«Крещение есть… ключ Царствия Небесного, перемена жизни, снятие рабства, разрешение от уз, претворение состава»

Святитель Григорий Богослов

Многие современные люди недоумевают, — как милостивый и любящий Бог может допустить, чтобы души после смерти тела, вечно мучились в аду? И вообще, если человек добрый и справедливый, не делает никому зла, живет честно, то неужели, только потому, что он не крещен, после смерти его душа тоже попадет в ад? Католическая церковь, известная своими гуманистическими воззрениями, часто идущими вразрез с Божьей истиной, даже учение такое имеет – о Чистилище. Католики верят, что вечных мук не будет, что душа грешного человека после смерти попадает в начале в Чистилище, где какое-то время в муках и страданиях очищается от грехов, а потом переводится в Рай. Чисто гуманистический подход, грубо попирающий Евангельскую истину. У Господа нет неправды и пустых слов, а Он неоднозначно говорит, что «идут сии в муку вечную…» (Мф.8, 12). Вечную – это не на время, а навсегда.

Святой Иоанн Златоуст (347-407) , на наши недоумения по этому поводу, говорит следующее: «Некоторые говорят, что геенны не будет, потому что Бог Человеколюбив… О великое коварство диавола, о безчеловечное такое человеколюбие! Ибо ему принадлежит эта мысль, обещающая безполезную милость и делающая людей безпечными .

Так как он знает, что страх наказания, как бы некоторая узда, удерживает нашу душу и обуздывает пороки, то он делает все и принимает все меры, чтобы исторгнуть его с корнем, дабы потом мы безбоязненно неслись в пропасть…».

Да, Бог милостив, но и правосуден . И милость его распространяется на ищущих Его в своей жизни, на кающихся в своих грехах и старающихся жить по Его заповедям. Всем же нераскаянным, упорным в своих заблуждениях грешникам Господь через Святое Писание обещает праведное воздаяние после смерти. И если мы не согласны с этим, то нужно задуматься, неужели мы более человеколюбивы, чем Сам Бог?

Попробуем разобраться в этом вопросе по порядку.

Первые люди, сотворенные Богом безсмертными, жили до грехопадения в Раю. Они были чистыми, безстрастными, и потому естественно и гармонично вписывались в окружающие их великолепие и сияющую красоту райских мест. В их чистых, невинных душах обитал Бог, Он присутствовал в них Своей Благодатью – просвещал, вразумлял их, дарил душам их радость и блаженство.

Мы, современные люди, можем лишь отчасти, смутно и очень приблизительно представить себе то состояние счастья, ликующей радости и наполненности бытия, какое имели наши далекие предки в райских обителях, и какое горе постигло их, когда, предавши Бога, они все потеряли. Адам, живший, как известно из Писания, девятьсот тридцать лет (Быт.5, 5), все время имел мокрые
от слез глаза, оплакивая свое изгнание. Он, глядя на своих детей и внуков, никак не мог понять, как они вообще могут здесь веселиться, когда место веселья и радости для них навсегда утеряно, а земля, проклятая Богом за их с женой страшный грех и нераскаянность, дает им «терния и волчцы» (Быт.3, 17-19), и неисчислимые скорби обрушились на них, и вообще здесь есть место только плачу и сожалению об утраченном…

Но дети его, и правнуки не были в Раю, им не было с чем сравнивать. Человек привык к своему новому месту обитания, смирился со своей скорбной участью, научился находить радость и здесь, в стране изгнания. Но, к сожалению, как одичавшее животное, совсем забыл своего Бога – Отца, свое высокое предназначение, потерял всякую связь с Небом, оземлился, осуетился и всего себя отдал во власть темным и лукавым духам, местом обитания которых является небесная твердь, все околоземное и земное пространство.

Престол Божий человеческой души, на котором когда-то в Раю, восседал Бог, любящий и лелеющий Свое создание, теперь был осквернен и изгажен
нечистыми похотями и страстями, и занят противником Божьим – дьяволом, соблазнившим их в Раю, вовлекшим во всевозможные грехи, и теперь, через эти самые грехи, имеющим над ними власть. Ум, чувства человека, его воля были порабощены темными силами, и человек самостоятельно уже не мог освободиться из этого гибельного состояния . Дьявол праздновал свою победу над родом человеческим; Небеса были закрыты для душ, покидающих умершие тела, — праведники, которых было даже среди избранного Божьего народа, совсем немного, относились Ангелами на Лоно Авраамово, место без мучений, но не Рай, а души остальных грешных людей попадали в ад. Опять же, по степени греховности и места были соответствующие – более или менее мучительные.

Так было до прихода на Землю Иисуса Христа – обетованного Мессии, Сына Божьего, взявшего на Себя наши грехи, понесшего наши немощи и скорби, и Своей Крестной смертью упразднившего власть греха и смерти над погибающим родом человеческим. Безгрешный, чистый и святой Господь Иисус Христос, пригвожденный ко Кресту, разрушил дела дьявола. Он сошел, после смерти Своего человеческого тела, Душою во ад, сорвал все замки и оковы мучающихся там узников, и вывел их на свободу.

Праведники ждали Его там, вдохновляемые словами Пророка Иоанна Предтечи, что их Освободитель уже на земле, и что скоро настанет время и их освобождения. А грешники, не знавшие Бога на земле, и не ждавшие себе освобождения и в аду, получили возможность уверовать в Него, Сына Божьего, здесь, в местах мучений, — и уверовавших Он вывел из ада и ввел вместе с праведниками в Рай.

С этого времени человеческим душам была открыта дорога на Небеса, в райские обители, в Дом Отчий, из которого они когда-то обманом были исхищены и преданы в тяжкое рабство и унижение. Господь Бог-Отец через воплощение на земле Своего Единородного Сына, Его мученическую смерть и воскресение, дал возможность воскресения всему падшему роду Адама – каждому конкретному человеку теперь дарована была, страшною ценою, возможность спасения его безсмертной души.

Для этого нужно было поверить в Сына Божьего, креститься водою и Духом Святым во обновление тела и души, и воскреснуть для новой жизни, праведной, доброй, благословенной. И после смерти получить возможность наследовать Царствие Небесное, которое Бог-Отец даровал Сыну Своему и всем, уверовавшим в Него.

Т.е., чтобы попасть после смерти в Рай, нужно уверовать в Сына Божьего Иисуса Христа, как единого от Святой Троицы, и принять Его как своего личного Спасителя и обязательно креститься . В Таинстве Крещения происходит освобождение души от первородного греха, источника смерти и греховной наклонности человека, и от всех содеянных раннее грехов. Душа освобождается от влияния темных сил, влекущих ее ко всякому злу. По слову блаженного Диадоха : «до Крещения благодать извне к добру склоняет душу, а сатана гнездится в глубинах сердца, с момента же пакирождения вне становится диавол, а благодать – внутри ».

Без Крещения попасть в Рай невозможно , об этом однозначно сказано в Евангелии: «…если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин.3, 5); «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк.16, 16).

И все современные рассуждения о спасении всех людей через их добрые дела, независимо от их веры и факта Крещения, это очередной обман дьявола, не желающего смириться со своим поражением от Сына Божьего и обманом продолжающего увлекать бедных людей в свои адские сети.

Бог не хочет видеть людей в аду, Он создал ад не для людей, а для не могущих уже исправиться падших ангелов – бесов. Но сами люди, подстрекаемые духами злобы, делают все, чтобы запортить свои вечные души и сделать их неспособными подняться на Небеса, из-за тяжести грехов, и из-за наличия непобежденных в земной жизни страстей, каждая из которых, это имеющий над душою власть демон (гордыни, блуда, сребролюбия, лени и т.д.).

Поэтому не Бог виновник того, что людские души после смерти, из-за своей греховной испорченности, идут в ад на вечные муки, — Он все сделал, от Него зависящее, чтобы этого не было, Сына Своего Единородного не пожалел, отдал на муки крестные, чтобы помочь нам, людям, избавиться от власти дьявола. Теперь мы, крестившиеся христиане, освобождаемся от его влияния на нас через греховную наследственность, получаем возможность соединиться с Богом через благочестивую жизнь по заповедям Божьим и через Святое Причастие. Вкушая Тело и Кровь Сына Божьего, физически преподаваемых нам в виде хлеба и вина, духовно мы соединяемся с Духом Божьим, наполняемся им все более и более с каждым Причастием, осветляемся душою, и влечемся им к делам праведным, добрым, к молитве, к чтению Святого Писания и Святых Отцов и делам милосердия.

И там, где раньше было непонимание греха и влечение к нему, теперь ясное видение и всех своих бывших грехов, и обострение совести на каждый, мельчайший грех, не только делом, но и словом, и помышлением, и раскаянность в соделанном, и отвращение, ненависть ко всякой неправде, злу и греховности. Последнее, по слову Святых Отцов, служит подтверждением, что прежние грехи Богом уже прощены – если к ним человек испытывает отвращение, и никогда больше уже так не поступил бы.

Человек крещенный и воцерковленный постепенно изменяется к лучшему, — душа его, с помощью Божьей, очищается и обновляется, и происходит это благодаря регулярной исповеди и Причастию, молитве к Богу о помощи и жизни по спасительным Евангельским заповедям.

Да, мы все не святые, кто-то больше, кто-то меньше, но все грешим. Но мы видим, благодаря Богу, эти грехи, и каемся в них, и стараемся исправиться, и потому Господь и прощает нас, кающихся, и идущих к Нему через все жизненные испытания, и падения, но опять встающих и идущих вслед Ему, первому понесшему Свой Крест страданий за спасение душ человеческих…

Л. Очай

Советы мамы своей взрослой дочери

Продолжение следует

ЧТО МОЖНО И ЧТО НЕЛЬЗЯ В ЦЕРКВИ? (Правила поведения в Церкви)

Зачастую у людей, впервые входящих в храм и интересующихся христианской традицией, возникают схожие вопросы о том, как вести себя в церкви. Настоятель храма Живоначальной Троицы в Кожухово протоиерей Алексей Митюшин ответил на наиболее распространенные вопросы.


Можно ли в церкви фотографировать?

Действительно, такой вопрос все время возникает. C одной стороны, конечно, можно. С другой стороны, лучше спросить разрешение у дежурного по храму. В основном не разрешается фотографировать там, где вспышка может ухудшить изображение иконы или фрески. По той же причине нельзя фотографировать в музеях. Вспышка разрушает изображения.

Если мы приходим в храм, то должны соблюдать правила приличия и воспитанности. Храм больше и выше, чем музей. Это место молитвы и повышенного благоговения, а фотографирование несет светский характер, который может человека ввести в смущение или возмущение.

Разрешена ли фото- и видеосъемка во время исполнения таинств?

Во всех храмах к этому относятся по-разному. Это такой момент, который входит в нашу жизнь, как в наше богослужение вошло электричество, электрическое паникадило, микрофоны. В любом случае - все должно совершаться с благоговением. Фотосъемка не должна мешать, быть навязчивой.

С одной стороны, это может быть не очень приятно. Но с другой - не стоит забывать, что есть тысячи людей, которые сидят дома и по разным причинам не могут выйти из квартиры, а им очень важно увидеть то, что происходило на богослужении, потому что для них это большое утешение и большая радость. Через подобные видеозаписи они чувствуют свою сопричастность Церкви. Тогда видеосъемка того же богослужения или проповеди приносит большую пользу.

Могут ли животные находиться в храме?

По церковной практике не дозволено пускать в храм собаку. Это животное считается не совсем чистым. Потому в церковной традиции есть чин освещения храма, если в него забегает собака. Однако стоит помнить, что собака - отличный сторож, и сегодня без нее не обходится ни один храм.

А вот кошки у нас в храмах присутствуют. Это не запрещается.

В Греции, например, в один из праздников в храм заползают даже змеи.

Можно ли некрещеным посещать церковь?

Конечно, можно. Нет никакого запрета. Если говорить по канонам, то некрещеным людям нельзя присутствовать на евхаристическом каноне, проще говоря, на литургии верных. Это период после чтения Евангелие до конца литургии, включая причастие Христовых Тайн.

Может ли некрещеный человек прикасаться к святыням?

Некрещеный может целовать иконы, святые мощи, живоносный крест. Но участвовать в таинствах, где преподаются Святые Тайны, вкушать святую воду или освященные просфоры, выходить к миропомазанию нельзя. Для участия в таинствах нужно быть полным членом церкви, нужно чувствовать свою ответственность перед Богом.

Некрещеному человеку следует понимать и принимать подобные запреты с благоговением. Чтобы не вышло как в одном патерике, где иудей притворился крещеным, чтобы причаститься Христовых Тайн. Когда он получил в руки частицу тела Христова, то увидел, что она превратиласьв кусочек мяса с кровью. Таким образом Господь вразумил его святотатство и неумеренное любопытство.

Можно ли мусульманам и людям других конфессий посещать храм?

Конечно, можно. Опять-таки нет никакого запрета. Надо помнить, что каждая душа и вправду - по рождению христианка. А потому - каждому человеку вне зависимости от его вероисповедания можно находиться в церкви.

Можно ли кушать перед посещением храма?

Нельзя кушать перед причастием Христовых Тайн. Перед причастием нужно соблюдать пост, который начинается с полуночи. С этого времени и до момента причащения мы не едим и даже не пьем воду.

В монастырском уставе положено, даже если ты не причащаешься, идти на литургию натощак. И поскольку мы, миряне, стараемся подражать монахам в их подвигах, то большинство православных христиан идут на литургию натощак.

Исключения составляют люди с тяжелыми заболеваниями. Например, людям с сахарным диабетом категорически запрещено идти в храм натощак.

Кому нельзя венчаться?

Венчаться нельзя тому, кто не расписан в ЗАГСе. Нельзя венчаться тем людям, у которых есть какие-то канонические препятствия к этому, например, запрещено венчание с кровным родственником. Нельзя венчаться, если один из супругов скрывает свою психическую болезнь. Если один из супругов изменяет своему избраннику.

Сложнейшие вопросы решаются благословением архиерея. Бывают такие случаи, которые приходской священник не может и даже не в праве решить самостоятельно.

В какое время нельзя венчаться?

Нельзя венчаться в посты: Великий, Рожественский, Петровский и Успенский. Нельзя венчаться на святках (в период от Рождества до Крещения). Не венчают на светлой седмице до антипасхи. Не венчают под среду, под пятницу, под воскресенье. Не венчают в праздник усекновения головы Иоанна Предтечи. Также не венчают под приходские престольные праздники.

Можно ли развенчаться в церкви?

В православной церкви нет чина развенчания. Если люди по своим великим прегрешениям не сумели сохранить любовь, если разрушили брак, то берется благословение на вступление во второй брак у епархиального архиерея.

Подобная ситуация - из ряда вон выходящая, сугубо греховная, для нее нет определенной схемы. Если человек оказался в таком несчастье, то процесс вступления во второй брак должен начаться с исповеди своему приходскому священнику. Желательно покаяться перед тем священником, который венчал вас. Если это невозможно, следует исповедоваться своему духовнику и посоветоваться с ним.

Как следует выглядеть женщине в церкви?

Женщине следует выглядеть скромно и в то же время красиво. В храм нужно одеваться хорошо, празднично, но так, чтобы мужчина, приходящий в церковь, думал о Боге, а не о женской красоте.

Может ли женщина ходить в храм в брюках?

Как было сказано в фильме «17 мгновений весны»: «Трудно пастору идти против паствы». Потому, сколько бы мы ни призывали людей к богообразному бытию, прихожане имеют свой характер и своевольничают. Если священнослужители будут выгонять из храма всех женщин в брюках, то почти никого не останется. Следует помнить, что и брюки бывают разными: бывают скромные, а бывают не скромные.

Если женщина идет в храм причащаться, ей следует надеть юбку и платок. Женщин в брюках и без платков, конечно, никто выгонять не станет. Но платок в православных русских храмах - это обязательно. Для участия в таинстве следует выглядеть соответственно.

Можно ли приходить в храм накрашенной?

Дьявол всячески пытается отвлекать нас от молитвы. Если посреди храма будет стоять «яркая» женщина, которая изобилует косметикой, она будет совершать двойной грех - не соответствовать церковному уставу и отвлекать других. Все должно быть в меру.

Когда можно исповедоваться в церкви?

Время исповеди указывается на дверях храма, на доске объявлений церкви.

Если человеку нужно исповедоваться вне этого расписания, то можно подойти к дежурному священнику в храме или позвонить ему с просьбой исповедовать в особое время. Подобная исповедь может совершаться в любое время дня и ночи.

Однако нужно отличать исповедь от беседы. Исповедь - это конкретное осознанное раскаяние в грехах. А духовная беседа - время, когда священник может не спеша поговорить с человеком.

Когда можно причаститься в церкви?

В основном литургия совершается ежедневно. В какое время - можно узнать у дежурного в храме, по телефону, в расписании или на сайте храма.

Время причастия зависит от храма, в каждом - свое начало богослужения, а значит, и свое время причастия.

Когда можно заходить в церковь?

В храм можно заходить в любое время. С 1990-х годов стало разрешено держать храм открытым целый день, а не только на время литургии. В центре Москвы некоторые храмы открыты до 23 часов. Если бы была возможность, я думаю, храмы были бы открыты и ночью.

Что категорически запрещено делать в храме? Можно ли в храме плакать?

Запрещено громко разговаривать, беседовать на отвлеченные темы.

В храме плакать можно только таким образом, чтобы это не мешало другим, не превращалось в театральное представление.

Что можно заказать и купить в церкви?

В церкви ничего не покупается и не заказывается. Покупается в церковной лавке на территории храма. Можно купить иконы, киот, церковную утварь.

Заказать сорокоуст, различные молитвы и требы.

В какой церкви можно покреститься?

Можно покреститься в любом приходском храме, кроме монастырского. В большинстве монастырей крещение не совершается.

Также советую принимать крещение в том храме, где есть баптистерий - купель для полного погружения.

Можно ли чем-то заразиться в церкви?

Если речь идет о таинстве Евхаристии - нет, заразиться в церкви во время таинства причащения нельзя. Это доказывает тысячелетняя практика христианской традиции. Таинство причастия - величайшее из таинств Христовой Церкви.

Можно ли беременным ходить в церковь?

Действительно ли беременным нельзя ходить в церковь?

Беременным не только нужно ходить в храм, но и необходимо каждую неделю причащаться Христовых Тайн.

Можно ли ходить в церковь во время месячных? Правда ли, что женщинам нельзя посещать церковь в критические дни?

Есть церковная традиция, когда женщины в свои «женские праздники», как называл их Нифонт, митрополит Волынский и Луцкий, не ходят в храм.

Но ведь женщина даже в эти «праздничные дни» остается человеком и не становится существом второго сорта, которому нельзя входить в храм.

Церковь Христова - пристанище для людей немощных и скорбящих. А во время своих месячных немощей женщина зачастую терпит скорби не только физические, но и моральные.

В такие дни женщинам нельзя приступать к таинству причащения ицеловать иконы.

священник Алексей МИТЮШИН

В Евангелии говорится:

Между фарисеями был некто, именем Никодим , [один] из начальников Иудейских. Он пришел к Исусу ночью и сказал Ему: «Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог».

Исус сказал ему в ответ:

«Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия». Никодим говорит Ему: «Как может человек родиться, будучи стар? Неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?». Исус отвечал: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше». (Иоан.3:1-7).

Поэтому, если вы хотите войти в вечную жизнь, должны веровать, покаяться перед Богом во всех прежних грехах и креститься, чтобы быть рожденным от воды и Духа в жизнь вечную. Если же не хочешь вечной жизни, то зачем креститься? Но где нет вечной жизни с Богом, там будут вечные страдания — из-за удаления от Бога. Это называется адскими муками грешных.

Сейчас Бог, в этой жизни, не удаляется от нас до конца, поддерживает в нас жизнь, врачует раны и болезни и т.д. За гробом же Он остается не со всеми людьми, но лишь с теми, кто в земной жизни выбрал Его. А кто избрал иной путь (греховных наслаждений, удаления от Бога), тот только тогда остро ощутит, как мучительно быть отвергнутым от Бога. Ибо за грехом следует неизбежно расплата: бывшие удовольствия оборачиваются неутолимыми страданиями (для нераскаявшихся истинно и не изменивших свою жизнь к лучшему, к исполнению Божиих заповедей).

Бог не принуждает нас к добру, к исполнению заповедей, но предупреждает, что отступление от добра приводит к вечным мучениям. Выбор — за нами. Это как если водитель не будет исполнять правила движения, попадет в аварию, то будет сам виноват, а не те, кто узаконил правила. Крещение один раз в жизни дарует человеку без всякого наказания прощение всех грехов. А если человек совершает грехи уже после крещения, для него остается таинство покаяния ( перед духовным отцом — священником). Но тут уже накладывается епитимия за грехи (духовное наказание), после исполнения которой человек может очиститься от греха. Нет человека без греха, поэтому все мы регулярно исповедуемся перед своими духовниками, чтобы очистить души от накапливающейся греховной грязи.

Совершается в три полных погружения в воду во имя Отца, и сына, и Святого Духа. Кто вместо крещения полит или окроплен, тот не рожден от воды и Духа. Мы крестим правильно, как заповедал Господь в Евангелии, как определено в Апостольских правилах.

о. Вадим Коровин , г. Саратов

Я в церковь хожу давно. Уже лет двадцать, как только заработал храм Архангела Михаила в нашем городке. Как открыли, так сразу ходить и стала. Батюшку прислали молодого – иеромонаха Филимона, он-то и взял меня в общину.
Правда, недолго он был батюшкой, около десяти лет, а потом с ним случилось великое искушение. Сперва поначалу мы не верили, что отец Филимон вернулся к своей жене, думали, наговор. А потом… лишили нашего батюшку сана. Такой скандал был! Помню, как он сказал однажды: «Господь знает правду» – это он вроде про себя говорил, какую правду – мы так и не поняли.
Прислали нам нового батюшку – женатого. Филимон, уж не знаю его мирского имени, заходил в храм время от времени. Но горько нам было видеть его брюках и куртке, обступим со всех сторон и руки по привычке тянем: «Благословите, батюшка», а он тихо так – «Нельзя, я уже не батюшка». Сам как будто ростом мельче стал и так жалко его, как родного. Господь знает правду…
Новый батюшка оставил общину прежнюю, и меня в ней тоже. Матушка у нас строгая, сама махонькая – каблуки надевает для росту, но хозяйственная – этого не отнимешь. Зауважали мы её сразу. Деток у них долго не было. Только пять лет назад девочка родилась – ух, и прыткая! Когда батюшка на молебне записочки читает, она рядом пристраивается – бумажки держит. Вроде как всем показывает, что поповская дочка. И зовёт его так ласково: «Батюся…», смешно прямо! Только вертлявая какая-то…

Так вот, в общине я со дня её основания. Помощь по хозяйству оказываю. Помыть храм, постирать облачения, за свечками следить – всё могу. Нас таких активисток несколько – я, Дуся, Любушка, Галина и Анна иногда приходит, когда не болеет.

Начала я свой рассказ с искушения батюшки, а рассказать дальше хочу о своём.

Вот раньше это слово – «искушение» – вставляла бездумно: с Дусей из-за свечей поспорила – «искушение», на службу проспала – тоже «искушение»… А настоящее-то искушение было впереди…

Но, всё по порядку.

Жила я до поры до времени с дочерью Раисой и внуком Димочкой.

Каждый день утреннее-вечернее правило вычитываю, главу из Евангелия, кафизму, акафист Николаю Чудотворцу, – всё как положено. Уголок у меня с иконками есть, лампадка, святая вода и маслице в бутылочках. Прочитаю всё – маслицем крестик на лбу нарисую, в водичку кусочек просвирки брошу – чтоб размок – и выпью. Благодать! Лампадка горит, голуби за окном урчат – я их подкармливаю – хорошо… Рая с Димой в своей комнате, телевизор тихонько работает – стараются не мешать. Я блинов-пирогов напеку, чаю заварю – сидим, чаи гоняем.

Раису я поздно родила. Сейчас ей уже тридцать седьмой пошёл. Ох, она у меня беспутная по молодости была! Страшно сказать – в баре работала. Там со своим первым мужем и познакомилась. Я её в церковь постоянно звала – а она всё отбрыкивалась. Мальчик родился. Потом всё у них с мужем наперекосяк пошло, я настояла на том, чтобы они повенчались. Думала, срастётся, сын ведь подрастает.

Через год развелись. И вроде дочь поутихла маленько, устроилась работать в нормальное место, да вот беда – мужчины рядом нет, а Димочке отец нужен. Я всё-таки сумела свою материнскую власть проявить – погнала дочь в храм на исповедь и причастие. Так и сказала: «Замуж хочешь? Вот и молись!». Заказывала молебны иконе «Взыскание погибших», молилась Николаю Угоднику – уж как просила… И батюшку нашего попросила – помолитесь, говорю, за рабу Божию Раису, чтобы Господь ей мужа дал.

Прошло время, и вот Рая мне говорит: «Мама, я познакомилась с хорошим человеком и тебя хочу с ним познакомить». Сама вся сияет, красавица, видать – влюбилась уже. Я ей первым делом: «Верующий?». Она мне: «Нет, он даже не крещённый». Я ей ответила, что, значит, не от Бога он, раз некрещеный и неверующий, и счастья у них не будет.

Фото с www.photosight.ru

Разве я не права? Какое же семейное счастье без Бога? «Мама, но он очень хороший и Димочку принял, возится с ним, подарки покупает!» – дочь мне говорит. «Это он добреньким прикидывается, а потом всё у вас плохо будет, без Бога – ни до порога! Не твой это муж, вымаливай дальше!» Дочь на меня обиделась. К своему переехала и Димочку забрала. Затихорилась, звонить только по делу стала – «Мама ты здорова? Всё нормально?» – официально, значит, так. Я ей: «Да уж, спасибочки, я в церковь хожу, причащаюсь, водичку святую пью, маслицем мажусь – ещё бы мне не быть здоровой!» А потом она меня на свадьбу позвала… значит, без материнского благословения решилась обойтись!

Я к батюшке – так, мол и так – дочь мать не почитает, замуж собирается, благословения не взяла. А он мне: «Что, хороший человек?». А я отвечаю, что некрещёный и неверующий хорошим быть не может!» Он спрашивает: «Вы общались?» Я ему гордо говорю, что все раискины попытки нас познакомить отвергала. Он только головой покачал.

Раисе перед свадьбой позвонила и всё высказала: «Без моего благословения, без венчания, играть свадьбу в среду – постный день – не будет тебе счастья!» Рая в слёзы, сказать ничего не может. Жених её трубку взял и вежливо так: «Уважаемая Валентина Николаевна! Вы, пожалуйста, Раису не мучайте. Если хотите – приходите на свадьбу, нет – ваше право, только издеваться над Раей я вам больше не дам» и положил трубку.

У меня аж всё тогда закипело от злости! Это он меня вроде как на место поставил! Я снова звоню, думаю, сейчас я тебе всё скажу, милёночек мой, а там трубку не брали… Я опять к батюшке, всё ему рассказала, а он… ох, удивил! Говорит, что дочь моя теперь мужу принадлежит, и что мне как матери смириться с этим надо. Ещё добавил, чтобы молилась за неё и за внука. А я что всё это время делала? Только и молилась, и проскомидии, и сорокоусты заказывала.

В общем, отделилась дочь от меня. Но Димочку приводила. Я к ней: «Ну, Раиса, жалуйся, пока муж не слышит!» А она: «Мам, а на что жаловаться? Живём себе мирно». «Темнишь, Раиса! – отвечаю ей, – не может так!» А она мне: «Мам, ну откуда ты всё знаешь – как может, как не может». А я ей: «Я тебя родила, я про тебя всё знаю! Припомни мои слова – приползёшь ещё, как тогда, когда тебя первый бросил». Она в слёзы. А меня аж колотит: «И что это она всё в слёзы? Нежная очень» – а она тогда уже беременная была, такие дела.

Что дальше случилось? С того разговора не было у меня в душе покоя. Хоть тресни. Евангелие читаю, Псалтирь читаю, акафисты, службы не пропускаю, водичку крещенскую пью, маслице… а нет мира в душе. Как огнём всё выжжено. И злость. Раиса не звонила – это я потом узнала, что она на сохранение легла.

Решила тогда я прибегнуть к главному испытанному средству – исповедь, причастие.

Поговела, каноны, молитвы прочитала, грехи на бумажку записала – и в храм.

…Батюшка епитрахилью меня накрыл, я в полутьме грехи зачитала… да на Раиску стала жаловаться – талдычу, значит, своё – меня не почитает, мужа-нехристя слушает, вышла замуж без благословения. Отец Леонид молчал, слушал, да потом и говорит:

«И что же это, Валентина Николаевна, с вами творится такое? Словно бесы крутят».

А я ему: «Какие бесы, батюшка? Я молюсь каждый день, в храм хожу…что вы меня обижаете?»

Он, грустно так: «Да неужто вы думаете, что смысл жизни — это свои проблемы житейские с помощью Церкви решать?»

Я растерялась. Думаю, как-то он загадочно говорит.

«Мне бы попроще, батюшка» – прошу.

«То, что вы в храм ходите, поститесь, участвуете в церковной жизни – это только средства, понимаете? Этого мало…»

Я возмущаюсь: «Как этого мало? Всю себя храму отдаю – не жалею – у самой слёзы на глазах, – если плохо убираюсь, так и скажите!»

Вздохнул отец Леонид.

— А плоды? – говорит.

— Какие плоды? – спрашиваю.

— Гложет вас злость на дочь, осуждаете её – вот плод ваших душевных трудов. Хорошо это?

— Да не плод, – твержу я, – искушение это!

Батюшка опять вздохнул.

— Да какое значение для Господа будет иметь ваше соблюдение обрядов, если вы дочь родную осуждаете вместе с её мужем! «Я вот, вся церковная, хорошая, а они – нехристи поганые – плохие. Какой это грех? – вдруг грозно сказал отец Леонид, я аж присела.

— Не знаю, – мямлю.

— Думайте, Николаевна! Будем с вами как в школе!

Судорожно соображаю, пот в три ручья со лба течет.

— Гордость, что ли?… – Неуверенно спрашиваю.

«Господь и Бог наш Иисус Христос, благодатью и щедротами Своего человеколюбия…» – батюшка прочитал надо мной разрешительную молитву.

Причастилась. Достояла до конца службы, батюшка проповедь говорил. Помню только одну мысль: нельзя искать в Церкви решение своих личных проблем – здоровья, успехов на работе или в семейной жизни – не за этим нужно в храм приходить. Наоборот, проблемы только могут появится, если человек начнёт воцерковляться. Искать нужно прежде всего Царствия Божиего, а Господь приложит всё необходимое.

Вышла из храма – ничего не пойму, иду и думаю – а что я всё это время в храме делала? Искала Царствия Божиего?…

Домой пришла. Прилегла.

«Господи, – твержу, – прости, душу грешную!» И тут мне стало плохо, как туман какой-то глаза накрыл…

А из тумана звонок доносится, издалека так…телефон звонит, значит.

Я руку протянула, трубку сняла, а там мужской голос:

«Валентина Николаевна! Это Сергей, муж Раисы. Она беспокоится – у вас всё нормально?»

Чувствую, язык немеет, и из последних сил отвечаю:

Очнулась я – передо мной сидит мужчина.

«Здравствуйте», – говорит, – я Сергей. Сейчас к вам врач приедет, я скорую вызвал!»

У меня слёзы текут…

Если бы не Сергей…Потом выяснилось, что ему Рая из роддома позвонила и попросила позвонить мне, сказала, что ей на сердце не спокойно. И ведь Серёжа мог мне всё припомнить и не позвонить! А он позвонил, приехал и скорую вызвал.

Серёжа – неплохой мужик, рассмотрела я его. И Раю, видно, любит, Димка к нему ластится. Одно плохо – некрещеный. Ну ничего, может, Господь управит, батюшка благословил келейно – дома, значит – молиться за него.

Теги:

Например, 50 рублей в месяц - это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета - немного. Для Матрон - много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Окончила Мурманский педагогический университет. Преподаватель истории искусства в ДХШ. Имею ряд публикаций в православных печатных изданиях и на сайтах православного рунета, в том числе "Православие.ру", "Русская линия". Сотрудничаю с газетой "Вера-Эском", православным женским журналом "Славянка". Автор детской книги "Свет Вифлеемской звезды".

Ответ от Пользователь удален [активный]
да потому что менее удачлевый


Ответ от Надежда Калашникова [гуру]
Если человек не крещенный, это еще не значит, что он не верущ!
Не плохо


Ответ от Приспособление [гуру]
смотря во что он верит


Ответ от Евровидение [гуру]
Думаю, что это ерунда, крещение это просто обряд, а вот то что в душе у человека, это Бог...


Ответ от Batu han [активный]
если вам плохо-значит плохо, раз задали такой вопрос.


Ответ от TaKeD [гуру]
Однозначного ответа нет. Это считается обязательным ритуалом, с давних времен, когда люди верели в Бога поголовно. Сейчас это утрачено и это нельза разделить на плохо или хорошо. Но принято крестить - это так же, как и на Пасху яйца красить или на Масленицу блины печь. Ведь глуро спрашивать: Если ты красишь яйца на Пасху то это плохо?"


Ответ от Галина Юрьевна [гуру]
человеку - хорошо, а попам - плохо.


Ответ от Елена Бровина [эксперт]
я не крещеная и мне от этого совсем неплохо)) пока в ступать в ООО"РПЦ" не спешу


Ответ от ЁТЕПАНИДА [активный]
Ну это смотря с какой позиции рассматривать...с одной стороны у него есть возможность самостоятельного выбора религии...а с другой стороны...он ни к какой вере не принадлежит и у него нет ни ангела хранителя, который может его защитить...ни бога, в которого можно верить...


Ответ от только не бросай меня в терновй куст [гуру]
Очень...


Ответ от Большой Брат [эксперт]
На Бога надейся, а сам не плошай...


Ответ от Игрок Net [гуру]
Главное какой это человек. Чуркам можно и не креститься. И евреям тоже. Главное твое отношнние к окружающим и самому себе.



Ответ от Aquila non captat muscas [гуру]
Крестись быстрей пока есть возможность. Все грехи тебя простятся


Ответ от Ёвета Советова [гуру]
Все мои знакомые, которые не крещеные болтаются по жизни как бяка в проруби... Нет у них Ангела-хранителя, нет ориентиров... Мне их жаль т. к. их родители не вложили в них что-то важное, что-то сокровенное. На самом деле, сила родительской молитвы очень крепка, а если бы их родители были бы верующими, то крестили бы своих деток.


Ответ от I T [гуру]
Правильный ответ не знает никто, есть только мнения.
Моё мнение - что крещение следует воспринимать как один из элементов Системы. Если остальные элементы отсутствуют, или выражены слабо, то смысла нет.
По моим наблюдениям, многие крещеные люди не воспринимают это адекватно, считая это чем угодно -- народной традицией, средством защиты, семейными устоями и т.п. --но при этм не знают элементарнейших вещей, которые даже не часть христианства (тем более православия), а культуры вообще. Перечислить 10 заповедей, например, или хотя бы несколько.
Ну то есть я хочу сказать, что сам факт крещения, может, и дает какие-то преимущества или что-то ещё, но это далеко не единственное, что нужно, чтобы измениться