Вопросы, касающиеся религиозной деятельности в Российской Федераци, регламентируются Федеральным законом 125. Данный акт подтверждает, что Россия является светским государством, и признает особую роль православия в культуре страны, а также иных религий, которые исповедуются народами РФ.

Федеральный закон “О свободе совести и о религиозных объединениях” принят 19 сентября 1997 года. В силу он вступил с момента официального опубликования 26 сентября. Краткое содержание закона о вероисповедании в России по структурному разделению на главы учитывает следующие аспекты:

  • общие положения, правовая основа и связь с иными законодательными актами;
  • религиозные объединения, их создание, регистрация, представительства;
  • права и условия функционирования религиозных организаций;
  • порядок осуществления миссионерской деятельности;
  • осуществление надзора и контролирующих функций за исполнением положений закона о религии.

С момента публикации в Закон о свободе совести и вероисповедания РФ был внесен ряд поправок. Последняя редакция документа была проведена в июле 2016 года.

Скачать

Скачать Федеральный закон “О свободе совести и о религиозных объединениях” можно . Текст представлен в последней редакции с внесенными изменениями, актуальными на этот год. Документ будет одинаково полезен как для граждан, знакомящихся с законодательством, так и для юристов, изучающих правовую базу в вопросах религии.

Последние изменения Закона о свободе совести

Последние изменения в ФЗ о религиозных организациях были внесены в 2016 году. 30 марта в Закон о религии РФ была добавлена статья 21.1 ФЗ 125 о распоряжении имуществом, находящимся в собственности соответствующих организаций:

  • все сделки с собственностью должны подтверждаться уполномоченным органом религиозной организации, без его участия сделка считается недействительной;
  • недвижимость богослужебного назначения или памятники религии могут отчуждаться лишь в пользу государства или муниципальных образований или иным организациям той же конфессии.

Для понимания роли закона о религии и последних поправок следует рассмотреть также статьи, которые подверглись изменениям в более ранние периоды. В ФЗ 125 ст 3 ч 5 указывает на право не заявлять о своей религии и не участвовать в соответствующих обрядах. Оговаривается запрет на принуждение малолетних детей. Данное положение не изменялось с момента публикации закона. Последние поправки в саму статью 3 были внесены в 2015 году и коснулись редакции первой части.

Статья 5 ФЗ “О свободе совести и религиозных объединениях” регламентирует положения об образовании в рамках выбранной религии. Последние изменения были произведены в 2015 году. По ним был введен пункт 5 о праве обучать религии последователей. Предписывается, что такое воспитание не является образовательной деятельностью.

Отдельные изменения от 6 июля 2016 коснулись введения в закон о религии главы о миссионерской деятельности.

Миссионерская деятельность

  • во втором абзаце п 2 статьи 13 слова «и иной религиозной деятельностью, » дополнились словами «от его имени не может осуществляться миссионерская деятельность «;
  • полностью изменена редакция пункта 3 статьи 17 ФЗ 125 ;
  • пункт 2 статьи 20 Федерального закона о религии также изложен в новой редакции.

Все указанные изменения являются сопутствующими поправками, направленными на актуализацию вводимой главы 3.1. Она регламентирует миссионерскую деятельность и добавляет статьи 24.1 и 24.2.

Статья 24.1 Закона о религии предписывает содержание миссионерской деятельности. Регламентируется, что таковая может проводиться:

  • в культовых помещениях или на земельных участках данной конфессии;
  • в иных сооружениях и зданиях, отдельных помещениях или на земельных участках, которые принадлежат религиозным организациям;
  • в местах паломничества;
  • на кладбищах и в крематориях;
  • в помещениях образовательных учреждений, которые исторически используются в обрядах данной религии.

Предписывается при этом, что миссионерскую деятельность нельзя проводить в жилом секторе. Не разрешается ее проведение и на территории организаций, исповедующих иную религию, без соответствующего разрешения.

Статья 24.2 Закона о религии предписывает порядок, по которому может проводиться миссионерская деятельность. В данном вопросе предписываются следующие аспекты:

  • наличие у миссионеров разрешения от религиозной организации на совершение соответствующих действий;
  • без дополнительных документов о полномочиях правом на миссионерскую деятельность обладают руководитель, члены коллегиального органа и священнослужители;
  • иностранные граждане могут осуществлять свою деятельность на территории учреждений соответствующей религии;
  • запрещается выступать от имени религиозного объединения, которое было запрещено законом или его цели и действия противоречат законодательству.

Касательно последнего пункта в статье приводится перечень недопустимых действий. Предписывается, что за деятельность миссионеров ответственность несет соответствующее религиозное объединение.

Если новый пакет поправок, касающихся наблюдения и борьбы с терроризмом, вступит в силу, христиане России лишатся права отправлять своим друзьям приглашения в церковь и проповедовать Евангелие у себя дома.

Этот пакет поправок, который уже назвали наиболее рестриктивными за всю постсоветскую историю России, накладывает серьезные ограничения на миссионерскую деятельность, в том числе на чтение проповедей, обучение и участие в любой деятельности, направленной на привлечение новых последователей той или иной религиозной группой.

Чтобы проповедовать свою веру, гражданам теперь нужно будет получать официальное разрешение через одну из зарегистрированных организаций. Кроме того, они больше не смогут читать проповеди за пределами церквей или других религиозных заведений. Эти ограничения также касаются миссионерской деятельности в частных квартирах и в интернете.

На этой неделе протестанты России — по некоторым оценкам, их численность составляет 1% населения страны — молились, постились и направляли петиции президенту Владимиру Путину, который должен поставить свою подпись под принятыми поправками, чтобы они вступили в силу.

«Большинство евангельских христиан — лидеры всех семи церквей — выразили тревогу, — сказал президент организации Mission Eurasia Сергей Рахуба. — Они обращаются к мировому христианскому сообществу с просьбой молиться за них, чтобы Путин вмешался, и Господь мог чудесным образом все исправить».

Контекст

Освободите школу от религии!

Aftonbladet 29.06.2016

В Дании говорите по-датски!

Politiko 28.06.2016

Православие застряло в Темных веках

Bloomberg 16.06.2016
На волне националистической пропаганды в России этот пакет поправок был практически единогласно принят в Государственной Думе в пятницу, 24 июня, и в Совете Федерации 29 июня.

«В случае применения указанных норм данного законопроекта религиозная ситуация в стране существенно усложнится, и многие верующие окажутся в изгнании и будут подвергнуты репрессивным мерам из-за нашей веры», — написал Олег Гончаров, представитель Церкви христиан-адвентистов Седьмого Дня в России в своем открытом письме.

Эти поправки, которые были выдвинуты депутатом от партии «Единая Россия» Ириной Яровой, по всей видимости, направлены против религиозных групп, не относящихся к Русской православной церкви. Поскольку в законе миссионерская деятельность определяется как деятельность религиозного объединения, направленная на распространение информации о своем вероучении среди лиц, не являющихся его участниками, «если это определение будет интерпретировано так, как, скорее всего, его интерпретирует Московский патриархат, православная церковь сможет привлекать в свои ряды этнических русских, тогда как другим церквям это будет запрещено», как считает Фрэнк Гобл (Frank Goble), эксперт по религиозным и этническим вопросам в этом регионе.

Русская национальная идентичность до сих пор тесно связана с принадлежностью к Русской православной церкви.

«Русская православная церковь является частью бастиона русского национализма, который раздувает Владимир Путин, — сказал профессор истории и эксперт по международным отношениям Дэвид Айкман (David Aikman). — Все, что подрывает его основы, считается настоящей угрозой, будь то протестантские миссионеры или кто-либо еще».

Глава Протестантских церквей России Сергей Ряховский и некоторые другие протестантские лидеры назвали новые поправки нарушением религиозной свободы и свободы совести в своем письме Путину, опубликованном на российском сайте Portal-Credo. В этом письме говорится следующее:

«Требование иметь при себе каждому верующему специальные разрешительные документы, дающие право на распространение веры и религиозных убеждений, а также распространение религиозной литературы, печатных, аудио- и видеоматериалов, иных предметов культового и религиозного назначения вне культовых зданий и сооружений не только абсурдно и оскорбительно, но и создает основание для массовых преследований верующих людей за нарушение такого рода положений закона…

Советское прошлое нам напоминает, сколько людей разных вероисповеданий были гонимы за свою веру, за распространение своих убеждений, за Слово Божье. И сегодня мы отчетливо видим, что предлагаемый законопроект возвращает нас к тому постыдному прошлому».

Ограничения на религиозную деятельность, введенные в сталинские времена — в том числе запрет на религиозную деятельность за рамками воскресных служб в церкви и запрет родителям на внушение веры своим детям — формально действовали вплоть до распада Советского Союза, хотя со временем они стали исполняться весьма выборочно.

Некоторые эксперты усомнились в том, что правительство сможет и будет вести наблюдение за религиозной деятельностью в частных домах христиан.

«Не думаю, что можно переоценить готовность российского правительства осуществлять контроль», — отметил Айкман. Если история нас не обманывает, то, по его словам, этот новый законопроект является проявлением «набирающего мощь тоталитаризма» в стране.

Так называемые законы Большого брата также вводят повсеместную слежку за действиями пользователей в сети, в том числе обязывают разработчиков программ предоставлять службам безопасности право доступа к закодированным данным и предусматривают более жесткие наказания за экстремистскую и террористическую деятельность.

Этот пакет поправок представляет собой «наступление на свободу самовыражения, свободу совести и право на неприкосновенность личной жизни, предоставляя правоохранительным органам неоправданно широкие полномочия», как сказали представители организации Human Rights Watch в интервью изданию «Гардиан».

Если этот законопроект вступит в силу, то за нарушение требований к осуществлению миссионерской деятельности гражданам грозит штраф в размере до 780 долларов, а организациям — до 15,5 тысячи долларов. Иностранным гражданам, которые нарушат этот закон, грозит депортация.

Прежде в России уже принимались меры для сдерживания иностранных миссионеров. Закон об «иностранных агентах», принятый в 2012 году, требует, чтобы иностранные группы предоставляли в соответствующие органы подробную документацию и постоянно проходили разного рода проверки. Согласно государственной статистике, с момента вступления этого закона в силу сектор НПО сократился на треть.

«В Москве мы делили офисное здание с 24 организациями. Теперь там не осталось ни одной иностранной миссии, — рассказал Рахуба. — Они не смогли пройти процедуру перерегистрации. Миссионеры не смогли вернуться в Россию, потому что им не удалось получить визу. Сегодня зарегистрироваться в качестве иностранной организации в России практически невозможно».

Протестанты России, которые сегодня надеются на внесение поправок в новый закон или на вето, прежде уже уходили в подполье, и они готовы сделать это снова, как сказал Рахуба.

«Они говорят, что, если до этого дойдет, нам не смогут помешать исповедовать нашу веру и делиться нашим духовным опытом, — написал он. — Великое Поручение нужно исполнять не только во времена свободы».

В пятницу депутаты Госдумы примут во втором чтении пакет так называемых "антитеррористических" поправок. Причем часть из них непосредственно затрагивает религиозную сферу, поскольку касается ведения миссионерской деятельности.

Как отмечает в пятницу "Коммерсант" , для религиозных деятелей России пакет поправок стал полной неожиданностью. Возмущение у них вызывает то, что при разработке законопроекта с ними не проконсультировались. По мнению представителей религиозных общин, законопроект противоречит Конституции и осложнит жизнь религиозным организациям.

Что запрещает законопроект

Законопроект, инициаторами которого выступили глава комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая и председатель комитета Совета федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров, затрагивает, как отмечает газета, больше десятка законов, в том числе и закон "О свободе совести и о религиозных объединениях", который дополняется главой "Миссионерская деятельность". Под это определение попадает "публичное совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; распространение религиозной литературы, печатных, аудио- и видеоматериалов, иных предметов культового и религиозного назначения; публичный сбор пожертвований на религиозные нужды; проведение молитвенных и религиозных собраний и (или) выступление на них; проповедническая деятельность".

Законопроект предполагает запрет на осуществление проповеди в жилых помещениях. Кроме того, подлежит запрету миссионерская деятельность, если она направлена на нарушение общественной безопасности, экстремизм и принуждение к разрушению семьи, а также посягает на личность, права и свободы граждан. Авторы законопроекта намерены защитить нравственность, здоровье и самих граждан от применения в "связи с религиозной деятельностью" наркотических и психотропных средств, гипноза, "развратных и иных противоправных действий", от склонения к самоубийству, а также от отказов в медицинской помощи по религиозным мотивам. Под специальный запрет попадут воспрепятствование обязательному образованию, принуждение членов и последователей религиозных объединений к отчуждению их имущества в пользу религиозного объединения, а также угрозы жизни, здоровью, имуществу тех, кто хочет религиозное объединение покинуть, отмечает "Коммерсант".

Раввин Шимон Левин: люди, которые писали законопроект, не совсем представляют сегодняшнее положение дел в религиозной сфере.

По словам раввина Шимона Левина, представляющего Конгресс еврейских религиозных организаций и объединений в России, "документ нуждается в доработке". "Поправки касаются закона о свободе совести. Когда вносят изменения в подобные законы, нужно прежде всего провести консультации с лидерами конфессий. Люди, которые писали эти поправки, не совсем представляют сегодняшнее положение дел в религиозной сфере. Подобные вещи трогать надо аккуратно, изменения вносить осторожно, потому что эта сфера очень чувствительна", - убежден священнослужитель.

Игуменья Ксения (РПЦ): если закон будет препятствовать миссии РПЦ, мы будем инициировать внесение в него поправок

По мнению руководителя юридической службы Московской патриархии игуменьи Ксении (Чернеги), "законопроект направлен на ограничение и формализацию миссионерской деятельности нетрадиционных религиозных организаций, которые приглашают иностранных граждан для занятия проповеднической и иной религиозной деятельностью". Однако она также подчеркнула, что документ разрабатывался без участия конфессий и не был согласован с их представителями. "Практика покажет все плюсы и минусы нового закона", - считает тем не менее игуменья. Однако она предупреждает: "Если он будет препятствовать миссии РПЦ, мы будем инициировать внесение в него поправок".

Российские пятидесятники: "преступный закон"

Накануне с большим посланием к государственным и общественным деятелям РФ обратился начальствующий епископ РОСХВЕ - Российского объединенного Союза христиан веры евангельской (пятидесятников) - Сергей Ряховский. Он просит не допустить скоропалительного принятия существенных изменений в один из важнейших законодательных актов страны.

По словам Ряховского, рассматриваемый законопроект противоречит интересам России, так как нарушает фундаментальные права ее граждан и не соответствует действующей Конституции Российской Федерации. В направленных им письмах приводится несколько вопиющих нарушений базовых прав и свобод, которым пытаются придать статус нового закона.

Первый заместитель Сергея Ряховского, управделами РОСХВЕ епископ Константин Бендас называет предлагаемый закон "преступным". Он, по его словам, "направлен против искренних верующих людей, против церкви, против религии". По мнению Бендаса, "принятие предлагаемых поправок повлечет нарушение конституционных прав граждан на свободу распространять свои религиозные убеждения и жесткую цензуру всех СМИ и интернета".

"Теперь в рамках газетного интервью или в ходе дискуссии телевизионного ток-шоу никто не сможет говорить на религиозные темы, цитировать священные тексты без особого разрешения на миссионерскую деятельность от религиозной организации и только в пределах некоей "территориальной сферы ее деятельности". Этот преступный бред нельзя принимать. Надеюсь, что у законодателей хватит мудрости отклонить законопроект ради всего святого", - выразил надежду епископ.

Муфтий Рушан Аббясов: поправки негативно скажутся на деятельности религиозных организаций

Недовольны законопроектом и в мусульманской умме страны. "Эта инициатива не обсуждалась в профильном комитете и с религиозными организациями и противоречит духу Конституции", - заявил "Коммерсанту" первый заместитель председателя Совета муфтиев России, глава Духовного управления мусульман Московской области Рушан Аббясов.

"Миссионерской деятельностью законопроект признает "распространение веры и религиозных убеждений через средства массовой информации и интернет, а также вне культовых зданий и сооружений, иных мест и объектов, специально предназначенных для богослужений, религиозного почитания и паломничества". Но статья 28 Конституции РФ гарантирует каждому свободу совести и вероисповедания, "включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними". Поправки негативно скажутся на деятельности религиозных организаций", - считает муфтий.

"Региональные и муниципальные власти и так не всегда охотно выделяют земельные участки под строительство мечетей, поэтому религиозные организации вынуждены проводить религиозные обряды и духовно-нравственное просвещение в домах, в том числе и в жилых помещениях", - заявил Аббясов.

Президент Гильдии экспертов по религии и праву Роман Лункин: законопроект ставит под сомнение конституционные основы государства

Президент Гильдии экспертов по религии и праву Роман Лункин также убежден, что "законопроект ставит под сомнение конституционные основы государства, в частности свободу совести и свободу распространения своих убеждений".

"Проект делает миссионерскую деятельность фактически невозможной вне культовых зданий, что полностью копирует советскую религиозную политику и советскую систему штрафов. Депутаты приравнивают миссионерскую деятельность к религиозной, запрещая то ли проповедь, то ли богослужения в жилых помещениях, что противоречит положениям закона о свободе совести". По его мнению, "авторы проекта объявляют охоту на все группы, которые собираются по домам, и на всех верующих, которые собираются рассказать о Боге, если у них нет документов", - комментирует Лункин депутатский документ.

"Из проекта также непонятно, как отслеживать "миссионеров" в СМИ и в интернете", - выразил недоумение эксперт. "Законопроект может вызвать критику со стороны международного сообщества в адрес России: в случае принятия закон назовут инструментом уничтожения религиозной свободы", - убежден Роман Лункин.

Религиозное объединение — это формирование, которое было создано жителями РФ или другими лицами в добровольном порядке для совместного ношения веры и ее распространения.

Чтобы урегулировать такие формирования, правительство Российской Федерации приняло Федеральный закон № 125 «О свободе совести и религиозных объединениях».

Суть 125 ФЗ

Федеральный закон № 125 «О свободе совести и религиозных объединениях» был принят ГосДумой 19 сентября 1997 года, а одобрен Советом Федерации спустя 5 дней. Последние изменения в ФЗ 125 были внесены 6 июля 2016 года. Также в это время вносились коррективы в Федеральный закон о нотариате. Подробности

Краткое содержание Федерального закона:

  • Глава 1 — перечисляет общие положения ФЗ 125;
  • Глава 2 — раскрывает понятие «религиозные объединения», существующие на территории РФ;
  • Глава 3 — перечисляет права и деятельность организаций, связанных с церковной активностью;
  • Глава 4 — описывает процесс надзора и контроля за исполнением положений ФЗ о свободе вероисповедания, совести и религиозных формирований.

ФЗ 115 о концессионных соглашениях читайте

Последние поправки, внесенные в закон о свободе совести и религии

Как было сказано в статье, последний раз ФЗ 125 был изменен 6 июля 2016 года. В частности, поправки были внесены в следующие статьи:

П 2 ст 13

Представительство формирования, которое было позаимствовано из-за рубежа, не имеет право заниматься культурной или религиозной деятельностью. Поэтому статус объединения, занимающего деятельностью, связанной с религией, на подобное формирование не распространяется.

П 3 ст 17 был изложен в новой редакции. В нем говорится о том, что печатные издания, видео и аудио материалы, которые распространяются религиозным иностранным объединением, должны иметь маркировку в специально отведенном месте о полном названии такой организации.

П 2 ст 20

Религиозные формирования могут приглашать иностранных жителей для совместного ведения деятельности, связанной с религией на территории РФ по гражданско-правовому контракту или трудовому договору, в котором в обязательном порядке должны присутствовать данные организации.

Ст 24.1 и ст 24.2 были добавлены в главе 3.1. В статье 24.1 описывается содержание миссионерской сферы деятельности. Миссионерская работа — это одна из сфер религиозного объединения, которая направлена на распространение данных о собственном вероучении среди лиц, которые не являются участниками религиозного объединения в качестве вовлечения конкретных лиц в состав участников.

Подобная деятельность проводится:

  • В специальных строениях и сооружениях;
  • В постройках, которые принадлежат общерелигиозным организациям;
  • В домах, находящихся в собственности религиозных объединений;
  • В крематориях и на кладбищах;
  • В местах паломничества.

В жилых домах проводить миссионерскую деятельность запрещено. Но существует и исключение, которое предусматривается частью 2 статьи 16 ФЗ 125. Проведение деятельности собственного вероучения в другом религиозном объединении запрещается. Чтобы таковое было разрешено, руководящий орган общерелигиозного объединения должен предоставить письменное согласие об этом.

В ст 24.2 описывается порядок осуществления миссионерской деятельности.

Если граждане проводят миссионерские занятия от имени религиозного объединения, они должны обладать письменным разрешением. На бумаге фиксируются данные о подлинности документа и о наличии полномочий граждан. Миссионерской деятельностью занимаются:

  • руководитель конкретной организации;
  • священник;
  • член коллегиального органа.

Вышеописанное правило не распространяется на миссионерскую деятельность, которая предусматривается пунктом 2 ст 24.1 ФЗ 125. Если иностранные граждане, которые въехали на территорию Российской Федерации, хотят провести миссионерскую деятельность, делать они могут это только от имени своей религиозной организации и лишь при наличии разрешающего документа.

Если цели и действия организации, занимающейся деятельностью, связанной с религией, противоречат законодательству Российской Федерации, осуществлять миссионерскую деятельность запрещается.

Также осуществить миссионерскую деятельность невозможно в случае:

  • Нарушения общественного порядка;
  • Принуждения к скорейшему разрушению семьи;
  • Посягательств на права человека;
  • Склонения к самоубийству;
  • Создание препятствий к получению обязательного образования;
  • Принуждения членов и последователей к отчуждению принадлежащего им имущества;
  • Создание опасности, как причинение вреда имуществу, здоровью и жизни.

Религиозное объединение несет ответственность за ведение миссионерской деятельности в соответствии с действующим законодательством РФ.

В ФЗ 125 ст 3 ч 5 говорится о том, что никто не обязан сообщать другим людям о том, как он относится к соответствующей религии и никто не может быть к ней принужден.

Статья 5 ФЗ о свободе совести и религиозных объединениях гласит о том, что каждый человек может получить религиозное образование по индивидуальному выбору или совместно с другими людьми.

Скачать действующую редакцию закона

Федеральный закон № 125 создан для урегулирования отношений религиозных объединений и узаконивания их деятельности. Чтобы просмотреть полный текст Федерального закона, скачайте его по .

28 ноября 2015 года Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон № 341-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" и иные законодательные акты Российской Федерации». Какие религиозные организации должны сдавать в органы юстиции отчеты (начиная с отчетности за 2015 год), разъясняет руководитель Юридической службы Московской Патриархии, канд. юрид. наук . Текст разъяснения опубликован в (№ 1, 2016).

Федеральный закон от 28 ноября 2015 № 341-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" и иные законодательные акты Российской Федерации» изменяет порядок контроля органов юстиции за деятельностью религиозных организаций.

Ранее такой контроль осуществлялся в порядке, предусмотренном ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», согласно которой все религиозные организации, имеющие в течение года поступления в размере от 3-х млн руб., были обязаны сдавать в органы юстиции ежегодные отчеты, с указанием общей суммы средств религиозной организации, израсходованных за год.

В результате большинство религиозных организаций сдавали отчеты в органы юстиции, которые, в свою очередь, имели право проверять и иным образом контролировать финансово-хозяйственную деятельность религиозных организаций путем запроса финансово-хозяйственной документации, проведения проверок.

Новый закон изменил прежний порядок контроля.

Главные изменения заключаются в следующем:

1. Религиозные организации выведены из-под действия ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях». Порядок контроля за их деятельностью будет определяться Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» и, частично, Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

2. Отчеты в органы юстиции теперь будут сдавать только те религиозные организации, которые финансируются из международных или иностранных источников. Остальные религиозные организации освобождаются от сдачи данной отчетности (начиная с отчетов за 2015 год).

3. Возможности органов юстиции по проверке финансово-хозяйственной деятельности религиозных организаций существенно ограничиваются. Такая проверка будет проводиться только в одном из трех случаев:

  • религиозная организация имела в течение года поступления из международных или иностранных источников;
  • от государственных или муниципальных органов в органы юстиции поступила информация о нарушении религиозной организацией законодательства в сфере ее деятельности;
  • от указанных органов поступила информация о наличии в деятельности религиозной организации признаков экстремизма (терроризма).

Документы о финансово-хозяйственной деятельности религиозных организаций будут запрашиваться органами юстиции только у религиозных организаций, удовлетворяющих хотя бы одному из трех перечисленных условий. У остальных религиозных организаций органы юстиции не вправе запрашивать и получать финансово-хозяйственную документацию.

4. Новый закон ограничил перечень тех структур, у которых органы юстиции вправе получить информацию о финансово-хозяйственной деятельности религиозных организаций. Такая информация может быть получена исключительно у органов государственного контроля и надзора, в том числе у Росфинмониторинга, ФНС, органов статистики. Банки и иные кредитные и финансовые организации исключены из данного перечня, поэтому у них органы юстиции не вправе запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности религиозных организаций.

Федеральный закон № 341-ФЗ вступил в силу с 09.12.2015 г.

С постатейным комментарием к закону можно ознакомиться на сайте журнала «Приход» (www.vestnik.prihod.ru) в разделе «Юридические вопросы».

По вопросам применения закона следует обращаться в Юридическую службу Московской Патриархии.

Патриархия.ru