Как правильно закрыть контракты в конце года, которые заключены согласно п. 1, п. 8, п. 29 части 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"? Нужно ли заключать соглашение о расторжении контракта: а) если осталась неиспользованная сумма в пределах 10% от общей суммы контракта; б) если неиспользованная сумма превышает 10% общей суммы контракта?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Полагаем, что, если на день истечения срока действия контракта фактический объем (и, соответственно, стоимость) исполненного контрагентом меньше, чем предусмотрено контрактом, целесообразно расторгнуть контракт по соглашению сторон.

Обоснование вывода:
Договором, которым в силу Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) является и контракт, признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей ( ГК РФ), то есть об установлении обязательств ( ГК РФ)*(1). А ГК РФ установлено, что законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору, при этом договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства. Поэтому в каждом конкретном случае суд в первую очередь устанавливает, вытекает ли из договора (контракта), что установленные им обязательства должны (или могут при определенных обстоятельствах) исполняться после окончания указанного в договоре срока его действия.
Таким образом, если контрактом предусмотрено, что окончание срока его действия влечет прекращение обязательств сторон, то необходимости расторгать контракт при описанных в вопросе обстоятельствах нет, поскольку его действие и так уже прекращено (смотрите, например, ФАС Восточно-Сибирского округа от 11.03.2013 N Ф02-209/13 и от 13.09.2010 N А33-910/2010, ФАС Северо-Кавказского округа от 22.06.2012 N Ф08-3213/12 и от 26.05.2010 N А63-18488/2009 ( ВАС РФ от 01.10.2010 N ВАС-11358/10 отказано в передаче данного постановления для пересмотра в порядке надзора), ФАС Московского округа от 14.02.2013 N Ф05-16497/12 и от 05.12.2012 N Ф05-13506/12). Безусловно, при обоюдном желании сторон каким-либо образом документально подтвердить факт прекращения их отношений по контракту, срок действия которого истек, стороны могут составить подобный документ в произвольной форме (например в виде акта об исполнении контракта с указанием объемов произведенного сторонами исполнения и того обстоятельства, что потребности в получении оставшейся части товара заказчик не имеет в связи с заключением нового контракта). Подобный вариант законом не предусмотрен, но и не противоречит ему. Если же упомянутое выше условие контрактом не предусмотрено, то формально (несмотря на то, что срок контракта истек, а сторонами заключен новый контракт) он продолжает действовать, а значит, если фактически стороны прекратили его исполнение, это следует зафиксировать документально, расторгнув контракт по соглашению сторон.
Согласно Закона N 44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством РФ, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. Исходя из положений , Закона N 44-ФЗ количество товара, объем работ или услуг по контракту являются существенными условиями, которые не могут изменяться. Изменение количества товара, объема работ или услуг по контракту по соглашению сторон (по предложению заказчика) допускается только в пределах 10% по правилам, предусмотренным Закона N 44-ФЗ. Таким образом, условия контракта о цене, количестве товара, объеме выполнения работ (оказания услуг) не могут изменяться, за исключением случаев, прямо указанных в Законе N 44-ФЗ.
Вместе с тем это не означает, что в отсутствие обстоятельств, позволяющих изменить указанные условия контракта, он должен быть исполнен в полном объеме в любом случае, независимо ни от каких объективных обстоятельств. N 44-ФЗ такого требования не содержит. Более того, представляется, что подобное требование противоречило бы таким принципам закупки, как принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, принцип эффективности осуществления закупок ( , Закона N 44-ФЗ). Ведь в случае, если, например, потребность в выполнении каких-либо работ (услуг) отпадает или их объем уточняется в ходе исполнения контракта в меньшую сторону, средства будут истрачены на удовлетворение фактически отсутствующей потребности.
Запрет на изменение контракта не оставляет много вариантов разрешения подобных ситуаций, один из наиболее очевидных - расторжение контракта по соглашению сторон после получения заказчиком исполнения в необходимом ему объеме. Закона N 44-ФЗ прямо устанавливает, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. При этом для расторжения контракта по соглашению сторон каких-либо специальных оснований не требуется, достаточно самого наличия обоюдного согласия сторон на расторжение договора. Аналогичные, по сути, разъяснения приведены в п. 44 обзорного Федерального казначейства от 02.07.2012 N 42-7.4-05/6.3-354, в котором рекомендовано при уменьшении фактического объема поставки товаров, работ, услуг именно оформлять соглашение о расторжении контракта по соглашению сторон (смотрите также ответ на вопрос N 5 в письме Федерального казначейства от 12.05.2010 N 42-7.4-05/8.5-305). Упомянутые разъяснения касаются положений утратившего ныне силу от 21.07.2005 N 94-ФЗ, однако, как нам представляется, они не утратили актуальности*(2). Это связано, в частности, из Закона N 44-ФЗ, Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками (утверждены Правительства РФ от 28.11.2013 N 1084), положения которых косвенно указывают на то, что до расторжения контракта или его прекращения надлежащим исполнением ( ГК РФ) он отображается в ЕИС как действующий*(3).
Таким образом, стороны принципиально не лишены возможности расторгнуть контракт по обоюдному соглашению, если, например, в ходе исполнения контракта потребность в дальнейшем исполнении контрагентом обязательств (поставке товара, оказании услуг, выполнении работ) отпала или на момент предусмотренного контрактом истечения срока его действия указанный в нем объем товара заказчиком не выбран, а значит, и не оплачен в полном объеме. Разумеется, если такая возможность предусмотрена контрактом ( Закона N 44-ФЗ), стороны вправе заключить дополнительное соглашение об уменьшении в пределах 10% предусмотренного контрактом количества товара (объема работ, услуг) и пропорциональном снижении цены. Однако очевидно, что соответствующие показатели, зафиксированные в таком соглашении, могут не совпасть с фактически "выбранным" заказчиком на последний день срока действия контракта и подлежащим оплате объемом товара (работ, услуг). Поэтому полагаем, что при описанных в вопросе обстоятельствах указанные контракты целесообразно расторгнуть по соглашению сторон., вопрос 2 в письме Минэкономразвития РФ от 28.03.2016 N Д28и-898.
*(3) В связи с этим отметим, что в рамках консультирования по вопросам применения законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд нами рассматриваются гражданско-правовые вопросы осуществления закупок, предусмотренных N 44-ФЗ. Вопросы же технического и административного характера, касающиеся в том числе функционирования единой информационной системы (сайт zakupki.gov.ru, далее - ЕИС), из сферы консультирования исключаются (в частности, какие именно действия необходимо совершить для того, чтобы контракт отображался в ЕИС как исполненный).

Заказчик заключил контракты с субъектами естественных монополий. Контракты заключены на одну сумму, а фактически заказчик оплачивает меньшую сумму (сумма снижения больше 10 %). Подскажите, как правильно сделать исполнение данных контрактов. Требуется ли оформление дополнительного соглашения, если да, то на каком основании?

Ответ

Константин Эделев , эксперт Системы Госзаказ

С 14 августа 2019 года изменили порядок расчета штрафов по 44-ФЗ: убрали требование о фиксированной сумме, снизили неустойку для СМП и СОНО. В статье найдете все актуальные правила. Работу с неустойкой упростят примеры формулировок и судебная практика.

Можно применить положения подп. «а» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ. При снижении тарифов нужно применять п. 5 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ.

Заключение контракта на сумму меньшую, чем указано в заявке участника

При осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса может ли заказчик с предварительного согласия исполнителя, заключить контракт (по п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ) на сумму меньшую, чем указано в заявке участника?

Решение

Согласно ч. 1 ст. 54 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ) по результатам конкурса контракт заключается на условиях, указанных в заявке на участие в конкурсе, поданной участником конкурса, с которым заключается контракт, и в конкурсной документации. При заключении контракта его цена не может превышать начальную (максимальную) цену контракта, указанную в извещении о проведении конкурса.

В соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком, в том числе в случае признание несостоявшимися открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, повторного конкурса, электронного аукциона, запроса котировок, запроса предложений в соответствии с и , и , . Согласование заключения контракта в указанных случаях, за исключением случаев заключения контрактов в соответствии с и , и , проводится при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд соответственно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, или контрольным органом в сфере государственного оборонного заказа, органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, уполномоченными на осуществление контроля в сфере закупок. В соответствии с настоящим пунктом контракт должен быть заключен с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на условиях, предусмотренных документацией о закупке, по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт. Такая цена не должна превышать начальную (максимальную) цену контракта, цену контракта, предложенную в заявке соответствующего участника закупки, или цену контракта, предложенную соответствующим участником закупки при проведении электронного аукциона.

Следовательно, так как при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса, участник в своей заявке, в том числе предлагает цену контракта, то контракт должен быть заключен по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт.

Таким образом, по мнению экспертов, у заказчика нет правовых оснований для заключения контракта по цене, которая отлична от цены, которая предложена в заявке участника.

Вместе с тем, следует отметить, что в установлена возможность при исполнении контракта снижении цены такого контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта, в случае если такая возможность была предусмотрена документацией о закупке и контрактом.

Следовательно, если в документации о закупке и контрактом предусмотрена возможность внесения изменения в контракт на основании , то стороны вправе снизить цену контракта после заключения такого контракта.

Журнал - единственный журнал, на страницах которого практические разъяснения дают не только ведущие эксперты отрасли, но и специалисты ФАС России и Минэкономразвития России.

Муниципальный контракт исполнен на меньшую сумму, чем заявлено, в связи с выполнением работ не в полном объеме. Действия заказчика в этой ситуации Проводился внутренний ремонт здания, в сметах были указаны завышенные показатели: квадратура стен, оклееваемых обоями, количество материалов и пр. По факту выполненных работ объем работ оказался меньше заявленного. Срок действия(исполнения) контракта истек 28.02.17

Ответ

В данной ситуации заключите соглашение о расторжении контракта. Если у заказчика пропала необходимость в товаре (работе, услуге), который по окончании срока действия контракта еще не поставили, то заказчик вправе расторгнуть контракт по соглашению сторон. В данной ситуации необходимо учесть следующее. Цена работы может быть определена через составление сметы (п. 3 ст. 709 ГК РФ). В случае, когда работу выполняют по смете, которую составил подрядчик, эта смета приобретает силу и становится частью договора подряда с момента подтверждения ее заказчиком. По договору строительного подряда подрядчик обязан выполнять работы в соответствии с технической документацией. В ней установлен объем, содержание работ и другие предъявляемые к строительству требования. Второй необходимый документ - смета, определяющая цену работ (п. 1 ст. 743 ГК РФ). Понятие «техническая документация» практически равнозначно понятию «проектная документация» (ст. 758 ГК РФ). Следовательно, смета должна быть приведена в соответствие. Из рекомендации Максима Чемерисова, директора департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России Как расторгнуть контракт Соглашение сторон Расторгнуть контракт по соглашению сторон можно, если и заказчик, и поставщик (подрядчик, исполнитель) согласны на это (п. 1 ст. 450 ГК РФ). Причинами могут быть, например: недофинансирование заказчика и, как следствие, его неспособность оплатить товар; невозможность контрагента исполнить контракт в установленный срок; у заказчика пропала необходимость в товаре (работе, услуге), который по окончании срока действия контракта еще не поставили* (письмо Минэкономразвития России от 1 декабря 2015 г. № Д28и-3552). Однако причина, из-за которой стороны решили расторгнуть контракт, как правило, значения не имеет (см., например, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 11 марта 2009 г. № А63-3745/2008-С2-26). Важно! В 2016 году нельзя будет из-за недофинансирования расторгать контракты, которые подлежат оплате в 2017 году. Этот запрет относится только к получателям средств федерального бюджета и бюджета государственного внебюджетного фонда (подп. 1 ч. 2 ст. 5 Закона от 30 сентября 2015 г. № 273-ФЗ). Совет: Заказчику лучше не злоупотреблять расторжением контрактов без объективной необходимости. Связано это с тем, что в рамках госзакупок контроль за исполнением контрактов носит строгий характер. И если заказчик часто расторгает контракты без причины (пусть даже и по соглашению сторон), это может быть расценено проверяющими как попытки заключить контракт со «своим» поставщиком, и будет признано нарушением. Расторжение контракта по взаимному согласию – самый безболезненный способ для сторон, так как: заказчик не вносит сведения о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков (ч. 2 ст. 104 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ); в дальнейшем стороны будут не вправе подать в суд требование о возмещении убытков, оспорить необоснованное расторжение контракта (см., например, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30 сентября 2008 г. № А56-3868/2008). Из справочника справочной системы «Госзаказ» Нарушения при организации и проведении ремонтных работ Нарушения Причины/Последствия Ответственность Нарушение порядка выбора способа определения подрядчика Причины: - Заключение контракта с единственным подрядчиком в отсутствие письменного отчета- обоснования целесообразности или невозможности заключения контракта конкурентными способами (если по п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе)* - Искусственное дробление закупки на несколько "мелких" контрактов (например, оформление отдельными контрактами разных видов ремонтных работ, ремонтных работ разных помещений) в целях заключения контракта с единственным поставщиком* - Превышение "лимита", установленного п. 4 или п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе Административный штраф на должностных лиц в размере 50 000 руб. Заключение контракта на условиях, отличных от условий, изложенных в аукционной документации и заявке победителя Причины: некачественное планирование, некачественная подготовка аукционной документации, проекта контракта, дефектной ведомости, сметной документации* Административный штраф на: - должностных лиц в размере 1 % от НМЦК; - юридическое лицо – до 300 000 руб. Последствия: фактическая невозможность заключения контракта без изменения проекта контракта, что строго запрещено действующим законодательством.* Внесение изменений в заключенный контракт, в т.ч. в части объема выполняемых работ ("пересортица"), сроков выполнения работ, стоимости выполнения работ Причины: некачественное планирование, ненадлежащее составления дефектной ведомости, сметной документации Административный штраф на: - должностных лиц в размере 20 000 руб.; - на юридическое лицо – 200 000 руб. Последствия: фактическая невозможность исполнения контракта без внесения в контракт, которые существенно ограничены действующим законодательством Нарушение порядка определения подрядчика Причины: - Неразмещение, несвоевременное размещение в ЕИС информации, подлежащей размещению в соответствии с законодательством - Нарушение порядка определения подрядчика - Нарушение порядка оценки заявок - Нарушение порядка оформления процедур - Нарушение требований к порядку составления и утверждения аукционной документации * Административный штраф на должностных лиц в размере до 50 000 руб. за каждое нарушение Нарушение порядка осуществления закупок, которые могут быть квалифицированы по статье 293 Уголовного кодекса РФ "Халатность" - Завышение объемов выполненных работ при подписании актов - Оплата невыполненных работ - Оплата работ, не предусмотренных контрактом (в т.ч. в результате пересортицы) - Завышение стоимости работ в результате ненадлежащего обоснования цены контракта - Ненадлежащее ведение претензионно-исковой работы - Штраф в размере до 120 000 рублей или в размере заработной платы за период до одного года - Обязательные работы на срок до 360 часов - Исправительные работы на срок до 1 года - Арест на срок до 3 месяцев* Из статьи журнала «Госзаказ в вопросах и ответах», №8 август 2016 справочной системы «Госзаказ» Формирование документации на ремонт Бюджетное учреждение готовит закупку на ремонт и реконструкцию здания по Закону № 44-ФЗ. Некоторые виды работы по монтажу требуют наличия допусков СРО. Должен ли заказчик обязательно прикладывать проектно-сметную документацию на монтажные работы или достаточно технического задания на выполнение работ? Кратко Да, проектно-сметную документацию надо включить в состав технического задания. Детали По договору строительного подряда подрядчик обязан выполнять работы в соответствии с технической документацией. В ней установлен объем, содержание работ и другие предъявляемые к строительству требования. Второй необходимый документ - смета, определяющая цену работ (п. 1 ст. 743 ГК РФ). Понятие «техническая документация» практически равнозначно понятию «проектная документация» (ст. 758 ГК РФ). Строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства следует проводить в том числе в соответствии с проектной документацией (ч. 6 ст. 52 грк рф). Она должна содержать материалы в текстовой форме и в виде карт (схем). Ее параметры определяют архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства.*

Одним из ключевых пунктов договора, заключенного в рамках 44-ФЗ, становится срок его действия. Такое условие определяет период, в течение которого обе стороны обязаны в полном объеме исполнить взятые на себя обязательства. Перед заключением контракта сторонам необходимо обязательно оценить свою возможность исполнить обязанности в установленное время. Особенности установления срока действия договора Законодательство напрямую не регламентирует правила, по которым определяется срок действия контракта. Поэтому заказчикам при составлении документа необходимо руководствоваться Гражданским и Бюджетным Кодексами РФ. Пункт 3 статьи 425 ГК предусматривает, что конец времени действия контракта означает прекращение договорных обязательств. При этом момент окончания действия контракта не равнозначен времени исполнения обязательств.

Срок действия договора истек, а операции не завершены. что делать?

Договор порождает обязательства (п. 2 ст. 307 ГК РФ), и по общему правилу, установленному ст. 310 ГК РФ, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. В соответствии с п. 1 ст. 407 ГК РФ обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами или договором. Согласно же п. 3 ст. 425 ГК РФ, при отсутствии в законе или договоре специального условия о том, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по нему, такой договор признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.К сожалению, последняя норма сформулирована таким образом, что допускает разные прочтения.

Оплата работ после истечения срока действия контракта

Важно

Уменьшение цены контракта с сохранением объема оказываемых услуг возможно только по соглашению сторон, иное ее изменение в ходе исполнения контракта допускается лишь в случаях, прямо предусмотренных Законом № 94-ФЗ (включая упомянутые выше), когда изменяется объем указанных услуг. Рассматриваемая ситуация ни к одному из таких случаев не относится.Таким образом, исполнитель, надлежаще выполнивший все обязательства по контракту, вправе рассчитывать на получение всей оговоренной суммы.Вместе с тем, по нашему мнению, это не означает обязательность уплаты полной цены контракта, если услуги оказаны в меньшем, чем предусмотрено контрактом, объеме. По смыслу норм гражданского законодательства, в частности положений п.


1 ст. 423, п. 1 ст. 779, ст. 781 ГК РФ, применение которых возможно в силу указаний ч. 1 ст.
Вопрос: Надо ли в 2016 году заключать допсоглашение или расторгать контракт на оказание услуг связи со сроком действия до 31.12.2015 г. при условии, что не выбрана вся сумма контакта? Ответ: Нет, заключать дополнительное соглашение о расторжении контракта или об изменении суммы контракта не надо. При закупке оказании услуг местной связи Вы установили начальную (максимальную) цену контракта исходя из лимита денежных средств отпущенных на эти цели. В соответствии с п. 2 ст. 42 Федерального закона от 05.04.2013 г.
N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ) т.к.

Если срок действия контракта истек а договор исполнен не полностью

Расторгать договор, если он уже прекратил действие, бессмысленно — смотрите, например, постановление Третьего ААС от 26.11.2012 N 03АП-4355/12, постановление Девятого ААС от 09.11.2012 N 09АП-31697/12, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.09.2010 по делу N А33-910/2010, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 10.07.2009 по делу N А28-13776/2008-392/17, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 26.05.2010 N А63-18488/2009 (определением ВАС РФ от 01.10.2010 N ВАС-11358/10 отказано в передаче данного постановления для пересмотра в порядке надзора), постановление ФАС Уральского округа от 26.08.2008 N Ф09-6114/08-С5, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 10.03.2010 по делу N А75-6516/2009 (определением ВАС РФ от 12.07.2010 N ВАС-8771/10 в передаче в Президиум ВАС РФ данного дела для пересмотра в порядке надзора было отказано). К сожалению, п. 3 ст.
Отсюда следует, что договор подряда считается прекращенным по истечении предусмотренного в нем конечного срока выполнения работы (смотрите, например, постановления Президиума ВАС РФ от 13.02.2002 № 7223/98, ФАС Уральского округа от 23.12.2010 № Ф09-10272/10-С2, ФАС Восточно-Сибирского округа от 26.04.2001 № А19-12505/00-35-Ф02-814/01-С2, ФАС Северо-Западного округа от 18.01.2010 по делу № А56-32219/2008 и от 28.08.2008 № А56-9516/2005 (оставлено в силе определением ВАС РФ от 24.04.2009 № 15523/08; в передаче последнего дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора отказано)).К этой точке зрения примыкает позиция, высказанная в п. 2 письма ВАС РФ от 10.08.1994 № С1-7/ОП-555, изданного еще до вступления в силу части первой ГК РФ.

Инфо

При этом ФАС Центрального округа в постановлении от 02.08.2012 N Ф10-2675/12 дополнительно отметил, что нормы Закона N 94-ФЗ также не предусматривают право государственного заказчика требовать от поставщика исполнения обязательств по государственному контракту в натуре после истечения срока действия договора. По нашему мнению вторая позиция представляется более обоснованной нормами закона. Однако, как видим, во-первых, практика по данному вопросу не единообразна.


Во-вторых, заметим, что в любом случае решение вопроса зависит от содержания договора — сочтет ли суд, что они требуют от поставщика исполнения обязанностей по поставке после окончания срока действия договора, или нет. Соответственно, решение по конкретному делу будет зависеть от позиции арбитражного суда и его оценки содержания конкретного контракта.

Внимание

Закона № 94-ФЗ, обязательственные правоотношения между заказчиком и исполнителем основываются на принципах возмездности, эквивалентности (установленной договором) суммы оплаты объему оказанных услуг. Поэтому, учитывая, что цена по контракту определяется за весь объем услуг, уплата полной цены за услуги, оказанные не в полном объеме, должна рассматриваться как неосновательное обогащение исполнителя (ст. 1102 ГК РФ).Соответственно, если услуги оказаны в меньшем объеме, чем определен контрактом, оплата должна быть произведена в размере, пропорциональном объему фактически оказанных услуг. Однако одновременно следует учитывать, что в соответствии с положениями п.


2 ст.
В нем говорится: если работа окончательно не выполнена подрядчиком в установленный договором срок, а заказчик не утратил интерес к ее выполнению данным подрядчиком, договор действует до окончательного выполнения всей работы. Если же интерес заказчика утрачен и он после истечения срока выполнения работы предъявляет подрядчику требование о возмещении понесенных им убытков, вызванных этим нарушением, то договор подряда следует считать прекращенным. Данная позиция принимается некоторыми арбитражными судами и в настоящее время (смотрите, например, решение Арбитражного суда Свердловской области от 14.02.2011 № А60-40968/2010).
На наш взгляд, эта позиция не противоречит п. 3 ст. 425 ГК РФ при ее толковании со второй точки зрения.
Также и ч. 2 ст. 72 Бюджетного кодекса РФ установлено, что государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств. Такое же мнение высказано и в письме Минэкономразвития России от 26.05.2015 N Д28и-1331 «Об определении начальной (максимальной) цены контракта, если объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг определить невозможно и оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта».
Закона № 94-ФЗ.Таким образом, к контракту применяются нормы Гражданского кодекса РФ, если иное не предусмотрено самим Законом № 94-ФЗ.В связи с этим следует учитывать, что возможность расторжения договора, то есть прекращения обязательств, вытекающих из него (п. 2 ст. 453 ГК РФ), установлена только в отношении фактически действующего договора. Расторгать договор, если он уже прекратил действие, бессмысленно (смотрите, например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 10.03.2010 по делу № А75-6516/2009 (определением ВАС РФ от 12.07.2010 № ВАС-8771/10 в передаче в Президиум ВАС РФ данного дела для пересмотра в порядке надзора было отказано)).Поскольку Законом № 94-ФЗ никаких особых условий относительно срока действия контракта и вытекающих из него обязательств не установлено, необходимо руководствоваться нормами Гражданского кодекса РФ.Согласно п. 1 ст.

Бюджетное учреждение заключило контракт на поставку электрической энергии на сумму 81900,00 рублей в том числе за счет средств бюджета СО 56788,12 рублей (выплата произведена полностью), за счет средств полученных от приносящей доход деятельности 25111,88 рублей (выплата произведена в размере 16921,82) остаток денежных средств по состоянию на 18 декабря 2017 года составляет 25111,88 рублей. Среднемесячный акт выполненных работ составляет от 7-8 тысяч рублей. Исходя из вышесказанного получается, что выплаты предусмотренные государственным контрактом будут исполнены на меньшую сумму. Каким образом отразить в отчете по исполнению контракта, то что контракт исполнен не на всю запланированную контрактом сумму? Возможно ли неполное исполнение контракта по сумме?

Ответ

Да, возможно не полное исполнение контракта.

Если контракт исполнен на меньшую сумму, то заключите доп.соглашение об изменении цены контракта. Изменить цену контракта можно только в пределах 10%. Возможность изменения цены должна быть прописана в контракте.

Если цена изменяется более чем на 10%, то заключите соглашение о расторжении контракта. Так поступают, если у заказчика пропала необходимость в товаре (работе, услуге), который по окончании срока действия контракта еще не поставили (письмо Минэкономразвития России от 1 декабря 2015 № Д28и-3552)

При размещения отчета об исполнении контракта в ЕИС укажите информацию о том, что контракт изменили или расторгли в ходе исполнения.

Обоснование

Нужно ли заключать дополнительное соглашение, когда меняете цену контракта. Фактические расходы по контракту оказалась меньше его первоначальной цены

Да, нужно. Когда меняете условия контракта, оформите допосоглашение в той же форме, что и сам контракт – письменно.*

Цена контракта по Закону № 44-ФЗ – всегда твердая. Заказчик меняет ее только в нескольких случаях. Читайте о них в таблице. Одно из таких исключений – заказчик снижает цену, а остальные условия, в частности количество товара, работы и услуги, остаются прежними. Чтобы так поступить, заказчик обязательно получает согласие поставщика. Такой порядок установлен частью 2 статьи 34, подпунктом «а» пункта 1 части 1 статьи 95 Закона от 5 апреля 2013 № 44-ФЗ и разъяснен в письмах Минэкономразвития России от 9 июня 2011 № Д28-64, Минфина России от 24 октября 2017 № 24-03-08/69599.

Итак, заказчик согласовал с поставщиком условие о новой цене – заключите дополнительное соглашение. Контракт – это гражданско-правовой договор. А Гражданский кодекс РФ указывает, что стороныменяют условия гражданско-правового договора допосглашением в той же форме, что и сам договор. Контракты по Закону № 44-ФЗ заключают в письменной форме. А значит и для допсоглашений форма – письменная.

Об этом сказано в подпункте 1 пункта 1 статьи 161, пункте 1 статьи 452, статьях 525–534 Гражданского кодекса РФ, пунктах 3, 8 статьи 3 Закона от 5 апреля 2013 № 44-ФЗ.

Снизили затраты на оплату контракта – сэкономили средства учреждения. Для казенных – ЛБО, для бюджетных – плановые назначения. Расскажем, как поступить с этими деньгами.

Казенные учреждения экономию лимитов бюджетных обязательств расходуют так. Посмотрите бюджетную смету. Если детализация в смете по виду расходов в целом, самостоятельно перераспределите экономию для покрытия других затрат в пределах данного кода. Если же виды расходов в смете детализировали по конкретным направлениям, то расходуйте деньги после того, как измените бюджетную смету или в пределах допустимых показателей.

Такой вывод следует из статьи 162 Бюджетного кодекса РФ, пункта 11 Общих требований, утвержденных приказом Минфина России от 20 ноября 2007 г. № 112н.

Бюджетные учреждения расходуют высвободившиеся деньги по плану ФХД. Как его изменить, читайте в рекомендации.

Как исполнить контракт, провести экспертизу и отчитаться об исполнении

Отчет об исполнении контракта

Поставщик исполнил контракт – разместите в ЕИС отчет. Исключение – только контракты с единственным поставщиком:

 до 100 000 и 400 000 руб.;

 на работы по сбору и обработке первичных статистических данных;

 на покупку библиотеками, научными и образовательными учреждениями доступа к специализированным базам данных;

 на товары, работы и услуги для оперативно-разыскной деятельности.

По этим контрактам отчет не составляйте.

Форма и порядок подготовки и размещения отчета утверждены постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 № 1093.

А когда размещать отчет по контракту, в котором выделены этапы? Делайте это после того, как поставщик исполнит каждый этап. Причем формируйте отчет о результатах исполнения отдельного этапа нарастающим итогом с начала года. Делайте это одним из двух способов:

 создавайте новый отчет при исполнении каждого этапа контракта;

 вносите изменения в ранее размещенный отчет, то есть редактируйте первый.

Бывает, что в условиях контракта этапы не предусмотрены, но приемка и оплата проходят ежемесячно, ежеквартально или с другой периодичностью. В этом случае проводите экспертизу и размещайтеотчет о том, что этап исполнили, тоже ежемесячно, ежеквартально и т. д. Для субъектов естественных монополий, поставщиков электроэнергии, тепло- и водоснабжения особенностей нет. Например, если вы оплачиваете водоснабжение ежемесячно на основании накладной, то и отчет об этом размещайте каждый месяц.

Об этом сказано в части 9 статьи 94 Закона от 5 апреля 2013 № 44-ФЗ, пункте 7 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 № 1093, письмах Казначейства России от 30 мая 2014 № 42-5.7-09/5, Минэкономразвития России от 14 сентября 2016 № Д28и-2371, от 21 января 2016 № Д28и-92, от 31 августа 2015 № Д28и-2474, от 3 августа 2015 № Д28и-2286.

Разместите отчет в течение семи рабочих дней после того, как:

 заказчик оплатил свои обязательства и подписал документы о приемке;

 вступило в силу соглашение, решение заказчика или суда о том, что контракт расторгли.

В отчет включите информацию о том, что:

 контракт или этап контракта исполнили;

 промежуточные и окончательные сроки исполнения контракта не нарушили;

 поставщик или заказчик не исполнил контракт или исполнил ненадлежащим образом. Укажите допущенные нарушения и санкции, которые применили;

 изменили или расторгли контракт в ходе исполнения.*

К отчету приложите документы, которые подтверждают факт исполнения контракта или его этапа, – документы о приемке. А также приложите экспертное заключение. Но только если экспертизу поконтракту проводит сторонний эксперт или экспертная организация.

Прикладывать к отчету документы о том, что заказчик начислил неустойку по контракту, а поставщик – уплатил, не нужно. Однако в графе 6 раздела IV отчета укажите реквизиты этих документов.

Об этом сказано в частях 9, 10 статьи 94 Закона от 5 апреля 2013 № 44-ФЗ, письме Минфина России от 7 июля 2014 № 02-02-06/32616.

Как расторгнуть контракт

Как расторгнуть контракт по соглашению сторон

Расторгнуть контракт по соглашению сторон можно, если и заказчик, и поставщик (подрядчик, исполнитель) согласны на это (п. 1 ст. 450 ГК РФ). Причинами могут быть, например:*

 недофинансирование заказчика и, как следствие, его неспособность оплатить товар;

 невозможность контрагента исполнить контракт в установленный срок;

 у заказчика пропала необходимость в товаре (работе, услуге), который по окончании срока действия контракта еще не поставили (письмо Минэкономразвития России от 1 декабря 2015 № Д28и-3552)*.

Однако причина, из-за которой стороны решили расторгнуть контракт, как правило, значения не имеет (см., например, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 11 марта 2009 № А63-3745/2008-С2-26).

Совет: заказчику лучше не злоупотреблять расторжением контрактов без объективной необходимости. Ведь в рамках госзакупок контроль за исполнением контрактов носит строгий характер. И если заказчик часто расторгает контракты без причины (пусть даже и по соглашению сторон), это может быть расценено проверяющими как попытки заключить контракт со «своим» поставщиком, и будет признано нарушением.

Расторжение контракта по взаимному согласию – самый безболезненный способ для сторон, так как:

 заказчик не вносит сведения о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков (ч. 2 ст. 104 Закона от 5 апреля 2013 № 44-ФЗ);

 в дальнейшем стороны будут не вправе подать в суд требование о возмещении убытков, оспорить необоснованное расторжение контракта (см., например, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30 сентября 2008 № А56-3868/2008).

В каком порядке расторгать контракт по соглашению сторон

Если вы хотите расторгнуть контракт по соглашению сторон, действуйте в следующем порядке.

1. Прежде всего уведомите об этом контрагента. Для этого направьте ему предложение о расторжении в письменной форме (например, заказным или ценным письмом). В дальнейшем это может пригодиться, если контрагент откажется от расторжения контракта или вообще не ответит на предложение. В таком случае для расторжения контракта заказчик сможет обратиться в суд (п. 2 ст. 452 ГК РФ).

2. Если контрагент согласен расторгнуть контракт, составьте соглашение об этом (п. 1 ст. 452 ГК РФ). В нем пропишите порядок действия сторон, связанных с прекращением исполнения обязательств поконтракту. В частности, стоит включить в соглашение информацию:

 момент прекращения обязательств. Это нужно для того, чтобы контракт был расторгнут с определенной даты. Если условие не установлено, то моментом расторжения контракта будет считаться дата подписания соглашения (п. 3 ст. 453 ГК РФ);

 действия сторон по поставленному контрагентом товару (произведенной работе, исполненной услуге) и оплате, произведенной заказчиком до расторжения. По общему правилу стороны не вправе требовать возврата того, что было исполнено по договору до момента его расторжения (п. 4 ст. 453 ГК РФ). Поэтому, составляя соглашения, оцените, выгодно ли включать в них эти положения. Так, о возврате можно договориться, если товар был поставлен плохого качества, контрагент признает это и согласен забрать его и вернуть деньги.

Поставщик может не подписать соглашение о расторжении. Но в то же время своими действиями начнет выполнять указанные в нем условия (например, вернуть оплату на счет, прекратить оказание услуги и др.). В таком случае суд может признать контракт расторгнутым по соглашению сторон на основании пункта 3 статьи 438 Гражданского кодекса РФ. Такую позицию подтверждает судебная практика, например постановления Пятого арбитражного апелляционного суда от 14 октября 2013 № 05АП-9458/2013 по делу № А24-768/2013, ФАС Уральского округа от 27 июля 2006 № Ф09-6540/06-С3 по делу № А60-25459/05-С4.

Если контрагент все-таки не подпишет соглашение о расторжении и будет выполнять обязательства по контракту дальше, то вы можете обратиться в суд или расторгнуть контракт в одностороннем порядке.