И мы пахали Ирон. Выражение резкой иронии над тем, кто хочет причислить себя к выполняющим или уже выполнившим нужную работу. - Из басни И. И. Дмитриева «Муха» (1803 г.); «Бык с плугом на покой тащился по трудах. А Муха у него сидела на рогах. И Муху же они дорогой повстречали. «Откуда ты, сестра?» - от этой был вопрос. А та, поднявши нос, В ответ ей говорит: «Откуда? - Мы пахали!» Лит.: Толковый словарь русского языка / Под Ред. проф. Д. Н. Ушакова. - М., 1939. - Т. 3. - С. 72; Ашукин Н. С., Ашукина М. Г. Крылатые слова. - М. 1960. - С. 378.

Фразеологический словарь русского литературного языка. - М.: Астрель, АСТ . А. И. Фёдоров . 2008 .

Смотреть что такое "И мы пахали" в других словарях:

    Мы пахали! - Из басни «Муха» (1803) Ивана Ивановича Дмитриева (1760 1837): Бык с плугом на покой тащился по трудах, А Муха у него сидела на рогах, И Муху же они дорогой повстречали. «Откуда ты, сестра?» от этой был вопрос. А та, поднявши нос, В ответ ей… … Словарь крылатых слов и выражений

    Мы пахали! - (Намекъ на лицъ, приписывающихъ себѣ заслуги другихъ.) И. И. Дмитріевъ. Муха. Ср. Мы сбили, мы рѣшили. Тамъ же. Ср. Faire la mouche du coche. См. Муха на возу …

    Мы пахали - ПАХАТЬ, пашу, пашешь; паханный; паша; несов. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    мы пахали! - (Намек на лиц, приписывающих себе заслуги других.) И.И. Дмитриев. Муха. Ср. Мы сбили, мы решили. Там же. Ср. Faire la mouche du coche. См. муха на возу …

    [И] мы пахали - Ирон. О человеке, приписывающем себе чужие трудовые достижения, результаты чужого труда. БТС 566, 788. /i> Выражение из басни И. И. Дмитриева «Муха» (1803 г.). ФСРЯ, 257, 311; БМС 1998, 434. См. МЫ … Большой словарь русских поговорок

    мы пахали - (И) мы паха/ли, ирон. О том, кто хочет показать себя участником какой л. работы, хотя на деле его участие является ничтожным и работа выполнена не им (из басни И.И.Дмитриева Муха) … Словарь многих выражений

    ПАХОТА - обработка земли плугом или сохою под посев. Одна из тяжелейших работ русских земледельцев. Существовали два основных вида пахоты. Первый когда пахали косулей или сохой «в свалку» (иначе это называлось «поле во гряды пашут»), то есть получались… … Русская история

    Сотирих Пантевген - (греч. Σωτήριχος Παντεύγενος; не позднее 1097 г. не ранее 1157 г.) византийский богослов, философ и церковный деятель, диакон собора Святой Софии в Константинополе, наречённый патриарх Антиохийский; учение Сотириха о жертве… … Википедия

    муха на возу - (иноск.) хвастающийся чужими трудами Ср. И козлу недосуг: надо лошадей на водопой проводить. Ср. Муха на рогах вола! отвечая на поклон княгини Дашковой, подумала Екатерина; бегает, суетится... и все, Бог мой, чтобы только сказать, и мы де орали … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Муха на возу - (иноск.) хвастающійся чужими трудами. Ср. «И козлу недосугъ: надо лошадей на водопой проводить». Ср. «Муха на рогахъ вола!» отвѣчая на поклонъ княгини Дашковой, подумала Екатерина; бѣгаетъ, суетится... и все, Богъ мой, чтобы только сказать, и мы… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Книги

  • Римская история в лицах , Лев Остерман. Издание 1997 года. Сохранность отличная. Лица… Личности… Личины… Такова история Рима в своеобразном изложении Льва Остермана: автор анализирует деяния ярких, необычных личностей - политиков,… Купить за 1100 руб
  • Римская история в лицах. В 3 книгах. Книга 1. Республика , Остерман Лев Абрамович. Лица... Личности... Личины... Такова история Рима в своеобразном изложении Льва Остермана: автор анализирует деяния ярких, необычных личностей - политиков, поэтов, полководцев, -…

Басня «Муха» — непреходящий символ деликатной басни Ивана Дмитриева. Ей уже свыше двухсот лет. Все мы не раз слышали выражение «мы пахали», порой не задумываясь о том, откуда оно к нам пришло. А между тем это изречение — из басни Дмитриева «Муха». Оно было подхвачено сразу после опубликования произведения, и вот уже в течение нескольких столетий используется в нашем лексиконе.

Басня Дмитриева «Муха» есть не что иное, как перевод басни французского поэта Пьера Вилье, восходящей, в свою очередь, к античной басне. По другим сведениям – французский автор к басенному жанру никогда не обращался, и произведений, где главным героем была бы муха, у него нет.

Начало басни повествует о Мухе, сидящей на роге у Быка, который после праведных трудов с плугом тащится на покой.

По пути домой Мухе встречается сестра, и на ее вопрос «Откуда ты?», высокомерно заявляет: «Откуда? — Мы пахали». Автор не уточняет, где была Муха во время пахоты: так и ютилась на роге у Быка, пребывая в полном бездействии, или ловко присоединилась к нему во время возвращения домой. Но она не преминула гордо сообщить сестре о сопричастности к делу. В конце произведения – мораль (заключительное рассуждение).

В жизни нам нередко приходится констатировать факт, что кто-то, не имеющий никакого отношение к делу, примазывается к чужим трудовым победам и заявляет (как в басне И.Дмитриева «Муха»): «Мы решили», «Мы сбили».

Да, порой мы сталкиваемся с ситуацией, когда кто-то, совершенно не заботясь об истинном положении вещей, беззастенчиво присваивает себе чужие достижения. Зачем следовать истине, когда можно спокойно хвастануть?

Ответ Мухи — «Мы пахали» пошел в народ и стал некой идиомой. Почему она прижилась? Потому что описанная ситуация слишком типична, она шагает из века в век.

Как стало возможным то, что Муха смогла приписать себе чужие трудовые достижения? Просто потому, что она оказалась рядом, и сумела воспользоваться ситуацией.

Басня Дмитриева «Муха» популярна не только в России, но и в других странах. Так, например, в двух разных вариантах она переведена на немецкий язык. Басня существует в немецком переводе Ганса Бауманна в антологии «Russische Lyrik 1185–1963». Автор второго варианта — Уве Грюнинг.

И.Дмитриев «Муха»

Бык с плугом на покой тащился по трудах;
А Муха у него сидела на рогах,
И Муху же они дорогой повстречали.
«Откуда ты, сестра?» - от этой был вопрос.
А та, поднявши нос,
В ответ ей говорит: «Откуда? - мы пахали!»

От басни завсегда
Нечаянно дойдешь до были.
Случалось ли подчас вам слышать, господа:
«Мы сбили! Мы решили!»

Вопросы к басне И.Дмитриева «Муха»

Сколько героев в басне «Муха»?

Какие слова подтверждают то, что бык — труженик?

Почему Муха решила сказать сестре, что она работала?

Чему учит эта басня?

В заголовке у меня идиома, то есть выражение, смысл которого входящими в него словами напрямую не определяется. Обычно это реплика. Кто-то, например, рассказывает о себе небылицы, примазываясь к тому, что сам не совершал, а слушающий, усомнившись, спросит, подморгнув: «И мы пахали?».

Это выражение на английский и на любой другой язык не переведешь, только на русском оно понятно, поскольку вошло в языковую практику очень давно и прижилось. Этому выражению – подумать только! – более двухсот лет! Оно из басни И. И. Дмитриева, предшественника И. А. Крылова.

«Бык с плугом на покой

тащился по трудах,

А Муха у него сидела

На рогах,

И Муху же они дорогой

Повстречали.

«Откуда ты, сестра?»

– от этой был вопрос.

А та, поднявши нос,

В ответ ей говорит:

«Откуда? –

Мы пахали!»

Почему ответ Мухи вошел в народную речь и прижился в виде идиомы? Несомненно, потому, что описанная в басне ситуация типична, она из века в век бесконечно повторяется. В наше время тоже. Хорошая басня, но я, если бы можно было испросить у автора разрешения, несколько усилил бы ее мораль, заменив почти безобидную Муху зловредным Оводом. Впрочем, возможно, Дмитриев именно Овода и имел в виду. Коль кузнечиков тогда называли стрекозами (вспомним Попрыгунью Стрекозу из басни Крылова), то оводов, наверно, причисляли к мухам.

Переходя от этого вступления к делу, вспомню попутно историю полувековой давности. В Минске, в научно-исследовательском институте разработали технологию получения нового строительного материала. Любознательный и инициативный директор большого производственного комбината заинтересовался этой технологией и задумал наладить выпуск нового материала у себя. Дело потребовало немалых усилий, времени и средств. Планом от министерства оно не было предусмотрено, и этот директор-энтузиаст (еврей, конечно), до того как добился успеха, получал за свою инициативу одни взыскания. Особенно долбил его замминистра, грозил даже уголовным преследованием. Но директор комбината добился-таки успеха, дело пошло хорошо, тогда из министерства последовал приказ о премировании. Директор значился в приказе под номером 2, а под номером 1 с наибольшей суммой премии шел замминистра. Он же первым и поздравил директора, а когда тот сказал что-то в духе морали вышеприведенной басни, замминистра объяснил, что, если бы он так не долбил директора, вряд ли у того всё так хорошо получилось. Образно говоря, если бы Овод не терзал Быка, вряд ли тот мог столь эффективно пахать…

Быка, который па­-хал-трудился у нас в Мексиканском заливе, зовут Би-Пи, British Petroleum. В апреле он оступился – произошла авария на нефтяной платформе. Но как ни тяжела была авария, нас еще более впечатлила работа по ликвидации ее последствий. Наверно, нет в мире корпорации, которая справилась бы с этой работой лучше, чем British Petroleum. Работа, выполненная ее специалистами под полуторакилометровой толщей воды, потрясает воображение – это на грани фантастики! Пусть не всё сразу получалось, пусть не с первой попытки, а со второй, с третьей, но делалось всё с умом, с умением, профессионализмом и открытостью, предвещавшими успех. Не буду здесь останавливаться на впечатляющих подробностях, поскольку уже отдал им должное в статье, опубликованной ранее («ЕМ» № 945). Там же, если читатель помнит, была выражена и горечь по поводу непомерных нападок на корпорацию – вместо оказания ей хотя бы моральной поддержки.

Тон нападкам на British Petroleum задавал сам президент Барак Обама, инициировавший буквально травлю главы корпорации Тони Хэйуорда. Он бы его уволил, заявил наш президент. До «мочить в сортире» не дошло, но «дать пинка под зад» уже было, и Хэйуорда уже спрашивали, не боится ли он ареста в связи уголовным расследованием, начатым американской прокуратурой. Нападки на British Petroleum и угрозы исков обрушили курс акций корпорации, сократили приток средств от инвесторов и вынудили корпорацию продавать свои активы. Сложилось впечатление, что кому-то в угоду корпорацию вытесняют с американского рынка. В связи с этим возникли даже трения в отношениях с Великобританией.

Но как только у British Petroleum наметился успех, тут же претендентом на главную премию выходит президент Обама: «Операция по полной остановке утечки проходит успешно… Основная часть разлившейся нефти была нейтрализована с помощью химикатов или откачана из воды… Длительная борьба с последствиями аварии в Мексиканском заливе близка к завершению». Глава президентского штаба по ликвидации последствий аварии адмирал береговой охраны Тэд Аллен сообщил, что он дал British Petroleum разрешение начать закачку цемента в аварийную скважину. Можно подумать, что корпорация British Petroleum работала под его мудрым руководством – мы, дескать, пахали! «Мы в высокой степени уверены, что течи не будет», – сказал адмирал на совместном брифинге с официальным представителем Белого дома Робертом Гиббсом. Будто их уверенность сопоставима с компетентностью специалистов корпорации.

Ну, хорошо, отлегло от сердца. А что теперь будет с корпорацией, добывавшей у нас нефть, отчислявшей от своих доходов огромные деньги в наш бюджет и, главное, реально показавшей способность и готовность избавить нас от необходимости платить за импортируемую нефть спонсорам терроризма? Ощутив здесь дискомфорт, British Petroleum ищет теперь удачи в России. Несмотря на печальный для нее опыт общения с российским режимом в недалеком прошлом, корпорация, похоже, предпочтет Америке Россию – Тони Хэйуорд уходит туда, в совет директоров российко-британской корпорации ТНК-ВР. На фоне нынешних российских реалий трудно предположить, что надежды British Petroleum на успех новых планов в России имеют твердое основание, но, увы, почти то же можно сказать и об американской перспективе.

Тревогой за будущее системы энергетической безопасности Америки дышит недавно разосланное обращение группы Energy Citizens, организованной при American Petroleum Institute в Вашингтоне. «Нефть и природный газ – наш жизненно важный энергетический ресурс, – говорится в обращении от имени девяти миллионов работников этой индустрии, – и мы должны делать всё возможное для удовлетворения нужд Америки в этом энергетическом ресурсе. Это наша работа. Миллионы американцев зависят от нас, каждая американская семья. И, что особо важно, каждый баррель добытой в Америке нефти или соответствующая мера добытого у нас природного газа – это на баррель уменьшение импорта энергоресурсов из зарубежных источников. Это поддерживает нашу экономику, конкурентоспособность и обеспечивает национальную безопасность».

Если корпорация British Petroleum вновь обратила свои взоры за океан, то это значит, что уж очень ее здесь, в Америке, допекли и запугали. Но и в России ее ждут, несомненно, невзгоды. «Оводы» там крупнее и пострашней американских, пахарям нет от них жизни. Возьмем, к примеру, ЮКОС. Там пахали вчерашние комсомольцы, истосковавшиеся по настоящему делу, и в относительно короткий срок они добились впечатляющих результатов. Но их ограбили. Кто же там теперь пашет? Пашут мнимые пахари, рейдеры, причем не ту уже ниву.

«Мне не стыдно перед гражданами, которые голосовали за меня дважды, избирая на пост президента Российской Федерации, – говорил Владимир Путин, когда уходил на посты национального лидера и премьер-министра. – Все эти восемь лет я пахал как раб на галерах». Скажу иначе: на галерах он не пахал, а загребал, а если где пахал, то на российской ниве да по молодой поросли, дававшей России надежду. Ограбив и разрушив ЮКОС, он эту надежду так глубоко запахал, что всходов в обозримом будущем ждать не приходится.

Россия во мгле. Не смог и дым, закрывающий небо, имею в виду, не пожары, с которыми «вставшая с колен» страна никак не может справиться, а общее состояние. Впрочем, и пожары тоже, отчего они? Не только от жары. Еще и от бесхозяйственности – за годы, пока Путин «на галерах», за лесами не было ухода, они заброшены, противопожарные просеки заросли. И вот выгорает российская деревня, теперь уже окончательно. «Догорай, моя лучина, догорю с тобой и я», – тоскливо поет Россия, и не остается надежды на возрождение российского села. Те дома, которые Путин взялся строить для погорельцев с пиар-показом их по телевидению, – это не более чем пресловутая потемкинская деревня. Когда же премьер-министр садится за штурвал самолета, чтобы лично погасить два лесных пожара в Рязанской области, это уже явный перебор в пиаре, от которого всем становится ясно, до чего он довел Россию.

Кстати, отчего в России такая выдалась жара? Отчего такая засуха, что треть ожидавшегося урожая погибла? Глобальное потепление, парниковый эффект? Но в других местах планеты не засуха теперь, а проливные дожди и наводнения. В Западной Европе, например, лето относительно прохладное. Значит, потепление не глобальное, а локальное. И явно оно не антропогенное, то есть вызвано отнюдь не выбросами углекислого газа в атмосферу, ибо эти выбросы за годы путинского правления не выросли, теперь они ниже тех, что были в 1990 году, и Россия, остановившись в промышленном развитии, продает другим странам квоты на выброс углекислого газа согласно нормам Киотского протокола, получая от этого маленькую добавку к основному доходу от продажи энергоресурсов.

Возвращаясь к российским пожарам, заметим, что после того как огнем в Подмосковье была уничтожена база Военно-морского флота, президент Медведев предупредил главкома ВМФ о неполном служебном соответствии. В системе вооруженных сил это самое грозное взыскание, за которым уже только увольнение. Между тем, если объективно и по совести, предупреждения о неполном служебном соответствии заслуживают оба из правящего тандема: и мнимый пахарь на галерах, и его местоблюститель. Пока они правят, Россия гибнет.

«Россия во мгле», – так назвал Герберт Уэллс свою книгу впечатлений от посещения России в 1920 году. В годы хрущевской «оттепели» ее переиздавали, и мы могли ее читать. Интересно, что даже названия ее глав теперь звучат почти что актуально и вызывают близкие нашим дням ассоциации: «Гибнущий Петроград»; «Потоп и спасательные станции»; «Квинтэссенция большевизма»; «Сози­да­тель­ная работа в России»; «Петроградский совет»; «Кремлевский мечтатель»; «Заключение». Вот фразы из концовки книги: «Это высший путь к коллективизму для немногих, в отличие от низшего пути, которым идут массы… Возможно, что эта участь постигнет всю современную цивилизацию… Так я толкую письмена на восточной стене Европы»…

Увы, заключаю я с горечью, те же письмена порой проступают уже и на западных стенах.

«Мы пахали!» — фраза из басни «Муха» И.И.Дмитриева, известная многим. Часто педагоги просят учеников привести примеры жизненных ситуаций, похожих на ту, что описана в этой басне.

Когда вспоминают фразеологизм «Мы пахали», почему спустя столетия, он у многих на слуху? Как мы уже сказали, это выражение из . Его употребляют в том случае, когда речь заходит о человеке, не принимавшем участие в какой-либо работе, но заявляющим, что он тоже трудился.

Примером реальной, жизненной ситуации, подобной в басне, может быть следующая. Обратимся к труду Владимира Маяковского, посвященному «Мухам» оппозиции на съезде Советов.

Все обсуждают:
«Ох, да ах, да как,
да советская власть не плоха ли?!»
А доедем, —
у измученного вола на рогах
первые заорут: «И мы пахали!!»

Нередко задаётся вопрос: какая пословица подходит к басне «Муха»? Можно ответить так: «Битый небитого везёт». В роли «битого» – загнанный бык, который «тащился по трудах», в роли «небитого» — Муха, которая ничего не делала, но смогла мгновенно среагировать и ответить другой Мухе, что она пахала.

Бык у Дмитриева – это олицетворение всепоглощающего труда, а Муха – пример такого явления, как ловкачество (она ловко приписала себе чужие достижения). Муха лжива, хвастлива, любит набить себе цену, воспользоваться ситуацией.

Читая басню, мы понимаем, что подобные ситуации случаются и в наше время. Когда в каком-либо классе или аудитории идёт обсуждение басни Дмитриева «Муха», присутствующие живо откликаются на происходящее, активно реагируют, вспоминая похожие случаи. Это говорит о том, что такие явления в нашей жизни имеют место быть. Века прошли, но проблемы остались.

Чему учат нас басни Дмитриева? Многим вещам. Умению быстро разобраться в ситуации, не лгать, не быть посмешищем. Учат дружбе, трудолюбию, усердию, благородству, не принимать все за чистую монету, благодарности, доброте, отзывчивости, честности.

Басни Дмитриева, как и любые другие басни, воспитывают человека «не напрямую» — наставлениями, замечаниями, убеждениями, а как бы «со стороны», предложив ему, посмотреть на себя сквозь призму маленького театрализованного действия, придуманного автором. Умный рассказчик, приятный повествователь Дмитриев превратил басню в маленькую комедию, чтобы просмотрев её, мы сделали соответствующие выводы.

Бык с плугом на покой тащился по трудах;
А Муха у него сидела на рогах,
И Муху же они дорогой повстречали. «Откуда ты, сестра?» - от этой был вопрос.
А та, поднявши нос,

От басни завсегда
Нечаянно дойдёшь до были.
Случалось ли подчас вам слышать, господа:
«Мы сбили! Мы решили!»

«Муха». Дмитриев считал, что басня должна удовлетворять требованиям изящного вкуса и быть приятной для чтения и слуха. Её нужно освободить от грубости языка, сделав его правильным и придав ему лёгкость, красоту, поэзию. Баснописец, по мнению Дмитриева, не моралист, которому лишь одному доступна истина, а добрый друг и мудрый советчик. Он исходит не столько из всеобщего народного опыта, сколько из личного. Поэтому в басни Дмитриева вошли личные чувства, часто домашнего свойства. Баснописец вёл беседу с читателем, исключающую сатиру или громкий негодующий смех, но содержащую важные моральные истины.

Эта характеристика относится и к басне «Муха», одной из лучших в творчестве Дмитриева. Для этой басни Дмитриев взял сюжет из крестьянской, сельской жизни. Известно, сколь тяжёл труд в деревне, а пахота земли особенно тягостна. Раньше крестьяне вспахивали землю на лошадях или на быках. После трудового дня уставший и обессилевший Бык в басне Дмитриева медленно идёт домой. Баснописец выбирает для нужной ему картины выразительное слово «тащился», передавая усталость Быка, еле-еле передвигавшего ноги. На рогах у Быка сидела Муха, которая, конечно же, ничего не делала, но видела, как тяжело приходится Быку вскапывать землю. Но именно Муха приписывает себе равные с Быком заслуги: она, мол, тоже работала, тоже пахала. И даже гордо хвастается перед другой Мухой своими мнимыми трудовыми подвигами, не имея на то никаких оснований. Дмитриев, желая подчеркнуть лживые и пустые слова Мухи, ввёл выражение «поднявши нос»:

А та, поднявши нос,
В ответ ей говорит: «Откуда? Мы пахали!»

Слова Мухи «Мы пахали!» стали со времён Дмитриева крылатыми и вошли в народный обиход, в нашу речь: так стали говорить о всяком человеке, который стремится, не прилагая никаких усилий, присвоить себе чужие труды. Басня, следовательно, имеет в виду не только крестьянский или полевой труд, а всякую деятельность - физическую или умственную. В ней порицаются люди, которые, будучи бездельниками, мнят себя великими тружениками.

Ответы на вопросы по басне Дмитриева «Муха»

1. Благодаря каким словам мы узнаём, что трудился только Бык, а не Муха?

Что трудился только Бык, а не Муха, мы узнаём из глаголов, относящихся к этим героям: Бык «тащился» (это слово передаёт вялость Быка), а Муха «сидела» (и ничего не делала) и при всем этом ещё и задирает нос (что подчёркивает лживые, пустые слова Мухи).

2. Является ли выражение «Мы пахали!» многозначным?

Да, выражение «Мы пахали!» является неоднозначным. Прямое значение: мы работали на поле. Переносное: со времён Дмитриева так стали гласить о всяком человеке, который стремится, не прилагая никаких усилий, присвоить чужие труды.