Наивысшей судебной инстанцией, которой законом предоставлены полномочия заканчивать рассмотрение тяжбы по гражданскому делу, является Президиум Верховного Суда Российской Федерации. Как предписано российской судебной системой именно эта инстанция пересматривает вердикты российских судов в порядке надзора.

Участникам процесса важно помнить, что пересмотр вердиктов в порядке надзора – это не единственная функция ВС РФ. Верховный Суд также осуществляет кассационное, апелляционное и даже первоначальное рассмотрение определенных категорий дел. Поэтому, прежде чем формировать надзорную жалобу, следует максимально сориентироваться в подведомственной подсудности прошения.

В каких случаях подается документ?

Основная масса рассмотрений по гражданскому делу начинается с мировых или районных судов. Эти суды выносят вердикты, которые после могут быть пересмотрены областными апелляциями и коллегиями при Верховном Суде РФ.

Стороны, прошедшие всю процедуру от начала и до конца, при наличии сомнений в законности принятых и пересмотренных решений имеют право на обращение в Президиум ВС РФ как в надзорную инстанцию.

Есть более редко встречающиеся категории дел, которые Верховный Суд рассматривает как суд первой или как апелляционной инстанции. Это дела, связанные со спорами судей, с запретом политических партий, с запретом средств массовой информации и т.д. Для таких дел Президиум ВС РФ также считается надзорной ступенью.
Никаких ограничений на обращение в надзорную инстанцию нет. Любой вердикт, прошедший все необходимые инстанции, может быть пересмотрен Президиумом ВС РФ.

Требования


Подаче надзорного прошения по гражданскому делу предшествуют многие месяцы рассмотрений в различных судах. К этому моменту обе стороны уже досконально изучили все обстоятельства по делу, подвигнувшие их на судебное разбирательство, и пример того, как написать надзорную жалобу, нужен им только чтобы сориентироваться в формальностях.

К формальным требованиям подачи, с соблюдением которых необходимо составлять надзорную жалобу по гражданскому делу, относится следующее:

  1. Прошение подается непосредственно в Верховный Суд РФ.
  2. В нем указывается наименование инстанции – Президиум Верховного Суда РФ.
  3. Указываются все участвующие в деле стороны. Кроме наименования, необходимо написать точные адреса и способы связи, чтобы все стороны могли получать необходимые процессуальные документы.
  4. Дается перечень всех принятых по делу судебных решений. Указывается краткая суть каждого решения (удовлетворялись ли требования, отказывалось ли в их удовлетворении и основные судебные выводы, на основании которых принимались те или иные вердикты).
  5. Основания для подачи прошения в надзорную инстанцию. Какие права жалобщика были нарушены при принятии предыдущих решений.
  6. Направлять в надзорную инстанцию нужно не одну жалобу, а с таким количеством копий, сколько сторон участвует в рассмотрении дела.
  7. Суд будет рассматривать жалобу только при условии подачи вместе с ней копий всех предыдущих судебных вердиктов. При этом существуют определенные требования для подачи судебных решений: это не могут быть ксерокопии или распечатки из электронных источников. Для подачи копий в надзорную инстанцию необходимо заказывать копии судебных решений в канцеляриях тех судов, которыми эти решения принимались. Копии подписываются судьями и работниками секретариата.

Когда подавать


Сроки подачи, в которые нужно уложиться стороне, подающей жалобу, достаточно немалые – три месяца, с момента принятия вердикта кассацией. Но как показывает практика, даже в эти сроки сторона, которая серьезно пишет надзорную жалобу, едва успевает. Поэтому откладывать составление прошения на последние недели нельзя, поскольку только подготовительный период может занять около двух месяцев.

Во время подготовки необходимо:

  1. Собрать заверенные всеми судами копии вердиктов (образец заявления о выдаче копии судебного решения предоставляется в канцеляриях судов).
  2. Ознакомиться с материалами дела (образец ходатайства о предоставлении возможности ознакомиться с делом и снять копии его материалов предоставляется в канцеляриях судов).
  3. Уплатить пошлину за рассмотрение жалобы (образец квитанции об уплате пошлины размещен на сайте ВС РФ).

Сроки подачи считаются соблюденными, если жалобщик передал жалобу с приложенными к ней материалами на почту до наступления дня, следующего за последним днём подачи прошения в надзорную инстанцию.


Основания для подачи документов для пересмотра в порядке надзора законом не предусмотрены. Таким образом, если сторона соблюла сроки и выполнила все формальности, её жалобу обязательно рассмотрят.

Но ведь цель жалобы – не только добиться её рассмотрения. Необходимо приложить все усилия, чтобы Президиум ВС удовлетворил те требования, которые выдвинула сторона. И ни один образец не подскажет, как изложить свою аргументацию так, чтобы она была убедительной для суда.

В данном случае необходимо ориентироваться на нормы процессуального права, которыми определены полномочия Президиума ВС РФ: определить наличие в спорных судебных решениях тех обстоятельств, которые обязывают суд отменить такие решения.

Если жалобщик докажет, что оспариваемые ним вердикты судов нарушили права и свободы человека, которые закреплены в Конституции РФ; нарушили публичные интересы; были приняты вразрез существующей судебной практике, тогда высока вероятность, что судебное решение, содержащее хотя бы одно из перечисленных обстоятельств, будет отменено.


Согласно специальным требованиям процесса, сроки рассмотрения жалобы Президиумом ВС РФ не могут превышать два месяца с момента её регистрации в канцелярии ВС РФ.

По большей части срок, отведенный на надзорный пересмотр, соблюдается, но бывают случаи, когда такие рассмотрения длятся и по полгода.

Результат

Решение надзорной инстанции выступает в силу сразу же после его оглашения и не может уже обжаловаться на территории Российской Федерации.

Ввиду того, что Президиум ВС РФ пересматривает решения как минимум трех судебных рассмотрений, решение надзорной ступени может касаться любого из них. Так, в полномочия надзора входит принятие следующих вердиктов по делу:

  • Оставить все имеющиеся судебные вердикты в силе, а в удовлетворении жалобы отказать.
  • Полностью оставить в силе один из имеющихся судебных вердиктов. Например, надзорная ступень может оставить в силе вердикт первой инстанции, а решение апелляционной и кассационной инстанции отменить. Но это не значит, что у сторон дела появляются основания вновь начинать процедуру апелляционного или кассационного пересмотра. Вердикт надзора окончательный.
  • Направить дело на новое рассмотрение в одну из предыдущих инстанций.
  • Постановить новое решение, отменив все предыдущие.

Принятие решения Президиумом ВС РФ может поставить точку в длительных судебных разбирательствах. А может и стать переворотным моментом, который даст сторонам основания подавать заявления о пересмотре дела по вновь открывшимся обстоятельствам или для обжалования вердиктов российских судов в Европейский суд по правам человека.

​Надзорная жалоба в Верховный суд РФ по гражданскому делу - последняя возможность обжаловать судебный акт. Правда, учитывая очень ограниченный перечень оснований для обращения с жалобой, лишь единицы гражданских дел доходят до этой стадии пересмотра решений нижестоящих судов. Формально подготовить и подать обращение в Верховный суд - несложно. Но очень трудно найти основание и доказать его наличие. Именно на этом и необходимо делать акцент при составлении жалобы.

Какие судебные акты обжалуются в порядке надзора

В Президиум Верховного суда РФ обжалуются:

  1. Принятые в первой инстанции решения судов субъектов федерации (областных, краевых и т.п.), окружных (флотских) военных судов и Верховного суда РФ при условии, что такие решения были рассмотрены в апелляционном порядке на уровне Верховного суда РФ.
  2. Определения Апелляционной коллегии ВС РФ.
  3. Апелляционные и кассационные определения Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ и Судебной коллегии по делам военнослужащих ВС РФ.

Таким образом, пересмотру в порядке надзора судебные акты районных судов и мировых судей не подлежат. Чтобы дела, по которым принимались эти решения, дошли до Президиума ВС РФ, они должны пройти все этапы обжалования - от апелляции до второй кассации в Судебной коллегии по гражданским делам. Однако и в этом случае предметом пересмотра будет не решение местного суда, а последнее решение (решения), принятые на уровне Верховного суда РФ.

Основания для обжалования

Все основания для подачи надзорной жалобы носят принципиальный характер - нарушения должны затрагивать фундаментальные основы права и правоприменения. Здесь несогласие с обжалуемым актом - вторично. Необходимо, чтобы было как минимум одно из трех возможных нарушений:

  • нарушены конституционные или закрепленные международными актами права (свободы) человека и гражданина;
  • нарушены публичные интересы или права неограниченного круга лица;
  • нарушено единообразие толкования и применения правовых норм - в обжалуемом судебном акте есть противоречия разъяснениям Пленума или Президиума Верховного суда РФ.

В надзоре обжалуются исключительно вступившие в силу решения . При этом обратиться в Президиум ВС РФ можно, если не прошло 3 месяца с момента вступления судебного акта в законную силу. Срок восстанавливается, если его пропуск связан с уважительными причинами и их можно подтвердить.

Учитывая практику надзорного обжалования, в большинстве случаев в качестве основания используется нарушение единообразия толкования норм и правоприменения. Этот аспект часто встречается и его, как правило, проще доказать, чем наличие других оснований. Нередко самостоятельно или дополнительно к указанному основанию в жалобах идет ссылка на нарушение публичных интересов. Что касается первого основания, то при его наличии обычно первоначально ставится вопрос, куда обращаться - либо в Верховный суд с надзорной жалобой, либо в Конституционный суд РФ.

Как составить и направить жалобу

Жалоба составляется в письменном виде. И это последний этап подготовки обращения, которому предшествуют:

  1. Изучение материалов гражданского дела, его хода, всех принятых по делу решений, в том числе апелляционного и кассационных.
  2. Определение, какой именно судебный акт требует пересмотра в порядке надзора и в чем должен заключаться пересмотр - отмена этого акта или внесение в него изменений, в полном объеме или в какой-то части.
  3. Определение основания (оснований) для надзорного обжалования - с точки зрения формальных требований ст. 391.9 ГПК РФ и с позиции того, в чем конкретно заключаются нарушения.
  4. Определение возможности доказать наличие оснований для жалобы, перечня и содержания доказательств.
  5. Определение всей совокупности доводов, которые должны присутствовать в жалобе и смогут подтвердить ее законность и обоснованность.

Немаловажно изначально понять, какие цели и задачи должна решать жалоба. Самый очевидный вариант - добиться пересмотра обжалуемого акта путем его отменены или изменения. Однако именно эта цель далеко не всегда ставится в числе приоритетных.

Количество жалоб и дел, рассматриваемых в порядке надзора, невелико. Ничтожно мало, соответственно, и количество удовлетворенных жалоб. Основной массив жалоб по гражданским делам приходится на апелляцию и кассацию, при этом по мере продвижения по стадиям обжалования количество обращений и их удовлетворений кратно сокращается. Это связано не только с тем, что жалобы необоснованы или недостаточно обоснованы. Во многом это связано с тем, что изначально не ставится цель добиться полного удовлетворения жалобы. Очень многие юристы и адвокаты, а также прокуратура обращаются с жалобами (представлениями) в Президиум ВС РФ только для того, чтобы в спорных вопросах, при неоднозначной судебной практике поставить окончательную точку и получить четкую позицию (мнение) высшей судебной инстанции. Так рождаются прецеденты. Так поднимаются и разрешаются вопросы, которые потом становятся предметом разъяснений Президиума и Пленума Верховного суда РФ.

Что должно быть в жалобе:

  1. Наименование суда.
  2. Данные заявителя - ФИО/название организации, процессуальный статус, сведения о месте жительства/нахождении, другая контактная информация.
  3. Данные других участников процесса (по аналогии с заявителем).
  4. Перечисление всех судов, ранее рассматривавших дело, и всех принятых по делу решений, а также их содержание (основные моменты).
  5. Перечисление судебных актов, которые обжалуются в порядке надзора.
  6. Указание оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов.
  7. Доводы и доказательства, подтверждающие обоснованность жалобы, наличие оснований для пересмотра судебных решений и другие аспекты, на которые заявитель ссылается в жалобе.
  8. Просьба, которая адресуется надзорной инстанции - чего хочет добиться заявитель.
  9. Перечень приложений к жалобе.
  10. Дата и подпись.

Если нужно восстановить срок обжалования, ходатайство об этом можно указать в тексте жалобы. Но если это займет много места, нарушит логическую последовательно изложения, усложнит текст, то ходатайство рекомендуется готовить в виде отдельного документа. К этом ходатайству или к жалобе необходимо приложить документы, которые подтверждают наличие уважительных причин пропуска срока.

Для подготовки жалобы часто используются образцы. Как правило, они носят типовой характер, в них нет как такового предметного содержания по существу дела, и есть только основные формулировки, отвечающие процессуальным требованиям. Это своего рода шаблоны. При поиске образцов обязательно обращайте внимание на их актуальность. Основное содержание жалобы нужно будет излагать самостоятельно. Если с этим есть проблемы, вы не знаете, как и чем аргументировать жалобу, сомневаетесь, что все сделаете по правилам - нет смысла работать над документом самостоятельно. В этом случае необходимо (адвокатам), которые подготовят только текст жалобы или все материалы по ней.

Жалобу направляют непосредственно в Президиум Верховного суда РФ. Если вы намерены делать это в электронной форме, предварительно ознакомьтесь с правилами на сайте ВС РФ. Жалобу также можно представить лично - в Приемную Верховного суда РФ (Москва, ул. Поварская, д. 13, подъезд № 2). Или направить Почтой РФ (121260, Москва, ул. Поварская, д. 15).

Судебный надзор является самой последней инстанцией, в которой можно обжаловать вступившее в силу решение, вынесенное судами первоначально, а после пересмотренное в порядке кассации и апелляции. А потому судебное решение, принятое в порядке надзора, пересмотру уже не подлежит.

Основания

Основаниями подачи надзорной жалобы по гражданскому делу в вышестоящий судебный орган должны являться:

Судебный надзор является самой последней инстанцией, в которой возможно обжаловать вступившее в силу решение, вынесенное судами первоначально, а после пересмотренное в порядке кассации и апелляции. А потому судебное решение, принятое в порядке надзора, пересмотру уже не подлежит.

Жалобы в порядке надзора рассматриваются исключительно Верховным судебным органом РФ.

Основания

Подача надзорной жалобы по гражданскому делу в вышестоящий судебный орган должны сопровождаться следующими основаниями:

  • нарушенные свободы и права гражданина, которыми он наделен Конституцией РФ, международными и иными законными актами (это может быть истец, ответчик и иные участвующие лица судебного процесса),
  • нарушенные публичные, общественные интересы широкого круга граждан,
  • неверное истолкование и применение судьями норм российских законных актов.

Рассмотрение

Надзорная жалоба по гражданскому делу разрешается в следующем порядке. Если она подана без нарушений, то поступит на рассмотрение к одному из судей Верховного органа. В противном случае будет возвращена заявителю без рассмотрения. Судья изучает представленные документы, анализирует изложенные в иске доводы и при необходимости запрашивает судебное дело, которого касается жалоба. В итоге он выносит одно из определений: о передаче прошения в Президиум Верховного Суда или об отказе ее туда направить.

Судебный Президиум также изучает жалобу, представленные документы, другие материалы и назначает судебное рассмотрение. Когда кто-то из вызванных не является в суд, это не помешает вынести решение. Принимается оно путем голосования: утверждается то, что поддержано большим количеством голосов.

Как написать

Образец надзорной жалобы по гражданскому делу мало отличается от обычного судебного иска. В ней указываются:

  1. наименование суда,
  2. личные и контактные данные просителя,
  3. сведения о других участвующих лицах,
  4. указание всех судебных органов, ранее выносивших решения по этому делу,
  5. перечисление имеющих судебных постановлений и их суть, какое право они нарушают,
  6. изложение прошения,
  7. дата, подпись.

Документы

В надзорную инстанцию вместе с жалобой нужно представить документы:

  • паспорт просителя,
  • копии всех существующих судебных постановлений по делу,
  • доверенность, если от лица просителя действует представитель,
  • квитанция об уплате госпошлины (в 2015 году для гражданина - 300 рублей, для организации - 6000 рублей),
  • иные документы.

Все их следует представить в количестве экземпляров, равному количеству участвующих лиц.

Сроки

Предельный срок подачи надзорной жалобы - 3 месяца после приобретения судебным актом законной силы.

Срок ее рассмотрения - 2 или 3 месяца, в зависимости от того, запрашивалось ли гражданское дело. Может быть продлен Председателем ВС РФ до 2 месяцев.

На рассмотрение прошения в Президиуме также дается не более 2 месяцев.

Решения

Президиум ВС РФ по результатам рассмотрения жалобы принимает одно из следующих решений:

  • удовлетворяет прошение и направляет дело на новое рассмотрение,
  • пересматривает дело и выносит решение,
  • оставляет жалобу без удовлетворения, а прежние решения судов или хотя бы одно из них - без изменения,
  • прекращает дело,
  • оставляет без рассмотрения жалобу, поданную с нарушениями.

Ф едеральным законом от 04.12.2007 г. № 330-ФЗ «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» (далее - Закон № 330-ФЗ) в гражданско-процессуальное законодательство внесены изменения, которые серьезно затронули порядок подачи гражданами и юридическими лицами надзорных жалоб, а также последующую процедуру судопроизводства. В результате сложилась довольно неприятная ситуация, поскольку даже выпущенные в свет в 2008 году юридические издания сразу же устарели в части описания правил надзорного судопроизводства. Не исключено, что многие в этом году получат из судов малоприятные сообщения о том, что их жалобы поданы несвоевременно, а потому обжалуемое судебное решение никто пересматривать не собирается.

Предлагаемый материал призван уберечь читателя от возможных в сложившихся условиях ошибок при обжаловании вступивших в силу, но тем не менее незаконных и необоснованных судебных постановлений по гражданским делам.

«Обрезание»… законности

Конституционный Суд РФ в постановлении от 05.02.2007 г. № 2-П «По делу о проверке конституционности положений статей 16, 20, 112, 336, 376, 377, 380, 381, 382, 383, 387, 388 и 389 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом Кабинета Министров Республики Татарстан, жалобами открытых акционерных обществ «Нижнекамскнефтехим» и «Хакасэнерго», а также жалобами ряда граждан» указал, что существовавший в российском праве институт пересмотра судебных постановлений по гражданским делам в порядке надзора не противоречит Конституции РФ. Напротив, он позволял ради устранения серьезных ошибок пересматривать вступившие в законную силу судебные акты. Вместе с тем Конституционный Суд отметил, что множественность надзорных инстанций и возможность чрезмерно протяженных по времени процедур обжалования и пересмотра судебных постановлений в порядке надзора приводят к отступлениям от принципа правовой определенности. В этой связи федеральному законодателю было предписано «в разумные сроки установить процедуры, реально обеспечивающие своевременное выявление и пересмотр ошибочных судебных постановлений до их вступления в законную силу, и привести правовое регулирование надзорного производства в соответствие с признаваемыми Российской Федерацией международно-правовыми стандартами».

Проще говоря, Конституционный Суд потребовал, чтобы судебные ошибки выявлялись и исправлялись как можно быстрее, причем уже на стадии апелляции или кассации. Единственным же недостатком сложившейся системы пересмотра дел в порядке надзора являлась, по сути, неповоротливость и неторопливость ряда судебных инстанций. При этом констатировалось, что нет ничего плохого в проверке законности ­вступивших в силу судебных постановлений.

Законодатель довольно быстро отреагировал на предписания Конституционного Суда, но, как представляется, получилось несколько не то, чего добивался суд. Судите сами. Законом № 330-ФЗ были существенно трансформированы нормы Гражданского процессуального кодекса, регулирующие производство в суде надзорной инстанции. Теперь в порядке надзора можно жаловаться только в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу сомнительного судебного постановления по гражданскому делу.

К этому нововведению можно относиться по-разному, но одно ясно - исправить судебную ошибку в России теперь стало гораздо труднее. Во всяком случае, сокращение в два раза срока на надзорное обжалование приведет не только к желанному для судей вышестоящих судов снижению нагрузки на них, но и к тому, что многие наши сограждане просто-напросто окажутся в ситуации, когда законными способами исправить судебную ошибку уже невозможно.

А это плохо, поскольку ни для кого не секрет, что качество рассмотрения дел отечественными судами, к сожалению, оставляет желать лучшего. Причин тому много. Это и некомпетентность, и захлестнувшая страну коррупция, и даже обычная лень, которой люди в судейских мантиях порой подвержены не меньше, чем мы, простые смертные. Поэтому слабо верится, что суды первой, а равно апелляционной и кассационной инстанций станут работать качественнее по той только причине, что сводится к минимуму вероятность последующей отмены принимаемых ими решений.

Полгода на размышление

Поскольку комментируемое изменение закона не совсем вписывается в русло вышеизложенных рекомендаций Конституционного Суда, официальная версия сокращения срока на обжалование сводится к трогательной заботе государства о россиянах. Мол, производство в судах надзорных инстанций обычно затягивается, и наши сограждане, ожидая решения из надзорных инстанций, частенько пропускают шестимесячный срок на подачу жалобы в Европейский Суд. Получается, что для того чтобы люди не лишились возможности прибегнуть к межгосударственным средствам защиты своих прав, их решено серьезно ограничить в возможности отстаивать права в компетентных органах родного государства. А ведь требуется-то всего лишь довести до сведения граждан, например, через СМИ, что для обращения в Европейский Суд им нет нужды дожидаться ответа на надзорную жалобу, а следует делать это сразу (максимум - в течение полугода) после получения на руки кассационного определения суда.

Но оставим на совести законодателей подобную аргументацию, тем более, их еще можно поблагодарить за то, что срок на обжалование они не сократили в четыре раза, то есть до трех месяцев, как это было задумано в первоначальном варианте законопроекта. Сейчас наша задача состоит в том, чтобы минимизировать риски, возникшие в результате вступления в силу новой редакции процессуальных норм. Попытаемся разобраться, как же теперь обжаловать вступившее в законную силу постановление суда по гражданскому делу.

Начнем с исчисления срока. Новая редакция части второй статьи 376 Гражданского процессуального кодекса сформулирована следующим образом: «Судебные постановления могут быть обжалованы в суд надзорной инстанции в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу при условии, что указанными лицами были исчерпаны иные установленные настоящим Кодексом способы обжалования судебного постановления до дня его вступления в законную силу».

Получается, что срок на обжалование начинается с того момента, когда обжалуемое постановление вступило в законную силу. При этом лицо, подающее надзорную жалобу (в данном случае под лицом, обжалующим решение суда, понимается физическое или юридическое лицо), должно документально подтвердить, что оно не сидело без дела, не игнорировало, а в полной мере использовало предусмотренные Гражданским процессуальным кодексом «способы обжалования судебного постановления до дня его вступления в законную силу». Такого рода подтверждение есть не что иное, как приложение к надзорной жалобе надлежащим образом заверенных .

В свою очередь обозначенные в норме «способы обжалования судебного постановления до дня его вступления в законную силу» есть не что иное, как апелляционное обжалование постановлений мирового судьи или кассационное обжалование постановлений федерального суда. Напомню, что такого рода жалобы надо успеть подать до вступления оспариваемого решения в законную силу. Если же этого не сделано, то путь к дальнейшему обжалованию отныне будет закрыт.

Поскольку комментируемые нами изменения закона могут неоднозначно восприниматься даже судьями, Верховный Суд решил дать соответствующие пояснения, для чего Пленум Верховного Суда принял постановление от 12.02.2008 г. № 2 (далее - Постановление № 2). В абзаце 3 пункта 3 По­становления № 2 разъяснено, что «надзорная жалоба и представление прокурора на судебные постановления, не прошедшие стадию апелляционного или кассационного обжалования, подлежат возвращению без рассмотрения по существу определением судьи на основании пункта 5 части 1 статьи 379.1 Гражданского процессуального кодекса как поданные с нарушением правил подсудности, установленных статьей 377 ­Гражданского процессуального кодекса».

Моментом же вступления в силу постановления суда, обжалованного в апелляционном или кассационном порядке, является, в соответствии с частью 2 статей 329 и 367 Гражданского процессуального кодекса, день принятия постановления судом апелляционной инстанции или момент вынесения кассационного определения.

Пример 1

Свернуть Показать

Предположим, мы обжаловали в кассационном порядке решение одного из районных судов Москвы. 15.02.2008 г. Судебная коллегия по гражданским делам Мосгорсуда вынесла кассационное определение, которое в тот же день вступило в силу. Значит, предусмотренный для надзорного обжалования шестимесячный срок начинает исчисляться на следующий день, то есть 16.02.2008 г., а истекает он в соответствующее число последнего месяца данного срока, а именно - 16.08.2008 г. Это значит, что если надзорная жалоба будет сдана в организацию почтовой связи до двадцати четырех часов последнего дня срока, то срок не считается пропущенным, а надзорную жалобу обязаны принять к рассмотрению.

Но в нашем примере получается так, что последний день шестимесячного срока приходится на нерабочий день, ведь 16 августа в 2008 году выпадает на субботу. В подобных случаях днем окончания срока считается следующий за последним днем срока рабочий день, то есть понедельник 18 августа.

А как быть, если срок начал исчисляться, например, 30 августа? Последний месяц срока оказывается февралем, а в нем, как известно, даже в високосный год нет тридцатого числа. В этом и подобном ему случаях срок истекает в последний день последнего месяца шестимесячного срока. Соответственно, при начале течения шестимесячного срока 30 августа истекает он .

И, наконец, нельзя оставить без внимания ситуацию, когда в порядке надзора приходится последовательно обращаться в несколько судебных инстанций. Ведь нет гарантии, что жалоба пролежит в суде довольно долго, «съев» все ставшие теперь столь ценными дни, отведенные на обжалование. Между тем подача надзорной жалобы или представления прокурора в вышестоящий суд надзорной инстанции после получения определения нижестоящей надзорной инстанции об отказе в передаче надзорной жалобы или представления прокурора для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции не влечет исчисления заново полугодового срока. Верховный Суд в Постановлении № 2 предусмотрел подобную перспективу и указал, что «время рассмотрения надзорной жалобы или представления прокурора в суде надзорной инстанции при исчислении… срока учитываться не должно, так как оно не зависит от лица, подавшего надзорную жалобу, или прокурора, подавшего представление».

Требования закона к содержанию жалобы практически не изменились, изложены они в статье 378 Гражданского процессуального кодекса. Практика показывает, что даже опытным юристам небесполезно при подготовке документа иметь перед глазами текст упомянутой статьи. Тем паче сказанное относится к тем, кто не является профессионалом в вопросах права.

Компонуется документ следующим образом. В «шапке», которую обычно размещают в правом верхнем углу листа, указывается наименование суда надзорной инстанции (определяется по правилам статьи 377 ГПК РФ). Кстати, в отличие от апелляционной и кассационной жалоб, которые направляют через тот суд, постановление которого обжалуют, надзорная жалоба подается непосредственно в суд надзорной инстанции.

Здесь же указывается, кто подает жалобу, его место жительства или место нахождения и процессуальное положение в деле. Обязательно указываются и наименования других лиц, участвующих в деле, их место жительства или место нахождения.

В тексте жалобы перечисляются все суды, рассматривавшие дело по первой, апелляционной, кассационной или надзорной инстанции, и краткое содержание принятых ими решений. Далее сообщается, какие именно решения, определение суда и постановление президиума суда надзорной инстанции обжалуются.

Пожалуй, самым сложным, обычно требующим специальных познаний, является указание в тексте жалобы на то, в чем конкретно заключается допущенное судами существенное нарушение закона. В связи с комментируемыми изменениями закона подготовка этой части надзорной жалобы осложнилась. Ведь до недавнего времени, в соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений нижестоящих судов в порядке надзора были просто существенные нарушения норм материального или ­процессуального права.

Теперь же при написании жалобы надо учитывать, что новая редакция закона позволяет суду надзорной инстанции учитывать не любые сущест­венные нарушения, а лишь «повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов».

Каких-либо вразумительных пояснений в этой части не дал даже Верховный Суд. Например, в пункте 6 вышеназванного постановления Пленума Верховного Суда сказано следующее: «… по смыслу статьи 387 Гражданского процессуального кодекса во взаимосвязи с положениями Конвенции о защите прав человека и основных свобод, существенным нарушением, являющимся основанием для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора, в отличие от оснований отмены судебных постановлений в кассационном порядке, может быть признано не всякое нарушение норм материального и процессуального права, из числа указанных в статьях 363 и 364 Гражданского процессуального кодекса.

Отмена или изменение судебного постановления в порядке надзора допустимы лишь в случае, если без устранения судебной ошибки, имевшей место в ходе предшествующего разбирательства и повлиявшей на исход дела, невозможно восстановление и защита существенно нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защищаемых законом публичных интересов.

Принцип правовой определенности предполагает, что суд не вправе пересматривать вступившее в законную силу постановление только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления. Иная точка зрения суда надзорной инстанции на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения судебного постановления нижестоящего суда».

Как видите, даже Верховный Суд, хотя и руководствовался принципом правовой определенности, не сумел найти ее в расплывчатых формулировках закона. Значит, на практике придется самим упражняться в красноречии, не просто указывая в тексте жалобы конкретное нарушение закона, а одновременно сообщать суду надзорной инстанции, как это нарушение повлияло на исход дела.

Так, из текста статьи 387 Гражданского процессуального кодекса следует, что основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права. Соответственно, в жалобе можно написать:

«Судом были нарушены нормы материального права, то есть суд, вынося обжалуемое постановление, не применил предусмотренные Жилищным кодексом РФ правила, подлежащие применению в данном случае…».

Или можно сформулировать так:

«Суд применил при разрешении спора правила Жилищного кодекса, ­не подлежащие применению в данной конкретной ситуации».

Всех вариантов не перечислить, но после описания допущенной ошибки требуется сказать, что она повлияла на исход дела, что без ее устранения теперь не восстановить нарушенных прав, свобод и законных интересов.

Ну а завершить жалобу, адресованную к надзорной инстанции, следует просьбой. При этом надо понимать, что просить можно только то, что в состоянии сделать адресат. Его компетенция определена статьей 390 Гражданского процессуального кодекса и сводится к возможности:

  1. оставить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции без изменения, а надзорную жалобу без удовлетворения;
  2. отменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение;
  3. отменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу;
  4. оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений;
  5. отменить либо изменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело для нового рассмотрения, если допущена ошибка в применении и толковании норм материального права.

Не забудьте!

Прежде всего учтите, что в надзорном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами, рассматривавшими дело, только в пределах доводов надзорной жалобы или представления прокурора. В принципе, в интересах законности суд надзорной инстанции вправе выйти за пределы доводов надзорной жалобы, но надеяться на это не стоит, тем более что суд даже в этом случае не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, ­в которой они не обжалуются.

Не забывайте поставить подпись под жалобой. Надзорная жалоба должна быть лично подписана человеком, ее подающим. Если же это делает его представитель, то к жалобе прилагается доверенность или другой документ, удостоверяющие полномочия представителя.

Если надзорная жалоба уже подавалась в надзорную инстанцию, в ней надо указать на данное обстоятельство и на принятое решение суда.

Обязательно приложите к надзорной жалобе заверенные соответствующим судом копии всех судебных постановлений, принятых по делу. Кроме того, приложите копии самой жалобы, число которых соответствует числу лиц, участвующих в деле.

Сноски

Свернуть Показать