РОСА-Орел пишет:

Привет Всем! Только что вернулись из Ирака, наших погранцов видел только в Шереметьево, придирчивые откормленные и невменяемые, смотрели на нас как на жирных наемников..., но это отдельная тема...Наше посольство в Багдаде охраняют ребята из "заслона", нормальные парни из совершенно официальной структуры. Кстати об арабской вязи на снаряжении и экипировке - "руси" - Россия. Наша группа, на этот раз, работала в провинции Басра, на станции Наджибия...

Внутреннюю охрану посольств осуществляют сами россияне. Согласно законодательству России в "мероприятиях по обеспечению безопасности учреждений" и "дипломатических представительств за границей" участвуют Служба внешней разведки (СВР) , Федеральная служба безопасности (ФСБ) и Федеральная пограничная служба (с 2003 г. в составе ФСБ) , а также Департамент безопасности МИД.
Департамент безопасности МИД выполняет:
координирующие и инспекционные функции,
а также обеспечивает посольство техническими средствами защиты общего назначения: бронированными автомобилями, аппаратурой сигнализации, камерами слежения и видеозаписи, системами допуска и контроля.
Представители ФСБ отвечают:
за охрану государственных секретов в рамках деятельности посольства. Это в частности включает в себя защиту связи и пресечение попыток внедрения прослушивающей аппаратуры (до 2003 г. эти функции выполняло Федеральное агентство правительственной связи).
Сотрудники пограничной службы ФСБ отвечают:
за обеспечение физической защиты посольства и его персонала.
И наконец самая важная роль в обеспечении безопасности диппредставительства, особенно в условиях военного времени, отводится
"Управлению К" внешней контрразведки СВР, доставшейся этой службе от Первого главного управления (ПГУ) КГБ СССР.

По свидетельству Виктора Буданова, бывшего начальника "Управления К" еще в 1984 году его служба имела секретны контакты с ЦРУ на предмет взаимодействия против захвата иностранных заложников шиитскими террористами в Ливане (газета Сегодня, февраль 2000 г.). В настоящее время, особенно в иракских условиях, внешняя контрразведка СВР отвечает за контрразведывательное обеспечение безопасности посольства и его сотрудников. Как и прежде, это включает в себя:
негласное сотрудничество с иностранными спецслужбами, но в первую очередь, ведение агентурной разведки среди населения, в частности сотрудников силовых структур, членов террористических группировок и деятелей духовенства, с целью выявления потенциальных угроз для посольства и его персонала. Любой выезд работников за пределы диппредставительства становится для сотрудников внешней контрразведки целой спецоперацией. С помощью местных информаторов, они обязаны не только иметь сведения о возможных акциях против дипломатов, но и заранее определить общую степень опасности по маршруту их передвижения. На этом основании, до выезда из посольства, представители внешней контрразведки готовят отчет по оперативной обстановке в районе предстоящей поездки. Они же участвуют в определении времени выезда и возвращения в посольство, а также маршрута передвижения. С учетом предоставляемой ими информации, может быть принято решение об отмене запланированного мероприятия.
Полная статья

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

Об утверждении Типового положения о подразделениях по охране дипломатических представительств и консульств иностранных государств территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации *


Документ с изменениями, внесенными:
(Российская газета, N 261, 21.11.2011);
(Российская газета, N 290, 24.12.2013).
____________________________________________________________________

________________
приказом МВД России от 20 октября 2011 года N 1087 ..


В целях совершенствования деятельности подразделений по охране дипломатических представительств и консульств иностранных государств территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации (преамбула в редакции, введенной в действие со 2 декабря 2011 года приказом МВД России от 20 октября 2011 года N 1087

приказываю:

Утвердить прилагаемое Типовое положение о подразделениях по охране дипломатических представительств и консульств иностранных государств территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации (абзац редакции, введенной в действие со 2 декабря 2011 года приказом МВД России от 20 октября 2011 года N 1087 .

Министр
генерал армии
Р.Нургалиев

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
16 июня 2008 года,
регистрационный N 11836

Приложение. Типовое положение о подразделениях по охране дипломатических представительств и консульств иностранных государств территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации

________________
* Наименование в редакции, введенной в действие со 2 декабря 2011 года приказом МВД России от 20 октября 2011 года N 1087 ..

I. Общие положения

1. Подразделения по охране дипломатических представительств и консульств иностранных государств территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации создаются в установленном порядке по согласованию с Главным управлением по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации Министерства внутренних дел Российской Федерации при открытии в субъектах Российской Федерации дипломатических представительств, консульских учреждений, иных официальных представительств иностранных государств, представительств международных организаций, если такая охрана предусмотрена международными договорами Российской Федерации приказом МВД России от 20 октября 2011 года N 1087 .
________________
Далее - "подразделения" (сноска в редакции, введенной в действие со 2 декабря 2011 года приказом МВД России от 20 октября 2011 года N 1087 .

Далее - "ГУОООП" (сноска в редакции, введенной в действие со 2 декабря 2011 года приказом МВД России от 20 октября 2011 года N 1087 .

Далее - "МВД России" (сноска в редакции, введенной в действие со 2 декабря 2011 года приказом МВД России от 20 октября 2011 года N 1087 .

Далее - представительства и консульства.

2. В своей деятельности подразделения руководствуются Конституцией Российской Федерации , международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства внутренних дел Российской Федерации, министерств внутренних дел по республикам, главных управлений, управлений МВД России по иным субъектам Российской Федерации и настоящим Положением (пункт в редакции, введенной в действие со 2 декабря 2011 года приказом МВД России от 20 октября 2011 года N 1087 .

3. Подразделения действуют на основании Положения, соответствующего настоящему Типовому положению, которое утверждается руководителем территориального органа МВД России на региональном и районном уровнях.
(Пункт в редакции, введенной в действие со 2 декабря 2011 года приказом МВД России от 20 октября 2011 года N 1087 приказом МВД России от 31 октября 2013 года N 879 .

4. В положении о подразделении указывается полное и сокращенное наименование, почтовый адрес, место нахождения и иные справочные сведения о подразделении по усмотрению территориального органа МВД России на региональном и районном уровнях.
(Пункт в редакции, введенной в действие со 2 декабря 2011 года приказом МВД России от 20 октября 2011 года N 1087 ; в редакции, введенной в действие с 4 января 2014 года приказом МВД России от 31 октября 2013 года N 879 .

5. Подразделения по своему структурному положению и штатному расписанию делятся на специализированное отделение, в структуре строевых подразделений патрульно-постовой службы, отдельный взвод, отдельную роту, отдельный батальон, полк (пункт дополнен со 2 декабря 2011 года приказом МВД России от 20 октября 2011 года N 1087 .

6. Подразделения находятся в оперативном подчинении заместителей начальников полиции (по охране общественного порядка) территориальных органов МВД России на региональном и районном уровнях. Обязанности по организации деятельности подразделений возлагаются на управление (отдел, отделение) организации охраны общественного порядка и взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления территориальных органов МВД России на региональном уровне и отдел (отделение, группу) охраны общественного порядка территориальных органов МВД России на районном уровне соответственно.
(Пункт в редакции, введенной в действие со 2 декабря 2011 года приказом МВД России от 20 октября 2011 года N 1087 ; в редакции, введенной в действие с 4 января 2014 года приказом МВД России от 31 октября 2013 года N 879 .

7. Деятельность подразделений организуется на основании планирования, сочетания принципов единоначалия в решении вопросов служебной деятельности и коллегиальности при их обсуждении с установлением персональной ответственности каждого сотрудника за состоянием дел на порученном участке и выполнение отдельных поручений.

8. Подразделения осуществляют возложенные на них задачи и функции во взаимодействии с заинтересованными подразделениями органов внутренних дел, другими правоохранительными органами, соответствующими органами исполнительной власти.

II. Основные задачи подразделений

9. Основными задачами подразделений являются:

9.1. Обеспечение охраны и безопасности представительств и консульств с целью их защиты от несанкционированного проникновения, противоправных действий и иных преступных посягательств.

9.2. Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, пресечение преступлений и административных правонарушений на территории, непосредственно прилегающей к представительствам и консульствам, в том числе во взаимодействии с другими подразделениями органов внутренних дел.

III. Основные функции подразделений

10. Подразделения осуществляют следующие функции:

10.1. Обеспечивают неприкосновенность представительств и консульств, их защиту от противоправных посягательств, пресекают попытки совершения преступных, провокационных и иных действий, которые могут привести к осложнению межгосударственных отношений и другим нежелательным последствиям.

10.2. Обеспечивают совместно с другими подразделениями органов внутренних дел охрану представительств и консульств в период подготовки и проведения протокольных мероприятий, а также других публичных мероприятий.

10.3. Принимают по согласованию с администрацией представительств и консульств неотложные меры по обеспечению охраны и безопасности сотрудников представительств и консульств, членов их семей, а также помещений и имущества в случае чрезвычайных происшествий.

10.4. Проводят анализ и оценку состояния охраны представительств и консульств, обеспечения правопорядка на территории, непосредственно прилегающей к представительствам и консульствам. Ведут учет результатов своей деятельности, подготавливают соответствующие информационные и отчетные документы, изучают и внедряют передовые формы и методы организации работы.

10.5. Вносят в подразделения организации охраны общественного порядка и взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления территориальных органов МВД России на региональном уровне или отдел (отделение, группу) охраны общественного порядка территориальных органов МВД России на районном уровне соответственно предложения по организации охраны и обеспечению безопасности представительств и консульств, а также по взаимодействию с другими правоохранительными органами.
(Подпункт в редакции, введенной в действие со 2 декабря 2011 года приказом МВД России от 20 октября 2011 года N 1087 ; в редакции, введенной в действие с 4 января 2014 года приказом МВД России от 31 октября 2013 года N 879 .

10.6. Участвуют в пределах своей компетенции в подготовке проектов нормативных правовых актов по вопросам охраны и обеспечения безопасности представительств и консульств.

10.7. Участвуют в установленном порядке в подготовке и реализации федеральных, региональных и иных программ и мероприятий по охране и обеспечению безопасности представительств и консульств.

10.8. Осуществляют иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами МВД России (подпункт в редакции, введенной в действие со 2 декабря 2011 года приказом МВД России от 20 октября 2011 года N 1087 .

IV. Организация и обеспечение деятельности подразделений

11. Подразделение возглавляет командир, назначаемый на должность и освобождаемый от должности в установленном порядке.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 4 января 2014 года приказом МВД России от 31 октября 2013 года N 879 .
________________
Приказ МВД России от 30 ноября 2012 года N 1065 "О некоторых вопросах назначения на должности в органах внутренних дел Российской Федерации и увольнения со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации" (зарегистрирован в Минюсте России 29 декабря 2012 года, регистрационный N 26499).
(Сноска дополнительно включена с 4 января 2014 года приказом МВД России от 31 октября 2013 года N 879)

12. Командир имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности в установленном порядке.

13. Командир подразделения:

13.1. Осуществляет общее руководство деятельностью подразделения, является прямым начальником личного состава подразделения и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на него задач и функций.

13.2. Совершенствует методы управления подразделением, внедряет достижения научно-технического прогресса, передовые формы и методы по обеспечению охраны и безопасности представительств и консульств.

13.3. Организовывает подготовку и проведение инструктажей заступающих на службу нарядов полиции, осуществляет постоянный контроль за несением службы, следит за внешним видом, подготовкой снаряжения и правилами ношения форменного обмундирования личным составом подразделения (подпункт в редакции, введенной в действие со 2 декабря 2011 года приказом МВД России от 20 октября 2011 года N 1087 .

13.4. Контролирует соблюдение личным составом подразделения необходимых мер безопасности при несении службы, правил обращения с табельным оружием, техникой и специальными средствами.

13.5. Обеспечивает подбор и расстановку кадров подразделения, проводит в установленном порядке аттестование личного состава подразделения, вносит предложения о перераспределении штатной численности между строевыми подразделениями.

13.6. Организует профессиональную подготовку, руководит обучением и воспитанием личного состава подразделения (подпункт в редакции, введенной в действие со 2 декабря 2011 года приказом МВД России от 20 октября 2011 года N 1087 .

13.7. Отвечает за соблюдение законности, служебной дисциплины, режима секретности, внутреннего распорядка, выполнение правил противопожарной безопасности.

13.8. Назначает на должность и освобождает от должности лиц рядового и младшего начальствующего состава, присваивает первые и очередные специальные звания рядовому и младшему начальствующему составу подразделения, готовит представления к присвоению первых и очередных специальных званий лиц среднего начальствующего состава.
________________
Относится исключительно к полномочиям командира полка, отдельного батальона (сноска дополнена со 2 декабря 2011 года приказом МВД России от 20 октября 2011 года N 1087 .

13.9. В установленном порядке готовит представления: к назначению на должность (освобождению от должности); к присвоению первых и очередных специальных званий рядового, младшего и среднего начальствующего состава.
________________
Относится исключительно к полномочиям командира отдельной роты (отдельного взвода) (сноска в редакции, введенной в действие со 2 декабря 2011 года приказом МВД России от 20 октября 2011 года N 1087 .

13.10. Поощряет в установленном порядке личный состав подразделения и налагает дисциплинарные взыскания.

13.11. Проводит в установленном порядке служебные проверки по фактам нарушения законности и служебной дисциплины личным составом подразделения.

13.12. Уделяет постоянное внимание вопросам социальной и правовой защищенности личного состава подразделения.

13.13. Представляет необходимую отчетность о деятельности подразделения.

13.14. Организует и ведет прием граждан, рассматривает предложения, заявления и жалобы по вопросам деятельности подразделения, принимает по ним необходимые меры.

14. Делопроизводство, мероприятия по обеспечению режима секретности, материально-техническое, финансовое и иное обеспечение подразделений осуществляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами МВД России (пункт в редакции, введенной в действие со 2 декабря 2011 года приказом МВД России от 20 октября 2011 года N 1087 .


Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

Наиболее надежным способом доставки дипломатической почты является ее пересылка в сопровождении дипломатического курьера. Дипломатические курьеры хотя и состоят на службе в ведомствах иностранных дел аккредитующих государств, но, как правило, не имеют дипломатических рангов и не входят в состав персонала представительств. Этим объясняется сравнительно небольшой объем иммунитетов дипломатических курьеров.

На практике, с одной стороны, существует тенденция предоставлять дипломатическим курьерам в основном те же иммунитета, которыми наделены дипломаты. Однако, с другой стороны, недостаточная урегулированность статуса дипломатических курьеров нередко приводит к возникновению конфликтных ситуаций. Много конфликтов возникает в связи с незапрещаемым Конвенцией личным досмотром дипкурьеров и их багажа при прохождении таможенного контроля. Возможность такого досмотра предусмотрена законодательством ряда стран.

Не урегулирован Конвенцией и на практике вопрос о возможности технического контроля дипломатических курьеров в аэропортах, который также предусматривается законодательством ряда государств.

В дипломатической практике встречаются случаи ограничения государствами пребывания свободы передвижения дипломатических курьеров, что не противоречит Конвенции, при условии, однако, что такие ограничения не препятствуют свободной доставке дипломатической почты. Вопросы статуса дипломатического курьера затрагиваются в проекте статей Дополнительного протокола.

В нем впервые регулируются вопросы назначения, документирования, гражданства дипломатического курьера, устанавливаются его функции, порядок прекращения функций, возможность объявления курьера персоной нон грата. Протокол предусматривает предоставление курьеру личной неприкосновенности, неприкосновенности временного жилого помещения, служебного иммунитета от уголовной, гражданской и административной юрисдикции, таможенного и налогового иммунитетов .

В ст. 17 ("Неприкосновенность временного жилого помещения") предусматривается, что, хотя "временное жилое помещение дипломатического курьера неприкосновенно", согласие дипломатического курьера на вступление в эти помещения местных властей "может предполагаться в случае пожара или другого стихийного бедствия, требующего безотлагательных мер защиты" (п. 1).

В п. 3 этой же статьи устанавливается, что временное жилое помещение дипломатического курьера может быть подвергнуто досмотру или обыску при наличии "серьезных оснований предполагать, что в нем находятся предметы, обладание, импорт или экспорт которых запрещен законом или карантинными правилами"; "такой досмотр или обыск должен проводиться только в присутствии дипломатического курьера" и при условии, что не будет нарушена личная неприкосновенность курьера, неприкосновенность дипломатической почты, а также не будет задержки или препятствий в доставке дипломатической почты.

Положения о временном жилом помещении дипкурьера представляют новацию в дипломатическом праве, обусловленную главным образом стремлением сторон к законченному и всестороннему урегулированию статуса дипломатических курьеров, а не потребностями практики, поскольку на практике каких-либо инцидентов с временными жилыми помещениями, по существу, нет.

В ст. 18 ("Иммунитет от юрисдикции") проекта протокола устанавливается, что дипломатический курьер пользуется служебным иммунитетом от уголовной, гражданской и административной юрисдикции государства пребывания (п. 1 и п. 2).

В особых случаях представительство может поручить доставку документа одному из своих сотрудников с выдачей ему специального курьерского листа. Такой сотрудник рассматривается как дипкурьер "ad hok", т.е. имеющий временный характер, функции которого прекращаются с момента доставки документов по назначению .

Дипломатическая почта может также быть вверена командиру экипажа гражданского самолета. При этом он должен быть снабжен официальным документом с указанием числа мест, составляющих почту. Однако он сам не считается дипломатическим курьером, что следует учитывать при формировании отправляемой с ним почты.

Усиление террористической деятельности в западных странах, в частности участившиеся в последние годы случаи захвата посольств террористами, похищения и убийства дипломатов, стали причиной создания многими государствами внутренней охраны в дипломатических и иных представительствах.

Принципиальное решение об утверждении внутренней охраны было принято американским конгрессом еще в 1932 году; с 1948 года в американских представительствах за рубежом несут постоянную охрану морские пехотинцы США. Численность подразделений морской пехоты в посольствах США в Лондоне и Париже достигает 35 человек .

В настоящее время внутренняя охрана создана в представительствах большинства государств. В последние годы выявилась тенденция к резкому усилению аккредитующими государствами режима безопасности в дипломатических представительствах, увеличению численности сотрудников внутренней охраны.

Общее руководство сотрудниками внутренней охраны осуществляют, как правило, офицеры безопасности дипломатических представительств. Внутренняя охрана обычно вооружена огнестрельным оружием, а в некоторых странах располагает даже тяжелым вооружением. Известно много прецедентов, когда внутренняя охрана применяла оружие при нападениях на дипломатические представительства.

Будучи первоначально созданной главным образом для защиты представительств от нападения террористов, на практике внутренняя охрана активно используется и для противодействия местным спецслужбам. Эта мысль была отчетливо выражена государственным секретарем США Д. Шульцем на слушаниях в сенатском комитете по разведке 23 апреля 1987 г., где он следующим образом сформулировал две главные задачи в усилиях по обеспечению безопасности американских представительств:

"- обеспечение физической безопасности наших представительств от насилия толпы, атак террористов и несанкционированного вторжения;

Обеспечение технической безопасности наших представительств и нашей коммуникационной сети .

В доктрине международного права вопросы, связанные с внутренней охраной, насколько это известно, никем не исследовались.

Действующими договорными нормами вопрос об организации и статусе внутренней охраны в дипломатических представительствах прямо не регулируется в силу того, что создание внутренней охраны - сравнительно новое явление в дипломатической практике.

В силу международного обычая дипломатические представительства пользуются привилегией на организацию внутренней жизни по своему усмотрению и в соответствии с традициями и обычаями своей страны. Ссылкой на эту привилегию можно объяснить и допустимость создания внутренней охраны в дипломатических представительствах, при условии, однако, что ее организация и деятельность будут связаны с сугубо внутренними делами представительства. Осуществление каких-либо охранных функций, выходящих за рамки организации внутренней жизни представительства, будет представлять собой вмешательство во внутренние дела государства пребывания, к каковым относится предусмотренное в п. 2 ст. 22 Конвенции выполнение "специальной обязанности" по обеспечению безопасности иностранных дипломатических представительств. Ссылка на указанную привилегию дает возможность лишь в самом общем виде обосновать правомерность существования внутренней охраны и определить сферу ее деятельности.

Важно отметить, что организация внутренней охраны в дипломатических представительствах стала в настоящее время широко распространенной практикой, которая почти не встречает возражений со стороны государств пребывания.

Аккредитующие государства нередко направляют сотрудников внутренней охраны открыто, прямо указывая в запросах на визы и в нотной переписке должности этих лиц. Более того, в нотной переписке иногда даже прямо указывается, какие функции выполняют те или иные сотрудники внутренней охраны. Многие государства пребывания, будучи, видимо, не в состоянии обеспечить необходимую защиту иностранных дипломатических представительств, сами выражают заинтересованность в организации внутренней охраны в этих представительствах .

В целом настоящий вопрос недостаточно урегулирован нормами международного права на современном этапе. Необходимо заключение многостороннего договора, который мог бы на основе существующей практики содержать следующие положения:

возможность учреждения внутренней охраны;

ее количественный состав (квота);

примерный объем ее компетенции (в пределах помещений представительства);

наличие оружия у сотрудников внутренней охраны (количества оружия, виды, порядок ввоза и регистрации, ношение лишь в пределах помещений представительства);

координация деятельности и организация сотрудничества внутренней охраны с местными правоохранительными органами.

Заработная плата: от 42000 до 60000 руб. в месяц .

Работодатель: Спец. подразделение полиции по охране иностранных дипломатических представительств ГУ МВД по г. Мос.

Описание вакансии

Должностные обязанности

Охрана общественного порядка на прилегающей к охраняемому объекту территории. Недопущение противоправных действий в отношении дипломатического представительства.

Требования к квалификации

Специальное подразделение полиции по охране иностранных дипломатических представительств ГУ МВД России по г. Москве приглашает на работу мужчин в возрасте от 18 до 35 лет, образование не ниже среднего специального. Группа здоровья - ОБЯЗАТЕЛЬНО "А" (Годен к строевой службе) Регистрация - Москва, Московская область. Необходимы сотрудники на сержантские должности (без высшего или средне-специального образования) с зарплатой от 42.000 рублей и на офицерские должности (обязательно высшее или средне-специальное образование) с зарплатой от 45.000 рублей. Бывшие или действующие сотрудники полиции приветствуются. Лица старше 35 лет, не проходившие ранее государственную службу, не трудоустраиваются. При прохождении собеседования обязательно прохождения входного тестирования по физической подготовке (челночный бег, силовой комплекс). Старший офицерский состав не рассматривается, вакансия имеется только по должности "ИНСПЕКТОР СЛУЖБЫ" других вакансий нет. Строгое отсутствие административных взысканий (серьезные нарушения ПДД). А так же отсутствие судимостей у Ваших ближайших родственников. При трудоустройстве необходимо полное медицинское обследование (ВВК, ЦПД, тестирование у психолога) прохождение тестирования по физической подготовке. Прохождение комиссии бесплатное, направления выдаются.

Условия работы и компенсации

Охрана дипломатических представительств в г. Москве. График работы по 12 часов: день, ночь, трое суток выходной. Зарплата от 42.000 р до 60.000 р. Полное соблюдение ТК РФ, медицинское страхование. Предоставляется бесплатный проезд в метро, отпуск 35-60 суток, путёвки в санатории и пансионаты МВД РФ, выплачивается денежное вознаграждение по итогам года, а также другие выплаты и льготы. Сотрудники подразделения имеют возможность получения бесплатного высшего образования в высших учебных заведениях МВД РФ. Лица, прослужившие более 20 лет, имеют право на оформление пенсии.

После жестокого убийства российского посла Андрея Карлова в Анкаре заговорили о безопасности дипломатов во всем мире. Вопросов после случившегося много, и главные: как преступник смог попасть на открытие фотовыставки, где были спецслужбы, и почему рядом не оказалось охранников?

Вообще, согласно Венской конвенции, безопасность дипломатов должна обеспечивать страна пребывания. Обычно посольства и консульства берутся под охрану, но за пределами представительств дипломатов никто не защищает, рассказал член Российского совета по международным делам, бывший посол России в Мьянме и Южной Корее Глеб Ивашенцов.

"Обычно существует внешняя охрана из местной полиции, и существуют наши дежурные коменданты, которые охраняют вход в наши учреждения. Выступающего перед микрофоном посла нельзя на протокольном мероприятии окружить охранниками, тем более обычно при после охранник не ходит", - сказал он.

Охрана полагается послам в горячих точках и странах с повышенной террористической опасностью, таких как Ирак, Сирия и Афганистан. К примеру, в Кабуле российское посольство охраняет спецназ, а за послом ездит машина сопровождения. Для защиты дипломатов из России направляют бойцов отряда спецназа Службы внешней разведки "Заслон".

Он был создан 20 лет назад, в том числе для охраны посольств и эвакуации российских граждан из горячих точек. Его помощь в свое время понадобилась бывшему послу России в Йемене и Иордании Александру Калугину.

Известно, что некоторые посольства иностранных государств в Москве как раз нанимают частные охранные организации для защиты дипломатов. Проблема в том, что эти охранники не имеют права носить оружие. Кроме того, в каждом посольстве есть специальный человек - офицер по вопросам безопасности, который должен участвовать в подготовке мероприятий с участием дипломатов и оценивать потенциальные риски, отметил бывший посол России в Италии и Великобритании Анатолий Адамишин: "Его роль как раз сводится к тому, чтобы оберегать посла, и оберегать не только физически, но и выясняя обстоятельства, куда посол едет, есть ли там какие-то опасности и так далее".

В случае с Турцией всех этих мер оказалось недостаточно. После убийства российского посла власти могут пересмотреть всю систему охраны дипломатов, считает президент международной ассоциации ветеранов спецподразделения "Альфа" Сергей Гончаров.

"Расстрел нашего посла говорит о том, что нам надо заниматься проблемой безопасности наших посольств во многих странах, в частности в тех, которые являются основной угрозой со стороны террористов. И это показало, что они должны быть охраняемыми лицами", - подчеркнул он.

Эксперты отметили, что послы других стран также не имеют надежной защиты.

Сейчас посольства России есть почти в полутора сотнях стран. И чтобы обеспечить всех дипломатов дополнительной охраной потребуется приличная сумма. Сколько именно, подсчитать сложно. Это будет зависеть от того, каким образом будут повышаться меры безопасности.
kommersant.ru