Надежный пример поддержит в решении трудностей при печатании важного заявления. Это приблизит способ сберечь деньги на найме юриста. Прежде чем переделывать шаблон, естественно следует внимательно исследовать напечатенные в нем ссылки статей закона. С течением времени они могут потерять свежесть. Сэкономленные ресурсы для начальника желанны.

Государственная Дума РФ планирует рассмотреть законопроект, в котором предлагается все штрафные санкции, вынесенные за нарушения правил благоустройства территорий поселений, зачислять в бюджеты этих поселений.

Кроме того, новый законопроект предлагает установить определенную норму, в соответствии с которой суммы штрафных санкций, назначенных за нарушение правил благоустройства территорий поселений, будут подлежать зачислению в бюджеты этих поселений и городских округов по 100% нормативу.

Штрафы за нарушение правил по благоустройству будут перечислять в местные бюджеты?

Государственная дума на очередном пленарном заседании, которое прошло в минувшую пятницу, приняла в первом чтении законопроект, напрямую касающийся области благоустройства.

В случае, если закон будет принят в неизменном виде, то все штрафы, которые накладываются за несоблюдение существующих правил по благоустройству территории в городских округах и поселениях будут направляться исключительно в местные бюджеты. В настоящее же время все денежные штрафы за несоблюдение действующих правил благоустройства на территории городских округов и поселений перечисляются полностью в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации, что не является полностью справедливым.

В это же время закон «Об общих принципах организации местного самоуправления» относит благоустройство территории городского округа или поселения к вопросам местного значения. Следовательно, и финансирование процесса благоустройства территории данных образований ложится на местный бюджет. В этом случае, по мнению представителей Законодательного собрания Забайкальского края, которое стало инициатором данного законопроекта, налицо несправедливость. Связана она с тем, что выплата штрафов идет не в местный бюджет, который должен финансировать восстановление уровня благоустройства на территории муниципального образования, а в бюджет субъекта Российской Федерации, откуда деньги далеко не сразу будут переходить на местный уровень.

Полностью поддержало данный законопроект и российское Правительство. В его отзыве было отмечено, что перечисление штрафов в местный бюджет позволит дополнительно стимулировать работу органов местных самоуправлений в сфере благоустройства, санитарного состояния территории. Кроме этого местные самоуправления будут крайне заинтересованы активизировать свою работу по привлечению нарушителей к ответственности, а также заинтересованы в увеличении собираемости подобных штрафов.

Вязьма Чат

Автор Тема: Штрафы за нарушение правил благоустройства (Прочитано 625 раз)

Открытое обращение к депутатам и главам администраций Смоленской области

Плохая система портит даже хорошего чиновника

В своё время это сказал лидер Китая Дэн Сяопин.

Переход губернатора А.В.Островского на "ручное управление" муниципальным (!) хозяйством, его лазанье по ярцевским, и иным помойкам, свидетельствует лишь о неумении настроить систему местного самоуправления как часы, понять элементарные нужды муниципалитетов.

Островский питается сомнительными идеями с руки некомпетентных чиновников, засевших в департаменте по местному самоуправлению. Предложение ликвидировать городские администрации под видом объединения и передать все полномочия районной администрации подтверждает данный факт. Мол, построим "вертикаль", сократим чиновников и будет хорошо. (Пример Ярцево показал, что лучше не стало). А то, что часть документов городской администрации пропала - это факт. Пропали и многие наработки. Например, пропали все наработки городской администрации по муниципальному земельному контролю.

Во всём мире чистота и благоустройство (Германия, Сингапур, США) - основаны на штрафах за нарушение правил благоустройства. Кинул окурок - 1000 долларов, кинул жвачку на асфальт - 3000 долларов. Причем штрафы идут в местный бюджет. За счёт тупоголовых граждан, за счёт штрафов с них наймут дворника и соскребут, уберут. И после первого штрафа, тупоголовый сразу поумнеет.

Что на Смоленщине? Административное законодательство - предмет совместного ведения РФ и субъектов. В частности, имеют право издавать областной закон об административной ответственности. У нас он есть, и есть штрафы за нарушение правил благоустройства. Но! Хотя благоустройство по закону о местном самоуправлении № 131-ФЗ относится к полномочиям местного самоуправления, хотя протоколы должны составлять местные административные комиссии, и они же рассматривают и дела об административных правонарушениях, суммы штрафов за нарушение правил благоустройства и по другим статьям этого закона поступают 100 % В ОБЛАСТНОЙ БЮДЖЕТ! Неужели губернатор А.В. Островский (ЛДПР) и депутаты Смоленской областной думы не понимают, что это порочная система?!

В результате, местным властям нет никакого резона убивать своё время, ссориться с людьми (особенно это актуально для малых сельских поселений) и ничего не иметь в местный бюджет. Видимо поэтому Ярцевская административная комиссия работает практически "в ноль". Сумма штрафов едва превышает затраты на содержание этой комиссии. Такой тихий саботаж.

Единственный аргумент областной администрации за такую систему - что деньги на содержание административных комиссий выделяет область. Продолжу цитировать Дэна Сяопина: «Не важно, какого цвета кошка, черная или белая. Если она умеет ловить мышей – это хорошая кошка». Так и тут. Неважно, из какого бюджета финансируют административные комиссии, важно, что они не ловят мышей. А губернатор из-за этого вынужден рыскать по помойкам, ибо не догадывается или не способен изменить порочную систему. Поэтому нужна инициатива снизу.

Призываю местных депутатов Ярцево, Ярцевского района, в том числе депутатов сельских поселений, депутатов областной думы Л.Л.Дюкова, О.Н.Васильеву, главу администрации Ярцевского района Ю.В.Панкова, как руководителя секции городов в совете муниципальных образований Смоленской области, выступить с обращениями об изменении соответствующих областных законов. Надо издать областной закон, о том, что все штрафы по "местной" тематике (соблюдение правил благоустройства; тишины; норм морали; самогоноварение и т.п.) поступают в бюджеты поселений и района (допустим 50/50). И тогда чиновники из 10 - 12 поселений в каждом районе (вместо губернатора) будут с большим воодушевлением контролировать порядок и выписывать штрафы. И местные бюджеты пополнятся, и порядка станет больше (каждый, кто получил штраф, наверное, перестанет мусорить, музыку ночью на полную включать, гадить, где попало).

И заметьте, без всяких реорганизаций. Простое и надёжное, как автомат Калашникова, предложение.

Пятничное заседание районной Думы получилось весьма насыщенным - за два часа депутаты рассмотрели 21 вопрос. Остановимся на основных моментах.

Сокращение финансирования ряда программ, но увеличение зарплат бюджетникам - вот один из основных трендов будущего бюджета. Свое бюджетное послание представил депутатам районной Думы глава администрации И.А. Ворончихин.

Нас ставят в жесткие условия, и это характерно не только для районного, но и областного, и федерального бюджетов, - отметил Игорь Анатольевич.

Одним из акцентов в работе над доходной частью он назвал борьбу за вывод зарплат «из тени».

Еще один момент - штрафы за нарушение правил благоустройства будут целиком поступать в местные бюджеты. «Сегодня в ряде администраций поселений мы видим формальный подход к теме благоустройства. Но мы намерены продолжить работу по обучению глав, будем проводить практические занятия. Примеры хорошей работы есть, взять хотя бы Мирнинское или Оричевское городские поселения. Нарушений масса везде, а мы не собираем штрафы - а это деньги, которые лежат под ногами. Правила благоустройства для глав - настольная книга. Будут дополнительные средства в бюджете - будет возможность работать по программам, делать что-то реальное», - отметил Игорь Анатольевич.

Бурная дискуссия развернулась вокруг Положения об участии Оричевского района в муниципально-частном партнерстве и Положения о регулировании инвестиционной деятельности.

Данные нормативные акты дублируют законодательные акты на уровне области, - отметил Игорь Анатольевич. - Направлены они на дальнейшее развитие нашего района, подключение к этому делу не только бюджета, но и предпринимательской среды. Мы минимизируем расходы бюджета, в то же время предприниматели получают возможность работы с муниципальным имуществом, неких налоговых послаблений. Понимаю, что со стороны предпринимателей, в том числе и депутатов, возникают вопросы. Мы первыми в области среди районов выносим эти акты на обсуждение. Принимая данные положения, мы демонстрируем областному правительству свою готовность работать по схемам муниципально-частного партнерства. У нас в Мирном бассейн не достроен, в Стрижах Дома культуры нет, по дорогам уйма работы.


2.3. Установление административной ответственности за нарушение правил благоустройства
В соответствии с подпунктом 39 пункта 2 статьи 26 3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают административную ответственность за нарушение правил благоустройства территорий муниципальных образований. В случае отсутствия соответствующего закона субъекта Российской Федерации представительный орган муниципального образования вправе внести в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации проект закона субъекта Российской Федерации в качестве законодательной инициативы в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации.

Законом субъекта Российской Федерации об административной ответственности устанавливаются составы административных правонарушений в сфере благоустройства, виды административных наказаний и перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и рассматривать дела об административных правонарушениях. При этом законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации может принять отдельный закон субъекта Российской Федерации об административной ответственности за нарушение правил благоустройства либо включить вышеназванные положения в единый закон субъекта Российской Федерации об административной ответственности.

В качестве административных правонарушений в сфере благоустройства могут признаваться:

1) нарушение порядка и условий содержания закрепленной территории, установленной органами местного самоуправления;

2) нарушение правил подготовки и проведения земляных, строительных и дорожных работ;

3) размещение и (или) хранение строительных материалов на дорогах, тротуарах, кюветах, газонах, выездах на тротуары и пешеходных дорожках;

4) загромождение и (или) захламление придомовой территории, территории общего пользования строительным или бытовым мусором (материалом), складирование дров;

5) непринятие мер по отводу и пропуску талых и ливневых вод с придомовой территории, территории организации и прилегающей к ним территории общего пользования;

6) мойка автомашин и других транспортных средств, слив горюче-смазочных материалов на придомовой территории и прилегающей к ней территории общего пользования;

7) повреждение зеленых насаждений и клумб, вырубка деревьев и кустарников на территории населенных пунктов муниципальных образований;

8) cжигание мусора в неустановленных местах;

9) повреждение или перемещение скамеек, оборудования для детских площадок, контейнеров для бытовых отходов и урн;

10) размещение плакатов, объявлений, листовок вне мест, специально отведенных органами местного самоуправления;

11) выгул собак и иных домашних животных на детских и физкультурных площадках, в парках, скверах, а также несоблюдение владельцами домашних животных обязанностей по их содержанию, установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления;

12) выпас сельскохозяйственных животных и птицы в черте населенного пункта вне мест, установленных для этого органами местного самоуправления;

13) торговля в не установленных органами местного самоуправления местах;

14) отсутствие вывесок и указателей на жилых домах, зданиях и сооружениях;

15) уничтожение или повреждение номерных знаков домов, указателей названий улиц, переулков, кварталов, микрорайонов, бульваров, проспектов;

16) нарушение порядка установки памятников, мемориальных досок и других ритуальных знаков памяти;

17) оставление открытых люков смотровых колодцев и камер на инженерных подземных сооружениях и коммуникациях.

За указанные правонарушения применяются административные наказания в виде предупреждения или административного штрафа. В соответствии с частью 3 статьи 3.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях размер административного штрафа, налагаемого на граждан и исчисляемого исходя из минимального размера оплаты труда, не может превышать двадцать пять минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц – пятьдесят минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц – одну тысячу минимальных размеров оплаты труда.

В законе субъекта Российской Федерации также устанавливается перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных данным законом. Как правило, это должностные лица милиции общественной безопасности и должностные лица органов местного самоуправления.

При этом перечень должностных лиц милиции общественной безопасности, наделенных полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях, утверждается начальником общественной безопасности, а перечень должностных лиц органов местного самоуправления – главой местной администрации.

Порядок составления должностными лицами протокола об административном правонарушении установлен в статье 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Протокол об административном правонарушении в течение 3-х суток с момента его составления направляется в орган, уполномоченный рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации, административную комиссию, создаваемую в муниципальном образовании в порядке, предусмотренном законом субъекта Российской Федерации об административных комиссиях. Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях установлен в главе 29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2.4. Закрепление содержания территории муниципального образования

за физическими и юридическими лицами
Для обеспечения выполнения работ по благоустройству вся территория муниципального образования закрепляется в соответствии с правилами благоустройства за физическими и юридическими лицами:

1) за физическими и юридическими лицами, которым принадлежит земельный участок на праве собственности, аренды, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, - указанный земельный участок (придомовая территория и территория организаций) и прилегающая к нему территория. При этом они обязуются собственными силами или по договору со специализированными организациями осуществлять:

– уборку этих территорий от грязи, мусора, снега и льда, газонов – от мусора, вывоз мусора, твердых бытовых отходов, снега, уход за зелеными насаждениями;

В случае невыполнения указанных мероприятий виновное лицо привлекается к административной ответственности;

2) за муниципальными унитарными предприятиями либо иными специализированными организациями любой формы собственности на основании гражданско-правовых договоров обслуживания и содержания – иные территории общего пользования с находящимися на них объектами.

К объектам благоустройства общего пользования относятся:

1) проезжая часть улиц, дорог и площадей, тротуары, пешеходные и велосипедные дорожки с дорожными знаками и сигналами, скамейками и диванами, урнами и контейнерами по сбору мусора, павильонами ожидания транспорта;

2) открытые и закрытые водостоки;

3) мосты, путепроводы, трубы, транспортные и пешеходные тоннели;

4) подпорные стенки набережных, береговые укрепления, съезды, а также другие подпорные стенки;

5) горизонтальные и вертикальные дренажные насосные станции;

6) противооползневые сооружения;

7) водоемы и плотины;

8) переправы и пункты платных проездов транспорта;

10) парки, скверы, бульвары, сады общего пользования и элементы архитектуры малых форм при них, зеленые насаждения на улицах и дорогах, а также земельные территории, занятые плантациями для выращивания саженцев, деревьев и кустарников;

11) сливные станции и пункты, свалки и полигоны отходов, поля компостирования, общественные уборные, скотомогильники и другие сооружения санитарной уборки;

12) элементы простейшего водоснабжения, используемого для поливки улиц и зеленых насаждений (шахтные и механические колодцы, открытые водоемы, противопожарные водоемы и др.);

13) наружные электросети и сооружения уличного освещения, включая линии электропередач до 1000 в., аппаратура диспетчерской связи и телемеханики;

14) кладбища, крематории.

Муниципальные унитарные предприятия либо иные специализированные организации любой формы собственности на основании договоров обязуются осуществлять весь комплекс работ по благоустройству, в том числе уборку территорий общего пользования, которые не закреплены за физическими и юридическими лицами, содержание элементов внешнего благоустройства общего пользования, озеленение территории муниципального образования, содержание и эксплуатацию дорог, освещение населенных пунктов муниципального образования.

2.5. Участие граждан в проведении работ по благоустройству

территории муниципального образования
Для участия граждан в проведение работ по благоустройству территории муниципального образования органам местного самоуправления рекомендуется:

1) организовывать на регулярной основе проведение конкурсов по благоустройству на лучшую усадьбу, лучший подъезд, улицу, населенный пункт;

2) принимать решения о привлечении граждан к выполнению на добровольной основе работ по благоустройству территории муниципального образования (в том числе учащихся в период каникул);

3) проводить разъяснительную работу с жителями;

4) оказывать органам территориального общественного самоуправления, товариществам собственников жилья и иным добровольным объединениям граждан экономическую поддержку в различных формах, в том числе путем предоставления в соответствии с законодательством льгот по уплате налогов и сборов, по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, пользование муниципальным имуществом, а также размещения среди них на конкурсной основе муниципальных социальных заказов;

5) стимулировать участие граждан в месячниках (субботниках) по благоустройству территории муниципального образования.

Для проведения конкурса по благоустройству глава местной администрации принимает постановление, в котором объявляет конкурс (например, на лучшую усадьбу, подъезд, улицу), утверждает положение о конкурсе (Приложение № 3) и состав комиссии по подведению итогов конкурса, а также возлагает контроль за исполнением постановления на конкретное должностное лицо органа местного самоуправления. В положении о конкурсе определяются цели и задачи конкурса, номинации, критерии оценки, а также порядок проведения конкурса и подведение итогов.

В соответствии с частью 2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» для привлечения граждан к выполнению на добровольной основе социально значимых для муниципального образования работ (в том числе дежурств) в целях решения вопросов местного значения в уставах муниципальных образований предусматриваются соответствующие положения.

При этом к выполнению социально значимых работ могут привлекаться совершеннолетние трудоспособные жители муниципального образования в свободное от основной работы или учебы время на безвозмездной основе не более чем один раз в три месяца. Социально значимыми работами являются работы, не требующие специальной профессиональной подготовки, и их продолжительность не может составлять более четырех часов подряд.

Разъяснительная работа с жителями может осуществляться посредством публикаций в средствах массовой информации, организации проведения круглых столов, собраний, сходов, выпуска специальных брошюр и буклетов, организации проведения специализированных акций, прямой рассылки писем и обращений, размещения плакатов в публичных местах, проведения опросов и анкетирования среди жителей, открытия телефонной линии для граждан и т.д.

Для проведения месячников (субботников) по благоустройству территории муниципального образования глава местной администрации принимает постановление, в котором устанавливаются сроки проведения месячника (субботника) санитарной очистки, благоустройства и озеленения, утверждается план мероприятий по проведению месячника весенней санитарной очистки и благоустройства и состав комиссии по подведению итогов, поручается конкретным должностным лицам проинформировать население о проведении и итогах месячника (субботника) через средства массовой информации, а также устанавливается лицо, осуществляющее контроль за исполнением данного постановления.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

ПРАВИЛА БЛАГОУСТРОЙСТВА

МАЙМИНСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ

1. Общие положения
1.1. Правила благоустройства территории Майминского сельского поселения (далее по тексту – Правила) в соответствии с действующим законодательством устанавливают порядок организации благоустройства и озеленения территории Майминского сельского поселения, содержания зеленых насаждений, очистки и уборки территории и обязательны для всех физических и юридических лиц, независимо от их организационно-правовых форм.

1.2. В настоящих Правилах используются следующие понятия:

- благоустройство - комплекс мероприятий, направленных на обеспечение и улучшение санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, повышение комфортности условий проживания для жителей муниципального образования, поддержание единого архитектурного облика населенных пунктов муниципального образования;

- уборка территорий - виды деятельности, связанные со сбором, вывозом в специально отведенные для этого места отходов деятельности физических и юридических лиц, другого мусора, снега, а также иные мероприятия, направленные на обеспечение экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охрану окружающей среды;

- домовладелец - физическое (юридическое) лицо, пользующееся (использующее) жилым помещением, находящимся у него на праве собственности, или по договору (соглашению) с собственником жилого помещения или лицом, уполномоченным собственником;

- прилегающая территория - земельный участок или его часть, с газонами, малыми архитектурными формами и другими сооружениями.

Границы прилегающих территорий, если иное не установлено договорами аренды земельного участка, безвозмездного срочного пользования земельным участком, определяются:

1) на улицах с двухсторонней застройкой по длине занимаемого участка, по ширине - до оси проезжей части улицы;

2) на улицах с односторонней застройкой по длине занимаемого участка, а по ширине - на всю ширину улицы, включая противоположный тротуар и 10 метров за тротуаром (при наличии тротуара);

3) на дорогах, подходах и подъездных путях к промышленным организациям, а также к жилым микрорайонам, карьерам, гаражам, складам и земельным участкам - по всей длине дороги, включая 10-метровую зеленую зону;

4) на строительных площадках - территория не менее 15 метров от ограждения стройки по всему периметру;

5) для некапитальных объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения - в радиусе не менее 10 метров;

- восстановительная стоимость зеленых насаждений - материальная компенсация ущерба, выплачиваемая за нанесение вреда зеленым насаждениям, находящимся в муниципальной собственности, взимаемая при санкционированных пересадке или сносе зеленых насаждений, а также при их повреждении или уничтожении;

Нарушение правил благоустройства территорий городов и других населенных пунктов, а также несоблюдение правил по обеспечению чистоты и порядка в городах и других населенных пунктах —
влечет предупреждение или наложение штрафа на граждан в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда и наложение штрафа на должностных лиц — от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда.
Те же действия (бездействие), совершенные лицом, которое в течение года подвергалось административному взысканию за одно из нарушений, предусмотренных частью первой настоящей статьи, —
влекут наложение штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда и на должностных лиц — от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда.
Комментарий к статье 144
1. Под благоустройством по смыслу данной статьи подразумевается поддержание зданий, сооружений, иных объектов недвижимости городов, населенных пунктов в состоянии, пригодном для проживания, эксплуатации или функционального использования.
Согласно Закону г. Москвы от 24 января 1996 г. N 1 "О штрафных санкциях за правонарушения в сфере благоустройства города" (в ред. законов г. Москвы от 10 июня 1996 г. N 18 и от 17 декабря 1997 г. N 56) под правонарушениями в сфере благоустройства города понимается несоблюдение норм и правил, установленных органами законодательной и исполнительной власти, по обеспечению чистоты и санитарного содержания территорий города, в том числе и внутренних производственных, их внешнего благоустройства, производства земляных, строительных и дорожных работ, ремонта и реконструкции, содержания зданий, сооружений, дорог, строительных площадок, средств наружного освещения, художественного оформления и рекламы, зеленых насаждений и других объектов городской инфраструктуры.
Законом предусмотрены 17 составов административных правонарушений, налагаемых на юридических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории города.
От благоустройства следует отличать обустройство, под которым понимаются меры комплексного использования объектов недвижимости (см. п. 2 ст. 32 Федерального закона от 15 апреля 1998 г.

Статья 5.1. Нарушение правил благоустройства городов и других населенных пунктов

N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан").
2. В отличие от КоАП, ст. 5 Градостроительного кодекса РФ различает городские (города и поселки) и сельские поселения (села, станицы, деревни, хутора и др.).
В соответствии со ст. 20 Градостроительного кодекса РФ граждане и юридические лица при осуществлении градостроительной деятельности обязаны проводить работы по надлежащему содержанию зданий, строений, сооружений и иных объектов недвижимости на земельных участках и благоустройству земельных участков в соответствии с градостроительной и проектной документацией, градостроительными нормативами и правилами, экологическими, санитарными и иными специальными нормативами.
3. Правила благоустройства предусматривают создание и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека — состояние среды обитания, при котором отсутствует вредное воздействие ее факторов на человека и имеются возможности для восстановления нарушенных функций организма человека (см. ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно — эпидемиологическом благополучии населения"). Обеспечение мер благоустройства предусмотрено санитарно — эпидемиологическими требованиями к планировке и застройке городских и сельских поселений (см. п. 1, 2 ст. 12 Федерального закона "О санитарно — эпидемиологическом благополучии населения").
4. Данное правонарушение квалифицируется в момент нарушения указанных правил.
5. Неисполнение (уклонение от исполнения) указанных правил лицензиатом при осуществлении подлежащих лицензированию видов строительной или градостроительной деятельности может рассматриваться в качестве нарушения лицензионных требований и условий, что влечет за собой применение санкций к лицензиату в виде приостановления действия, аннулирования лицензии независимо от привлечения нарушителя к мерам административной ответственности, определенным данной статьей.

Вернутся в раздел Комментарии к законам

Вопрос:

Совет муниципальных образований в порядке реализации права законодательной инициативы хочет внести проект закона субъекта РФ об административной ответственности за нарушение установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления правил благоустройства территорий населенных пунктов. Какой должна быть формулировка нормы закона, предусматривающая ответственность?

Ответ:

Административное законодательство относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Это означает, что у субъектов РФ есть полномочия, в пределах, предоставленных федеральным законодательством. Согласно п. 1 ч.

Статья 11. Нарушение Правил благоустройства

1 ст. 1.3.1 КоАП РФ к ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

Выборочный анализ законодательства субъектов РФ показывает, что в единичных субъектах РФ законодательством об административных правонарушениях установлена административная ответственность за неисполнение муниципальных правовых актов органов местного самоуправления без конкретизации состава административного правонарушения. Иными словами, административная ответственность наступает за неисполнение любого муниципального правового акта органов местного самоуправления, принятого ими в пределах их полномочий, за исключением определенных в законодательстве случаев (см. ст. 2.6 Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях» от 19.12.2006 № 80-ЗРТ).

Следует обратить внимание, что Конституционный Суд РФ неоднократно обращал внимание на важность соблюдения принципа определенности нормы. В частности, при установлении административной ответственности необходимо исходить из того, что любое административное правонарушение, а равно санкции за его совершение, должны быть четко определены в законе, причем таким образом, чтобы исходя из текста соответствующей нормы каждый мог предвидеть административно-правовые последствия своих действий (бездействия) (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 13 июля 2010 г. № 15-П).

Поэтому в Особенной части КоАП РФ административная ответственность устанавливается за вполне определенные действия или бездействие, а не за нарушение, неисполнение или несоблюдение положений федерального законодательства в общем; иными словами, не любое несоблюдение федерального законодательства влечет административную ответственность.

Неточность, неясность и неопределенность закона порождают возможность неоднозначного истолкования и, следовательно, произвольного его применения, что противоречит конституционным принципам равенства и справедливости, из которых вытекает обращенное к законодателю требование определенности, ясности, недвусмысленности правовых норм и их согласованности в системе действующего правового регулирования; в противном случае может иметь место противоречивая правоприменительная практика, что ослабляет гарантии государственной защиты прав, свобод и законных интересов граждан (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 1999 года № 11-П, от 27 мая 2003 года № 9-П и от 27 мая 2008 года № 8-П).

Следовательно, в законе, устанавливающем административную ответственность, должны быть точно, ясно и конкретно определены действия (бездействие), за совершение которых устанавливается административная ответственность.

Включение формулировок типа «Нарушение установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления правил благоустройства территорий населенных пунктов, если эти действия (бездействия) не содержат деяния ответственность за совершение которых установлена настоящей главой и федеральным законом влечет…» может привести к принесению прокуратурой протеста — диспозиция допускает неопределенность толкования и не позволяет определить, какие именно действия (бездействия) отнесены к нарушениям, влекущим ответственность по данной статье, что в свою очередь, исключает бесспорное обозначение запрета, за нарушение которого влечет наступление административной ответственности, оставляя простор для неограниченного усмотрения и произвола должностных лиц при привлечении лиц к административной ответственности, что в силу части 2 статьи 1 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» является коррупциогенным фактором.

Представляется корректным руководствоваться преобладающим в региональном законодательстве подходом к установлению административной ответственности за нарушение конкретных правил, утвержденных муниципальными нормативными правовыми актами (см., напр.: Закон Республики Северная Осетия-Алания от 17.11.2014 № 43-РЗ «Об административной ответственности за отдельные виды правонарушений», Закон Амурской области от 30.03.2007 № 319-ОЗ «Об административной ответственности в Амурской области», Кодекс Калининградской области об административных правонарушениях от 12.05.2008 № 244, Закон Кировской области от 04.12.2007 № 200-ЗО «Об административной ответственности в Кировской области», Кодекс Московской области об административных правонарушениях от 04.05.2016 № 37/2016-ОЗ, Областной закон Ленинградской области от 02.07.2003 № 47-оз «Об административных правонарушениях», Закон Челябинской области от 27.05.2010 № 584-ЗО «Об административных правонарушениях в Челябинской области» и др.).

В законе субъекта РФ, устанавливающем административную ответственность, целесообразно дополнительно указывать, что «настоящим законом устанавливается административная ответственность по вопросам, не имеющим федерального значения, в том числе административная ответственность за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ, нормативных правовых актов органов местного самоуправления».

В сфере благоустройства территорий, административная ответственность может быть предусмотрена, например, за нарушение утвержденных муниципальными нормативными правовыми актами правил благоустройства территорий, устанавливающих требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, если это нарушение не образует состава административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Какова ответственность по закону за нарушение правил благоустройства

Законом Алтайского края от 06.06.2018 N 30-ЗС "О внесении изменения в статью 27 закона Алтайского края "Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края" были внесены изменения.

Образования

Так, прежняя редакция статьи 27 Закона Алтайского края от 10.07.2002 N 46-ЗС "Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края" несла название «Нарушение правил благоустройства городских округов и иных поселений» и имела следующее содержание: «Нарушение правил благоустройства городских округов и иных поселений, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей».

В новой редакции статья 27 Закона Алтайского края от 10.07.2002 N 46-ЗС "Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края" состоит из 10 пунктов.

Так, пункт 1 данной статьи предусматривает административную ответственность за несвоевременную очистку территорий общего пользования от листвы, порубочных остатков деревьев, снега и содержит санкцию в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Согласно пункту 2 статьи 27, мойка транспортных средств в местах общего пользования, если эти действия не влекут ответственности, предусмотренной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до трех тысяч рублей.

В соответствии с пунктом 3 статьи 27, нарушение правил содержания внешнего вида фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений влечет административную ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц — от одной тысячи до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Пункт 4 статьи 27 содержит следующую диспозицию: «Нарушение правил организации освещения территории муниципального образования, включая архитектурную подсветку зданий, строений, сооружений». Санкция за данное административное правонарушение предусмотрена в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Пункт 5 статьи 27 предусматривает административную ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей за размещение объявлений и иной информации, не являющейся рекламой, в местах, не предназначенных для этих целей, а также самовольное нанесение рисунков и надписей на объектах благоустройства.

Согласно пункту 6 статьи 27, размещение транспортных средств на газоне или иной территории, занятой зелеными насаждениями, не связанное с нарушением правил стоянки и остановки транспортных средств, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Перемещение, снос, ненадлежащее содержание малых архитектурных форм, в том числе скамеек, урн, бордюров, ограждений, указателей, а также других элементов благоустройства, расположенных на территориях общего пользования, детских, игровых и спортивных площадках, в соответствии с пунктом 7 статьи 27, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Пункт 8 статьи 27 предусматривает административную ответственность за нарушение порядка организации стоков ливневых вод, если эти действия не влекут ответственности, предусмотренной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и содержит санкцию в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц — от одной тысячи до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Пункт 9 статьи 27 содержит следующую диспозицию: «Нарушение порядка проведения земляных работ». За данное правонарушение предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

И пункт 10 статьи 27 предусматривает административную ответственность за выпас сельскохозяйственных животных и домашней птицы вне специально отведенных для этих целей мест, установленных органами местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.26 и частью 1 статьи 1.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Санкция представлена в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Таким образом, статья 27 Закона Алтайского края от 10.07.2002 N 46-ЗС "Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края" понесла значительные изменения.

Согласно статье 2 Закона Алтайского края от 06.06.2018 N 30-ЗС, Закон вступает в силу через 10 дней после дня его официального опубликования. День официального опубликования данного Закона — 07.06.2018. Следовательно, вышеперечисленные изменения вступили в законную силу 18 июня 2018 года.

Статья 5.1. Нарушение правил благоустройства городов и других населенных пунктов

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 1 января 2021 г. - Закон Красноярского края от 19 октября 2017 г. N 4-972

1. Нарушение правил благоустройства, озеленения и содержания территорий и строений, а равно правил по обеспечению чистоты и порядка в городах и других населенных пунктах -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей .

Информация об изменениях:

Статья 5.1 дополнена пунктом 1.1 с 5 января 2019 г. - Закон Красноярского края от 20 декабря 2018 г. N 6-2383

1.1. Нарушение правил благоустройства территории муниципального образования, выражающееся в повреждении расположенных в границах населенных пунктов деревьев, живых изгородей, кустарников, газонов, цветников и иных территорий, занятых травянистыми растениями, любым способом, в том числе путем размещения на указанных территориях транспортных средств (также и разукомплектованных, неисправных), кроме дорожно-строительной и (или) коммунальной техники, связанной с эксплуатацией и уходом за указанными территориями, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей и должностных лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

2. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного пунктом 1 и пунктом 1.1 настоящей статьи, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Глава 11. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ

ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА И БЛАГОУСТРОЙСТВА

Статья 141. Нарушение порядка постановки на учет и сроков заселения жилых домов и жилых помещений

Нарушение должностными лицами порядка постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, снятия с учета и предоставления гражданам жилых помещений, несоблюдение установленных сроков заселения жилых домов и жилых помещений -

Влечет наложение штрафа в размере до ста рублей.

Статья 142. Нарушение правил пользования жилыми помещениями

Нарушение правил пользования жилыми помещениями, санитарного содержания мест общего пользования, лестничных клеток, лифтов, подъездов, придомовых территорий, нарушение правил эксплуатации жилых домов, жилых помещений и инженерного оборудования, бесхозяйственное их содержание, а также самовольное переоборудование и перепланировка жилых домов и жилых помещений, использование их не по назначению, порча жилых домов, жилых помещений, их оборудования и объектов благоустройства -

Влечет предупреждение или наложение штрафа на граждан в размере до тридцати рублей и предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц - до пятидесяти рублей.

Статья 143. Строительство объектов недвижимости без разрешения на строительство

(в ред. Градостроительного кодекса РФ от 07.05.1998 N 73-ФЗ)

Строительство объектов недвижимости без разрешения на строительство (самовольная постройка) -

Влечет наложение штрафа в размере от десяти до тридцати минимальных размеров оплаты труда.

Статья 143.1. Нарушение правил строительства летних садовых домиков, а также организации и ведения коллективного садоводства

(введена Указом Президиума ВС РСФСР от 20.02.1985 - Ведомости ВС РСФСР, 1985, N 9, ст. 306)

Осуществление гражданами строительства летних садовых домиков без надлежаще согласованного проекта или с отступлениями от норм, предусмотренных законодательством Союза ССР и РСФСР, действовавшим на начало строительства, -

Влечет наложение штрафа в размере до пятидесяти рублей.

Нарушение правил приема в члены садоводческого товарищества; освоение земельного участка, предоставленного под коллективный сад, без проекта организации и застройки его территории либо с нарушением этого проекта; разрешение строительства летних садовых домиков без надлежаще согласованного проекта или с отступлениями от норм, предусмотренных законодательством Союза ССР и РСФСР, действовавшим на начало строительства, приемка таких домиков в эксплуатацию; осуществление строительства на территории коллективного сада строений и сооружений общего пользования без надлежаще согласованного проекта либо с отступлениями от него; незаконные отпуск строительных материалов, использование транспортных средств, механизмов, рабочей силы, привлечение неспециализированных строительных организаций к строительству объектов садоводческого товарищества -

Влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере до ста рублей.

Статья 144. Нарушение правил благоустройства городов и других населенных пунктов

(в ред. Федерального закона от 20.12.1995 N 203-ФЗ)

Нарушение правил благоустройства территорий городов и других населенных пунктов, а также несоблюдение правил по обеспечению чистоты и порядка в городах и других населенных пунктах -

Влечет предупреждение или наложение штрафа на граждан в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда и наложение штрафа на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда.

Те же действия (бездействие), совершенные лицом, которое в течение года подвергалось административному взысканию за одно из нарушений, предусмотренных частью первой настоящей статьи, -

Влекут наложение штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда и на должностных лиц - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда.

Статья 145. Повреждение или самовольная вырубка зеленых насаждений в городах

Всякое повреждение зеленых насаждений, их самовольная, без разрешения исполнительного комитета городского, районного в городе Совета народных депутатов вырубка или перенесение в другие места, допущенные при застройке отдельных участков, имеющих к моменту строительства зеленые насаждения, а также непринятие гражданами и должностными лицами мер к охране находящихся в их ведении зеленых насаждений, небрежное к ним отношение -

Влечет предупреждение или наложение штрафа на граждан в размере до десяти рублей и предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц - до пятидесяти рублей.