в широком смысле слова это человек с момента его рождения. В более узком смысле, личность – это человек как представитель общества, ответственно и свободно определяющий свою позицию в обществе.
Отличное определение
Неполное определение ↓
Личность
человек как представитель общества, свободно и ответственно определяющий свою позицию среди людей. Формируется во взаимодействии с окружающим миром, системой общественных и человеческих отношений, культурой. Человек не рождается Л., а становится ею в процессе социализации. Понятие Л. – одно из центральных в отечественной психологии, а в связи с гуманизацией учебно-воспитательного процесса становится активно используемой категорией и в педагогике. Существуют различные классификации Л., знание которых поможет учителю легче ориентироваться в особенностях своих воспитанников. Мыслительный и чувствующие типы – типы Л., отличающиеся доминированием мыслительного, рационального начала или эмоционального, чувствительного. Люди, относящиеся к М.т.л., больше доверяют тому, что продумано, логически обосновано. Они стремятся к истине, не очень заботясь о справедливости. Любят доводить все до полной ясности. Способны оставаться спокойными тогда, когда окружающие теряют самообладание. Представители Ч.т.л. отличаются повышенной чувствительностью ко всему тому, что радует, и тому, что огорчает. Они альтруистичны, всегда ставят себя на место др., с удовольствием оказывают помощь даже во вред себе. Все принимают близко к сердцу, их упрекают в чрезмерной нерешительности. Садо-мазохистский тип – тип Л., склонный устранять причины своих жизненных неудач через агрессивные действия. Мазохисты стараются взять вину на себя и при этом упиваются самокритикой и самобичеванием, расписываются в своей собственной неполноценности и беспомощности. Садисты ставят окружающих в зависимость от себя, приобретают над ними безграничную власть, причиняют им боль и страдания, испытывая при этом наслаждение. Экстраверт–интроверт – типы Л., противоположные друг другу. Экстраверт не склонен анализировать свой внутренний мир, он общителен, легко вступает в контакт с большим кругом разнообразных и малознакомых людей, инициативен. Интроверт обычно замкнут, необщителен, склонен к самоанализу, с трудом адаптируется к новым условиям. Экстернальность-интернальность (от лат. externus – внешний, internus – внутренний) – склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам, обстоятельствам (экстернальность) либо собственным способностям и усилиям (интернальность). Эктоморфный-эндоморфный типы – морфологические типы людей, особенности которых определяются телосложением человека (по классификации В. Шелдона). Эктоморфный тип свойственен худым людям с неразвитой мускулатурой, сильной нервной системой. Люди такого типа проявляют сдержанность манер и движений, их отличает скованность осанки, склонность к камерному общению, повышенная скорость реакций, скрытость чувств, повышенный уровень внимания, тревожности, затрудненность в установлении соц. контактов, неумение предвидеть отношение к себе др. людей, безмерная чувствительность к боли, хроническая усталость и др. Эндоморфный тип свойственен полным людям, которые отличаются общительностью, стремлением к комфорту и чувственным удовольствиям.
Отличное определение
Неполное определение ↓
Понятие личности
находит свое определение во многих сферах жизни и науках, даже каждый человек, не владеющий академическими знаниями, может сформулировать собственное обозначение этого понятия. Но все-таки для того, чтобы грамотно использовать любой термин, необходимо разобраться в его значении. Научное определение выглядит так: личность — это отображение волевой природы человека, ее социальные и личностные роли, стойкая система определенных характеристик человека, выражающихся в первую очередь в социальной сфере жизни. Если выражаться популярной речью, то можно сформулировать определение так: личность — это человек, который обладает набором сильных и стойких качеств, умеет использовать их для достижения целей, уверенный в себе, умеет использовать полученный опыт, способен контролировать жизнь и отвечать за свои поступки перед обществом, и всегда его поступки соотносятся с его словами.
Часто можно услышать, что в одном контексте используют понятие индивид личность индивидуальность, поскольку многие считают их тождественными. На самом деле это не так, и нужно разобраться, в чем же разница.
Бывает, что человек становится личностью, еще не выходя из детского возраста. В основном так скоро индивидуальностью становятся дети, лишенные опеки, которые брошены на произвол судьбы и им приходится выживать, а для этого нужно иметь сильный характер и железную волю.
Здесь понятие личность и индивидуальность пересекаются, ведь человек, обладая сильно выраженными уникальными свойствами характера, приобретенными в процессе проблемы неблагополучного детства – быстро становится личностью, чем закрепляет эти черты. Также бывает, когда есть несколько детей в семье, тогда самый старший ребенок тоже будет отличаться волевыми, стойкими качествами характера.
Понятие личности в психологии
В психологии личность рассматривается, как качество индивида, приобретающее им в своей предметной деятельности и характеризующее социальные аспекты его жизни.
Индивид, как личность свободно выражает свое отношение ко всему внешнему миру, и поэтому определяются его характерологические особенности. Главными из всех отношений человека являются взаимоотношения, то есть то, каким образом личность выстраивает связи с другими людьми.
Личностная натура всегда создает свои взгляды на разные предметы действительности осознанно, основываясь на своем опыте уже имеющихся связей с этим объектом, эти знания и будут влиять на выражение эмоций и реакций по отношению к определенному предмету.
В психологии характеристика личностной натуры связана с ее направленностью к какому-то предмету деятельности, сфере жизни, интересам, развлечениям. Направленность выражается, как интерес, установка, желание, страсть, идеология и все эти формы есть , то есть направляющими ее деятельности. То насколько развита мотивационная система характеризует личность человека, показывая, на что она способна и как ее мотивы трансформируются в деятельность.
Существовать, как личность, значит – действовать, как субъект предметной деятельности, быть субъектом своей жизнедеятельности, строящим социальные связи с миром, а это невозможно без включенности индивида в жизнь других. Изучение данного понятия в психологии интересно тем, что это динамичное явление. Человеку приходится все время бороться с самим собой, утолять свои определенные желания, сдерживать инстинкты, находить способы, как достигнуть компромисса для внутренних противоречий и при этом удовлетворять потребности, так, чтобы это было сделано без угрызений совести и из-за этого он постоянно пребывает в непрерывном развитии, .
Понятие личности в социологии
Понятие личности в социологии ее сущность и структура представляют собой отдельный интерес, поскольку индивид в основном оценивается как субъект социальных связей.
Понятие личности в социологии кратко можно излить в некоторых категориях. Первая — это социальный статус, то есть занимающее место человека в социуме, и в связи с этим определенные обязательности и права. Таких статусов у одного человека может быть несколько. Это зависит от того, есть ли у него семья, родственники, друзья, коллеги, работа, благодаря которым человек социализируется. Так, например, один человек может быть сыном, мужем, отцом, братом, коллегой, работником, участником команды и так далее.
Иногда множество социальных статусов демонстрируют социальную активность человека. Также все статусы разделяют, в зависимости от их значения для самого индивида. Например, для одного важнейшим является статус работника фирмы, для другого – статус мужа. В первом случае человек может не иметь семьи, поэтому для него самым важным есть работа и он себя идентифицирует с ролью трудоголика. В другом случае личность, которая осознает себя в первую очередь мужем, другие сферы жизни, он откладывает на второй план. Есть также статусы генеральные, они несут в себе большую социальную значимость и определяют основную деятельность (президент, директор, врач), и также вместе с генеральным могут присутствовать и не генеральные статусы.
Когда человек пребывает в социальном статусе, то соответственно она выполняет определенные действия, прописанные моделью поведения, то есть социальной ролью. Президент должен руководить страной, повар – готовить блюда, нотариус – заверять бумаги, дети – слушаться родителей и так далее. Когда личность каким-то образом не выполняет должным образом все прописанные правила, она ставит под угрозу свой статус. Если на человеке лежит слишком много социальных ролей – он подвергает себя ролевым конфликтам. Например, молодой мужчина, отец-одиночка, работающий допоздна, чтобы прокормить себя и ребенка очень скоро может эмоционально сгореть от перенасыщения действиями, надиктованных социальными ролями.
Личность, как система социально-психологических особенностей имеет уникальную структуру.
По теории психолога З. Фрейда составляющими структуры личности являются три компонента. Базовой есть бессознательная инстанция Ид (Оно), которая совмещает в себе природные стимулы, инстинкты и гедонические стремления. Ид наполнено мощной энергией и возбуждением, поэтому оно плохо организованное, беспорядочное и безвольное. Над Ид есть следующая структура – Эго (Я), оно рациональное, и по сравнению с Ид контролируется, оно и есть само сознание. Наивысшим конструктом является Супер-Эго (Сверх-Я), оно отвечает за чувство долга, меры, совесть, исполняет нравственный контроль над поведением.
Если в личности гармонично взаимодействуют все эти три структуры, то есть Ид не выходит за рамки позволенного, контролируется Эго, которое понимает, что удовлетворение всех инстинктов может быть социально непринятым действием, и когда в человеке развито Супер-Эго, благодаря которому он руководится моральными принципами в своих поступках, то такая личность заслуживает уважение и признание в глазах социума.
Поняв, что собой представляет данное понятие в социологии ее сущность и структура, можно сделать вывод, что не может она осуществиться, как такова, если она не является социализированной.
Понятие личности в социологии кратко можно описать, как совокупность социально значимых свойств индивида, которые обеспечивают его связь с окружающим миром.
Понятие личности в философии
Понятие личности в философии можно обозначить, как сущность ее в мире, ее предназначение и смысл жизни. Философия большое значение придает именно духовной стороне человека, ее нравственности, человечности.
Личностью в понимании философов человек становиться тогда, когда понимает, зачем он пришел в эту жизнь, какая его конечная цель и чему он посвящает свою жизнь. Человека философы оценивают, как индивидуальность, если он способен на свободное самовыражение, если его взгляды непоколебимы, и он добрый, творческий человек, который в своих поступках руководится морально-этическими принципами.
Существует такая наука, как философская антропология, именно она занимается изучением сущности человека. В свою очередь в антропологии есть отрасль, которая более узко изучает человека – это персонализм. Персонализм интересуется широтой внутренней свободы человека, его возможностями внутреннего роста. Сторонники персонализма считают, что нельзя, каким-то образом измерить личность, структурировать ее, или загонять в социальные рамки. Ее можно просто принять такую, какой она есть перед людьми. Также они считают, что не каждому дано стать личностью, некоторые так и остаются индивидами.
Сторонники гуманистической философии в отличие от персонализма, считают, что личностью есть каждый человек независимо от каких-либо категорий. Гуманисты утверждают, что независимо от психологических особенностей, черт характера, прожитой жизни, достижений каждый есть личностью. Даже новорожденное дитя они считают личностью, потому что у него был опыт рождения.
Понятие личности в философии кратко можно описать, пройдясь по основным временным периодам. В античные времена под личностью понималась особа, которая выполняла какую-то определенную работу, личностью называли маски актеров. Они как бы понимали что-то насчет существования личности, но понятия как такого в обиходе не было, только позже в ранней христианской эпохе начали применять этот термин. Средневековые философы отождествляли личность с Богом. Новоевропейская философия приземлила этот термин до обозначения гражданина. Философия романтизма разглядывала личность, как героя.
Понятие личности в философии кратко звучит так – личность может осуществиться, когда она владеет достаточно развитыми волевыми способностями, способна преодолеть социальные барьеры и выдержать все испытания судьбы, даже выйти за рамки конечности жизни.
Понятие личности преступника в криминологии
В криминологии огромную роль играет психология. Люди, занимающиеся следствиями должны обязательно иметь знания в области психологии, они должны уметь проанализировать ситуацию с разных сторон, исследовать все возможные варианты развития событий и вместе с тем натуры преступников, совершивших злодеяние.
Понятие и структура личности преступника есть основным предметом исследований криминальных психологов. Проводя наблюдения и исследования преступников, возможно, составить личностный портрет потенциального преступника, это в свою очередь, даст возможность предупредить следующие преступления. В таком случае человек рассматривается всестороннее – его психологические особенности (темперамент, акцентуации, склонности, способности, уровень тревожности, самооценка), материальное благополучие, изучается его детство, отношения с людьми, наличие семьи и близких знакомых, место работы и другие аспекты. Чтобы понять сущность такого человека, мало провести с ним психодиагностику, он может мастерски скрывать свою натуру, но когда перед глазами целая карта человеческой жизни можно проследить связи, найти предпосылки для становления человека преступником.
Если в психологии о личности говорят, как о единице, то есть характеристике индивида, то в криминологии это скорей абстрактное понятие, которое не дается отдельному преступнику, а создает его общий образ, состоящий из определенных свойств.
Человек попадает под характеристику «личности преступника» с того момента, когда он совершил свое злополучное действие. Хотя некоторые склонны считать, что еще раньше, задолго до того, как совершилось само преступление, то есть когда в человеке родилась идея, и он стал вынашивать ее. Сложней сказать о том, когда же человек перестает быть таким. Если человек осознал свою вину и чистосердечно раскаивается в содеянном, и искреннее жалеет о совершившемся и его неотвратимости, он уже как бы вышел за рамки понятия преступной личности, но факт остается фактом, и человек понесет наказание. Также он может понять, что совершил ошибку во время отбывания наказания. Может и не понять никогда. Есть люди, которые никогда не откажутся от того факта, что совершили злополучное действие, даже понеся мучительное наказание, они не будут раскаиваться. Или есть также рецидивисты, которые отсидев один строк, выйдя на свободу, снова совершают преступление и так до конца жизни могут туда-сюда мотаться. Это чистой воды преступные натуры, они походят один на другого и попадают под общее описание преступника.
Структура личности преступника представляет собой систему социально существенных характеристик, негативных свойств, которые вместе со сложившейся в тот момент ситуацией влияют на совершение проступков. Вместе с негативными свойствами у преступника имеют место и позитивные качества, но они могли деформироваться в процессе жизнедеятельности.
Понятие и структура личности преступника должны быть определенно ясными для криминалистов, чтобы в первую очередь суметь защитить граждан от угрозы.
Личность
Ли́чность
сущ.
, ж.
, употр. часто
Морфология: (нет) кого/чего? ли́чности
, кому/чему? ли́чности
, (вижу) кого/что? ли́чность
, кем/чем? ли́чностью
, о ком/чём? о ли́чности
;
мн.
кто/что? ли́чности
, (нет) кого/чего? ли́чностей
, кому/чему? ли́чностям
, (вижу) кого? ли́чности
, (вижу) кого? ли́чностей
, кем/чем? ли́чностями
, о ком/чём? о ли́чностях
1.
Личностью
называют совокупность свойств, присущих данному человеку, составляющих его индивидуальность.
Воспитание личности в человеке начинается в детстве.
| Находиться под влиянием его личности.
| Учебный предмет в школе - не самоцель, а средство развития личности ребёнка.
2. Личностью
называют человека с ярко выраженной индивидуальностью, замечательного во всех отношениях.
Наш новый дирижер - личность.
| Эти люди интересны не только как музыканты, но и как яркие личности.
3. Личностью
называют человека с точки зрения его характера, поведения и т. п., определяющих его сущность.
Подозрительная личность.
| Светлая личность.
| Героическая личность.
| Вокруг него вечно вьются всякие тёмные личности.
4. Личностью
называют, человека как члена общества, представителя какого-либо социального слоя.
Роль личности в истории.
| Гарантия неприкосновенности личности.
| Предъявить удостоверение личности.
| С давних времён государства стремились контролировать своих подданных, и одним из лучших способов такого контроля всегда были удостоверения личности.
5. Если говорят, что кто-то в споре или дискуссии переходит на личность
, значит, он вместо опровержения чужой точки зрения начинает обсуждать отрицательные качества того, кто эту точку зрения высказывает; в разговорной речи.
Настораживает привычка в концептуальных спорах переходить на личности.
ли́чностный
прил.
Толковый словарь русского языка Дмитриева
.
Д. В. Дмитриев.
2003
.
Синонимы
:
Смотреть что такое "личность" в других словарях:
I. Из истории слова «личность» в русском языке до середины XIX в. 1. В русское слово личность влились многие из тех значений и смысловых оттенков, которые развивались в разных европейских языках у многочисленной группы слов, восходящих к… … История слов
Общежитейский и науч. термин, обозначающий: 1) человеч. индивида как субъекта отношений и сознат. деятельности (лицо, в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или… … Философская энциклопедия
личность
- Врожденные особенности мышления, ощущений и поведения, определяющие уникальность индивида, его образ жизни и характер адаптации и являющиеся результатом конституционных факторов развития и социального положения. Краткий толковый психолого… … Большая психологическая энциклопедия
ЛИЧНОСТЬ, личности, жен. 1. только ед. Отдельное человеческое я, человеческая индивидуальность, как носитель отдельных социальных и субъективных признаков и свойств. «Гражданам СССР еспечивается неприкосновенность личности.» Конституция СССР.… … Толковый словарь Ушакова
См … Словарь синонимов
ЛИЧНОСТЬ
- (лат. persona). Понятие «личность» принадлежит к числу тех понятий, которые на всем протяжении истории человеческой мысли вызывали величайший разнобой в определениях. И объем и содержание этого понятия в трактовке каждого философа,… … Большая медицинская энциклопедия
ЛИЧНОСТЬ
- человек, обладающий комплексом прав, свобод и обязанностей, которые придают ему независимый, признанный и защищенный обществом статус, особое автономное положение в обществе. Необходимо различать три статуса индивида в обществе: 1) человек, т.е.… … Юридическая энциклопедия
ЛИЧНОСТЬ, 1) человек как субъект отношений и сознательной деятельности. 2) Устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности. Понятие личность отличают от понятий индивид и индивидуальность.… … Современная энциклопедия
- (иноск.) личная обида; намекъ на извѣстное лицо. Ср. Достаточно сказать только, что есть въ одномъ городѣ глупый человѣкъ это уже личность: вдругъ выскочитъ господинъ почтенной наружности и заключитъ: «Вѣдь я тоже человѣкъ, стало быть, я тоже… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
1) человек как субъект отношений и сознательной деятельности.2) Устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности. Понятие личности следует отличать от понятий индивид (единичный представитель… … Большой Энциклопедический словарь
- (от лат. persona – маска, роль актера) – термин, обозначающий социальный тип человека как продукта и носителя исторически определенной культуры и выполняющего определенные функции в системе сложившихся общественных отношений. Личность является… … Энциклопедия культурологии
Книги
- Личность как субъект интерпретации , Славская А. Н.. Автор доказывает, что относящаяся к герменевтике интерпретация текста является динамической способностью сознания личности вырабатывать взгляды, мнения о политических событиях, научных…
Личность
Врожденные особенности мышления, ощущений и поведения, определяющие уникальность индивида, его образ жизни и характер адаптации и являющиеся результатом конституционных факторов развития и социального положения.
Краткий толковый психолого-психиатрический словарь
.
Под ред. igisheva
.
2008
.
Личность
2)
определяемое включенностью в социальные связи системное качество индивида
, формирующееся в совместной деятельности
и общении
. В «гормической психологии» (В. Мак-Дугалл), в психоанализе
(З. Фрейд
, А. Адлер
) Л. трактовалась как ансамбль иррациональных бессознательных влечений
.
фактически снимал проблему Л., которой не оставалось места в механистической схеме «С - Р» (« - »). Весьма продуктивные в плане конкретных методических решений концепции К. Левина
, А. Маслоу
, Г. Олпорта
, К. Роджерса
обнаруживают определенную ограниченность, которая проявляется в физикализме, переносе законов механики на анализ проявлений Л. (К. Левин), в индетерминизме в «гуманистической психологии
» и экзистенциализме. Заметны успехи западной эмпирической психологии в области психотерапии
Л., тренинга общения и т. д. В российской психологии человека как Л. характеризует система обусловленных жизнью в обществе отношений, субъектом к-рых он является. В процессе взаимодействия с миром активно действующая Л. выступает как целое, в котором познание окружающего осуществляется в единстве с переживанием
. Л. рассматривается в единстве (но не тождестве) чувственной сущности ее носителя - индивида и условий социальной среды (Б. Г. Ананьев
, А. Н. Леонтьев
). Природные свойства и особенности индивида выступают в Л. как социально обусловленные ее элементы. Так, например, мозговая патология обусловлена биологически, но порождаемые ею черты характера
становятся особенностями Л. в силу социальной детерминации. Л. является опосредующим звеном, через к-рое внешнее воздействие связано со своим эффектом в психике индивида (С. Л. Рубинштейн
). Возникновение Л. как системного качества обусловлено тем, что индивид в совместной деятельности с другими индивидами изменяет мир и посредством этого изменения преобразует и себя, становясь Л. (А. Н. Леонтьев
). Л. характеризуется активностью
, т. е. стремлением субъекта выходить за собственные пределы (см. ), расширять сферу своей деятельности, действовать за границами требований ситуации и ролевых предписаний (, риск и т. п.). Л. характеризуется направленностью
- устойчивой доминирующей системой мотивов
- интересов
, убеждений, идеалов, вкусов и т. д., в к-рых проявляют себя человека; глубинными смысловыми структурами («динамическими смысловыми системами», по Л. С. Выготскому
), обусловливающими ее и , относительно устойчивыми к вербальным
воздействиям
и преобразующимися в совместной деятельности групп (принцип деятельностного опосредствования
), степенью осознанности своих отношений к действительности: отношения
(по В. Н. Мясищеву
), установки
(по Д. Н. Узнадзе
, А. С. Прангишвили, Ш. А. Надирашвили), диспозиции
(по В. Я. Ядову) и т. п. Развитая Л. обладает развитым самосознанием, что не исключает неосознаваемой психической регуляции некоторых важных сторон активности Л. Субъективно для индивида Л. выступает как его «» (-«Я», «Я»-концепция
), система представлений о себе, конструируемая индивидом в процессах деятельности и общения, обеспечивающая единство и тождественность его Л. и обнаруживающая себя в самооценках, в чувстве самоуважения, уровне притязаний и т. д. Образ «Я» представляет собой то, каким индивид видит себя в настоящем, в будущем, каким он хотел бы быть, если бы сумел и т. д. Соотнесение образа «Я» с реальными обстоятельствами жизни индивида позволяет Л. изменять свое поведение и осуществлять цели самовоспитания
. Апелляция к самооценке и самоуважению Л. является важным фактором направленного воздействия на Л. в процессе воспитания. Л. как субъект межличностных отношений обнаруживает себя в трех репрезентациях, образующих единство (В. А. Петровский).
1)
Л. как относительно устойчивая совокупность интраиндивидных ее качеств: симптомокомплексы психических свойств, образующих ее , мотивы, направленности Л. (Л. И. Божович
); структура характера Л., особенности темперамента
, (работы Б. М. Теплова
, В. Д. Небылицына
, В. С. Мерлина
и т. д.);
2)
Л. как включенность индивида в пространство межиндивидных связей, где взаимоотношения и взаимодействия, возникающие в группе, могут трактоваться как носители Л. их участников. Тем самым преодолевается, например, ложная альтернатива в понимании межличностных взаимоотношений либо как феноменов группы
, либо как феноменов Л. - личностное выступает как групповое, групповое - как личностное (А. В. Петровский);
3)
Л. как «идеальная представленность» индивида в жизнедеятельности других людей, в том числе и за пределами их наличного взаимодействия, как результат активно осуществляемых человеком смысловых преобразований интеллектуальной и аффективно-потребностной сфер Л. других людей (В. А. Петровский).
Индивид в своем развитии испытывает социально детерминированную «потребность быть Л.», т. е. полагать себя в жизнедеятельности других людей, продолжая свое существование в них, и обнаруживает «способность быть Л.», реализуемой в социально значимой деятельности. Наличие и особенности «способности быть Л.» могут выявляться с помощью метода отраженной субъективности (см. ). Развитие Л. осуществляется в условиях социализации индивида и его воспитания (см. ).
Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС»
.
Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский
.
1998
.
Личность
Феномен общественного развития, конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием. Структура личности - целостное системное образование, совокупность социально значимых психических свойств, отношений и действий индивида, сложившихся в процессе онтогенеза и определяющих его поведение как поведение сознательного субъекта деятельности и общения. Личность - саморегулируемая динамическая функциональная система непрерывно взаимодействующих между собой свойств, отношений и действий, складывающихся в процессе онтогенеза человека. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других. В широком, традиционном смысле - личность, это индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. В структуру личности входят и все психологические характеристики человека, и все морфофизиологические особенности его организма - вплоть до особенностей обмена веществ. Популярность и стойкость такого расширенного понимания в литературе, видимо, объясняется его сходством с обыденным значением этого слова. В узком смысле - определяемое включенностью в общественные отношения системное качество индивида, формируемое в деятельности совместной и общении.
Согласно А.Н. Леонтьеву, личность - качественно новое образование. Она формируется благодаря жизни в обществе. Поэтому личностью может быть только человек, и то лишь достигнув определенного возраста. В ходе деятельности человек вступает в отношения с другими людьми - в отношения общественные, и эти отношения становятся личностнообразующими. Со стороны самого человека его формирование и жизнь как личности выступают прежде всего как развитие, трансформация, подчинение и переподчинение его мотивов. Это представление достаточно сложно и требует пояснений. Оно не совпадает с традиционной трактовкой - в широком смысле. Суженное понятие позволяет вычленить очень важный аспект человеческого бытия, связанный с общественным характером его жизни. Человек как общественное существо обретает новые качества, кои отсутствуют, если его рассматривать как существо изолированное, несоциальное. И каждая личность с определенного времени начинает вносить определенный вклад в жизнь общества и отдельных людей. Вот почему рядом с понятиями личности и личностного появляется понятие общественно значимого. Хотя это значимое может быть и общественно неприемлемым: преступление - столь же личностный акт, как и подвиг. Для психологической конкретизации понятия личности нужно ответить хотя бы на вопросы о том, в чем состоит новообразование, называемое личностью, как происходит формирование личности, как представляется с позиции самого субъекта рост и функционирование его личности. Критерии сформировавшейся личности таковы:
1
) наличие в мотивах иерархии в определенном смысле - как способности преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого - способности к поведению опосредованному. При этом предполагается, что мотивы, благодаря коим преодолеваются непосредственные побуждения, социальны по происхождению и смыслу (просто опосредованное поведение может иметь в основе и стихийно сложившуюся иерархию мотивов, и даже «стихийную нравственность»: субъект может не отдавать себе отчета в том, что именно заставляет его поступать определенным образом» однако действовать вполне нравственно);
2
) способность к сознательному руководству собственным поведением; это руководство ведется на основе осознанных мотивов-целей и принципов (в отличие от первого критерия, здесь предполагается именно сознательное соподчинение мотивов - сознательное опосредование поведения, что предполагает наличие самосознания как особой инстанции личности). В дидактическом плане все свойства, отношения и действия личности можно условно объединить в четыре тесно связанные функциональные подструктуры, каждая из коих - сложное образование, выполняющее определенную роль в жизнедеятельности:
1
) система регуляции;
2
) система стимуляции;
3
) система стабилизации;
4
) система индикации.
В ходе общественного развития человека системы регуляции и стимуляции постоянно взаимодействуют, и на их основе возникают все более сложные психические свойства, отношения и действия, направляющие личность на решение жизненных задач. Единство личности на всем жизненном пути обеспечивается памятью-преемственностью целей, поступков, отношений, притязаний, убеждений, идеалов и пр. Западная психология рассматривает личность как «целиком психическое существо». В психологии хормической и в психоанализе личность трактовалась как ансамбль иррациональных бессознательных влечений. Весьма продуктивные в плане конкретных методических решений концепции К. Левина, А. Маслоу, Г. Олпорта, К. Роджерса также обнаруживают определенную ограниченность. Но в области психотерапии личности, тренинга общения и прочего успехи западной эмпирической психологии весьма заметны. В отечественной психологии личность рассматривается в единстве (но не тождестве) и чувственной сущности ее носителя - индивида и условий среды социальной. Природные свойства и особенности индивида выступают в личности как ее социально обусловленные элементы. Личность - опосредующее звено, через которое внешнее воздействие связано со своим эффектом в психике индивида. Появление личности «аде системного качества обусловлено тем, что индивид в деятельности совместной с другими индивидами изменяет мир и посредством этого изменения преобразует и себя, становясь личностью. Личность характеризуется:
1
) активностью - стремлением субъекта выйти за собственные пределы, расширить сферу деятельности, действовать за границами требований ситуации и ролевых предписаний;
2
) направленностью - устойчивой доминирующей системой мотивов - интересов, убеждений, идеалов, вкусов и прочего, в чем проявляют себя потребности человека;
3
) глубинными смысловыми структурами (системами смысловыми динамическими, согласно Л. С. Выготскому), обусловливающими ее сознание и ; они относительно устойчивы к вербальным воздействиям и преобразуются в деятельности совместной групп и коллективов (принцип опосредования деятельностного);
4
) степенью осознанности своих отношений к действительности: отношения, установки, диспозиции и пр.
Развитая личность обладает развитым самосознанием, что не исключает неосознаваемой психической регуляции некоих важных сторон ее активности. Субъективно для индивида личность выступает как его Я, как система представлений о себе, конструируемая индивидом в процессах деятельности и общения, коя обеспечивает единство и тождественность его личности и обнаруживает себя в самооценках, в чувстве самоуважения, уровне притязаний и пр. Образ Я представляет собой то, каким индивид видит себя в настоящем, в будущем, каким он хотел бы быть, если бы сумел, и пр. Соотнесение образа Я с реальными обстоятельствами жизни индивида позволяет личности изменять поведение и реализовать цели самовоспитания. Апелляция к самооценке и самоуважению личности - важный фактор направленного воздействия на личность при воспитании. Личность как субъект отношений межличностных обнаруживает себя в трех репрезентациях, образующих единство:
1
) личность как относительно устойчивая совокупность ее интраиндивидных качеств: симптомокомплексы психических свойств, образующих ее индивидуальность, мотивы, направленности личности; структура характера личности, особенности темперамента, способности;
2
) личность как включенность индивида в пространство межиндивидных связей, где взаимоотношения и взаимодействия, возникающие в группе, могут трактоваться как носители личностей их участников; так преодолевается, например, ложная альтернатива в понимании взаимоотношений межличностных либо как феноменов группы, либо как феноменов личности: личностное выступает как групповое, групповое – как личностное;
3
) личность как «идеальная представленность» индивида в жизнедеятельности других людей, в том числе за пределами их наличного взаимодействия; как результат активно реализуемых человеком смысловых преобразований сфер интеллектуальной и аффективно-потребностной других личностей. Индивид в своем развитии испытывает социально детерминированную потребность быть личностью - полагать себя в жизнедеятельности других людей, продолжая свое существование в них, и обнаруживает способность быть личностью, реализуемую в социально значимой деятельности. Наличие и особенности способности быть личностью могут выявляться с помощью метода субъективности отраженной. Развитие личности происходит в условиях социализации индивида и его воспитания.
Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест
.
С. Ю. Головин
.
1998
.
Личность
Этимология.
Происходит от русск. личина (личина соответствует термину persona - исходно маска, или , исполнявшаяся актером древнегреческого театра).
Категория.
Относительно устойчивая система поведения индивида, построенная прежде всего на основе включенности в социальный контекст.
Специфика.
Уже 1734 г. Х.Вольф дал дефиницию личности (Personlichkeit) следующим образом: "То, что сохраняет воспоминания о самом себе и воспринимает себя, как одного и того же и раньше, и теперь". Эту традицию понимания личности продолжил У.Джемс, который трактовал личность, как сумму всего, что человек может назвать своим. В этих определениях понятие личности становится тождественным понятию самосознания, поэтому более обосновано определение личности через социальные взаимоотношения. При таком подходе личность предстает как система социального поведения индивида.
Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других. При этом особое значение придается идентификации личности.
Исследования.
Модель личности, развиваемая в глубинной психологии, прежде всего в психоанализе (А.Адлер, Г.Салливен, Э.Фромм, К.Хорни), ориентирована на объяснение внутрипсихологических процессов при обращении по преимуществу к понятиям структуры и динамики "внутреннего конфликта".
Наоборот, модель личности, разработанная в бихевиоризме, основана на внешне наблюдаемом поведении, на действиях и взаимодействиях с другими людьми в актуальной ситуации ( , ). В современном бихевиоризме личность понимается как система генеризованных форм поведения, которые образуются на основе ситуационно-специфического поведения (теория социального научения Роттера).
В рамках гуманистической психологии личность рассматривается прежде всего как принимающая ответственные решения ( , теория самоактуализирующейся личности).
В марксистской психологии личность определяется как продукт исторического развития индивида, прежде всего в рамках совместной трудовой деятельности (А.Валлон, И.Мейерсон, Ж.Политцер, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев). В частности, у Леонтьева личность рассматривается как создаваемая общественными отношениями, в которые субъект вступает в рамках своей деятельности. При этом отдельные деятельности субъекта, представленные прежде всего своими мотивами, вступают между собой в иерархию отношений, образуя так называемую иерархию мотивов. В концепции А.В.Петровского тип развития личности определяется через тип группы, в которую она включена и в которой она интегрирована; собственно личностная активность представляет собой стремление выйти за пределы привычного и действовать за границами требований ситуации или ролей.
Структура.
Рубинштейн (1946) выделял следующие составляющие личности: 1. Направленность (установки, интересы, ). 2. Способности. 3. Темперамент.
В классификации свойств личности В.С.Мерлина (1967), основанной на определении доминирования или природного, или социального начала, представлены следующие уровни: 1. Свойства индивида ( и индивидуальные особенности психических процессов). 2. Свойства индивидуальности (мотивы, отношения, ).
В современных исследованиях структуры личности - наряду с проверкой экспериментальных гипотез, в которых определяется роль конкретных факторов, влияющих на личностные переменные, - большая роль отводится факторно-аналитическим стратегиям ( , модель большой пятерки).
Диагностика.
Литература.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968;
Сэв Л. Марксизм и теория личности. М., 1972;
Зейгарник Б.В. Теория личности в зарубежной психологии. М., 1972
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Л.М., 1977;
Психология личности. Тексты. М., 1982;
Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982;
Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983;
Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М., 1984;
Хьюелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1997
Психологический словарь
.
И.М. Кондаков
.
2000
.
ЛИЧНОСТЬ
(англ. personality
; от лат. persona -
маска актера; роль, положение; лицо, личность). В общественных науках Л. рассматривается как особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности
и общения
. В гуманистических философских и психологических концепциях Л. - это человек как ценность, ради которой осуществляется развитие общества (см. И
. Кант
). При всем многообразии подходов к пониманию Л. традиционно выделяются след. аспекты этой проблемы: 1) многогранность феноменологии Л., отражающая объективно существующее многообразие проявлений человека в эволюции природы, истории общества и его собственной жизни; 2) междисциплинарный статус проблемы Л., находящейся в сфере изучения общественных и естественных наук; 3) зависимость понимания Л. от образа человека, явно или скрыто существующего в культуре
и науке на определенном этапе их развития; 4) несовпадение проявлений индивида, Л. и индивидуальности
, исследуемых в рамках относительно независимых друг от друга биогенетического
, социогенетического
и персоногенетического
направлений современного человекознания
; 5) разведение исследовательской установки, ориентирующей специалиста на понимание развития Л. в природе и обществе, и практической установки, направленной на формирование или коррекцию Л. в соответствии с целями, заданными обществом или поставленными обратившимся к специалисту конкретным человеком.
Представители разных течений социогенетической ориентации
изучают процессы социализации
человека, освоения им социальных норм
и ролей
, приобретения социальных установок (см.
) и ценностных ориентаций
, формирование социального и национального характера человека как типичного члена той или иной общности. Проблемы социализации, или, в широком смысле, социальной адаптации
человека, разрабатываются г. о. в социологии и социальной психологии, этнопсихологии
, истории психологии. (См. также Базисная структура личности
,
,
.)
В центре внимания персоногенетической ориентации
стоят проблемы активности, самосознания
и творчества
Л., формирования человеческого Я, борьбы мотивов
, воспитания индивидуального характера
и способностей
, самореализации и личностного выбора, непрестанного поиска смысла
жизни. Изучением всех этих проявлений Л. занимается
Л.; разные аспекты этих проблем освещаются в психоанализе
, индивидуальной психологии
, аналитической
и гуманистической психологии
.
В обособлении биогенетического, социогенетического и персоногенетического направлений проявляется метафизическая схема детерминации развития Л. под влиянием 2 факторов: среды и наследственности
(см.
). В рамках культурно-исторического системно-деятельностного подхода разрабатывается принципиально иная схема детерминации развития Л. В этой схеме свойства человека как индивида рассматриваются как «безличные» предпосылки развития Л., которые в процессе жизненного пути могут получить личностное развитие.
Социокультурная среда представляет собой источник, питающий развитие Л., а не «фактор», непосредственно определяющий
. Будучи условием осуществления деятельности человека, она несет те общественные нормы, ценности, роли, церемонии, орудия, системы знаков
, с которыми сталкивается индивид. Подлинными основаниями и движущей силой развития Л. выступают совместная деятельность и общение, посредством которых осуществляется движение Л. в мире людей, приобщение ее к культуре
. Взаимоотношение между индивидом как продуктом антропогенеза
, личностью, усвоившей общественно-исторический опыт, и индивидуальностью, преобразующей мир, м. б. передано формулой: «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают».
В рамках системно-деятельностного подхода Л. рассматривается как относительно устойчивая совокупность психических свойств, как результат включения индивида в пространство межиндивидуальных связей. Индивид в своем развитии испытывает социально обусловленную потребность быть Л. и обнаруживает способность стать Л., реализуемые в социально значимой деятельности. Этим определяется развитие человека как Л.
Формирующиеся в ходе развития способности и функции воспроизводят в Л. исторически сформировавшиеся человеческие качества. Овладение действительностью у ребенка осуществляется в его деятельности при посредстве взрослых. Деятельность ребенка всегда опосредована взрослыми, направляется ими (в соответствии с их представлениями о должном воспитании и педагогическими умениями). Опираясь на то, чем ребенок уже обладает, взрослые организуют его деятельность по овладению новыми сторонами действительности и новыми формами поведения (см.
).
Развитие Л. осуществляется в деятельности (см.
), управляемой системой мотивов. Деятельностно-опосредствованный тип взаимоотношений, которые складываются у человека с наиболее референтной группой (или лицом), является определяющим фактором развития (см.
).
В общем виде развитие Л. м. б. представлено как процесс и результат вхождения человека в новую социокультурную среду. Если индивид входит в относительно стабильную социальную общность, он при благоприятно складывающихся обстоятельствах проходит 3 фазы своего становления в ней как Л. 1-я фаза - - предполагает усвоение действующих ценностей и норм и овладение соответствующими средствами и формами деятельности и тем самым до некоторой степени уподобление индивида др. членам этой общности. 2-я фаза - - порождается обостряющимися противоречиями между необходимостью «быть таким, как все» и стремлением Л. к максимальной персонализации. 3-я фаза - - определяется противоречием между стремлением индивида быть идеально представленным своими особенностями и отличиями в общности и потребностью общности принять, одобрить и культивировать лишь те его особенности, которые способствуют ее развитию и тем самым развитию его самого как Л. В случае если противоречие не устранено, наступает дезинтеграция и, как следствие, либо изоляции Л., либо ее вытеснение из общности, либо деградация с возвратом на более ранние стадии ее развития.
Когда индивиду не удается преодолеть трудности адаптационного периода, у него возникают качества конформности
, зависимости, робости, неуверенности. Если на 2-й фазе развития индивид, предъявляя референтной для него группе
личностные свойства, характеризующие его индивидуальность, не встречает взаимопонимания, то это может способствовать формированию негативизма
, агрессивности, подозрительности, лживости
. При успешном прохождении фазы интеграции в высокоразвитой группе у индивида формируются гуманность,
, справедливость, требовательность к себе,
и др. и т. п. В связи с тем, что ситуация адаптации, индивидуализации, интеграции при последовательном или параллельном вхождении индивида в различные группы многократно воспроизводится, соответствующие личностные новообразования закрепляются, складывается устойчивая структура Л.
Особо значимый период в возрастном развитии Л. -
() и ранняя
, когда развивающаяся Л. начинает выделять себя в качестве объекта самопознания и самовоспитания
. Первоначально оценивая окружающих, Л. использует опыт подобных оценок, вырабатывая самооценку
, которая становится основой самовоспитания. Но потребность в самопознании (прежде всего в осознании своих морально-психологических качеств) не м. б. отождествлена с уходом в мир внутренних переживаний. Рост самосознания
, связанный с формированием таких качеств Л., как
и моральные
, способствует возникновению стойких убеждений
и идеалов. Необходимость в самосознании и самовоспитании порождается, прежде всего, тем, что человек должен осознать свои возможности и потребности перед лицом грядущих изменений в его жизни, в его социальном статусе. В случае если между уровнем потребностей Л. и ее возможностями наблюдается существенное расхождение, возникают острые аффективные переживания (см. Аффекты
).
В развитии самосознания в юношеском возрасте значительную роль играют суждения др. людей, и прежде всего, оценка родителями, педагогами и сверстниками. Это предъявляет серьезные требования к педагогическому такту родителей и учителей, требует индивидуального подхода
к каждой развивающейся Л.
Проводимая в РФ с середины 1980-х гг. работа по обновлению системы образования предполагает развитие Л. ребенка, подростка, юноши, демократизацию и гуманизацию учебно-воспитательного процесса во всех типах учебных заведений. Т. о., происходит изменение цели воспитания и обучения
, в качестве которой выступает не совокупность знаний
, умений
и навыков
, а свободное развитие Л. человека. Знания, умения и навыки сохраняют свое исключительно важное значение, но уже не как цель, а как средство достижения цели. В этих условиях на первый план выступает задача формирования базовой культуры Л., которая позволила бы устранить в структуре Л. противоречия между технической и гуманитарной культурой, преодолеть отчуждение человека от политики и обеспечить его деятельное включение в новые социально-экономические условия жизни общества. Осуществление этих задач предполагает формирование культуры самоопределения Л., понимание самоценности человеческой жизни, ее индивидуальности и неповторимости. (А. Г. Асмолов, А. В. Петровский.)
Добавление ред.:
Почти общепринятый перевод слова Л. как personality
(и наоборот) не вполне адекватен. Personality -
это, скорее,
. В петровские времена персоной называли куклу. Л. - это selfhood
, selfness
или self
, что близко к рус. слову «самость». Более точного эквивалента слову «Л.» в англ. яз. не существует. Неточность перевода далеко не безобидна, ибо у читателей создается впечатление или убеждение, что Л. подлежит тестированию, манипулированию
, формированию и пр. Извне сформированная Л. становится наличностью того, кто ее сформировал. Л. - не продукт коллектива, адаптации к нему или интеграции в него, а основа коллектива, любой человеческой общности, не являющейся толпой, стадом, стаей или сворой. Общность сильна разнообразием Л., конституирующих ее. Синонимом Л. является ее свобода вместе с чувством вины и ответственности. В этом смысле Л. выше государства, нации, она не склонна к конформизму
, хотя не чужда компромисса.
В рос. философской традиции Л. есть чудо и миф (А. Ф. Лосев); «Л. же, разумеемая в смысле чистой Л
., есть для каждого Я лишь идеал - предел стремлений и самопостроения... Дать же понятие Л. невозможно... она непонятна, выходит за пределы всякого понятия, трансцендентна всякому понятию. Можно лишь создать символ коренной характеристики Л... Что же касается до содержания, то оно не м. б. рассудочным, но - лишь непосредственно переживаемым в опыте само-творчества, в деятельном само-построении Л., в тождестве духовного само-познания» (Флоренский П
. А
.). М
. М
. Бахтин
продолжает мысль Флоренского: когда мы имеем дело с познанием Л. мы должны вообще выйти за пределы субъект-объектных отношений, какими субъект и объект рассматриваются в гносеологии. Это нужно учитывать психологам, использующим странные словосочетания: «субъектность Л.», «психологический субъект». По поводу последнего откровенно язвил Г
. Г
. Шпет
: «Психологический субъект без вида на жительство и без физиологического организма есть просто выходец из неизвестного нам света... стоит его принять за всамделишного, он непременно втянет еще большее диво - психологическое сказуемое! Сегодня философски и психологически подозрительные субъекты и их тени все чаще блуждают по страницам психологической литературы. Бессовестный субъект, бездушный субъект - это, скорее всего, не вполне нормально, но привычно. А душевный, совестливый, одухотворенный субъект - смешно и грустно. Субъекты могут репрезентировать, в т. ч. всякие мерзости, а Л. - олицетворяют. Не случайно Лосев связывал происхождение слова Л. с ликом, а не с личиной, персоной, маской. Л., как чудо, как миф, как единственность не нуждается в экстенсивном раскрытии. Бахтин резонно заметил, Л. может выявить себя в жесте, в слове, в поступке (а может и утонуть). А
. А
. Ухтомский
был, несомненно, прав, говоря, что Л. - это
индивидуальности, ее состояние. Следует добавить - состояние души и духа, а не почетное пожизненное звание. Она ведь может потерять лицо, исказить свой лик, уронить свое человеческое достоинство, которое усилием берется. Ухтомскому вторил Н
. А
. Бернштейн
, говоря, что Л. - это верховный синтез поведения. Верховный! В Л. достигается интеграция, слияние, гармония внешнего и внутреннего. А там, где есть гармония, наука, в т. ч. и психология, умолкает.
Итак, Л. - это таинственный избыток индивидуальности, ее свобода, которая не поддается исчислению, предсказанию. Л. видна сразу и целиком и тем отличается от индивида, свойства которого подлежат раскрытию, испытанию, изучению и оценкам. Л. есть предмет удивления, преклонения, зависти
, ненависти; предмет непредвзятого, бескорыстного, понимающего проникновения и художественного изображения. Но не предмет практической заинтересованности, формирования, манипулирования. Сказанное не означает, что психологам противопоказано размышлять о Л. Но размышлять, а не определять или редуцировать ее к иерархии мотивов
, совокупности ее потребностей
, творчеству
, перекрестью деятельностей
, аффектам
, смыслам
, субъекту, индивиду и т. д. и т. п.
Приведем примеры полезных размышлений о Л. А. С. Арсеньев: Л. - это человек надежный, слова и дела которого не расходятся друг с другом, который сам свободно решает, что ему делать, и отвечает за результаты своих действий. Л. - это, конечно, бесконечное существо, дышащее телесно и духовно. Для Л. характерно осознание конфликта
между моралью и нравственностью и первенство последней. Автор настаивает на ценностном, а не монетарно-рыночном измерении Л. Т. М. Буякас выделяет др. черты: Л. - это человек, вставший на путь самоопределения, преодолевающий потребность искать опору во внешней поддержке. У Л. появляется способность полностью опираться на себя, делать самостоятельный выбор, занимать свою позицию, быть открытой и готовой к любым новым поворотам своего жизненного пути. Л. перестает зависеть от внешних оценок, доверяет себе, находит внутреннюю поддержку в самой себе. Она свободна. Никакое описание Л. не м. б. исчерпывающим. (В. П. Зинченко.)
Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК
.
Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко
.
2003
.
Личность
ЛИЧНОСТЬ
(с.
363)
Понятие «личность» относится к числу самых неопределенных и дискуссионных в психологии. Можно сказать, сколько существует теорий личности (а их крупнейшими психологами созданы десятки), столько насчитывается ее определений. В то же время существуют некоторые основные представления о личности, которые разделяют большинство специалистов.
Практически все психологи согласны с тем, что личностью не рождаются, а становятся, и для этого человек должен предпринять немалые усилия - вначале овладеть речью, а затем с ее помощью многими двигательными, интеллектуальными и культурными навыками. Личность рассматривается как результат социализации индивида, который усваивает («присваивает») традиции и ценностные ориентации, выработанные человеческим обществом за тысячелетия его становления. Чем больше человек смог воспринять и усвоить в процессе социализации, тем более развитую личность он собою представляет.
А может ли человек не быть личностью? Например, является ли личностью младенец, психически неполноценный человек или закоренелый преступник? Эти вопросы постоянно дискутируются не только психологами, но и философами, медиками, юристами. На них трудно ответить однозначно, поскольку каждый случай требует конкретного рассмотрения. Тем не менее большинство ученых склонны признавать за всеми людьми право называться личностью, хотя в ряде случаев - с известными оговорками. Ребенка, подростка, юношу правильнее называть формирующейся личностью, так как на этих возрастных этапах имеются только задатки зрелой личности, которые еще должны развиться и оформиться в целостную систему свойств. Что касается психически неполноценных людей, то степень сохранности их личности может быть очень разной - от небольших отклонений от нормы при так называемых пограничных состояниях до значительных разрушений личности при тяжелых психических заболеваниях, например шизофрении. В случаях психической патологии мироощущение, мотивация поведения, особенности мышления человека качественно отличаются от аналогичных характеристик здоровых людей, поэтому правильнее в таких случаях пользоваться понятием «патологическая» или «аномальная» личность. Преступники, признанные психически здоровыми, являются асоциальными личностями, поскольку накопленные ими знания, умения и навыки обращены против общества, которое их сформировало. Личность может быть утрачена человеком вследствие тяжелой болезни или глубокой старости, что проявляется в утрате самосознания, способности ориентироваться не только во времени и пространстве, но и в человеческих отношениях и т.п.
Многие психологи сходятся во мнении, что основным способом существования личности является постоянное развитие, направленное на реализацию своих возможностей в деятельности и общении.
Как только человек прекращает усилия по развитию своих психических функций, социальных и профессиональных навыков и умений, сразу начинается регресс личности.
Популярная психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо
.
С.С. Степанов
.
2005
.
Личность
Личность феномен общественного развития, живой человек, обладающий сознанием и самосознанием. Термин обозначает стабильные характеристики или черты человека, определяющие его мыитение и поведеиие в разных ситуациях. Подразумевается также, что разные люди ведут себя поразному в сходных ситуациях, и различие поведения является продуктом несходства их личностей. Личность отделяется от других, более кратковременных состояний (таких, как настроение) из-за своей стабильности во времени. С учетом этих предпосылок можно прийти к выводу, что человек должен вести себя последовательным образом в разных ситуациях. К примеру, экстраверт будет проявлять признаки экстравертного поведения, где бы он ни находился. Противники этой точки зрения утверждают, что поведение не остается постоянным во времени, а зависит от особенностей данной ситуации.
История слов
- (лат. persona). Понятие «личность» принадлежит к числу тех понятий, которые на всем протяжении истории человеческой мысли вызывали величайший разнобой в определениях. И объем и содержание этого понятия в трактовке каждого философа,… … Большая медицинская энциклопедия
Оценка статьи:
Загрузка...
Закрыть
Найти на сайте
Например: виды гипсокартона