Отрасли права – это совокупность пр. норм, установленных и гарантированных гос-вом и направленных на регулирование однородных общественных отношений. Отрасли права делятся на опред-е разделы – правовые институты (направлены на регулирование более обособленных групп однородных обществ-х отношений)

Ведущая отрасль российского праваконституционное право. Эта отрасль устанавливает основы государственного устройства, права человека, порядок формирований органов государственной власти и принципы их деятельности. На втором месте: Гражданское право регулирует имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения. На третьем месте – отрасли, отделившиеся от гржданского: Трудовое право – регулирует отношения, возникающие в процессе трудовой деятельности людей. Семейное право – регулирует имущественные и личные неимущественные отношения, возникающие между членами семьи. Земельное право – регулирует отношения, связанные с использованием и охраной земли. Финансовое право –регулирует отношения, связанные с формированием централизованных фондов денежны средств и распределением денежных средств этих фондов. Составной частью финансового права является налоговое право. На четвёртом месте: Уголовное право регулирует отношения охраны общественной безопасности и общественного порядка, защиты жизни и здоровья граждан, устанавливает признаки преступлений и размеры наказаний.

Кроме отраслей материального права существуют процессуальные отрасли права: гражданское и арбитражное процессуальное право, уголовно-процессуальное право – регламентируют порядок судопроизводства по гражданским, уголовным, административным делам.

Отрасли права различаются между собой по предмету – это те отношения, которые подлежат регулированию.

10. Понятие нормы права. Её структура.

Понятие нормы права. Это волевое общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное и гарантированное к исполнению гос-вом, рассчитанное на неопределённый круг лиц, направленное на регулирование общественных отношений путём предоставления субъектам прав и возложения на них юридических обязанностей. Соблюдение норм права обеспечивается возможностью гос-ва применять от его имени принуждение (санкции).

Структура пр. норм. – это внутренне строение пр. норм: 1) гипотеза – описывает условие, ситуацию. факты, на которые распространяется его действие; 2) диспозиция – указывает на права и обяз-ти, наступающие для субъектов при наличии условий, указанных в гипотезе; 3) санкция (может и не быть) – определяет наступление неблагоприятных последствий за нарушение н. права, точнее обяз-ти субъектов.

Признаки пр. норм, отличающие их от иных соц. норм: 1)это соц. волевое правило поведения, в кот.выражается воля гос-ва. Гос-во воздействует через правовые нормы на волю членов общества; 2)это общеобязат-е правило поведения. Субъекты обязаны исполнять нормы права даже против своей воли; 3)н. пр. регулируют общ отн-я, предоставляя права и возлагая обяз-ти на субъектов; 4)это формальноопред-е правило поведения, т. е. нормы права точно указывают обст-ва, на кот.они распр-ся, какие действия должны совершать адресаты, а от каких обязаны воздержаться; 5)н. права обеспечиваются к исполнения гос. принуждением; 6)выражены в письменной форме.

11. Нормативно-правовые акты: понятие, виды

Нормативно-правовой акт - официальный документ, созданный компитентными органами гос-ва и содержащий общеобязательные юридические нормы.

Виды НПА:

Высшей юридической силой обладает Конституция РФ , т.к. определяет организацию государственной власти и закрепляет начала общественного и государственного устройства, основные права и обязанности граждан. Конституция служит юридической базой для всего действующего законодательства (которое не может ей противоречить).

Законы

конституционные (вносящие дополнения и изменения в Конституцию или указанные в Конституции).

Обыкновенные

Федеральные законы;

Уставы субъектов РФ;

Законы субъектов РФ.

Подзаконные акты

Указы Президента РФ;

постановления высших органов власти;

распоряжения;

приказы, инструкции, указания и т.д.;

акты представительных органов местного самоуправления – решения;

акты прямого народного волеизъявления – решения референдумов, итоги выборов, народных собраний;

признанные нормы международного права.

Правила действия НПА:

Во времени

закон начинает действовать по истечению 10 дней после публикации в «Российской газете» «Парламентской газете» или «Собрании законодательств»;

Указы Президента вступают в силу по истечению 7 дней после опубликования, если иное не оговорено;

Постановления Правительства РФ вступают в силу со дня подписания.

НПА Министерств и ведомств вступают в силу через 7 дней после подписания.

В пространстве – на территории, очерченной границами деятельности тех правотворческих органов, которыми были приняты.

По кругу лиц

Правила прекращения действия НПА:

По истечению срока, на который был принят;

В связи с отменой уполномоченным органом;

Принятие нового.


Система права – это представленная в совокупной связи отраслей права общеобязательная воля господствующего класса или всего общества. В юридической литературе система права определяется как его внутреннее строение, которое выражается в единстве и согласованности действующих в стране правовых норм. С таким определением согласиться нельзя в силу его логической противоречивости. Систему права нельзя отождествлять с его внутренним строением, ибо внутреннее строение – это способ взаимосвязи компонентов явления, а не просто их совокупная связь. Иначе говоря, система только фиксирует совокупную связь компонентов явления, а внутреннее строение указывает как они связаны между собой. Система права складывается из отраслей права.

Отрасль права – это представленная в определенной системе юридических норм, обусловленная специфической формой общественных отношений государственная воля господствующего класса или всего общества.

Отрасль права состоит из определенной группы юридических норм. Эта группа обязана своим возникновением и существованием определенной форме общественных отношений. Так, например, гражданское право охватывает собой юридические нормы, которые связаны с имущественными отношениями.

Отрасль права представляет собой сложноенормативное образование.

Во-первых, это волевое образование, которое выражает собой определенную форму общественных отношений и существует в виде обособленной группы юридических норм, связанных между собой.

Во-вторых, основанием выделения этой группы юридических норм в соответствующую отрасль права являются не только общественные отношения определенного типа, но и метод, или способ их функционирования. Иначе говоря, речь идет о предмете и методе правового регулирования.

Все отрасли права по своему характеру могут быть классифицированы надве разновидности:

1. Отрасли материального права (административное, трудовое, гражданское, экологическое и т. п.).

2. Отрасли процессуального права. К ним относятся те, которые содержат правила применения государственными органами, должностными лицами норм материального права. Это, в частности, гражданско-процессуальное, уголовно-процессуальное, административно-процессуальное право и др.

Отрасль права состоит из институтов права.

Институт права это представленная в специфической группе юридических норм, входящих в соответствующую отрасль права, общеобязательная воля определенного класса или всего общества.

Однако в некоторых случаях одни и те же общественные отношения регулируются нормами различных отраслей права. Тогда институт права не входит только в одну отрасль права, а принадлежит как бы к двум его отраслям. Так, отношения поставки продукции регулируются нормами гражданского и административного права.

Институты права можно классифицировать по характеру предписаний, содержащихся в них, на следующие виды:

1) правоохранительные;

2) функциональные;

Правоохранительные институты состоят из юридических норм, направленных на обеспечение законности, правопорядка, прав и свобод граждан. Примером может служить институт материальной ответственности в трудовом праве.

Функциональные институты охватывают нормы права, регулирующие процедуры, порядок решения вопросов, имеющих правовой характер. Таким, например, является институт искового производства в Гражданско-процессуальном кодексе РФ.

Общие институты права содержат нормы права, закрепляющие принципы, общие положения. Примером такого института является раздел I Гражданского кодекса РФ «Общие положения».


Смотрите также:

Любая система правовых норм подразделяется на материальное и процессуальное право. Как было отмечено выше, все нормы права призваны регулировать и упорядочивать общественные отношения в соответствии с теми функциями и задачами, которые стоят перед ними. Одна группа правовых норм закрепляет существующие общественные отношения, тем самым придавая им правовой характер. Другие направлены на реализацию этих норм в жизнь, так как, устанавливая (санкционируя) правовые нормы, государство одновременно определяет порядок их осуществления. Следовательно, к материальному праву относятся конституционное право, гражданское право, уголовное право, административное право, а группу процессуальных отраслей права составляют уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное, арбитражно-процессуальное и административно-процессуальное право. Предметом правового регулирования норм материального права являются общественные отношения, связанные с материальными условиями жизни общества, а нормы процессуального права регулируют общественные отношения, возникающие в процессе реализации норм материального права. Основное различие между нормами процессуального и материального права заключается в том, как отмечал в свое время К. Маркс, что «материальное право, имеет свои необходимые, присущие ему процессуальные формы… процесс есть только форма жизни закона, следовательно, проявление его внутренней жизни». Таким образом, государство определяет особую группу правовых норм, призванных обеспечивать претворение норм материального права в жизненных отношениях. Все то, что связано с применением норм материального права, – это область процессуального права. Процессуальное право – это в каком-то смысле форма осуществления норм материального права. Это не значит, что состояние законности зависит от норм материального права и меньше – от норм процессуального права. Для состояния законности и правопорядка в стране процессуальное право значит больше, чем материальное право. Нормы материального права опосредуют (регулируют) уже существующие общественные отношения. Без норм процессуального права, без процессуального законодательства фактически процессуальные отношения не существуют, иначе говоря процессуальные нормы выступают специфической формой бытия материального права, обслуживают процессы реализации норм материального права. Следовательно, главная особенность норм процессуального права – это их процедурный характер. Можно сделать вывод: нормы материального и процессуального права тесно связаны между собой и дополняют друг друга. От их согласованности и «жизнеспособности» во многом зависит состояние законности и обеспечение правопорядка в стране.

Подотрасли входят в состав крупных правовых отраслей и объединяют несколько институтов отрасли. Например, в гражданском праве выделяют авторское, наследственное, обязательственное право, в конституционном праве — избирательное право.

— это объективно обособившаяся внутри одной отрасли или нескольких отраслей права совокупность взаимосвязанных юридических норм, регулирующих определенный вид общественных отношений. Институт — составная часть, звено отрасли. Различие института и отрасли права заключается втом, что институт регулирует не род общественных отношений, а лишь их отдельные виды. Например, институт купли-продажи в гражданском праве, институт гражданства в конституционном праве, институт брака в семейном праве. Институты могут быть отраслевыми и межотраслевыми. Отраслевой институт состоит из норм одной конкретной отрасли права. Межотраслевой институт состоит из норм двух отраслей и более, например институт опеки и попечительства, который включает нормы гражданского, семейного, административного, муниципального права.

Простой институт не содержит структурных подразделений, а сложный имеет в своем составе мелкие самостоятельные образования. Определенные части крупного института образуют порой самостоятельные подразделения - субинституты. Например, субинституты розничной купл и-продажи, поставки, энергоснабжения в институте купли-продажи.

Правовые нормы (а также отрасли и институты) можно подразделить на материальные , которые регулируют отношения, связанные с обычными материальными и нематериальными благами, и процессуальные , направленные на то, чтобы упорядочить процесс реализации этих норм и прежде всего создать механизм привлечения к ответственности лиц, нарушающих материально-правовые нормы, а также на разрешение споров по поводу материальных субъективных прав и обязанностей. При этом материальные отрасли составляют большой объем отраслей, поскольку к числу процессуальных на данный момент можно отнести гражданское процессуальное, арбитражное процессуальное и уголовное процессуальное право; административный и конституционный процесс пока не выделились в самостоятельные отрасли права.

Все отрасли права подразделяют на фундаментальные , базовые, которые сложились исторически достаточно давно и регулируют наиболее важные, определяющие группы отношений, например конституционное, административное, гражданское и уголовное право, и предметные , которые выделились из базовых отраслей, напри м с р земельное, финансовое, трудовое, семейное, экологическое, уголовно-исполнительное, а также процессуальные отрасли (гражданское процессуальное, уголовное процессуальное, арбитражное процессуальное).

В последнее время в системе российского права наряду с традиционными появился ряд новых отраслей: налоговое право, таможенное, банковское. Существует тенденция к выделению исполнительного права (исполнение решений судов и иных органов по гражданским, семейным, трудовым, административным и другим делам), образовательного, спортивного и т.д.

Международное право занимает особое место. Оно не является внутригосударственным, так как его нормы содержатся в договорах и соглашениях, заключаемых государствами, международными организациями. В то же время общепризнанные нормы и принципы международного права в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ являются частью ее правовой системы. Более того, установлен приоритет норм международных договоров над нормами законов. Однако при этом международный договор должен быть ратифицирован, т.е. утвержден Федеральным Собранием РФ в виде федерального закона.

Критерии выделения отраслей права

Вопрос о критериях деления права на отрасли и институты являлся предметом обсуждения ряда научных дискуссий ученых юристов.

Первая дискуссия (1938-1941). В ходе этой дискуссии в качестве объективного критерия деления права на отрасли и институты был выбран предмет правового регулирования, т. с определенная совокупность однородных общественных явлений.

На этом основании действующая система права подразделялась на десять отраслей: государственное, административное, трудовое, земельное, колхозное, бюджетно-финансовое, семейное, гражданское, уголовное, судебное право.

Позже все эти отрасли были структурированы по выполняемым функциям. Вследствие этого появились:

  • государственное право как основное звено системы;
  • материальные отрасли (уголовное, гражданское, административное, колхозное и др.);
  • процессуальные отрасли (ранее объединенные в одну отрасль — судебное право).

Вторая дискуссия (1955-1958). Результатом этой дискуссии явилось признание двух критериев выделения отраслей права. Помимо основного критерия (предмета правового регулирования) выделялся и дополнительный критерии - метод правового регулирования. Предмет является материальным критерием разграничения норм права по отраслям, а метод служит дополнительным юридическим критерием, так как он произволен от предмета.

Третья дискуссия о критериях для выделения отрасли права состоялась в 1982 г. Участники дискуссии подтвердили, что предмет и метод правового регулирования являются главными критериями выделения отраслей права.

Итак, в основе деления системы российского права на отрасли лежат предмет и метод правового регулирования. Если предмет позволяет ответить на вопрос, что регулирует отрасль права, то метод — каким образом осуществляется процесс регулирования.

— обособленная часть качественно однородных общественных отношений, регулируемых нормами права. Предметом правового регулирования являются общественные отношения в сфере гражданского права, в сфере конституционного права, в сфере уголовного права и т. д.

— совокупность юридических приемов, способов, процессуальных норм воздействия права на общественные отношения. При регулировании общественных отношений используются различные методы: поощрительный (стимулирующий социально-полезное поведение), рекомендательный (предлагающий наиболее приемлемый для государства и общества вариант поведения), предупредительный, дозволительный, запретительный и т. д. Их применение зависит от содержания регулируемых общественных отношений, усмотрения законодателя, сложившейся правоприменительной практики, уровня правосознания и др. В наиболее общем виде все методы правового регулирования могут быть отнесены либо к императивным, либо к диспозитивным.

Императивный метод (категорический, мастный) - способ воздействия, не допускающий отступления от правовых норм. Он, в свою очередь, делится на запретительные и обязывающие методы.

Диспозитивный (автономный) - способ воздействия, предоставляющий субъектам права возможность урегулировать отношения между собой в пределах, определенных законом.

Классификации отраслей права по материальному критерию (предмет правового регулирования) и юридическому критерию (метод правового регулирования) не отражают порой всей специфики правового регулирования, которая присуща тем или иным отраслям. В связи с этим вводится еще понятие правовой режим регулирования отраслей, позволяющий обнаружить специфику правового регулирования в конкретной отрасли права.

Правовой режим регулирования отрасли характеризуется следующими критериями:

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ВАРИАНТ № 30

Вопрос № 1. Отрасли права. Характеристика основных отраслей. Правовой институт

Отрасль права - эта систематизированная совокупность основных норм, образующих самостоятельную часть системы права, которые регулируют качественно своеобразный вид общественных отношений своим специфическим методом.

В системе права выделяют отрасли материального и процессуального права. Отрасли материального права оказывают непосредственное воздействие на общественные отношения путем прямого, непосредственного правового регулирования. Объектом материального права выступают имущественные, трудовые, семейные и иные материальные отношения. Большинство отраслей права относится к категории материального:

· конституционное (государственное) право;

· административное право;

· гражданское право;

· предпринимательское право

· трудовое право;

· финансовое право;

· уголовное право;

· экологическое право;

· семейное право;

· военное право;

· право социального обеспечения и др.

Процессуальное право регулирует порядок, процедуру осуществления прав и обязанностей сторон. Оно регулирует отношения, возникающие в таких процессах как: расследования преступлений, рассмотрения и разрешения уголовных, гражданских, арбитражных дел, а также дел об административных правонарушениях, и дел, рассматриваемых в порядке конституционного судопроизводства. Процессуальное право закрепляет процессуальные формы, необходимые для осуществления и защиты материального права.

К процессуальным отраслям права относятся:

· гражданско-процессуальное право;

· уголовное процессуальное право

· арбитражный процесс (особенность России).

Процессуальные нормы существуют практически в любой отрасли, но не все из них выделяются в самостоятельную отрасль. Ближе всего к выделению - нормы административного процесса. Обе системы отраслей тесно связаны, хотя процессуальное обслуживает материальное право.

Наряду с основными отраслями права в системе российского права нередко выделяют так называемые комплексные отрасли. Эти отрасли формируются на стыке двух или нескольких основных отраслей права, как правило, они складываются из некоторых основных отраслей права. К ним относятся: предпринимательское право, коммерческое, банковское, транспортное, аграрное (или сельскохозяйственное) право. В составе наиболее крупных отраслей права есть подотрасли. В составе гражданского права выделяется жилищное, авторское, наследственное. Отрасль права может включать в себя подотрасли.

Подотрасль права - это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения определенного вида, которые составляют часть предмета правового регулирования отрасли права. Иными словами, это группа родственных институтов права в составе определенной отрасли права. Например, авторское и патентное право в гражданском праве. Внутри отраслей имеются правовые институты.

Критериями деления права на отрасли являются предмет и метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования выступает основным критерием деления права на отрасли. Он представляет собой качественно определенный вид общественных отношений, на который направлено воздействие данной отрасли права (например, сфера управленческих отношений в административном праве).

Метод правового регулирования - это дополнительный критерий, который представляет собой сочетание юридических средств и приемов, осуществляющих воздействие права на поведение людей, общественные отношения. Для урегулирования общественных отношений используются, главным образом, два метода: диспозитивный и императивный. Используя эти два критерия, право подразделяется на следующие отрасли: государственное, административное, уголовное, гражданское, уголовно-процессуальное и другие.

Правовой институт - это группа норм права, которые регулируют близкие по своему характеру и содержанию общественные отношения, отличающиеся существенными особенностями. Например: институты права собственности в гражданском праве; в уголовном праве - институты необходимой обороны и крайней необходимости. Правовые институты могут получать своё закрепление как в виде структурных частей нормативных правовых актов (главы, части кодексов, законов), так и в виде отдельных документов, и даже нескольких актов (институт должностного лица закреплён посредством целого ряда законов о государственной службе).

Характерно, что относительную самостоятельность (автономию) и устойчивость функционирования нормы в составе института приобретают в силу того, что регулируют типичные (т.е. сходные) общественные отношения. В отличие от отраслей права, институт права объединяет нормы, которые регулируют лишь часть отношений определенного вида.

Правовые институты со временем могут перерастать в самостоятельные подотрасли и отрасли, что обусловлено рядом объективных и субъективных причин. К объективным причинам можно отнести материальные, социальные и иные условия жизни общества, определяющие процесс возникновения и существования системы права и объективную необходимость её слаженного и эффективного функционирования: (например, развитие отдельных видов общественных отношений, повышение их значения). К субъективным - деятельность законодателя.

Выделяются следующие виды правовых институтов:

а) внутриотраслевые - состоят из норм одной отрасли права;

б) межотраслевые - состоят из норм двух и более отраслей (институты опеки и попечительства; собственности);

в) простой институт;

г) сложный институт, или комплексный (институт поставки - включает в себя институты штрафа, неустойки, ответственности);

д) регулятивные;

е) охранительные;

ж) учредительные.

Вопрос № 2. Характеристика высшей исполнительной власти в РФ. Какими полномочиями обладает данный орган

Важным звеном механизма, через который государство реализует большинство своих функций, являются органы исполнительной власти. Они обладают следующими признаками:

Являются составной частью системы органов государственной власти;

Порядок их образования, реорганизации и ликвидации осуществляется в установленном законом порядке;

Обладают специальным правовым статусом, закрепляемым в установленном порядке нормативным правовым актом;

Обладают определенной организационной структурой, ориентированной на выполнение стоящих перед ними задач;

Для них характерна определенная самостоятельность деятельности;

Всегда действуют от имени государства;

Наделяются специальной компетенцией и властными полномочиями, рассчитанными для обеспечения успешного выполнения возложенных на них задач;

Их деятельность носит исполнительно-распорядительный характер.

Ответственность исполнительной власти перед парламентом. В цивилизованных странах высшие органы исполнительной власти несут ответственность за свою деятельность перед парламентом. Это выражается в следующем:

Во-первых, глава государства (в парламентских республиках) или правительства (в президентских республиках) по решению высших представительных органов государственной власти лишается своих полномочий;