Здравствуйте, Михаил! Газету я начала выписывать ещё в начале далёких 90-х. В каждом выпуске нахожу близкое себе. С радостью в № 698 прочитала вашу заметку У Вифлеемской звезды - и как будто сама снова побывала в Вифлееме. Наверно, в этот раз вы приобрели дудочки на Поле Пастушков? Помню, в 2009 году Игорь Иванов сожалел, что сразу их не купил, а потом в Иерусалиме они не встретились (Страх и радость , «Вера», № 579). Спустя год я побывала на Святой Земле и приобрела несколько дудочек на Поле Пастушков, хотела передать вам в редакцию когда-нибудь с оказией, но до сих пор не получилось.

У меня такой вопрос. Перед поездкой на Святую Землю видела я фотографию лика Спасителя «с закрытыми глазами», который изображён на одной из колонн храма Рождества Христова в Вифлееме. Этот образ запал мне в память, буквально впечатался. Даже не надеялась, что смогу его найти... В храме полумрак, образа на колоннах едва видны, колонн много. У входа в пещеру множество народа, давка, надо переждать. Лик не увидела, скорее, почувствовала взгляд. Высоко на колонне, у самого потолка в темноте - тот ли образ? Глазами не разглядеть, слишком темно. На всякий случай я сделала два снимка, посмотрела на экранчик фотокамеры - темнота. Моя простенькая мыльница при самом большом приближении едва ли смогла запечатлеть его, даже если это тот самый лик. Ведь там колонн много, он ли это?

Сразу после этого мы вошли в Пещеру Рождества. Был Великий Четверг, и прямо в Пещере, у места рождения Спасителя, совершалась литургия. Наша группа была одна, если не считать местных арабов-христиан, пришедших на раннюю литургию с детьми. Они принесли с собой лепёшки с записками и помянниками. Евхаристическое Таинство совершалось на наших глазах священником-греком на престоле. Арабы передавали священнику хлебы (лепёшки) с записками-помянниками, он складывал их на престоле. Из маленьких лепёшек священник вынимал частицы, большие лепёшки (примерно с блюдце) преломлял на две части и половину возвращал прихожанам-арабам. Некоторые возгласы священник подавал на церковнославянском. Хора не было. Пели все арабы. Символ веры они пели очень слаженно и громко. «Отче наш» мы спели на церковнославянском. Причащались вместе арабы, русские и несколько грузин, друг за другом, у самой звезды. Чудо - быть в Пещере у яслей всю службу, места было достаточно для всех. Правда, опоздавшие толпились на ступенях.

Когда я вернулась со Святой Земли и рассматривала дома фотографии, то с великой радостью увидела, что моя камера запечатлела тот самый лик Спасителя и Его глаза. С первого взгляда показалось, что глаза были закрыты. Но при внимательном рассмотрении, особенно при увеличении - глаза открыты! Какая же легенда связана с этим образом? Надо бы мне найти время на поиск, но, может, вы знаете? И как вы к этому относитесь?

С уважением, Татьяна Копылова г. Санкт-Петербург

Спасибо, Татьяна Константиновна, за добрые слова. Получив ваше письмо, я стал выяснять, где ещё имеются подобные образы с «открыванием и закрыванием глаз», чтобы ответить на ваш вопрос. И оказалось, что не всё так просто.

В 2005 году в журнале «Наука и жизнь» была опубликована статья «Загадочные картины: двоевзоры и троевзоры». В ней автор упомянул изображение на колонне в вифлеемском храме Рождества и привёл фотографии двух картин, на которых также проявляется эффект двоевзора. Одна картина, изображающая Иисуса в терновом венце, была написана немецким художником Габриелем фон Максом в конце XIX века. Другая, также Иисуса в терновом венце, написана неизвестным художником и сфотографирована в 1970 году (фото принадлежит священнику из Подмосковья о. Валентину Дронову). Других изображений, на которых бы Иисус «открывал и закрывал глаза», автор научного журнала не нашёл. И статью завершил так: «Икона в Вифлееме, о которой рассказано, встречается очень редко, поэтому важны любые свидетельства людей, видевших или хотя бы слышавших о подобных изображениях. Просим читателей обязательно сообщить об этом в редакцию журнала».

Узнать, получил ли журнал отклики, мне не удалось. Так что пришлось самому разбираться...

Что тут сразу бросается в глаза? В храме Рождества на колонне явно изображён Спас Нерукотворный. А на снимках картин, что опубликованы в научном журнале, - Иисус в терновом венце. Это католический образ «Плат святой Вероники». Так что перед нами две разные иконы. Но с одним и тем же эффектом двоевзора. Или, может быть, «эффекты» разные - где-то они получены искусственным путём, с помощью художнических приёмов, а где-то проявляются естественно, из-за чудотворности образа? Как отделить одно от другого, подделку от чуда? Взглянем на историю происхождения этих двух образов.

Как известно, Спас Нерукотворный появился благодаря просьбе эдесского царя Авгаря V, который приглашал Иисуса Христа посетить Месопотамию. Спаситель не принял приглашения, но согласился, чтобы посланный царём художник нарисовал Его портрет. Портрет никак не удавался. И тогда Иисус совершил чудо: умыл лицо, отёр его платом, на котором остался отпечаток, и вручил его художнику. Затем образ был привезён в Эдессу, оттуда спустя века попал в Константинополь. Это история весьма реальна - в ней задействовано множество людей с указанием имён, там описываются конкретные исторические обстоятельства, имеются письменные свидетельства. Римский историк Евсевий (род. ок. 263 г.) в своих трудах приводил текст двух писем из переписки царя Авгаря с Иисусом Христом, что хранились в архивах Эдессы.

Историчность же «Плата святой Вероники» не столь очевидна. В средние века в Европе стало известно такое предание. Когда Христа вели на Голгофу, некая женщина подала Ему платок, чтобы утереть лицо, - и на платке отпечатался лик. Возможно, это предание услышали в Палестине рыцари-крестоносцы и всё так было на самом деле. Но сомнения в подлинности всё же остаются.

Тут надо заметить, что реализм «Спаса Нерукотворного» запечатлелся и в самом образе: борода Иисуса раздвоена, оттого что волосы слиплись от воды, - ведь плат к лику был поднесён после умывания водой. Иногда образ так и называют: «Спас Мокрая Брада». А в образе «Плата святой Вероники» ничего подобного нет. И возникает предположение: а может, западные иконописцы решили внести «большую историчность» в поздние списки «Плата святой Вероники», использовав художественный приём двоевзора? Что делает человек, когда вытирается полотенцем? Зажмуривает, а потом открывает глаза. Вот и на «Плате», мол, этот момент отразился.

Подтверждение этой догадке можно найти в самом Риме, где хранится «Плат святой Вероники». Там, в базилике Святого Петра, на колонне святой Вероники, есть два барельефа плата: на одном Иисус с открытыми глазами, на другом - с закрытыми. Колонна была построена и украшена скульптурой в 1646 году. Ещё раньше в Риме нечто подобное произошло с книгой «Маленький опус о священном платке Вероники». В издании 1620 года на титульном листе было обычное изображение - Иисус с открытыми глазами. А в издании 1635 года - с закрытыми. То есть уже тогда у католиков появилось представление об «Иисусе моргающем». Интересно, что как раз с этого времени, с 1628 года, «Плат святой Вероники» перестали показывать народу - и так продолжается уже 400 лет. Образ из ризницы выносят лишь раз в год, на высокий балкон колонны, и снизу издалека ничего не разглядеть. Журналисты пытаются получить доступ к «Плату святой Вероники», но в Ватикане им отказывают: «В этом нет смысла, поскольку с течением лет изображение слишком поблекло».

Между тем по миру разошлось много списков этого образа. И среди них есть с оптическим эффектом двоевзора. В Интернете, например, растиражирована история про чудесную икону «Иисус Моргающий» («Плат святой Вероники»), которая в 80-е годы прошлого века находилась в древнем грузинском монастыре Джвари. Удивившись, обратился я к православному журналисту Каха Кенкишвили. Он прислал из Тбилиси фотографию этого образа с пояснением: «Да, такая икона есть. Но сейчас она висит в Светицховели. Также имеются её копии - в монастыре Самтавро и в Кашуетском храме Святого Георгия, что в самом центре Тбилиси». Светицховели - это патриарший собор в Мцхете, который на протяжении тысячелетия является главным храмом всей Грузии. Так что икона и вправду почитаема, раз хранится там.

По народным представлениям, на одних людей, входящих в храм и подходящих к этой иконе, Иисус смотрит, а на других - нет. При этом считается, что если человек грешен или готовится совершить грех, то Христос не поднимает на него глаз. Как я понял, грузинские священники ко всему этому относятся осторожно, ведь молитвенному настрою перед образом может помешать экзальтированное ожидание чуда. Как тут не вспомнить 1879 год, когда упомянутый выше немецкий художник Габриель фон Макс привёз в Петербург свою картину «Платок святой Вероники». Петербургские газеты тогда писали, что устроителям выставки пришлось поставить рядом с картиной стулья - для дам, которые из-за эффекта двоевзора падали в обморок с восклицанием: «Смотрит! Смотрит!»

Оптический эффект действует на людей и поныне. В Интернете можно найти снимки «Иисуса Моргающего» с такими комментариями. Одна женщина, увидев закрытые очи, переживает: «Неужели я такая грешница?» Другая радуется: «Слава Богу, я вижу Его глаза открытыми, а я боялась посмотреть!» Тут же прилагается драматическая история:

секрет" этой иконы Иисуса Христа. Через некоторое время муж стал вынимать икону Господа из буфета, при этом ругался чёрными словами (Господи, прости ему такое богохульство!) и прятал икону в ящик стола. Я снова вынимала её и ставила в буфет. Так повторилось несколько раз, и я сказала мужу: "Не тронь икону, стояла и будет стоять здесь до самой моей смерти". Муж перестал прятать икону в ящик. Потом подтвердились мои догадки, что муж мне в те годы изменял. Иисус Христос с иконы тогда на него не смотрел, обличая его в прелюбодеянии, вот он её и прятал...»

Ещё более трагическую историю передал в своей повести «Трое и одна и ещё один» писатель Юрий Нагибин. В ней рассказывается про мужчину, который из ревности убил свою жену и покончил с собой. Перед этим они были в Грузии у иконы «Иисус Моргающий», и на него «не смотрел Господь», зная, что он готовится совершить страшный грех. В 2007 году по этой повести был снят фильм с впечатляющим эпизодом про икону, так что теперь в России о ней многие осведомлены. Вопрос только: что это людям даёт?

В истории, приведённой Ю. Нагибиным, «закрытые глаза» не остановили человека перед убийством. А в том, что рассказала разведённая женщина, можно заподозрить мнительность, которая способствовала разрушению семьи.

Лично у меня отношение ко всему этому неоднозначное. С одной стороны, мы можем обмануться, став жертвой оптического эффекта, который на самом деле очень прост. Посмотрите внимательнее на снимок слева, на копию иконы. Если взгляд сконцентрировать на уровне бровей изображённого лика, то можно видеть тёмные глазницы с открытыми глазами. Если же опустим свой взгляд на уровень переносицы, то на первый план выступят веки закрытых глаз. Всё зависит от угла зрения. Если смотреть снизу, то глаза на изображении всегда будут открыты (см. на фото вверху, на оригинал иконы) и двоевзор исчезает.

С другой стороны, сам по себе оптический эффект не является чем-то предосудительным. Краски, которыми написаны иконы, ведь тоже создают свой оптический эффект, позволяющий нам видеть определённый образ. И мы никакого значения этим краскам не придаём - они лишь помогают нам мысленно представить образы Спасителя и святых Его, чтобы сконцентрироваться на молитве. То же самое с эффектом «закрытых» и «не закрытых» глаз. Если человек стоит перед такой иконой с верою, с молитвою, то, возможно, обретёт ответ. А если просто любопытствует, то станет игрушкой оптического обмана.

Как смог, ответил на ваши вопросы, Татьяна Константиновна. А у меня к вам тоже будет просьба. Вы ведь живёте в Санкт-Петербурге. Если доведётся бывать в Царском Селе, зайдите в Александровский дворец. Там есть необычный экспонат - деревянные пяльцы с вышивкой лика Христа. Говорят, образ похож на «Спаса Нерукотворного», но на главе почему-то терновый венец. Перед самой революцией этот образ вышивала императрица Александра Фёдоровна. И будто бы она хотела изобразить на вышивке «Иисуса Моргающего», чтобы узнать, смотрит ли Он на неё. Правда ли это? Вышивка так и не была окончена - случилась революция, арест, затем расстрел со всей семьёй в Ипатьевом доме. Волю Божью императрица приняла смиренно - независимо оттого, что успела узреть на своей вышивке. Думаю, так и стоит относиться к знамениям подобного рода.

С уважением, Михаил СИЗОВ

Одним из главных событий Страстей Христовых является распятие Иисуса Христа, завершившее земную жизнь Спасителя. Сама казнь через распятие являлась древнейшим способом расправы с самыми опасными преступниками, не являвшимися римскими гражданами. Самого Иисуса Христа официально казнили за покушение на государственное устройство Римской Империи - Он призывал отказаться от уплаты налогов Риму, объявил себя Царём Иудейским и Сыном Божьим. Само распятие было мучительной казнью - некоторые приговорённые могли провисеть на кресте целую неделю, пока не умирали от удушения, обезвоживания или потери крови. В основном, конечно, распятые умирали от асфиксии (удушения): зафиксированные гвоздями раскинутые руки не позволяли отдыхать мышцам брюшного пресса и диафрагме, вызывая отёк лёгких. Большинству осуждённых на распятие для ускорения процесса перебивали голени на ногах, вызывая тем самым сверхбыстрое утомление этих мышц.

На иконе Распятие Христа видно: крест, на котором казнили Спасителя, был необычной формы. Обычно для казни использовали обычные сваи, Т-образные столбы или же косые кресты (на кресте такого типа был распят апостол Андрей Первозванный. за что эта форма креста и получила название "андреевский"). Крест же Спасителя по форме напоминал летящую вверх птицу, говоря о скором Его Вознесении.

При Распятии Христа присутствовали: Богоматерь Дева Мария. апостол Иоанн Богослов, жены-мироносицы: Мария Магдалина, Мария Клеопова; два разбойника, распятых по левую и правую руку Христа, римские солдаты, зеваки из толпы и первосвящениики, насмехавшиеся над Иисусом. На образе Распятия Христа чаще всего изображают предстоящих Ему Иоанна Богослова и Деву Марию - распятый Иисус обращался к ним с креста: Он велел юному апостолу заботиться о Богородице как о своей матери, а Богоматери - принять ученика Христа как сына. До самого успения Богородицы Иоанн чтил Марию как свою мать и ухаживал за ней. Иногда мученический крест Иисуса изображается меж двух других распятий, на которых распнуты два преступника: благоразумный разбойник и безумный разбойник. Безумный разбойник поносил Христа, и издеваясь, спрашивал Его: "Что же ты, Мессия, не спасёшь Себя и нас?" Благоразумный же разбойник урезонивал своего товарища, говоря тому:"Мы осуждены за дело, Он же страдает невинно!" И, обратившись к Христу, произнёс: "Помяни меня, Господи, когда окажешься в Цаостве Твоём!" Иисус ответил благоразумному разбойнику: "Истинно, истинно говорю тебе - будешь ты со Мной в Раю!" На образах Распятия Христа, где присутствуют два разбойника, угадать кто из них безумный. а кто благоразумный достаточно просто. Бессильно склонённая голова Иисуса указывает в ту сторону, где находится благоразумный разбойник. Кроме того, в православной иконографической традиции на благоразумного разбойника указывает поднятая вверх нижняя перекладина креста Спасителя, намекая о том, что этого раскаявшегося человека ждало Царство Небесное, а хулителя Христа - ад.

На большинстве икон Распятия Спасителя мученический крест Христа стоит на вершине горы, а под горою виден человеческий череп. Иисуса Христа распяли на горе Голгофе - по преданию, именно под этой горой старший сын Ноя Сим захоронил череп и две кости Адама, первого человека на Земле. Кровь Спасителя из ран Его тела, попав на землю, просочившись сквозь почву и камни Голгофы, омоет кости и череп Адама, тем самым смыв первородный грех, лежавший на человечестве. Над головой Иисуса табличка "I.Н.Ц.I" -"Иисус Назорянин Царь Иудейский". Считается, что надпись на этой таблице сделал сам Понтий Пилат, преодолевший противление иудейских первосвященников и книжников, считавших, что этой надписью римский префект Иудеи окажет небывалую честь казнённому. Иногда вместо "I.Н.Ц.I" на табличке изображают другую надпись - "Царь Славы" или же "Царь Мира" - такое свойственно для работ славянских иконописцев.

Иногда встречается мнение, что Иисус Христос умер от удара копьём, проткнувшего Его грудь. Но свидетельство евангелиста Иоанна Богослова говорит об обратном: Спаситель умер ещё на кресте, перед смертью выпив уксуса, который на губке ему поднесли издевающиеся римские солдаты. Двум разбойникам, казнённым вместе с Христом, перебили голени для быстрого их умерщвления. А тело мёртвого Иисуса сотник римских солдат Лонгин проткнул своим копьём, чтобы убедиться в Его смерти, оставив кости Спасителя неповреждёнными, что подтвердило древнее пророчество, упомянутое ещё в Псалтире: "Ни одна из костей Его не сокрушится!" . Тело Иисуса Христа снял с креста Иосиф Аримафейский, знатный член Священного Синедриона, втайне исповедовавший христианство. Раскаявшийся сотник Лонгин вскоре принял христианство и позднее был казнён за проповеди, славящие Христа. Святого Лонгина причислили к лику мучеников.

Предметы, так или иначе участвовавшие в процессе Распятия Христа стали священными христианскими реликвиями, называемыми Орудиями Страстей Христовых. К ним относят:

    Крест, на котором распяли Христа Гвозди, которыми он был прибит к кресту Клещи, которыми вытаскивали те гвозди Табличку "I.Н.Ц.I" Терновый венец Копьё Лонгина Миска из-под уксуса и губка, с которой распятого Иисуса поили солдаты Лестница, с помощью которой Иосиф Аримафейский снимал Его тело с креста Одежда Христа и игральные кости солдат, поделивших между собой Его одежды.

Каждый раз, осеняя себя крестным знамением, мы рисуем в воздухе изображение креста, с благоговением и невыразимой благодарностью вспоминая добровольный подвиг Иисуса Христа, своей земной смертью искупившего первородный грех человечества и даровавшего людям надежду на спасение.

Иконе Распятие Христа молятся о прощении грехов, к ней обращаются с покаянием.

Ев. Матф. 27, 50 - 54

«И земля потряслась… и гробы отверзлись». Чтобы нам стало ясно это событие с открытием гробов в момент смерти Христа на Голгофе, мы должны знать, что иудеи погребали своих мертвецов в пещерах. Так был погребен и наш Господь Иисус Христос в одной из пещер в саду, вблизи Иерусалима. Евангелие повествует нам, что когда Христос испустил дух, земля потряслась и камни расселись, и гробы отверзлись. Все это не удивительно во время землетрясения. Но Евангелие повествует дальше о величайшем чуде, а именно: «Многие тела усопших святых воскресли».

В связи с этим Голгофским чудом у нас могут возникать разные вопросы, на которые очень трудно дать ответы. Можно, например, задать вопрос: кто были эти усопшие святые, которых воскресила смерть Христа на Голгофе? Были ли это усопшие Ветхого Завета или недавно погребенные? Далее возникает вопрос: в каких телах они воскресли и кто эти многие, кому они явились? Умерли ли они снова, и если умерли, то сколько времени они прожили еще на земле? Наши ответы на эти вопросы будут только предположениями или догадками. Мы должны избегать мудрствовать сверх написанного. Если бы нужно было дать нам ответы на все эти вопросы, то будьте уверены, что Господь дал бы нам их на страницах Писания.

Но есть вопрос, который мы должны поставить и на который мы должны получить ответ. Вопрос этот следующий: «Почему эти усопшие святые воскресли именно в момент смерти Христа на Голгофе, в момент, когда Он испустил дух»? Ответ на этот вопрос принесет нам величайшее благословение. Вспомним, что Христос в доме одного из начальников фарисейских сказал о «воскресении праведных» (Ев. Луки 14, 14). Ап. Павел, стоя перед правителем Феликсом, говорил ему о воскресении мертвых, праведных и неправедных (Деян. Ап. 24, 15). Воскресение некоторых «святых», то есть праведных, в момент смерти Христа на Голгофе было только начатком грядущего всеобщего воскресения праведных. Но если бы не было Голгофы, не было бы и праведных.

Только смерть Христа на Голгофе дала праведность верующим. Только смерть Христа соткала нам «белую одежду» праведности Христовой. Только Голгофская жертва Христа дала нам «виссон» чистоты и святости. Только Кровь Голгофы сделала нас «белее снега». Без Голгофы нет «святых» и нет «праведных». Без Голгофы не было бы и «воскресения праведных». Воскресение мертвых может быть совершено силою Божьей и без Голгофы. Но это было бы воскресением одних только «неправедных» - без единого праведника среди них. Ведь без Голгофы, без Крови Христа, пролитой там, на земле никогда не существовало бы ни одного праведника, ни одного святого. Значит: если будет воскресение праведных, воскресение святых, то это только благодаря Голгофе, только благодаря тому, что Христос умер за грехи наши.

Вот почему воскресение «святых» в ту минуту, когда Христос испустил дух на Голгофе, и воскресение всех «святых», всех «праведных» является поистине величайшим чудом Голгофы. Как правильно говорит наш пасхальный гимн: «Смертью смерть попрал и сущим во гробах жизнь даровал!» Благодаря смерти Христа на Голгофе на всех кладбищах мира - таких тихих и безмятежных - произойдет большое оживление, когда «мертвые во Христе воскреснут прежде» (1 Фесс. 4, 16). «Мертвые во Христе» - это те люди, которые умерли со взором, направленным на Голгофу, на распятого там Христа, на Кровь, которая текла из Его ран. Воскресшие в момент смерти Христа «святые вышедши из гробов …вошли во святой град и явились многим». Они вошли в Иерусалим.

А те праведники, которые воскреснут в последний день, куда пойдут после своего воскресения? На этот вопрос мы имеем, слава Богу, ясный ответ Писания: они войдут в новый Иерусалим. Новый Иерусалим - это царство искупленных Кровью Голгофы, царство святых и праведных. В этом новом Иерусалиме омытые Кровью Христа праведники будут пребывать во веки веков - вместе со своим Искупителем - Иисусом Христом. О новом Иерусалиме Слово Божье говорит ясно и определенно: там болезни не будет, не будет там и смерти (Откров. 21, 4). Если без Голгофы нет праведности, а без праведности нет «воскресения праведных», то без Голгофы нет и нового Иерусалима - этого царства праведных. Как же дорога должна быть нам Голгофа, если результатом ее было воскресение многих тел усопших святых, и будет воскресение всех праведных, всех умерших во Христе. И всякий раз, когда мы слышим о новом Иерусалиме, о нашем невыразимом блаженстве в нем, будем помнить, что и он - этот новый Иерусалим - является результатом Голгофы, плодом страданий и смерти Христа на Голгофе. Если великим чудом Голгофы является воскресение тел усопших святых, то еще большим чудом Голгофы является воскресение душ. Великим чудом Голгофы было воскресение души покаявшегося разбойника. Мы так привыкли к повествованию Евангелия о его обращении, что даже перестали видеть чудо в воскресении его мертвой по грехам и преступлениям души.

Мало замечаем мы и другое великое чудо Голгофы: воскресение души сотника, которое мы ощущаем в его замечательных словах в отношении Христа: «Воистину Он был Сын Божий» (Ев. Матф. 27, 54). Этот язычник, умный и во все вникающий римлянин, внимательно следил за поведением Христа на Голгофе. Он видел, как волны человеческой ненависти и злобы разбивались о божественное долготерпение распятого Христа. Он слышал Его молитву за Своих врагов, за распинающих Его, в том числе и за него, сотника. Он слышал, как Он простил кающегося разбойника. От него не ускользнуло ни одно движение на лице распятого Христа, ни одно слово, вышедшее из Его уст! И вот завеса спала с его глаз, и он увидел в распятом Христе не только праведника (Ев. Луки 23, 47), но и «Сына Божья». Душа его воскресла, и это было чудом Голгофы.

Еще менее мы замечаем такое чудо Голгофы, как пробуждение душ воинов, стерегших Христа на Голгофе. Ведь мы читаем в Ев. Матфея 27, 54: «Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса… говорили: воистину Он был Сын Божий». Пробудились на Голгофе вместе с сотником те четыре воина, которые вначале с таким равнодушием к страдающему Христу бросали жребий о Его одеждах. А теперь из их уст, как и из уст сотника, мы слышим замечательное исповедание их веры: «Воистину Он был Сын Божий»!

А каждое чадо Божье разве не чудо Голгофы? Разве не произошло воскресение наших душ на Голгофе? А великое множество людей, которого никто не мог перечесть - в белых одеждах - разве не величайшее чудо Голгофы? (Откров. 7, 14).

15-03, 06:00

Сводка от УНМ ДНР 14.03.2019. Укрофашисты за сутки свыше 10 раз обстреляли территорию ДНР, выпущено 85 боеприпасов.

Показать / Скрыть текст● Сводка от Даниила Безсонова 14 марта 2019 ● Укрофашисты за сутки 11 раз нарушили режим тишины, выпустили 85 боеприпасов ● Военные Украины проводят внеплановую «мобилизационную неделю» ● Представители ДНР в СЦКК содействовали ремонтным работам на

15-03, 06:00

Сводка от НМ ЛНР 14.03.2019. Боец 54-й бригады ВСУ перешёл на сторону ЛНР и подтвердил проведение Киевом провокаций и о подготовке иностранными инструкторами

Показать / Скрыть текст● 14 марта 2019. Заявление представителя НМ ЛНР подполковника Марочко А. В. ● Укрофашисты за сутки 4 раза нарушили режим тишины, выпустили более 40 боеприпасов ● Горячая линия для жителей Украины начала работу в ЛНР по поручению Пасечника ● Боевая

14-03, 21:52

Новости Новороссии от 14.03.2019

● Время Республики. 14.03.2019 ● ГТРК ЛНР. Вести. 21.30. 14 марта 2019 ● Новости на "Новороссия ТВ" 14 марта 2019 года ● ГЛАВНОЕ от ANNA NEWS на вечер 14 марта 2019 ● Дневной | Вечерний выпуск новостей. 14.03.2019, "Панорама" ● Новости на Первом Республиканском. Вечерний выпуск

14-03, 20:15

Позывной - Хамелеон. О нравах спецназа ДНР

"Хамелеон" - военнослужащий подразделения Внутренних войск МВД ДНР - о противнике, о его поведении, мотивации и действии в зоне конфликта. Об испытании, которое приходится пройти за право ношения берета спецназа. А также о том, как остаться человеком на войне - тяжело, но можно.

14-03, 19:11

На защите Республики. Выпуск от 14.03.2019

14-03, 11:07

«Белые Журавли». Белинский Андрей Борисович «Морпех» | Гордейчук Юрий Алексеевич «Генерал»

«Белые Журавли» в память о воинах, погибших на полях сражений.

14-03, 10:24

Позывной "Индус": от актера в Болливуде до защитника Донбасса

Военнослужащий с позывным "Индус" рассказывает как приехал защищать свою родную землю - Донбасс. Родом боец из Шахтерска, потом переехал в Москву, а после - в Индию, где и остался. Как только случилась трагедия в Одессе, "Индус" взял билет и прилетел, чтобы защищать Донбасс.

14-03, 06:00

Сводка от УНМ ДНР 13.03.2019. Хакеры взломали официальный сайт ДНР, возможно размещение недостоверной информации.

Показать / Скрыть текст● Сводка от Даниила Безсонова 13 марта 2019 ● Укрофашисты за сутки 7 раз нарушили режим тишины, выпустили около 30 боеприпасов ● В ДНР назвали бригаду ВСУ, обстрелявшую представителей СЦКК и сотрудников «Воды Донбасса» ● ВСУ обстреляли

14-03, 06:00

Сводка от НМ ЛНР 13.03.2019. Два военнослужащих Народной милиции погибли при обстрелах со стороны укрофашистов, один ранен

Показать / Скрыть текст● 13 марта 2019. Заявление представителя НМ ЛНР подполковника Марочко А. В. ● Укрофашисты за сутки 6 раз нарушили режим тишины, выпустили более 120 боеприпасов ● Два военнослужащих Народной милиции погибли при обстрелах со стороны укрофашистов,

13-03, 21:03

Новости Новороссии от 13.03.2019

● Время Республики. 13.03.2019 ● ГТРК ЛНР. Вести. 19.30. 13 марта 2019 ● Новости на "Новороссия ТВ" 13 марта 2019 года ● Дневной | Вечерний выпуск новостей. 13.03.2019, "Панорама" ● Новости на Первом Республиканском. Вечерний выпуск ● ГЛАВНОЕ от ANNA NEWS на вечер 13 марта 2019

13-03, 16:16

Киев готов обменять пленных в Донбассе

Киев готов в течение нескольких дней передать РФ 25 россиян и помиловать 72 сторонников самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик в обмен на 19 украинцев.

13-03, 10:36

По душам...«О войне»… Виктория Астроверхова

Лето 2014 года, Георгиевка, 43 дня полной оккупации поселка карательными батальонами из состава "Айдар" и "Азов". Во время оккупации в поселке не было ни воды, ни света, ни газа. Местные жители из подвалов своих домов практически не выходили, лишь иногда, чтобы набрать воды из

13-03, 06:00

Сводка от УНМ ДНР 12.03.2019. Укрофашисты скрывают небоевые потери. Экстренное заявление Даниила Безсонова о готовящейся провокации

Показать / Скрыть текст● Сводка от Даниила Безсонова 12 марта 2019 ● Укрофашисты за сутки 3 раза нарушили режим тишины, выпустили 12 боеприпасов ● Последствия обстрела Васильевской насосной станции со стороны ВФУ ● Укрофашисты скрывают небоевые потери ● Экстренное

13-03, 06:00

Сводка от НМ ЛНР 12.03.2019. Два бойца ВСУ погибли в результате наезда грузовика на украинскую мину. Еще 30 ВСУшников в ООС заболели корью

Показать / Скрыть текст● 12 марта 2019. Заявление представителя НМ ЛНР подполковника Марочко А. В. ● Укрофашисты за сутки 1 раз нарушили режим тишины, выпустили более 20 боеприпасов ● СММ ОБСЕ подтвердила факт обстрела Золотого-5 со стороны ВСУ ● Два бойца ВСУ погибли в

12-03, 23:19

Новости Новороссии от 12.03.2019

● Лента новостей на "Новороссия ТВ" 12 марта 2019 года ● ГТРК ЛНР. Вести. 21.30. 12 марта 2019 ● ГЛАВНОЕ от ANNA NEWS на вечер 12 марта 2019 года ● Дневной | Вечерний выпуск новостей. 12.03.2019, "Панорама" ● Новости на Первом Республиканском. Вечерний выпуск ●

12-03, 22:22

Срочно: Кровавый провал ВСУ - спецгруппа попыталась прорваться в ЛНР

Срочное заявление официального представителя Народной милиции ЛНР подполковника Андрея Марочко.

Карев А. В.

Первое слово Христа на Голгофе: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23, 34)

Все, происходящее в мире, имеет различное действие на людей. Одно и то же событие по-разному отражается в умах и сердцах человеческих. Воины, фарисеи и книжники, группа друзей Христовых, находящихся на Голгофе, по-разному восприняли страдания и смерть Христа. Да поможет нам Господь правильно понимать все, что совершил Христос на Голгофе, и да уяснит нам Дух Святой в еще большей мере глубочайшее содержание семи слов Христа, сказанных на кресте. Слова, которые произнес Христос на кресте, - это раскрытие Им Своего сердца, Своих мыслей и чувств. Вот почему каждое из семи слов Христа на кресте является драгоценнейшим бриллиантом.

Первое слово Христа на кресте является молитвой. Какой урок в этом для всех последователей Христа! В скорби, в переживаниях - прежде всего молиться.

«Отче»... В мрачные часы Голгофы очи Христа видят Небесного Отца, и из уст Спасителя исходит слово: «Отче! прости...» Кому? Всем, кто причинил Ему страдания. И Иуде, который предал Его, и членам синедриона, которые оклеветали Его, и Понтию Пилату, который осудил Его на смерть, и толпе на Голгофе, злословившей Его, и воинам, которые пригвоздили Его ко кресту. За всех их молился Христос: «Отче! прости им!»

В Своей Нагорной проповеди Спаситель сказал: «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» - Мф. 5, 44. Как трудно претворять эти слова в жизни. Но наш Господь Иисус Христос жил так, как учил: учение и жизнь у Него - в полной гармонии, и Его первое слово на кресте подтверждает это.

Молитва распятого Христа о прощении относится не только к тем людям, которые окружали Его на Голгофе, но и ко всем, которые являются Его врагами «по расположению к злым делам» - Кол. 1, 21. Поэтому все покаявшиеся когда бы то ни было и где бы то ни было грешники получили прощение во имя молитвы Христа на Голгофе.

Прощение получил покаявшийся разбойник. Получил прощение и исповедовавший Иисуса Христа на Голгофе сотник. Нет сомнения, что прощение получили на Голгофе все те, которые в сокрушении били себя в грудь - Лк. 23, 47-48. Мы обратились к Господу в разное время и в различных местах, но примирение наше со Христом произошло в одном и том же месте - на Голгофе, у подножия креста Христова, там, где находится Источник для омытия грехов и нечистоты - Зах. 13, 1. Все ли мы знакомы с этим чудным Источником? Кровь, пролитая на Голгофе Христом, является для всех нас вечным и животворным Источником нашего спасения и освящения!

Второе слово Христа на Голгофе:

«...истинно говорю тебе: ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23, 43)

Вся земная жизнь Христа прошла среди грешников, которым Он являл Свой небесный свет. И поэтому так естественно, что Тот, Кто был всегда так близок к погибающим душам, и на Голгофе оказался посреди двух больших грешников.

Разбойники, распятые по одну и по другую сторону Христа, являются представителями двух родов грешников: кающихся и некающихся. И эти два рода грешников и в день последнего суда окажутся по правую и по левую сторону Христа. Мы читаем в Евангелии от Матфея слова: «Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: «.приидите, благословенные Отца Моего» - Мф. 25, 34. «Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: «идите от Меня, проклятые» - Мф. 25, 41.

Вначале оба разбойника поносили Христа. А потом один из них «родился свыше». Это перерождение одного из двух разбойников является весьма сладкой каплей в горькой чаше страдания Христа.

Разбойник был обращен через созерцание Христа, Его характера, Его внутренней красоты. Все, что он видел во Христе, свидетельствовало ему, что Распятый посередине - Царь Небесного Царства. Несмотря на то, что Христос на Голгофе был осмеян, поруган и уничижен, - разбойник увидел внутренний образ Христа, полный славы и величия, и он обратился к Нему как к Царю всех царей: «.помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» - Лк. 23, 42.

Ответ Христа разбойнику показывает, что Он действительно является «дверью», ведущей в Царствие Божие, как Он сказал еще до Голгофы: «Я есмь дверь; кто войдет Мною, тот спасется» - Ин. 10, 9.

Однако некоторые христиане считают, что есть иной путь спасения - через дела праведности. Бесспорно, дела праведности имеют в нашей христианской жизни большое значение. Делами праведности мы можем и должны прославлять имя нашего Господа Иисуса Христа. Но дела праведности не могут привести к спасению и не могут открыть нам двери рая, ибо единственный путь к спасению, единственная дверь для входа в рай - это вера и только вера в Иисуса Христа - Деян. 16, 30-31. Однако дела праведности являются прекрасным средством, чтобы явить в этом мире свет Христа, как Он Сам говорит: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» - Мф. 5, 16. Итак, вера - для получения спасения; дела праведности - для прославления Христа! Какое замечательное сочетание веры и дел!

Разбойник поверил и получил место со Христом в раю. Но для дел праведности у него не оставалось времени: над ним уже витала смерть. И все же он прославил Христа чудесным свидетельством уст своих. Перед лицом начальников иудейских и толпы на Голгофе, глумившейся над нашим распятым Спасителем, он заявил о Христе: «Он ничего худого не сделал» - Лк. 23, 41. И это свидетельство разбойника о распятом Христе является прославлением Спасителя мира.

Третье слово Христа на Голгофе:

«Жено! се, сын твой... се, Матерь твоя!»

«При кресте Иисуса стояли Матерь Его...» (Ин. 19, 25-27)

Лучшие художники, поэты и композиторы употребили свой талант, чтобы передать переживания матери Иисуса у креста своего Сына.

Более тридцати лет до этой неописуемой скорби в Иерусалимском храме старец Симеон, держа на руках младенца Христа, сказал Его матери Марии такие слова: «И Тебе Самой оружие пройдет душу» - Лк. 2, 35. Едва ли Мария в тот день поняла эти сокровенные слова Симеона, но здесь, у креста своего Сына, она, наконец, поняла их, когда острое оружие материнской скорби нанесло ее сердцу глубочайшую рану.

Я никогда не забуду ораторию величайшего французского композитора Гуно «Смерть и искупление», где есть слова о скорби матери Иисуса: «По дороге к Голгофе среди всех, кто идет в слезах, скорбную мать узрите, боль ее вы поймите: есть ли больше печаль, чем ее там печаль?»

Для каждой матери невыразимо тяжело видеть смерть своего сына, даже если он умирает в самых лучших условиях. Но видеть такую смерть сына, как смерть Христа, - какое материнское сердце выдержало бы это? Вот Он висит на кресте перед ее глазами, а она не может помочь Ему. Ей кажется, что гвозди, которые видны на руках Сына, прошли через ее собственные руки. Она видит колючий венок на голове Сына, но снять его ей не дано, и ей кажется, что это терновый венок вонзился в ее чело. Она слышала все ядовитые насмешки, которые со всех сторон раздаются в адрес ее Сына, и чувствует, как глубоко ранят они и ее сердце.

В часы страданий Христа на Голгофе много воспоминаний могли наполнять душу Марии: ей могли припомниться слова ангела Гавриила, которые были сказаны ей, когда она была еще юной.

При кресте Иисуса находилась не только Его матерь, но и другие женщины. Апостолы бежали, но женщины не покинули Его. Они здесь, на Голгофе. Этим самым они засвидетельствовали всему миру, что они - на стороне Христа. Но один из апостолов все же стоял у подножия креста Христова. Это был Иоанн, который на Тайной вечери возлежал у Него на груди.

Здесь, на Голгофе, он получает от умирающего Учителя поручение заботиться о Его матери. Умирая, Иисус Христос оставил Своей матери сына в лице Иоанна. «Жено! се, сын твой» и, обращаясь к Иоанну, - «се, Матерь твоя!» И «с этого времени Иоанн взял ее к себе».

С высоты Своего престола славы Господь говорит и всем нам через апостола Иакова: «Чистое и непорочное благочестие... есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях» - Иак. 1, 27. Эти слова особенно хорошо должны знать и постоянно исполнять все пастыри, проповедники и другие служители Церкви. Исполняя эти слова, мы должны всегда видеть перед собой образ распятого Христа, проявившего столь нежную заботу о Своей одинокой матери.

Четвертое слово Христа на кресте:

«Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты1 Меня оставил?» (Мф. 27, 46)

Великий реформатор Церкви Мартин Лютер сказал об этих словах Христа, что они принадлежат к наиболее трудно понимаемым словам Евангелия, поскольку они говорят о Боге, оставленном Богом. Но не будем забывать, что эти слова вышли из уст Христа, Который был распят на кресте как представитель человечества всех веков, взявший на Себя грехи всех грешников мира. В этих словах Христа сокрыт весь смысл Голгофы - смысл всех страданий и смерти нашего Спасителя.

Слова «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» содержат в себе глубокую тайну и вместе с тем они раскрывают перед нами сердце нашего распятого Спасителя. Они говорят нам о том, что пережил Христос на Голгофе.

Этими словами Христос выразил самое ужасное переживание души, разлученной с Богом, оставленной Богом. Он выразил самую суть страданий ада.

Как только люди ни представляли себе ада и как только они ни изображали его мучений! Великий итальянский поэт Данте изобразил, например, ад в виде пропасти с несколькими ярусами по ее стенам и с дном, где находятся величайшие грешники мира. На дно ада Данте поместил Иуду, который предал Христа. Были и другие изображения ада - в виде, например, пламени огня, причем неугасимого, в котором горят и не сгорают души, осужденные на погибель. В притче о богаче и Лазаре Христос говорит тоже о «пламени» ада - Лк. 16, 24. Но истинная сущность ада заключается в разлучении человеческой души с Богом! Именно в этом сущность «гнева» Божия и наказания за грех.

Возглас Христа на Голгофе - «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» - это крик со дна ада, где Спаситель испил за нас чашу божественного возмездия за грех. Эти слова Христа говорят о том, что ад - это место, где нет Бога.

На всем земном шаре нет такого уголка, которого не достигал бы Господь Своей любовью. Лучи солнца достигают до дна самого глубокого моря и производят там свое благотворное действие, хотя люди могут этого не замечать. Так любовь Божия может простираться до самого далекого от Бога человека и нести ему свое благодеяние. Вот почему ни один из живущих на земле людей никогда не поймет, что значит быть оставленным Богом. Только в аде люди вполне прочувствуют отсутствие Бога.

В словах Христа «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» - слышатся и весьма радостные звуки. Этими словами Христос как бы говорит всем людям на земле: Я был оставлен Отцом Небесным, чтобы всем вам дать право быть навеки с Богом! И этим правом воспользовался, прежде всего, покаявшийся на Голгофе разбойник - Лк. 23, 43.

Пятое слово Христа на Голгофе:

«Жажду» (Ин. 19, 28)

После всех страданий Христа на кресте силы Его иссякли, и в Своем изнеможении Он произнес одно только слово: «Жажду». Это единственное слово, которым Христос выразил всю полноту Своих физических страданий, в то время как словом «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» Он выразил полноту Своих душевных переживаний на Голгофе. Ужасную боль распятия, то есть пригвождения ко кресту, затем шестичасовое висение на гвоздях - все это Христос перенес безмолвно и с поразительным терпением.

На Голгофе Христос совершил дело спасения всех нас, бедных грешников. И только после того, как Он выполнил это величайшее дело нашего спасения, Он как бы, наконец, почувствовал Свои физические страдания и выразил их Своим знаменитым словом «Жажду». В двояком смысле произнес Христос это слово. Там, на кресте Голгофы, Его томила физическая жажда; но сегодня Его томит другая жажда - жажда Его сердца, жажда Его души. Христос жаждет любви всех, следующих за Ним. Утоляем ли мы эту жажду? И, наконец, Он жаждет нашей чистоты и святости. Но именно об этой жажде Христа мы забываем чаще всего. Пусть же слово Христа «Жажду» проникнет глубоко в наши души!

Шестое слово Христа на Голгофе:

«Совершилось!» (Ин. 19, 30)

Пять слов Христа на кресте были словами страдающего Христа. Его шестое и седьмое слово являются словами умирающего Христа. Крест Голгофы - это не только место мучений Христа, но и место Его смерти.

Остановим наше внимание на слове Христа «Совершилось!». Совершилось, исполнилось то, для чего Христос приходил на нашу землю. Сам Господь говорит нам о цели Своего прихода на нашу землю. «Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить» - Ин. 17, 4. Спаситель пришел в наш мир показать людям, каким является их Отец Небесный. Об этом Он так ясно сказал Своему апостолу Филиппу в ответ на его просьбу - показать им, апостолам, Отца Небесного: «.столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь: «покажи нам Отца?» Разве ты не веришь, что Я в Отце, и Отец во Мне?» - Ин. 14, 8-10. Вся жизнь Сына Божия на земле была прославлением Отца Небесного. Но нигде Он не прославил Своего Отца так, как на кресте Голгофы. Крест Христа - это высшее прославление Бога. Именно на кресте Голгофы была явлена величайшая любовь Божия к согрешившему и виновному перед Ним человечеству. Христос умер за грешников. В Нем Бог примирил с Собою мир, и это примирение совершено только через Кровь Христа. «Совершилось!» Совершилось спасение грешников от ада! Достигнута и эта цель Его жизни на нашей земле; исполнена и эта величайшая задача.

Седьмое слово Христа на Голгофе:

«Отче! в руки Твои предаю дух Мой» (Лк. 23, 46)

Эти слова показывают нам, как умирал наш Спаситель. Он умирал, молясь! Он жил, молясь, и умирал с молитвой! Какой великий пример.

Одр смерти - это то место, где разжимаются руки людей, и из них выпадает все, за что они держались. Верующий во Христа человек на одре смерти начинает, как никогда, чувствовать близость своего Спасителя. Есть люди, которые только на одре смерти вспоминают Бога, прожив всю жизнь свою без Него, - есть также и христиане, которые только на одре смерти начинают ценить, как должно, Христа и Его драгоценную Кровь.

Христос, умирая, молился словами Священного Писания. Верующие в Иисуса Христа должны изучать язык Библии потому, что это язык, который лучше всего соединяет нас с Богом.

Бывают в нашей жизни времена, когда только языком Библии можно выразить то, что наполняет нашу душу. Христос, умирая, молился словами Псалма 30, 6: «В Твою руку предаю дух Мой».

Христос, умирая, молился о Своем духе. Мы знаем, что драгоценный жемчуг сокрыт в раковине; так драгоценная душа наша сокрыта в нашей телесной оболочке. Мы должны знать, что наш дух бессмертен, он никогда не умрет. И Ветхий и Новый Завет едины в учении о бессмертии духа, о бессмертии нашей души. Прочтем в книге Екклесиаста 12, 7: «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его». А в Новом Завете мы читаем слова Христа: «Я живу, и вы будете жить» - Ин. 14, 19. Последнее слово Христа на Голгофе указывает нам на самую надежную пристань для нашей души, где никакие бури земли не коснутся ее. Это руки нашего Небесного Отца и Спасителя Иисуса Христа. И пусть в этих руках изо дня в день покоится наш дух. Тогда сердце наше с великим ликованием будет петь чудную песнь: «Течет ли жизнь мирно, подобно реке, несусь ли на грозных волнах, - во всякое время, вблизи, вдалеке, в Твоих я покоюсь руках».

«Отче! в руки Твои предаю дух Мой!» Христос ушел к Отцу Своему как бы на «крыльях молитвы». Мы также имеем эти чудные крылья молитвы. Будем на крыльях молитвы изо дня в день подниматься к светлым небесным высотам и черпать там все новые и новые силы для радостного служения нашему Господу.

Карев А. В. Доктрины Библии.