Не задумывались ли вы когда-то о том, что в каждом человеке есть память его предков, то есть то, что было заложено в его роду. Научными словами это называется «генетическая память».

Генетически первичной является память, носителем которой в человеческом организме есть нуклеиновые кислоты, обеспечивающие стабильность в хранении информации.

Она расположена глубоко в подсознании каждого человека, в области ощущений. Иногда вы можете ее прочувствовать. Генетически первичная память дает о себе знать виде впечатлений, неясных образов. Так, в большинстве случаев ребенок в материнской утробе видит сны, которые и являются проявлением памяти его рода. В результате просмотра таких снов, мозг ребенка, как бы просматривая, обучается. После рождения малыш наделен всеми необходимыми знаниями. Вспомните даже тот факт, что малыши от рождения хорошо плавают, но вскоре теряют этот навык. До 2-х лет дети хранят в себе эту генетическую память.

Взрослым людям сложно увидеть этот вид памяти потому, что сознание препятствует этому, оно стремится защитить нас, нашу психику от раздвоения личности.

Генетическая память изучалась Карлом Юнгом и психология отнесла ее к «коллективному бессознательному». Считалось, что она не зависит от опыта личности. Эта память хранит в себе много первоначальных образов, называемые Юнгом как « ». Он считал, что опыт каждого человека не стирается после его смерти, а наоборот накапливается в генетической памяти.

Генетическая память человека - примеры

Всегда ценилось «право первой ночи», супруга должна была «чиста» и . В этом скрывается не только нравственность, но и биологический смысл. Ведь существует генетическая память матки. Это свидетельствует о том, что у ребенка будут преобладать черты сходства с тем партнером его матери, который у нее был впервые. Поэтому не зря испокон веков целомудрие ценится превыше всего.

Генетическая память женщины также проявляется в привычках современной женщины, в ее внешнем виде. Женщине, как хранительнице очага, приходилось делать несколько дел одновременно (что очень похоже на женщин и в наше время): они присматривали за детьми, собирали ягоды и при этом смотрели, чтоб не напали враги. Кстати, не зря длинная шея у многих народов считается красивой. В древние времена она была ценна тем, что такой женщине легче было спасаться от опасностей.

Каждая личность обладает этой необычной памятью и стоит помнить, что наш жизненный опыт будет передаваться из поколения в поколение.

Под генетической памятью понимают способность «помнить» то, чего помнить никак нельзя, то, чего не было в непосредственном жизненном опыте, в житейской практике индивида.

(с. 269). Еще ее называют «памятью предков», «памятью Рода» и т.д.

Первое, что можно сказать об этом явлении - это то, что генетическая память находится где-то на задворках памяти, в дальних уголках подсознания, в сфере ощущений. Она, иногда выплывает из подсознания и вызывает неясные образы, впечатления и ощущения.

Во вторых, сегодня уже известно, что во время беременности плод в утробе матери около 60% времени видит сны. С точки зрения С.П.Расторгуева, автора книги «Информационная война», это проявляется именно генетическая память, а мозг ее просматривает и обучается. «На изначальную пустоту, которую суждено заполнить эмбриону в материнском чреве, подается генетическая программа, содержащая уже прожитые предками жизни» (с. 28). Благодаря наукам сегодня нам известно, что человеческий зародыш в утробе матери в процессе созревания проходя весь цикл эволюционного развития - от одноклеточного организма до младенца, «вкратце вспоминает всю свою историю, как историю развития живого существа». В результате чего, новорожденый ребенок хранит в себе генетическую память, записанную всеми его историческими предками. К примеру, новорожденный имеет способность держаться на воде сам. Эта способность плавать через месяц теряется. Т.е. дети рождаются с полным арсеналом знаний, бережно сохраненных веками эволюции в генетической памяти. И до 2-х лет у ребенка сохраняется звуковая, зрительная, осязательная генетическая память. К сожалению, по мере роста и обучения ребенка доступ к генетической памяти уменьшается.

То есть, присутствуя в нашей психике, данные генетической памяти, обычно не доступны нам в сознательном осмыслении. Поскольку проявлению этой памяти активно противодействует наше сознание, стремясь оградить психику от «раздвоения личности». Но генетическая память может проявиться во время сна или состояния измененного сознания (гипноз, транс, медитация), когда контроль сознания ослабляется. Т.е. в определенных условиях мозг способен "вытащить" эту информацию.

В третьих, заметим, что генетическая память встроена в структуры «коллективного бессознательного». Психолог Карл Юнг рассматривал «коллективное бессознательное» как глубинный уровень психики, не зависимый от личного опыта, и присущий каждому человеку. Коллективное бессознательное хранит множество первичных, изначальных образов, которые он назвал архетипами. Они являются не сколько воспоминаниями, но скорее предрасположенностями и потенциальными возможностями. По словам Юнга: «Архетипов столько, сколько типичных ситуаций в жизни. Бесконечное повторение запечатлело эти переживания в нашем психическом складе, не в форме образов, наполненных содержанием, а сначала только как формы без содержания (некие матрицы - примечание авторов), представляющие только возможность определённого типа восприятия и действия». (16, с. 129). Причем архетипы не передаются посредством культуры, заявлял Юнг, а наследуются, т.е. передаются генетически. Таким образом, Юнг считал, что опыт отдельной личности не утрачивается, а наследуется из поколения в поколение, сохраняясь в дальних закоулках мозга, что образы и впечатления от предков передаются к человеку через подсознание.

1. Генетически первичной считается … память.
двигательная
образная
эмоциональная
вербальная

2. Вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей, называется … памятью.
механической
логической
эмоциональной
аудиальной

3. Не являются формой воображения
мечты
грезы
иллюзии
галлюцинации

4. Увеличение или уменьшение предмета, изменение количества его частей или их смещение известно как…
гиперболизация
схематизация
типизация
агглютинация

5. Творческая деятельность, основанная на создании новых образов, называется …
восприятием
мышлением
воображением
вниманием

6. То, что незавершенные действия запоминаются лучше, выражает эффект …
ореола
плацебо
Б.В. Зейгарник
недавности

7. Такие персонажи как Дюймовочка, Змей-Горыныч, великаны созданы с помощью приема …
гиперболизации
схематизации
типизации
агглютинации

8. «Склеивание» различных, в повседневной жизни не соединяемых качеств, свойств, частей называется…
гиперболизацией
схематизацией
типизацией
агглютинацией

9. Основанием разделения памяти на двигательную, эмоциональную, образную и вербальную является…
ведущий анализатор
предмет восприятия
активность субъекта
вид деятельности

10. Объем хранящейся информации в кратковременной памяти …
7±2
неограничен
предел неизвестен
в среднем 10

11. От процесса запоминания зависит(ят) в сохранении материала ….
только полнота
только точность
только прочность
полнота, точность и прочность

12. Высшим видом памяти считается … память.
двигательная
образная
эмоциональная
словесно-логическая

13. Основанием разделения памяти на непроизвольную и произвольную является …
ведущий анализатор
предмет отражения
активность субъекта
вид деятельности

14. Тип памяти, при котором представления памяти максимально приближены к образам восприятии называется ….
эйдетическая
наглядно-образная
эмоциональная
словесно-логическая

15. Память, основанная на повторении материала без его осмысления, называется …
долговременной
эмоциональной
произвольной
механической

16. Два противоположных явления связывает ассоциация по …
смежности
скорости
контрасту
смыслу

17. Впервые представления об ассоциациях были сформулированы….
Сократом
Аристотелем
Демокритом
Р. Декартом

18. Такие образы как сфинксы, гаркульи, кентавры созданы следующим приемом воображения….
гиперболизация
схематизация
типизация
агглютинация

19. Два явления, связанных во времени или в пространстве, объединяет ассоциация по …
смежности
скорости
контрасту
смыслу

20. Вид памяти, при котором прежде всего сохраняются и воспроизводятся пережитые человеком чувства, известен как память…
наглядно-образная
феноменальная
эмоциональная
словесно-логическая

21. Вид памяти, включающий процессы запоминания, сохранения и воспроизведения информации, перерабатываемой в ходе выполнения действия и необходимой только для достижения цели данного действия, называется памятью…
оперативной
иконической
кратковременной
эхонической

22. Вид памяти, при котором особенно хорошо человек запоминает наглядные образы, цвет, лица и т. п., - это память …
эйдетическая
наглядно-образная
феноменальная
эмоциональная

23. Ранней генетической формой памяти является … запоминание.
непроизвольное
произвольное
послепроизвольное
оперативное

24. Опосредствованная и непосредственная память различаются по…
ведущему анализатору
использованию вспомогательных средств в процессе запоминания
степени активности субъекта
видам деятельности

Выбрать правильный ответ:

1. Сенсорная память

б) действует меньше одной секунды;

в) лежит, в частности, в основе последовательных образов.

г) Все ответы верны.
2. Кратковременная память

а) длится до двух минут;

б) обладает емкостью, не превышающей 11 элементов;

в) позволяет долго помнить телефонный номер.

г) Все ответы неверны.
3. Долговременная память

а) обладает ограниченной емкостью;

б) обладает практически неограниченной длительностью;

в) более развита у пожилых лиц.

г) Все ответы верны.
4. Принцип специфичности кодирования касается

а) контекста, в котором осуществляется кодирование;

б) мотивации субъекта;

г) времени, необходимого для того, чтобы интегрировать материал.
5. Как показала Зейгарник, мы лучше помним какую-либо работу, если она

а) была доведена до конца;

б) осталась незаконченной;

в) была сознательно прекращена;

г) привела к вознаграждению.

Контрольные тесты по теме

1. Блоковая модель переработки информации разрабатывалась в рамках :

а) гештальтпсихологии

в) бихевиоризма

г) когнитивной психологии

2. Направление в психологии, которое в качестве первичных «факторов памяти выдвигает некоторые целостные «психологические - структуры», не сводимые к сумме составляющих ее частей, известно как:

а) деятельностная теория памяти

б) ассоциативная теория памяти

в) гештальт - теория

г) психоаналитическая теория памяти

3. Память о своей памяти называется:

а) оперативной памятью

б) метапамятью

в) автобиографической памятью

г) оперативной памятью

4. Опосредованная и непосредственная память различаются по:

а) ведущему анализатору

в) степени активности субъекта

г) виды деятельности

5. Генетически первичной считается:

а) двигательная память

б) образная память

в) эмоциональная память

г) вербальная память

6. Вид памяти, при котором прежде всего сохраняются и воспроизводятся пережитые человеком чувства, известен как ____ память.

а) наглядно-образная

б) феноменальная

в) эмоциональная

г) словесно-логическая

7. Память, связанная с запоминанием формы материала и основанная на повторении материала без его осмыслений, называется:

а) долговременной

б) эмоциональной

в) произвольной

г) механической

8. Прочность запоминания определяется тем, какова (-о);

а) степень участия соответствующего материала в дальнейшей деятельности субъекта

б) значимость соответствующего материала для достижения предстоящих целей

в) эмоциональное состояние субъекта

г) все ответы верны

9. Индивидуальные особенности памяти выражаются в различной запоминания.

а) быстроте

б) прочности

в) точности

г) все ответы верны

10. Характеристики запоминания того или иного материала определяются ____ деятельности личности,

а) мотивами

б) целями

в) способами

г) все ответы верны

ТЕМА 6. МЫШЛЕНИЕ КАК ПРОЦЕСС. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МЫШЛЕНИЯ


  1. Понятие о мышлении. Отличие мышления от непосредственного чувственного познания

  2. Основные фазы мыслительного процесса

  3. Основные мыслительные операции

  4. Формы мышления

  5. Виды мышления

  6. Развитие мышления в онтогенезе

  7. Теоретические и эмпирические подходы к изучению мышления

  8. Способы активизации мышления

Мышление составляет рациональную, высшую ступень познания. Обратить внимание на характеристики , которые определяют высокий уровень мышления: опосредованность, обобщенность. Опосредованный характер обнаруживается в возможности познания без чувственного восприятия, благодаря имеющимся знаниям, как результат анализа, сравнения, обобщения. Анализируя и сравнивая отдельные наблюдения, опираясь на результаты прошлого опыта, человек в процессе мышления находит общее в отдельных объектах.

При анализе мышления, есть смысл точно определить сущность этого процесса. Мышление – это, прежде всего процесс, осуществляющийся посредством мыслительных процессов: анализа, сравнения, абстрагирования и т.п. И от того, насколько эффективно осуществляются эти операции, будет зависеть успешность решения задачи. Результатами мышления выступают мысли , существующие в форме понятия, суждения, умозаключения, представления.

Важно при определении способов решения обратить внимание на их эффективность: «случайный перебор», «рациональный перебор», «систематический перебор»; пассивное использование алгоритмов, эвристические способы решения. Выбор способа определяется как характером задач, так и личностными особенностями познавательной деятельности: самостоятельность, оригинальность, широта ума, логичность, глубина ума. Личностные особенности мыслительной деятельности раскрываются и при характеристике видов мышления: образное, практическое; творческое или воссоздающее; критическое и т.п.

Безусловно, важный момент, на который следует обратить внимание на то, что мышление тесно связано с речью.

При подготовке вопросов обратить внимание на работы Ж.Годфруа, Линдсей Г., Халл К.; Креча Д. и др.; Леви-Брюля Л., Гольдштейна К.; Выготского Л.С. и Сахарова Л.С.

Генетическая память («память предков», «родовая память») доказана учеными. Ранее она оценивалась лишь на уровне гипотез. Наиболее серьезное отношение она снискала у психологов (гипнотерапевтов). Посредством родовой памяти объяснялось необъяснимое: например, постоянное стрессовое состояние и приступы паники при благополучной жизни (родители пережили концлагерь). Под гипнозом пациенты раскрывали шокирующие подробности ужасов, которых просто не могли знать.

Еще 100 лет назад, Иван Павлов – российский физиолог полагал, что потомками наследуется опыт своих предков, который связан со стрессом и болью. Но до недавних пор, данное предположение не было подтверждено опытным путем.

Лишь в 2013 году произошел прорыв. Исследование, доказавшее предположение Павлова, провели американские ученые Керри Ресслер и Брайан Диас из Медицинского центра Университета Эмори в Атланте (США). Они выявили, что травмирующие данные меняют активность генов посредством химической модификации ДНК. Опыты проводились на мышах, которые передавали память о запахе из поколения в поколение. Статья была впервые опубликована в научном издании Nature Neuroscience.

Во время исследования было установлено, что новорожденные грызуны наследовали от своих родителей ген, отвечающий за врожденные рефлексы. В частности, потомство может бояться определенных запахов, которые не выносят их «родители».

Ученые приучили самца грызунов бояться запаха черемухи, который имеет вещество ацетофенон. Затем от скрещивания этих самцов с самками получили потомство и обнаружили, что мышата тоже боятся запаха черемухи. Притом, что обучение потомства родителями и контакты между поколениями были исключены. К тому же, реакция на «опасный» запах не утрачивалась в следующем поколении и при выведении потомства искусственным осеменением.

Оказывается, травмирующая информация меняет активность генов посредством химической модификации ДНК. Специалисты доказали, что это является биологической, а не социальной передачей информации, и происходит она путем передачи метилирования ДНК по половым клеткам.

Подобная схема характерна только для «отцовской» и «дедовской» памяти, но не для «материнской», поскольку сперматогенез происходит на протяжении всей жизни мужчин, а женщина рождается с полным набором яйцеклеток, и как-то изменить эти гены уже не представляется возможным. Однако в тех же сформированных яйцеклетках женщина хранит родовую память от своего отца, т.е дедушки своего ребенка. К слову сказать, любопытно, что у евреев принято определять истинного еврея именно по матери.

До обнародования данных исследований, были написаны массы книг о родовой памяти. Большая их доля - от психофизиологов и гипнотерапевтов. В качестве косвенных доказательств (в отсутствие опытных) они приводили удивительные и необъяснимые навыки младенцев (например, умение плавать). Рассуждения проходили примерно в следующем ключе:

Сегодня известно, что во время беременности плод в утробе матери около 60% времени видит сны. С точки зрения С.П.Расторгуева, автора книги «Информационная война», это проявляется именно генетическая память, а мозг ее просматривает и обучается. «На изначальную пустоту, которую суждено заполнить эмбриону в материнском чреве, подается генетическая программа, содержащая уже прожитые предками жизни». Благодаря наукам сегодня нам известно, что человеческий зародыш в утробе матери в процессе созревания проходя весь цикл эволюционного развития - от одноклеточного организма до младенца, «вкратце вспоминает всю свою историю, как историю развития живого существа». В результате чего, новорожденый ребенок хранит в себе генетическую память, записанную всеми его историческими предками. К примеру, новорожденный имеет способность держаться на воде сам. Эта способность плавать через месяц теряется. Т.е. дети рождаются с полным арсеналом знаний, бережно сохраненных веками эволюции в генетической памяти. И до 2-х лет у ребенка сохраняется звуковая, зрительная, осязательная генетическая память. К сожалению (или к счастью), по мере роста и обучения, доступ к генетической памяти уменьшается.

Присутствуя в нашей психике, данные генетической памяти, обычно не доступны нам в сознательном осмыслении. Поскольку проявлению этой памяти активно противодействует наше сознание, стремясь оградить психику от «раздвоения личности». Но генетическая память может проявиться во время сна или состояния измененного сознания (гипноз, транс, медитация), когда контроль сознания ослабляется.