Представьте себе, что ясным летним утром вы пришли в лес. В малиннике зреет сладкая сочная малина, на кочках мха в ельнике появились круглые ягодки голубики. То там, то здесь среди травы прячутся под листочками сыроежки и маслята, под березами растут подберезовики, а возле осин — подосиновики.
Много в лесу знакомых грибов и ягод, но еще больше тех, о которых вы ничего не знаете.
Можно ли собирать незнакомые ягоды и грибы? Почему?
Конечно же, нельзя! Ведь кроме съедобных попадаются и очень опасные, ядовитые ягоды и грибы. Поэтому, если рядом с вами нет взрослых, никогда не спешите сорвать и положить в рот незнакомую ягоду, даже если она выглядит красиво и аппетитно.
Ядовиты и ярко-красные ягоды ландыша, и черные сочные ягоды вороньего глаза, и красные, похожие на вишенки, ягоды волчьего лыка. Есть в лесу и на лугах ядовитые травы и цветы: всем известный желтый лютик, а также трава чемерица.
На болотах и в зарослях ольшаника встречается очень опасное растение, которое называется болотистым вехом. Ядовито все растение, но особенно — толстое мясистое, похожее на морковь корневище.
Иногда в густом лесу, рядом с малинником растет пахучая трава, которая называется дурманом. Человек, вдыхающий запах дурмана, может потерять сознание и упасть в обморок. Поэтому, если в лесном малиннике в знойный летний полдень у вас начнет кружиться голова, немедленно покиньте это место.
Но склонам оврагов и на берегах рек, где много влаги, растет трава красавка. У нее красивые цветы похожие на крупные розовато-красные колокольчики. Но собирать их в букеты нельзя. Ведь красавка очень ядовитое растение!
А теперь давайте поговорим об опасных грибах.
Какие ядовитые грибы вы знаете?
Ну, конечно, мухоморы. Шляпки их бывают окрашены в ярко-красный или серовато-бурый цвет.
Один из самых ядовитых грибов — бледная поганка. Его часто путают с сыроежкой или шампиньоном. Цвет шляпки — зеленоватый или желтоватый, а ножка бледной поганки внизу утолщенная.
Очень ядовитый гриб — ложный опенок. Он, как и настоящий опенок, растет на гнилых стволах и на пнях. От настоящего опенка его отличает неприятный запах и буро-зеленая слизь на ножке и шляпке гриба.
А вот сатанинский гриб похож на белый, но если его надрезать ножом, то место надреза через несколько минут розовеет или синеет.
Каждый грибник должен исполнять несколько очень простых, но важных правил, чтобы «тихая охота», а именно так называют собирание грибов, принесла человеку радость, а не беду.
Послушайте сказку.

Советы лесной Мышки

Летом Настя гостила у бабушки в деревне. Однажды она взяла корзинку и пошла в лес по грибы, по ягоды. Только вышла Настенька на дорогу, видит на обочине стоит большой зеленый куст, усыпанный мелкими ярко-красными ягодками, собранными в гроздья.
— Ах! Какие хорошенькие ягодки! Сейчас попробую, сладкие ли они? — подумала девочка и протянула руку, чтобы сорвать ягоду.
О Какой совет вы могли бы дать девочке?
— Не рви, девочка, эти ягоды. Они хоть и красивые, но ядовитые. А кустарник, на котором они растут, называется бузиной, - услышала Настя чей-то тонкий голосок.
— Ой, кто это? — удивилась Настенька.
Ей показалось, что голосок идет откуда-то снизу, и она присела на корточки. Под кустом бузины на земле росла невысокая трава, лежали прутики, сучки, листики, но никого не было видно.
Вдруг один листочек зашевелился, и из-под него показалась прехорошенькая мордочка лесной мышки с черными смышлеными глазками и крошечными розовыми ушками.
— Лесная мышка! Да какая пригожая! Рыженькая, е темной полоской вдоль спинки! - обрадовалась Настя.
Она протянула мышке раскрытую ладонь, и та ловко взобралась на нее.
Это ты со мной разговаривала, мышка? — спросила девочка.
— Конечно я! Кто же еще! Увидела, что ты хочешь ядовитую ягоду сорвать, вот и решила предупредить тебя.
— Спасибо, мышка! — поблагодарила Настя. — Но я не знала, что мыши умеют говорить.
Я живу в избушке старика-лесовика, он меня и научил вашему языку, — пропищала мышка. — Я вижу, Настенька, ты не очень-то разбираешься в лесных ягодах — какие съедобные, а какие нет.
— Это ты, мышка, правильно заметила. Я ведь в городе живу, а к бабушке в гости только на каникулы приезжаю, — объяснила Настя.
— Что ж, если хочешь, я с тобой в лес пойду, покажу разные ягоды и грибы, расскажу о них.
— Конечно, хочу! — обрадовалась девочка.
— Ну, тогда пошли. Я впереди побегу, а ты за мной иди.
Мышка быстро побежала по тропинке, а Настя пошла за ней. Скоро они оказались в густом лесу, и девочка заметила под елью невысокий стебелек с крупными оранжево-красными ягодами.
— Что ото за ягоды? - спросила Настя у мышки.
— Это семена ландыша.
— Ландыша? — удивилась девочка. — А я думала, что у ландыша белые душистые бубенчики...
— Белые цветочки у ландыша бывают в конце весны и в начале лета, а потом, когда они отцветают, на их месте появляются зеленые ягоды, к концу лета они краснеют. У ландыша и корни, и стебли, и листья, и ягоды — очень ядовитые!
Настя огляделась по сторонам и заметила куст с крупными сочными алыми ягодами, похожими на вишню.
— А эти ягоды съедобные или ядовитые? — спросила она мышку.
— Очень ядовитые! Называют их волчьими ягодами или волчьим лыком. Собирать их нельзя! — предупредила девочку мышка.
— Ой, смотри, мышка, какая удивительная ягодка! На глаз с большими ресницами похожа.
— А ее так и называют — вороний глаз. Черная сочная ягодка лежит на зеленой розетке из листьев. Запомни, Настенька, это опасная ягода, ею можно отравиться. Никогда ее не рви!
— Хорошо, не буду. А скажи мне, пожалуйста, какие ягоды можно собирать?
— Таких ягод очень много. Это малина и костяника, голубика и черника, калина и земляника. Пойдем, я тебе покажу некоторые из них. Мышка привела девочку на поляну. Настя наклонилась, чтобы сорвать костянику, и вдруг заметила большущий темно-коричневый гриб, края шляпки которого загибались вверх, а в самой шляпке блестела дождевая вода. Неожиданно с нижней ветки густой зеленой ели на землю спрыгнула рыженькая белочка, подбежала к грибу, ловко уселась на краю шляпки и стала пить из нее воду, словно из блюдца.
Настя и мышка с интересом наблюдали за белкой. Та напилась и ускакала в чащу леса.
— Здорово! — воскликнула Настя. — А скажи, из какого гриба пила воду белка?
— Этот гриб называется черным груздем — чернушкой. Вообще-то, чернушки — съедобные грибы, их мариновать и солить можно, но этот гриб уже старый, перезрелый. Его рвать не надо. Сейчас мы других грибов наберем.
Мышка показала Насте сыроежки, подберезовики и подосиновики. Девочка аккуратно собрала грибы и уложила их в корзинку.

Какие съедобные грибы вы знаете? Как они выглядят?
— А вот этот гриб я знаю. Он очень ядовитый! — сказала Настенька, указывая на большой ярко-красный мухомор, шляпка которого была словно забрызгана белой известкой.
Мухомор не таясь рос под молоденькой елочкой.
— Мне бабушка рассказывала, что другие грибочки под листиками таятся, в мох зарываются, ветками прикрываются, а мухомор прятаться не любит.
Настя взяла хворостину и хотела сбить с мухомора шляпку, но мышь остановила ее.
— Ты правильно сказала, что для людей мухоморы опасны, а вот лесные великаны-лоси ими лечатся. Так что лучше, Настенька, не трогай мухомор. Пусть себе растет, лесное царство украшает и лосям помогает.
Долго еще Настя с мышкой бродили по лесу. Много полезного и интересного узнала девочка.
Потом мышка проводила Настю до дома и вернулась в избушку доброго старичка-лесовичка.

ВОПРОСЫ
Где Настя гостила летом?
Куда пошла Настя?
Кого встретила девочка по дороге в лес?
О чем рассказала ей лесная мышка?
Почему нельзя собирать и есть ягоды бузины, ландыша, вороньего глаза? Как они выглядят?
Какие съедобные ягоды вы знаете? Расскажите, как они выглядят.
Какие ядовитые грибы вы знаете? Расскажите, как они выглядят.
Почему нельзя собирать незнакомые ягоды и грибы?

Не собирайте незнакомые грибы.
Не собирайте грибы, растущие вдоль обочин дорог.
Не употребляйте в пищу старые, лежалые, испорченные грибы.
Не храните необработанные грибы более суток.
К ядовитым грибам относятся:
бледная поганка,
мухомор,
ложный опенок,
сатанинский гриб.

ПРАВИЛА

Осторожно - ядовитые Грибы и ягоды!
Не собирайте незнакомые ягоды. Не пробуйте на вкус даже одну ягоду. Обязательно покажите ягоды взрослым. К ядовитым растениям относятся: волчье лыко, вороний глаз, ландыш, бузина, красавка, паслен, чемерица, лютик ядовитый.

Сказки по ОБЖ

Сборник сказок

Составила: Хапаева Л.Б.

В пособии предлагается структура работы с детьми старшего дошкольного возраста по разделу «Безопасность».

Изучить основы безопасности жизни помогут сказки, они увлекают ребенка, способствует запоминанию дошкольником

определенных правил безопасности.


Жила на свете машина. Звали ее Лада. Лада была голубого цвета и считала себя очень красивой.

Однажды голубая красавица решила проехать по городу, показать свою красоту.

Сначала она съездила на мойку для машин. Там ее помыли ароматной шампунькой, натерли до блеска.

Когда Лада выезжала с машинной мойки, она подъехала к зеркалу, чтобы полюбоваться своим отражением.

Ах, какая я красавица! – Восхищалась собой Лада. – Я самая красивая, самая очаровательная, самая…

Ты что не видишь знак «Остановка запрещена»? Любуется она собой! Лучше бы выучила правила дорожного движения! - Кто-то громко прокричал ей на ухо. Это был старый Грузовик.

Подумаешь, какие-то правила. – Гордо сказала Лада. - Я и без правил могу ездить. Я такая красивая, что все мне будут уступать дорогу. Могу обойтись без знаков.

Лада еще раз покрутилась перед зеркалом и выехала на дорогу.

Она еще не знала, что дорожные знаки все слышали и обиделись на нее. Они решили больше не помогать Ладе. И как только Лада приближалась к какому-нибудь дорожному знаку, он отворачивался от нее.

Подумаешь, очень надо. – Проворчала красавица и поехала вдоль березовой аллеи.

Березки приветствовали ее своими тонкими изящными веточками, любуясь ее красотой и блеском.

Машина блестела так, что в ней отражалось все, мимо чего она проезжала: нежно-голубое небо, яркое солнышко. От этого у Лады еще больше вскружилась голова, и она продолжала ехать, ничего не замечая перед собой.

Впереди показался знак «Дорожные работы». Он специально отвернулся от Лады, поэтому красавица и не заметила, что дальше дороги нет, не заметила, что прямо перед ней выросла большая куча песка, который привезли для строительства дороги.

Она ехала и воображала, какая она умная, великолепная. И вдруг…

Ой, я ничего не вижу! Ой, помогите мне! Я кажется, ослепла! – Завизжала Лада.- Что такое? Куда я попала?

Лада попыталась выехать, но колеса забуксовали в песке.

«Что же делать?» - подумала она.

В это время мимо проезжал Буксир. Буксир всегда помогал машинам, которые попали в беду. Он был очень сильным. И на этот раз он решил помочь нашей красавице.

Он подцепил Ладу на трос и вытащил из кучи песка. Она быстро окинула себя взглядом с крыши до колес и увидела, что весь ее блеск пропал.

Спасибо! – Поблагодарила голубая красавица Буксир. – Если бы не вы? Я надолго бы застряла здесь.

Но вы же должны быть внимательной. Впереди на дороге, стоял знак «Дорожные работы», он вас предупреждал об опасности.

Лада обиженно сказала:

Да чтобы я подчинялась каким-то знакам! Я случайно попала в песок. Больше со мной такого не случится. – Лада отряхнула с себя песок, но к ее огорчению, она больше не блестела так, как раньше.

«Ничего, я все равно самая красивая и самая обаятельная!» - подумала про себя Лада.

Но как же вы сможете ездить без помощи дорожных знаков? – Возмутился Буксир. – Они же нас предупреждают об опасности на дороге, помогают избежать беды. Вы – очень гордая, а еще - глупая. Желаю вам не попадать в аварию. – Буксир развернулся и поехал по своим делам.

Как посмел он назвать меня глупой! - Возмутилась красавица.

У нее испортилось настроение, и свой дальнейший путь она продолжала, думая о том, что все вокруг не понимают ее. А она просто не хочет быть похожей ни на кого, она не хочет выполнять правила, которые придумали для всех, она хочет делать только то, что ей нравиться.

Дорожные знаки, мимо которых проезжала Лада, отворачивались от нее. Но она даже и не замечала этого.

Голубая красавица так сильно задумалась о своей жизни, что не заметила, как подъехала к перекрестку. Она не обращала внимания на светофор, который показывал ей красный свет. Лада продолжала ехать вперед.

Неожиданно, кто-то ее очень ударил в правое крыло.

У нее вылетели все стекла, отвалились колеса. От страха

у Лады погасли фары, она потеряла сознание.

Лада не видела, как приехала милицейская машина, которая установила, что в аварии виновата Лада. Она не видела, как ее собирали по частям и складывали на грузовую машину аварийной службы.

Очнулась она на свалке старых, никому не нужных машин.

Какая же я была глупая и гордая!

Если бы все вернуть назад, я бы

никогда так не поступила. Я бы попросила прощения у дорожных знаков и была бы очень внимательной на дороге.

Наша история начинается заново:

Жила на свете машина. Ее звали…

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправляемся в необычное путешествие. Нас ждет в гости сказка. Поднимите руку, кто хоть раз, слышал хотя бы одну сказку. Поднимите руку, у кого есть любимые сказки, чем они вам нравятся. (ответы детей). Чему нас учат сказки?

Добро побеждает зло.

Быть справедливым

Быть честным

Быть добрым

Быть внимательным

учат правильно себя вести и это самое главное.

Сказка нас сегодня будет ждать на станциях *погуляем* *на природе* , *один дома*, *незваный гость* . Затем мы пройдем с вами тест и выполним задание.

Провожать к станциям нас будет волшебный клубочек, чтобы мы не запутались в сказочной стране.

Итак, на старт! Сказочная страна нас ждёт.

Чтобы войти в сказочные ворота, нужно вспомнить, какие бывают сказки. (народные, авторские) и народные и авторские сказки могут быть: волшебные, бытовые, о животных и богатырские.

Войдем в ворота и посмотрим, какие сказки нас сегодня ждут (народные сказки). Покатился наш клубочек от старта к первой станции *погуляем*

Чтобы войти на станцию отгадайте загадку:

И от бабушки ушёл, и от дедушки ушёл, круглый сам, румяный бок, он зовётся…

Правильно! Это колобок. С чего началась сказка! Что случилось дальше? Чем заканчивается сказка «Колобок»? (ответы детей) Почему так произошло? (ответы детей) Можно ли в нашей жизни поступать как колобок: уходить из дома без разрешения? Разговаривать с на прогулке с незнакомыми? Гулять одному? Посмотрите, сказка нас научила правилам, которые мы должны выполнять, чтобы не случилось беды на прогулке.

Катиться дальше наш клубочек и привел он нас на станцию *На природе* Эта станция встречает нас мультфильмом. (фрагмент *Сестрица Аленушка и братец Иванушка*). Посмотрите внимательно и подумайте, чего нельзя делать на природе? Чтобы сохранить свое здоровье, необходимо слушаться взрослых, не брать в рот незнакомые растения и не пить из незнакомого источника.

А наш клубочек, тем временем, прикатился на станцию *один дома*.

Составьте из букв

название сказки. («Курочка ряба») на какого из героев, вы похожи оставаясь один дома? (На мышку) Почему мышка заставила Деда и Бабу плакать? Хотела ли она разбить яичко? Почему так получилось? Как нужно вести себя дома? (внимательно и аккуратно) Можно ли играть дома с таблетками, моющими средствами, посудой, электроприборами, спичками? Почему? Если дома никого нет, а у вас случилась беда, что нужно делать?

Таким образом, сказка «Курочка Ряба» научила нас правилам:

Будь внимательным и аккуратным.

НЕ играй с опасными предметами

Если случилась беда, зови на помощь.

Наш клубочек бежит к следующей станции, на которой нас ждет новое задание и новая сказка. А что это за сказка? (*Волк и семеро козлят*). Чему нас учит эта сказка? Давайте сыграем в игру: Один ученик будет ребенком дома, а второй ученик будет незваным гостем, которому нельзя открывать дверь. Выиграет тот, кто сможет выполнить свое задание. Первый. должен сказать так, чтобы гость не обиделся и ушел, второй должен сказать так, чтобы ему открыли дверь.

Запомните правила:

Не открывать дверь незнакомым людям

Запиши телефоны родителей или соседей, в случае опасности им звони.

Запомни фразу:

*меня закрыли на замок, я не могу открыть дверь*

Посмотрите на экран. Что это за сказка («Петух,лиса и заяц») и чему она нас учит? Как петушок выгнал лису из зайкиной избушки? Придумайте правила к этой сказке. (В случае опасности, громко кричи)

Вот так несколько русских народных сказок нас научили некоторым правилам безопасности в жизни.

А сейчас давайте пройдет тест и посмотрим, все ли правила мы запомнили, внимательно ли мы слушали.

Следующее задание, надо будет выполнить цветными карандашами. У вас на столах лежит раскраска к сказке гуси лебеди.

Посмотрите как компьютер раскрасил этот рисунок. Какие правила эта сказка спрятала в себе? Подумайте, пока раскрашиваете рисунок, а дома поиграйте в игру сказки учат правилам безопасности со своими родителями.

Расскажите им правила, 4оторые спрятались в сказке «Гуси-лебеди» и обсудите, все ли правила вы нашли, может эта сказка учит ещё чему – нибудь?

Наша встреча подошла к концу, в следующий раз нас ждут в гости авторские сказки, которые тоже научат нас правилам себя вести. Всем спасибо,

До свидания!

Лисичка – сестричка и серый волк

Воспитатель: Сегодня мы с вами побеседуем о безопасности. Ведь неприятные истории ситуации могут случиться с любым человеком в любой момент. Поговорим об этом на примере сказки «Лисичка – сестричка и серый волк». Подумайте, разве дед, когда ехал домой счастливый с удачной рыбалки, мог представить, что с ним случится что-то плохое?

Чтение сказки «Лисичка-сестричка и серый волк».

Воспитатель: Вы прослушали сказку «Лисичка – сестричка и серый волк». Вспомните те неприятные ситуации, которые случились с ее героями.

Ответы детей:

Дед остался без улова, лиса обманом у него всю рыбу забрала.

Волка побили, он остался без хвоста.

Лиса всех обманула, да еще на избитом волке в лес ехала.

Бабка осталась без рыбы и без воротника.

Еще лиса в избе в кадку угодила, тесто испортила.

Воспитатель: Молодцы! Вспомнили все плохие поступки лисы. Всех она обманула, всех перехитрила, всем зло причинила. Кто из вас опишет внешность лисы?

Ответы детей:

Рыжая, пушистая.

Лиса красивая, хвост длинный, пушистый, красивый.

Взгляд хитрый.

Мордочка острая.

Лисичка – самая красивая из зверей.

Воспитатель: А если бы не знали, сколько плохого сделала лиса, смогли бы вы по ее внешнему виду понять, что она плохая?

Ответы детей:

Нет, на вид она очень красивая и хорошая.

Но взгляд у нее хитрый.

Воспитатель: Правильно! На вид лиса очень красивая и кажется хорошей, доброй, а поступки совершает плохие и советы дает коварные. Скажите: почему лиса обманула деда?

Ответы детей:

Потому, что она хитрая.

Потому, что она ленивая. Голодная, но идти на охоту мышей ловить не хочет.

Она знает, как тяжело за зайцем гоняться: заяц быстрый, да еще и следы путает, - можно и не догнать. Деда легче обмануть.

Потому, что дед ей поверил.

Деду надо было лучше проверять, мертвая она или нет.

Воспитатель: А как должен был поступить дед, чтобы не оказаться в такой ситуации?

Ответы детей:

Дед старый и знает, что лиса – обманщица. Нужно было подумать, прежде чем бросать лису в сани, и тогда он что-нибудь придумал бы.

Нужно было проехать мимо и не обращать внимания на лису.

Нужно было внимательно посмотреть ей в глаза – он заметил бы, что она живая.

Дед знал, что лиса хитрая, но очень захотел воротник для бабки. Нужно было лису положить в мешок и крепко его завязать. И тогда и рыба была бы, и воротник.

Воспитатель: Правильно! Дед, увидев легкую добычу, забыл о возможной опасности. Забыл. Что лиса коварная, хитрая, может обмануть. Если бы дед подумал, прежде чем сделал, были бы у него и рыба, и воротник. А если бы проехал мимо, то остался хотя бы с рыбой. Но хитрая лиса и рассчитывала на то, что дед соблазнится легкой добычей, пожадничает и забудет об осторожности. Одну ситуацию мы обсудили. А теперь поговорим о том, как лиса наказала жадного и ленивого волка.

Ответы детей:

Лиса сама часто бывает голодной, но с волком добычей не делилась, а послал его на верную смерть. Хорошо, что только без хвоста остался.

Лиса посоветовала ловить рыбу в проруби, на волчий хвост.

Она жадная, не поделилась с волком, да еще и обманула его.

Она знала, что волк голодный, жадный, будет долго сидеть и хвост у него примерзнет.

Воспитатель: А как мог поступить волк, чтобы остаться с хвостом?

Ответы детей:

Волк лучше всех знает, какая лиса кума, она постоянно его обманывает.

Сказал бы: « Сама покажи, как ловить рыбу хвостом».

Волк мог и наказать лису за жадность – забрать рыбу.

Волк мог разделить рыбу поровну – было бы честно.

Волк и лиса – кум и кума, они оба ленивые, бродят, высматривают, чем бы поживиться, а охотиться не хотят. Мне не жалко волка. Он глупый, ему даже лень подумать, что с ним будет, если он хвост в прорубь опустит.

Воспитатель:

А вы сможете придумать свой вариант сказки или окончание сказки?

Ответы детей:

Ехал дед с рыбалки, а в санях вез мешок рыбы. Видит – на дороге лежит лиса мертвая. Но на самом деле она притворилась. Дед сначала хотел взять лису, но потом подумал: неспроста тут лиса лежит. Присмотрелся: а она живая оказалась. Прогнал ее дед, не удалось ей рыбкой поживиться. Пошла лиса грустная в лес и встретила там такого же грустного и голодного волка. Рассказала она ему о своей неудаче. Тогда волк предложил лисе пойти рыбку самим половить. Лиса посоветовала волку опустить в прорубь хвост и на него, как на удочку, рыбку ловить. Волк понял, что лиса его обмануть хочет, и не согласился. Обиделся он на лису и ушел в лес. А лиса так голодная и осталась.

Воспитатель: Молодец, Маша! Она сохранила поучительный сюжет сказки и поучила лису. Кто еще попробует придумать сказку? Ваня, расскажи свою сказку.

В зимний день возвращался дед с рыбалки. Ехал он с наловленной рыбой. Ехал и увидел на дороге лису. Остановился дед посмотреть: жива ли она? Смотрит на лисе мех красивый, пушистый. Вспомнил он про свою старуху: хороший воротник получится. Посмотрел еще раз на лису, видит: вроде бы мертвая. Положил он ее на сани, около рыбы, и дальше поехал. А лиса хитрая оказалась, притворилась мертвой. Лежит она на санях и наблюдает: не смотрит ли дед на нее? Дед не смотрел на нее и лиса начала выбрасывать рыбу. Но дед тоже хитрым оказался. Оглянулся и увидел, что лиса рыбку выбросила. Достал дед ружье – лиса испугалась, спрыгнула с телеги и в лес убежала. Уехал дед, а рыбка осталась лежать на снегу. Шел сзади голодный волк. Увидел он рыбку, обрадовался и съел ее. Вернулась лиса рыбку подобрать, а рыбки уже нет. Вот и сказке конец.

Воспитатель: Молодец, Ваня! Сегодня на примере сказки «Лисичка – сестричка и серый волк» мы увидели, что неприятности могут случиться в любой момент. В жизни, как и в сказке, есть такие люди, как лиса, - хитрые и лживые. В сказке лиса обманула деда и волка. Сказку модно переделать на хороший лад, чтобы плохое происходило с лисой. А деду надо было поступить по-другому – не брать лису. Так же и в жизни. Нас учат не брать в руки, не поднимать незнакомые предметы, вещи: они могут оказаться опасными. А волку нужно было не слушать лису, а думать своей головой.

Нам всем надо стараться избегать встреч с такими людьми или хотя бы не прислушиваться к их советам, думать своей головой. Сказки придумал народ, чтобы предостеречь нас от возможных опасностей и от плохих людей. Подумайте: если вы найдете какой-нибудь предмет, пусть даже очень красивый, пусть игрушку, что вы сделаете?

Ответы детей:

К нему нельзя прикасаться.

Его нельзя брать в руки.

Я скажу об этом маме.

Воспитатель: Правильно! Никогда нельзя брать в руки неизвестные предметы, они могут оказаться опасными и привести к несчастью.

И еще, привлекательная внешность не всегда говорит о том, что сам человек хороший. Не вспомните такие же примеры из других сказок?

Ответы детей:

- Снежная королева была красивой, но жестокой, коварно, бессердечной.

- В сказке «О мертвой царевне и о семи богатырях» красивая, но злая царица превратилась в «добрую» старуху, чтобы отравить царевну яблоком.

- В сказке «Дикие лебеди» красивая, но злая и коварная царица превратила маленьких принцев в диких лебедей.

Воспитатель: Молодцы! Вспомнили сказки, где внешность не соответствует душевным качествам человека, его намерениям. Но не думайте, что все красивые люди плохие или хотят плохо поступить. Это не так. С посторонними, чужими людьми всегда нужно быть осторожными, внимательными.

И самое главное, помнить и выполнять простые правила:

Никогда, никуда не ходить с чужими людьми.

Ничего не брать у чужих людей: ни еду, ни игрушки.

Главное: прежде чем совершить какой-нибудь поступок, нужно хорошенько подумать, к чему это приведет.

Этому и учат сказки. « Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!». Они предупреждают нас, показывая возможные последствия необдуманных поступков. Сказки учат нас, слушая их, а потом и читая, на всю жизнь запомнить их уроки и не попадать впросак, не попадать в те ситуации, в которых оказываются сказочные герои. Сказки хотят защитить вас, уберечь, предостеречь.

Начало представления.

В зале стоит столик, на нем свечка, телефон, элементы быта дома Зайчат.

Огонь – давний друг человека,

А без доброго огня

Обойтись никак нельзя.

Бледно-жёлтый, ярко-красный,

Синий или золотой,

Очень добрый или злой.

Собрались мы здесь сегодня,

Чтобы сказку показать,

Научиться быть послушным

И пожар не создавать.

В лесу пожар случился как-то раз,

О нём услышите сейчас рассказ!

Зайчиха в доме с зайками жила

И за едой однажды в лес пошла.

(Выходит Зайчиха с зайчатами)

Встала я сегодня рано,

За едой чтоб в лес пойти.

Пожелайте же, зайчата,

Вы мне доброго пути.

Вы ребята, не скучайте,

Дружно вместе поиграйте.

Дверь за мною закрывайте

Посторонних не пускайте.

Вас прошу: послушны будьте,

Уберите все кругом.

Спички в руки не берите,

Не шутите вы с огнём!

Зайчата: Обещаем: вчетвером Всё мы в доме уберем!

Зайчиха: Ну, смотрите, не шалите

И меня к обеду ждите.

Зайчата: До свидания, мамочка!

1 Зайчонок: Мама из дому ушла – Надо браться за дела!

Непослушный Зайчонок: А мне неохота – подождёт работа.

2 Зайчонок: Стыдно, брат, так поступать, Стыдно маму огорчать!

Непослушный Зайчонок:

Хватит вам меня учить, помогу я, так и быть.

3 Зайчонок: Все игрушки в доме сам я расставлю по местам.

Ведущий: Целый день без мамы дома

Оставалась детвора,

А спасала их от скуки

Интересная игра.

1 Зайчонок: Эй, зайчатки,

Поиграем дружно в прятки.

1, 2, 3, 4, 5 – Буду я сейчас искать.

Ведущая: В шкаф залез один зайчонок,

Самый шустренький ребёнок.

Видит он, на полках = склянки,

Вата, бинт, таблетки, банки.

Непослушный Зайчонок:

Ух, ты, как здесь интересно,

Не видал я это место.

Сколько разных здесь таблеток!

Только жаль, что нет конфеток.

Может, это витаминки?

Съем скорее половинку!

И оставлю для зайчат….

1 Зайчонок: Что ты надумал!

Клади лекарства все назад!

Ты уже не маленький

И должен твердо знать,

Что пилюли и таблетки

Тайком нельзя глотать!

Отравиться ими можно

Или даже умереть!

Будь с лекарством осторожней,

Чтоб от них не заболеть!

Непослушный Зайчонок:

Навсегда запомнил я,

Таблетки детям брать нельзя!

Зайчата (хором):

Мама, мамочка пришла!

Нам морковки принесла!

2 Зайчонок: Стойте, братцы, не спешите,

Кто пришел к нам, вы спросите.

Посмотрите-ка в глазок,

Зайчата (хором):

Кто стучится в нашу дверь:

Может, это страшный зверь?

Медведь почтальон:

Это я, ваш почтальон,

Я вам всем давно знаком.

Шёл по лесу целый час,

Посылочку принёс для вас.

Видно, что издалека,

И, признаюсь, не легка.

Поскорее открывайте

И посылку принимайте!

Зайчата (хором):

Нам посылочка пришла!

В ней, наверное, угощенье,

И клубничное варенье!

Дверь сейчас мы отопрём

И посылку заберём!

3 Зайчонок: Стойте, братцы, подождите,

Открывать дверь не спешите.

Нельзя чужих пускать в свой дом!

Почтальон нас извините,

Лучше вечером зайдите.

Мама с радостью вас встретит,

А нам нельзя – мы только дети!

Ведущий: Почтальон немного поворчал

И обратно зашагал

А весёлые зайчатки

Снова стали играть в прятки.

Посмотрите, наш Тихоня

Гвоздик маленький нашел

И к розетке подошел.

Непослушный зайчонок:

Что в розетке, неизвестно?

Так проверить интересно.

Сунуть чтоли туда гвоздь?

1 Зайчонок: Эй, ты что придумал! Брось

Братец, ты запомнить должен,

Будь с розеткой осторожен!

С ней никак нельзя играть!

Гвоздики в неё совать!

2Зайчонок:

Сунешь гвоздик ненароком –

И тебя ударит током,

Так ударит, что прости

Могут даже не спасти.

Дело кончится бедой –

Ток в розетке очень злой!

Непослушный зайчонок:

Понял я теперь друзья,

Играть с розетками нельзя!

Ведущий: Устали зайчата в прятки играть,

Под музыку дружно стали плясать.

(Танец Полька)

Какое веселье, какой перепляс!

Тут неожиданно свет вдруг погас.

Темнота вокруг настала,

Всех зайчат перепугала.

Но один не растерялся

И за спички сразу взялся.

3 Зайка: Братцы, братцы, успокойтесь,

В доме темноты не бойтесь.

Спички есть в моём кармане,

Подожгу, светлее станет.

Быстро свечку подожжем,

Станет светлым снова дом.

Ведущий: Свечку спичкой поджигает,

Спички под ноги бросает.

Непотухший огонёк

Шторы мамины поджог.

Вот огонь помчался вверх,

Напугал до смерти всех

Тут зайчата растерялись,

По углам все разбежались.

Ведущий: Храбрый Зайчонок не стал убегать,

Со страхом своим он сумел совладать.

Не спрятался, не испугался,

Пожарных вызвать догадался.

К телефону подбежал

«01» скорей набрал.

1 Зайчонок: Пожарные, к нам приезжайте, от пожара выручайте!

Мы живём в избушке, на лесной опушке!

1 Пожарный:

Так, опять, зайчата,

Непослушные ребята,

Скоро будем, ожидайте,

В беде друг друга не бросайте.

Эй, дружина, становись!

Пожар! Тревога! Торопись!

2 Пожарный: На пожар мы поспешили

Сразу как нам позвонили!

Действовать сейчас нам нужно

Очень слаженно и дружно!

Пожарные хором:

Мы зальём огонь водой,

Быстро справимся с бедой!

Огонёк всегда такой –

И хороший, и плохой:

Он и светит, он и греет,

И проказничать умеет.

То, что спички не игрушка

Знает каждый, знают все.

Не давайте спички детям,

А то быть большой беде.

Если вдруг увидишь дым,

Что-то загорается,

Позвони по «01»

Сразу всё уладится.

О пожаре пели мы,

Чтоб спасти вас от беды.

Призываем всех: «Друзья,

С пламенем играть нельзя!».

Мама Зайчиха:

Я, как узнала о пожаре,

Домой скорее побежала!

За вас, зайчата, волновалась я!

Обращается к Пожарным:

За помощь всем спасибо вам, друзья!

1 Пожарный: Причина возгоранья – Детское непослушание.

2 Пожарный: Вовремя всёж сообщили о пожаре:

Ещё бы немного и Зайки пропали!

3 Пожарный: В любое время дня и ночи Мы от пожара вас храним!

Все хором: И если что-то загорится, Звоните быстро – «01»!

Ведущий: Всем, ребята, вы скажите

Чем пожарные живут

Они днём и ночью тоже

Ваши жизни берегут.

Все дети должны обязательно знать:

Со спичками нельзя играть.

Не рискуй своей жизнью напрасно:

С огнём шутить опасно!

Литература:

1. Интернет ресурсы

1.Сказка о гордой машине…………………………………………3

2 Виртуальное путешествие в сказку. ……………………………6

3. Лисичка – сестричка и серый волк ……………………………..9

4. Сказка про зайчат ………………………………………………15

5. Литература………………………………………………………22

Краткое содержание: Основы личной безопасности дошкольников. Правила безопасности. Как обучать ребенка правилам безопасности. Практикум безопасности. Что делать, чтобы ребенок хорошо запомнил правила безопасности.

Как обучать ребенка правилам безопасности по народным сказкам

А действительно, почему сказки (и песенки, и прибаутки) для самых-самых маленьких такие плохокончающиеся?

И вот что еще интересно (обращали внимание?): сказки для детей постарше как правило заканчиваются хорошо. В них герои, преодолев все трудности и каверзы судьбы, благополучно выпутываются из переделок и начинают "жить-поживать". А у младенцев - сплошной "караул!". То лиса колобка проглотит, то теремок развалится, то от козлика рожки да ножки в лесу остаются. Что, наши предки погуманнее не могли что-нибудь придумать или им нравилось детей запугивать?

Конечно нет.

Первые сказки, которые слышат наши дети, и в самом деле в чем-то походят на страшилки. Но, думается, это страшилки не для детей, а как раз для родителей. Кто должен бдительно следить за младенцем, кто целиком и полностью отвечает за его благополучие, пока он так беспомощен? Вот им-то и объясняется, что будет, если:

Если младенца положить на краю;
- если оставить без присмотра (или оставить ребенка под присмотром ненадежных людей);
- если по вашему недогляду "хвостиком заденет", чего задевать не полагается;
- если положить "остывать на окошке" без надзора;
- если сбежит в неисследованное (то есть неподготовленное для него) место.

Сказки предостерегают родителей и предупреждают их о последствиях. Причем в той самой форме, которую легко и охотно воспринимает наше подсознание. Это напоминалки для нас. Емкие, короткие, образные. Возьмите любую сказку - и вы найдете в ней массу полезных советов-напоминаний по технике безопасности.

Мини-практикум

В какой сказке?

Попробуйте самим подставить названия сказок к этим вышеперечисленным советам-предостережениям. Заметите в сказках еще много чего интересного. Например, о том, что опасно оставлять ребенка без присмотра, говорится в сказках "Колобок", "Гуси-лебеди", "Кот, петух и лиса", "Сестрица Аленушка и братец Иванушка".

А в каких сказках показано, что случается, если маленький герой сбежит в неизвестное (неизведанное, незнакомое) место? Какие советы и предостережения даются в них?

Посмотрите на сказочных героев и волшебные приключения с этой точки зрения. Обратите внимание, как часто в сказках повторяется один и тот же мотив. Как вы думаете почему? Может быть, потому, что много раз и по-разному повторенное в голову хорошо западает?

Может быть, вот так, рассказывая и читая сказки и проживая вместе с ребенком разные ситуации, мы тоже узнаем что-то новенькое о себе? Может быть, отвлекая от сиюминутного быта, сказки и нас, уже выросших из детства, способны вернуть к простым и важным истинам? И выводят - на какой-то иной уровень. И рассказывают - о тех важных истинах, которые мы забываем во взрослой бытовой суете.

Не убегай за край!

А что касается самих детей...

У маленьких детей воображение еще спит, и потому младенец не будет пока особо переживать за обманутого колобка: он пока не понимает, что "быть проглоченным" и "умереть", по сути, одно и то же. И не пугает его, что "рожки да ножки" остались, а козлик исчез: так же не существуют предметы для грудничка, когда они исчезают из поля его зрения. Малышу, если честно, поначалу все равно, что вы там говорите: его завораживает сама ритмика речи, голос, интонации. Но интонации у вас разные! Но ваш голос настораживает! И маленький ребенок сначала смутно, потом все яснее и четче осознает: что-то тут не так. Ребенок вслушивается, и что-то откладывается в его памяти, и потихоньку-полегоньку он запоминает очень нужные предостережения и правила поведения - правила безопасности. Заранее, до того как придет пора пугаться. Причем важная для малышей информация подается в самой доступной форме - в образах и символах. Она действует не на разум, а на подсознание, ведь то, что человек прочно усвоил в раннем детстве, бессознательно усвоил (буквально впитал с молоком матери), останется с ним на всю жизнь.

В народных сказках есть четкая инструкция о том, что можно и чего нельзя делать, пока ты ребенок. И малыш впитывает ее буквально с молоком матери.

Все мамы - во все времена - поют своим малышам колыбельную "Баю-баюшки-баю, не ложися на краю, придет серенький волчок и ухватит за бочок...". Слушая песенку, малыш осваивает важнейшее для него понятие: что такое край.

"Край" - это некая черта, граница, тот предел, за которым таится нечто неведомое, а потому опасное. Там, за "краем", находится чужая "земля", на которую вторгаться нельзя. Там, за краем, - "серенький волчок" (символ неизведанного и коварного). Это взрослые могут пойти "за край" и с ними ничего не случится, а младенцы должны быть в "серединке", месте освоенном и охраняемом. Коляска, пеленальный столик, кроватка, мамины/папины руки - вот безопасное место для малыша. В доступной форме юному человеку объясняется, что край - это та граница, та неизведанная территория, где все чужое, чуждое, неведомое. И почему ходить туда одному нельзя. И почему там подстерегает опасность. И как ее избежать.

Поэтическая форма помогает ребенку прочувствовать и усвоить такие понятия: "край", "свое, надежное" - "чужое, опасное".

Конечно, со временем "своя" территория начнет расширяться. Сначала - до размера комнаты, потом - до размера квартиры, "своего" двора... К году малыш встанет на ножки и пойдет. Но, приближаясь к границе "своего", то есть освоенного пространства (к тому самому краю), малыш насторожится: он уже усвоил - новое (чуждое) обязательно должно быть проверено на наличие "сереньких волчков".

Ну а что случится, если все-таки зайдешь за край? Да еще один, да еще без спроса? И об этом он уже знает. Из песенки про серенького козлика, например, которому вздумалось "в лес погуляти". ("Что с ним случилось? Да-да, "остались от козлика рожки да ножки".)

Или из истории про колобка, которому тоже вздумалось...

Такие сказочные "инструкции по безопасности" перетекают от напевки к присказке, от присказки к сказке и растут вместе с малышами.

Да и сами малыши удивительно похожи на колобков: так же наивны, доверчивы и самонадеянны. И если их рискованный поступок (например, удрать от мамы или пойти с чужим дядей в интересное место) прошел без вредных последствий, ждите следующего. Насторожить ребенка, вызвать здоровую недоверчивость к сладким чужим речам - вот чему мы можем научить ребенка благодаря колобку.

В сказке все сказано, все объяснено. Ваша задача - лишь акцентировать детское внимание на некоторых местах. Маленькие дети "срисовывают" отношение к чему- или кому-либо с родителей (как мама/папа, так и я). Вот и покажите свое отношение к поступкам беспечного героя. Но - обратите внимание! - никто колобка не осуждает. Это отличный пример для нас: мы не осуждаем ребенка, мы можем лишь осудить поступок, который он совершил, и дать правильные ориентиры на будущее. Итак, не ругая, не принижая самого героя, дайте оценку его поведению. Помогите ребенку понять: в чем же ошибка колобка (что он сделал неправильно и что надо было сделать, чтоб лиса - ам! - и НЕ проглотила). Что делать, чтоб не пропасть?

Сказки, напевки, колыбельные для младенцев - это учебник, в котором записаны базисные понятия безопасности для малышей.

Практикум

Чтоб от сказок польза была

1. Прокомментируйте то, о чем вы рассказываете.

Комментарий может быть очень простой: скажите "ай-ай-ай!" - вот и ясно ваше отношение к поступку (проступку) колобка.

2. Задайте малышу вопросы:

Почему же убежал колобок?
- А можно ли было убегать одному в лес (вот он снова - основной мотив: чужой, чуждый и опасный, неизвестный край).
- С кем колобок встретился?
- От кого убежал?
- А кто его обхитрил?
- Почему пропал колобок? (Потому что нарушил запрет, потому что пошел один, а разве можно уходить одному?)

3. Для детей постарше:

Обратите внимание малыша на то, что встречались колобку и хорошие звери... жаль, что он доверился симпатичной хитрой лисе... (Все как у нас в жизни, не правда ли?)

Как правильно надо было сделать? Остаться на окошке? Или позвать с собою в лес бабушку/дедушку, которые там бывали (то есть освоили эту "чужую" территорию)? А еще? (Не слушать лису, лисы такие хитрые...)

Если ваш малыш говорить еще не умеет - все равно задавайте вопросы. И, сделав паузу, сами на них отвечайте. Это отличный способ акцентировать внимание. Задавайте вопрос и сами на него отвечайте, как будто просто рассуждаете вслух. Например, после встречи с зайчиком скажите: "И почему же колобок не побежал назад к бабушке и дедушке? Зайчик-то хотел его съесть, а колобок не испугался! Ай-ай, вернись домой, колобок!" Или можно так: "Ну разве можно подходить к незнакомой лисичке? Ай-ай-ай! Нельзя, потому что..."

Говорите кратко и ясно (как в сказке). Никаких сложноподчиненных предложений: малыш в них запутается. И - не ругайте колобка. (Мы не осуждаем детей, мы обсуждаем и исправляем неверные поступки! )

Выразите главную мысль, которую вы хотите донести до ребенка ("Наша Женя умница, она не убегает одна... А лисичку Женя будет слушать? А песенки ей петь?")

Сделайте вывод в доступной для малыша форме. Суть его такова: ребенка предупреждают - прежде чем пойти-убежать куда-то, надо подумать как следует, подготовиться, а еще лучше - взять в спутники бабушку/дедушку, папу/маму. По сути, вам надо насторожить ребенка, вызвать здоровую недоверчивость к сладким чужим речам. "Не будь, малыш, самонадеян - всегда найдется тот, кто хитрее тебя".

Конечно, делаете вы это не все разом. Дети просят повторить одни и те же сказки по 30 раз, вот и пользуйтесь этим. Сказку-то рассказываем мы много-много раз. Когда "поайкайте", когда спросите. А когда и просто головой покачайте. Постепенно до малыша дойдет суть, и он сам будет комментировать безрассудные действия колобка и давать "спасательные" советы.

В колобка хорошо играть. Пусть иногда ваш колобок не сидит покорно на лисьем носу, пусть удирает во все
лопатки.

Не торопитесь конкретизировать сказку, лишать ее волшебного ореола, сразу же приводя примеры из реальной жизни. Пусть сказка пока остается только сказкой. Как конкретно должен поступать в экстремальной ситуации ребенок - будете учить потом, когда подрастет. Сейчас ваша задача - заложить фундамент безопасности. Будет фундамент крепкий - и здание (знание!), возводимое на нем, не рухнет.

Побеседовать о волчках и колобках не поздно, когда ребенку и 3, и 5 лет. Но тут вы можете углубить его знания по этой же теме. Просто вспомните вместе с дошколенком другие народные сказки.

А какие еще сказочные герои путешествовали одни, без взрослых?
- Кто не послушался и попал в беду?
- А что надо было сделать этому герою?
- Кто спас его/ее?
- Как бы ты поступил на его/ее месте?

Как ты думаешь? - очень хороший вопрос, почаще задавайте его детям.

Малыш должен усвоить: уходить (убегать) без спросу нельзя, разговаривать с незнакомыми людьми нельзя. Добрый с виду незнакомец может оказаться злым, опасным, может обидеть. Не заговаривай зубы - убегай.

Народные сказки многослойны. У каждой есть своя мораль, и не одна, из каждой можно (и нужно) сделать важные выводы. По сказкам, как по лесенке, малыш идет во взрослую жизнь. Новый материал (правила безопасного поведения) дети усваивают от сказки к сказке, постепенно и поэтапно, каждая дополняет и расширяет предыдущую, освещает какую-то новую ситуацию или проблему, с которой подрастающему человечку придется столкнуться в реальной жизни.

Тема с вариациями

Вы знаете, что существует множество вариаций сказок. Вот, например, "Теремок". В "натуральном" "Теремке" приходит Медведь - всем зверям пригнетыш - и разрушает теремок, а жители его разбегаются кто куда - спасаются.

В других "теремочных" вариантах, например, мишка, сгорая от стыда, исправляется и строит с ними новый дом. Вроде бы все неплохо, но... Но в жизни так редко бывает. Чаще надо не надеяться на милость сильного, а ноги в руки - и бежать. Спасаться. Это должен усвоить маленький человек: удирать не стыдно, когда речь идет о твоей жизни, когда на тебя напал тот, кто сильнее тебя.

Мы бы советовали для занятий по безопасности брать основной вариант сказки, народный. Он не такой "приглаженный", зато каждое слово выверено, нет ничего лишнего, что способно отвлечь ребенка или убаюкать его бдительность.

Инструкция по спасению

Недавно одна мама рассказывала, как была потрясена и обрадована результатом, когда ее дочка воспользовалась подсказкой из сказки. В дворовой песочнице ее девочка была самой маленькой, и вечно кто-нибудь отбирал у нее то совочек, то ведерко, то просто выталкивал с лучшего места. В общем, плакала она регулярно. И тут мама купила сказки "Кот, петух и лиса" и "Зайкина избушка". Прочитали (и не один раз), поговорили-обсудили, а потом даже поиграли (тоже не один раз). Дочка была петушком, которого утащила лиса, и другим петушком, который прогнал лису из избушки, а мама, соответственно, всеми остальными зверятами. Мама старалась беседовать по сказке и строить игру так, чтобы дочка научилась: 1) звать на помощь; 2) постоять за себя.

Вот вопросы, которые помогли маме акцентировать внимание ребенка на том, что надо не хныкать, когда тебя обижают, а звать на помощь и обороняться самой.

Сказка "Зайкина избушка". Кто поселился в доме у зайчика? Кто хотел помочь зайчику, да не смог. Почему убежали и собачка, и медведь? Кто выгнал лису? (Петушок.) Почему лиса петушка испугалась и убежала? (Он смело и громко кричал.)

Сказка "Кот, петух и лиса". Что делал петушок, когда его тащила лиса за темные леса? А как ты думаешь, почему он не заплакал, а стал громко кричать, звать на помощь?

И знаете, что малышка сделала, когда снова оказалась в злосчастной песочнице и ее снова стали толкать? Прибегла к самому надежному средству обороны, которое у нее имелось. Она завизжала прямо в уши обидчикам изо всех сил. Причем визг у нее переходил в ультразвук, так что уши просто закладывало. Два-три солидных визга - и больше на нее не нападали. Другие мамы предпочли вовремя останавливать своих боевых малышей, а те - не лезть: кому приятно, когда звенит в ушах от чужого вопля?

Вот так сказка помогла.

Думаем, общий принцип "сказочных занятий" вам понятен, поэтому мы не будем подробно останавливаться на каждой сказке. Мы просто обратим ваше внимание на те полезные сказочные советы и выводы, которые должны усвоить малыши в районе двух-трех лет.

Когда дома один - "не выглядывай в окошко".
- Доверяй, но проверяй.
- Зови на помощь - и помощь придет.
- Помогай другим - и тебе помогут.
- Выход всегда есть. Безвыходных ситуаций не бывает.

Практикум

Сказка - выручалка

Многие родители переживают, что не могут уделить своему ребенку достаточно внимания: то работа, то домашние дела время отнимают. И тут выручит вас сказка. Вы можете прекрасно провести время с сыном или дочкой, когда ваши руки заняты, а голова свободна. И поиграть, и попутно обсудить важные вещи, а заодно и проверить, как ваша детка усваивает правила безопасности.

А чтобы убедиться (убедить себя!), что это действительно так, прямо сейчас вспомните сказку, которую любите вы и любит ваш ребенок. Запишите ее название. Записали?

Теперь подумайте и решите, какие правила безопасности поможет она вам пройти. И как вы это будете делать. Запишите.

И дополните ваши записи после того, когда прочтете эту статью.

Что вам осталось? Выполнить все, что вы придумали и наметили.

Игра

Угадай -ка

Просто задаете вопросы и вместе ищете ответ. А дети постарше могут задавать вопросы и вам. Например:

В какой сказке мальчик превратился в козленочка? Почему? А что ты будешь делать, если тебе пить захочется? Тебе мальчик из своего стакана предложит воду, ты попьешь? Почему?
- Давай вспомним, в какой еще сказке мальчик не слушался.
- Угадай, кто помог двум детишкам спастись от Бабы-Яги?
- Почему печка сначала не хотела девочке помочь, а потом помогла?

Можно поиграть в игру "Полезные сказочные советы".

Берете какую-то сказку, и - кто больше советов найдет?
Берете какой-то полезный совет, и - кто больше сказок назовет, где он встречается?
И пусть вам не кажется, что такие игры-обсуждения очень сложны для маленьких детей.
Это как решать головоломки: от простой к сложной, и чем больше занимаешься - тем лучше получается.
Учите детей и учитесь с ними вместе.

Обратите внимание: в сказках для самых маленьких очень много запретов. Потому что дети наивны и доверчивы. Они открыты миру, и наша задача - помочь, сделать так, чтобы доверчивость и открытость не обернулись во зло. Не ленитесь, учите детей уму-разуму.

Чтобы лучше запомнили

Простые правила:

- Рассказывайте сказки. Можно, конечно, и читать, но - устный строй речи отличается: он более теплый, более доверительный...

- Покажите свое отношение к героям, к происходящим событиям. Но вспомните: вы осуждаете не самого сказочного героя, вы осуждаете его поступок. А самого героя вы жалеете, восхищаетесь им и т. п.

- Не перестарайтесь. Не стоит увлекаться и рассказывать историю страшным и заунывным голосом, рыдать
над бедным героем. Малыш перехватит вашу реакцию и тогда уж точно перепугается. Ваша задача - не испугать, а научить держать ушки на макушке.

- Обращайте внимание на иллюстрации. У детей эйдическая память (это значит образная, яркая). Баба-Яга, созданная воображением ребенка, и нарисованная Баба-Яга - вещи разные. Детская психика "подстраховывается": она не создаст ужасно страшную картинку. А вот то, что малыш увидел, - так и будет стоять у него перед глазами.

- Задавайте вопросы. Если ребенок пока говорить не умеет (или разговаривает еще плохо), он все равно вас поймет. Суть вопроса ведь даже не в том, чтобы сразу получить правильный ответ. Вопрос подчеркивает главное, заставляет задуматься. А вам (нам) как раз это и надо.

- Побуждайте малыша задавать вопросы вам (впрочем, у них это получается без проблем, тут главное - не отойти от темы).

- Реагируйте эмоционально. Маленькие дети способны спрашивать и отвечать жестами, звуками, действием. Они реагируют эмоционально, а то, что прожито через эмоции, глубже остается в нас.

- Повторяйте. Не старайтесь комментировать сказку каждый раз, когда ее читаете. Но время от времени возвращаться к такому обсуждению желательно.

- Закрепление пройденного проводите по-разному. Много времени и сил у вас это не отнимет. Нужно только одно: ваш хороший настрой.

Со сказкой можно поиграть

Игра - очень важный момент в жизни маленьких детей. Именно через игру они и познают мир, и осваиваются в нем. Вот и поиграйте вместе.

Используйте детские игрушки.

Берете подходящие игрушки и разыгрываете всю сказку или короткие сценки из нее. Колобок - в правой руке, зайчик - в левой. "Колобок-колобок, а тебя съем..." - "Не ешь меня, зайчик, я тебе песенку спою..." Спели и дальше покатились...

Сказочных героев не обязательно покупать в магазине. Вылепите их из пластилина.

Нарисуйте и вырежьте из бумаги и картона. Наша дочка любила, когда их складывали из фантиков. И не обязательно добиваться стопроцентного сходства, главное, чтоб была какая-то характерная для этого героя деталь.

Очень интересно играть, разместив сказочных героев на пальцах. В магазинах продаются готовые, но вы можете сделать и сами из пробок, коробочек, тряпочек и ниток.

Играть между делом

Предположим, вы вытираете пыль, готовите ужин или гладите. А ваш маленький колобок бегает следом и, соответственно, мешает. Самое время поиграть. Говорите: "Давай поиграем, ты будешь козленком, а я твоей мамой - козой. Вот наш дом. Я ухожу, а ты смотри, никому дверь не открывай..." Ребенок мгновенно примет условия игры и, "заперев дверь", притихнет где-нибудь под столом. Вы, продолжая заниматься своими делами, "возвращаетесь", стучите, поете песенку, что "мама пришла, молока принесла...". Ваш козленок дверь отпирает ("чик-чик") и бурно радуется. В следующий заход вы можете спеть про пришедшую маму волчьим голосом. Как козленок поведет себя? Маленькая попутная беседа - и игра продолжается.

Вы можете предложить малышу достать подходящие игрушки (например, еще шестерых козлят). У вас нет столько? Берите других зверьков, более-менее похожих, прикрепите рожки, а детское воображение воссоздаст все остальное.

Вы готовите ужин. Ребенок, естественно, крутится рядом - и мешает. Вы берете огурец и говорите: "Вот этот маленький огурчик будет у нас лягушкой, а картофелина, смотри, как медведь. Что-то я забыла, в какой сказке они встретились? Какие еще зверята жили в теремке?" Или берете ложку, маленькую и побольше, и говорите: "Смотри, вот зайчик, вот лисичка. А вот кочан капусты, как будто зайкин домик. А где лисий дом?" Все, ребенок при деле, сказка (и полезный урок безопасности) начинается...

Вполне вероятно, что малыш сам предложит сюжет.

Где-то после двух с половиной лет наш Леня все свои сказания о теремке заканчивал так: " Я ка-ак сел в синюю машину, ка-ак приехал и...". И помощники у него были - наши собаки. То одна, то другая сидели с ним в воображаемой машине, а потом, прибыв на место, где бесчинствовал медведь, естественно, помогали навести порядок.

Дети часто делают этакий конгломерат из любимых сказок или придумывают к знакомым (которые, по их мнению, кончаются плоховато) свои концовки. Тоже неплохо. И воображение развивается, и напряжение снимается. А сам ребенок приходит к выводу: безвыходных ситуаций не бывает, всегда есть выход, главное - не растеряться.

Проведите с малышом тест и узнаете, усвоил малыш мораль сказки или нет. По реакции ребенка. Он сам начнет выражать свое отношение к поступку и поведению сказочных героев.

Главный сказочный урок

Сказки - это учебник, по которому маленький человек начинает учиться жить. Это только по форме сказки иносказательны, а содержание их - жизненный опыт многих поколений. Сказки многослойны, и один из слоев - те самые уроки безопасности, которые должны освоить наши дети. Слушая и "обсуждая" с вами народные сказки, играя в них, малыш легко усвоит, что в "другом", большом мире необходимо соблюдать определенные правила. Не верить кому ни попадя, обращаться за помощью, не преступать запреты, не робеть и не сдаваться. Раз за разом повторяя эти нехитрые, но очень важные "сказочные" истины, вы научаете ребенка и бдительности, и осторожности. Причем (что очень важно!) не запугивая и не очерняя окружающий мир. Постепенно дети смогут понять, что мир - разный, что есть в нем и добрые, и злые и от тебя самого зависит, в какие руки, в какое окружение ты попадешь. А если вдруг попадешь в переделку - как из нее выберешься, чтоб вернуться домой целым и невредимым.

Чему научит сказка

Вот вам для примера темы для бесед и игр по русским сказкам:

Малыш, будь готов к неожиданностям. Не все к тебе приходят с добром. Бывают случаи, когда удирать не стыдно, а можно и нужно ("Гуси-лебеди").

Не будь наивным, малыш! Не покупайся на лестные предложения... Если тебя обхитрили (обманули) и ты попал в беду, зови на помощь, кричи громче, поднимай много шума. Держись, помощь придет ("Кот, петух и лиса").

Доверие к людям - прекрасная черта. А вот слепая доверчивость опасна ("Зайкина избушка", "Волк и семеро козлят").

На будущее: никого не приглашай (не пускай) к себе домой, когда ты один. Не открывай дверь, не говори никому по телефону, что дома никого нет. Вдруг это хитрая лиса пришла. Дружно можно любого врага победить ("Зимовье зверей").

Не бывает безвыходных ситуаций. Что бы ни случилось, как бы ни складывались обстоятельства, выход всегда есть. Надо только хорошенько подумать ("Гуси-лебеди", "Лисица и волк", "Сестрица Аленушка и братец Иванушка" и др.).

Зри в суть, ищи причину, почему у тебя что-то не получается и что надо сделать, чтобы получилось. ("Иван - крестьянский сын и Чудо-Юдо"). Помните? Как ни старался Иван, как ни бился, а все отрубленные у Чуда-Юда головы прирастали снова. Что делать? Иван понял, что надо срубить огненный палец, это он наполняет зло новой силой. Чем не полезный урок, когда что-то не получается, когда не везет, когда неприятности так и сыплются на тебя - не падай духом. Не маши мечом зазря - ищи истинную причину своих неудач. Найди и устрани - и тогда удача к тебе вернется.

Другие публикации по теме данной статьи:

Рекомендуем родителям и специалистам лучший в Рунете сайт с бесплатными развивающими играми и упражнениями для детей - games-for-kids.ru . Регулярно занимаясь с дошкольником по предложенным здесь методикам, вы без труда подготовите ребенка к школе. На этом сайте вы найдете игры и упражнения на развитие мышления, речи, памяти, внимания, обучение чтению и счету. Обязательно посетите специальный раздел сайта "Подготовка к школе игры" . Приведем для ознакомления примеры некоторых заданий:

Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.

Задачи:

Образовательные:

— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме, закреплять умение соблюдать осторожность.

— Формировать более точное понимание того, кто является «своим», «чужим».

— Закрепить знания о пожароопасных ситуациях.

— Закреплять умение пользоваться телефонами службы спасения.

Развивающие:

Развивать внимание, речь.

— Развивать творческие способности детей.

Воспитательные:

— Воспитывать чувство взаимовыручки, взаимопомощи.

— Помочь обрести уверенность в себе, уметь найти выход из опасных ситуаций.

Ход развлечения:

Воспитатель: Сегодня мы с вами ребята будем говорить о «Безопасности в доме».

Звучит музыка, в зал входят Незнайка, Буратино.

Незнайка: Это о какой безопасности вы говорите!

Буратино: Да ещё в доме!

Незнайка: Это чего же опасного может быть дома?

Буратино: Придут ребята – озорники домой, а там опасность.

Незнайка: Отец с ремнём!

Воспитатель: Ребята, а вы как думаете, в доме есть опасные предметы? (В доме много полезных предметов, но если с ними неправильно обращаться, то они могут быть опасными.)

Незнайка: А что это за такие предметы?

Воспитатель: А вы оставайтесь у нас и узнаете.

Буратино: Ну что останемся?

Незнайка: Давай, останемся, послушаем, что это за такие опасности.

Воспитатель: Об опасных предметов нас предупреждали ещё в старых сказках. Помните, в одной из сказок принцесса уколола палец веретеном. (Спящая красавица.) Иногда бывает так, что опасными предметами являются те, которыми мы чаще всего пользуемся. Посмотрите, какая история произошла с одним «гостем».

Инсценировка детьми стихотворения «К нам пришёл сегодня гость».

(Реквизит: макеты – гвоздь, кнопка, спица, топор, нож, пила).

К нам пришёл сегодня гость

И случайно сел на гвоздь

Гость смертельно побледнел,

Встал со стула робко

И на кресло пересел

(Где лежала кнопка).

Бедный гость из-за стола

Вылетел, как птица…

А внизу его ждала бабушкина спица.

С полки вдруг упал топор,

Нож, пила и гвозди…

Гость несчастный с этих пор

К нам не ходит в гости!

Воспитатель: Ребята как вы думаете, а почему гость больше не хочет ходить в гости в этот дом? Какие правила безопасности поведения не соблюдали хозяева? (Ответы рассуждения детей).

Дидактическая игра: «Опасные предметы».

Перед детьми на магнитную доску выставляются картинки «Как избежать неприятностей» (игровой дидактический материал по основе безопасности жизнедеятельности). Воспитатель задаёт вопросы, дети, опираясь на картинки, дают развёрнутые ответы.

1. Можно ли детям играть с острыми предметами: вилками, ножами, ножницами?

2. Можно ли прикасаться руками к кастрюле, чайнику, если они находятся на газовой плите.

3. Можно ли совать в нос, уши мелкие предметы – булавки, гайки, гвоздики.

4. Можно ли без разрешения взрослых брать молоток, плоскогубцы, рубанок и другие предметы для работ по дому.

5. Можно ли шпильку, гвоздь, спицу совать в розетку?

6. Можно ли без разрешения взрослых включать электроприборы (утюг, пылесос, телевизор, компьютер и другие электроприборы).

Незнайка: Спасибо ребята, теперь мы с Буратино знаем, какие предметы в доме могут быть опасными и что нужно делать, чтобы избежать неприятностей.

Буратино: А я теперь больше никуда не буду совать свой длинный нос, особенно в розетку.

Воспитатель: Да Буратино, электричество – это большой друг человека, если только с ним правильно обращаться, но не осторожное обращение с ним может привести к беде. От неправильного обращения с электричеством может случиться такая беда как пожар. Ребята, давайте вспомним, от чего может возникнуть пожар? (От спички, от непотушенного окурка, не выключенные газовая плита, утюг и другие электроприборы.)

Незнайка: А у меня самая любимая игра «Зажги спичку». Я не знал, что в неё опасно играть.

Воспитатель: Ребята давайте расскажем нашим гостям, к чему могут привести игры со спичками.

Инсценировка стихотворения. (Реквизит: большая коробка спичек, спичка).

Мать на рынок уходила

Дочке Лене говорила:

— Спички, Леночка, не тронь,

— Жжется, Леночка, огонь.

Мама уходит. Лена берёт большую коробку со спичками и зажигает спичку.

Воспитатель: Лена маму не послушала. Как вы думаете, ребята, что произошло потом? (Ответы рассуждения детей).

Буратино: Кто же теперь спасёт Леночку и дом!

Дети: Пожарные.

Незнайка: А это кто?

Игра «Ответь на вопрос, собери картинку»

Дидактическую картинку с изображенными пожарными во время тушения пожара разрезают на шесть фрагментов. На другой стороне каждого фрагмента пишется вопрос. Дети отвечают на вопросы и складывают картинку.

1. Как называются люди, которые тушат огонь, спасают людей, дома от пожара? (Пожарные).

2. Почему работа пожарных нужна людям? (Они тушат пожар в домах, лесах, спасают людей, их вещи, дома).

3. Какая у них работа? (Трудная, интересная, тяжёлая, но нужная людям).

4. Какими должны быть пожарные? (Сильными, смелыми, закалёнными, ловкими, мужественными, находчивыми, решительными).

5. Почему они должны быть сильными, смелыми? (Они выносят людей из огня, работают в огне дыму).

6. Зачем пожарные надевают противогаз? (Чтобы можно было дышать при задымлении).

Буратино: А по какому номеру телефона можно вызвать пожарных?

Дети: 01.

Воспитатель: Если ж вдруг пожар случиться,

Нужно вам поторопиться,

К телефону ты беги

И по 01 звони.

Мчится огненной стрелой,

Пожарная машина.

И зальёт пожар любой

Смелая дружина.

Подвижная игра «Огонь и вода». (Атрибуты: ленточки – красные, синие)

Дети делятся на две команды. Дети с красными ленточками — это огонь. Дети с синими ленточками – это вода. Ленточки прикрепляются на поясе. Дети с голубыми ленточками должны собрать все красные, изображающие огонь, то есть «потушить огонь».

Воспитатель: Но это ещё не все опасности поджидающие нас дома. Вот в этих красивых пузырьках тоже прячется опасность. (Воспитатель показывает пузырьки, коробочки от различных лекарств).

Буратино: А что в них?

Незнайка: Да это, наверное, вкусные сиропы и конфетки. Вы всё придумываете, что они опасны, наверное, просто делиться с нами не хотите.

Воспитатель: Нет, это не конфетки!

Буратино: А что это?

Дети: Лекарства.

Незнайка: А почему лекарства опасные?

Буратино: Они даже очень полезные. Вот, например, заболел ты ангиной, выпил пузырёк микстуры, 2-3 упаковки таблеток съел и здоров. Красота!

(Незнайка берёт лекарства и начинает складывать их в карман, воспитатель забирает их у него и складывает в аптечку).

Воспитатель: Ребята, давайте расскажем нашим гостям, где и как надо хранить лекарства и почему их нельзя брать детям. (Рассказы детей).

Буратино: Ну что же надо делать, если сильно заболел?

Дети: Обратиться к врачу или вызвать скорую помощь по телефону 01.

Инсценировка «Врачи». (Белые халаты, медицинская аптечка с медицинскими инструментами).

Ребёнок: Всем понятно, что лекарство

Без врача давать опасно.

Если ж болен ты,

Набери скорей 03.

(Звучит сирена «скорой помощи», входят два ребёнка одетые в костюмы врача и медсестры).

Медсестра: Пилюльки и таблетки

Нельзя тайком глотать!

Об этом все ребята обязаны узнать.

Вот если заболеете,

Врача вам позовут,

То взрослые таблетку

Вам сам принесут.

Врач: Но если не больны вы.

Таблетки есть нельзя:

Глотать их без причины

Опасно вам, друзья.

Ведь отравиться можно:

В таких таблетках – вред!!!

Так будьте осторожны –

Живите много лет!!!

Воспитатель: Но в жизни встречаются не только опасные предметы, но и опасные люди. Они могут ограбить квартиру, украсть ребёнка.

Буратино: Мой папа Карло много работает, и я часто бываю дома один. А если ко мне приходят гости, я отрываю дверь и говорю:

— Проходите гости дорогие!

Дети: Так нельзя делать, за дверью может оказаться преступник.

Воспитатель: Бывают разные ситуации, преступник может переодеться врачом, сантехником или сказать что он знакомый вашей мамы или папы. Но вы должны помнить, что незнакомым людям дверь открывать нельзя.

Инсценировка. (Атрибуты: дверь, стол, телефон).

Если позвонил звонок,

Посмотри сперва в глазок

В гости кто пришел, узнай,

Но чужим – не открывай!

Если нет глазка, тогда:

«Кто же там?» — спроси всегда,

А не станут отвечать –

Дверь не надо отвечать!

Если телефон звонит.

Кто – то в трубку говорит:

— И куда же я попал?

Номер я куда набрал?

Как тебя зовут, малыш?

Дома с кем сейчас сидишь?-

Ничего не отвечай,

Просто маму подзывай!

Если взрослых дома нет,

Не веди ни с кем бесед,

«До свидания!» — скажи

Быстро трубку положи!

Игра «Свой – чужой».

Детям показываются картинки с изображением людей в профессиональной одежде.

Воспитатель: Кому из этих людей вы бы открыли дверь?

Дети: Никому. (Объяснения детей).

Воспитатель: А если чужой человек долго не уходит от вашей двери или пытается открыть её, что надо делать?

Дети: Вызвать полицию по телефону 02.

Буратино: А кому же можно открывать дверь?

Дети: Своим родным и близким.

Незнайка: Я всё понял! Двери чужим открывать нельзя об этом даже предупреждают в сказках. Ребята, а вы помните эти сказки?

— «Волк и семеро козлят».

— «Три поросёнка».

-«Красная Шапочка».

-«Петушок золотой гребешок».

Воспитатель: Вот и подходит к концу наша встреча, но чтобы вы друзья ещё раз повторили опасные ситуации, давайте сыграем в игру.

Игра с мячом «Опасно – не опасно».

Дети встают в круг, воспитатель просит определить опасность для жизни и здоровья в предлагаемой ситуации, которая может возникнуть дома. Если ситуация опасна – ребёнок отбрасывает мяч, если не опасна – ловит.

Примерные ситуации: Открывать крышку горячей кастрюли; сушить вещи над газовой плитой; помогать маме по дому; разговаривать с незнакомым человеком по телефону; поджигать бумагу; смотреть с папой футбол по телевизору; совать в розетку ножницы, рисовать картину с бабушкой.

Незнайка и Буратино прощаются с ребятами. Воспитатель приглашает их на следующие развлечения.

Список использованной литературы:

1. Т.П.Гарнышева « ОБЖ для дошкольников», Санкт Петербург, детство –пресс, 2012г.

2. Н.Н.Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина, «Безопасность», Санкт Петербург, детство –пресс, 2012г

3. ОБЖ безопасное общение «Беседы с ребёнком», издательский дом «Карапуз», 2013г.

Наверняка все родители читали детям сказки «Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят» и потом задавали себе вопрос: «Почему сказки для маленького ребенка так плохо заканчиваются?» Самые первые сказки в жизни крохи похожи на страшилки. Неужели наши предки так хотели запугать ребенка? Но, если заглянуть немного глубже в суть, то окажется, что эти страшилки вовсе не для детей. Они написаны для взрослых.

Именно взрослые должны нести ответственность за жизнь и здоровье своего карапуза. Вот родителям в сказках и объясняется, что случится с ребенком, если его оставить одного на краю, «положить на окошко простудиться» или если он убежит в незнакомое для него место. Русские народные сказки предостерегают родителей о последствиях, причем именно в той форме, которую с легкостью воспринимает подсознание. Сказки о безопасности – это своего рода инструкция к действию.

У маленьких детей воображение еще не развито, поэтому младенец все равно не поймет, что колобок погиб, а козлят съели. Маленькому ребенку еще все равно, что именно Вы ему говорите, в данный момент развития его интересует само звучание речи, голос и интонации. Но и интонации можно менять. Можно говорить ласково и нежно, а можно грубо и зловеще. Благодаря интонациям ребенок может понимать, что происходит что-то не то. В русских народных сказках всегда есть инструкция о том, что можно сделать, а чего делать нельзя. И малыш усваивает эти правила с молоком матери.

В сказке все сказано и все очень подробно объяснено. Задача родителей состоит в том, чтобы акцентировать внимание ребенка на отдельных местах. Малыши копируют поведение родителей. Вы можете показать свое отношение к беспечным поступкам колобка. Помните, что осуждать можно только поведение главного героя, которое привело к печальным последствиям.

Вот некоторые сказки, которые Вы можете прочитать и обсудить со своими детками:

«Гуси-лебеди». Ребенок научиться быть готовым к неожиданностям, и поймет, что в некоторых случаях убегать не стыдно, а необходимо.

«Кот, петух и лиса». Если ребенок попал в беду, то нужно громче кричать и поднимать шум.

«Волк и семеро козлят» научит ребенка не быть доверчивым и не открывать двери, а также не говорить всем, что дома никого нет.

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка» объяснит ребенку, что выход найдется из любой ситуации. Нужно лишь хорошенько подумать.

«Иван – крестьянский сын и Чудо-Юдо» поможет понять малышу, что во время неприятностей нельзя падать духом, нужно искать причину неудач и устранить ее.

Читайте с ребенком сказки, учите его жизни ненавязчиво и интересно.