Понятие "правовая система" употребляется в двух значениях. Во-первых, для характеристики историко-правовых и этнокультурных особенностей национального права разных государств и народов, а во-вторых, для характеристики совокупности национальных правовых систем, объединенных общими чертами и признаками. В настоящее время в юридической науке в большинстве случаев наиболее верным признается второй подход и под правовой системой понимают совокупность национальных правовых систем, которые базируются на общих для них принципах правопонимания, правотворчества и правоприменения.

Правовая система – совокупная связь права (или системы права), правосознания (или правовой культуры как более общего) и правореализации (правоотношений).

Правовую систему не следует отождествлять с понятием системы права, которая является лишь частью правовой системы.

В современном мире каждое государство имеет свою правовую систему, возможны даже случаи, когда в одном и том же государстве действует несколько конкурирующих правовых систем. Свое право имеют и негосударственные общности: каноническое право, мусульманское право, индусское право, иудейское право. Существует также международное право, призванное регулировать во всемирном или региональном масштабе межгосударственные отношения.

Каждая национальная правовая система уникальна, однако, сравнительное правоведение позволяет, выяснив их сходства и различия, произвести типологию правовых систем. Таким образом, формируются типы правовых систем, называемые правовыми семьями или правовыми кругами.

Наиболее известной является классификация правовых систем французского ученого Р. Давида, в соответствии с которой выделяются:

  • – романо-германская правовая семья;
  • – англо-саксонская правовая семья;
  • – религиозная (восточная) правовая семья;
  • – славянская (социалистическая) правовая семья;
  • – другие правовые семьи.

Романо-германская правовая семья объединяет правовые системы большинства стран континентальной Европы. Эта правовая семья возникла на основе рецепции римского права. Основным источником права в национальных правовых системах, входящих в эту семью, является нормативный акт.

В результате колонизации романо-германская система распространилась на обширные территории. Вместе с тем происходила и ее добровольная рецепция, в результате которой данная правовая система получила распространение в ряде стран, которые не находились под господством европейцев, но куда проникали европейские идеи и были сильны прозападные тенденции. Вне Европы относящиеся к романо-германской семье правовые системы обрели некоторые ее специфические черты, которые требуют их отнесения к различным подгруппам. Но во всех этих странах существовала еще до рецепции собственная цивилизация, имевшая свои правила оценки поведения и свои институты. Рецепция поэтому во многих случаях была лишь частичной: определенная часть правоотношений (и особенно правовой статус личности) регламентировалась традиционными нормами.

Источниками права романо-германской правовой системы выступают законы, за которыми признается доминирующая роль в регулировании общественных отношений, а также обычаи, общие принципы права, судебная практика и правовая доктрина, которые играют незначительную роль и в основном оказывают влияние на формулирование норм права, которые впоследствии закрепляются в нормативных правовых актах.

К англо-саксонской правовой семье относятся среди прочих правовые системы Великобритании (кроме Шотландии), Канады, США, Ямайки, Австралии и Новой Зеландии. Прародительницей этой правовой семьи является Англия, которая, будучи колониальной державой, оказывала огромное влияние на формирование правовых систем зависимых государств.

В основе регулирования общественных отношений в этой правовой семье лежит принцип stare decisis (лат. – стоять на решенном), означающий, что при выработке решения судом господствующая сила принадлежит прецеденту. Таким образом, основным источником права в данной правовой семье является общее право (Common Law), которое в различные исторические этапы развития Англии дополнялось правом справедливости (Equity Law), которое сформировалось в связи с развитием товарного производства и также является прецедентным, и статутное право (Statue Law), которое имеет парламентское происхождение.

В США судебные прецеденты также являются довольно значимым источником права и оказывают большое влияние на формирование законодательства. Однако, в США, во-первых, право отражает его федеративное устройство, где действует федеральное право и право штатов, а, во-вторых, установлено свободное действие прецедентов, т.е. суды не связаны ни своими решениями, ни решениями вышестоящих судов. Кроме того, в США законодательство и нормативные правовые акты органов исполнительной власти также играют немаловажную роль в регулировании общественных отношений.

Религиозная правовая семья – это правовая система, где основным источником права выступает священный памятник. В основе религиозной правовой системы лежит какая- либо система вероучения.

Так, источниками мусульманского права являются Коран, сунна и иджма. Коран – священная книга ислама и всех мусульман, состоящая из высказываний пророка Магомета, произнесенных им в Мекке и Медине. Наряду с общими духовными положениями, проповедями, обрядами, она содержит и установления нормативно-юридического характера. Сунна – мусульманское священное предание, рассказывающее о жизни пророка и представляющее собой сборник норм-традиций, связанных с поведением и высказываниями пророка, которые должны служить образцами для мусульман. Иджма – третий источник мусульманского права – комментарии ислама, составленные его толкователями – докторами мусульманской религии. Эти комментарии восполняют пробелы в религиозных нормах. Окончательное толкование ислама дается в иджме, поэтому коран и сунна непосредственного юридического значения не имеют. Практики ссылаются на сборники норм, соответствующие иджме.

Мусульманское право сформировалось в глубоком Средневековье и с тех пор проделало существенную эволюцию с точки зрения развития своих источников. Характерные черты этого права – архаичность, казуистичность, отсутствие писаных систематизированных норм во многом сглажены принятием в новейшее время законов, кодексов – продуктов деятельности государства.

Другой широко распространенной системой религиозного права является индусское право. Оно распространяется практически на всех выходцев из Индии и так же, как мусульманское право, тесно связано с религией – индуизмом. В содержание этой системы входят обряды, верования, идеологические ценности: мораль, философия, которые нормативно закрепляют определенный образ жизни и общественное устройство. Индуизм сформировался в глубокой древности – почти две тысячи лет назад, однако сохранил свое регулирующее значение до настоящего времени. В этом качестве индуизм выступает элементом государственно-правовых отношений современного, в частности, индийского общества. Особенную роль индусское право играет в сферах, где влияние религии до сих нор наиболее ощутимо – семейных, наследственных отношениях, кастовом статусе человека и т.д.

Выделение славянской правовой семьи в качестве самостоятельной правовой системы имеет определенную новизну и поэтому нуждается в дополнительном обосновании.

Особенностью приведенного варианта совокупности правовых систем, включающих самостоятельную семью славянского права, является стремление отразить подход уже известных типологий, выделяющих в отдельную – славянскую правовую семью, связанную с изменениями на карте современной Европы. Из представленной классификации не выпадает (в отличие от некоторых современных трактовок) правовая общность, образуемая странами в основном славянского этнического происхождения, относимыми в свое время к социалистической правовой семье. Конечно, здесь идет речь о государствах бывшего социалистического содружества – СССР, ГДР, СФРЮ, Польше, Болгарии, Венгрии, Чехословакии, Румынии, которые составляли, в частности, по мнению французского компаративиста Р. Давида, особую семью социалистического права.

Основанием для выделения этой правовой общности в качестве отдельной, специфичной правовой семьи были, в свое время, социально-экономические и идеологические критерии, находившие концентрированное выражение в понятиях "общественно-экономическая формация", "социальный строй общества", которые с помощью права стремилась утвердить и развивать государственная (политическая) власть названных стран. В традиционной для нашей науки классификации правовых семей на семьи общего, романо-германского (континентального), традиционно-обычного, религиозного и социалистического права использовалось сразу несколько, довольно разнохарактерных критериев – от технико-юридических до социально- экономических и идеологических. Такая классификация соответствовала устоявшимся научным подходам и главное – государственно-правовым реалиям мира. Поэтому она была общепризнанной в советской юридической литературе.

В настоящий период данная типология нуждается в определенных уточнениях, вытекающих из новой политической, социально-экономической и духовной ситуации, сложившейся в правовом мире в связи с распадом СССР, европейской социалистической системы, эволюцией общественно-политического строя стран, входивших в зону социалистического права.

Фундаментальные изменения, происшедшие в конце 1980-х – начале 1990-х гг. в восточноевропейских странах, появление на политической карте мира новых государств – независимой России, объединенной Германии, самостоятельных Чехии, Словакии, Хорватии, Македонии, Украины, Белоруссии и других – свидетельствует о необходимости теоретического анализа положения, сложившегося в правовом пространстве некогда единого социалистического сообщества Восточной Европы.

Главный вопрос: какова природа национальных правовых систем стран бывшего социалистического лагеря? Какими критериями необходимо пользоваться, чтобы с достаточной точностью выразить их правовую природу и соотнести ее со спецификой уже имеющихся правовых общностей?

По сути дела, речь идет о новой политической, социально-экономической и, соответственно – законодательно- юридической ориентации государств, вошедших в полосу своего социального обновления. Эта ориентация имеет стратегически важное значение для национальных государственно-правовых систем России, Украины, Белоруссии, Молдавии, Грузии, Казахстана, других ныне независимых и самостоятельных стран, их правовых культур.

Поэтому данный вопрос уже сейчас представляет собой большую не только теоретическую, но и геополитическую, идеологическую, международно-практическую сложность. Правовой аспект этой проблемы в современной юридической литературе только еще начинает осознаваться и обсуждаться.

Существует точка зрения, согласно которой правовые системы стран, входивших в социалистическое содружество, ранее принадлежали к романо-германской правовой семье и поэтому сейчас речь идет лишь об их "возвращении" в это сообщество. Надо сказать, что на этой позиции основана сейчас официальная юридическая политика подавляющего большинства новых государств, включая Россию, их внешнеполитические ориентации, концепции реформирования социально-экономического уклада.

Однако принятие данной позиции будет означать, что бывшие социалистические страны и прежде всего республики СССР – ныне самостоятельные государства, должны постепенно (или как можно быстрее) интегрироваться в западный мир: его политику, идеологию, экономику, систему духовно-нравственных ценностей без учета особенностей своего исторического развития, что представляется не верным и не очевидным.

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» СЕВЕРО – ЗАПАДНЫЙ (г. Санкт – Петербург) ФИЛИАЛ

Теории и истории государства и права

КУРСОВАЯ РАБОТА

Студентки 1 курса 154 группы

Смирновой Анастасии Николаевны

«Основные правовые системы современности»

Научный руководитель:

кандидат юридических наук

доцент кафедры теория

государства и права

Несмиянов Алексей Николаевич

Санкт-Петербург

Введение 3

1. Классификация правовых систем 5

1.1. Понятие и структура правовой системы 5

1.2. Понятие правовой семьи 8

2.Характерные черты основных правовых семей современности 13

2.1. Особенности англо-саксонской правовой семьи 13

2.2. Особенности романо-германской правовой семьи 18

2.3.Особенности мусульманской правовой семьи 26

Заключение 32

Список используемой литературы: 34

Введение

В настоящее время в мире существует множество различных государств, у каждого из которых имеется своё территориальное пространство, экономический, политический и социальный строй, и, разумеется, своё законодательство. Но, не смотря на специфику права в каждой отдельно взятой стране, можно выделить некоторые особенности, позволяющие объединить правовые системы всех стран в определённые группы, характеризуемые общими признаками права.

Эти группы называют правовыми семьями. Но, что же такое правовая семья? Правовая семья – это совокупность национальных правовых систем, которая основана на общности источников права, структуры права и исторического пути формирования. А правовая семья, в свою очередь, представляет совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально-однородных юридических средств, с помощью которых публичная власть оказывает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения, поведения людей и их объединения.

Самой распространённой классификацией правовых систем является классификация, предложенная известным французским учёным Рене Давидом, который выделял три крупнейшие правовые семьи: семью общего права (англосаксонскую), романо-германскую правовую семью и семью социалистических систем права, а все остальные относил к «философским и религиозным системам».

Существуют и другие классификации. Учёные и сейчас выделяют и классифицируют правовые системы. Многие придерживаются мнения, что классификацию целесообразно проводить на основе сочетания нескольких системных признаков, то есть в основу классификации правовых систем должно быть положено значительное число критериев, а не один. Такой подход позволяет более широко рассматривать особенности компонентов правовых систем. К примеру, Кристофер Осакве классифицирует правовые семьи на двух уровнях по нескольким показателям. На наш взгляд, такой подход интересен для ознакомления, и о нем будет сказано поподробнее в работе.

В своей курсовой работе я попробую выделить те основные черты различных правовых семей, которые отличают их друг от друга, и полученные результаты помогут определить специфику развития современного права и объяснить процессы, происходящие в современной правовой действительности.

Я попытаюсь найти взаимосвязь и взаимодействие различных правовых семей и систем. Хотя особое внимание в работе уделено особенностям и специфическим чертам отдельных правовых систем, но в работе также поставлен вопрос о проникновении отдельных правовых институтов из одной правовой семьи в другую, однако этой теме можно посвятить целую работу. Нас сегодня интересует иная цель – изучение правовых семей: англосаксонской, романо-германской и мусульманской – как таковых, выяснение причин их различия, выявление их существенных признаков и отличительных черт.

Особое внимание в работе уделено судебной практике в англо-саксонской правовой семье и романо-германской. Сопоставление этих двух систем права по вопросам места и роли судебного прецедента и законодательного акта, судебной практики юристов, отношения к кодификации норм права. Особенности мусульманской правовой семьи раскрываются особой ролью в жизни и праве мусульманского общества шариата, как божественного закона.

Изучение правовых семей представляет собой одно из сложнейших и важнейших направлений в современной юридической науке. Поэтому тема курсовой является актуальной и любопытной для юриста. Ведь важно не только знать основные общие и отличительные черты правовых систем и семей, но и уметь анализировать эти особенности.

1. Классификация правовых систем

В современном мире существуют различные правовые системы и правовые семьи, отражающие специфические особенности каждой отдельно взятой страны во многом обусловленные историческими особенностями формирования права. В науке различают национальные правовые системы и межнациональные (семьи или отдельные группы систем).

Если система права – это своеобразная «внутренняя карта» национального права, то классификация правовых систем создает некую «правовую карту мира», раскрывающую специфические особенности институтов, используемых для правового регулирования в тех или иных странах, и показывающую, к каким правовым семьям принадлежат правовые системы народов (государств) земного шара. Всякая реформа законодательства должна основываться (или по крайней мере не исключать из внимания) на знании исторической, культурной, идеологической и иной специфики национальной правовой системы. В противном случае сложно не только увидеть перспективы дальнейшего пути развития права (правовых институтов), но и воспользоваться опытом – как собственным, так и зарубежным.

1.1. Понятие и структура правовой системы

В большом юридическом энциклопедическом словаре дается определение: «Правовая система - 1) совокупность источников права и юрисдикционных органов конкретного государства (а иногда и его обособленной части). В более широком смысле включает также ряд других компонентов: правовую культуру, правовую идеологию, правовую науку, иные, в т.ч. негосударственные правовые институты (адвокатура, нотариат, юридические фирмы, профессиональные сообщества юристов). Если правовая система функционирует в масштабах страны, говорят о «национальной (федеральной) правовой системе»; если в пределах части (частей) страны - о «региональной правовой системе». (Например, в США наряду с федеральной существуют правовые системы штатов). Следует различать понятия « правовая система» и «система права». Под правовой системой понимается совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных юридических средств (явлений), с помощью которых официальная власть оказывает регулятивно - организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения, поведения людей и их объединения» 1 .

В структуре правовой системы центральное и основополагающее место занимает право. Понятия права и правовой системы соотносятся как часть и целое. Помимо права как стержневого элемента правовая система включает в себя множество других составляющих: правотворчество, правосудие, юридическую практику, правоотношения, субъективные права и обязанности, правовые учреждения, законность, ответственность, механизмы правового регулирования и другие. Исчерпывающий их перечень дать затруднительно, так как правовая система – сложное, многослойное, многоуровневое и динамическое образование, в структуре которого есть свои системы и подсистемы 2 .

Правовая система непрерывно меняется, однако ее составные части претерпевают изменения с разными скоростями, и ни одна из них не меняется столь же быстро, как и другая. В то же время существуют и постоянные элементы – принципы системы, которые присутствовали в системе всегда. Они придают некую форму и определенность целому 3 .

Национальная правовая система – элемент того или иного конкретного общества и отражает его социально- экономические, политические, культурные особенности. По отношению к группам правовых систем и правовым системам национальные правовые системы выступают в качестве явления особенного, единичного.

В настоящее время в мире насчитывается около двухсот национальных правовых систем. Вероятно, поэтому в современной юридической науке нет единого мнения о том, какие существуют основные правовые системы. Как отмечает Осакве в своей статье, из представленных в мировой литературе теорий можно выделить четыре родовых, а именно: французскую, германскую, американскую и современную российскую теорию. Французская теория наиболее полно нашла свое отражение в работах известного французского мыслителя Рене Давида, который в свое время впервые признал социалистическое право как самостоятельную правовую систему и объединил романское и германское право в единой романо-германской правовой системе. Германская теория нашла свое отражение в работах двух выдающихся ученых, Цвайгерта и Котца, которые в свою очередь отрицают самостоятельность социалистического права как подлинной правовой семьи, но признают романское и германское право как самостоятельные правовые системы. Три американских исследователя: Мери Энн Глендон, Майкл Гордон и Кристофер Осакве предложили теорию, которая в какой-то мере объединяет в себе элементы французской и германской теорий. Новый виток в проблему классификации современных правовых систем внесла постсоветская российская теория, которая признает латиноамериканское право как самостоятельную правовую семью. Современная российская теория наглядно представлена Ю.А. Тихомировым 4 .

Национальные правовые системы характеризуются рядом признаков. Это - правовые системы, созданные и действующие как проявление суверенитета государств, использующих и защищающих свое право в собственных целях. Это – правовые системы, отражающие особенности национального правосознания и культуры, правопонимания. Это - правовые системы, предназначенные для регулирования специфических политических и социально-экономических задач страны. Это – правовые системы, в рамках которых формулируются и развиваются сходные и своеобразные отрасли и институты права 5 .

Таким образом мы можем с уверенностью констатировать, что ни одна из существующих классификаций правовых систем не является исчерпывающей для характеристики правовых систем мира, и поэтому в научной литературе можно встретить самые разные типологические подразделения семей национального права.

Курсовая работа

по теории государства и права на тему:

<< Основные правовые системы современности>>

Москва 2001

П Л А Н Р А Б О Т Ы

1. Введение.

2. Понятие правовой системы.

3. Романо-германская правовая система.

4. Англо-саксонская правовая система.

5. Мусульманская правовая система.

6. Социалистическая правовая система.

7. Российская правовая система.

8. Заключение.

ВВЕДЕНИЕ.

В современном мире каждая государственная общность имеет свое право. Право имеют также и негосударственные общности: каноничес­кое право, индусское право, и т.д. Существует международное право, призванное регулировать вовсемирном или региональном масштабе меж­государственные и внешне торговые отношения.

Право разных стран сформулировано на разных языках, использу­ет различную технику и создано для обществ с весьма различными структурами, правилами, верованиями.

В современном мире существует множество правовых систем. Пра­вовая система-понятие более широкое и объемное, чем просто понятие "право".

ПОНЯТИЕ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ.

Правовая система - это совокупность взаимосвязанных, согласо­ванных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общест­венные отношения, а также элементов, характеризующих,уровень пра­вового развития той или иной страны. Правовая система-это вся "правовая действительность" данного государства. В этом широком понятии выделяются активные элементы, тесно связанные между собой. Это:

Собственно право как система обязательных норм, выраженных в законе, иных, признаваемых государством источниках

Правовая идеология-активная сторона правосознания

Судебная(юридическая) практика.

Понятие "правовая система" имеет существенное значение для характеристики права той или иной конкретной страны. Обычно в этом случае говорится о "национальной правовой системе", например, Ве­ликобритании, Германии, и т.д.

Различия между правом разных стран значительно уменьшаются, если исходить не из содержания конкретных норм, а из их более пос­тоянных элементов, использованных для создания, толкования, оценки норм. Сами нормы могут быть бесконечно разнообразны, но способы их выработки, систематизации, толкования показывают наличие некоторых типов, которых не так уж много. Поэтому возникла группировка пра­вовых систем в "семьи".

Категория "правовая семья" служит для обозначения группы пра­вовых систем, имеющих сходные юридические признаки, позволяющие говорить об относительном единстве этих систем. Это сходство явля­ется результатом их конкретно-исторического и логического разви­тия.

Заслуживает подход западных компративистов, отрицающих типо­логию правовых систем единственно по признаку их классовой сущнос­ти. При классификации они используют различные факторы, начиная с этических, рассовых, географических, религиозных и заканчивая юри­дической техникой и стилем права. Отсюда множество классификаций.

Одна из самых популярных - классификация правовых семей, дан­ная Рене Давидом. Она основана на сочетании двух критериев: идео­логии, включающую религию, философию, экономические и социальные структуры, и юридической техники, включающие в качестве основной составляющей источники права.

Р.Давид выдвинул идею трихотомии - выделения трех основных семей: романо-германской, англо-саксонской и социалистической. К ним примыкает остальной юридический мир, который получил название "религиозные и традиционные системы".

Другая классификация была предложена К.Цвайгертом и Г.Котцем в книге "Введение в правовые сравнения в частном праве", вышедшей в 1971 году. В основу этой классификации положен критерий "право­вого стиля".

"Стиль права" по мнению авторов, складывается из пяти факто­ров: происхождение и эволюция правовых систем, своеобразие юриди­ческого мышления, специфические правовые институты, природа источ­ников права и способы их толкования, идеологические факторы.

На основе этого различаются следующие "правовые круги": ро­манский, германский, скандинавский, англо - американский, социа­листический, право ислама, индуистское право. По существу, получен тот же результат, что и у Р.Давида.

При этом, во всех случаях, не учитывается марксистко - ле­нинская типология права, в основе которой лежит критерий общест­венно-экономической формации (рабовладельческое право, феодальное право, буржуазное право, социалистическое право). А.Х.Саидов пола­гает, что только единство глобальной марксистко - ленинской типо­логии и внутритиповой классификации правовых систем, дает возмож­ность составить целостное представление о правовой карте мира. Он выделяет внутри буржуазного типа права, восемь правовых семей: ро­мано - германскую, скандинавскую, латино-американскую, правовую семью "общего права", и дальневосточную правовую семью. Они расс­матриваются наряду с семьей социалистического права. В пределах социалистической правовой семьи, теперь уже в историческом аспек­те, существовали относительно самостоятельные группы: советская правовая система, правовые системы соцстран Европы, правовые сис­темы соцстран Азии, и правовая система республики Куба.

Таким образом, существует несколько точек на классификацию правовых систем настоящего и недалекого прошлого.

Теперь рассмотрим более подробно основные правовые семьи.

РОМАНО-ГЕРМАНСКАЯ ПРАВОВАЯ СЕМЬЯ.

Романо-германская правовая семья или система континентального права (Франция, Германия, Италия, Испания и т.д.) имеет длинную юридическую историю. Она сложилась в Европе в результате усилий ученых европейских университетов, которые выработали и развили, начиная с 12 века на базе кодефикации императора Юстиниана общую для всех юридическую науку, приспособленную к условиям современно­го мира.

Р.Давид подчеркивает, что романо-германская правовая семья в своем историческом развитии не была продуктом деятельности фео­дальной государственной власти (в этом ее отличие от формирования английского "общего права"), а была исключительно продуктом куль­туры, независимым от политики. Это в какой-то мере верно по отно­шению к первой, доктринальной стадии рецепции. О следующей стадии, когда римское право (а точнее право, основанное на римском) восп­ринималось законодателем, этого сказать нельзя. Формирование рома­но-германской правовой семьи было подчинено общим, закономерным связям права с экономикой и политикой, и не может быть понято вне учета сложного процесса развития капиталистических отношений в недрах феодального общества, прежде всего отношений собственности, обмена, перехода от внеэкономического к экономическому принужде­нию. Здесь на первый план выдвинуты нормы и принципы права, кото­рые рассматриваются как правила поведения, отвечающие требованиям морали и прежде всего справедливости. Юридическая наука видит свою основную задачу в том, чтобы определить, какими должны быть эти нормы.

Рецепция римского права привела к тому, что еще в период фео­дализма правовые системы европейских стран, их правовая доктрина, юридическая техника приобрели определенное сходство.

Начиная с 19 века основным источником (формой) права, где господствует эта семья является закон. Буржуазные революции корен­ным образом изменили классовую природу права, отменили феодальные правовые институты, превратили закон в основной источник права.

"Закон образует как бы скелет правопорядка, охватывает все его аспекты, а жизнь этому скелету, в значительной степени придают иные факторы. Закон не рассматривается узко и текстуально, а за­частую зависит от расширительных методов его толкования, в которых проявляется творческая роль доктрины и судебной практики. Юристы и сам закон теоретически признают, что законодательный порядок может иметь пробелы, но пробелы эти практически не значительны."

Во всех странах романо-германской семьи есть писаные консти­туции, за нормами которых признается высшая юридическая сила. Она выражается как в соответствии конституции законов и подзаконных актов, так и в установлении большинством государств судебного контроля за конституционностью обычных законов. Конституции разг­раничивают компетенцию различных государственных органов в сфере правотворчества и в соответствии с этой компетенцией проводят диф­ференциацию различных источников права.

В романо-германской юридической доктрине, главным образом, в законодательной практике различают три разновидности обычного за­кона: кодексы, специальные законы (текущее законодательство) и сводные тексты норм. В большинстве континентальных стран приняты и действуют: гражданские (либо гражданские и торговые), уголовные, гражданско-процессуальные, уголовно-процессуальные и некоторые другие кодексы.

Система текущего законодательства также весьма разнообразна. Законы регулируют отдельные сферы общественных отношений, напри­мер, акционерные законы. Число их в каждой стране велико. Особое место занимают сводные тексты налогового законодательства.

Среди источников романо-германского права велика (и все более возрастает) роль подзаконных актов: регламентов, административных циркуляров, декретов министров и других.

В романо-германской семье достаточно широко используются не­которые общие принципы, которые юристы могут найти в самом законе, а в случае необходимости и в не закона. Эти принципы показывают подчинение права велению справедливости в том виде, как последнее понимается в определенную эпоху и в определенный момент. Сам зако­нодатель своим авторитетом закрепляет некоторые новые формулы (например, ст.2 швейцарского гражданского кодекса устанавливает, что осуществление какого-то права запрещается, если оно явно превышает пределы, установленные доброй совестью, или добрыми пра­вами, или социальной и экономической целью права)

Правовая система (правовая семья) – это совокупностьвзаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих уровень правового развития той или иной страны.

Элементы правовой системы:

Система права – внутреннее строение права, деление его на отрасли, на частное и публичное;

Система законодательства – комплекс нормативно-правовых актов высшей юридической силы, отражающих систему права;

Правовые институты и учреждения;

Правовые понятия, принципы, символика;

Правовая политика, идеология, культура;

Юридическая практика.

Основные правовые системы (семьи):

1. Романо-германская правовая система (Россия, ФРГ, Франция, Япония, Латинская Америка): - исторически сложилась в результате рецепции (заимствования и приспособления) римского права; основным источником является нормативно правовой акт; система права четко делится на отрасли, выделяется частное и публичное право.

2. Англо-американская правовая система (Англия, США, Канада, Австралия): -исторически сложилась в Англии в результате формирования общего права, дополненная правом справедливости и толкованием статутов; основной источник – норма, сформулированная судьями и выраженная в судебных прецедентах; отрасли права почти не выражены, нет деления на частное и публичное право, хотя приоритет остается за частным правом. «Зачем такое публичное право, в котором нет частного интереса?» - вопрошают англосаксонские юристы

3. Мусульманское право (Иран, Ирак, Пакистан): исторически сложилась на основе мусульманской религии – ислама; основными источниками являются религиозные тексты – Коран, Сунна, иджма, кияс; в системе права выделяются уголовное, семейное и судебное право (шариат), деление на публичное и частное право отсутствует, хотя в праве преобладают коллективные (публичные) начала.

4. Обычное право стран Африки: сложилось в результате санкционирования правовых обычаев, которые являются основным источником права; характеризуется дуализмом (двойственностью): обычное право действует параллельно с заимствованным правом бывших колонизаторов, имеет тенденцию к слиянию, отрасли не выделяются. Не имеет четко выраженной внутренней структуры, выражает коллективные интересы.

В современную эпоху глобализации общественных отношений все большее значение приобретает система международного права, которая устраняет и сглаживает различия между национальными правовыми системами различных государств и правовых систем.


1. Теория государства и права: предмет, методология и место в системе юридических наук. . . . . .3

2. Общие предпосылки и закономерности возникновения государства и права. . . . . . . . . . . . . . . . .4

3. Общая характеристика теорий о происхождении государства и права. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5

4. Понятие, признаки и сущность государства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6

5. Типология государства: формационный и цивилизационный подходы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7

6. Форма государства: понятие и общая характеристика элементов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8

7. Форма правления: понятие и виды. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9

8. Форма государственного устройства: понятие и виды. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10

9. Понятие и виды государственно-правовых и политических режимов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11

10. Функции государства: понятие, виды и формы реализации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12

11. Механизм государства: понятие и элементы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13

12. Понятие, признаки и классификация органов государственной власти. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13

13. Государственный аппарат на примере Российской Федерации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15

14. Роль и значение государства в политической системе общества. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16

15. Правовое государство и гражданское общество: понятие и принципы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17

16. Основные теории правопонимания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17

17. Право: понятие, признаки, сущность и функции. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18

18. Принципы права: понятие, виды, общая характеристика. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19

19. Источник и форма права: понятие, виды и соотношение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19

20. Правосознание: понятие, структура и функции. Деформация правосознания. . . . . . . . . . . . . . . 20

21. Правовая культура: понятие, структура и виды. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .22

22. Правотворчество: понятие, принципы и виды. Акты правотворчества. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22

23. Законодательный процесс в федеративном государстве: понятие и виды. . . . . . . . . . . . . . . . . . .24

24. Нормативно-правовой акт: понятие, признаки и классификация. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25

25. Действие нормативно-правовых актов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25

26. Юридическая техника: понятие, виды, основные правила, приемы и средства. . . . . . . . . . . . . .26

27. Норма права: понятие, признаки и классификация. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .27

28. Структура нормы права. Норма права и нормативно-правовой акт. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28

29. Право в системе социальных норм. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .29

30. Система права: соотношение с системой законодательства и правовой системой. . . . . . . . . . . .29

31. Публичное и частное, материальное и процессуальное право: понятие и соотношение. . . . . . . 30

32. Предмет и метод правового регулирования. Общая характеристика отраслей права. . . . . . . . . 31

33. Понятие и виды систематизации законодательства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32

34. Правоотношение: понятие, предпосылки возникновения, классификация. . . . . . . . . . . . . . . . . . 32

35. Структура правоотношения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .33

36. Правосубъектность: понятие и элементы, особенности возникновения и прекращения. . . . . . .34

37. Правовой статус: понятие, структура и виды. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .34

38. Юридические факты: понятие и классификация. Фактический состав. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35

39. Реализация права: понятие и формы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .36

40. Правоприменение: понятие и стадии правоприменительного процесса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .36

41. Пробелы в праве и способы их преодоления. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37

42. Акты применения норм права. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37

43. Толкование правовых норм: понятие, виды и способы. Акты толкования. . . . . . . . . . . . . . . . . . .38

44. Правомерное поведение: понятие, признаки и виды. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39

45. Понятие и виды правонарушений. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39

46. Состав правонарушений: понятие и значение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40

47. Юридическая ответственность: понятие, цели, принципы и виды. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .40

48. Законность и правопорядок: понятие, принципы, соотношение, гарантии. . . . . . . . . . . . . . . . . . .41

49. Понятие и элементы механизма правового регулирования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .42

50. Основные правовые системы современности, их общая характеристика. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43


Похожая информация.


1. Основные правовые системы современности

В настоящее время выделяют две основных правовых системы:

1. Континентальная правовая система (иначе ее называют Романо-германская);

2. Общая система права (иначе - англосаксонская);

3. традиционная.

4. религиозная

5. славянская

Отдельно можно добавить мусульманскую систему права.

Рассмотрим Романо-германскую систему права . Она существует во Франции, Германии, Австрии, Бельгии, Голландии, Дании, Испании, Исландии, Италии, Португалии, Норвегии, Люксембурге, Монако, Швеции, Швейцарии, Финляндии. Ее можно называть ныне системой (или семьей) континентального права: она охватывает все страны европейского континента за исключением Англии и Ирландии.

Англосаксонская система также распространила свое влияние далеко за пределы Великобритании, в частности, на Соединенные Штаты Америки, Канаду, Австралию, Новую Зеландию, Нигерию, Южно-Африканскую Республику.

Многие древние правовые системы, такие как египетская, вавилонская и греческая, совершенно исчезли из обращения. Другие, например индуистская, японская, китайская, и такие транснациональные системы, как каноническая и иудаистская, во шли в некоторой мере в современные правовые системы.

Романо-германская правовая система восходит к римскому праву, которое вследствие захватнической политики Римской империи, а также торговой деятельности римских граждан было распространено за пределы этого государства.

Англосаксонская система является продуктом развития права в англоязычных странах. Она основывается на результатах правового развития в Англии и США. Поэтому данную систему называют еще системой англо-американского права.

Основное различие между системами права состоит в используемых ими источниках права. Например, романо-германская система исходит из наивысшего авторитета закона. Все остальные нормативные акты должны исходить из него и соответствовать ему. Высшим видом закона почитается Основной закон страны, или ее Конституция. Законы, регулирующие общественные отношения, охватываемые определенной отраслью права, могут объединяться законодательными органами в единый свод, который базируется на общих принципах. Такой свод законов называется кодексом. Система романо-германского права ориентирована на кодексы, в которых получают закрепление основные права как физических, так и юридических лиц. Когда перед судом предстают тяжущиеся или суду предстоит расследовать уголовное дело, то, наряду с установлением истины по конкретному делу, юристы находят применимую к данному случаю норму права.

Система англосаксонского права, наоборот, придает исключительно важное значение судебному прецеденту в качестве источника права: суды решают дела, руководствуясь не законами (статутами, биллями и т. п.), а предшествующим решением высшем суда страны (или штата) по аналогичному делу

Значительную роль во вторичных источниках права в англосаксонской системе играет интерпретация статутов. В большинстве англоязычных стран подобными полномочиями обладают только суды (в противовес возможностям различного вида толкований в романо-германской системе).

В некоторых государствах как с англосаксонской, так и с романо-германской системами суды имеют право на провозглашение отдельных законов противоречащих конституции страны, а потому утратившие свою законную силу.

В странах с романо-германской системой права (помимо Германии и Австрии) определять конституционность или антиконституционность законов могут Верховные суды.

Следует сделать акцент и на различии в органах, применяющих право в государствах с одной и другой системами. В странах с романо-германской правовой системой суды разделяются по инстанциям либо по отраслям материального права; дела, связанные с правонарушениями, являются основным предметом деятельности конкретного суда (например, административных судов в Финляндии и Франции). В странах с англосаксонской системой права издавна установилось подразделение на суды "общего права" и "суды справедливости", что не исключает, правда, разделения судов по инстанциям.