Система права - это нормативное образование, включающее в себя нормы права, правовые институты и отрасли права, которые тесно взаимодействуют между собой и которые обусловлены системой общественных отношений.

В качестве структурных элементов системы права выступают:

1) правовые институты;

2) отдельные юридические нормы;

3) отрасли права.

Юридическая норма является одним из основных элементов системы права, который выступает как регулятор конкретных видов общественных отношений.

Правового результата можно достигнуть действием не одной правовой нормы, а их совокупностью. Такие совокупности родственных норм называются правовыми институтами.

Первостепенное в объединении правовых норм в правовой институт - это признак однородности сферы регулируемых ими общественных отношений. Например, институт основ статуса человека и гражданина - в конституционном праве, в гражданском - институт собственности и наследия и т. д.

В объединяются нормы разнообразных видов с учетом их классификации. В него могут включаться нормы различной юридической силы, различные по территории действия и по иным признакам.

Существуют такие понятия, как отраслевой институт и комплексные институты.

Формирует нормы одной отрасли права, например институт наследования.

Комплексные институты соединяют нормы разных отраслей права, например институт избирательного права, в который включены нормы административного и конституционного права.

Отрасль права представляет собой совокупность правовых институтов, которые регулируют относительно самостоятельную сферу сходных отношений, например имущественных, брачно-семейных и др.

Отрасль права является крупным подразделением системы права.

Система права формируется из отраслей, а сами отрасли - из подотраслей, институтов и норм права.

Система однородных институтов определенной отрасли права образует подотрасль права, являющуюся уже не институтом, но и не отраслью права. Например, избирательное, авторское, жилищное право являются подотраслями гражданского права; муниципальное - подотраслью административного.

На территории РФ действуют федеральные законы, федеральные конституционные законы, законы субъектов Федерации. Дата принятия закона - это день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции. Законы должны быть официально опубликованы в течение семи дней после дня их подписания Президентом РФ. Они вступают в силу одновременно на всей территории страны в течение 10 дней после дня их опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления в силу. Высшие представительные органы власти субъектов РФ могут принимать законы по вопросам, которые относятся к их компетенции. При этом они не должны противоречить федеральному законодательству.


Особое место в системе подзаконных актов занимают указы Президента, которые принимаются по вопросам нормативного характера и не должны противоречить Конституции и федеральным законам. Обычно они вступают в силу одновременно на всей территории страны по истечении семи дней после их официального опубликования.

На основании федеральных законов, указов Президента Правительство РФ издает постановления и распоряжения, которые регулируют отношения в сфере управления экономическими и социально-культурными процессами. Они вступают в силу со дня их подписания, если не установлен другой срок введения в действие.

Система права и система законодательства должны рассматриваться как самостоятельные явления, хотя на первый взгляд соотносимы и взаимосвязаны. Они различаются между собой как содержание и форма.

Соотношение системы права и системы законодательства:

1) система права как его содержание - это внутренняя структура права, отвечающая характеру регулируемых им общественных отношений;

2) система законодательства - это внешняя форма права, показывающая строение его источников, которые находятся в отношениях взаимодействия и взаимосвязи друг с другом, образующих определенное единство, целостность, систему нормативно-правовых актов;

3) право, таким образом, не может работать вне законодательства, а законодательство в его широком понимании и является правом;

4) проводить анализ структуры системы права необходимо вместе с внешней формой права, которой является система законодательства, что позволит правильнее и полнее определить и различить два на первый взгляд одинаковых правовых явления.

Законодательство является прежде всего местом закрепления правовых норм и средством придания им определенности и объективности, их организации и объединения в правовые акты.

Строение законодательства воспринимается правоведами как система только потому, что оно является внешним проявлением объективно действующей структуры права.

Структура права является закономерностью. При исследовании системы законодательства, строении нормативно-правовых актов проявляется реальная, объективно обусловленная потребность работы самостоятельных отраслей права, подотраслей, юридических норм.

Между системой права и системой законодательства можно выделить, таким образом, следующие различия:

1) норма права - это первичный элемент системы права. В то же время первичным элементом системы законодательства является нормативно-правовой акт;

2) система законодательства по своему объему материала обширнее системы права, так как включает в свое содержание положения, которые в собственном смысле не могут быть отнесены к праву;

3) деление права на отрасли и институты, в отличие от законодательства, базируется на предмете и методе правового регулирования;

4) структура системы права не совпадает с внутренней структурой системы законодательства;

5) система права имеет объективный характер. А система законодательства создается под большим влиянием субъективного взгляда законодателя.

Разграничение между системой законодательства и права вызвано главным образом потребностями классификации, систематизации законодательства, деятельностью органов государственной власти, направленной на упорядочение законодательства, а также создание стройной, логичной системы.

В результате понимание правильного соотношения между системой права и системой законодательства связано со следующим выводом. Соотношение системы права и системы законодательства - характеристики, которые позволяют различить два термина правовой теории, выражающиеся в доступности и сокращении ненужной множественности актов, реализации их работы по их согласованию и правильному применению.

Правовое отношение: понятие и признаки

Правовое отношение - это такое общественное отношение, в котором стороны связаны между собой взаимными юридическими правами и обязанностями, охраняемыми государством. Правоотношение есть та мера внешней свободы, которая предоставляется его участникам нормами объективного права.

Правовые отношения имеют следующие признаки:

1) правоотношения возникают, изменяются, а также прекращаются лишь на основании правовых норм;

2) правовые отношения характеризуются взаимосвязью участников через корреспондирующие субъективные права и юридические обязанности;

3) для данных отношений обязательным является наличие сознательно-волевого характера;

4) правовые отношения охраняются государством;

5) индивидуализированность субъектов правоотношений;

6) наличие идеологического и общественного характера.

Виды правовых отношений, как правило, различаются:

1) по своему функциональному назначению;

2) своей непосредственной принадлежности к отраслям права;

3) субъектному составу;

4) характеру выполнения юридических обязанностей;

5) составу их участников;

6) длительности.

Так, по принадлежности к отраслям права можно выделить:

1) государственно-правовые отношения;

2) гражданско-правовые отношения;

3) уголовно-правовые отношения и др.

По своему функциональному назначению они делятся:

1) на регулятивные, которые выражаются в правомерном, положительном поведении субъектов правоотношений;

2) охранительные, которые возникают по причине неправомерного поведения субъектов правоотношений и направлены на охрану установленных законом прав и обязанностей участников правоотношений.

По субъектному составу правовые отношения делят:

1) на абсолютные, в которых точно определена лишь одна сторона - носитель субъективного права, а все остальные - носители юридических обязанностей;

2) относительные, в которых точно и поименно определены все участники.

По характеру выполнения юридических обязанностей можно разделить правовые отношения:

1) на активные, а именно те, в которых обязанность состоит в исполнении активных действий;

2) пассивные, а именно те, в которых обязанность проявляется в воздержании от совершения некоторых деяний.

По длительности можно выделить:

1) кратковременные правовые отношения;

2) длительные правовые отношения.

Одним из наиболее простых и распространенных критериев является классификация правоотношений в зависимости от отраслевой принадлежности норм, на основе которых они возникают, изменяются или прекращаются. Но также широко распространена классификация правоотношений в зависимости от количества участвующих в них сторон и способа распределения между ними прав и обязанностей.

По данному критерию различают правоотношения:

1) односторонние;

2) двусторонние;

3) многосторонние.

Главная отличительная особенность односторонних правоотношений состоит в том, что каждая из двух участвующих в них сторон обладает по отношению к другой или только правом, или только обязанностью. Самым наглядным примером может служить договор дарения. Характерным признаком двустороннего правоотношения можно считать наличие у каждой из двух участвующих сторон взаимных прав и обязанностей.

Специфической особенностью многостороннего правоотношения является участие в нем трех или более сторон, а также наличие у каждой из них прав и обязанностей по отношению друг к другу. В таком правоотношении субъективному праву одной стороны будет соответствовать юридическая обязанность другой стороны. Примером можно считать любую гражданско-правовую сделку, в которой, помимо двух сторон, участвует посредник.

Правовая система общества представляет собой конкретно-историческую совокупность права, юридической практики и господствующей правовой идеологии государства.

Это сложное, многоуровневое, комплексное, иерархическое, динамическое образование, отражающее всю правовую организацию общества, целостную правовую реальность, где главным, определяющим звеном является право, как система норм, правил поведения, установленных или санкционированных государством. Категории «правовая система» и «право» соотносятся между собой как целое и часть. На формирование правовой системы общества оказывают влияние факторы социально-экономического, политического, этнокультурного характеров.

Помимо права, правовая система общества, включает в себя и другие явления юридической действительности: правовую культуру, правосознание, правоотношение, механизм правового регулирования, правомерное поведение, юридическую ответственность и т.д. Элементы правовой системы общества отличаются по своей роли, удельному весу, значению, используемым средствам, юридической природе, характеру воздействия на общественные отношения. Тем не менее, они тесным образом соединены между собой необходимыми связями, отношениями, состояниями, режимами. Как главный системообразующий элемент право оказывает определяющее влияние на другие компоненты юридической системы. Поэтому любые изменения существующих правил поведения сразу же непосредственно сказываются на состоянии других составляющих компонентах правовой системы.

Правовая система охватывает всю область цивилизованного существования людей и включает такие блоки, как нормативный, правообразующий, доктринальный, правореализационный, правоохранительный, блок прав и обязанностей 1 и т.д.

Совокупность национальных правовых систем, объединенных на основе общности источников, структуры права и исторического пути его формирования, принципов регулирования, правовых доктрин образуют правовые семьи . Более подробно вопросы их формирования и основные характеристики освящены в §2 главы 1 настоящего учебника.

Понятие и структурные элементы системы права. Право представляет собой сложное, иерархическое образование, состоящее из множества элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенное целостное единство.

Система права – это внутренняя структура права, состоящая из взаимосогласованных норм, институтов, субинститутов, отраслей и подотраслей права.

Основные признаки системы права:

1. Состоит из взаимосогласованных непротиворечивых элементов (норм права, институтов, субинститутов, отраслей, подотраслей права);

2. обусловлена объективными факторами социально-экономического, политического, национального, религиозного характеров;

3. характеризуется целостностью, что обусловлено единством выраженной в юридических нормах государственной воли;

4. первичным элементом системы права является юридическая норма.

Структурные элементы системы права:

Норма права – общеобязательное, формально определенное правило поведение властного характера, исходящее от государства.

Институт права – группа юридических норм, регулирующих определенный вид общественных отношений.

Субинститут права – совокупность юридических норм, регулирующих разновидность общественных отношений, находящихся в рамках определенного института.

Отрасль права – совокупность однородных правовых норм, регулирующих определенную род (сферу) общественных отношений.

Подотрасль права – система однородных институтов определенной отрасли права.

В правоведении все юридические нормы условно подразделяются на материальные и процессуальные.

Материальные нормы , составляющие содержательную сторону права, оказывают прямое воздействие на общественные отношения. Нормы процедурно-организационного характера регламентируют порядок, форму юрисдикционной деятельности правоприменительных органов, направлены на реализацию норм материального права.

Основными критериями деления норм права на отрасли является предмет и метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования – общественные отношения, регулируемые правом. Каждой отрасли права соответствует свой предмет правового регулирования.

Метод правового регулирования - совокупность приемов, средств, способов регулирования общественных отношений. В совокупности с предметом правового регулирования он позволяет разграничить отрасли, опосредующие сходные общественные отношения.

Выделяют два основных метода правового регулирования - императивный и диспозитивный.

Императивный метод предполагает правовое положение субъектов, основанное на субординации, связан с властными предписаниями, карательными и штрафными санкциями.

Диспозитивный метод характеризуется равноправием сторон, координацией их деятельности, возможностью действовать по собственному усмотрению в границах, установленных действующим законодательством.

Императивный метод характерен для отраслей публичного права (конституционного, уголовного, административного, финансового), связанного с публичной власть, носителем которой является государство.

Диспозитивный метод используется в сфере частного права (гражданского, семейного) регулирующего отношения, возникающие между частыми собственниками, их законные интересы.

Отрасли российского права.

Конституционное (государственное) право – отрасль права, объединяющая правовые нормы, закрепляющая основы конституционного строя, принципы организации, цели и задачи, функции государства, основные направления его политики, принципы взаимоотношений личности и государства, механизм осуществления государственной власти. Основным источником государственного права является Конституция РФ.

Административное право - система норм, регулирующих общественные отношения в сфере исполнительно-распорядительной деятельности государства в экономической, политической и социальной сферах жизни общества.

Финансовое право - совокупность правовых норм, регулирующих финансовую деятельность государства, т.е. деятельность по сбору и распределению денежных средств (сбор налогов, составление, утверждение и исполнение государственного бюджета и т.д.).

Гражданское право - система норм, регулирующих разнообразные имущественные (собственность, заключение сделок, договоров, наследование и т.д.) и связанные с ними личные неимущественные отношения (честь, достоинство, имя, авторство).

Семейное право – отрасль права, регулирующая порядок и условия вступления в брак, прекращения брака и признание его недействительным, личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи, определяющая формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.

Земельное право - совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере использования земельного фонда в соответствии с хозяйственным назначением.

Уголовное право - совокупность норм, регламентирующих основания и принципы уголовной ответственности, определяющих, какие опасные для личности, общества или государства деяния признаются преступлениями, устанавливающих виды наказаний и иные меры уголовно-правового характера за совершение преступлений.

Уголовно-процессуальное право - система норм, регулирующих деятельность суда, прокуратуры, органов предварительного следствия и дознания по раскрытию и рассмотрению уголовных дел, определяющих процессуальные формы этой деятельности, права и обязанности участвующих в ней субъектов, их правовое положение.

Уголовно-исполнительное право представляет собой систему норм, регламентирующих порядок отбывания наказания лицами, осужденными судом к лишению свободы, а также деятельность соответствующих государственных органов и учреждений по перевоспитанию нарушителей в местах заключения.

Гражданско-процессуальное право регулирует деятельность органов правосудия и других участников процесса при разрешении гражданских, трудовых, семейных, личных, финансовых споров. В состав данной отрасли входят нормы, регламентирующие работу арбитражных и нотариальных органов.

Международное право . Занимает особое место и не входит в национальную систему права в качестве самостоятельной отрасли. Международное право включается в правовую систему РФ в той мере, в какой выступает источником права страны и не противоречит ее национальным интересам. Международное право регулирует межгосударственные отношения. Его нормы и институты закрепляются в различных международных договорах, соглашениях, уставах, конвенциях, декларациях, документах ООН, определяющих взаимные права и обязанности участников мирового сообщества (государств). В международном праве сохраняется деление на публичное право и частное право, регулирующее имущественные и иные отношения между гражданами и организациями различных стран, их процессуальное положение, юрисдикцию, другие вопросы. РФ признает приоритет международного права над внутригосударственным.

Система права и система законодательства: соотношение и взаимосвязь. Систему права не следует отождествлять с системой законодательства. Система права складывается объективно в соответствии с фактически существующими видами общественных отношений, система же законодательства является результатом целенаправленной упорядочивающей деятельности законодательных органов. Система права и система законодательства соотносятся между собой как содержание и форма. Система права как его содержание - это внутренняя структура права, система законодательства - внешняя форма права, выражающая строение его источников, это система нормативных правовых актов.

Основные различия между системой права и системой законодательства:

1.Исходным элементом системы права является юридическая норма, а первичным элементом законодательства – статья нормативного правового акта. Структура права и структура законодательства соотносятся как содержание и форма.

2.Система законодательства и система права различны по объему. Система законодательства по объему представленного в нем материала шире, так как включает в себя кроме правовых норм иные элементы, которые не могут быть отнесены к праву (различные программные положения, правила дорожного движения).

3.Система права имеет объективный характер, обусловлена фактически существующими общественными отношениями. Система законодательства преимущественно субъективна, так как зависит во многом от воли законодателя.

4.Внутреняя структура системы права не совпадает с внутренней структурой системы законодательства.

В основе вертикальной (иерархической) системы законодательства лежит классификация нормативных актов по юридической силе и органам, их издавшим. Эта классификация опирается на разделение нормативных правовых актов на законы и подзаконные нормативные акты.

Вертикальная структура права - это его деление на нормы, институты, отрасли.

В основе отраслевой (горизонтальной) системы законодательства лежат два критерия - система права и система государственного управления. В соответствии с этими критериями система законодательства подразделяется на отрасли законодательства.

5.В основе деления права на отрасли и институты лежит предмет и метод правового регулирования, отрасли законодательства, выделяются только по предмету регулирования и не имеют единого метода.

Понятие и элементы системы законодательства

Система права со своими отраслями, объединяющими нормы права, выступает как внутреннее содержание, а система законодательства - внешняя форма, в которую облекаются нормы права.

Система права - это внутренняя структура права, состоящая из взаимосогласованных норм, институтов, подотраслей и отраслей права.

Система законодательства это внутренняя структура законодательства, состоящая из взаимосвязанных нормативно-правовых актов в той или иной области общественной жизни.

В философском плане система права и система законодательства соотносятся между собой как содержание и форма. Система законодательства является внешним выражением системы права. Она формируется путем издания и систематизации правовых актов.

Выделяют следующие системы законодательства:

Горизонтальная система законодательства обусловлена предметом правового регулирования - конкретными общественными отношениями. Выделяются отрасли законодательства, соответствующие отраслям системы права (например, трудовое законодательство - трудовое право, гражданское процессуальное законодательство гражданское процессуальное право).

Вертикальная система законодательства отражает иерархию государственной власти и нормативно-правовых актов по их юридической силе. Во главе системы находится Конституция, затем идут законы, декреты президента, указы президента, постановления правительства, нормативные акты местных органов власти, локальные нормативные акты.

Комплексная система законодательства складывается в зависимости от объекта правового регулирования (например, природоохранительное законодательство, экологическое законодательство).

Между системой права и системой законодательства, несмотря на их взаимосвязанный характер имеются различия;

Во-первых, система права и система законодательства не совпадают по кругу источников, в которых они выражены:

система законодательства воплощена в законодательстве, иных нормативно-правовых актах;

система права находит воплощение не только в позитивном праве, но и отображена в обычном праве, неписаных принципах права и аксиомах, международно-правовых актах, имеющих рекомендательный характер, договорах нормативного содержания, судебных прецедентах и даже в правосознании.

Во-вторых, первичным элементом системы права является норма, а первичным элементом системы законодательства - статья нормативного акта.

В-третьих, система права выступает в качестве содержания, а система законодательства - в качестве формы.

В-четвертых, система права служит исходной базой для системы законодательства.

В-пятых, система права имеет только горизонтальное (отраслевое) строение, а система законодательства еще и вертикальное.

В-шестых, система законодательства не охватывает всего разнообразия нормативности, а право помимо законодательства оформляется в юридических обычаях, нормативных договорах, юридических прецедентах. Законодательство кроме формулировок норм включает и иные элементы - преамбулы, названия разделов, глав, статей и т. д.

В-седьмых, каждая отрасль в системе права имеет свой предмет и метод правового регулирования. Отрасли законодательства такими объединяющими началами не обладают.

Анализ законодательства (прежде всего ст. 71, 72 Конституции РФ) позволяет выделить три группы отраслей законодательства:

  • 1. одноименных с отраслями права (уголовное, гражданское, земельное и др.);
  • 2. комплексные отрасли законодательства -- отрасли, состоящие из норм различных отраслей права: административного, гражданского, уголовного. К комплексным отраслям следует отнести хозяйственное право, аграрное или сельскохозяйственное и некоторые другие;
  • 3. отрасли законодательства, «привязанные» к соответствующим сферам государственного управления и сферам государственной деятельности (законодательство о водном, воздушном, железнодорожном транспорте, об образовании и т.д.).

Отсюда количество отраслей законодательства значительно превышает число отраслей права. Общеправовым классификатором отраслей российского законодательства, утвержденным Указом Президента РФ, охватывается 48 таких отраслей.

Понятие системы права не следует смешивать с понятием системы законодательства . Последнее представляет собой совокупность законов и подзаконных нормативных актов, являющихся формой выражения юридических норм.

Кроме правовых норм законодательство содержит также призывы, декларации, определения, указания на мотивы и цели издания нормативных актов. Основными элементами системы законодательства являются нормативное правовое предписание и нормативный акт.

Система права характеризуется определенным его внутренним строением, расположением по отраслям и институтам, в то время как система законодательства относится к внешним формам выражения права, состоянию его источников. Это различие носит объективный характер и выражается в том, что отрасли законодательства, во-первых, не совпадают с отраслями права, во-вторых, сочетаются в систему на основе принципов, отличающихся от принципов формирования системы права.

Основной вывод сводился к тому, что не следует принижать роль законодателя в формировании системы права, а следовательно, и противопоставлять или резко отрывать одно от другого при рассмотрении понятий системы права и системы законодательства, поскольку это очень близкие и тесно связанные между собой явления правовой жизни и понятия юридической науки.

Но вряд ли целесообразно и отождествлять их. Кроме уже изложенных аргументов в пользу разграничения этих понятий, следует помнить, что факторы, формирующие систему права, более многочисленны и разноплановы, нежели активность законодателя, управляющая созданием системы законодательства. (Бабаев)

В литера­туре справедливо отмечается, что система права и система законодательства -это две стороны одного и того же феномена - объективного права. Выведение системы права за рамки системы законодательства означает и выведение ее за рамки самого права. И в принципе правильна характеристика их соотношения как содержания и формы права.

Вместе с тем система права и система законодательства - это хотя и тес­но связанные, но разные системы. У них разное целевое назначение и разное строение.Система права характеризует строение (элементы и структуру) правовой информации (содержания права) и обеспечивает действие права как информационно-регулятивной системы.Система законодательства ха­рактеризует строение носителя правовой информации, и задача ее состоит в том, чтобы обеспечивать надежное хранение этой информации и ее эффек­тивное использование.

Система законодательства (а под «законодательством» в контексте данной проблемы следует понимать всю совокупность нормативно-правовых актов вплоть до других официальных форм выражения права) - результат специ­альной деятельности полномочных органов (имеющих «право на правотворчество»), и в этом плане она может быть более совершенна или менее. В тео­рии этот момент характеризуется как зависимость системы законодательства отсубъективного фактора.

Еслиэлементами системы права являются нормы, институты, отрасли, то элементы системы законодательства - нормативно-правовые акты и состав­ляющие их элементы (разделы, главы, статьи, пункты и др.). Выделяют также отрасли законодательства.

Структура системы законодательства строится как «по вертикали» (прин­цип субординации), так и «по горизонтали» (принцип координации). В осно­ве иерархии нормативно-правовых актов (вертикальная структура) всегда ле­жит конституция. Горизонтальное строение характеризуется наличием раз­ветвленной системы законодательных отраслей.

Своеобразием отличаются системы законодательства в федеративных го­сударствах. Примером здесь может служить законодательство России, в со­став которого входят как общефедеральное законодательство, так и законода­тельные подсистемы субъектов Федерации. (Протасов)

Подсистемой законодательства понимается совокупность нормативно-правовых актов, в которых объективируются внутренние содержательные и структурные характеристики права. Данная система является внешним выражением системы права. Последняя же свое реальное бытие получает именно в четких, формально-определенных актах - документах. Однако совпадение между системой права и системой законодательства в пределах от отдельной нормы до права в целом не абсолютно. В этих границах они существуют самостоятельно, так как обладают своей спецификой, имеют собственные тенденции развития.

Система законодательства складывается в результате издания правовых норм, закрепления их в официальных актах и систематизации этих актов. Она имеет сложную структуру. В зависимости от оснований (критериев) можно выделить горизонтальную, вертикальную, федеративную и комплексную системы законодательства.

Горизонтальное (отраслевое) строение системы законодательства обусловлено предметом правового регулирования - фактическими общественными отношениями. На основе данного критерия вычленяются отрасли законодательства, соответствующие отраслям системы права (конституционное право - конституционное законодательство, трудовое право - трудовое законодательство, гражданское процессуальное право - гражданское процессуальное законодательство).

Вертикальное (иерархическое) строение отражает иерархию органов государственной власти и нормативно-правовых актов по их юридической силе. Во главе системы нормативно-правовых актов Российской Федерации стоит Конституция, далее идут законы, указы Президента, постановления Правительства, нормативные акты местных органов власти, локальные нормативные акты.

Федеративное строение системы основано на двух критериях - федеративной структуре государства и круге полномочий субъектов Федерации в сфере законодательства. В соответствии со ст. 65 Конституции РФ и Федеративным договором от 31 марта 1992 г. можно выделить три уровня нормативно-правовых актов Российской Федерации: федеральное законодательство (Конституция РФ, основы законодательства, федеральные законы, указы Президента, постановления Правительства РФ и иные нормативные акты Федерации); законодательство субъектов Российской Федерации - республик в составе РФ (конституции республик, законы и иные нормативные акты), краев, областей, автономных округов, автономной области, городов федерального значения - Москвы, Санкт-Петербурга (уставы, законы, постановления глав администраций и иные нормативные акты); законодательство органов местного самоуправления (решения, постановления).

Комплексные образования в системе законодательства складываются в зависимости от объекта правового регулирования и системы государственного управления. К ним можно отнести природоохранительное, транспортное законодательство, нормативные акты, определяющие правовое положение отдельных социальных групп (молодежи, женщин, ветеранов).

Если система права выступает как внутренняя форма права (его строение по отраслям и институтам), то система законодательства как внешняя форма права, как система нормативно-правовых актов, в которых отрасли и институты права выражены (С.А.

Комаров).

Система права характеризует взаимосвязи между ее основными элементами, так же как и система законодательства. Систему права и систему законодательства различают по следующим основаниям:

1. Первичным элементом системы права является норма права, а первичным элементом системы законодательства – нормативно-правовой акт;

2. Система права складывается исторически, в соответствии с общественными интересами и отношениями, а система законодательства обусловлена волей законодателя;

3. Система права выступает в качестве содержания, а система законодательства в качестве формы права;

4. Система права имеет первичный характер, является основой системы законодательства. Система законодательства носит производный характер от системы права.

5. Система права имеет отраслевое (горизонтальное) строение, а система законодательства строится по юридической силе (вертикальное строение). В связи с чем в системе законодательства в зависимости от формы государственного устройства выделяются конституционные, федеральные, местные законы и подзаконные акты, структурированные по юридической силе.

6. Система права и система законодательства различаются также по объему: законодательство не охватывает всего разнообразия нормативности, хотя и включает в себя определения норм, но строится по своему – Общая, Особенная части, разделы, главы, статьи.

Несовпадение системы права и системы законодательства связано с тем, что систематизация законодательства осуществляется при наличии уже сложившейся системы права, например, появлению кодексов предшествует образование соответствующих отраслей права.

Еще по теме 7. Соотношение системы права и системы законодательства.:

  1. Глава IV. СООТНОШЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ И РЕГИОНАЛЬНЫХ НАЧАЛ В СИСТЕМЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ