В российском законодательстве предусмотрены все возможные случаи, когда производится ликвидация юридических лиц или некоммерческих организаций. Подобная акция может проводиться двумя путями: добровольно или по решению судебных органов. Возможна ликвидация предприятия и путем банкротства, которая также может быть добровольной или принудительной.

Добровольное прекращение деятельности ООО, ЗАО, ОАО осуществляется по решению учредителей. При этом их права и обязанности не переходят к другим фирмам. В этом случае издается документ: решение или протоколо ликвидации предприятия. Основания могут быть следующими:

  • потеря интереса собственников к данному виду деятельности;
  • нерентабельность (убыточность) бизнеса;
  • окончание срока работы компании;
  • полное достижение задач, поставленных перед предприятием.

Процесс добровольной или официальной ликвидации достаточно длителен и трудоемок, поэтому без участия грамотных юристов здесь не обойтись. Завершение ликвидации – регистрация ее окончания в ЕГРЮЛ. После этого данные об организации изымаются из всех официальных реестров и списков.

Основаниями для принудительной ликвидации предприятия могут быть грубые нарушения закона при создании юридического лица, которые носят неустранимый характер, отсутствие лицензии на осуществляемую деятельность, ведение деятельности, запрещенной законом, или с грубыми нарушениями, финансовая несостоятельность (банкротство). Одним из оснований для принудительной ликвидации является срыв сроков сдачи годовой бухгалтерской отчетности, а также подача недостоверных сведений о предприятии.

Иск о принудительной ликвидации юридического лица могут подать регистрирующие органы, налоговые инспекции, прокуратура, антимонопольные органы, Банк России, Пенсионный фонд. Иск о ликвидации фондов могут подать любые заинтересованные лица, в том числе его учредители и участники.

Особый случай – ликвидация фирм-однодневок, созданных для краткосрочных хозяйственных операций и не ведущих деятельности. Иск об их ликвидации подают, как правило, налоговые органы.

Решение о принудительной ликвидации предприятий выносит арбитражный суд после внимательного изучения деятельности и выявления конкретных нарушений.

Ликвидация предприятий путем банкротства всегда производится по решению арбитражного суда, даже если ее инициаторами выступают учредители самого предприятия. Инициирование процесса банкротства является официальным признанием невозможности дальнейшей работы предприятия, расчета с кредиторами и налоговыми органами.

Для проведения принудительной ликвидации по решению суда назначается независимый арбитражный управляющий. Одна из главных целей его работы – выявить признаки умышленного банкротства, выгодного учредителям. После распродажи имущества предприятия оно частично рассчитывается по налогам и с кредиторами.

Законодательством установлена как возможность добровольной ликвидации, так и условия, при которых возможна принудительная ликвидация юридического лица. Заканчивается процедура ликвидации прекращением деятельности юридического лица с внесением данных об этом в ЕГРЮЛ.

Причины ликвидации

В отличие от добровольной принудительная ликвидация юридического лица осуществляется только в судебном порядке. Основания для принудительной ликвидации указаны в п. 3 ст. 61 ГК РФ , в частности:

  • нарушения закона при регистрации организации, если это носит неустранимый характер;
  • организация ведет деятельность без лицензии или допуска к работе;
  • организация ведет деятельность, запрещенную законодательством, или неоднократно нарушала закон;
  • а также в случаях, установленных законодательством.

Ликвидация по иску налогового органа

То есть налоговый орган делает запрос, проводит проверку нахождения организации по указанному в ЕГРЮЛ адресу и, не получив подтверждение, что организация находится по указанному адресу, направляет требование юридическому лицу о предоставлении достоверных данных. В том случае, если организация такие данные не предоставит в течение 30 дней, то в ЕГРЮЛ могут быть внесены сведения, что данные организации недостоверны, а налоговый орган вправе обратиться с иском о принудительной ликвидации ООО в связи с тем, что при регистрации было допущено грубое нарушение закона. При этом расходы по ликвидации будет нести учредитель (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 29.12.2016 N Ф05-19852/2016 по делу N А41-89559/15).

Налоговый орган может подать иск и по другому основанию, например, если чистые активы общества меньше минимального размера два и более года подряд и общество не приняло решение о добровольной ликвидации. Но в судебной практике это, как правило, не считается безусловным основанием для ликвидации, так как учредители могут исправить ситуацию и принять меры по оздоровлению общества (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 19.08.2015 N Ф05-8810/2015 по делу N А41-74235/14).

Принудительная ликвидация по иску участника ООО

Необходимо выделить основание, указанное в подп. 5 п. 3 ст. 61 ГК РФ , когда инициатором ликвидации в судебном порядке выступает учредитель, аргументируя иск тем, что организация не может продолжать деятельность или это связано с существенными сложностями.

Учитывая, что учредителям предоставлена возможность принять решение о ликвидации, эта процедура проще и дешевле. Судебные споры о ликвидации между учредителями возникают, как правило, при наличии корпоративного конфликта, когда невозможна ликвидация добровольная и принудительная ликвидация юридического лица инициируется одним из участников.

В п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 приводятся разъяснения, согласно которым такая ликвидация возможна в случае затяжного корпоративного конфликта, когда фактически невозможна деятельность организации в связи с тем, что участники не могут принять решение, уклоняются от участия в управлении организацией и иным образом затрудняют принятие решений.

При этом участник, который обращается в суд, чтобы произвести ликвидацию ООО в судебном порядке, должен доказать, что действия других учредителей влекут негативные последствия для организации.

Иногда возникает такая неприятная ситуация, как принудительная ликвидация ООО. В этом случае из-за лишних нервных потрясений предприниматели могут наломать много дров. Поэтому следует собрать волю в кулак и действовать.

Для начала требуется определить, что подразумевается под принудительной ликвидацией. Под данным видом ликвидации подразумевается, что поступил иск от уполномоченных органов и суд принял решение ликвидировать ООО. Кто же может обратиться в суд? Данное прошение может подать как государственный орган, так и орган местного самоуправления, которое получило такое право законом РФ.

Вследствие такого обращения более вероятно суд решит, что учредители должны незамедлительно заняться ликвидацией ООО. Если такое решение принято, то вся процедура будет проходить так же, как и при добровольной ликвидации ООО. Других альтернатив в данном случае нет.

Причины закрытия

На самом деле причин принудительной ликвидации ООО много. Чаще всего сами участники нарушили закон при создании организации или же уже по мере ее действия совершили нарушения. Рассмотрим некоторые из них:

  • Итак, при создании ООО имели место грубые противоречия с законодательством, и они являются неустранимыми.
  • Некоторые виды деятельности требуют наличия лицензии, например, продажа алкоголя. Если организация была уличена в данном действе, не имея документа, разрешающего торговый оборот или производство, то она подлежит немедленной ликвидации.
  • Разумеется, крайне важной причиной может служить банальная незаконная деятельность, которую осуществляла данная организация. Это может быть как строительство жилых домов в пляжной зоне, так и более грубое нарушение.
  • Если вдруг организация была уличена в нарушении закона и суд дал возможность на исправление, а данное ООО продолжило свою нарушающую законодательство РФ деятельность, то она также подлежит ликвидации.
  • Признание банкротства также решается через арбитражный суд.

Заметно, что причин действительно масса, но в общей массе они имеют характер действий, нарушающих законодательство.

Банкротство ООО — итог

Итак, как же признать организацию банкротом? В этом случае на этапе составления ликвидационного баланса обнаруживается, что данная организация не в состоянии удовлетворить требования кредиторов. Даже в том случае, если все имущество будет продано. Поэтому бумаги направляются в арбитражный суд.

Если ликвидатор подал заявление самостоятельно, а не кредиторы или налоговые службы, то это хорошо. В этом случае через месяц происходит первое судебное заседание. Оно состоялось. За ООО организовано наблюдение. Оно существует для того, чтобы проверить заявление о банкротстве на возможные фиктивные махинации с целью получения прибыли. Если оное не было обнаружено, то происходит конкурсное производство. Удовлетворяются требования кредиторов. Если остаются какие-то долги, их чаще всего списывают, а само ООО ликвидируют.

Существует более упрощённая форма данного судопроизводства. Если в процессе ликвидации было обнаружено банкротство и оно подтверждено, тогда документы направляются в суд. В этом случае слежки нет. Сразу же происходит раздача денежных средств кредиторам на конкурсной основе. Данная процедура привлекательнее тем, что требует меньшего количества времени для решения. Однако однозначно назвать ее наилучшим решением нельзя.

Добровольная ликвидация

Если же суд принял решение о том, что участники должны самостоятельно заниматься ликвидацией ООО, то данный процесс напоминает добровольную ликвидацию. А именно:

  • Уведомляются службы. Правда, по больше части они уведомляются посредством суда.
  • Происходит раздача задолженностей. В первую очередь денежную компенсацию получают кредиторы. Далее идет расчет с банками. Следом нужные денежные средства передаются сотрудникам.
  • Также идет составление ликвидационного баланса. Именно на этом этапе может обнаружиться банкротство. Или его могут инициировать. Если денежные средства остаются, они могут уйти как на компенсацию, так и остаться у участников.
  • Происходит увольнение всех сотрудников. Не важно, на больничном они или работают по сотрудничеству. Увольнению подлежат абсолютно все.
  • По итогу уничтожаются печати, документы передаются в органы. И участники получают свидетельства о том, что данное ООО является ликвидированным.

Процесс действительно кропотливый. Есть возможность назначения ликвидатора. Ликвидация занимает несколько месяцев, по итогу которой ООО является успешно ликвидированным.

Принудительная ликвидация

Вероятно, что процедурой ликвидации занимается не участник ООО, а лицо, выбранное судом. Оно имеет все полномочия по управлению данной организацией. В этом случае денежные средства не распределяются среди участников.

Процесс принудительной ликвидации юридического лица действительно неприятен. Однако не так страшен бес, как его малюют. Иногда он не отличается и от обычной ликвидации. Единственное различие – решение о данном процессе принято судом.

Принудительная ликвидация юридического лица - это процедура, которая совершается при завершении её деятельности в принудительном порядке, на основании решения суда. Органом, по инициативе которого она может быть проведена, является ФНС, ФАС, а также разные муниципальные образования. Подобный процесс происходит при нарушении законодательства РФ организацией. Процедура достаточно сложная и требует немало времени.

На что имеют право кредиторы?

Несмотря на то, что принудительная ликвидация уже состоялась, кредиторы все равно могут предъявлять требования к погашению задолженностей. Этот вид ликвидации актуален для организации тогда, если у ООО действительно не было возможности на продолжение перспективной деятельности. В связи с этим необходимо разобраться, каковы основания, этапы, порядок прохождения вышеуказанной процедуры. Какие причины возникают для её проведения? Ответив на эти вопросы, мы сможем понять суть существования принудительной ликвидации юридического лица.

Что такое принудительная ликвидация?

Процесс расформирования коммерческой деятельности юридического лица признается принудительной ликвидацией. Оно основывается на судебном разбирательстве, проводимом в арбитражном суде. Такая функция регламентируется Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».

Прекращение деятельности юридического лица - это вид наказания в результате несоблюдения положений действующего законодательства РФ. Вопросы ввиду использования гражданского законодательства в сфере принудительной ликвидации юридического лица имеют значимость на сегодняшний день, поскольку принудительная ликвидация не влечет за собой прекращение экономической деятельности в общем.

Как проходит конкурсное производство?

Необходимо знать все аспекты при проведении рассматриваемой процедуры, поскольку это ведет к своевременному нахождению всех недочетов и их исправлению в области осуществления собственных прав лицами, осуществляющими определенный вид деятельность. При принудительной ликвидации юридического лица происходит предусмотренное вышеуказанным законом конкурсное производство, а также на основании решения арбитражного суда. В орган подают заявление заинтересованные лица, как указывалось ранее, ФНС, ФАС, администрация и т. д. В ходе проведения конкурсного производства прекращается деятельность юридического лица. Это особая форма ликвидации, применяемая в случае признания должника несостоятельным, цели которого состоят в соразмерном удовлетворении требований кредиторов, а также в охране интересов сторон от неправомерных деяний в отношении друг друга. Основания для принудительной ликвидации юридического лица рассмотрим ниже.

Какие органы могут способствовать ликвидации?

Способствовать ликвидации могут органы федеральной исполнительной власти, органы прокуратуры, субъекты исполнительной власти, муниципальные образования. Эти структуры обладают определенными полномочиями для осуществления этих функций. В случае, когда юридическое лицо не соблюдает законодательство при осуществлении собственной деятельности, тогда возможно привлечение его к ликвидации в принудительном порядке.

Порядок принудительной ликвидации юридического лица


При этом органами регистрации из-за неполной оплаты уставного капитала, отсутствия согласования учредительных документов возможно проявление инициативы в таком вопросе. Кроме того, органами прокуратуры может быть совершено такое обстоятельство. Например, ввиду жалоб граждан, взаимодействующих с ООО по вопросу нарушения действующего законодательства, ИФНС России способна инициировать такой процесс в результате грубого нарушения определенным лицом законодательства в области обязательного налогообложения.

ФАС способен выдвинуть вопрос о принудительной ликвидации юридического лица в случае, если осуществление экономической деятельности направлено на конкурентное устранение, обеспечивается монополия на рынке. ЦБ РФ обладает правом рассмотреть вопрос о подаче иска на основании отсутствия у юридического лица соответствующей лицензии. Любое заинтересованное лицо, в отношении которого юридическое лицо имеет задолженность, вправе обратиться в арбитражный суд. Но наиболее часто это происходит при обращении в суд ИФНС России того субъекта, на территории которого зарегистрирована организация.

Кредиторы предприятия также вправе инициировать ликвидацию, но в соответствии с законодательством о несостоятельности при образовавшихся задолженностях больше 100 тыс. рублей. Соответствующее судебное решение возможно опротестовать в вышестоящих судебных инстанциях.

Разберемся, как проводится принудительная ликвидация юридического лица налоговым органом.

Порядок проведения процедуры

Основными этапами и порядком проведения такой процедуры, являются:


Промежуточный баланс

Принудительная ликвидация юридического лица включает также в себя создание промежуточного баланса. При этом стоит учесть некоторые нюансы. Если ранее он не предоставлялся в виде окончательного ликвидационного баланса, осуществляется распределение долей уставного капитала, сдается документация в архив, уничтожаются штампы и печати.

Применение офшор

Распространен вид ликвидации ООО посредством применения офшор. Здесь встречается немало проблем. Поэтому важно участие юристов - профессионалов в своем деле. Вопросы, какие могут возникнуть, будут поступать в основном от ИФНС. Важно понимать разницу между добровольной и принудительной ликвидацией юридического лица.

Работа ликвидационной комиссии

В случае разрешения спора арбитражным судом все обязательства по проведению процедуры выполняет учредитель. Однако при воздержании от выполнения судебного решения учредителем, назначается ликвидационная комиссия.

Что касается их личного имущества, то оно находится в сохранности, несмотря на то, что у них может не хватить финансов для расчетов с кредиторами и выплат всех имеющихся задолженностей. При том, что законом и уставом юридического лица может устанавливаться для учредителей субсидиарная ответственность, они вынуждены осуществлять расчеты денежными средствами, которые были получены в результате продажи личного имущества. Подобное совершается, если имеется недостаток финансов у ООО для расчетов с кредиторами. Случаи принудительной ликвидации юридического лица сейчас встречаются часто.

Постановление арбитражного суда

При принятии искового заявления в суде должно быть рассмотрено присутствие нарушений, а после - оценивание всех выявленных несоответствий. Затем арбитражный суд выносит соответствующее постановление, касающееся ликвидации общества. Зачастую многим организациям не удается опротестовать такое решение. Вышеназванная процедура включает комплекс действий, который регламентирован положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (ст.63). Здесь же предусмотрен и порядок его проведения.

Принудительная ликвидация юридического лица проводится по решению суда.

Пример

Отметим, что не всегда суд поддерживает позицию стороны заявителя о принудительной ликвидации юр. лица. Приведем пример из судебной практики.

Так, с иском в Верховный Суд обратился орган юстиции РФ с заявлением о принудительной ликвидации ООО по вопросу неоднократного несоблюдения в своей деятельности действующего законодательства. Законный представитель Министерства юстиции гражданка Ж. поддерживала заявленные требования. При этом рассказала об устранении обществом ошибок.

Соответственно, в Устав Общества были внесены изменения, которые были зарегистрированы согласно распоряжению от 26.01.2015 г. Сторона ответчика, ссылаясь на устранение ошибок в полном объеме, выдвинула отказ в удовлетворении заявления.

В ходе проверки деятельности Общества, которую провело Министерство юстиции РФ, все же были выявлены недочеты в работе ООО, и нарушения в части составления Устава Общества. При этом были допущены ошибки в части предписаний, которые предусмотрены для благотворительных фондов. Но все недочеты были устранены в указанный законодательством срок. В связи с этим суд отказал в удовлетворении заявления Министерства юстиции Российской Федерации о ликвидации общественной организации.

То есть в этом случае ликвидация юридического лица является принудительной.

Таким образом, из представленного выше примера видно, что своевременное устранение ошибок в деятельности повлияло на положительное решение суда в пользу ответчика.

Совокупные функции со стороны уполномоченных органов

На самом деле ликвидационный процесс в принудительном порядке подразумевает совокупные функции со стороны уполномоченных органов. К примеру, как отмечалось, арбитражный суд устанавливает ликвидационную комиссию, которая обязуется провести все рассмотренные действия в качестве порядка завершающей процедуры. Но, если правильно и своевременно обратиться к такой ситуации, возможно устранить все недостатки, являющиеся основанием для обращения в судебный орган, до поступления иска в суд.

Подобное обращение предполагает взаимодействие с органами власти, которые инициируют судебный процесс в отношении возникшей проблемы. Помимо этого, не следует юридическим лицам, а также индивидуальным предпринимателям совершать действия в части уклонения от исполнения возложенных на них действующим законодательством РФ обязанностей в области соблюдения его положений. Поскольку они оказывают существенное влияние на дальнейшую деятельность данных лиц и соответствующую перспективу в их функционировании. Мы рассмотрели основания и порядок принудительной ликвидации юридических лиц.

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 18.07.2003 № 14-П признал соответствующими Конституции РФ нормы, допускающие в некоторых случаях принудительную ликвидацию юридических лиц - статью 61 ГК РФ, статью 35 Федерального закона "Об акционерных обществах" и др. Вместе с тем, российское законодательство предусматривает еще целый ряд оснований, по которым предприятие может быть принудительно ликвидировано. Итак, в каких ситуациях фирму могут "закрыть", и как избежать попадания в такие ситуации?

Ликвидация юридических лиц зачастую воспринимается предпринимателями как некий карательный акт, совершаемый государственными органами в отношении тех фирм, которые допускают существенные нарушения действующего законодательства. В целом, такое восприятие института ликвидации, хотя и является несколько односторонним, не противоречит положениям статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации. Согласно пункту 2 данной статьи юридическое лицо может быть ликвидировано по двум правовым основаниям:

· по решению учредителей (участников) или органа юридического лица (добровольная ликвидация);

· по решению суда в случае, если создание и (или) деятельность юридического лица связаны с неоднократными либо грубыми нарушениями закона или иных правовых актов (принудительная ликвидация).

К сожалению, в нашей стране до сих пор не сложилась надлежащая практика добровольной ликвидации - цивилизованного прекращения деятельности юридического лица. Предприниматели предпочитают расставаться с "отработанным материалом" без соблюдения формальностей. Исследование причин этого явления - тема отдельного разговора. Сегодня нас интересуют не менее, а возможно и более, важные для предпринимателей ситуации, когда юридическое лицо ликвидируется в принудительном порядке по решению суда. Знание правовых основ института принудительной ликвидации позволит предпринимателям не только избежать неприятностей, но и даст им возможность правильно реагировать на периодически возникающие со стороны государственных органов угрозы ликвидировать фирму.

Тема работы актуальна, поскольку жизненный цикл любой организации заканчивается ее ликвидацией, либо переходом на новый уровень (что менее вероятно) и юридически грамотное «прекращение жизни» компании позволит ее руководителю обезопасить себя от дополнительных расходов и достойно продолжить свою деятельность в другой сфере либо с другой командой.

Задачи работы:

· изучение понятия и порядка принудительной ликвидации юридического лица;

· изучение принудительной ликвидации;

· изучение этапов принудительной ликвидации.

Целью работы является изучение принудительной ликвидации юридического лица и способов ликвидации.

Глава 1. Понятие ликвидации.

Ликвидация юридического лица - это способ прекращения его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Под принудительной ликвидацией юридического лица понимается его ликвидация в судебном порядке по иску уполномоченных органов. Основания для принудительной ликвидации предусмотрены Гражданским кодексом РФ и некоторыми законами.

Решение о принудительной ликвидации принимает суд (арбитражный суд). Обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица может государственный орган или орган местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом. Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. В этом случае дальнейшая процедура ликвидации ничем не отличается от процедуры добровольной ликвидации. Никакого «упрощенного» порядка при принудительной ликвидации нет.

Глава 2. Ситуации в которых подают иск на принудительную ликвидацию.

1.Непредставление в налоговые органы бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций.

Данное основание является, пожалуй, наиболее распространенным в спорах о ликвидации юридических лиц. От пресловутого "балласта" в виде огромного количества фирм, длительное время не представляющих отчетность, налоговые органы пытаются избавиться путем предъявления исков о ликвидации юридических лиц. Результаты этой работы трудно назвать удовлетворительными, в чем, правда, нет вины налоговых органов, которые вынуждены практически в каждом случае представлять суду значительный объем доказательств, подтверждающих фактическое прекращение деятельности юридического лица и отсутствие его органов либо подразделений по адресу, указанному в документах о государственной регистрации. На необходимость этого указал Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 10 Обзора практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц, направленного информационным письмом от 13.01.2000 № 50.

Тем не менее, проблема ликвидации за непредставление отчетности волнует и многие работающие организации, опасающиеся, чтобы частное нарушение не послужило поводом для неприятных судебных процедур. Думается, что подобные опасения являются излишними. Законодательство предоставляет налоговым органам возможность реагировать на нарушения сроков представления отчетности, не прибегая к такой крайней мере, как ликвидация юридического лица . Показательным в этом смысле выглядит позиция, занятая Президиумом ВАС РФ при вынесении постановления от 27.02.2002 № 9216/01. При рассмотрении дела было установлено, что основанием для предъявления иска о ликвидации юридического лица послужил факт непредставления юридическим лицом бухгалтерской отчетности за 2000 год (срок - 02.04.2001), установленный актом камеральной проверки, проведенной 03.04.2001, то есть на следующий день после наступления указанного срока. Оставив в стороне этическую сторону поведения налогового органа, отметим главное: Президиум ВАС РФ, отменяя решение суда первой инстанции о ликвидации юридического лица, указал на необходимость оценки характера допущенных нарушений и вызванных ими последствий. Таким образом, можно говорить о том, что формальное нарушение юридическим лицом сроков представления бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций само по себе не является основанием для его ликвидации.

2.Неприменение Контрольно-кассовой техники.

В отличие от ранее действовавшего Закона РФ от 18.06.1993 № 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением", Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных расчетов и расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон № 54-ФЗ) не предусматривает возможности ликвидации юридического лица за повторное неприменение контрольно-кассовой техники. Тем не менее, в корреспонденции с пунктом 2 статьи 61 ГК РФ Закон № 54-ФЗ не исключает возможности предъявления иска о ликвидации юридического лица, если нарушение им закона носит неоднократный или грубый характер. Правом предъявления таких исков обладают налоговые органы.

3.Осуществление деятельности без лицензии.

Осуществление юридическим лицом деятельности, подлежащей лицензированию, без лицензии, либо с нарушением условий лицензирования, принято считать одним из наиболее надежных оснований исковых требований о ликвидации такого юридического лица. Подтверждением данного обстоятельства является и позиция Президиума ВАС РФ, высказанная им в пункте 1 Обзора, доведенного информационным письмом от 13.01.2000 № 50. Вместе с тем, представляется необходимым отметить, что компетенция налоговых органов на подобные случаи не распространяется. Органы МНС России не наделены правом осуществлять контроль за соблюдением юридическими лицами условий лицензирования. Указанные контрольные функции в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" осуществляют лицензирующие органы.

4.Невыполнение нормы закона о приведении своих учредительных документов в соответствие с требованиями законодательства.

Формирование в нашей стране правовой системы, соответствующей изменяющимся экономическим отношениям, продолжалось (точнее, продолжается) не один год. Многие еще помнят такие причудливые организационно-правовые формы юридических лиц, как индивидуальное (семейное) частное предприятие, товарищество с ограниченной ответственностью и даже малое предприятие. Последнее, впрочем, никогда не являлось организационно-правовой формой, а представляло собой некую ущербную псевдоправовую конструкцию.

· С введением в действие главы 4 части первой ГК РФ (с 8 декабря 1994 года) организационно-правовые формы юридических лиц приобрели надлежащий вид. При этом юридическим лицам, зарегистрированным до указанной даты, было предписано привести свои учредительные документы в соответствие с нормами главы 4 части первой ГК РФ (статья 6 Федерального закона от 30.11.1994 № 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"). Аналогичное предписание было впоследствии дано тем юридическим лицам, которые были зарегистрированы до вступления в силу "профильных" федеральных законов.