Административный арест является одним из видов наказания, предусмотренных КоАП РФ.

Применяется он либо при совершении самых общественно опасных проступков, либо при невозможности применения других видов наказания, например, штрафа.

Где отбывается административный арест, и как проходит задержание нарушителя и исполнение наказания – поговорим далее.

Что такое административный арест?

Такой вид наказания многих пугает, создавая иллюзию аналогии в их головах с уголовным лишением свободы. Данные меры воздействия на нарушителей, на самом деле, имеет мало общего.

Здесь имеют место быть и ощутимая разница в сроках, и место отбывания наказания, и количество прав арестантов.

Административный арест – это вид административного наказания, заключающийся в изолировании нарушителя от общества на непродолжительное время.

Административный арест может быть назначен только судом.

Административный арест строго регламентирован большим числом нормативно-правовых актов. В частности, к ним относятся:

  • КоАП РФ – ст. 3.9;
  • ФЗ-67 от 24.06.2013 года «О порядке отбывания административного ареста»;
  • Постановление Правительства РФ № 627 об условия содержания лиц, нормах их питания и медицинского обслуживания;
  • Правила внутреннего распорядка в местах отбывания ареста (Приказ МВД № 83).

Также некоторые вопросы исполнения административного ареста отражены в Постановлении Пленума ВС РФ №5, которым разъяснены правила толкования КоАП РФ.

Тот факт, что порядок отбывания административного ареста определяется Правительством, вызывал немало вопросов со сторону Уполномоченного по правам человека.

Однако, в 2004 году Конституционный суд дал на этот счет точные разъяснения, отражающие отсутствие противоречий с Конституцией РФ.

Большую долю статей в КоАП РФ, по которым нарушитель может быть подвергнут аресту, составляют проступки за нарушение ПДД. За оставление места ДТП нарушитель может быть подвергнут административному аресту.

Кроме того, оказаться в спецприемнике можно и за следующие проступки:

Рассмотрение административного материала, по результатам которого может быть назначен арест нарушителя, невозможно без участия его самого.

Многие из них, зная эти сведения, пользуются ими и не являются в судебные заседания или сбегают из суда. Это приводит к тому, что процесс рассмотрения дела затягивается.

КоАП РФ содержит исчерпывающий список тех категорий граждан, которые не могут быть подвергнуты аресту. К ним относятся:

Суды по своему усмотрению также могут не применять административный арест в отношении мужчин, самостоятельно воспитывающих малолетних детей.

По общему правилу административный арест применяется на срок до 15 суток. За что дают 15 суток? Такой срок дают за большую часть административных правонарушений.

В КоАП РФ лишь предусмотрен перечень тех проступков, за которые грозит арест в 30 дней. К ним, в частности, относятся:

Таким образом, максимальный срок административного ареста не может превышать 30 суток.

В срок административного ареста включается административное задержание нарушителя. При этом срок административного задержания начинает исчисляться с момента доставления нарушителя в служебное помещение задержавшего его органа.

Если же задержанный находился в состоянии алкогольного опьянения, срок начинает идти с того момента, как он протрезвеет.

Подготовленный материал сотрудники полиции доставляют в здание суда. Если нарушитель был задержан, он также доставляется на рассмотрение материала принудительно. Если же он не был задержан, он самостоятельно обязан явиться с здание суда.

Его явка обязательна. Без него судья не сможет вынести административный арест потому, что сразу же нарушителя обязаны доставить сотрудники в спецприемник.

Если материалы дела оформлены неправильно, судья имеет право отправить его на доработку.

Рассматривается административное дело по месту его совершения, а по ходатайству нарушителя – по месту его проживания .

По общему правилу поступившие в суд административные материалы должны быть рассмотрены в тот же день. Исключение составляют лишь те дела, по которым нарушитель был задержан. Тогда на разбирательство отводится 48 часов.

По итогам рассмотрения дела выносится постановление об административном правонарушении, копия которого выдается арестованному, сотруднику полиции и для передачи в спецприемник. Оно может быть обжаловано, но уже из места исполнения наказания.

Как и где сидят 15 суток административного ареста? Для ареста созданы специальные приемники. Главная цель административного ареста – изоляция нарушителя от общества.

Остановимся подробно на правилах о порядке отбывания ареста по КоАП РФ. Порядок и условия содержания арестантов строго регламентированы.

Обязательными для исполнения являются следующие требования:

  • Отдельно должны содержаться лица, нуждающиеся в медицинском наблюдении, и те, кто на момент задержания болеет инфекционным заболеванием;
  • Отдельно содержатся мужчины и женщины;
  • Разделение осужденных на курящих и некурящих.

Последнее требование, к слову, соблюдается крайне редко. Иногда для такой роскоши просто нет нужного количества комнат в спецприемнике.

Арестованные должны быть обеспечены спальными местами и постельными принадлежностями.

Нарушители могут содержаться, как в групповых камерах, так и индивидуально в случаях, когда требуется их полная изоляция.

В обязательном порядке у каждого осужденного должно быть в распоряжении следующее имущество:

Осужденные имеют право на часовую прогулку на свежем воздухе в дневное время один раз в сутки.

Для этого в спецприемниках есть оборудованные для прогулок места. На прогулках запрещено шуметь, портить имущество и конфликтовать с другими арестантами.

В сутки 15 минут нарушители могут разговаривать бесплатно по телефону. Им обеспечивается трехразовое питание и не менее 8 часов сна ночью.

Лучший способ избегания содержания под стражей в спецприемнике является обжалование вынесенного судьей постановления.

По общему правилу на все административные постановления установлен срок в 10 дней на их обжалование. Для этого даже не придется уплачивать государственную пошлину.

Жалобы по административному аресту в 2019 году рассматриваются в течение 1 дня.

Однако, сложно будет доказывать свою позицию суду, находясь на содержании в спецприемнике. Лучше обратиться за помощью к юристу.

Если все же арест не будет обжалован, можно воспользоваться еще одним способом уклонения от ареста – наличие медицинских показаний.

Если у Вас будет подтверждено хотя бы одно из ниже перечисленных заболеваний, Вас могут освободить:

  • Эпилепсия;
  • Рак на последней стадии;
  • Сахарный диабет;
  • Заразные инфекционные заболевания;
  • Обострение психических расстройств;
  • Проблемы со свертываемостью крови;
  • Слепота и др.

Окончательное решение по данному вопросу все равно будет принимать единолично судья.

Административный арест как вид административного наказания выступает крайней мерой привлечения к ответственности за совершение правонарушений.

Применяется он только тогда, когда остальные методы наказания либо не могут быть применимы, либо не принесли желаемого результата.

Административные аресты защищают нас от субъектов, представляющих опасность для окружающих и для общественного порядка.

Административный арест

Комментарий к статье 3.9 КоАП РФ:

1. Административный арест - одно из самых строгих наказаний, назначаемых за совершение административного правонарушения. Условия отбывания этого наказания также строгие (см. комментарий к ст. 32.8 Кодекса). Оно связано с ограничением конституционного права на свободу и личную неприкосновенность, закрепленного в ст. 22 Конституции РФ , а также права на свободу передвижения, предусмотренного ст. 27 Конституции . Такое ограничение, применяемое за серьезное правонарушение, согласуется с содержанием ч. 3 ст. 55 Конституции РФ , предусмотревшей, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Назначаться это наказание может на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или правового режима проведения контртеррористической операции - до тридцати суток. Содержание правового режима контртеррористической операции изложено в ст. 11 Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму". Право назначения административного ареста принадлежит только судье.

Как указывается в ч. 1 комментируемой статьи, административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества. Режим содержания под стражей правонарушителей, подвергнутых аресту в административном порядке, определен Положением о порядке отбывания административного ареста, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2002 г. N 726, и утвержденными МВД России Правилами внутреннего распорядка специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке.

2. В соответствии с данной статьей при рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, обязательно. Это является дополнительной гарантией от неполного рассмотрения дела, необъективности и принятия ошибочного решения о применении столь строгого наказания.

В настоящем Кодексе это наказание фигурирует, в частности, в санкциях статей об ответственности за неисполнение законного распоряжения судьи о прекращении действий, нарушающих установленные в суде правила (ст. 17.3); неповиновение законному требованию военнослужащего в связи с исполнением им обязанностей по охране Государственной границы Российской Федерации (ст. 18.7); неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции либо сотрудника уголовно-исполнительной системы (ст. 19.3); .

4. Указание в данной статье на то, что административный арест применяется в исключительных случаях, адресовано правоприменителю в лице судей. Критерий для применения административного ареста дается в конкретных статьях Кодекса, содержащих соответствующие санкции. Применение административного ареста допускается, если по обстоятельствам дела с учетом характера совершенного правонарушения, личности нарушителя применение других мер наказания, в частности штрафа, будет признано недостаточным. В этом случае, если дело находится у органа, должностного лица, они передают его на рассмотрение судье.

5. Сроки наказания в виде административного ареста измеряются сутками. Поэтому если в санкции статьи приводится только максимальный срок административного ареста, то наказание может быть назначено в пределах от одних суток до высшего предела, указанного в соответствующей статье Кодекса.

6. В ч. 2 комментируемой статьи содержится перечень лиц, к которым не может применяться административный арест даже в исключительных случаях. Поэтому при принятии постановления об административном аресте должно быть выяснено, нет ли препятствий к этому: не является ли женщина беременной, не имеет ли она детей в возрасте до 14 лет, достиг ли подросток, совершивший правонарушение, совершеннолетия, не является ли лицо, привлеченное к административной ответственности, инвалидом I или II группы, военнослужащим, гражданином, призванным на военные сборы, имеющим специальное звание сотрудника органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов. Все указанные обстоятельства должны быть подтверждены соответствующими документами.

7. Административный арест в соответствии со ст. 22 Конституции РФ является таким же ограничением неприкосновенности личности, как и задержание. Поэтому в ч. 3 комментируемой статьи предусмотрено, что срок административного задержания включается в срок административного ареста.

Административный арест является наиболее строгим видом административного наказания. Сущность его в том, что гражданин подвергается ограничению свободы на короткий период времени.

В этой статье:

Административный арест, как вид административного наказания

Применяя данный вид наказания, государство вмешивается в свободу личности.

Однако это вынужденная мера государственного принуждения, применяемая за административный проступок, посягающий на общественный порядок. Оправданность ограничения свободы заключается в том, что арест выступает стимулирующим действием для пресечения совершения проступков в будущем.

Административный арест применяется только в случаях прямо предусмотренных административно-правовой нормой. В иных случаях не допускается, и будет расцениваться как посягательство на конституционные права и свободы гражданина.

Понятие и особенности административного ареста

Под административным арестом понимается временная изоляция гражданина, совершившего административный проступок. Административный арест применяется только в качестве исключительной меры административного наказания, при совершении виновным лицом деяния содержащего отягчающие вину обстоятельства и за правонарушения, за которые прямо предусмотрен административный арест.

Например, административный арест может применяться:

  • За нарушения общественного порядка, выраженного в употреблении спиртных напитков, наркотических веществ
  • За совершение мелкого хулиганства
  • За неповиновение требованиям должностных лиц

Условия, при которых отбывает арест правонарушитель весьма строгие. Места содержания под арестом, именуются спецприемниками, изоляторами временного содержания.

Применяя административный арест, государство не предусматривает такие его последствия как судимость, увольнение с работы за прогул.

Порядок применения административного ареста

Административный арест применяется только судьей. Лица, осуществляющие задержание правонарушителя, обязаны в кратчайший срок передать дела в суд о привлечении виновного к аресту. Срок административного задержания подлежит учету при отбывании ареста.

Срок ареста не может превышать 15 суток. В качестве исключения этот срок может быть увеличен до 30 суток.

Условием увеличения срока будет действие особых правовых режимов в стране, например, военного или чрезвычайного положения. Также если, гражданин привлекается к ответственности за употребление наркотических средств, срок ареста может быть 30 суток.

Административный арест не может применяться в отношении беременных женщин, несовершеннолетних, женщин, у которых есть дети до 14 лет, в отношении лиц, имеющих инвалидность первой или второй группы, к военнослужащим, сотрудникам системы МВД и уголовно-исполнительной системы.

Исполнение постановления об административном аресте

При рассмотрении дела по правонарушению, за которое предусматривается арест, судья выносит постановление. Далее, документ направляется на исполнение в органы полиции.

Лицо будет содержаться в месте, в котором укажут органы полиции. Перед помещением под арест, лицо подвергается личному досмотру, на предмет запрещенных предметов, таких как, наркотики, мобильный телефон, оружие и иные предметы.

По просьбе арестованного лица, при наличии уважительных причин, например, тяжелого заболевания, похорон близких родственников, суд может отложить исполнение ареста до семи дней. Если лицо будет уклоняться от исполнения ареста, органы полиции могут применить силу и доставить в место, отбывания ареста.

2. Согласно Федеральному конституционному закону от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" чрезвычайное положение означает вводимый в соответствии с Конституцией РФ и указанным Федеральным конституционным законом на всей территории РФ или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий отдельные ограничения прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей. В указанных случаях административный арест представляет собой санкцию, применяемую к нарушителям правил комендантского часа при пресечении насильственных противоправных действий, указанных в п. "а" ст. 3 Федерального конституционного закона "О чрезвычайном положении". По смыслу п. "а", "е" ст. 12, п. 1 ст. 31 и п. 2 ст. 33 Федерального конституционного закона "О чрезвычайном положении" применению данной меры всегда предшествует доставление лица или его административное задержание при несоблюдении правил комендантского часа или при иных нарушениях режима чрезвычайного положения. Срок административного задержания лиц, нарушивших правила комендантского часа, обусловлен истечением срока комендантского часа; граждане, не имеющие при себе документов, удостоверяющих личность, задерживаются до выяснения их личности, но не более чем на трое суток, по решению начальника ОВД или его заместителя.

Таким образом, административный арест, применяемый к нарушителям правил комендантского часа в соответствии с Федеральным конституционным законом "О чрезвычайном положении", ограничен указанным сроком. Назначение административного ареста на срок до 30 суток возможно только при совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.5 КоАП (нарушение требований режима чрезвычайного положения). Согласно Федеральному закону от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (с послед. изм.) контртеррористическая операция представляет собой комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта.

К кому не применяется административный арест?

Не является административным арестом изоляция несовершеннолетних, совершивших правонарушение, влекущее административную ответственность, в случаях, если их личность не установлена либо они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта РФ, где ими было совершено правонарушение. В этом случае несовершеннолетние помещаются в специальные учреждения органов внутренних дел — центры временной изоляции для несовершеннолетних, режим содержания в которых направлен исключительно на проведение индивидуальной профилактической работы с лицами, причастными к совершению административного правонарушения.

Согласно приложению к приказу МВД России от 30.04.2012 № 389 « Об утверждении наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального ОВД после доставления граждан обобщен перечень лиц, пользующиеся иммунитетом от задержания:

1. Президент РФ обладает неприкосновенностью (Часть 1 статьи 91 Конституции РФ).

2. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Часть 1 ст. 98 Конституции РФ, часть 1, подпункты «б», «в» ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 8.05.1994 № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ»).

3. Судьи неприкосновенны (часть 1 статьи 122 Конституции РФ).

4. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации (ч.ч.

Административный арест за нарушение ПДД

1, 2 статьи 12 Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в РФ»).

5. Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий, обладает неприкосновенностью. (ч. 1 статьи 3 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. № 12-ФЗ «О гарантиях Президенту РФ, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи»).

6. На присяжного заседателя в период осуществления им правосудия распространяются гарантии независимости и неприкосновенности судей (ч. 1 ст.12 Федерального закона от 20.08.2004 №113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в РФ»).

7. На арбитражного заседателя и членов его семьи в период осуществления им правосудия распространяются гарантии неприкосновенности судей и членов их семей, установленные Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе РФ», абз. 1 п. 2 ст. 9, ст. 10, п.п. 1, 2, 5 — 7 ст. 16 Закона РФ от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в РФ» (ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 30.05.2001 № 70-ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов РФ»).

8. Председатель Счетной палаты, заместитель Председателя Счетной палаты и аудиторы Счетной палаты не могут быть задержаны без согласия той палаты Федерального Собрания РФ, которая их назначила на должность в Счетную палату (ст. 29 Федерального закона от 11.01.1995 № 4-ФЗ «О Счетной палате РФ»).

9. Не допускаются задержание, личный досмотр прокурора, досмотр его вещей и используемого им транспорта, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц и задержания при совершении преступления (ч. 2 ст. 42 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре РФ»).

10. При исполнении сотрудником органов федеральной службы безопасности служебных обязанностей не допускаются его, задержание, личный досмотр и досмотр его вещей без официального представителя органов федеральной службы безопасности или решения суда (ст. 17 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности»).

11. При исполнении сотрудником органов государственной охраны служебных обязанностей не допускаются административное задержание, а также личный досмотр, досмотр находящихся при нем вещей, без представителя соответствующего органа государственной охраны или без решения суда (ч. 1 статьи 20 Федерального закона от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ «О государственной охране»).

12. Не допускаются задержание, личный досмотр руководителя следственного органа Следственного комитета и следователя, досмотр их вещей, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц, а также случаев задержания при совершении преступления (ч. 3 ст.29 Федерального закона от 28.12.2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете РФ»).

13. Зарегистрированный кандидат в депутаты представительных органов местного самоуправления и в выборные должностные лица местного самоуправления в субъектах РФ не может быть на территории муниципального образования задержан, без согласия прокурора субъекта РФ.

Читайте также:

Новая редакция Ст. 3.9 КоАП РФ

1. Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо организацию повлекшего нарушение общественного порядка массового одновременного пребывания или передвижения граждан в общественных местах, за нарушение требований режима чрезвычайного положения или правового режима контртеррористической операции либо за совершение административных правонарушений в области законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах до тридцати суток. Административный арест назначается судьей.

2. Административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации, Государственной противопожарной службы и таможенных органов.

3. Срок административного задержания включается в срок административного ареста.

Комментарий к Статье 3.9 КоАП РФ

1. Административный арест — одно из самых строгих наказаний, назначаемых за совершение серьезного административного правонарушения, кроме того, оно связано с ограничением конституционного права на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22 Конституции РФ), а также права на свободу передвижения (ст. 27 Конституции РФ). Важным аспектом выступает то, что административный арест назначается только судом и применяется за нарушение действующих норм права и можно говорить о согласовании с содержанием части 3 статьи 55 Конституции РФ.

КоАП в статье 3.9 "Административный арест" содержит следующие гарантии административной ответственности граждан: 1) нарушитель содержится в условиях изоляции от общества; 2) административный арест устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции — до тридцати суток; 3) административный арест назначается судьей и при рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, выступает обязательным условием; 4) устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях; 5) административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов, что не освобождает указанных лиц от административной ответственности за совершение административного правонарушения; 6) срок административного задержания включается в срок административного ареста.

Согласно Федеральному конституционному закону от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" чрезвычайное положение означает вводимый в соответствии с Конституцией РФ и указанным Федеральным конституционным законом на всей территории РФ или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий отдельные ограничения прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей. В указанных случаях административный арест представляет собой санкцию, применяемую к нарушителям правил комендантского часа при пресечении насильственных противоправных действий, указанных в п. "а" ст. 3 Федерального конституционного закона "О чрезвычайном положении". По смыслу п. "а", "е" ст. 12, п. 1 ст. 31 и п. 2 ст. 33 Федерального конституционного закона "О чрезвычайном положении" применению данной меры всегда предшествует доставление лица или его административное задержание при несоблюдении правил комендантского часа или при иных нарушениях режима чрезвычайного положения. Срок административного задержания лиц, нарушивших правила комендантского часа, обусловлен истечением срока комендантского часа; граждане, не имеющие при себе документов, удостоверяющих личность, задерживаются до выяснения их личности, но не более чем на трое суток, по решению начальника ОВД или его заместителя.

Таким образом, административный арест, применяемый к нарушителям правил комендантского часа в соответствии с Федеральным конституционным законом "О чрезвычайном положении", ограничен указанным сроком. Назначение административного ареста на срок до 30 суток возможно только при совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.5 КоАП (нарушение требований режима чрезвычайного положения). Согласно Федеральному закону от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (с послед.

Административный арест: понятие, сроки, назначение и исполнение.

изм.) контртеррористическая операция представляет собой комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта.

Другой комментарий к Ст. 3.9 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Административный арест как мера административной ответственности существенно отличается от других видов административного наказания, предусмотренных КоАП РФ. Его правовая сущность заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества под стражей в предназначенных для этой цели учреждениях. К таким учреждениям относятся специальные приемники при органах внутренних дел для содержания лиц, подвергнутых административному аресту. Режим содержания является одним из средств достижения целей данного административного наказания: он обеспечивает охрану и постоянный надзор за арестованными в целях предотвращения совершения ими новых правонарушений. Изоляция от общества правонарушителя путем помещения его в тюрьму, колонию-поселение, исправительные колонии не допускается.

2. Административный арест устанавливается и назначается за отдельные виды наиболее общественно опасных административных правонарушений. К таким административным правонарушениям законодатель относит следующие: невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием (ст.12.27); неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции, военнослужащего либо сотрудника уголовно-исполнительной системы (ст.19.3); невыполнение лицом, освобожденным из мест отбывания лишения свободы, обязанностей, установленных в отношении его судом в соответствии с федеральным законом (ст.19.24); мелкое хулиганство (ст.20.1); нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (ст.20.2); нарушение требований режима чрезвычайного положения (ст.20.5); самовольное оставление места отбывания административного ареста (ст.20.25).

3. Назначение административного ареста допускается в исключительных случаях, когда по обстоятельствам дела, с учетом личности нарушителя, применение других предусмотренных в соответствующей статье мер административной ответственности будет признано недостаточным. Критерии для применения административного ареста даются в конкретных статьях Особенной части КоАП РФ.

4. Административный арест назначается судьей.

5. Административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп. Это правило продиктовано соображениями гуманного характера.

6. Не является административным арестом изоляция несовершеннолетних, совершивших правонарушение, влекущее административную ответственность, в случаях, если их личность не установлена либо они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта РФ, где ими было совершено правонарушение. В этом случае несовершеннолетние помещаются в специальные учреждения органов внутренних дел — центры временной изоляции для несовершеннолетних, режим содержания в которых направлен исключительно на проведение индивидуальной профилактической работы с лицами, причастными к совершению административного правонарушения.

7. Срок административного ареста исчисляется сутками. Это означает, что иное исчисление сроков (часами, полусутками) не допускается. При этом срок административного задержания включается в срок административного ареста. Административный арест носит относительно-определенный характер. Он устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне контртеррористической операции — до тридцати суток.

Административный арест устанавливается и применяется в качестве основного административного наказания.

Административный арест не считается лишением свободы и не влечет судимости.

Порядок применения административного задержания

Административное задержание – это мера процессуального обеспечения, которая направлена на содействие расследованию административного правонарушения. О порядке применения задержания узнаете из статьи.

Что такое административное задержание

Под административным задержанием КоАП РФ понимает временное ограничение свободы гражданина.

Кто может осуществлять административное задержание?

Сотрудники полиции.

Сотрудники таможни.

Сотрудники УИС.

Пограничники.

Должностные лица ВАИ.

Сотрудники вневедомственной охраны МВД.

Должностные лица, которые осуществляют контртеррористическую операцию.

Сотрудники органов, отвечающие за контроль за оборотом наркотиков и психотропных веществ.

Список должностных лиц установлен в статье 27.3 КоАП и не может толковаться расширительно. Служащие иных органов таким правом не обладают.

По просьбе гражданина о мере пресечения уведомляются его родственники и защитник. Но если гражданин не достиг 18 лет, родителям должны сообщить о его задержании обязательно.

Если гражданин является сотрудником органов внутренних дел, УИС и иных государственных служб, о применении к нему административного задержания докладывается по месту работы.

Обращаем ваше внимание на то, что разъяснение задержанному его прав – это обязанность должностного лица. В случае ее неисполнения административное задержание может быть признано незаконным.

Гражданину должны быть разъяснены следующие права:

воспользоваться помощью защитника;

знать, почему его задержали;

давать показания по факту задержания или отказаться от дачи пояснений и т. д.

Срок административного задержания

Срок административного задержания не должен длиться более 3 часов подряд.

Однако законодатель предусмотрел несколько случаев, когда данная мера пресечения может осуществляться на 48 часов.

Статья 3.9 КоАП РФ. Административный арест (действующая редакция)

К таковым относятся ситуации, когда дело об административном проступке возбуждено по следующим фактам:

посягательство на границу РФ или нарушение порядка пребывания в РФ;

совершение правонарушения во внутренних водах или территориальном море и иных особых международных зонах;

нарушение таможенных правил;

применение к лицу наказания в виде административного ареста.

Срок административного задержания начинает течь с момента привода лица в уполномоченный на задержание орган; а если гражданин находится в состоянии алкогольного опьянения – с момента его вытрезвления.

Административное задержание: основания и порядок применения

Задержание может быть использовано с целью обеспечить расследование в рамках возбужденного административного производства или исполнение уже вынесенного постановления по делу.

То есть административное задержание может быть применено только к лицу, в отношении которого возбуждено административное производство, то есть к тому, которое совершило проступок. Никакие иные доводы основаниями для этой меры быть не могут.

После того как лицо, подвергшееся административному задержанию, доставляется в уполномоченный орган, в течение не более 3 часов должен быть составлен протокол, который заполняется должностным лицом и подписывается задержанным.

В документе указываются:

время составления;

данные о должностном лице, которое заполняет документ;

информация о гражданине;

данные об административном задержании;

причины задержания.

Если гражданин отказывается ставить подпись в протоколе, об этом должна быть сделана запись.

По просьбе задержанного ему может быть выдан экземпляр документа.

Задержание в уголовном праве

Административное задержание отличается от задержания лица при подозрении в совершении преступления.

Последнее возможно при следующих обстоятельствах:

лицо застигнуто на месте правонарушения;

на личных вещах обнаружены следы преступления;

на гражданина указали свидетели, видевшие, как он совершил преступление;

при наличии иных сведений, которые позволяют подозревать лицо в совершении преступления.

Такое задержание допускается на срок до 2 суток с возможностью дальнейшего продления на 72 часа по решению суда.

Как защитить свои права при административном задержании

Одной из самых распространенных ситуаций, связанных с превышением полномочий должностными лицами при осуществлении административного задержания, является нанесение телесных повреждений гражданину.

В этом случае задержанному после того, как его отпустили, необходимо обратиться в учреждение здравоохранения и снять побои.

Составляется акт медицинского освидетельствования, в котором отражается информация о наличии телесных повреждений и предполагаемых способах их получения.

Желательно, чтобы физическое состояние до административного задержания смогли подтвердить свидетели. Это необходимо для доказательства факта нанесения побоев непосредственно в ходе осуществления процессуальных действий.

Что еще нужно знать?

Административное задержание ни в коем случае не может применяться, если за данный состав правонарушения можно применить в качестве наказания штраф или предупреждение.

Кроме того, в случае когда личность гражданина можно установить на месте (например, он предоставил паспорт), задержание также применять нецелесообразно.

Если сотрудник полиции, например, просит пройти вас в отделение, не соглашайтесь сразу. Сначала выясните причины и основания задержания и сообщите об этом родственникам.

Обращаем ваше внимание на то, что при административном задержании лицо может быть подвергнуто досмотру. Данные следственные действия проводятся с участием понятых. О результатах составляется протокол или информация вписывается в протокол о задержании.

А вот снимать отпечатки пальцев и регистрировать задержанных сотрудники полиции не имеют права. Такая процедура в административном законодательстве предусмотрена только для случаев ареста или при установлении личности.

И, наконец, лицо, подвергшееся административному задержанию, вправе обжаловать действия уполномоченных лиц в прокуратуру или суд.

Новая редакция Ст. 3.9 КоАП РФ

1. Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо организацию повлекшего нарушение общественного порядка массового одновременного пребывания или передвижения граждан в общественных местах, за нарушение требований режима чрезвычайного положения или правового режима контртеррористической операции либо за совершение административных правонарушений в области законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах до тридцати суток. Административный арест назначается судьей.

2. Административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации, Государственной противопожарной службы и таможенных органов.

3. Срок административного задержания включается в срок административного ареста.