Почему самоубийство – грех? Есть ли надежда на рай?

Сразу ответим на поставленный в заголовке первый вопрос: потому что это нарушение сразу трех данных Создателем заповедей.
Первая – «не убей», ведь вы умерщвляете человека, пусть и самого себя (Библия, книга Исход, гл. 20). Причем, если следовать точному переводу, имеется ввиду именно преднамеренное убийство. То есть, если искренне верующий случайно сделает что-то, в результате чего умрет – это суицидом не считается.

Попадают ли все самоубийцы в ад?

Традиционно христианство считает, что участь наложивших на себя руки – адские муки. Православная церковь даже не отпевает суицидников (хотя многие батюшки за деньги по просьбе это делают, дабы облегчить душу родственников и заработать), а несколько десятков лет назад их даже хоронили за пределами кладбищ, особенно в селах.

Времена изменились, однако мнение Библии по этому поводу осталось прежним и четко изложен в пятой главе послания к Галатам:

«Дела плоти известны — это прелюбодеяние, блуд, … волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, ереси, ненависть, УБИЙСТВА, пьянство… и тому подобное… поступающие так Царства Божьего не наследуют »

Вывод таков: самоубийца идет в ад точно так же, как умерший естественной смертью муж-изменник, алкоголик, экстрасенс, завистница. То есть как любой погибший грешник, не знающий Бога и не имеющий с Ним никаких отношений, живущий по своим собственным законам и правилам.

Выход один – примириться с Творцом, получить прощение своих греховных поступков, стараться жить по заповедям. Если вы сделаете это, то станете чадом Божьим, Создатель – вашим Небесным Отцом, а после смерти вас ждет вечная жизнь.

Писание обещает, что «всякий, кто призовет имя Господне, спасется». Эта истина записана целых три раза: пророком Иоилем (2 гл. 32 стих), во 2 главе Деяний Апостолов и 10 главе письма к Римлянам.

Таким образом, если покончивший с собой человек, как и любой другой грешник, в момент перед своей гибелью поймет, что натворил, и попросит прощения у Бога, то попадет в рай. Помните разбойника, пригвожденного к кресту рядом со Спасителем и обратившегося ко Христу перед своей кончиной? Иисус сказал ему: «сегодня будешь со мною в раю». Это – милость и благодать, которая дается свыше каждому искреннему сердцу в момент покаяния просто так, даром. Ее невозможно купить, заслужить и заработать…

Именно поэтому у родных самоубийцы есть надежда, а не потому, что погибшего можно «отмолить», отпеть – об этом в Библии не сказано ни слова.

Господь – судия праведный, и знает все, в отличие от нас, людей. Если покончил с собой верующий, живший праведно, под воздействием какого-либо лекарства или в приступе душевной болезни, у нас также есть надежда на милосердие Божье.

Почему самоубийство – грех? Еще две причины

В Евангелии описано, как однажды у Христа спросили, какие заповеди самые важные. Он назвал всего две, в которых заключено все:

  1. Люби Господа всей душой, всей силой.
  2. Люби ближнего своего, как самого себя.

Любящий Бога и тех, кто его окружает, никогда не скажет «Хочу покончить с собой» и не наложит на себя руки.

Почему?

Во-первых, самоубийца отвергает жизнь – подарок, дарованный Создателем, а значит, отвергает и самого Дарителя, не любит Его. Выглядит это примерно так:

Пришел гость на день рождения ребенка и подарил ему дорогую игрушку, чтобы малыш рос и развивался.

Виновник торжества разворачивает обертку, а там – игрушечная машина, из крепкого, качественного пластика, и стоит немало. Однако мальчик надул губы и ворчит:
— Забирайте себе свой подарочек! Не нужна мне эта красная машинка, я хочу зеленую. И вообще не пластмассовую, а настоящую, железную. И не машину, а ракету с двигателем из конфет.
— Малыш, понимаешь, такой ракеты не существует, а эта игрушка очень хорошая, с ней можно придумать столько всего интересного…

Но праздник сорван и капризный именинник выбрасывает отвергнутый презент в окно. Может, заболел паренек или не выспался, или мама плохо воспитала и характер капризный получился…

На следующее утро просыпается малец, и начинает искать подаренный накануне автомобиль.
— А его нет, ты ведь сам его вчера выбросил в окно.
— Как? Зачем? Он ведь такой классный был! – кричит со слезами сожаления дитя.
Но подарка уже нет, а тот, кто его принес, врятли снова придет и принесет другой… А машинка-то была дорогущая и эксклюзивная!

Не бросайтесь самым дорогим даром, который есть у вас под влиянием минутных обстоятельств и эмоций, ведь скоро наступит новый день, и на многое вы посмотрите иначе! Если Всевышний хранил вас до сего часа и в вашем теле еще бьется сердце, значить выход есть!

«Потому что только Я знаю намерения, которые имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду. » (Иер. 29-11)

Во-вторых, говорящий «Хочу покончить с собой!» фактически не думает о том, какую боль он причинит своим родным и близким. Их судьба навсегда разделится на «до» и «после», они долго будут страдать от вины и горя. Не говорите, что желаете им добра. Вы превратите и существование в ад.

Вот почему самоубийство — грех.

Накануне Всемирного дня борьбы с суицидом, отмечаемого 10 сентября, портал публикует один из самых запоминающихся докладов, прочитанных на состоявшемся в Минске белорусско-российском научно-практическом семинаре «Психологические и духовные причины суицида. Стратегии помощи и профилактики». Печатается с сокращениями.

В мире, хотим мы того или нет, действуют созданные Богом объективные законы

По большому счету, эта проблема не требует наукообразных ответов и поисков. Чтобы сбить эту страшную волну, необходимо, чтобы у человека открылись глаза — на себя самого, на все то, что ему предназначено в жизни, на бесконечность и бессмертие. На его истинную природу и три составляющие — душу, дух и тело, без учета которых нельзя рассматривать причины суицида. В мире, хотим мы того или нет, действуют созданные Богом объективные законы. А вот помнит ли о них общество — большой вопрос. И, попадая в сложную жизненную ситуацию, запутавшись в собственных внутренних противоречиях, человек часто не понимает, как он оказался в таком положении, к чему ему теперь стремиться, да и зачем…

Образ Божий или часть животного мира?

Есть такая наука — христианская антропология, которая говорит, что человек создан Богом. От создания он имел с Ним духовную связь и был целостен: разум, воля и чувства человека были соединены и устремлены в одном только направлении — совершенствования. Бог создал человека по Своему образу. Значит, если Бог вечен, Он создает таким же человека и призывает его к вечной жизни. Только человек, не имея источника в самом себе, получает энергию бытия из Божественного источника. Есть у Бога и другие энергии, которые Он сообщает человеку, желающему совершенствоваться, они называются благодатными энергиями, которые человек может получить от общения со своим Создателем. Бог разумный — Он создает и разумного человека. Бог совершенный — и предлагает этот путь радости, любви и совершенства человеку. Бог по природе Своей есть любовь (эту тайну открывает Иоанн Богослов в своем Евангелии, в первых главах), поэтому Он творит человека. А если Бог есть любовь, то и главный принцип жизни и всего мироустройства — это, конечно, принцип любви. Но все упирается во внутренний мир человека.

Прогресс без Бога становится в конечном итоге регрессом

Тут важно понять, что с человеком произошло. Он был создан свободным, с правом выбора, но, злоупотребляя своей свободой, он избрал зло, стал противиться мироустроению, которое создал Бог. И что сейчас происходит с природой человека? Она стала раздробленной. Ум в одном направлении работает, душа — в другом, чувства — в третьем. То есть разумом мы понимаем, что этого делать нельзя, и тем не менее все происходит. И это, кстати, проецируется на весь мир и на все общество. Современное положение общества вызывает у нас удивление. Масса комитетов, форумы, благодаря современным СМИ, люди информированы как никогда. Но стоит поинтересоваться, что происходит в общественной жизни, спросить любого профессора, отведя в сторону после выступлений, посвященных проблемам общества: «Как ты думаешь, куда наше общество движется?», — он отвечает: «Катимся в пропасть, медленно и уверенно». Только представьте себе, столько знаний, столько усилий — и без толку. А почему это происходит? Так вот, второй закон термодинамики действует и в моральной, и в духовной, и в физической сфере: оказывается, к своему распаду идет общество. Находятся в нем такие люди, которые желают подчинить мир себе, диктовать всем свою волю, управлять миром и людьми. Это пример того, что такое мир без любви. Знаменитый русский писатель Иван Аксаков сказал, что прогресс без Бога становится в конечном итоге регрессом. Он жил в позапрошлом веке, но его слова вполне могут стать эпиграфом и к началу, и, думаю, к продолжению 21 века.

Но вернемся к человеку. Сейчас люди утратили веру в божественность своей души, в то, что они сами вечны (т.е. все три субстанции — дух, душа и тело — вечны, не только душа!), и каждый человек создан как оригинальная, неповторимая специфическая личность. Бог не повторяется. Даже у однояйцовых близнецов разная радужная оболочка глаза, отпечатки пальцев, запах — людей идентичных в мире нет. Бог призывает человека из небытия к бытию, из несуществования — к существованию. И призывает к жизни не для того, чтобы дать ему почувствовать, какое небо голубое, какое сегодня солнце, жизнь прекрасна — и не более. Это было бы просто издевательством (вот человеку хочется кушать, его провели к прекрасно сервированному столу и говорят: ну, как ты сам понимаешь, ты сейчас умрешь и есть тебе не придется…) — человек призван к большему. А общество воспитывает в человеке убеждение, что он просто представитель биологического вида, который появился здесь на 60-70 лет, у которого масса трудностей, нужно устроиться в жизни, брать какие-то обязательства. Установка: «ты не бессмертен, ты — кровь и некоторое количество костной и мышечной ткани, и умрешь не сегодня, так завтра». И человек думает, а зачем упираться, все равно умру.

Вот где первопричина суицида: когда человеку объявляют, что он — животное

Вот здесь закладывается первопричина суицида: когда человеку объявляют, что он — животное. Все остальные факторы — неудачи в семье, воспитании детей, на работе, со знакомыми, нехватка финансовых средств — имеют место быть, но лишь как следствие. Осознание человеком, что он просто часть животного мира, является основополагающим. Его дезинформировали, ему с детства навязали о себе самом ложное представление, что он животное и умрет, и ничего ему в той жизни не светит, а в этой действуют собачьи законы. Как после этого требовать от него быть нормальным? Это как напоить водкой человека и спросить, почему он не может теперь ровно ходить. А ведь первичен именно дух. И нужно помнить, что за все поступки есть ответственность, нужно вслушиваться в собственный голос совести, который есть голос Божий в душе человека, нельзя этот голос заглушать. Совесть, этот «лакмус», показывает каждому, что есть законы — объективные, вселенские, Богом созданные, законы бытия, и кто их нарушает, тут же испытывает симптом боли, сигнал о том, что он не прав. И никакие законы, которые у нас разработаны и существуют, не могут быть столь универсальны, как совесть.

Смысл жизни

Возвращаясь к причинам суицида, приведу пример о жизненных трудностях. Я знал одного человека, который потом покончил с собой. Из оставленного им обширного письма оказалось, что он потерял смысл жизни: смысл для него заключался в семье, но семья стала разваливаться. Отчего это происходит, давайте разберемся. Как все начинается? Поначалу любовь, гормоны, физиология — понятно. Но потом, когда люди начинают сталкиваться с трудностями, с реальной жизнью, они не знают, что такое семья, что это за система. Человек просыпается, а рядом с ним лежат все те же килограммы крови, костей и лени, такое же животное, как он, и теперь его еще надо кормить, поддерживать, стараться понимать. Ну, как тут не прийти в отчаяние?

Почему супруги не испытывают уважения друг к другу? А что можно испытывать к животному, какие могут быть высокие чувства? А если бы ему сказать, что тот, кто перед тобой стоит — это образ Божий! Причем даже если ты его физически убьешь, ты не убьешь его все равно — однажды сотворенный, он остается вечным: тело будет воскрешено, а душа вообще не умрет. И тебе придется встретиться с ним. Если бы человек понимал, что Тот Бог, Который создал все галактики вселенной, Который бесконечен — именно этот Бог призвал не кого-нибудь, а мою жену из небытия к бытию, и дал ей вот этот образ! Ведь это величайшее почтение Бога, Творца вселенной, к данной личности! Как же я, смертный, могу не уважать ее? Как я могу не уважать высокое, божественное — божественную душу, Божий образ в человеке?

А ведь часто человек, который сконцентрировался на другом человеке, в том случае, если их отношения разрушились, начинает либо пить, либо бросаться в другие опасные крайности. А вот если бы он знал свою истинную цель, смысл, назначение, для чего он создан — темные мысли нивелировались бы в его сознании даже в кажущихся тупиковыми ситуациях. Вот, бросила жена, — он бы подумал, а есть ведь еще Промысл Божий, есть же ради чего жить!

Смысл жизни нельзя искать ни в чем временном, тленном и умирающем

Смысл жизни нельзя искать ни в чем временном, тленном и умирающем. Смерть все обессмысливает. Прекрасная фраза была у Юрия Бондарева, советского классика: «Бессмысленно все то, что не повторится завтра». Все, что существует, может завтра исчезнуть. Меня не станет, соответственно, и мира не станет. Зачем тогда вообще все существует, если с моим исчезновением исчезает мир? Смысл жизни может быть только в жизни, в продлении, чтобы она не кончалась. Бог не просто нас сотворил и бросил в этот мир: выживайте, как хотите, — ничего подобного! Ведя в мир каждую личность, Бог непременно, ежедневно, ежечасно, ежесекундно не просто сообщает нам энергию бытия, — Он имеет о каждом из нас Свой замысел, и задача каждого человека — понять этот Божественный замысел о своей судьбе. И, кстати, образованность человека состоит в том, чтобы понять этот замысел. Образование — от слов «образовывать душу».

Что есть сердце человека?

Вообще, многие вопросы, кризисы, которые вокруг нас, есть следствие нашего безответственного поведения. Если человек правильно понимает свою духовную природу, что главное — душа, что он бессмертен, что за все придется дать ответ, — это является определяющим в его делах. Если бы каждый понимал, что ответственности не избежать за каждый свой поступок, в обществе многое бы изменилось. Если человек понимает, что здесь он призван к тому, чтобы образовывать себя (каким Туда перейдешь, то и наследуешь), он изучает свою природу и понимает, что с ней нужно бороться. Она не может быть эталоном, человек не может быть мерилом всех вещей, как это утверждалось в эпоху Возрождения, а сейчас вообще стало жуткой пропагандой. Оказывается, нужно бороться со злыми мыслями.

В Евангелии сказано, что из сердца исходят и злые, и добрые помышления (ср. Мф. 15,19). Сердце — это не просто орган, который весит 300 граммов и перекачивает 10000 литров крови за сутки. Это еще и орган Богопознания, орган любви. Оно может думать, из него исходят мысли. Обратите внимание: тот наш ум, который на латинском языке называется «рацио», логика, рациональное мышление, сам по себе нейтрален. А вот в антропологии древних отцов есть еще понятие другого разума, он называется другим греческим словом — «нус», и это тот ум, которым обладает сердце. От его чистоты зависят наши слова, поступки и в конечном итоге вся наша жизнь. Поэтому самоограничение, самовоспитание — одни из самых главных принципов, которые человек должен осуществлять в своей жизни. Таковы законы природы, и если человек хочет быть совершенным, он должен не просто ограничивать себя, он должен даже бороться с мыслями. Представление «мысли, о чем хочешь, приди сюда, развлекись, давай реализуем твои фантазии» — очень опасное. И фантазии-то какие? Если их обнаружить, как пишет Достоевский, то смрад такой над землей поднимется, что задохнемся, а нас призывают свои фантазии удовлетворить…

Утверждается, что есть чисто медицинские причины суицидальных наклонностей, когда человек болен, и его надо лечить медикаментозно. Но и здесь нет противоречия. В Евангелии указано, что последствие греха — (ср. Мф. 9,2). Причем в первую очередь болезнь духа, души, сознания, а уже потом начинаются физиологические болезни, т.е. это проецируется на физиологию человека. Человек — существо трехсоставное, и оно неразделимо. Нельзя признать человека, который расстрелял сотни ни в чем не повинных людей, вменяемым. Как может нормальный человек совершить такое преступление? Значит, у него в голове, в душе произошло такое, что он уже перестал быть человеком. И судить его нужно не затем, чтобы отомстить, а чтобы показать всем остальным, что с ними может случиться, если поступать против своего сердца и не ограничивать себя. Тот же Аксаков писал: «Человек, совлекший с себя образ Божий…»… То есть когда человек говорит, что не Бог меня создал, а произошел я много миллионов лет назад от обезьяны, нет на мне никакой божественной печати, и в первую очередь я существо не духовное, а биологическое. Человек не верит в божественность собственной души, он считает, что он просто биологический вид. Голос совести ему не указ, и этим он уничтожает в себе любовь, т.е. то, к чему мы все призваны. И, как следствие, тот образ, который Бог дал человеку, с человека совлекается. Так вот, Аксаков говорит: «Человек, совлекший с себя образ Божий, непременно затем совлечет с себя и образ человеческий, и возревнует об образе зверином».

Суицид и самопожертвование

Необходимо отличать самоубийство от самопожертвования

Давайте остановимся еще на нескольких понятиях. Вроде бы всем понятно, что такое суицид, а это понятие нужно применять в зависимости от мотивов, которыми человек руководствовался. Мы считаем чистым фактом, когда человек лишает себя жизни, но необходимо отличать самоубийство от самопожертвования.

Масса случаев, когда на войне человек жертвует собой или стреляется, не желая попасть в плен и выдать товарищей. Это считать чем? Если смотреть поверхностно, то это самоубийство. Но позвольте не согласиться. Вот другой пример: человек закрывает грудью другого, видя готовящийся в него выстрел. Самоубийство или нет? С точки зрения формальной, он совершил действие, лишившее его жизни. Но формальное отношение к данному явлению приводит к абсурду. Получается, всё: и самоубийство, и самопожертвование — это суицид. А сколько случаев, когда люди бросались под танки, не давая врагу пахать гусеницами родную землю! Это тоже самоубийство? Нет. Это как раз действие, которое носит характер жертвенности во имя Родины, во имя любви, и оно не может быть самоубийством.

Ведь очевидно, что суицид в подлинном смысле слова продиктован совершенно другими мотивами. Это состояние человека, который отвергает жизнь. И отвергает не потому, что в ней много несправедливого, ложного, несостоятельного, — нет. На самом деле, он все вокруг считает лицемерным и ложным, обманчивым, так как очень высокого мнения о себе. Когда человек очень много осуждает других или порядки (не объективно, а чрезмерно много), он совершенно не склонен к самоосуждению, самоанализу и не заглядывает в глубь собственной души. Он создает в себе это страшное состояние, состояние тщеславия, эгоизма. А гордыня, согласно христианской антропологии, приводит человека в безумие, т.е. в отсутствие адекватной оценки себя и окружающего мира.

Так вот, человек, находящийся в гордыне (а она может развиваться, можно дойти до такого состояния, как говорят, самоистукана), способен расстаться с жизнью.

«Весь мир ненавижу»

Есть и такое состояние, когда человека раздражает не все отрицательное, а все положительное. Мы все видели людей, которые, видя доброго, смиренного человека, думают: «ага, хочешь быть чистеньким!» — и начинают его хулить. В этом человеке есть дух противления всему доброму, светлому, это состояние некоторой одержимости, одержимости злым духом.

Причем ее степень может быть совершенно разной. Явно выраженная степень одержимости — это когда человек внешне психопат, который даже может попасть в психиатрическое отделение: его кидает, штормит, он падает. Но здесь состояние несколько другое. Дело в том, что одержимость — состояние не относительное, а качественное, к которому можно применить выражение «более» или «менее». Человек может постепенно набирать одержимость. Сначала он всем недоволен, зол, в нем все кипит, потом набирает и набирает злобу… Таким образом, он приходит к тому, что в конечном итоге он зол на весь мир. Помните крик Смердякова («Братья Карамазовы», Ф.М. Достоевский): «Весь мир ненавижу» — что это за состояние? Чем все закончилось? Он же удавился. А ненавидел он добро или зло? Он ненавидел добро. Это и есть состояние одержимости. Он умирает в ненависти. Суицид продиктован ненавистью, духом внутреннего противления, такой суицид в полном смысле слова называется суицидом.

Здесь надо четко провести границу. Суицид — это отрицательное, деструктивное состояние человеческого духа, оно приводит к изменению сознания, при котором человек начинает неадекватно оценивать мир, смотрит через призму собственной одержимой души, и мир для него ненавистен.

О любви и истинной красоте

Между тем мир создан Богом как отражение Своих свойств. Часто людям от каких-то душевных расстройств советуют поехать на природу. Подлинная красота природы лечит человека просто через ее созерцание: цветение садов, лес, пруд, голубое небо — созерцая мир, как отражение величия Божия, осуществление Его свойств, мы лечимся, это благотворно сказывается на психике человека. А ожесточенное состояние человеческого духа входит в противоречие даже с этой красотой. Ненавидя мир, человек хочет даже природу саму уничтожить, потому что она красива. А красиво может быть только то, что носит характер любви.

Когда Достоевский говорил, что красота спасет мир, имелась в виду красота внутренняя. По мере очищения души и сердца, человек начинает светиться этой внутренней красотой. Действительно светиться! В Евангелии есть такие слова Царствие Божие внутрь вас есть (Лк.17,21) и так да просветится свет ваш пред людьми (Мф. 5,16). Т.е. свет изнутри, который, кстати, отражен в иконах (но не в реалистической живописи, где Матерь Божия как живая, — это выдумка художника, а подлинная икона написана в иконографической традиции). Может быть, вы замечали на одежде и затемненных лицах святых красочные пробелы? Это свидетельство проявления через одежду и внешний вид внутреннего света. Икона свидетельствует о том, что подлинная красота человеческой души — это раскрытие красоты внутреннего человека, когда человек очищается от зла, собирает в своей душе добродетельные качества, подлинные качества своей души. Как раз такой свет отражен на иконе — когда человек чист. Вот эта красота должна спасти мир.

А что вообще такое красота? Есть такой термин — «агапе» — любовь возвышенная, платоническая, которая не связана с эросом. Это любовь отца или матери к ребенку, брата к сестре. Она освящена и жертвенна, она не может быть некрасивой, как и красота не может быть без любви — это вещи практически идентичные. И когда Достоевский говорит, что красота спасет мир, он говорит о любви, а не о внешней красоте, которая к тому же очень относительна.

Суицид — прямое следствие бездуховности

Итак, с религиозной точки зрения, по причинам суицидов можно составить условную классификацию. В большинстве случаев это люди, ненавидящие мир (художественный образ Смердякова). Такой человек живет как преступник, преступая закон мироздания (а главный принцип, данный Богом, — это любовь), и потом сам уходит из жизни, понимая, что преступление над ним довлеет.

Второе, что нужно отметить, — самоубийство часто совершают, находясь в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Кстати, по закону состояние алкогольного опьянения является обстоятельством, усугубляющим ответственность, и это справедливо. В древности вино называли «зеленым змием», а знаете, почему? Змей-искуситель как действует — он не говорит «выпей, тебе будет плохо, ты столько беды принесешь…». Кто же выпьет после этого! Он тонко подходит: «Выпей, расслабься, в маленьких дозах вино веселит сердце человека». И человек действительно вначале получает от этого некую пользу, эйфорию, а в конечном итоге получает великое зло, да и после эйфории, вы знаете, появляется угнетенное состояние. Есть что-то змеиное и искусительное в спиртных напитках, причем неслучайно змей-искуситель выбирает людей с неустойчивой психикой. А что такое неустойчивое состояние? Это, в большинстве случаев, отсутствие устойчивого мировоззрения, безыдейный человек. И, находясь в таком состоянии, придавленный еще жизненными проблемами, под воздействием алкоголя, человек лезет в петлю — думаю, не без помощи злого душеустроения того самого змия…

Человек уходит из жизни, потому что не принимает ее, не принимает в душу Бога

И третье состояние, когда человек интеллектуальный, знающий уходит из жизни, потому что не принимает ее, не принимает в душу Бога. Состояние Бога и любви противоречит его внутреннему устроению, и он этой жизнью не дорожит, возвращает Богу этот священный дар жизни. Бог, когда творит человека, эту неповторимую, оригинальную личность, призывает конкретного человека к жизни. Конечно, Он дает этот дар через родителей, но, по сути дела, человек принимает его из рук Самого Бога. И вот этот подарок Небес такой человек как бы пытается вернуть, бросить в лицо Богу, как вызов: «я не дорожу этой жизнью, я не просил меня призывать к этой жизни, а если Ты и призвал, то почему не сделал меня премьер-министром, князем, великим? Зачем я просто родился, а теперь не пойму, кем мне стать…». Есть и такая категория людей.

Самое важное: осуждается и является суицидом то, что продиктовано гордыней, духом противления, эгоизма и ненависти ко всему доброму.

Грех самоубийства.

В заключении главы о депрессиях уместно упомянуть о самоубийстве (суициде), поскольку именно отчаяние являются предвестниками этого страшного поступка.

Суицид есть добровольное лишение себя жизни. Печальная статистика самоубийств в России долгое время была закрытой. В начале 1989 года впервые за последние 60 лет были обнародованы ошеломляющие цифры, за каждой из которых – безысходное отчаяние, утрата смысла жизни. Ежегодно накладывают на себя руки более 60 тысяч россиян – это целый город самоубийц. И что особенно трагично, более всего, в 2,9 раза, выросли самоубийства среди молодых людей в возрасте 20-24 лет. В остальных возрастных группах взрослого населения этот прирост составил 1,6-1,8 раза.

Вот еще один красноречивый факт: уровень самоубийств в России в 1915 году равнялся 3,4 человека на 100 000 населения, в 1985 году он составлял 24,5, в 1991-м – 31, а в 1993 году уже 38,7 человека. 1998 год отмечен еще более высокими суицидальными показателями.

20% от общего числа всех самоубийств совершают дети и юноши до 19 лет. Приведем статистику за 1996 год: возраст 5-14 лет – 2756 самоубийств; 14-19 лет – 2358, и это только учтенные случаи. В 92% случаев самоубийства совершались детьми из неблагополучных семей.

В чем причины самоубийств? Точка зрения врачей такова: подавляющее число самоубийц психически здоровы. Суицид – это личностный кризис. Социальные факторы не имеют здесь решающего значения, это проблема духовная.

Архиепископ Иоанн (Шаховской) пишет: “Бедные страдальцы самоубийцы! Вы не приняли искупления, кратких земных очищающих страданий – сладких для принявшего, – о, гораздо более сладких, чем те призрачные наслаждения, в тоске по которым вы умерли. Да, в вашей власти было сделать это, как подсказала, шепнула вам сила зла, не имевшая над вами тогда никакой власти, но в вашей же власти было не делать этого. В вашей власти было знать, что есть Бог, что Он есть не только высшее Выражение Правды и Справедливости, недоступных нашему пониманию, но даже гораздо более всех этих слабых человеческих понятий. В вашей власти было понять, что не может Бог дать Крест и не дать сил, – что в вашей власти было обратиться к Богу, спастись призыванием (не ложным) Его Имени…

Самоубийцы пред самоубийством своим совсем не знают, что за их спиной стоит гадкий, невыразимо злой дух, понуждая их убить тело, разбить драгоценный “глиняный сосуд,” хранящий душу до сроков Божьих. И советует этот дух, и убеждает, и настаивает, и понуждает, и запугивает всякими страхами: только чтобы человек нажал гашетку или перескочил через подоконник, убегая от жизни, от своего нестерпимого томления… Человек и не догадывается, что “нестерпимое томление” – не от жизни, а от падшего духа, который все представляет в черном свете. Человек думает, что это он сам рассуждает, и приходит к самоубийственному заключению. Но на самом деле это не он, а его мыслями говорит тот, кого Господь назвал “человекоубийцей от начала”…

Человек только безвольно соглашается, невидимо для себя берет грех диавола на себя, сочетается с грехом и с диаволом… Одно покаянное молитвенное слово, одно мысленное хотя бы начертание спасительного Креста и с верою воззрение на него – и паутина зла расторгнута, человек спасен силой Божией… Только малая искра живой веры и преданности Богу – и человек спасен!

Из книги Понтий Пилат [Психоанализ не того убийства] автора Меняйлов Алексей Александрович

Из книги «Оправдавшись верою…» Комментарий на Послание ап. Павла к Римлянам автора Ваггонер Эллет

ГЛАВА 2 Грех ближнего - наш грех Вступление «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных, и не сидит в собрании развратителей; но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!» (Пс. 1:1, 2).«Сын мой! если ты примешь слова мои и

Из книги Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера автора Миссионерский Отдел Московского Патриархата РПЦ

2. Наиболее известные преступления и самоубийства адептов деструктивных религиозных организаций По данным открытой прессы (список преступлений, совершенный сатанистами, смотри в разделе "сатанистские и демонические секты"): убийство путем утопления в реке, болоте и

Из книги Православие и грядущие судьбы России автора Рождественский Архиепископ Никон

Самоубийства молодежи Никогда, кажется, так не было много самоубийств среди молодежи, как в наше смутное время. Газеты пестрят известиями о том, как молодые люди кончают расчет с жизнью. И большею частью эти несчастные сами объясняют причину совершаемой ими казни над

Из книги Вопросы священнику автора Шуляк Сергей

6. Что означает фраза в Первом Соборном послании Святого Апостола Иоанна Богослова (5:17): "Всякая неправда есть грех: но есть грех не к смерти"? Вопрос: Что означает фраза в Первом Соборном послании Святого Апостола Иоанна Богослова (5:17): "Всякая неправда есть грех: но есть

Из книги 1115 вопросов священнику автора раздел сайта ПравославиеRu

25. Почему христианство не приветствует самоубийства? Ведь смерть есть освобождение от всего материального и соединение с Богом? Вопрос: Почему христианство не приветствует самоубийства? Ведь смерть есть освобождение от всего материального и соединение с Богом?Отвечает

Из книги О грехе самоубийства и самоубийцах автора Шаховской Иоанн

Что означают слова: «Всякая неправда есть грех: но есть грех не к смерти»? иеромонах Иов (Гумеров)Грехом является всякое отступление от заповедей Божиих и нарушение закона Божия (делом, словом и даже помышлением). В другом месте того же Соборного послания апостол пишет:

Из книги Лествица, или Скрижали Духовные автора Лествичник Иоанн

Предотвращение самоубийства (Из рассказов старцев Оптиной пустыни)Это было в 1921 году. У меня была сослуживица, молоденькая женщина. Она очень привязалась ко мне и поверяла мне свои переживания, хотя я была моложе ее годами.Часто говорила она мне, что, несмотря на внешнее

Из книги ВОСПЕВАЮЩИЕ БИТВУ автора Ветер Андрей

Одна из главных причин самоубийства - неверие (Архимандрит Амвросий (Юрасов). «О вере и спасении»)Самоубийство - страшный грех, большая беда и для погибшего, и для родных, что остались жить.Часто бывает так: умер муж, жена скорбит, скорбит сильно, почти каждый день ходит

Из книги Четвертый крик автора Ленчик Лев

Грех Не должно считать себя недостойным монашеской жизни ради множества грехов своих. .Вступая на поприще послушания, должно исповедать наставнику грехи свои. .Повесть о разбойнике, принесшем покаяние в грехах своих. .Без исповедания грехов своих никто не

Из книги Есть я? Я есть. автора Ренц Карл

ПОСЕЛИВШИЕСЯ НА РАВНИНАХ ЯЗЫК * РАССЕЛЕНИЕ * ПЕРЕЧЕНЬ ЗИМ * ВОИНСКИЕ ОБЩЕСТВА * ЭПИДЕМИИ * САМОУБИЙСТВА * КРАПЧАТЫЙ ХВОСТ * ЛОВЛЯ ЛОШАДЕЙ * ПОГРЕБЕНИЯ * ОДИНОКИЙ РОГ * СИДЯЩИЙ БЫК Название «Титон» или «Титон-ван» происходит от слов «тинта» (прерия) и «тонванъяпи» (жить в

Из книги Собрание сочинений в трех томах. Том III автора Иосифович Фудель Сергей

Подвиг национального самоубийства (Очерк судьбы дохристианского

Из книги Как Ангелы-Хранители направляют нас в нашей жизни. Ответы Небесных Ангелов на самые важные вопросы автора Панова Любовь

21. Каждый сидящий в медитации предпринимает попытку самоубийства В: Это так подавляет, что этому нет конца. Ты постоянно входишь и выходишь…К: Это лучшее. Ты подавлен (depressed), но это лучшее, что ты можешь получить - глубокий покой (deep rest). Ты становишься глубоким покоем,

Из книги Половая потребность и блудная страсть автора составитель Ника

8. «Грех» В одном стихотворении Флоренского 1907 года (из цикла «Звездная дружба») есть такие строки: Душа себя найти желает, Томится по себе самой. Моя неудовлетворенность собой - это начало борьбы за нахождение себя в Боге, себя очищенным от всего, что не «я»

Из книги автора

Грех самоубийства Существует еще один грех, тоже очень большой – это самоубийство. Но так же, как и за убийство, здесь бывает ответственен кто-то еще, кто-то, толкнувший человека на это тяжкое преступление. Если, например, жена изменила мужу и муж об этом узнает и убивает

Из книги автора

«Что это за грех? Вот зло сделать человеку, действительно, составляет грех» Нравственное Богословие (Грехи против 7 заповеди, грех - извинение в других плотского греха разными предлогами):«Что это за грех? Вот зло сделать человеку, действительно, составляет грех». Не

Незыблемых истин у Церкви не так уж и много. Строго говоря, все они укладываются в догматическую основу христианства — Символ веры. Все остальное — правила, каноны, традиции, которые могут подлежать переменам. Другое дело, что порой эти устои настолько прочно въедаются в церковное сознание, что отступление от них кажется настоящей революцией. Особенно, если это касается вопроса важного, вопроса страшного и, казалось бы, раз и навсегда решенного. Не молится Церковь за спасение душ самоубийц! Или все-таки…

Самоубийство, в христианском понимании — это не просто грех. Это единственный грех, в котором невозможно раскаяться и, следовательно, получить прощение от Бога и спасение души.

Церковь провожает самоубийцу в последний путь воистину гробовым молчанием. Невозможно спеть "со святыми упокой" над телом человека, который всю свою волю, все свое стремление в последний час направил на то, чтобы навсегда замкнуть душу от Бога.

Церковь шарахается от самоубийства с самого начала своего существования. Недаром Иуду Искариота, который раскаялся в предательстве и покончил с собой, больше осуждают за самоубийство, чем за предательство. И недаром английский писатель-апологет Г. К. Честертон в своем эссе "Ортодоксия" писал, что самоубийца — это противоположность христианскому герою-мученику, самоубийство — оскорбление всему, за что стоит, чем дорожит Церковь.

Человека, лишившего себя жизни, нельзя поминать в храме. За самоубийцу нельзя подать записку на поминание. За него не вынет частицу из просфоры священник, служащий Литургию. Единственное, что остается стоящим у его гроба — молиться дома, но и то — многие священнослужители рассказывают, что такая молитва может свести молящегося с ума.

И это отчасти правда. Невозможно простому человеку в одиночку вместить в себя боль, ужас и страх того, кто принял катастрофическое решение покончить с собой. А нежелание Церкви молиться за самоубийцу приводит того, кто все-таки решился просить Всевышнего об упокоении души умершего, к чувству вины и страха. Как бы Бог не вменил в вину моление за грешную душу. И получается замкнутый круг: человек молится, но вместо утешения и сопереживания ушедшему зарабатывает себе лишь чувство всепоглощающей вины перед Господом. Начинает бояться Бога, который (как якобы логично следует) только накажет за то, что больно и хочется молиться и плакать. Как тут не свихнуться?

Мало кто выдержит единения один на один с тихой бездной горя, отчаяния и вины. Поэтому всеми правдами и неправдами родственники самоубийцы стараются заручиться поддержкой Церкви. Найти хоть какую-нибудь лазейку, чтобы все-таки и отпели по-человечески, и поминали потом, и дали хотя бы проблеск надежды, что на том свете с человеком все будет хорошо.

Одна из таких вполне узаконенных лазеек — свидетельство, что лишивший себя жизни был в невменяемом состоянии и не мог отвечать за то, что делает. Если есть подтверждение этому — отпеть самоубийцу позволяется. Но здесь возникает множество "кривых" ходов — кто-то выпрашивает справку у психиатра и с ее помощью обманывает благословляющего отпевание архиерея. Где-то под психическим расстройством согласны понимать алкогольное и наркотическое опьянение или состояние аффекта. Но до сих пор единого понимания — когда можно отпевать, когда молиться — у Церкви не было.

Столетиями Церковь отгораживалась от этого вопроса, либо закрывая глаза на явное попустительство, либо наоборот — проявляя чрезмерную строгость, губящую вслед за самоубийцей его родных и близких. О том, как выгорают души тех, кто не может в храме помолиться за родного, пишет в своем Живом журнале священник:

"…У меня на телефоне раздается звонок и прерываемый рыданиями женский голос пытается рассказать о своем горе. — Батюшка, сыночек, мой сыночек покончил с собой. Что делать? Потом я встречаюсь с родителями. Во время встречи отец, как правило, стоит и, опустив голову вниз, смотрит себе под ноги, а мать, стараясь прикоснуться к священнику, словно к соломинке, иногда припадает к тебе, прижимается головой к груди и плачет. Господи помилуй, как же они страшно плачут. Это не то, чтобы крик, а точно всхлипывает и подвывает маленькая обижаемая всеми собачонка.

А ты ничего не можешь сделать, самое главное, ты не можешь о нем молиться, и утешить никак не можешь. Можешь только гладить ее по руке и плакать вместе с человеком. Потом самоубийцу хоронят, и в храме появляется новая прихожанка, которая приходит на все службы, потому что молитва — единственное средство, чтобы не сойти ей с ума. Она не может, подобно мужу, уйти в запой, она уходит в молитву. Черная одежда — это теперь ее одежда на годы. Она часто исповедуется, винит себя во всем, что произошло с ее сыночком. Приходится постоянно уже от нее отгонять мысль отправиться вслед за сыном.

Эта борьба длится месяцев семь-восемь. Потом женщина приходит реже. Проходит еще несколько месяцев, мать приходит в себя, вновь начинает здраво рассуждать, ее жизни больше ничего не угрожает. И она уходит из храма, обыкновенно навсегда. Но я никого не осуждаю, ведь это невыносимо тяжело не иметь возможности помолиться об ушедшем".

Это невыносимо тяжело — не сметь помолиться. И Церковь, в конце концов, решилась разделить страшное бремя вместе с родными самоубийцы, подставить плечо там, где не поддержит никто другой.

"Всем правящим архиереям приходится сталкиваться с таким явлением, когда скорбящие родственники лица, покончившего с собой, обращаются с просьбой о его отпевании. Полагаю, что здесь необходимо ввести единую практику, дабы избежать злоупотреблений — как в сторону избыточной строгости, так и в сторону неоправданных послаблений. В Москве был выработан особый чин молитвы о самоубийцах", — сказал патриарх Кирилл в 2011 году в преддверье архиерейского собора.

Стоит отметить, что в некотором смысле "чин молитвы за самоубийц" у Церкви уже есть. Это молитва мученику Уару, которому, в обход всех правил, молятся и за самоубийц, и за некрещеных. Но следует оговориться — это те молитвы, которые каждый читает строго один, келейно — то есть не общецерковно. И далеко не всех священник благословит читать эти молитвы.

Некоторые эксперты поспешили заявить, что Церковь приспосабливается под современный мир, в котором проблема самоубийства стоит очень остро.

"Это новое решение для РПЦ, — рассуждает в этом духе научный сотрудник центра изучения Восточной Европы Бременского университета Николай Митрохин. — До этого было строгое разделение: если человек покончил жизнь самоубийством — церковь прекращает за него молиться. Церковь осознала, что живет в новом мире. В XIX веке это была редко встречающаяся вещь, а сейчас у России один из самых высоких рейтингов по самоубийствам. Это проблема, касающаяся многих семей, которыми в условиях, когда люди редко посещают церковь, пренебрегать не стоит. На уровне локальных общин священники уже давно пытаются придумать, как приспособить эту проблему к современным реалиям".

18 августа 2015 года Управлением Специализированной Службы Охраны Акмолинской области проведено было семинарское занятие среди всех батальонов полиции УССО на тему «Профилактика суицида», в связи с тревожными тенденциями в плане увеличения количества суицидов среди населения РК по сравнению с данными на 2014 год.

По благословению Преосвященнейшего Серапиона, епископа Кокшетауского и Акмолинского и по приглашению руководства УССО на данном мероприятии принимал участие диакон Валерий Анфёров, руководитель епархиального отдела по связям с общественностью.

Задачей и темой выступления явилось освящение позиции Православия касательно суицида как явления не только века 21, но и как проблемы человечества в целом.

За период 2015 года 1126 фактов суицида в РК. Это в который раз указывает на злободневность данной темы и подчеркивает ее общечеловеческий фактор.

Суицид - это отчаяние, (человек не верит в то, что он может жить дальше, что Бог поможет ему) и дерзкий вызов Богу (человек как бы в лицо Богу "бросает" жизнь, которую самоубийца возненавидел, не дожидаясь, когда Сам Бог решит отделить душу от тела). Естественно, верующий, религиозный человек никогда не совершит этого акта, так как верующему свойственно верить в то, что Бог видит всё, и если Он дал жизнь, значит, в этом есть свой смысл и своя цель. Вспоминается прекрасный совет одного епископа Православной Церкви, данный лицу, пришедшему хлопотать об отпевании самоубийцы: "Оставьте всё на суд Бога. Человек сделал свой выбор, мы отменить этот выбор не в состоянии. Не нужно лицемерить и говорить, что он был христианином. Он утратил веру, потому что, только утратив веру можно совершить такой страшный поступок. Теперь мы не властны изменить его решение".

По единодушному соборному мнению Православной Церкви жизненный крест, как и различные искушения в течение всей жизни, никогда не даются сверх сил человека. Нужно четко осознавать, что страдание, греховное искушение, которое тебя одолевает в данный момент, ты можешь преодолеть, однако не только своими силами, но с Божией помощью. Именно из-за того, что человек в своем безверии, столкнувшись с проблемами (зачастую они бывают особенно у молодежи надуманными и смехотворными), совершенно не обращается к Богу за помощью через молитвы, покаяние, Таинства, и так доходит до черты самоубийства.

Мы, православные, знаем, что в этом мире мы не должны быть привязаны ни к чему (власть, деньги, статус и т.п.), что жизнь дается нам для обучения души, а не для бесконечных удовольствий, что нам важнее то, что ждёт за порогом вечности. Удивительно, что, даже решив уйти из жизни, человек не хочет задуматься о том, как он сможет решить эту задачу. Когда приходят люди с суицидальными мыслями, они жалуются, что болит душа, а не тело. И как же ты, человек, хочешь избавиться от боли в душе, лишив себя тела? Где логика? Эта банальная логика действует на многих достаточно отрезвляюще. А религиозная платформа позволяет ещё шире смотреть на вещи и понимать истинную цель, брать дополнительный ресурс для преодоления этой ситуации. Поняв то, что сознание переходит границу смерти, что пустоты после смерти нет - человек не станет совершать суицид, потому что тогда это бессмысленно. (Если не считать случаи психических заболеваний, которые надо рассматривать отдельно).

Ведь нет ни одного человека, по-настоящему верующего (не формально верующего в мифического «бога-в-душе»), который бы закончил жизнь самоубийством. Или ты – верующий, или самоубийца. Тут третьего не дано. Но каждый суицид это последствие кризисного состояния души, ощущение пустоты, жизни вне Бога. Искать духовную анестезию можно очень долго, однако истинную свободу кроме Христа дать человеку никто не может.

Для Православного человека абсолютная свобода воли очевидна, так же, как и полное ее отсутствие после физической смерти: там измениться, или переосмыслить, или передумать, или принять решение НЕВОЗМОЖНО. Пока мы ходим по земле, мы в состоянии прийти ко Христу с покаянием и осознанием того, что без помощи Божией человек не в состоянии освободиться от власти греха, гнета привычки, страсти, пленения разума, что в свою очередь приводит к смерти духа, а затем и тела.

Жизнь это дар Божий и один Господь вправе распоряжаться нашей жизнью. Что мы не вправе нашу волю противопоставлять воле Творца и обязаны до конца сохранять этот дар, как бы тяжко нам ни было, потому что это дар Божий и мы, как чада Божии, должны вверить эту жизнь со всеми искушениями в руки Творца.

Общее положение – самоубийство запрещено, самоубийство категорически осуждается и закончивший земной путь таковым образом не отпевается в Православной Церкви. Суицид – это тупик, причем БЕЗКОНЕЧНЫЙ. И так как жизнь дана Богом, мы не сами ее берем. Жизнь нам дается Рукой Божией через родителей наших, поэтому суицид еще грех и против родителей. Жизнь – это не наша собственность, а распоряжаясь не нашей собственностью, мы производим АКТ ВОРОВСТВА, святотатства.

Состояние человека в суициде: нет цели, нет задач, нет перспектив, нет духовного стержня, нет упования на Волю Бога и заботу Его о человеке, нет надежды на реальную возможность все изменить, которая есть ЛИШЬ ПРИ ОДНОМ УСЛОВИИ: человек должен жить.

В духовном смысле: потеря веры, любви, уважения, благодарности близким, обостренное желание доказать всему миру свою правоту. Хотя данный эгоизм и гордость на деле неэффективны и далее, чем в могилу ни приводят.

Суицид может быть спровоцирован Страстями и вредными привычками: страсть игромании, алкоголизма, сребролюбия, наркомании, нежеланием трудиться, праздностью, блудом – ко всему этому человека толкает диавол. И ровно в той степени, в которой духовно человек закрыт для Бога, настолько он подвержен влиянию диавола.

Суицид – болезнь духа, с которой успешно борется Православие, которую излечивает Бог. И в случае следованию действительно «церковной» жизни Суицид НЕВОЗМОЖЕН, так как Православный осознает меру и высоту клятвы верности Христу в мыслях, желаниях, словах и поступках.

В Христианстве нет места суициду, так как Цель жизни человека в Православии обозначена более чем четко: «Будьте совершенны, как Отец Ваш небесный совершен Есть. Будьте Святы, как Свят Я, Господь Бог Ваш! », то есть по Благодати человек должен стать тем, кем Бог является по природе. Цель колоссальна, но достижима. Посмотрите на примеры Святых, коих великое множество (Николай Чудотворец, Сергий Радонежский, Серафим Саровский)

В качестве ориентира жизни своей эти люди избрали Христа, так как верили, что ради нас, Он, Бог, не переставая быть Богом, стал еще и человеком, чтобы принести себя в жертву, воскреснуть и освободить человечество от власти диавола, греха и смерти.

В Православии нет места суициду, но не в языческих культурах. К примеру, в Японии – сэппуку, ритуальное самоубийство признается обществом как добродетель и подвиг, в культуре Рима – самоубийство пресыщенных жизнью вельмож на пирах было обыденной практикой.

В Таинстве Крещения человек усыновляется Богу, и когда человек убивает себя, он показывает тем самым, что данная семья ему ни к чему. МОЛИТЬСЯ ЗА ТАКИХ мы не можем, так как это есть ПОЛНОЕ ОТВЕРЖЕНИЕ МИЛОСЕРДИЯ и ПРОМЫСЛА БОЖИЯ, и по слову Божию, «хула на Духа Святаго » есть грех непростительный.

При ближайшем рассмотрении оказывается, что не Бог, а сам человек своей греховной, безбожной и неправедной жизнью ПРЕДАЛ СЕБЯ В РУКИ ДИАВАОЛУ, склонившего его к самоубийству. "Жало смерти – грех " (1Кор.15:56) – пишет св. апостол Павел. Поэтому именно покаяние в своих грехах спасает и "обновляет " (Евр.6:6) человека, при этом следует заметить "…печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть " (2Кор.7:10). Не в этом ли причина возрастания самоубийств в нашем все более удаляющемся от Бога обществе?

Человечество, несмотря на огромное желание уйти от Бога, так и не смогло создать никаких надежных основ для преодоления кризисов, кроме традиционных религиозных ценностей. Эти ценности аккумулировали в себя опыт преодоления кризисных ситуаций многих десятков поколений, разработали объяснения смысла жизни, включили в себя опыт помощи людям, находящимся на грани.

Современные философские течения, напротив, дав ложные и ограниченные цели, ничего для преодоления тяжелых кризисов предложить не смогли.

Профессора МДА А.И. Осипов отмечает: «Если вы отправляете ребёнка в лес, в глухую тайгу, что вы дадите ему с собой? » Вспоминают про спальник, спички, котелки… И никто не говорит – «карту и компас ».

Такова и реальная жизнь. Родители обеспечивают любыми вещами, вместо того, чтобы дать карту и компас, который будет нравственно, социально ориентировать детей по жизни. Особенно важно дать смысл жизни, без которого жизнь не будет сознательной, а будет стихийной. Именно правильный ориентир дает возможность человеку, если он заблудился, выйти из леса.

Но если человек так заблудился, что у него нет правильных целей, он не понимает сам себя, не осознает настоящей, а не выдуманной реальности - такому практически невозможно выйти из больших трудностей, в которые он попал.

Культ потребительства, господствующий в обществе сейчас, не только ничего не предлагает, но и активно провоцирует суициды, патологические зависимости и т.п. Именно от этого и растет количество суицидов. Если у корабля неправильная цель и отсутствуют приборы навигации, то он непременно попадет в катастрофу.

Большинство людей сегодня представляют себя как набор некоего имущества: дачи-квартиры-власть-связи-деньги-перспективы. Лишаясь этого, человек лишается смысла.

Ведь «где сокровище ваше, там будет и сердце ваше » (Матф.6:21). И получается жизнь без Бога, жизнь ради оболочки, «рубашки», без которой тупик… И тогда всё равно, как помереть – в болоте, от волков или самому на дереве повиснуть.

И если родители не дали смысл, вектор развития, «карту и компас », а нарядили детей, выхваляясь друг перед другом, и отпустили в чащу леса, который и есть наша жизнь – это может закончиться трагически. Родители обрекают детей на страдания, не давая им понимания, что на самом деле является важнейшим в жизни.

Родители озабочены потребительством, финансовыми операциями, статусом, властью и т.д. Ребёнок видит это, перенимает те ценности, которые видит у старших, и в результате обладает тем же набором. И однажды, став самостоятельным, он сталкивается с тем, что не может на этих ценностях переосмыслить кризисную ситуацию.

Если в этой ситуации он не может потреблять, иметь власть, проводить финансовые операции, то он сначала теряется, а потом, понимая, что он не может жить в соответствии со своими ценностями, решает, что жить больше и не нужно. Для чего, получается, эта жизнь, если она не позволяет потреблять и получать от этого удовольствие, иметь то, что хочется (по каким-то материальным ли, физическим ли причинам)? А ничего другого он в семье и в окружении не видит… И все это происходит из-за того, что человеку были навязаны ложные ценности.

Относительно ШКОЛЫ нашей жизни можно привести следующее сравнение. Человек приходит в школу – учиться. Обучение всегда связано с определенным страданием и лишением. Человек вынужден работать над собой, подчиняться дисциплине, контролировать себя, ограничивать себя во многом. Человек учится, чтобы потом получить достойный результат, достойную работу.

Но если человек не знает, не верит в то, что после выпуска что-то с ним ещё будет, в этом случае его труд, его самоограничения во время учебы действительно не объяснимы! В этом случае получается, что никакого смысла в его обучении нету - учиться для того, чтобы просто пострадать, напрячься, закончить школу и уйти в темноту, в пустоту…

В этом случае, вместо сосредоточенной учёбы, естественней заняться потребительством, игрой, пикниками, что сейчас людям и предлагается со всех сторон: «Бери от жизни все», «Один раз живем». Ведь человеку непонятен смысл его «обучения» в школе Жизни. Непонятен и смысл страданий, лишений, которые он при этом терпит.

Жизнь это школа, а не пикник - с этим согласны все религии. Но с этим не согласны атеисты, люди, не думающие о смысле, гедонисты и потребители, приносящие на алтарь удовольствия не только свои и души других, еще не рожденных…

Одна из ключевых причин суицида в обществе это постабортный синдром. Статистика ужасает, однако лишь самый бескомпромиссный взгляд через призму Православия помогает раскрыть духовные причины убийства детей, и последующего самоубийства «родителей». Достаточно сделать экскурс в историю древних хананейских племен и жителей Карфагена, практиковавших детские жертвоприношения идолу ваалу, показав идентичность мотивации для убийства малышей древними и современными родителей.

Есть ли возможное решения проблемы постабортного синдрома как одной из причин самоубийств? Действительно есть. Необходимо указать на единственно истинный и спасительный образ Господа нашего Иисуса Христа и необходимость веровать в Него, веровать Ему и призывать Его Имя. Симптомами указанного выше синдрома совершивших и участвовавших в убийстве детей, являются постоянные депрессии, отчаяние, суицидальные мысли, беспричинная злоба. С такими симптомами человек жить не может, поэтому ищет анестезию физического или духовного свойства… При таких условиях истинный смысл человеческого бытия утерян.

Чтобы помочь человеку преодолеть кризис, надо, прежде всего, самому быть духовно и мировоззренчески, интеллектуально подготовленным. Нужно иметь опыт, который достойно противостоит потребительским стереотипам, эгоцентризму, безответственности. Первое дело – попытаться понять его, поговорить так, чтобы он чувствовал участие, но не давление. Иногда даже этого хватает. Второе дело - осторожно проанализировать стереотипы и жизненные конструкты человека в кризисе.

Если человек очень сильно хочет добиться чьего-либо внимания, достатка, успеха, взаимности, важно осторожно задать ему вопрос - «зачем, какой смысл в этом»?

Люди чего-то хотят, не понимая смысла. Допустим, человек очень хочет иметь семью, детей, но по каким-то причинам это не складывается, и он в депрессии. Когда задаешь вопрос, зачем ему семья, он не может ответить. Просто отвечают, что все женятся, потом детей заводят. Надо, и всё.

Невозможность удовлетворить свои представления и только их может привести человека к суицидальным мыслям. У любого суицидника мышление суженное. Он чувствует «как надо», но почти всегда не понимает – зачем. Он не может рассмотреть альтернативные точки зрения на проблему. Речь идет о пленении разума, рассудка одержимой и навязчивой идеей.

Допустим, молодой человек хочет добиться расположения какой-то девушки, но не может ответить на вопрос «зачем», хочет потому, что так решил. Он просто в плену у своей мысли. Но альтернативные взгляды надо показывать ему очень аккуратно. Главное, чтобы он не замкнулся, не стал недоверчивым, понимал, что Вы это делаете в его интересах и пытаетесь ему помочь. В первую очередь, приступам отчаяния подвержены люди неверующие, не видящие смысла ни в жизни, ни за ней. Чтобы человека сдвинуть с позиции суицида, надо расшатать стереотипы, на которые он опирается.

Стереотип поведения образуется с детства: на какой-то стимул выдается определенная реакция. Реакция закрепляется, получается психологический рефлекс. Сейчас так подается реклама - стимул-реакция. Показывают в рекламе дорого одетую особу и сами же озвучивают: «О, как хорошо!». А у человека от многократного и повсеместного повторения образуется, например, рефлекс: дорого одеться – это хорошо. Почему хорошо, для кого хорошо - человек не задумывается. Такое отношение летит со всех сторон, и многие люди впитывают его как губки. Когда в душе человеку не на что опереться, ему «сгодится» любой суррогат. Если же я, православный христианин, понимаю, зачем живу, что я делаю, я уверенно себя чувствую и мне не нужны эти тряпки, эти суррогаты…

В поведении людей с суицидальными мыслями и намерениями, есть общие черты. Согласно исследованиям, это чувство изоляции от других людей, чувство брошенности, ненужности, абсолютного одиночества. Человеку кажется, что его страдания невыносимы, что никто не переживал подобного, и неспособен его понять. Продолжение жизни для него означает продолжение страданий. Кроме того, восприятие самоубийцы предельно сужено, внешнее для него не существует. Исходя из этого, человек, стремящийся помочь, должен «дистанцироваться», не навязываться и, в то же время, готовым быть рядом, принять и понять. Это поможет ослабить чувство брошенности и изоляции.

Исследователи рекомендуют избегать конфронтации, убеждения в неправильности и неприемлемости шага, лозунгов и подобного. Напротив, доверие и участие в человеке позволит в определенный момент высказаться против самоубийства как решения, указать на то, чего человек в своем ослеплении не замечает. Это может быть напоминание о близких или прямое указание на нелогичность поступка «от душевной боли уничтожением тела не спасёшься», а также указание на кризис и пути выхода из него. В конце концов, поколения людей испытывали те же проблемы. Но умели, с Божьей помощью, их переживать.

О запрете на отпевние самоубийц.

Христианское погребение - логический итог, завершение христианской же земной жизни, «последнее напуствие» ушедшему в жизнь вечную.

Погребает верующего Церковь, что подразумевает принадлежность погребаемого к Церкви. Если человек своим сознанием, своим отношением к религии или содержанием личной религиозности был вне Церкви во время жизни (к примеру, заявляя, что "в Бога верит, но в Церкви не нуждается"), то нет каких-либо оснований совершать над ним Отпевание отвергаемой или просто игнорируемой им Церкви. Такое погребение, во-первых, будет греховным, потому что оно будет лживым. Ведь в самом чине погребения об усопшем говорится в категориях причастного церковной вере и жизни лица (что в случае с невоцерковлённым человеком является ложью).

Во-вторых, оно уже будет проявлением насилия и над богослужением (попытка совершить над не церковным человеком обряд Церкви) и над самим человеком (во время земной жизни он не пожелал стать членом Церкви, войти в Её священные недра, вкусить Её Таинства, а теперь мы пытаемся его "воцерковить" не душой, а разлагающимся трупом, когда он уже не может нам сказать своего "нет, не надо"). В-третьих, это будет кощунством, ведь стоять и в молитве к Богу лгать (называя "верным рабом Божьим" того, кто ни сном, ни духом не предвидел такого статуса своей персоны) есть кощунственное поругание молитвы и оскорбление Самого Бога.

Всё сказанное выше относится к любому случаю "отпевания" неверующих или не понятно во что и как "веривших" лиц.

Суицид - это не просто факт, действие. Суицид - это явление, свидетельство об определённом состоянии души человека. И состояние это самое что ни есть ужасное.

Конечно, если бы "самовольно ушедший" был человеком верующим, то нашел бы выход из тупика в молитве, осознав, что "если и всему миру я не нужен, то Богу нужен, с Ним и буду жить". (Это отличие в поведении верующего и неверующего еще раз подчеркивает антирелигиозность суицида, и, следовательно, недопустимость отпевать человека, совершившего такой яркий и трагический акт отрицания веры).

Бог прощает нам нашу вину, но не надо пытаться груз своей вины (которую нам надлежит еще очистить, "искупить") перекладывать на других. Церковь, благодать, обитающая в Ней, помогают человеку очищаться, исправляться. Но Христос не совершает наш внутренний подвиг вместо нас самих. Он - с нами, но не вместо нас.

Добровольное лишение себя жизни, даже если оно представляет собой бегство от страданий, всегда воспринималось как ТЯГЧАЙШИЙ грех, который Церковь на земле уже не может отпустить, ибо всякий грех отпускается только при покаянии.

Первый человек, оказавшийся в раю со Христом, был разбойником, раскаявшимся на кресте пред самой смертью: "И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю " (Лк.23:43). Слово Божие говорит: "Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он [Господь Иисус Христос – прим. МС], будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды " (1Ин.1:8-9). Но как может раскаяться при жизни самоубийца? Ведь он убивает СЕБЯ.

О посмертной участи самоубийц.

Нужно осознавать, что причина мучения грешника в аду он сам, а также невозможность получить облегчение от Бога. Степень мучений не сложно представить. Умерший наркоман, не смогший победить в себе страсть к наркотикам, будет испытывать вечную ломку и потребность в наркотиках, пьяница - вечное похмелье и тягу к алкоголю, курильщик – нестерпимое желание табака. Блудника будет одолевать желание удовлетворить свою похоть, чревоугодника – голод и желание изысканных блюд, мяса… В общем все то, что человек не мог с Божьей помощью в себе обуздать при жизни, будет полыхать в нем за чертой жизни мучительным пламенем, ибо где его душа найдет наркотики, вкусной еды или объект удовлетворения похоти?

Для озлобленной, богоборческой, не раскаявшейся души грешника нахождение рядом с Богом-Светом становится невыносимой мукой! Доводилось видеть страшные документальные кадры высвобождения заложника-подростка, которого изверги-похитители продержали в подвале в кромешной тьме несколько месяцев. Вызволенный на, казалось, долгожданный белый свет, мальчик крепко зажмурился и закрыл глаза руками - свет, приносящий нам столько радости и тепла стал для него не выносим, из-за долгого пребывания во тьме. Так и в обсуждаемом случае – Бог, Который "есть любовь " (1Ин.4:8) и "свет " (1Ин.1:5), для человека всю свою жизнь бегающего от Него, погружающегося во тьму греха, становится не выносимым, обжигающим совесть.

Со смертью прервется нынешнее мучительное состояние в материальном мире, но там за чертой жизни человек навечно со своим страхом и ужасом, отчаянием и унынием, дикой болью. Ибо где может найти самоубийца успокоения во тьме адовой? Такое страшное, вечное пикирование в ужасе… То, чего желают самоубийцы – это прекращение сознания, но именно оно и не прекращается со смертью! Душа, как носительница личности, сознания, вечна.

У каждого христианина есть свой крест, через который, мужественно, уповая на Бога, мы получаем спасение. "Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною " (Мф.16:24). Мы воспринимаем это крест как орудие нашего совершенства, как огонь, превращающий кусок руды в твердую сталь, как оружие в руках Воина Христова против греха, власти диавола и вечной смерти. Вдумайтесь в слова Священного Писания: "…знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу " (Рим.8:28). Обратите внимание – "ВСЕ СОДЕЙСТВУЕТ КО БЛАГУ ", а "все" - значит и скорби в том числе.

Все происходящее в мире происходит либо по воле Бога, либо по попущению Его для вразумления человека за маловерие, малодушие, грехи и пр.

Но если Бог с нами, то кто против нас? В молитве «Отче наш… » мы просим Бога «да будет воля Твоя, как на земле, так и на небе », то есть как в мире земном, так и в мире духовном… И каждому дается по вере его!

Грех самоубийства складывается как из самого факта убийства (себя в данном случае), так и грехов неверия и маловерия, малодушия, грехов отчаяния и уныния, через которые самоубийца отказывается нести свой жизненный крест, усомнившись в спасительном Промысле Божием о каждом человеке. Усугубляет положение и то, что за самоубийцами могут тянуться и нераскаянные грехи блуда, абортов, не почитания родителей, занятия оккультизмом (гаданием, астрологией, магией и т.п.), воровства, лжи и т.п.

Господь ИИСУС ХРИСТОС говорит: "Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают " (Ин.15:5-6) – в них и великое утешение для верных христиан, и страшное предупреждение для маловеров и отступников.

по материалам сайтов: православие.ру, мемориам.ру

Подготовил диакон Валерий Анфёров