимание, в этой ситуации кроме разворота, есть еще движение по трамвайным путям встречного направления

    Согласно п.9.6 ПДД: «Выезжать на трамвайные пути встречного направления запрещается.»

    За такой маневр ответственность по части 4 статьи 12.15:

    4. Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления

    Разворот через сплошную линию разметки:

    Нарушение требований разметки:

    Линии 1.1, 1.2.1 и 1.3 пересекать запрещается.

    ответственность по части 2 статьи 12.16:

    2. Поворот налево или разворот в нарушение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги

    Мы рассмотрели типичные простые варианты разворота на трамвайных путях. Основное, что мы подтвердили в этой статье — разворот через трамвайные пути разрешен . Прямого запрета на этот маневр Правила дорожного движения не устанавливают, более того описывают как его нужно производить.

    Все рассмотренные нарушения ПДД не связаны непосредственно с маневром «разворот», а связаны с невыполнением требований других пунктов.

    Дорог вам без препятствий!