Ранее предлагалось штрафовать водителей фур на 5 тысяч рублей, индивидуальных предпринимателей - на 40 тысяч рублей за первое нарушение и 50 тысяч за повторное, юридических лиц - на 450 тысяч рублей за первое и 1 млн рублей за последующее нарушение.

Это были бы, пожалуй, самые большие штрафы для транспортных средств в России и не соразмерны предполагаемому урону дорожному полотну.

Нарушившие установленных порядок оплаты отвечают по новой статье 12.21.3 КоАП РФ, которая также начала действовать с 15 ноября 2015 года.

КоАП РФ, Статья 12.21.3.

Несоблюдение требований законодательства Российской Федерации о внесении платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн (в ред. Федерального закона от 14.12.2015 N 378-ФЗ)

2. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, – влечет наложение административного штрафа на водителей транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам, и на собственников (владельцев) транспортных средств, за исключением транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам, в размере десяти тысяч рублей.

Примечания:

1. Лицо, совершившее административное правонарушение, предусмотренное частью 1 или настоящей статьи, при въезде на территорию Российской Федерации, освобождается от административной ответственности, если на момент рассмотрения дела об указанном административном правонарушении протяженность фактически пройденного транспортным средством без внесения платы расстояния составила не более пятидесяти километров после пересечения Государственной границы Российской Федерации и если плата в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения таким транспортным средством, внесена в установленном порядке.

2. Собственник (владелец) транспортного средства, указанного в части 1 настоящей статьи, в случае, если административное правонарушение, предусмотренное частью 1 или настоящей статьи, было зафиксировано работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи два и более раза в течение суток применительно к каждому транспортному средству после момента первой фиксации такого административного правонарушения, не привлекается к административной ответственности за второй и последующие случаи в течение суток, когда такое административное правонарушение было зафиксировано.

В ходе работы ГИБДД отправляет штрафы спустя до 2 недель после нарушения ПДД. Данные о нарушениях от системы «Платон» в ГИБДД высылаются не сразу, а с временным промежутком.

Как отменить штраф системы Платон?

В случае если постановление пришло, а вы с ним не согласны, то существует общепринятая процедура.
Вариант первый: на сайте Platon.ru есть специальный раздел «Не согласен со штрафом». Заходите, пишете обращение. И этот штраф могут удалить, если штраф был выписан необоснованно – к примеру, они ошиблись или прибор не списывал деньги. То есть была техническая причина.
Вариант второй: обжалование в ГИБДД. В случае, если и в ГИБДД посчитают штраф обоснованным, а водитель (перевозчик) – нет, то вопрос может быть решен только в суде.

Таким образом, если у вас есть повод для отмены штрафа Платон, лучше использовать оба варианта сразу!

Многие водители интересуются, что представляет собой штраф за Платон. На территории нашего государства с недавних пор стала действовать система денежного взыскания под названием «Платон».

Что представляет собой штраф за Платон?

Ее основной функцией является взимание дополнительной оплаты с транспортных средств, вес которых превышает 12 т. Это решение было принято с целью возмещения ущерба, который наносят данные машины автомобильным дорогам . Оплата производится за каждую лишнюю тонну, отсюда и произошло название системы — плата за тонну.

Ее появление было необходимым, так как через территорию РФ проходит много транзитных транспортных средств, приводящих в негодность автотрассы. А финансов на их ремонт и восстановление, увы, не хватает. Именно поэтому и возникла идея создания данной системы.

Рассмотрим принцип работы системы Платон, которые могут назначить.

Принцип работы системы Платон:

  1. Шаг 1. Регистрация в системе через личный кабинет, терминал или центр поддержки клиентов.
  2. Шаг 2. Получение доступа к личному кабинету.
  3. Шаг 3. Пополнение счета и оформление маршрута.

Взимание платы за Платон

Оплата за проезд совершается авансом или постоплатой. Это означает, что владелец фуры или грузовика может оплатить проезд до начала передвижения или в течение следующего расчетного месяца.

Отсрочка предоставляется пользователям, зарегистрированным в системе более двух месяцев, не имеющим задолженностей, и своевременно закрепившим за собой бортовое устройство.

Оплата взимается за каждый километр маршрута, согласно данным бортового устройства или разовой маршрутной карты. Сведения о маршруте передаются через сигналы навигационных спутниковых систем.

В настоящее время предусмотрен штраф за езду без Платона. За проезд по федеральным автомобильным дорогам без совершения соответствующей оплаты установлено денежное наказание в размере 5000 руб. В случае повторного нарушения эта цифра удваивается. Если не заплатить Платон, привлекут к административной ответственности.

Что касается штрафования граждан российской федерации, то все происходит на государственном уровне. Данные с камер отслеживания, установленных на автотрассах, автоматически передаются в службу ГИБДД. Нарушителям отсылаются уведомления с указанием размера и сроков оплаты.

При желании проверить штрафные санкции нужно посетить официальный сайт ГИБДД (www.gibdd.ru) и в «Проверке неоплаченных штрафов» ввести соответствующие данные о машине.

Рассмотрим, как выплачивают штраф Платон иностранные перевозчики.

Транспортник, не являющийся гражданином РФ, уклонившийся от оплаты штрафных санкций за передвижение по федеральным трассам, не сможет покинуть границы государства. В случае если он успел покинуть пределы государства раньше, то въехать обратно, не оплатив задолженности, он не сможет. Штраф за отсутствие Платона у иностранных граждан отныне контролируются таможенными органами.

С 2018 года система Платон предусмотрела штрафы, на которые действует скидка 50%. Это льгота от основной суммы штрафа, которая указана во всех предъявленных квитанциях. Но сроки такой оплаты строго ограничены. Действие скидки длится ровно 20 дней с момента составления протокола. Рекомендуется совершить оплату на несколько дней раньше, чтобы скидка подействовала наверняка.

Перечень нарушений, на которые действует скидка:

  • впервые не зарегистрированная машина;
  • впервые превышенная скорость;
  • отсутствие документов или доверенности на вождение данного ТС;
  • игнорирование знаков или спец. сигналов
  • неверная тонировка;
  • игнорирование правил безопасного передвижения (не пристегнутые ремни и отсутствие детских кресел);
  • неправильный переезд ж/д путей;
  • неверное передвижение по автомагистрали;
  • несоблюдение сигнала светофора;
  • выезд на встречную полосу;
  • не уступили дорогу пешеходам на зебре;
  • игнорирование требования инспектора ДПС об остановке;
  • использование телефона во время езды;
  • отсутствие страхового документа ОСАГО.

Скидка размером 50% не действует на ряд нарушений, о которых водители должны быть осведомлены:

  1. Если водитель находился в нетрезвом состоянии и это подтвердила мед. экспертиза.
  2. Отказался проходить медицинское освидетельствование.
  3. Превысил допустимые показатели скорости движения повторно.
  4. Повторно выехал на встречную полосу.
  5. Вновь управлял транспортным средством, зарегистрированным с ошибками или вовсе не зарегистрированным.

От взыскания за повторное нарушение освобождены следующие машины:

  • пожарной службы;
  • медицинской помощи;
  • технической помощи;
  • аварийно-спасательных служб;
  • военной инспекции;
  • перевозки военной техники.

По правилам дорожного движения, повторным считается нарушение, которое водитель совершил в течение 1 года дважды.

В течение 2014-2015 годов была разработана система «Платон», по которой ущерб, причиняемый дорожному полотну многотонниками, оплачивается владельцами грузовых автомобилей.

Владельцы тяжелогрузов (разрешенная масса которых превышает 12 тонн) обязаны регистрироваться в «Платоне» и совершать платежи в систему, чтобы компенсировать вред, причиненный дорогам. Система, в свою очередь, перечисляет средства в федеральный и региональный бюджеты.

Согласно Федеральному Закону № 257 «Об автомобильных дорогах» , большегрузам с массой выше 12 тонн ездить, не оплачивая износ дорожного полотна, запрещено . При этом в 2018 году штраф накладывается не только за превышение массы, но и за сбой в системе. Разумеется, оплата износа дорог никак не входит в планы дальнобойщиков, тем более, она идет плюсом к транспортному налогу.

Владельцы большегрузов должны зарегистрироваться, установить специальное устройство (либо оформить транспортную карту) и вносить авансовые платежи в систему.

За что взимаются

Самая главная возможность понести административное наказание – это выехать на дорогу, не совершив обязательный платеж в системе . Под данное понятие попадает отсутствие «Платона», а также его неисправность, отклонения от маршрута без предупреждения оператора и продолжение движения при израсходовании внесенных денежных средств.

Собственнику или владельцу транспортного средства придется расстаться с 5000 рублей . Сразу стоит оговориться, что это касается только отечественных перевозчиков. Повторное нарушение унесет из кармана вышеперечисленных лиц уже 10 000 рублей.

Важный момент: повторным нарушение будет считаться на следующие сутки . Если один и тот же автомобиль-нарушитель был зафиксирован устройствами слежения в нескольких местах в течение суток, штраф будет выписан только за первое нарушение. Если у одного собственника имеется несколько машин, которые одновременно передвигаются по дорогам, не заплатив взнос, то штраф наложат на каждую.

Изначально планировалось, что размер штрафов будет больше в десять раз . Это вызвало бурю недовольства, и цифры уменьшились. Как это часто бывает, стать нарушителем можно не только умышленно, но и по невнимательности.

Всю подробную информацию о тарифах и штрафах можно почерпнуть из следующего видео.

Как проверить наличие

Чтобы осуществлять перевозки по дорогам страны в рамках законодательства и Конституции РФ, водители большегрузов должны своевременно вносить обязательный платеж в систему . Установленные бортовые устройства помогают контролировать их передвижение и выяснять, не проштрафились ли перевозчики.

Альтернативный вариант – получение маршрутной карты. Она подходит тем, кто передвигается по дорогам от случая к случаю.

Система «Платон» собирает информацию со средств фото и видео-фиксации и передает ее в ГИБДД, где выписывают штрафы нарушителям.

Если нарушитель попадется в ходе проверки (рейдовые мероприятия проходят совместно сотрудниками ГИБДД, Ространснадзора и мобильного контроля), ему предложат устранить нарушение на месте. В противном случае автомобиль отправится на штрафстоянку .

Чтобы не копить штрафы, можно проверить их наличие и отсутствие, не выходя из дома:

  • на официальном сайте ГИБДД МВД РФ ;
  • на портале государственных услуг , требуется регистрация в системе;
  • на региональных порталах.

Варианты оплаты

Оплатить штрафы, полученные за езду без «Платона» и прочие нарушения, можно точно так же, как и другие платежи в ГИБДД, на официальном сайте, используя платежный терминал или в банковском отделении. Пополнить счет в системе можно несколькими способами :

  • с помощью мобильного приложения;
  • посредством терминала;
  • банковским переводом.

Если штраф был выписан неправомерно, а также в форс-мажорных обстоятельствах, водители могут оспорить его в суде. Кроме того, на официальном сайте системы в разделе «Не согласен со штрафом» можно оставить обращение и описать подробно сложившуюся ситуацию.

В настоящее время в Российской Федерации действует система взимания платы «Платон», которая предусматривает обязанность владельцев транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, вносить плату в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения. Ответственность за проезд без внесения платы установлена статьей 12.21.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ): влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей, а при повторном совершении правонарушения - десяти тысяч рублей.

По причине высокой себестоимости перевозок многие автоперевозчики «игнорируют» систему «Платон», обязывающую оплачивать 1,53 рубля за каждый километр пути и, соответственно, получают постановления по делу об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде штрафа.

Однако данные постановления можно оспорить в суде. Причина заключается в том, что при вынесении постановлений по делу об административном правонарушении, как правило, не учитывается принцип презумпции невиновности в административном судопроизводстве и игнорируется необходимость приведения доказательств как виновности правонарушителя, так и наличия состава административного правонарушения в его действиях, а, следовательно, в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении не устанавливается факт наличия самого события административного правонарушения.

КоАП РФ предусматривает, что при рассмотрении дела об административном правонарушении должно устанавливаться наличие события административного правонарушения, а в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела. Диспозиция ч. 1 ст. 12.21.3 КоАП РФ предусматривает доказывание трех фактов:

1) транспортное средство осуществляло движение по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения;

2) транспортное средство свыше 12 тонн;

3) движение транспортного средства осуществлено без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения.К каждому вынесенному постановлению прилагается фотоматериал, на основании которого можно установить, что транспортное средство осуществляло движение по автомобильной дороге общего пользования федерального значения, так как указаны координаты движения в определенное время.

Постановления также содержат установление данных о владельце транспортного средства. Однако в постановлениях чаще всего не указано, каким образом и на основании каких документов было установлено, что:

1) транспортное средство имеет разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн;
2) движение транспортного средства осуществлялось без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения таким транспортным средством.

Таким образом, при вынесении постановлений по делу об административном правонарушении не устанавливается наличие события административного правонарушения.

Иными словами, устанавливается только то, что транспортное средство осуществляло движение по автомобильной дороге общего пользования федерального значения, что само по себе не является административным правонарушением. Представляется, что в связи с тем, что данные нормы были введены не так давно, вынесение подобных постановлений носит необдуманный и автоматический характер.

В связи с тем, что штрафы за данное нарушение были снижены до уровня терпимости водителей, а издержки на обжалование постановлений в большинстве случаев превышают размер потерь от уплаты штрафов, практика обжалования данных постановлений в настоящее время достаточно скудная.

Пункт 3 устанавливает, что при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении в случае недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, суд принимает решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу. Конечно, традиции российской судебной системы достаточно часто игнорируют принцип презумпции невиновности, суды смотрят сквозь пальцы на то, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина и, как правило, при вынесении решений становятся на сторону власти.

Однако уже существуют прецеденты, когда суды объективно подходили к рассмотрению данных вопросов и отменяли постановления о наложении административных взысканий с грузоперевозчиков. Так, например, Воскресенский городской суд Московской области принял решение в пользу владельца транспортного средства, отменил постановление и прекратил производство по делу об административном правонарушении.

При этом в жалобе из двух вышеперечисленных оснований было указано только то, что в ходе рассмотрения дела не было доказано, что транспортное средство имеет разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн.

Конечно, обжалование постановлений по процессуальным нарушениям при их вынесении не снимает фактической вины с правонарушителей, и система правоохранительных органов постепенно адаптируется и приведет практику вынесения постановлений в соответствие с требованиями КоАП РФ. Однако сами процедуры обжалования данных постановлений могут служить средством выражения протеста грузоперевозчиков против несправедливой, с их точки зрения, «платы за тонну».

Уже несколько лет в России действует система Платон, которая взымает плату с грузового автотранспорта, имеющего массу превышающую 12 тонн. Собранные средства перечисляются в центральный и местные бюджеты.

Они предназначаются на ремонт автодорог и строительство новых. Не все собственники многотонников знают, что в Административном кодексе предусмотрены за невнесение платежей в эту систему. Мы рассмотрим, какие предусмотрены штрафы за неуплату взносов в Платон.

Системы похожие на Платон действуют во многих странах.

Их деятельность направлена на сбор взносов с многотонных грузовиков за ущерб, который они наносят дорожному покрытию трасс, по которым передвигаются. По мнению экспертов и простых автолюбителей, самый большой ущерб дорогам наносят именно большегрузы.

Поэтому вполне справедливо, чтобы те, кто их разбивают, частично компенсировали, наносимый дорожному полотну вред. У многих название системы ассоциируется с именем известного древнегреческого философа, а на самом деле оно не имеет к нему никого отношения. В названии зашифрована цель деятельности системы – плата за тонны.

Системой управляет компания РТИТС, заключившая с Росавтодором концессионное соглашение. Она разработала и ввела в эксплуатацию Платон.

Компания-концессор РТИТС взымает с собственников многотонных грузовиков плату за проезд по автодорогам, а затем перечисляет её в федеральный и региональные бюджеты. Государство в свою очередь ежегодно погашает часть расходов потраченных на запуск системы. Только в её разработку было вложено свыше 29 млрд. рубл.

Как работает

Владельцам грузовиков, имеющих вес свыше 12 тонн, необходимо зарегистрироваться в системе, а затем вносить авансовые платежи за предстоящий километраж по дорогам страны.

Вносить плату можно двумя способами:

  1. Установить бортовое устройство, способное определять расстояние, которое проехала машина при помощи навигационной системы GPS/ГЛОНАСС. Автовладелец имеет свой счёт, с которого система списывает деньги за преодолённые километры.
  2. Водитель заранее определяет маршрут своего передвижения и покупает на него карту.

На дорогах федерального значения установлены камеры фото и видеофиксации, следящие за автомобильным потоком. В ФЗ «Об автомобильных дорогах» введена норма, запрещающая грузовикам с массой свыше 12 тонн ездить, не оплачивая взносы в систему Платон. За невыполнение статьи закона предусмотрена ответственность по ст. 12.21.3 КоАП РФ. Вождение большегрузного грузовика, без внесения платы за износ дорожного покрытия наказывается штрафными санкциями.

Тарифная политика системы

Разработчики системы предусмотрели тариф за 1 км на уровне 3,73 рубл., но многочисленные страйки дальнобойщиков привели к внедрению переходного периода, во время которого тарифы Платон будут постепенно возрастать до запланированной суммы:

  • до завершения 2017 года тариф равен 1,53 рубл.;
  • до окончания 2018 года его размер подымиться до 3,06 рубл.;
  • в 2019 году введут полный тариф – 3,73 рубл.

Какие отрасли платят в систему Платон?

За неуплату авансовых обязательных взносов накладываются штрафные санкции. Также, в обязательном порядке выписываются штрафы за отсутствие Платона. Причем, сума наказания зависит от того физическое или юридическое лицо осуществляет грузоперевозку.

Оспорить неправомерно выписанный штраф можно не только в судебном порядке, но и на официальном сайте Платона в разделе «Не согласен со штрафом». Там нужно оставить сообщение, в котором детально, но по существу обрисовать, сложившуюся ситуацию. Практика показывает, что аналогично следует поступить, когда наказали при форс-мажорных обстоятельствах.

Кому предусмотрены льготы

Льготы предусмотрены для тяжеловесных грузовиков, находящихся на госслужбе. Они должны быть на балансе медицинских, пожарных, МЧС и полицейских служб. Все машины оборудуются специальными устройствами для подачи звуковых и световых сигналов.

Грузовые машины, перевозящие технику для армии. Автотранспорт, перевозящий людей, кроме грузового транспорта, переделанного под перевозку пассажиров.

Со второй половины 2016 года было внесено изменение в Налоговый кодекс РФ и автовладельцы, зарегистрированные в Платоне, могут оформить себе льготу на транспортный налог. Сумма налогового платежа равна разнице между начисленным налогом и годовыми перечислениями в Платон. Чтобы получить льготу необходимо в свою налоговую инспекцию подать заявление и документ о годовых перечислениях в систему.

На многих сайтах дальнобойщики спрашивают, как узнать приходят ли штрафы за Платон с камер фото и видеофиксации. Проверить наличие неоплаченных штрафов можно на сайте ГИБДД, портале Госуслуг либо региональных порталах.

За что оштрафуют

Штрафы за неуплату в систему Платон.

Штраф за езду без Платона предусмотрен в следующих случаях:

  1. Автомобиль не имеет устройства для фиксации километража либо приобретённой в Платоне карты маршрута.
  2. Оператор системы не получает достоверной информации о передвижениях грузовика из-за того, что водитель отключает бортовое устройство либо оно поломано.
  3. На счету автолюбителя закончились деньги, а автомобиль не остановился.
  4. Водитель передвигается не в соответствии с маршрутом, указанным в карте.

Таким образом, ездить с неработающим или выключенным бортовым оборудованием, контролирующим передвижение транспорта, категорически нельзя.

Выполнение этой нормы проверяют сотрудники ГИБДД и Ространснадзора. Если в остановленном авто обнаружат описанные проблемы, то последует наказание. Устранить проблемы необходимо сразу, иначе машину отправят на штрафплощадку, а это дополнительные траты.

Платон можно на сайте ГИБДД, через платежный терминал либо в отделении банка. Пополнить в системе счет автовладельца можно банковским переводом, а также используя мобильное приложение или терминал.

Какое предусмотрено наказание

Как работает Платон и какой штраф за неуплату.

Штраф за отсутствие авансов в систему Платон и вождение автомобиля без установленного либо включённого бортового оборудования накладывается в одинаковом размере. Как мы уже писали, его размер зависит от того, кто осуществляет грузоперевозки.

Рассмотрим все варианты:

  1. Для физических лиц первый штраф 5 тыс. рубл., а повторный – 10 тыс. рубл.
  2. Для должностного лица, отвечающего за грузовой автотранспорт предприятия, либо индивидуального предпринимателя (ИП) сумма санкции равна 40-41 тыс. рубл.
  3. Для юридических лиц предусмотрена самая большая санкция в размере 450-455 тыс. рубл.

Когда грузоперевозку осуществляет иностранная компания, то ответственность несет водитель. Если грузовик-нарушитель запечатлен на протяжении суток несколькими камерами фотофиксации, то штраф выписывается только за первое нарушение. Автовладельцу, имеющему несколько грузовиков, едущих не уплатив взнос в систему, выпишут штраф на каждое авто.