Теория для Задания №15 ЕГЭ 2019 по русскому языку
Сложность этого задания заключается в том, что правописание Н/НН зависит от части речи, а также существует ряд исключений, которые нужно запомнить.
Алгоритм работы:
- Внимательно прочитайте задание. Важно искать слово с тем количеством Н, которое указано в задании. Перед внесением ответа в бланк еще раз проверьте.
- Определите часть речи.
- Если имеете дело с прилагательными и причастиями, то важно полная или краткая форма перед вами.
- В соответствии с частью речи и формой слова вспомните правила и исключения.
Важно знать о прилагательных и причастиях!
Прилагательное:
-отвечает на вопросы (какой, какая…) и обозначает признак предмета.
-может быть образовано от существительного и от глагола несовершенного вида.
-имеет краткую форму, отвечает на вопрос «каков (а,о,ы)?»
Причастие:
-совмещает признаки прилагательного и глагола, отвечает на 2 вопроса: какой? + вопросы причастия.
-образовано от глагола совершенного вида
-имеет краткую форму, отвечает на вопрос: «что сделан (а,о,ы)?»
-делится на действительные и страдательные.
Действительные причастия
(действие производится существительным) отвечают на вопрос: что делающий, что делавший?
Например:
читающий человек (человек сам читает)
Страдательные причастия (действие производится над существительным) отвечают на вопросы: что делаемый, что сделанный.
Например: прочитанная книга (кто-то прочитал книгу, т.е. над книгой совершается действие.)
Как отличить отглагольное прилагательное от причастия:
Отглагольные прилагательные
— это прилагательные, образованные от глагольной основы суффиксальным способом, сохраняющие только генетическую связь с глаголами. (можно заменить прилагательным синонимом)
Примеры: Дубильный, копировальный (с суффиксом -льн-ый). Восклицательный, гадательный (с суффиксом -тельн-ый). Бывалый, вялый, горелый (с суффиксом -л-ый, восходят к древнерусским причастиям). Висячий, горючий, гремучий, -уч- (-юч-), восходят к древнерусским причастиям).
Отпричастные образования , (тоже относим к прилагательным) т. е. причастия, утратившие видо-временное и залоговое значения, а также глагольное управление (адъективированные причастия). Вареный, граненый, дареный, драный, жареный.
Причастия
1) сохраняют свою глагольность (можно заменить на конструкцию с глаголом)
2) могут образовываться от глаголов совершенного вида
3) могут иметь зависимые слова в отличие от прилагательных.
Н, НН в суффиксах прилагательных и причастий
1. В отыменных прилагательных (образованы от существительных), в основе которых нет -н , и в непроизводных прилагательных;Юбилей-юбилейныйСиний, зеленый-ан- , -ян- , -ин- :Песок-песчаныйКожа-кожаныйИскл: оловянный, стеклянный, деревянный |
1. В отыменных прилагательных с основой на -н ;Сон – сонныйДлина – длинный2. В отыменных прилагательных с суффиксами-енн- , -онн-Искусство-искусственный,Лекция-лекционныйУтро-утренний |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. В прилагательных, образованных от глаголов несовершенного вида, без приставок, кроме не- ) и зависимых словКрасить(гл НВ без приставки) -крашеныйПугать – пуганыйЗвать-званыйНе меняется их написание в составе сложных слов (гладкокрашеный, свежемороженый, но гладкоокрашенный, т.к. есть приставка о)Искл: желанный, деланный, невиданный, неслыханный, нечаянный, нежданный, негаданный, священный, жеманный, медленный, долгожданный, недреманный, окаянный |
3. В причастиях, образованных от глаголов совершенного вида, с приставками (кроме не- ) и/или с зависимыми словами:Выкрашенный (но: некрашеный), крашенный (чем?) масляной краской;Разношенный (но: неношеный), ношенный (кем?) братом костюмИскл: названый брат, посажёный отец, смышленый ребенок, приданое невесты, прощеное воскресенье, конченый человекВ некоторых бесприставочных причастиях, образованных от глаголов совершенного вида:Данный, брошенный, купленный, решенный, лишенный |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. В кратких причастиях:Засеянный -засеян(а,о,ы)Отраженный — отражен(а,о,ы) |
4. В полных причастиях (прилагательных) на -ованный, -ёванный:Балованный, циклеванныйИскл: кованый, жёваный |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. В кратких прилагательных, если в полных было одно -н-Юная девушка – девушка юнаЗеленые деревья – деревья зелены |
В кратких прилагательных, если в полных было -нн-Ценная вещь – вещь ценнаДлинная дорога – дорога длинна |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Запомните . В существительных и наречиях, образованных от причастий и отглагольных прилагательных пишется столько же -н-, сколько было в слове, от которого они образовались:Задание 15 ЕГЭ 2015 Так формулируется задание в демоверсии 2015 года: Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. 1) Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал. 2) В синтаксическом строе двух поэтических текстов мы можем найти как сходства так и различия. 3) М.В. Ломоносовым было намечено разграничение знаменательных и служебных слов и в дальнейшем это разграничение поддерживалось крупнейшими представителями русской науки. 4) Многие литературоведы и историки вновь и вновь спорят по поводу переписки Гёте с великим русским поэтом А.С. Пушкиным. 5) А.С. Грин мог подробно описать как изгиб реки так и расположение домов как вековые леса так и уютные приморские города. Помните: за выполнение задания 15 может быть выставлено от 0 до 2 баллов. За каждую верно указанную цифру, соответствующую номеру ответа, экзаменуемый получает 1 балл. Если верно приведены 2 цифры, экзаменуемый получает 2 балла. Порядок записи цифр в ответе не имеет значения. Задание объединяет в себе два задания из КИМов прошлого года: на запятые в сложносочинённых предложениях и в предложениях с однородными членами. В ответах может быть 2 примера с ССП, или 2 примера с однородными членами, или 1 – ССП и 1 – с однородными членами. Как следует из формулировки КИМа 15, необходимо помнить, как ставятся знаки препинания в простом осложнённом предложении (с однородными членами) и в сложносочинённом предложении. Главное понятие, которое позволяет нам различать простые и сложные предложения, ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА. Грамматическую основу составляют главные члены предложения, т. е. подлежащее и сказуемое в двусоставном предложении или один из главных членов в односоставном предложении. Простое предложение содержит одну грамматическую основу. Оно может быть осложнённым, в данном задании нас интересуют ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ в простом предложении, осложнённом ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ в простом предложении, осложнённом ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ Однородные члены предложения относятся к одному и тому же члену предложения, отвечают на один и тот же вопрос и зависят от одного и тогоже члена предложения. Обрати внимание на следующее: Во-первых, однородные члены предложения НЕ ВСЕГДА являются одной и той же частью речи. Самое главное, чтобы они отвечали на один и тот же вопрос и зависели от одного слова! Во-вторых, однородными могут быть ЛЮБЫЕ ЧЛЕНЫ предложения: и подлежащее, и сказуемое, и определение, и дополнение, и обстоятельство. Однородные члены предложения могут использоваться: без союзов с одиночными союзами с повторяющимися союзами с двойными союзами В саду расцвели розы , лилии , ромашки соединительными союзами и, да(=и), или Вдруг налетела буря с крупным И частым градом. Осеннею свежестью , листвой И плодами благоухает сад. союзами противительными а, но, да(=но), зато, однако Не железным ключом открывается сердце, А добротой . либо…либо не то…не то 1) и Ο, и Ο, и Ο или Ο, или Ο, или Ο Мне чудятся ТО шумные пиры , ТО ратный стан , ТО схватки боевые. 2) Ο, и Ο, и Ο Ты меня не слышишь , ИЛИ не понимаешь , ИЛИ просто игнорируешь . 3) Ο и Ο, Ο и Ο Метели И вьюга , стужа И темнота не помешали полярникам высадиться на льдины. не только… но и как…так и если не…то не столько сколько хотя и…но Запятая ставится перед второй часть союза! не только Ο, но и Ο как Ο, так и Ο Эти нормы под силу вспомнить КАК мастерам спорта, ТАК И новичкам . ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ Запятая ставится: 1. , (Люди танцевали, смеялись .) 2. , но (Мы устали, но выполнили задание.) 3. и , и (На столе лежали и краски, и кисти .) , и , и (На столе лежали краски, и кисти, и фломастеры .) 4. как , так и(На столе лежали как краски, так и кисти . На столе лежали не толькокраски,но и кисти ) Запятая не ставится: иВ библиотеку привезли книги и словари . илиВ библиотеку привезут книги или словари . Ловушка №1! В предложении может быть несколько рядов однородных членов, поэтому различай конструкции с однородными членами предложения, соединенными повторяющимися союзами, и конструкции с несколькими рядами однородных членов, которые внутри ряда соединены одиночным союзом. (Это предложение с тремя рядами однородных членов: двумя однородными подлежащими, двумя однородными сказуемыми и двумя однородными обстоятельствами): Запятые нигде не ставятся! Ловушка №2! Фразеологические обороты (устойчивые сочетания слов): ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ в сложносочинённом предложении Сложносочинённое предложение - это сложное предложение, в котором простые предложения связаны сочинительными союзами и, как правило, равноправны грамматически и по смыслу. Сочинительные союзы, соединяющие простые предложения, находятся между простыми предложениями и не входят ни в одно из них. В сложносочинённых предложениях части отделяются друг от друга запятыми. , . Знаки препинания в сложносочинённом предложении не ставятся 1. Если есть общий член предложения, например: Осенью природа засыпает и люди готовятся к зиме. (Осенью – общий член: природа засыпает (когда?) осенью, люди готовятся к зиме (когда?) осенью. Запятая не нужна.) 2. Если есть вводное слово, общее для частей, например: К удивлению, погода резко переменилась и наступила настоящая жара. (к удивлению – вводное слово, оно относится к обеим частям предложения) 3. Если у частей сложносочинённого предложения есть общее придаточное или общая бессоюзная часть, например: Когда мама вошла в комнату,1 /осколки вазы валялись на полу2/ и дети пытались их собрать3. (каждая из частей сложносочинённого предложения (2) и (3) относится к общему придаточному предложению (1) Примечание: В случаях, перечисленных в пп. 1– 3, запятые ставятся, если есть повторяющиеся союзы. Например: Осенью и природа засыпает, и люди готовятся к зиме. (есть общий член: осенью, но есть и повторяющийся союз: и… и… , поэтому запятая нужна) К сожалению, то ли учительница заболела, то ли ребята решили прогулять урок. (есть общее вводное слово, но есть и повторяющийся союз то ли… то ли… , поэтому запятая нужна) 4. Если части сложносочинённого предложения являются: вопросительными предложениями, например: Когда вы приедете ещё раз и сможем ли мы встретиться? побудительными предложениями, например: Старайся всё делать хорошо и пусть у тебя всё получится! восклицательными предложениями, например: Как у вас хорошо и как мне всё нравится! назывными предложениями, например: Жара и духота. Холод и дождь. безличными предложениями, например: Жарко и душно. Холодно и дождливо. Задание 15 ЕГЭ 2018 по русскому языку. Теория.Задание 15 направлено на выявления ваших знаний по темам: Постановка запятой при однородных членах; Постановка запятой в ССП.
В сложносочиненном предложении между двумя грамматическими основами обычно ставится запятая. Природа просыпается, и люди готовятся к зиме.
Примечания: 1.При наличии общего второстепенного члена предложения запятая перед союзоми ставится, если союз повторяется: В такую погоду и волк не рыщет, и медведь не вылезает из берлоги. 2.Не является объединяющим элементом противительный союз, после которого или перед которым находятся два соединенных союзом и простых предложения, поэтому запятая перед и ставится: Ибрагим был бы очень рад избавиться, но ассамблея была дело должностное, и государь строго требовал присутствия своих приближённых (П.); Он подавил вздох и не спеша стал сворачивать папироску, но почему-то дрогнули руки, и он рассыпал на колени табак (Ш.); Гроза прошла, и тучи рассеялись, но духота ещё сохранялась. Пятнадцатое задание ЕГЭ по русскому языку предполагает проверку знаний учащимися правил пунктуации русского языка. За верное выполнение этого задания можно получить целых два первичных балла, поэтому нужно хорошо к нему подготовиться. Помочь в этом может приведенный ниже теоретический материал. Теория к заданию №15 ЕГЭ по русскому языкуПунктуация при однородных членах предложения
Пунктуация в сложносочиненном предложении
Алгоритм выполнения задания
Разбор типовых вариантов задания №15 ЕГЭ по русскому языкуПятнадцатое задание демонстрационного варианта 2018Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
Алгоритм выполнения задания:
Ответ: 2, 4. Первый вариант задания
Алгоритм выполнения задания:
Ответ: 2, 4. Второй вариант заданияРасставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
Алгоритм выполнения задания:
Ответ: 2, 5. Третий вариант заданияРасставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
Алгоритм выполнения задания:
Закрыть
Найти на сайте
Например: виды гипсокартона
|