ТЕМА: Названия чисел при сложении и вычитании. Переместительное свойство сложения. Сложение и вычитание чисел частями. Сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через разряд. Задачи на нахождение суммы и остатка, на разностное сравнение. Сравнение чисел. Единицы измерения длины. Сравнение длин отрезков.

Вспомним изученный материал: прочитай и расскажи.

· Числа, используемые при счете предметов, называются натуральными.

· Натуральные числа образуют натуральный ряд чисел: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. 10, 11, 12, ……. Наименьшим в этом ряду является число 1, наибольшего числа в нем не существует . Этот ряд построен так, что каждое следующее число на единицу больше предыдущего.

· Числа, которые записывают одной цифрой, называются однозначными ; числа, которые записывают двумя цифрами, - двузначными.

· В записи двузначного числа цифра справа обозначает единицы, цифра слева - десятки.

· Памятка для поразрядного сравнения чисел

1. Сравниваю числа десятков : больше то число, в котором десятков больше; меньше то, в котором десятков меньше.

2. Если десятков поровну, то сравниваю числа единиц : больше то число, в котором единиц больше, меньше то, в котором единиц меньше.

· Числа при сложении: первое слагаемое, второе слагаемое, сумма

· Переместительный закон сложения: от перестановки мест слагаемых, сумма не изменяется.

· Числа при вычитании: уменьшаемое, вычитаемое, разность

· Составные части задачи:

1. Условие, вопрос

2. Числовые данные, искомое

3. Краткая запись, схема

4. Выбор действия

5. Решение

6. Ответ

· Обратные задачи - это задачи, в которых описан один сюжет , содержатся одни и те же числа , но в одной задаче некоторое число является искомым, а в другой задаче это число дано. (искомое становится данным,а данное становится искомым)

· Рассуждай так: Чтобы ответить на вопрос задачи, достаточно знать два числовых значения. На вопрос задачи ответим арифметическим действием …..(сложением или вычитанием)

· Задачи на разностное сравнение - вопрос задачи звучит так: На сколько больше (меньше) …..?

Приступим к практической части.

1) Запиши дату, Классная работа

2) Разбей множество чисел на два подмножества. По какому признаку это можно сделать? Подчеркни одной чертой единицы, двумя-десятки.

91243307197458368

3) Замени числа суммой разрядных слагаемых: 13, 24, 65, 11, 28, 87

4) Вспомни состав чисел 2 - 10.

5) Запиши числа 7-го десятка.

6) Запишичисла, содержащие 5 единиц

7) Вставь такие цифры, чтобы получились истинные равенства.

69 + …= 7060 + …= 907…- 70 = 3

55 - … = 5480 - 6.. = 20 Домашнее задание: № 37, 41 стр. 8

Технологическая карта урока

Технология проблемно-диалогического обучения, здоровьесберегающая технология

Тип урока

комбинированный

Цели учителя

Организовать учебную деятельность для ознакомления с названием чисел при сложении ,

Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания.

Создать условия для воспитания уважения к чужому мнению, доброжелательного отношения друг к другу, чувства взаимопомощи, сознательного отношения к учёбе и к изучению предмета.

Цели учебной деятельности

Познакомить с терминами «слагаемое», «сумма»;

Научить читать равенства, используя математическую терминологию ( слагаемое и сумма);

- развивать логическое мышление, внимание, коммуникативные качества.

Воспитание взаимопомощи.

Опорные знания

Новые знания

Слагаемые, сумма

Задачи урока

1 .Образовательные:

- создать условия для усвоения математических понятий «слагаемые, сумма»;

Закрепить умение называть числа при сложении;

2. Развивающие:

Развивать познавательный интерес.

Развивать умение рассуждать, делать выводы.

Способствовать развитию мышления, произвольного внимания.

Формировать навыки саморегуляции.

3. Воспитательные:

Воспитывать аккуратность и умение помочь товарищу.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной и индивидуальной работе.

Оборудование

Интерактивный комплекс, презентация, диск «Математика», учебник «Математика»

Ход урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма контроля

осуществляемые действия

формируемые умения

1.Организационный момент. Психологический настрой.

Эмоциональный настрой на урок. Проверка готовности оборудования и класса к уроку.

Приветствие учащихся.

Учитель спросит – надо встать.

Когда он сесть позволит – сядь.

Ответить хочешь – не шуми,

А лучше руку подними.

Проверка готовности к уроку.

Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место, проверяют наличие индивидуальных принадлежностей.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя.

2. Актуализация опорных знаний.

Игра «Составь поезд».

Задачи-шутки

Игра «Веселый мяч»

Расположите все вагончики в порядке возрастания результатов.

Решите задачи:

Стоя на одной ноге, гусь весит 2 кг. Сколько он будет весить, стоя на двух ногах? (2 кг.)

Я шел, пятачок нашел. С другом пойдем - сколько найдем? (Нельзя ответить.)

Вова за 1 ч поймал 5 рыбок. Сколько рыбок он поймает за 2 ч? (Нельзя ответить.)

Шли 2 друга в школу. Навстречу им шли еще 2 друга. Сколько друзей шло в школу? (2.)

Учитель кидает мяч и говорит вопрос или задание.

К 4 прибавь 2.(6.)

6 плюс 1. (7.)

Какое число на 2 меньше, чем 8? (6.)

Уменьши 10 на 1. (Р.)

8 минус 1 (7.)

Из 4 вычти 2. (2)

Какое число больше 5 на 2? (7.)

Увеличь 7 на 2. (9.)

По цепочке у доски выставляют вагончики в порядке возрастания результатов.

Решают задачи устно.

Отвечает тот, кто поймал мяч.

Учатся самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале; выполнять действия в сотрудничестве с учителем по предложенному плану.

Фронтальный. Устные ответы

3 . Постановка цели урока .

Принятие целей учебно- познавательной деятельности.

Ай да белка-мастерица!

Вяжет детям рукавицы.

Извязала три клубка,

Два еще лежат пока.

У кого ответ готов:

Сколько у нее клубков? (5.)

Как вы узнали? (3 + 2 = 5.)

На этот вопрос вы сможете ответить в конце урока.

Сегодня на уроке мы подробно рассмотрим ту группу, где выполняется действие «сложение».

Слушают задачу в стихах, находят ответ. Объясняют,как нашли решение.

Учащиеся слушают учителя, отвечают на вопрос: К 3 прибавить 2 - получится 5, 3 увеличить на 2 - получится 5, 3 еще 2 -будет 5.

Учатся принимать и выполнять учебную задачу.

Фронтальный. Наблюдение учителя.

4 . Усвоение знаний и способов действий.

Объяснение новых понятий.

Работа по учебнику.

Стр.86 № 1

Числа, которые складываются, называются слагаемыми , а результат сложения называется суммой .

После этого учитель вывешивает на доску таблицу :

Название чисел при сложении

Учитель тренирует учеников в чтении примеров с использованием терминов «слагаемое», «сумма».

Например: первое слагаемое – 4, второе слагаемое – 2, сумма равна 6. Сумма чисел 5 и 2 равна 7.

Учителем проводится отработка с учащимися использования терминов «первое слагаемое», «второе слагаемое», «сумма чисел».

В этом же задании ученикам встретятся разности . Учитель задает учащимся вопрос:

Учащиеся запоминают названия компонентов и результатов действия сложения.

Формулировать и удерживать учебную задачу, преобразовывать практическую задачу в познавательную: знать название чисел при сложении.

Фронтальный. Наблюдение учителя.

5. Физкульт-минутка.

Интерактивная физминутка «Буратино»

Предлагает отдохнуть, принять активное участие в физминутке.

Выполняют предложенные движения . Ориентируясь на здоровый образ жизни, активно участвуют в физминутке.

Осуществлять профилактику утомления.

Коллективный. Наблюдение учителя.

6. Закрепление знаний и способов действий.

Формирование навыков счёта.

Работа по учебнику №2 (с. 86)

Пропедевтика темы «Задача».

3-4 (с. 87)

6 (с.87)

Работа в тетради с печатной основой .

с. 29

Учитель предлагает выполнить примеры, обращает внимание детей на то, чтобы они при комментировании читали выражения по-разному.

Учитель предлагает хорошо читающему ученику прочитать задачу.

О чем прочитанный рассказ? Что в рассказе известно?

Что нужно узнать?

Какое арифметическое действие следует выполнить, чтобы ответить на поставленный вопрос?

- Почему так считаете?

Аналогично разбирается задача.

Учитель предлагает выполнить задание на закрепление умения прибавлять и вычитать число 2.

- Откройте тетрадь. Прочитайте первое задание.

- Что такое слагаемые? (Числа, которые складываем.)

- Какие равенства подчеркнули? Прочитайте их с ответом.

- Прочитайте следующее задание. Выполните его.

- Какое равенство составили к первому рисунку? (5 + 7 = 6.)

- Какое равенство составили ко второму рисунку? (7- 1 = 6.)

- Составьте рассказы по рисункам.

Ученики выполняют с комментированием . Например: «Первое слагаемое – один, второе слагаемое – один, значение суммы – два. Сумма чисел два и один равна трём. Два увеличить на два получится четыре. К трём прибавить один получится четыре» и т. д.

Один из учащихся читает задачу. Учащиеся отвечают на вопросы:

-Известно, что у Васи было 6 книг и ему подарили ещё 2 книги.

-Сколько книг стало у Васи.

-Сложение.

-Потому что книг у Васи стало больше.

Учащиеся объясняют, кто из сказочных героев ошибся. (Ошибся заяц, так как он должен был выполнить действие «сложение», при сложении число увеличивается, то есть заяц должен был сделать два шага вперёд, а не назад.)

Учащиеся выполняют задания под руководством учителя, отвечая на поставленные вопросы.

Остальные задания учащиеся выполняют самостоятельно. Самооценка с помощью «Светофора».

Умение стремиться к расширению своей познавательной сферы, стараться производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение) для решения познавательной задачи.

Необходимые умения к изучению темы «Задача» (анализ, синтез, мышление)

Умение самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале; выполнять действия в сотрудничестве с учителем по предложенному плану; самостоятельно выстраивать план действий по решению учебной задачи изученного вида.

Наблюдение учителя, работы в тетради.

Самоконтроль

8. Рефлексивно-оценочный.

Обобщение и оценка.

А теперь время подвести итоги. Мы плодотворно поработали.

Что нового узнали на уроке? Как называются числа, которые складываются?

Как называется результат, полученный при сложении?

Учащиеся отвечают на вопросы.

Выбирают сигнальную карточку, которая соответствует оценке работы на уроке.

Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Давать эмоциональную оценку деятельности на уроке.

Наблюдение учителя Самоконтроль и самооценка

Данный урок посвящен теме: «Названия компонентов умножения». Компоненты каждого математического действия имеют название. На этом занятии мы вспомним, в каких случаях можно заменить сложение умножением, узнаем названия компонентов умножения. Чтобы закрепить новые знания, выполним несколько проверочных упражнений.

На данном уроке мы познакомимся с названиями компонентов умножения.

Выполним следующее задание:

Задание 1

Посмотрите на следующие выражения:

Во всех ли случаях можно сложение заменить умножением? Где возможно, замените сложение умножением.

Вспомним, что заменить сложение умножением можно там, где находятся суммы одинаковых слагаемых. Значит, мы можем заменить сложение умножением в 1 и 4 выражениях.

Так же, как и при сложении и вычитании, числа при умножении имеют свое название. Первое число при умножении называется множитель . Второе число при умножении тоже называется множитель . Результат умножения называют произведение .

множитель·множитель = произведение

  • Пять умножить на два равняется десять.
  • Пять увеличить в два раза - получится десять.
  • Первый множитель - пять, второй множитель - два, произведение - десять.
  • Произведение пяти и двух равно десяти.

Рассмотрим следующее задание. Найдем значение выражения 2·9, если известно, что 2·8=16. 2·8 - это два повторить восемь раз (рис.1).

Рис. 1. 2·8 - это два повторить восемь раз

2·9 - это два повторить девять раз (рис. 2), то есть на один раз больше. Значит, если мы к результату выражения 2·8 прибавим 2,то получим результат выражения 2·9.

Рис. 2. 2·9 - это два повторить девять раз

Теперь попробуем узнать значение выражения 2·7. 2·8 - это два повторить восемь раз (рис. 1), а 2·7 - это повторить два семь раз (рис. 3), то есть на один раз меньше, значит, чтобы получить результат данного выражения, необходимо из результата выражения 2·8 вычесть 2.

Рис. 3. 2·7 - это повторить два семь раз

Теперь мы знаем, как называются числа при умножении, и сможем использовать эти термины при чтении выражений.

Компоненты каждого математического действия имеют свое название.

При сложении:

слагаемое + слагаемое = сумма

При вычитании:

уменьшаемое - вычитаемое = разность

Список литературы

  1. Александрова Э.И. Математика. 2 класс. - М.: Дрофа, 2004.
  2. Башмаков М.И., Нефёдова М.Г. Математика. 2 класс. - М.: Астрель, 2006.
  3. Дорофеев Г.В., Миракова Т.И. Математика. 2 класс. - М.: Просвещение, 2012.
  1. Festival.1september.ru ().
  2. Shkolo.ru ().
  3. School-assistant.ru ().

Домашнее задание

  1. Выучите названия компонентов умножения.
  2. Прочтите следующие равенства: