Большой резонанс в российских СМИ вызвал проект закона депутата ГД Ирины Яровой о внесении поправок в федеральный закон «О противодействии терроризму ». Эти поправки к закону о миссионерской деятельности РФ быстро распространились по сети и вызвали бурные обсуждения. Эти поправки хорошо стали известны жителям нашей страны как «Закон Яровой ». Внимание большинства людей приковано к статьям закона, касающимся конституционных прав граждан страны на тайну переписки, телефонных переговоров и вообще личной жизни.

В меньшей степени известно о статьях закона, которые затрагивают изменения в религиозном законодательстве страны и непосредственно касаются повседневной жизни верующих и религиозных организаций . В отличие от других законодательных актов и проектов, таких как закон «О свободе совести и о религиозных объединениях » или введение курсов основ православной культуры, этот закон не получил общественного рассмотрения, и информация о его существовании стала известна совсем недавно.

Глава Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций, представитель ЛДПР Ярослав Нилов в беседе с «Газетой.Ru » сообщил, что «пакет Яровой » был принят без консультаций с его комитетом, что привело к печальным результатам. По его словам, как только поправки поступили в Госдуму, представители традиционных конфессий России начали бить тревогу и обращаться в комитет, пытаясь выяснить, что произошло.

Но мы были отрезаны от процесса. Все делалось в последний день и в обход нашего комитета. Хотя моя позиция, что в случае, когда правится закон о свободе совести, обсуждение с представителями религиозных сообществ необходимо.
Тема очень деликатная, — рассуждает депутат.

7 июля 2016 года президент Российской Федерации В. В. Путин подписал этот закон. По просьбе наших читателей публикуем статьи закона, непосредственно касающиеся религиозной жизни граждан нашей страны.

Закон о миссионерской деятельности РФ (закон Яровой)

Федеральный закон

О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии терроризму» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности

Проект № 1039149-6 в третьем чтении

Статья 8

Внести в Федеральный закон от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях » (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 39, ст. 4465; 2000, № 14, ст. 1430; 2002, № 12, ст. 1 0 93; № 30, ст. 3029; 2003, № 50, ст. 4855; 2004, № 27, ст. 2711; 2006, № 29, ст. 3122; 2008, № 9, ст. 813; № 30, ст. 3616; 2010, № 49, ст. 6424; 2011, № 27, ст. 3880; 2013, № 23, ст. 2877; № 27, ст. 3472, 3477; 2014, № 43, ст. 5800; 2015, № 1, ст. 58; № 14, ст. 2020; № 17, ст. 2478; № 29, ст. 4387; № 48, ст. 6707; 2016, № 14, ст. 1906) следующие изменения:

1) абзац второй пункта 2 статьи 13 после слов «и иной религиозной деятельностью » дополнить словами «от его имени не может осуществляться миссионерская деятельность »;

2) пункт 3 статьи 17 изложить в следующей редакции:

«3. Литература, печатные, аудио- и видеоматериалы, выпускаемые религиозной организацией, а также распространяемые в рамках осуществления от ее имени миссионерской деятельности, должны иметь маркировку с официальным полным наименованием данной религиозной организации »;

3) пункт 2 статьи 20 изложить в следующей редакции:

«2. Религиозные организации имеют исключительное право приглашать иностранных граждан в целях осуществления профессиональной религиозной деятельности, в том числе миссионерской деятельности, по трудовому или гражданско-правовому договору с данными организациями»;

4) дополнить главой III 1 следующего содержания:

Глава III 1. Миссионерская деятельность
Статья 241. Содержание миссионерской деятельности

1. Миссионерской деятельностью в целях настоящего Федерального закона признается деятельность религиозного объединения, направленная на распространение информации о своем вероучении среди лиц, не являющихся участниками (членами, последователями) данного религиозного объединения, в целях вовлечения указанных лиц в состав участников (членов, последователей) религиозного объединения, осуществляемая непосредственно религиозными объединениями либо уполномоченными ими гражданами и (или) юридическими лицами публично, при помощи средств массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» либо другими законными способами.

2. Миссионерская деятельность религиозного объединения беспрепятственно осуществляется:

  • в культовых помещениях, зданиях и сооружениях, а также на земельных участках, на которых расположены такие здания и сооружения;
  • в зданиях и сооружениях, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве для осуществления их уставной деятельности, а также на земельных участках, на которых расположены такие здания и сооружения;
  • в помещениях, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве для осуществления их уставной деятельности, а также на земельных участках, на которых расположены здания, имеющие соответствующие помещения, по согласованию с собственниками таких зданий;
  • в помещениях, зданиях, сооружениях и на земельных участках, принадлежащих на праве собственности или предоставленных на ином имущественном праве организациям, созданным религиозными организациями;
  • на земельных участках, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве;
  • в местах паломничества;
  • на кладбищах и в крематориях;
  • в помещениях образовательных организаций, исторически используемых для проведения религиозных обрядов.

3. Не допускается осуществление миссионерской деятельности в жилых помещениях , за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 16 настоящего Федерального закона.

4. Запрещается деятельность религиозного объединения по распространению информации о своем вероучении в принадлежащих другому религиозному объединению помещениях, зданиях и сооружениях, а также на земельных участках, на которых расположены такие здания и сооружения, без письменного согласия руководящего органа соответствующего религиозного объединения.

Статья 242. Порядок осуществления миссионерской деятельности

1. Граждане, осуществляющие миссионерскую деятельность от имени религиозной группы, обязаны иметь при себе решение общего собрания религиозной группы о предоставлении им соответствующих полномочий с указанием реквизитов письменного подтверждения получения и регистрации уведомления о создании и начале деятельности указанной религиозной группы, выданного территориальным органом федерального органа государственной регистрации.

2. Миссионерскую деятельность от имени религиозной организации вправе осуществлять руководитель религиозной организации, член ее коллегиального органа и (или) священнослужитель религиозной организации. Иные граждане и юридические лица вправе осуществлять миссионерскую деятельность от имени религиозной организации при наличии у них документа, выданного руководящим органом религиозной организации и подтверждающего полномочие на осуществление миссионерской деятельности от имени религиозной организации. В данном документе должны быть указаны реквизиты документа, подтверждающего факт внесения записи о религиозной организации в единый государственный реестр юридических лиц и выданного федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом.

Настоящие правила не распространяются на миссионерскую деятельность, предусмотренную пунктом 2 статьи 241 настоящего Федерального закона.

3. Иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории Российской Федерации, вправе осуществлять миссионерскую деятельность:

  • от имени религиозной группы — только на территории субъекта Российской Федерации, в котором расположен территориальный орган федерального органа государственной регистрации, выдавший письменное подтверждение получения и регистрации уведомления о создании и начале деятельности указанной религиозной группы, при наличии документа, указанного в пункте 1 настоящей статьи;
  • от имени религиозной организации — только на территории субъекта или территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с территориальной сферой деятельности указанной религиозной организации при наличии документа, указанного в пункте 2 настоящей статьи.

4. Иностранные граждане, въехавшие на территорию Российской Федерации по приглашению религиозной организации в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона, вправе осуществлять миссионерскую деятельность только от имени указанной религиозной организации на территории субъекта или территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с территориальной сферой ее деятельности при наличии документа, указанного в пункте 2 настоящей статьи.

5. Не допускается осуществление миссионерской деятельности от имени религиозного объединения, цели и действия которого противоречат закону, в том числе которое ликвидировано по решению суда, или деятельность которого приостановлена или запрещена в порядке и по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности » либо Федеральным законом от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму », а также физическими лицами, указанными в пунктах 3 и 4 статьи 9 настоящего Федерального закона.

6. Не допускается осуществление миссионерской деятельности, цели и действия которой направлены на:

  • нарушение общественной безопасности и общественного порядка;
  • осуществление экстремистской деятельности;
  • принуждение к разрушению семьи;
  • посягательство на личность, права и свободы граждан;
  • нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий;
  • склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии;
  • воспрепятствование получению обязательного образования;
  • принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения;
  • воспрепятствование угрозой причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, если есть опасность реального ее исполнения, или применения насильственного воздействия, другими противоправными действиями выходу гражданина из религиозного объединения;
  • побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и к совершению иных противоправных действий.

7. В случае осуществления миссионерской деятельности, предусмотренной пунктами 5 и 6 настоящей статьи, религиозное объединение несет ответственность за миссионерскую деятельность, осуществляемую от его имени уполномоченными им лицами.

Еще по теме
Абсурд, дилетантизм, произвол:

Понравился материал?

Вносится депутатами Государственной Думы

И.В.Лебедевым, С.В.Ивановым

ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

О внесении изменений в статью 16 Федерального закона

"О свободе совести и о религиозных объединениях" и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

Внести в статью 16 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (Собрание законодательства Российской Федерации 1997, N 39, ст.4465; 2002, N 12, ст. 1093; 2003, N 50, ст. 4855; 2004, N 27, ст. 2711; 2008, N 30, ст. 3616; 2011, N 27, ст. 3880) изменение, дополнив её пунктом 2.1 следующего содержания:

"2.1 Молитвенный обряд, а также религиозные обряды, сопряженные с насильственными действиями в отношении человека или животного беспрепятственно совершаются в культовых зданиях и сооружениях, местах и объектах, специально предназначенных для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества), в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, а также в жилых помещениях.

В иных местах совершение молитвенного обряда, а также религиозных обрядов, сопряженных с насильственными действиями в отношении человека или животного осуществляется в порядке, установленном нормативно правовыми актами субъектов Российской Федерации."

Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; 2006, N 43, ст. 4412; N 50, ст. 5279; 2007, N 26, ст. 3089; N 31, ст. 4007; N 46, ст. 5553) изменение дополнив статьёй 20.30 следующего содержания:

"Статья 20.30. Нарушение установленного порядка совершения молитвенного обряда, а также религиозных обрядов, сопряженных с насильственными действиями в отношении человека или животного.

1. Нарушение установленного порядка совершения молитвенного обряда, а также религиозных обрядов, сопряженных с насильственными действиями в отношении человека или животного - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей, на организаторов в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.

3. Проведение религиозных обрядов, сопряженных с насильственными действиями в отношении человека или животного в непосредственной близости от детских учреждений, а равно совершение молитвенного обряда, если это привело к нарушению общественного порядка или создало угрозу безопасности населения -

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток."

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона

" О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных организациях" и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"

Данным законопроектом предлагается установить особый порядок для совершения таких религиозных обрядов как молитвенный обряд и обряды связанные с жертвоприношением животных, иными насильственными действиями.

Проведение религиозных обрядов и церемоний регламентировано федеральным законом от 26.09.1997 N 125-ФЗ " О свободе совести и о религиозных организациях" (далее -Закон).

Согласно пункту 2 статьи 16 Закона беспрепятственное проведение религиозных обрядов, церемоний и богослужений гарантировано государством в строго установленных местах. Это места специально предназначенные для совершения религиозных обрядов (культовые здания, сооружения и территории к ним прилегающие, кладбища, крематории), места находящиеся в собственности религиозных организаций (учреждения, предприятия) и частное жилище. Перечень является исчерпывающим. Проведение религиозных обрядов и церемоний вне установленных законом мест возможно в ряде специальных учреждений (больничных учреждениях, детских домах, домах-интернатах для престарелых и т.п.) по просьбам находящихся в них граждан в помещениях, специально выделяемых администрацией для этих целей (п.3 статьи 16 Закона).

В остальных случаях проведение религиозных обрядов и церемоний должно осуществляться в порядке, установленном для проведения митингов, шествий и демонстраций (п.5 статьи 16 Закона), т.е. с предварительным уведомлением и согласованием время и места проведения с местными органами власти.

В действующем законодательстве отсутствуют нормы предусматривающие ответственность за нарушение установленного порядка, проведения религиозных обрядов, церемоний и богослужений. Применение норм административного права, предусматривающих ответственность за нарушение порядка, установленного для проведения митингов, шествий и демонстраций, в отношении религиозных обрядов ограничено, так как они не учитывает особенности регулируемых отношений.

Вместе с тем, как показали события последних лет, проведение ряда религиозных обрядов нарушает и ущемляет права граждан, например совершение молитвенного обряда во время празднования крупных религиозных праздников, сопряженных с большим количеством верующих.

Определить точное количество участников молитвенного обряда заранее не представляется возможным, поэтому трудно определить размер территории, которая будет задействована при проведении обряда. Это приводит к несанкционированному перекрытию транспортных и пешеходных потоков, к резкому увеличению плотности потоков, на подходах к месту проведения молитвенного обряда. Обеспечить надлежащую безопасность при проведении данных мероприятий не представляется возможным, так как это явление носит стихийный характер.

Совершение массового молитвенного обряда создает угрозу жизни и здоровью населения, не только из-за стихийности, но и в следствии того, что осложняет работу оперативных служб(полиции, скорой помощи, МЧС и т.д.).

Совершение массового молитвенного обряда вызывает в обществе социальную напряженность на религиозной почве. Недовольство высказывается с обеих сторон. Граждане не принимающие участия в совершении религиозного обряда возмущены ограничениями, возникающими в связи с проведением данного обряда, а верующие, тем что им мешают совершать молитвенный обряд.

Нарекания в обществе, также вызывают и обряды связанные с жертвоприношением животных, проводимые на улицах городов, на глазах простых граждан, в том числе и детей. Ритуальные жертвоприношения животных в местах непредназначенных для этого нарушают санитарные правила и негативно сказываются на психическом здоровье взрослых и детей.

Законодательство Российской Федерации о свободе совести основывается на принципе, что Россия является светским государством и отправление религиозного культа, вне зависимости от исповедуемой религии, не должно нарушать и ущемлять права других граждан.

Данным законопроектом предлагается предусмотреть для таких религиозных обрядов, как молитвенный обряд, обряды жертвоприношения и иные обряды, связанные с насильственными действиями в отношении человека (обряды посвящения, очищения и т.п.) особый порядок проведения, а именно ограничить их проведение местами, прямо указанными в законе (п.2 статья 16 Закона).

При этом законопроектом предусматривается, что законом субъекта Российской Федерации перечень установленных федеральным законодательством мест, а также порядок проведения данных обрядов могут быть определены с учетом, сложившихся на территории субъекта Российской Федерации обычаев и традиций.

За нарушение установленного порядка предлагается установить административную ответственность.

Это обеспечит соблюдение и реализацию принципа о своде совести заложенного в Законе, избежав ущемления и нарушения прав граждан.

Вопросы, касающиеся религиозной деятельности в Российской Федераци, регламентируются Федеральным законом 125. Данный акт подтверждает, что Россия является светским государством, и признает особую роль православия в культуре страны, а также иных религий, которые исповедуются народами РФ.

Федеральный закон “О свободе совести и о религиозных объединениях” принят 19 сентября 1997 года. В силу он вступил с момента официального опубликования 26 сентября. Краткое содержание закона о вероисповедании в России по структурному разделению на главы учитывает следующие аспекты:

  • общие положения, правовая основа и связь с иными законодательными актами;
  • религиозные объединения, их создание, регистрация, представительства;
  • права и условия функционирования религиозных организаций;
  • порядок осуществления миссионерской деятельности;
  • осуществление надзора и контролирующих функций за исполнением положений закона о религии.

С момента публикации в Закон о свободе совести и вероисповедания РФ был внесен ряд поправок. Последняя редакция документа была проведена в июле 2016 года.

Скачать

Скачать Федеральный закон “О свободе совести и о религиозных объединениях” можно . Текст представлен в последней редакции с внесенными изменениями, актуальными на этот год. Документ будет одинаково полезен как для граждан, знакомящихся с законодательством, так и для юристов, изучающих правовую базу в вопросах религии.

Последние изменения Закона о свободе совести

Последние изменения в ФЗ о религиозных организациях были внесены в 2016 году. 30 марта в Закон о религии РФ была добавлена статья 21.1 ФЗ 125 о распоряжении имуществом, находящимся в собственности соответствующих организаций:

  • все сделки с собственностью должны подтверждаться уполномоченным органом религиозной организации, без его участия сделка считается недействительной;
  • недвижимость богослужебного назначения или памятники религии могут отчуждаться лишь в пользу государства или муниципальных образований или иным организациям той же конфессии.

Для понимания роли закона о религии и последних поправок следует рассмотреть также статьи, которые подверглись изменениям в более ранние периоды. В ФЗ 125 ст 3 ч 5 указывает на право не заявлять о своей религии и не участвовать в соответствующих обрядах. Оговаривается запрет на принуждение малолетних детей. Данное положение не изменялось с момента публикации закона. Последние поправки в саму статью 3 были внесены в 2015 году и коснулись редакции первой части.

Статья 5 ФЗ “О свободе совести и религиозных объединениях” регламентирует положения об образовании в рамках выбранной религии. Последние изменения были произведены в 2015 году. По ним был введен пункт 5 о праве обучать религии последователей. Предписывается, что такое воспитание не является образовательной деятельностью.

Отдельные изменения от 6 июля 2016 коснулись введения в закон о религии главы о миссионерской деятельности.

Миссионерская деятельность

  • во втором абзаце п 2 статьи 13 слова «и иной религиозной деятельностью, » дополнились словами «от его имени не может осуществляться миссионерская деятельность «;
  • полностью изменена редакция пункта 3 статьи 17 ФЗ 125 ;
  • пункт 2 статьи 20 Федерального закона о религии также изложен в новой редакции.

Все указанные изменения являются сопутствующими поправками, направленными на актуализацию вводимой главы 3.1. Она регламентирует миссионерскую деятельность и добавляет статьи 24.1 и 24.2.

Статья 24.1 Закона о религии предписывает содержание миссионерской деятельности. Регламентируется, что таковая может проводиться:

  • в культовых помещениях или на земельных участках данной конфессии;
  • в иных сооружениях и зданиях, отдельных помещениях или на земельных участках, которые принадлежат религиозным организациям;
  • в местах паломничества;
  • на кладбищах и в крематориях;
  • в помещениях образовательных учреждений, которые исторически используются в обрядах данной религии.

Предписывается при этом, что миссионерскую деятельность нельзя проводить в жилом секторе. Не разрешается ее проведение и на территории организаций, исповедующих иную религию, без соответствующего разрешения.

Статья 24.2 Закона о религии предписывает порядок, по которому может проводиться миссионерская деятельность. В данном вопросе предписываются следующие аспекты:

  • наличие у миссионеров разрешения от религиозной организации на совершение соответствующих действий;
  • без дополнительных документов о полномочиях правом на миссионерскую деятельность обладают руководитель, члены коллегиального органа и священнослужители;
  • иностранные граждане могут осуществлять свою деятельность на территории учреждений соответствующей религии;
  • запрещается выступать от имени религиозного объединения, которое было запрещено законом или его цели и действия противоречат законодательству.

Касательно последнего пункта в статье приводится перечень недопустимых действий. Предписывается, что за деятельность миссионеров ответственность несет соответствующее религиозное объединение.

В пятницу депутаты Госдумы примут во втором чтении пакет так называемых "антитеррористических" поправок. Причем часть из них непосредственно затрагивает религиозную сферу, поскольку касается ведения миссионерской деятельности.

Как отмечает в пятницу "Коммерсант" , для религиозных деятелей России пакет поправок стал полной неожиданностью. Возмущение у них вызывает то, что при разработке законопроекта с ними не проконсультировались. По мнению представителей религиозных общин, законопроект противоречит Конституции и осложнит жизнь религиозным организациям.

Что запрещает законопроект

Законопроект, инициаторами которого выступили глава комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая и председатель комитета Совета федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров, затрагивает, как отмечает газета, больше десятка законов, в том числе и закон "О свободе совести и о религиозных объединениях", который дополняется главой "Миссионерская деятельность". Под это определение попадает "публичное совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; распространение религиозной литературы, печатных, аудио- и видеоматериалов, иных предметов культового и религиозного назначения; публичный сбор пожертвований на религиозные нужды; проведение молитвенных и религиозных собраний и (или) выступление на них; проповедническая деятельность".

Законопроект предполагает запрет на осуществление проповеди в жилых помещениях. Кроме того, подлежит запрету миссионерская деятельность, если она направлена на нарушение общественной безопасности, экстремизм и принуждение к разрушению семьи, а также посягает на личность, права и свободы граждан. Авторы законопроекта намерены защитить нравственность, здоровье и самих граждан от применения в "связи с религиозной деятельностью" наркотических и психотропных средств, гипноза, "развратных и иных противоправных действий", от склонения к самоубийству, а также от отказов в медицинской помощи по религиозным мотивам. Под специальный запрет попадут воспрепятствование обязательному образованию, принуждение членов и последователей религиозных объединений к отчуждению их имущества в пользу религиозного объединения, а также угрозы жизни, здоровью, имуществу тех, кто хочет религиозное объединение покинуть, отмечает "Коммерсант".

Раввин Шимон Левин: люди, которые писали законопроект, не совсем представляют сегодняшнее положение дел в религиозной сфере.

По словам раввина Шимона Левина, представляющего Конгресс еврейских религиозных организаций и объединений в России, "документ нуждается в доработке". "Поправки касаются закона о свободе совести. Когда вносят изменения в подобные законы, нужно прежде всего провести консультации с лидерами конфессий. Люди, которые писали эти поправки, не совсем представляют сегодняшнее положение дел в религиозной сфере. Подобные вещи трогать надо аккуратно, изменения вносить осторожно, потому что эта сфера очень чувствительна", - убежден священнослужитель.

Игуменья Ксения (РПЦ): если закон будет препятствовать миссии РПЦ, мы будем инициировать внесение в него поправок

По мнению руководителя юридической службы Московской патриархии игуменьи Ксении (Чернеги), "законопроект направлен на ограничение и формализацию миссионерской деятельности нетрадиционных религиозных организаций, которые приглашают иностранных граждан для занятия проповеднической и иной религиозной деятельностью". Однако она также подчеркнула, что документ разрабатывался без участия конфессий и не был согласован с их представителями. "Практика покажет все плюсы и минусы нового закона", - считает тем не менее игуменья. Однако она предупреждает: "Если он будет препятствовать миссии РПЦ, мы будем инициировать внесение в него поправок".

Российские пятидесятники: "преступный закон"

Накануне с большим посланием к государственным и общественным деятелям РФ обратился начальствующий епископ РОСХВЕ - Российского объединенного Союза христиан веры евангельской (пятидесятников) - Сергей Ряховский. Он просит не допустить скоропалительного принятия существенных изменений в один из важнейших законодательных актов страны.

По словам Ряховского, рассматриваемый законопроект противоречит интересам России, так как нарушает фундаментальные права ее граждан и не соответствует действующей Конституции Российской Федерации. В направленных им письмах приводится несколько вопиющих нарушений базовых прав и свобод, которым пытаются придать статус нового закона.

Первый заместитель Сергея Ряховского, управделами РОСХВЕ епископ Константин Бендас называет предлагаемый закон "преступным". Он, по его словам, "направлен против искренних верующих людей, против церкви, против религии". По мнению Бендаса, "принятие предлагаемых поправок повлечет нарушение конституционных прав граждан на свободу распространять свои религиозные убеждения и жесткую цензуру всех СМИ и интернета".

"Теперь в рамках газетного интервью или в ходе дискуссии телевизионного ток-шоу никто не сможет говорить на религиозные темы, цитировать священные тексты без особого разрешения на миссионерскую деятельность от религиозной организации и только в пределах некоей "территориальной сферы ее деятельности". Этот преступный бред нельзя принимать. Надеюсь, что у законодателей хватит мудрости отклонить законопроект ради всего святого", - выразил надежду епископ.

Муфтий Рушан Аббясов: поправки негативно скажутся на деятельности религиозных организаций

Недовольны законопроектом и в мусульманской умме страны. "Эта инициатива не обсуждалась в профильном комитете и с религиозными организациями и противоречит духу Конституции", - заявил "Коммерсанту" первый заместитель председателя Совета муфтиев России, глава Духовного управления мусульман Московской области Рушан Аббясов.

"Миссионерской деятельностью законопроект признает "распространение веры и религиозных убеждений через средства массовой информации и интернет, а также вне культовых зданий и сооружений, иных мест и объектов, специально предназначенных для богослужений, религиозного почитания и паломничества". Но статья 28 Конституции РФ гарантирует каждому свободу совести и вероисповедания, "включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними". Поправки негативно скажутся на деятельности религиозных организаций", - считает муфтий.

"Региональные и муниципальные власти и так не всегда охотно выделяют земельные участки под строительство мечетей, поэтому религиозные организации вынуждены проводить религиозные обряды и духовно-нравственное просвещение в домах, в том числе и в жилых помещениях", - заявил Аббясов.

Президент Гильдии экспертов по религии и праву Роман Лункин: законопроект ставит под сомнение конституционные основы государства

Президент Гильдии экспертов по религии и праву Роман Лункин также убежден, что "законопроект ставит под сомнение конституционные основы государства, в частности свободу совести и свободу распространения своих убеждений".

"Проект делает миссионерскую деятельность фактически невозможной вне культовых зданий, что полностью копирует советскую религиозную политику и советскую систему штрафов. Депутаты приравнивают миссионерскую деятельность к религиозной, запрещая то ли проповедь, то ли богослужения в жилых помещениях, что противоречит положениям закона о свободе совести". По его мнению, "авторы проекта объявляют охоту на все группы, которые собираются по домам, и на всех верующих, которые собираются рассказать о Боге, если у них нет документов", - комментирует Лункин депутатский документ.

"Из проекта также непонятно, как отслеживать "миссионеров" в СМИ и в интернете", - выразил недоумение эксперт. "Законопроект может вызвать критику со стороны международного сообщества в адрес России: в случае принятия закон назовут инструментом уничтожения религиозной свободы", - убежден Роман Лункин.

28 ноября 2015 года Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон № 341-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" и иные законодательные акты Российской Федерации». Какие религиозные организации должны сдавать в органы юстиции отчеты (начиная с отчетности за 2015 год), разъясняет руководитель Юридической службы Московской Патриархии, канд. юрид. наук . Текст разъяснения опубликован в (№ 1, 2016).

Федеральный закон от 28 ноября 2015 № 341-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" и иные законодательные акты Российской Федерации» изменяет порядок контроля органов юстиции за деятельностью религиозных организаций.

Ранее такой контроль осуществлялся в порядке, предусмотренном ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», согласно которой все религиозные организации, имеющие в течение года поступления в размере от 3-х млн руб., были обязаны сдавать в органы юстиции ежегодные отчеты, с указанием общей суммы средств религиозной организации, израсходованных за год.

В результате большинство религиозных организаций сдавали отчеты в органы юстиции, которые, в свою очередь, имели право проверять и иным образом контролировать финансово-хозяйственную деятельность религиозных организаций путем запроса финансово-хозяйственной документации, проведения проверок.

Новый закон изменил прежний порядок контроля.

Главные изменения заключаются в следующем:

1. Религиозные организации выведены из-под действия ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях». Порядок контроля за их деятельностью будет определяться Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» и, частично, Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

2. Отчеты в органы юстиции теперь будут сдавать только те религиозные организации, которые финансируются из международных или иностранных источников. Остальные религиозные организации освобождаются от сдачи данной отчетности (начиная с отчетов за 2015 год).

3. Возможности органов юстиции по проверке финансово-хозяйственной деятельности религиозных организаций существенно ограничиваются. Такая проверка будет проводиться только в одном из трех случаев:

  • религиозная организация имела в течение года поступления из международных или иностранных источников;
  • от государственных или муниципальных органов в органы юстиции поступила информация о нарушении религиозной организацией законодательства в сфере ее деятельности;
  • от указанных органов поступила информация о наличии в деятельности религиозной организации признаков экстремизма (терроризма).

Документы о финансово-хозяйственной деятельности религиозных организаций будут запрашиваться органами юстиции только у религиозных организаций, удовлетворяющих хотя бы одному из трех перечисленных условий. У остальных религиозных организаций органы юстиции не вправе запрашивать и получать финансово-хозяйственную документацию.

4. Новый закон ограничил перечень тех структур, у которых органы юстиции вправе получить информацию о финансово-хозяйственной деятельности религиозных организаций. Такая информация может быть получена исключительно у органов государственного контроля и надзора, в том числе у Росфинмониторинга, ФНС, органов статистики. Банки и иные кредитные и финансовые организации исключены из данного перечня, поэтому у них органы юстиции не вправе запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности религиозных организаций.

Федеральный закон № 341-ФЗ вступил в силу с 09.12.2015 г.

С постатейным комментарием к закону можно ознакомиться на сайте журнала «Приход» (www.vestnik.prihod.ru) в разделе «Юридические вопросы».

По вопросам применения закона следует обращаться в Юридическую службу Московской Патриархии.

Патриархия.ru