Государственная собственность состоит из всего имущества, которое на праве собственности принадлежит Российской Федерации и ее отдельным субъектам.

Государственная собственность обладает рядом особенностей. такой собственности выступает само государство, а управление имуществом сосредоточено в ведении органов госуправления и специально уполномоченных юридических, а также физических лиц.

Государственное образование полномочия собственника может осуществлять посредством издания правовых актов. Так, РФ имеет право собственности на любое имущество, включая изъятое из оборота, а субъекты РФ - на любое имущество, кроме такого, которое относится к исключительной собственности Российской Федерации.

Государственная собственность может приобретаться только способами, характерными исключительно для государства (реквизиция, национализация, принудительное изъятие имущества на возмездной основе, конфискация, налоги и пр.). Госсобственности присуще такое основание прекращения существования этого права как приватизация (отчуждение имущества из муниципальной и государственной собственности в частную собственность юрлиц и граждан в соответствии с положениями законодательства).

Государственная собственность состоит из двух частей. Первой является распределенное государственное имущество, под которым нужно понимать собственность государства, закрепленную за унитарными госпредприятиями и учреждениями на правфх либо хозяйственного ведения. В этом случае имущества по распоряжению, пользованию и владению являются частично ограниченными. Ко второй относится нераспределенное государственное имущество, называемое казной.

Особое положение госсобственности обусловлено самой ее природой, определяющей существование государства. Необходимые для государственных расходов средства приобретаются различными способами. Два основных сводятся к следующему: выделение госимущества из народного достояния, требование от граждан выделения части их имущества государству.

Имущество государства состоит из разных видов доходной собственности: поземельной, промышленной и т.д.

Законодательство называет объектами федеральной государственной собственности объекты, которые являются достоянием государства; объекты оборонной производственной сферы; объекты, которые необходимы для обеспечения деятельности федеральных органов власти и решения общегосударственных задач; объекты, от которых зависит обеспечение жизнедеятельности народного хозяйства; другие объекты стратегической важности (фармацевтические, медико-биологические, спиртопроизводящие предприятия).

По закону ряд объектов, относящиеся к федеральной собственности, может передаваться в собственность отдельных субъектов Российской Федерации. К ним относятся крупные хозяйства, учреждения здравоохранения, учреждения народного образования, предприятия энергетического и атомного машиностроения, научно-исследовательские организации, предприятия радиовещания и телевидения и др.

Защита государственной собственности в политике страны является одним из важнейших факторов обеспечения ее экономической самостоятельности и независимости. Система собственностью нацелена на создание мощных экономических стимулов для рациональной организации использования и дальнейшего воспроизводства госсобственности. На сегодняшний день в России имеется проблема отсутствия ответственности за эффективность организации и контроля за использованием, преобразованием и воспроизводством госсобственности.

Термин Государственной собственности представляет собой принадлежность в экономическом отношении имущества государству. Согласно ст.212 ГК РФ подразумевается особенности приобретения, прекращения и осуществление прав собственности на определенное имущество. Поэтому не стоит считать особой формой собственности Государственную собственность как юридическую категорию, ибо она является экономической. Регламентируется как особенности правового режима гражданских прав на объекты собственности, но не означает особенность содержания правомочий собственника имущества. Государственная собственность отличается от частных собственников наличием особых функций, которые позволяют определять порядок реализации права собственности, которое ему принадлежит. Также отличается осуществления своих правомочий согласно общественным интересам.

Государственная собственность Российской Федерации длительное время была ведущей формой собственности, которая отличалась большим удельным весом. Отметим, что концентрация собственности в государственную форму, привело к ограничению сферы имущества и прав других собственников. Исключение собственности частной формы не дает положительных результатов.

Сегодня закреплено законодательством (ст.2 ГК РФ) равенство между всеми участниками гражданских прав и отношений, также включая и государство. Равенство субъектов в отношении прав на собственность, явились условия ограничения государства некоторых преимуществ. Это, например, отказ от невозможности распространить исковую давность согласно требованиям возврата имущества государства из незаконного владения и определенных других льгот. Также условием равенства субъектов прав на собственность выступает закрепление равных прав всех собственников по защите своего имущества (п.4 ст.212 ГК РФ).

Действующее на сегодняшний день законодательство определяет частную и государственную собственность как составляющие по отношению к экономике, они не имеют политической окраски.

В образовавшихся сложных экономических отношениях государственная собственность РФ определяет форму собственности, которая имеет цель присвоения имущества народу. Она обособлена от собственности других граждан и организаций. Конституционное положение выступает основой совпадения интересов государства и народа в присвоении материального благосостояния. Таким образом, согласно (ч.1 ст.3 Конституции РФ) единственным носителем и источником собственности является многонациональный народ Российской Федерации. На данный момент осуществляется разделение и реформирование прав на владения объектами федеральной собственности.

История Государственной собственности РФ

Согласно истории России, первоначальной формой собственности выступала коллективная собственность, то есть родовая и общинная. После разделения труда в обществе появилось неравенство среди владения имуществом, так появилась частная собственность. И только после организации государства появилось имущество, входившее в права владения государства. Но при появлении новых форм собственности, старые не уничтожались.

В случае, когда Россия до окончания 20 века считалась аграрной страной, главной формой собственности являлась государственная и земельная общинная. А частная собственность напротив, имела слабое развитие. Большую роль занимала собственность церквей, а в последних годах 19 века стала появляться форма собственности корпоративная.

Государство России с самого начала своего образования считалось основным владельцем собственности земли, также способно было глубоко влиять на политику организации разных форм собственности. Так, крестьяне имели право пользоваться земельной собственностью на правах владения.

В конце 17 начало 18 века берет свое активное развитие мануфактурная промышленность, так начинают образовываться государственные предприятия. Законы, введенные в период империи (1835 г.), стояли в защите прав на частное имущество, регламентируя ее потомственной, значит, вечной. Но, ни смотря на это, большая часть земельных ресурсов принадлежали государственной собственности. В период становления СССР собственность, принадлежавшая государству, имела высокую форму, входящая в состав экономической системы.

Современный этап государственной собственности характеризуется наличием мощной материально-технической базы. Это составляющая основы экономики народнохозяйственного комплекса России. Характерны взаимосвязь и централизация каких-либо звеньев производства, также имеет новый уровень технической оснащенности.

Виды и формы Государственной собственности РФ

К собственности государства Российской Федерации относятся:

Состоящие в основе богатства нации объекты, такие как объекты историко-культурного наследия и природного, художественные ценности и объекты природы, природные ресурсы, территориальные воды, ресурсы континентального шельфа;

Объекты, которые служат обеспечением функционирования органов федеральной власти, решением и управлением общих задач России - казна государства Российской Федерации, разные войска и принадлежащее вооруженным силам имущество, предприятия, республиканские средства бюджета РФ, пенсионный фонд, фонды социального страхования и другие внебюджетные, золотые запасы, валютный и алмазный фонды Российской Федерации и др.;

Оборонные объекты;

Объекты, обеспечивающие в целом жизнедеятельность отраслей народного хозяйства, а также его других отраслей;

Автомобильные дороги федерального назначения, принадлежащие общему пользованию, а также обслуживающие эти дороги предприятия. Такие как телевизионные и радиопередающие центры, предприятия связи, конные и племенные совхозы и заводы, семенные инспекции, лаборатории, сортоиспытыющие сельскохозяйственные культуры;

Прочие объекты - предприятия направленные на фармацевтическую промышленность, медико-биологическое производство препаратов, предприятия, производимые ликероводочную и спиртовую продукцию.
В Российской Федерации государственная собственность различается по трем уровням:

Собственность федеральная означает собственность в целом;
. собственность субъектов Российской федерации, то есть республик, областей, автономных областей и округов, краев и федеральных городов.

Собственность муниципальная обозначает владение и пользование собственностью на уровне отдельных городов, округов, сел и др. Москва и Санкт-Петербург не относятся к муниципальному праву собственности, они являются субъектами федерации.

Главными органами, которые располагают правами в управлении и распоряжении объектов собственности государства Российской Федерации, являются губернаторы, меры, главы администраций.

Государственная собственность разделяется на две части, одна из них закрепляется за юридическими субъектами государственного уровня, при этом имеют ограниченные, но самостоятельные права ведения хозяйства и оперативного управления. Такое «распределенное» имущество государства является составляющей базы, которая принимает участие в качестве и обороте самостоятельных юридических субъектов. Такая государственная собственность не может выступать обеспечением покрытия имеющихся обязательств государства, потому как юридические субъекты (организации и предприятия) не отвечают за долги и обязательства учредившего их государства. Своей собственностью они могут отвечать только по своим кредитным обязательствам.

Вторая часть государственной собственности Российской Федерации имущество, которое не считается закрепленным за предприятиями и учреждениями государственного назначения («нераспределенное» имущество государства) - это средства бюджета, составляющие казну государства или другого государственного образования. Согласно Гражданскому Кодексу под термином «казна» понимается «нераспределенное» имущество государства, но никак не казначейский орган. Такая собственность государства может выступать в качестве объекта по взысканию долгов и обязательств государства-собственника

То, что Россия обозначается переходом к рынку, совсем не значит отмену собственности государства. Государственные управленческие органы являются субъектами прав на собственность. Объектами этой собственности могут выступать разное имущество. Согласно п.4 ст.214 ГК РФ государственная собственность, то есть имущество закреплено за предприятиями и учреждениями государственного назначения, они могут им пользоваться, владеть и распоряжаться. Доминирующее назначение обладает в энергетических отраслях, фундаментальной науке, производстве оборонного товара и др.

Функции Государственной собственности РФ

Важную роль играет государственная собственность, выполняя социальные функции, в функционировании и обеспечении стабильности экономики:

Обеспечение материальных предпосылок для устойчивости воспроизводства капитала общества;

Дает возможность государству Российской Федерации существовать как самостоятельный элемент в правах и отношениях экономики с субъектами другой собственности внутри своей страны, а также за ее рубежом;

Создает функционирование отраслей капиталоемких, экономических сфер и производств, которые имеют высокое обобществление, требующих непосильное для частных сфер капиталовложений (информационная современная связь, безопасность экономики, космическая промышленность и др.);

Обеспечение функций социальной, не являющейся коммерческой, производства и сферы благ общественности, национальной безопасности;

Служит методом сглаживания кризисных ударов, тем самым мобилизуя ресурсы на высокий уровень с помощью понижения ставки налогов, используя при этом резервные фонды государства. Также организует интервенцию товарных закупок, которая помогает ускорить уровень освоения технологий, при этом национализируя имущество предприятий, которые обанкротились.

Задачи и цели Государственной собственности РФ

На ряду сложившейся ситуации в экономическом и социальном отношении, назревает необходимость пересмотреть приоритеты и принципы распоряжения и управления имуществом государства РФ, также существует необходимость в усилении контроля и регулирования экономического сектора государства. Это не стоит понимать как усиление государственной роли в политике увеличения объемов собственности государства в пространстве экономики.

На данный момент времени существует потребность государства в создании стройных, логических и экономически выверенных критериев, согласно которых те или другие объекты государственной собственности участвуют в выборе осуществления управления государством, которое стоит на базе детального и жесткого регламентирующего механизма по контролю и управлению собственностью государства.

Целями государственной собственности выступают:

Увеличенная доходность бюджета федеративного назначения, основанная на эффективности управления собственностью государства;
. оптимизирование структуры государственной собственности согласно интересам преследуемых обеспечение предпосылок роста экономики;
. максимальное вовлечение объектов собственности в совершенствование процесса управления;
. применение активов государства для инвестирования сектора экономики;
. увеличение конкурентоспособности организаций коммерческого назначения, увеличение экономико-финансовых показателей, согласно внутренним преобразованиям, а также прекращение функций, которые им не свойственны.

Для осуществления этих целей органам федеральной исполнительной власти следует решить следующие задачи:

  • Инвентаризация объектов собственности государства в полном объеме;
  • Увеличить эффективность управления имущества, используя современные методы и инструменты процессов управления;
  • Классифицировать объекты собственности;
  • Оптимизировать объекты управления;
  • Обеспечить права государству участника некоммерческих и коммерческих организаций;
  • Установить контроль за сохранность и использование государственной собственности.

Следует сделать вывод, что данные задачи станут приоритетными всем федеральным органам. Установится ответственность этих органов за реализацию полномочий и управления, предоставленных им.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Государственная собственность

В российском законодательстве государство традиционно считается особым, самостоятельным объектом права наряду с юридическими лицами и гражданами. В этом качестве оно может быть и субъектом права собственности (собственником). Важными особенностями правового положения субъектов права публичной собственности являются, во-первых, наличие у них особых, властных полномочий (функций), позволяющих им принимать нормативные акты, которые регламентируют порядок осуществления принадлежащего им права собственности; во-вторых, осуществление этого права в публичных (общественных) интересах.

Право государственной собственности характеризуется множественностью субъектов, в роли которых выступают РФ в целом (в отношении имущества, составляющего федеральную собственность) и ее субъекты - республики, края, области и т.д. (в отношении имущества, составляющего их собственность). Следовательно, субъектами права государственной собственности выступают именно соответствующие государственные (публично-правовые) образования в целом, т.е. РФ и входящие в ее состав республики, края, области и т.д., но не их органы власти или управления (п. 3 ст. 214 ГК РФ). Последние выступают в имущественном обороте от имени соответствующего государственного образования и в соответствии со своей компетенцией осуществляют те или иные правомочия публичного собственника (ст. 125 ГК РФ).

Рассмотрим пример из арбитражной практики. РФ в лице Росимущества России обратилась в Высший Арбитражный Суд РФ с иском к Иркутской области о признании за РФ права собственности на 1 906 723 080 акций Иркутского ОАО энергетики и электрификации, составляющих 40% уставного капитала АО. Иркутская область предъявила встречный иск к РФ о признании права общей долевой собственности РФ и Иркутской области на те же акции. Решением от 5 февраля 2007 г. основной иск был удовлетворен, во встречном иске было отказано. Вместе с тем, решением суда за Иркутской областью признано право на пользование, владение и распоряжение, включая осуществление прав акционера, 738 855 193 акциями (15,5% уставного капитала) ОАО «Иркутскэнерго», находящимися в федеральной собственности, без права отчуждения, залога, а также передачи функций по управлению ими. Данное решение было опротестовано. Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ счел, что протест подлежит удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с ГК РФ (ст. 142), Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах» (ст.ст. 2, 31), Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (ст. 29) права, закрепляемые акциями, принадлежат собственнику акций и не могут быть переданы иному лицу без его воли. Ссылка в решении суда на договор от 27 мая 1996 г. «О разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти Иркутской области и входящего в ее состав Усть-Ордынского Бурятского национального округа», предусматривающий, как сказано в решении, возможность передачи во владение Иркутской области части спорного пакета акций для осуществления прав акционера (без права отчуждения указанных акций путем продажи, передачи в залог и управление без согласия РФ как собственника), не может служить основанием для признания решения в этой части законным. Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ постановил: решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 февраля 2007 г. изменить. Исключить из решения положения, касающиеся признания за Иркутской областью права пользование, владение и распоряжение, включая осуществление прав акционера, 738 855 193 акциями (15,5% уставного капитала) ОАО «Иркутскэнерго», находящимися в федеральной собственности. В остальной части решение оставить без изменения.

В качестве объектов права государственной собственности могут выступать различные виды недвижимости, включая земельные участки, предприятия и другие имущественные комплексы, жилищный фонд и нежилые помещения, здания и сооружения производственного и непроизводственного характера, а также оборудование, транспортные средства и иные «средства производства» и предметы бытового, потребительского характера. В состав публичного имущества входят и принадлежащие публично-правовым образованиям ценные бумаги, в частности акции приватизированных предприятий, ставших АО, вклады в банках и других кредитных учреждениях, иностранная валюта и валютные ценности, а также памятники истории и культуры.

Объекты государственной собственности распределяются между РФ и ее субъектами. Все государственное имущество предполагается федеральным. Последнее разделено на исключительно федеральное и на имущество, которое может быть передано в собственность субъектов Федерации. Субъекты Федерации вправе передавать находящиеся в его собственности объекты в муниципальную собственность.

Имущество, не закрепленное за предприятиями и учреждениями (нераспределенное государственное имущество), прежде всего средства соответствующего бюджета, составляет государственную казну. Под казной закон понимает именно нераспределенное имущество, а не государственный орган (казначейство). Такое имущество может быть объектом взыскания кредиторов государства по его самостоятельным обязательствам (п. 1 ст. 126 ГК РФ).

В перечне объектов, составляющих государственную казну, на первом месте стоят бюджетные средства. Они в первую очередь и составляют реальный объект такого взыскания, а также служат источником дополнительной ответственности государства по долгам его учреждений (или казенных предприятий) при недостатке у них денежных средств (имущества) для расчетов со своими кредиторами. Наряду с бюджетом казну составляют средства соответствующих внебюджетных фондов. Внебюджетные целевые государственные и муниципальные фонды - новое звено финансовой системы РФ, появившееся в начале 1990-х гг. При формировании этих фондов был использован зарубежный опыт. Внебюджетные целевые фонды создаются соответствующими представительными или исполнительными органами государственной власти и местного самоуправления. Их средства должны направляться на определенные цели соответственно своему предназначению. К ним относятся, в частности, такие социальные фонды, как Пенсионный фонд РФ, Фонд государственного социального страхования РФ, Фонд занятости населения РФ, фонды обязательного медицинского страхования, сформированные во исполнение требований законодательства. Появились и другие внебюджетные целевые фонды, в том числе на основании актов Правительства РФ. Они образуются как за счет обязательных платежей юридических и физических лиц, так и за счет поступлений на добровольной основе. В установленных законодательством случаях в них могут направляться и бюджетные средства. В целом внебюджетные фонды призваны увеличить финансовые ресурсы государства и обеспечить их наиболее эффективное и целесообразное использование.

Закон специально оговаривает, что находящиеся в публичной собственности земля и другие природные ресурсы могут стать объектом взыскания кредиторов соответствующего образования только в случаях, прямо предусмотренных специальным законом (абз. 2 п. 1 ст. 126 ГК РФ).

В государственной собственности могут находиться любые виды имущества, в том числе вещи, изъятые из оборота или ограниченные в обороте (п. 2 ст. 129 ГК РФ). К числу вещей, составляющих объект исключительно федеральной собственности, по действующему законодательству относятся ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны РФ, некоторые особо охраняемые природные объекты (заповедники, например), особо ценные объекты историко-культурного наследия и некоторые художественные ценности, большинство видов вооружений и объектов оборонного значения, оборудование некоторых важнейших предприятий и учреждений. Эти виды имущества, как правило, изъяты из оборота.

В федеральной собственности находится и имущество, которое при определенных условиях может переходить в собственность других лиц. К этой категории следует, например, отнести имущество «государственной казны РФ», состоящее из средств федерального бюджета и внебюджетных фондов, золотого запаса, алмазного и валютного фондов и имущества Центробанка РФ, а также имущество, находящееся в государственном резерве.

Некоторые виды недвижимостей, прежде всего природные ресурсы, могут находиться только в государственной собственности. К ним относятся участки недр, природные лечебные ресурсы (минеральные воды, лечебные грязи и т.п.). В соответствии с п. 2 ст. 214 ГК РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований, являются государственной собственностью. Таким образом, данные природные объекты не могут стать бесхозяйными, ибо установлена законная презумпция (предположение) нахождения их в государственной собственности. Эти виды имущества могут быть объектом частной и даже муниципальной собственности лишь в той мере, в какой это прямо допускается государством. Все это связано не с особой повышенной правовой охраной государственной собственности (как было в прежнем правопорядке), а с особым публичным интересов к использованию такого рода объектов.

Статья 8 ЛК РФ устанавливает, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством. Граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесном фонде, собирать для собственных нужд плоды, ягоды, орехи, грибы, лекарственные растения, охотиться. Однако это может быть ограничено на основе законодательства субъектов Федерации (источника права) в интересах пожарной безопасности лесов или ведения орехово-промыслового, лесоплодового либо лесосеменного хозяйства.

В соответствии со ст. 1.2 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. №2395-1 «О недрах» (в ред. от 26.07.2010), недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия (ст.ст. 113-115 ГК РФ) - это такие коммерческие организации, которые не наделены правом собственности на закрепленное за ними имущество. Собственником этого имущества является государство или местное сообщество (муниципалитет). Природа государственных и муниципальных предприятий находит свое выражение в их фирменном наименовании, которое должно содержать указание на собственника их имущества. Другие средства индивидуализации государственных и муниципальных предприятий не отличаются от аналогичных средств иных коммерческих организаций.

В отличие от других предпринимательских юридических лиц, органы управления государственных и муниципальных предприятий, как правило, носят единоличный характер. Возглавляет предприятие руководитель (генеральный директор, директор), который назначается на должность и освобождается от должности собственником, либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен (п. 4 ст. 113 ГК РФ).

Объектами государственной собственности часто являются предприятия, которые оказываются экономически неэффективными для целей частного бизнеса (таковы, например, капиталовложения в крупные научно-технические программы). Другим источником государственной собственности являются отрасли, продукция которых удовлетворяет стратегические потребности всего народного хозяйства (энергетика, транспорт, связь, оборона). Наконец, государственными являются предприятия, результат деятельности которых предназначается для совместного общественного потребления (так называемые «общественные товары»: дороги, экология, уличное освещение, и т.п.).

Итак, государственная собственность распространяется на имущество, различные предприятия или их часть, если эти предприятия были созданы на средства, принадлежащие государству. Субъектами этого права могут выступать как Российская Федерация, так и ее субъекты.

Права собственности понимаются как санкционированные обществом (законами государства, традициями, обычаями, распоряжениями администрации и т.д.) поведенческие отношения между людьми, которые возникают в связи с существованием благ и касаются их использования.

Отношения собственности в этой теории выводятся из ограниченности ресурсов: без какой-либо предпосылки редкостей бессмысленно говорить о собственности. Поэтому отношение собственности - это система исключений из доступа к материальным и нема териальным ресурсам. Если отсутствуют исключения из доступа к ресурсам, следовательно, они - ничьи, никому не принадлежат или - что одно и то же - принадлежат всем, ибо имеется свободный к ним доступ. Согласно данной теории такие ресурсы не составляют объекта собственности.

Исключить других из собственного доступа к ресурсам означает специфицировать права собственности на них. Термин "специфицировать" дословно означает перечисление потребностей, на которые необходимо обратить особое внимание. Смысл и цель спецификации - создание условий для приобретения прав собственности теми, кто ценит их выше, кто способен извлечь из них большую пользу.

Собственность как юридическая категория - наиболее полный комплекс прав, которым может обладать субъект права в отношении своего имущества. В ряде теорий признаётся также собственность на некоторые права. Конституция РФ и Гражданский кодекс РФ признают и гарантируют любые формы собственности, при этом нормативно установлены три формы: государственная (федеральная и субъектов РФ), муниципальная и частная собственность.

Гражданско-правовой институт - совокупность юридических норм, направленных на регулирование экономических отношений собственности методами гражданского права.

Имущество - непосредственно сам объект собственности, само имущество, принадлежащее кому-либо на праве собственности.

3.2 Виды и формы собственность в современной экономике

Истории человеческого общества известны самые разнообразные формы собственности, из которых наибольшее значение имеет государственная и частная собственность.

Госуда́рственная со́бственность - форма собственности, при которой имущество, в том числе средства и продукты производства, принадлежит государству полностью либо на основе долевой или совместной собственности. Государству могут принадлежать акции в акционерных обществах различных форм собственности, кроме того, государство может иметь в собственности любое имущество, необходимое для осуществления его функций.

Государственная собственность была очень высоко развита в СССР, так как являлась важной частью Командно-административной экономики.



В России до недавнего времени в экономической практике пре­обладало стремление к "единой фабрике", укрупнению производства в 10 раз и более на основе развития государственной собствен­ности. Последняя называлась ведущей и общенародной, что сегодня правомерно оспаривается многими экономистами. Общенародная собственность по существу не состоялась, потому что не имела объективных условий. Она не соответствовала не только доиндустриальному этапу развития, но в качестве единственной, всеохватывающей не соответствовала потребностям состоявшейся индуст­риализации, современному этапу НТР, т.е. уровню развития по­стиндустриального общества. Отсюда были неизбежны деформация общественной собственности, ее перерождение в условиях административно-командной системы. Это, в свою очередь, привело к таким социально-экономическим последствиям, как во многом технически отсталая промышленность, полуразрушенное сельское хозяйство, всеохватывающий дефицит товаров и услуг, дефицит госбюджета, экономическая изолированность от мирового хозяй­ства.

В результате деформации общественной собственности возникали новые виды эксплуатации: "лагерный", когда ежегодно эксплуа­тировались 10-15 млн "врагов народа" и членов их семей; "казарменный" - эксплуатировавший 35 млн крестьян и 3 млн спец.поселенцев; "государственный" - в форме плутократического присвоения (теневая экономика, коррупция, тотальная бесхозяйственность и другие виды хозяйственных преступлений).

Мировой опыт показывает, что государственная собственность может быть эффективной, так как имеет определенные преиму­щества по сравнению с другими формами собственности, обуслов­ленные ее функциями: способностью осуществлять макрорегулирование, формировать стратегию экономического развития общества в целом, оптимизировать структуру национальной экономики по критерию достижения наивысшей эффективности, ориентированную в конечном счете на человека. В то же время независимо от экономического и социального строя государственная собственность в большинстве случаев функционирует с меньшей эффектив­ностью, чем другие формы. С одной стороны, это связано с развитием государственной собственности в сферах, где возможности рынка ограничены и снижается мотивация к труду. С другой - эф­фективность государственной собственности может снижаться и в отраслях с нормально функционирующим рынком из-за обезличенности собственности и утратой предприятием рыночной ориентации. Преобладание же государственной формы собственности экономике страны (в России 90% основных производственных доходов находилось до недавнего времени в госсобственности) ведет к возникновению государственной монополии, которая пагубно сказывается на развитии экономики, для удовлетворения потребностей людей и является чрезвычайно выгодной и для производителя. Государственное предприятие выступает в качестве монополиста. В результате такого положения "вымывается дешевый ассортимент, потребителю навязывается выгодный для производителя ассортимент, снижается качество товара, нарушаются сроки и объемы доставок, сокращается производство, возникает дефицит продукции, не удовлетворяется массовый спрос.

Таким образом, речь может идти об устранении не государственной собственности, а ее монопольного положения. Резко сократившись, государственная собственность в виде общенациональной, республиканской и муниципальной будет играть существенную роль в экономике.

Рассматривая любой город как автономию, целостную самоуправляющуюся хозяйственную систему, можно сделать вполне определенный вывод: наиболее приемлемой для этой системы формой экономических, коммерческих и правовых отношений является муниципальная собственность.

Муниципализация (от лат. municipium - самоуправляющаяся община) означает передачу государственной властью права собственности на землю, строения, предприятия местного хозяйства органам городского (и сельского - в сельской местности) самоуправления.

Объектами муниципальной собственности в городах становятся прежде всего системы их жизнеобеспечения: водопроводная и канализационная сети, газовое хозяйство, электроснабжение, транспорт, жилой фонд и т.д. Сосредоточение этих служб в ведении городских властей дает немало преимуществ как самим городам, так и населению. Прежде всего это экономическая выгода: объединенное городское хозяйство и предоставляемые им населению услуги оказываются, как правило, значительно дешевле, нежели в случае рассредоточения этих служб по отдельным частным собственникам (или, как это нередко случалось в нашей стране, - по ведомствам). Благодаря упорядочению финансов содержание муниципальной собственности и городского хозяйства обходится дешевле и государственному бюджету - муниципализация способствует уменьшению дотаций из последнего.

Муниципальная собственность становится той экономической базой, благодаря которой появляется возможность улучшать и облегчать условия жизни населения. Муниципалитеты принимают на себя значительную часть затрат на содержание нетрудоспособных членов общества, особенно в сложные для страны периоды.


Государственная собственность - это имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), а также имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам. Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. Такое определение дается в ст. 214 (п. 1 и 2) части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации. Если средства соответствующих бюджетов или иное государственное имущество, не закреплены за государственными предприятиями и учреждениями, то они составляют государственную казну Российской Федерации или казну соответствующего субъекта Федерации. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение.
На базе имущества, находящегося в государственной собственности могут быть образованы унитарные, а также казенные предприятия.
Унитарное предприятие - это хозяйственная коммерческая организация, основанная на праве хозяйственного ведения. Унитарное предприятие создается по решению уполномоченного на то государственного или муниципального органа. В форме унитарных предприятий могут быть только государственные или муниципальные предприятия. Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, может создавать другое унитарное дочернее предприятие, утверждать его устав как юридического лица и передавать ему часть своего имущества. Орган - собственник имущества не несет ответственности по обязательствам унитарных предприятий. По решению Правительства, на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, может создаваться унитарное предприятие на праве оперативного управления - федеральное казенное предприятие. Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия.
Управление государственной собственностью осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом и другими законодательными актами, регулирующими имущественные отношения в Российской Федерации. Российское государство по отношению к государственной собственности в целом должно относится как собственник-пользователь, т.е. монополист по всем параметрам. Особую роль в управлении государственной собственностью играет система федеральных органов исполнительной власти, включая Правительство Российской Федерации, министерства, государственные комитеты, агентства, и другие уполномоченные правительством специальные органы и государственные представители в акционерных обществах с государственным капиталом и т.д.
Правительство обладает широкими полномочиями в разработке и принятии стратегических, принципиальных решений по вопросам трансформации государственной собственности, распоряжения и пользования ею, контроля за исполнением функций всех государственных органов, осуществляющих управление государственной собственностью. Учитывая огромные масштабы деятельности в этой сфере и необходимость квалифицированного решения управленческих задач, Правительство передает часть своих полномочий по управлению государственной собственностью федеральным органам исполнительной власти. Важные функции управления государственной собственностью, возложены на Министерство имущественных отношений Российской Федерации.
В рамках действующих законов и других нормативных актов органы, осуществляющие управление, распоряжение и пользование государственной собственностью выполняют весьма важные функции. Они управляют пакетом государственных акций в соответствии с государственной дивидендной политикой и порядком регулирования курсовой стоимости акций государственных (или со смешанной собственностью) предприятий, вырабатывают и реализуют стратегию управления развитием государственного предпринимательства, формируют государственные целевые программы, планы и госзаказы.
Они создают адаптированную к рынку конкурентоспособную структуру управления коммерциализированным сектором и объектами государственного сектора, вырабатывают политику ценообразования при обмене между государственными предприятиями и рыночными формированиями. Указанные органы ведут вариантное стратегическое прогнозирование, программирование, ведают долгосрочным развитием государственного имущественного потенциала, занимаются решением стратегических и текущих задач ресурсного обеспечения государственных предприятий (хозяйств). В их задачу входят разработка и реализация стратегии научного и кадрового обеспечения управленческих структур и объектов госсобственности, а также руководство процессом эффективного взаимодействия субъектов, совместно пользующийся государственным имуществом и др.
Эти и другие функции управления государственной собственностью должны четко распределяться между органами управления федерального, регионального и муниципального уровней на основе конкретных критериев. Учитывается при этом значимость объектов собственности для России в целом, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также оценка возможностей их воспроизводства на каждом уровне управления. Важнейшим критерием является соблюдение интересов хозяйствующих субъектов, а также обеспечение общенациональной экономической безопасности.
Управление государственной собственностью - одна из сложных общенациональных проблем и требует к себе самого серьезного отношения. Оно не может сводиться к поспешной “шоковой” приватизации или стихийной национализации. Отрицательные экономические результаты таких действий не требуют особых доказательств.
Процесс управления государственной собственностью нередко ограничивается лишь фрагментарными формальными мероприятиями по распоряжению собственностью и пока малоэффективным контролем за использованием государственного имущества в соответствии с его назначением. Стратегическая цель управления государственной собственностью - организация ее эффективного использования и воспроизводства в оптимальных размерах на инновационной основе. Она еще не достигнута в полном объеме. Разработка и реализация стратегии управления государственной собственностью должны осуществляться на базе научно-обоснованной методологии. Формирование и реализация научно-обоснованной стратегии управления государственной собственностью требуют учета и соблюдения основополагающих исходных положений. Что это за положения?
Управление государственной собственностью означает прежде всего управление процессом ее эффективного использования, а также ее воспроизводства в необходимом масштабе и качестве. Это одна из специфических форм современного менеджмента. Поэтому его сущность и содержание обусловлены родовыми признаками и функциями общего менеджмента, с одной стороны, и спецификой государственной собственности как объекта управления - с другой. Следовательно, государство как собственник и стратегический менеджер посредством соответствующих институтов и рычагов обязано выполнять все функции менеджмента государственной собственностью: прогнозирование, планирование, организацию, стимулирование, управление персоналом, координацию.
Необходимо также учитывать не только различия, но и взаимосвязь между управлением государственной собственностью и управлением хозяйственной деятельностью вообще. Важно глубоко понимать место и роль государственной собственности в общей системе отношений собственности. Они должны определяться с учетом специфики современного периода развития России и особенностей российской модели смешанной экономики.
Одна из особенностей управления государственной собственностью состоит в необходимости органического сочетания экономических и административных форм и методов. К тому же во многих случаях по сравнению с отраслевым более эффективен межотраслевой подход к управлению собственностью государственных структур (предприятий и объединений). Он основан на использовании продуктовой структуры управления, так как конечный продукт диверсификационных комплексов теряет отраслевую принадлежность.
Эти и другие ключевые моменты методологического подхода и анализ опыта управления государственной собственностью в условиях смешанной экономики позволяют дать следующее определение данной экономической категории. Управление государственной собственностью есть система организационно-экономических отношений между ее различными субъектами и менеджерами по поводу обеспечения воспроизводства, эффективного использования и трансформации ее объектов посредством экономического механизма смешанной экономики с целью реализации основополагающих социальных и экономических интересов общества и государства. На каких же принципах организуется управление государственной собственностью? Можно выделить общие и специфические принципы. Общие принципы характерны для условий функционирующей в России смешанной экономики. Специфические - это принципы, характерные для условий переходного периода.
К общим принципам относятся обязательность оценки хода и результатов управления государственной собственностью по критериям экономической и социальной эффективности функционирования и воспроизводства, строго целевой характер управления собственностью, когда в “дереве целей” выделяется стратегическая цель и определяются пути ее достижения. Общий характер имеют мотивационная направленность управления, социальная и экономическая ответственность, комплексность и системность. В разряд общих принципов включают разделение функций взаимодействия между всеми субъектами управления, гибкую систему организации и обновления структуры управления, использование многообразных форм и методов управления, обязательность качественного правового обеспечения процессов управления. Один из важнейших принципов - признание равноправия всех форм собственности и системообразующей роли государственной собственности.
К основным специфическим принципам управления государственной собственностью можно отнести обязательное соответствие содержания и методов управления характеру реформ в переходный период, а также направленность управления государственной собственностью на преодоление экономического кризиса и выход на путь динамичного инновационного экономического развития и др.
Исходя из этих принципов, определяются цели, задачи и функции межотраслевых, отраслевых и региональных органов, непосредственно участвующих в управлении процессами использования и воспроизводства государственной собственности. Полномочия каждого исполнительного органа обусловливаются также целями, задачами управления государственной собственностью, его конкретными функциями и объектами государственного имущества, организационно-правовой формой предприятий (унитарные, казенные со смешанным капиталом). Одним из важнейших условий рационального управления государственной собственностью является дальнейшее совершенствование системы законодательных и других нормативных актов. Это обеспечит наиболее благоприятную среду для динамичного воспроизводства и эффективного использования государственной собственности.
Требует решения и ряд проблем, связанных с функционированием унитарных предприятий, пользующихся правом хозяйственного ведения. Привлекательной стороной этих предприятий является высокий уровень свободы государственного предпринимательства. Но здесь должен строго соблюдаться подход: чем выше уровень свободы, тем выше степень ответственности. Предстоит повышать экономическую ответственность и заинтересованность унитарных предприятий на основе конечных результатов работы. Часть особо важных предприятий может быть преобразована в казенные, а другая часть трансформирована в открытые акционерные общества с государственным пакетом акций.
Многое предстоит сделать по дальнейшему совершенствованию функционирования акционерных обществ (АО) с государственным капиталом. Это чрезвычайно актуально, поскольку акционерные государственные крупные корпорации во многом определяют лицо современной российской экономики. В то же время организационно-правовая форма акционерных обществ дает возможность оптимально разрешать противоречия между административными и экономическими методами руководства, обеспечивая тесную взаимосвязь между управлением государственной собственностью и государственным предпринимательством.
Перспективным путем разрешения отмеченного противоречия является последовательная коммерциализация акционерных обществ с государственным капиталом. Здесь многие функции использования государственной собственности могли бы передаваться от государства-собственника руководящему персоналу на контрактной основе. Соответственно, и контрольный пакет акций государства может передаваться по контракту в доверительное управление непосредственно руководству АО.
Одной из важных задач совершенствования организации управления государственной собственностью является формирование эффективного института представителей государства в акционерных обществах с государственным капиталом. Назрела необходимость кардинально повысить результативность деятельности всех представителей государства в органах управления АО с государственным капиталом. Нужно обеспечить их действенное участие в принятии важнейших решений по управлению воспроизводством и использованием государственной собственности а также разработке и выполнении комплекса функций, по реализации этих решений. При этом круг обязанностей государственных представителей или доверенных лиц должен быть четко очерчен, а система стимулов их деятельности жестко связана с достигнутыми результатами. Возможно, данные лица должны получать доходы в размере не ниже доходов непосредственных менеджеров АО. Имеется в виду, что существенную долю их зарплаты следовало бы выплачивать из валового дохода акционерного общества, а другую - из фонда оплаты того государственного органа, который назначает их представителями государства. Для государственных представителей должна предусматриваться не только дисциплинарная, но и имущественная ответственность в случае, если они своей деятельностью или бездеятельностью в органах управления АО нанесут ему ущерб.
Отбор государственных представителей и других доверенных лиц целесообразно производить на конкурсно-контрактной основе. Совмещение их деятельности в акционерном обществе с какой-либо другой работой следует разрешать в том случае, если при этом не снижается эффективность их труда в АО. Для оценки итогов деятельности представителей государства в управлении государственной собственностью необходимо пользоваться конкретными экономическими критериями. Назовем основные. Это результаты воспроизводства государственной собственности в АО, т.е. прирост основных и оборотных фондов на инновационной основе, конкурентоспособность акционерного общества, уровень рентабельности, как показатель эффективности использования капитала (основных и оборотных фондов).
Существуют и другие направления совершенствования управления воспроизводством государственной собственности в акционерных обществах с государственным капиталом, функционирующих на доверительном управлении. Например, организация выполнения в АО таких функций менеджмента как научно-обоснованное планирование и прогнозирование, координация, превентивный экономический контроль и др. Важно отработать механизм привлечения инвестиций в АО с государственным капиталом с помощью эффективной системы дополнительных эмиссий акций и распространения их на конкурсной основе. Необходимо также предусмотреть те рамки, за которыми государство теряет контрольный пакет акций.

Еще по теме Управление государственной собственностью:

  1. § 3. Особенности управления и контроля в акционерных обществах, созданных в процессе приватизации государственного и муниципального имущества, при передаче акций, находящихся в государственной и муниципальной собственности, в доверительное управление и залог
  2. § 1. Преобразование государственных и муниципальных предприятий в акционерные общества и внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы акционерных обществ как основные способы приватизации в России. Управление акциями, находящимися в государственной и муниципальной собственности, как один из главных механизмов управления государственным и муниципальным имуществом
  3. 2.2. Системные принципы управления объектами государственной собственности
  4. 17. Государственная собственность, ее роль, формы, организация управления.
  5. Сущность и структура собственных средств предприятия. Управление собственным капиталом. Управление собственным капиталом.
  6. 4.3. Аренда как регионально-рыночная форма управления государственной собственностью
  7. ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ В РЕГИОНЕ
  8. 1.1. Рыночная специфика управления имущественными комплексами государственной собственности в условиях системной трансформации территориальных хозяйственных систем
  9. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВЕН- НЫМИ КОМПЛЕКСАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ
  10. Глава 5 Управление собственным капиталом. Роль дивидендной политики в управлении собственным капиталом
  11. Виды права собственности: право собственности граждан, юридических лиц. Право государственной и муниципальной собственности

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес -