Летом 1956 г. на сто восемьдесят четвертом километре от Москвы по железнодорожной ветке на Муром и Казань сходит пассажир. Это - рассказчик, судьба которого напоминает судьбу самого Солженицына (воевал, но с фронта «задержался с возвратом годиков на десять», то есть отсидел в лагере, о чем говорит еще и то, что, когда рассказчик устраивался на работу, каждую букву в его документах «перещупали»). Он мечтает работать учителем в глубине России, подальше от городской цивилизации. Но жить в деревне с чудесным названием Высокое Поле не получилось, поскольку там не пекли хлеба и не торговали ничем съестным. И тогда он переводится в поселок с чудовищным для его слуха названием Торфопродукт. Впрочем, оказывается, что «не все вокруг торфоразработки» и есть еще и Деревни с названиями Часлицы, Овинцы, Спудни, Шевертни, Шестимирово…

Это примиряет рассказчика со своей долей, ибо обещает ему «кондовую Россию». В одной из деревень под названием Тальново он и поселяется, Хозяйку избы, в которой квартирует рассказчик, зовут Матрена Игнатьевна Григорьева, или просто Матрена.

Судьба Матрены, о которой она не сразу, не считая ее интересной для «культурного» человека, иногда по вечерам рассказывает постояльцу, завораживает и в то же время ошеломляет его. Он видит в ее судьбе особый смысл, которого не замечают односельчане и родственники Матрены. Муж пропал без вести в начале войны. Он любил Матрену и не бил ее, как деревенские мужья своих жен. Но едва ли сама Матрена любила его. Она должна была выйти замуж за старшего брата мужа - Фаддея. Однако тот ушел на фронт в первую мировую войну и пропал. Матрена ждала его, но в конце концов по настоянию семьи Фаддея вышла замуж за младшего брата - Ефима. И вот внезапно вернулся Фаддей, бывший в венгерском плену. По его словам, он не зарубил топором Матрену и ее мужа только потому, что Ефим - брат ему. Фаддей так любил Матрену, что новую невесту себе подыскал с тем же именем. «Вторая Матрена» родила Фаддею шестерых детей, а вот у «первой Матрены» все дети от Ефима (тоже шестеро) умирали, не прожив и трех месяцев. Вся деревня решила, что Матрена - «порченая», и она сама поверила в это. Тогда она взяла на воспитание дочку «второй Матрены» - Киру, воспитывала ее десять лет, пока та не вышла замуж и не уехала в поселок Черусти.

Матрена всю жизнь живет не для себя. Она постоянно работает на кого-то: на колхоз, на соседей, выполняя при этом «мужицкую» работу, и никогда не просит за нее денег. В Матрене есть огромная внутренняя сила. Например, она способна остановить на бегу несущуюся лошадь, которую не могут остановить мужчины.

Постепенно рассказчик понимает, что именно на таких, как Матрена, отдающих себя другим без остатка, и держится еще вся деревня и вся русская земля. Но едва ли его радует это открытие. Если Россия держится только на самоотверженных старухах, что же будет с ней дальше?

Отсюда - нелепо-трагический конец рассказа. Матрена погибает, помогая Фаддею с сыновьями перетаскивать через железную дорогу на санях часть собственной избы, завещанной Кире. Фаддей не пожелал дожидаться смерти Матрены и решил забрать наследство для молодых при ее жизни. Тем самым он невольно спровоцировал ее гибель, Когда родственники хоронят Матрену, они плачут, скорее, по обязанности, чем от души, и думают только об окончательном разделе Матрениногр имущества. Фаддей даже не приходит на поминки.

Матрена Васильевна Григорьева - крестьянка, одинокая женщина шестидесяти лет, из-за болезни отпущенная из колхоза. В рассказе документально воспроизведена жизнь Матрены Тимофеевны Захаровой - жительницы деревни Мильцево (у Солженицына Тальново) Курловского района Владимирской области. Первоначальное название «Не стоит село без праведника» было изменено по предложению Твардовского, считавшего, что оно слишком прямолинейно раскрывает смысл центрального образа и всего рассказа. М., по словам односельчанок, «за обзаводом не гналась», одевалась кое-как, «помогала чужим людям бесплатно».

Дом старый, в дверном углу у печки - Матренина кровать, лучшая, приоконная часть избы уставлена табуретками и лавками, на которых - кадки и горшки с любимыми фикусами - главное ее богатство. Из живности - колченогая старая кошка, которую М. пожалела и подобрала на улице, грязно-белая коза с кривыми рогами, мыши да тараканы.

Замуж М. вышла еще до революции, потому что «мать у них умерла… рук у них не хватало». Вышла за Ефима - младшего, а любила старшего, Фаддея, но тот ушел на войну и пропал. Три года его ждала: «ни весточки, ни косточки». На Петров день повенчались с Ефимом, а на Миколу зимнего вернулся Фаддей из венгерского плена и едва не порубал их обоих топором. Родила шестерых детей, но они «не стояли» - не доживали до трех месяцев. Во вторую мировую пропал Ефим, и осталась М. одна. За одиннадцать послевоенных лет (действие происходит в 1956 г.) решила М., что его уже нет в живых, У Фаддея тоже родилось шестеро детей, все были живы, и М. взяла к себе младшую девочку - Киру, воспитала ее.

Пенсии М. не получала. Болела, но не считалась инвалидом, четверть века проработала в колхозе «за палочки». Правда, потом стали ей все-таки платить рублей восемьдесят да еще сто с лишком получала от школы и постояльца-учителя. Не заводила «добра», не радовалась случаю заполучить квартиранта, не жаловалась на болезни, хотя два раза в месяц валил ее недуг. Зато беспрекословно шла работать, когда прибегала за ней жена председателя или когда соседка просила помочь копать картошку, - никогда никому

М. не отказала и денег ни с кого не брала, за что и считали ее глупой. «Вечно она в мужичьи дела мешалась. И конь когда-то ее чуть в озере не сшиб под прорубь», да и напоследок, когда увозили ее горницу, могли бы обойтись без нее - нет, «меж трактором и санями понесло Матрену». То есть всегда она была готова помочь другому, пренебречь собой, отдать последнее. Вот и горницу отдала воспитаннице Кире, значит, придется разломать дом, ополовинить его - невозможный, дикий поступок, с точки зрения хозяина. Да еще бросилась помогать перевозить.

Вставала в четыре-пять часов, до вечера хватало всяких дел, в уме заранее составлен план, что делать, но, как бы ни уставала, всегда была доброжелательна. М. была присуща врожденная деликатность - боялась обременить собой и потому, когда болела, не жаловалась, не стонала, стеснялась вызвать из поселкового медпункта врача. В Бога верила, но не истово, хотя всякое дело начинала: «С Богом!» Спасая имущество Фаддея, застрявшее на санях на железнодорожном переезде, М. попала под поезд и погибла. Ее отсутствие на этой земле сказывается незамедлительно: кто же теперь пойдет шестым впрягаться в соху? К кому обращаться за помощью?

На фоне смерти М. проявляются характеры ее алчных сестер, Фаддея - бывшего ее любимого, подруги Маши, всех, кто принимает участие в дележе ее нищего скарба. Над гробом несется плач, он переходит в «политику», в диалог между претендентами на Матренино «имущество», которого всего-то - грязно-белая коза, колченогая кошка да фикусы. Матренин постоялец, наблюдая все это, вспоминая живую М., вдруг отчетливо понимает, что все эти люди, и он в том числе, жили рядом с нею и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого «не стоит село».

Рассказчик - автобиографический персонаж. Матрена называет его Игнатьичем. Отбыв ссылку в «пыльной, горячей пустыне», он реабилитирован в 1956 г. и пожелал жить в деревне где-нибудь в средней полосе России. Оказавшись в Тальнове, он поселился у Матрены, преподавал математику в школе. Лагерное прошлое проступает во всех его поступках и желаниях: уйти от посторонних глаз, от любого вмешательства в свою жизнь. Р. болезненно переживает случай, когда Матрена случайно надела его телогрейку, не выносит шума, особенно репродуктора. С Матреной они сразу поладили - с ней невозможно было не ладить, хотя и жили в одной комнате, - до того она была тихая и услужливая. Но и Р., человек многоопытный и ученый, не сразу понял Матрену и оценил по-настоящему лишь после ее смерти.

Александр Исаевич Солженицын.

«Матрёнин двор»

Летом 1956 г. на сто восемьдесят четвёртом километре от Москвы по железнодорожной ветке на Муром и Казань сходит пассажир. Это — рассказчик, судьба которого напоминает судьбу самого Солженицына (воевал, но с фронта «задержался с возвратом годиков на десять», то есть отсидел в лагере, о чем говорит ещё и то, что, когда рассказчик устраивался на работу, каждую букву в его документах «перещупали»). Он мечтает работать учителем в глубине России, подальше от городской цивилизации. Но жить в деревне с чудесным названием Высокое Поле не получилось, поскольку там не пекли хлеба и не торговали ничем съестным. И тогда он переводится в посёлок с чудовищным для его слуха названием Торфопродукт. Впрочем, оказывается, что «не всё вокруг торфоразработки» и есть ещё и деревни с названиями Часлицы, Овинцы, Спудни, Шевертни, Шестимирово…

Это примиряет рассказчика со своей долей, ибо обещает ему «кондовую Россию». В одной из деревень под названием Тальново он и поселяется. Хозяйку избы, в которой квартирует рассказчик, зовут Матрёна Васильевна Григорьева или просто Матрёна.

Судьба Матрёны, о которой она не сразу, не считая её интересной для «культурного» человека, иногда по вечерам рассказывает постояльцу, завораживает и в то же время ошеломляет его. Он видит в её судьбе особый смысл, которого не замечают односельчане и родственники Матрёны. Муж пропал без вести в начале войны. Он любил Матрёну и не бил её, как деревенские мужья своих жён. Но едва ли сама Матрёна любила его. Она должна была выйти замуж за старшего брата мужа — Фаддея. Однако тот ушёл на фронт в первую мировую войну и пропал. Матрёна ждала его, но в конце концов по настоянию семьи Фаддея вышла замуж за младшего брата — Ефима. И вот внезапно вернулся Фаддей, бывший в венгерском плену. По его словам, он не зарубил топором Матрёну и её мужа только потому, что Ефим — брат ему. Фаддей так любил Матрёну, что новую невесту себе подыскал с тем же именем. «Вторая Матрёна» родила Фаддею шестерых детей, а вот у «первой Матрёны» все дети от Ефима (тоже шестеро) умирали, не прожив и трёх месяцев. Вся деревня решила, что Матрёна — «порченая», и она сама поверила в это. Тогда она взяла на воспитание дочку «второй Матрёны» — Киру, воспитывала её десять лет, пока та не вышла замуж и не уехала в посёлок Черусти.

Матрёна всю жизнь жила как бы не для себя. Она постоянно работает на кого-то: на колхоз, на соседей, выполняя при этом «мужицкую» работу, и никогда не просит за неё денег. В Матрёне есть огромная внутренняя сила. Например, она способна остановить на бегу несущуюся лошадь, которую не могут остановить мужчины.

Постепенно рассказчик понимает, что именно на таких, как Матрёна, отдающих себя другим без остатка, и держится ещё вся деревня и вся русская земля. Но едва ли его радует это открытие. Если Россия держится только на самоотверженных старухах, что же будет с ней дальше?

Отсюда — нелепо-трагический конец рассказа. Матрёна погибает, помогая Фаддею с сыновьями перетаскивать через железную дорогу на санях часть собственной избы, завещанной Кире. Фаддей не пожелал дожидаться смерти Матрёны и решил забрать наследство для молодых при её жизни. Тем самым он невольно спровоцировал её гибель. Когда родственники хоронят Матрёну, они плачут, скорее, по обязанности, чем от души, и думают только об окончательном разделе Матрёниного имущества.

Фаддей даже не приходит на поминки.

В 1956 году летом, из далекого Казахстана, вернулся в Россию автор-рассказчик Игнатич. После нескольких лет, проведенных в местах лишения свободы, ему очень тяжело найти работу учителя, поэтому Игнатич решает искать вакансии в глубинке. Перебрав несколько сёл, учитель останавливается в селе Тальново, в избе у Матрены Васильевны Григорьевой. Игнатич сразу оказался выгодным для нее постояльцем, ведь за него школа, помимо квартплаты, выделила машину торфа для отопления зимой.

Жизнь Матрены сложилась не легкая. В 19 лет к ней начал свататься Фаддей, но свадьбу они не успели сыграть, так как Фаддей ушел на войну. На протяжении трех лет от Фаддея не было ни одной весточки и Матрена, совсем потеряв надежду, вышла замуж за его младшего брата Ефима. Освободившийся из венгерского плена Фаддей через полгода вернулся на родину и чуть не зарубил Матрену и Ефима. Не перестав любить Матрену, Фаддей женился на девушке с таким же именем, которая родила ему шесть детей. С детьми же у Матрены не сложилось, все ее дети умирали, не дожив до трех месяцев. Выпросив у жены Фаддея дочку на воспитание, Матрена растила Киру десять лет, пока та не вышла замуж и не переехала.

Матрена всю свою жизнь прожила для кого-то, но только не для себя. Она постоянно работала на колхоз и всегда бесплатно помогала всем соседям и просителям, считая это своей обязанностью. Раз в полтора месяца Матрене выпадала обязанность кормить пастухов, которые пасли коз. Тогда Матрена практически все деньги тратила на продукты, которые она сама вообще не ела: консервы, масло, сахар. Стараясь угодить хорошим обедом пастухам, она боялась, что за плохой обед они пустят по селу о ней дурные слухи.

Постоянно болея, Матрена решила, что после ее смерти сруб горницы должен достаться Кире. Фаддей выяснил, что молодым в то время выделяли бесплатно участок земли, и тут горница Матрены пришлась как никогда кстати. Фаддей зачастил к Матрене требуя отдать обещанное и спустя несколько дней Матрена решилась. Фаддей с сыновьями быстро разобрали горницу и погрузили ее на двое саней, которые нанятый трактор должен был перевести на новый участок. На железнодорожном переезде лопнул трос, который тянул вторые сани. Тракторист, сын Фаддея и Матрена ладили порвавшийся трос и не заметили паровоз, который без габаритных огней сдавал задом.

Судовое дело о смерти трех человек быстро замяли, а Фаддей даже не явился на поминки. В этом рассказу Матрена символизирует собой простого и добродушного человека из глубинки, который не гнался всю свою жизнь за богатствами и ненужными нарядами, а всегда был рад помочь другим в трудную минуту.

Сочинения

«Затеряться в самой нутряной России». (По рассказу А. И. Солженицына «Матрёнин двор».) «Не стоит село без праведника» (образ Матрены в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор») «Не стоит село без праведника» (по рассказу «Матренин двор») Анализ рассказа А.И.Солженицына "Матрёнин двор" Изображение деревни в рассказе «Матренин двор» (по рассказу А.И.Солженицына) Изображение русского национального характера в произведении Солженицына «Матренин двор» Какие художественные средства использует автор при создании образа Матрены? (по рассказу Солженицына «Матренин двор»). Комплексный анализ произведения А. Солженицына «Матренин двор». Крестьянская тема в рассказе А. Солженицына "Матренин двор" Не стоит земля без праведника (По рассказу А. И. Солженицына "Матренин двор") Не стоит земля без праведника (по рассказу А. Солженицына «Матренин двор») Нравственные проблемы в рассказе А. И. Солженицына "Матренин двор" Образ человека-праведника в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор» Проблема нравственного выбора в одном из произведений А. И. Солженицына («Матренин двор»). Проблема нравственного выбора в рассказе А.И. Солженицына "Матренин двор" Проблематика произведений Солженицина Рецензия на рассказ А. Солженицына «Матренин двор» Русская деревня в изображении А.И. Солженицына. (По рассказу "Матренин двор".) Русская деревня в изображении Солженицына Смысл названия рассказа А. И. Солженицына «Матренин двор» Сочинение по рассказу А.И.Солженицына "Матренин двор" Судьба главной героини в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор» Судьба человека (по рассказам М. А. Шолохова «Судьба человека» и А. И. Солженицына «Матренин двор») Судьбы русской деревни в литературе 1950-1980-х годов (В. Распутин "Прощание с Матерой", А. Солженицын "Матренин двор") Тема праведничества в рассказе А. Солженицына «Матренин двор» Тема разрушения дома (по рассказу А. И. Солженицына «Матренин двор») Тема Родины в повести И. А. Бунина «Суходол» и рассказе А. И. Солженицына. «Матренин двор» Фольклорные и христианские мотивы в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор» История создания рассказа «Матренин двор» "Матренин двор" Солженицына. Проблема одиночества среди людей Краткий сюжет рассказа А. Солженицына «Матренин двор» Идейно-тематическое содержание рассказа «Матренин двор» Смысл названия рассказа «Матренин двор» Рецензия на рассказ Александра Солженицына "Матренин двор" Идея национального характера в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор» Сюжет повести «Прощание с Матерой» Образ главной героини в рассказе А.И. Солженицына "Матренин двор" 2 Комплексный анализ произведения "Матренин двор" А.И. Солженицына 2 Характеристика произведения "Матренин двор" Солженицына А.И. «Матренин двор» А. И. Солженицына. Образ праведницы. Жизненная основа притчи Без праведников нет России Судьба русской деревни в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор» В чем заключается праведничество Матрены и почему оно не было оценено и замечено окружающими? (по рассказу А. И. Солженицына «Матренин двор») Человек в тоталитарном государстве (по рассказу А И Солженицына «Матренин двор») Образ русской женщины в рассказе А. Солженицына «Матренин двор» Художественные особенности рассказа «Матренин двор» Рецензия на произведение Александра Исаевича Солженицына "Матренин двор" Образ русской женщины в рассказе А. Солженицына \"Матренин двор\" 1 Крестьянская тема в рассказе Александра Солженицына «Матренин двор» В чем суть праведности Матрены в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор» От Горького до Солженицына Жизнь праведницы (по рассказу А. И. Солженицына «Матрёнин двор») Нравственная проблематика рассказа А. И. Солженицына «Матренин двор» Суровая правда в рассказе «Матренин двор» Затеряться в самой нутряной России Рецензия на рассказ А.И.Солженицына "Затеряться в самой нутряной России". (По рассказу А.И.Солженниына "Матренмн двор") Как трактовать образ главной героини: жертва или святая?

Чтобы лучше подготовиться к учебному году, необходимо летом прочитать как можно больше произведений из списка литературы. Именно так найдется больше времени осенью для получения новых знаний. Если сейчас на всё не хватает сил, то в этом случае можно пролистать краткий пересказ по главам. Здесь мы предлагаем к прочтению известный, полезный для сочинений и экзаменов рассказ Солженицына «Матрёнин двор», анализ которого вы можете найти .

На календаре 1956 год. Рассказчик, желающий обрести спокойствие и тишину, прибывает в городок с необычным названием – Высокое поле. Но здесь он не находит покоя, поэтому перенаправляется в поселок Торфпродукт (или село Тальново). Герой останавливается у пожилой женщины Матрёны (вот ее ). Внутреннее убранство избы было не самым лучшим: по полу бегали тараканы, мыши, а в ноги ластилась хромая кошка.

Жила Матрёна по определенному, установленному режиму: подъем в 5 утра, кормление козы да приготовление простого завтрака своему квартиранту – рассказчику. Правда, не было у женщины пенсии, потому что в погоне за бесконечными печатями нужно проходить огромное количество километров, а возможности не позволяли.

Местные жители села Торфпродукта жили бедно. Почва была не совсем пригодна для урожая, а торф, окружающий поселение, принадлежал не тальновским людям. Они каждый год в тайне его воровали, чтобы отапливать свои дома зимой.

Отличительной особенностью Матрёны было то, что она всегда приходила всем на помощь. Так, например, женщина никогда не отказывала сельчанам по хозяйству. Она с радостью занималась чужими огородами и радовалась чужому урожаю.

Самым затратным для героини было регулярное кормление пастухов раз в полтора месяца. Тогда Матрёна тратила большие деньги на покупки таких продуктов, которых никогда и не ела сама. Но отказать она не могла….

Наступила зима, и героиня всё же получила пенсию. После этого она будто расцвела: она купила себе новые валенки, пальто, а оставшиеся деньги отложила на похороны. Но, несмотря на всю отзывчивость и помощь, односельчане стали ей завидовать.

Когда пришла пора Крещения, неожиданно в гости пришли сестры главной героини. Возможно, они хотели забрать себе часть Матрёниной пенсии, но саму женщину это не волновало. Её огорчением было лишь украденное ведёрко со святой водой из церкви.

Глава 2

Ни сам рассказчик, ни Матрёна особо не делились личной жизнью. Постоялец лишь поведал о том, что сидел в тюрьме, а героиня поделилась своей несчастной долей: вышла замуж, но все дети скоропостижно скончались, а затем муж не пришёл с фронта.

Однажды в гости заходит некий Фаддей. Позже рассказчик узнает, что это младший брат мужа Матрёны. В тот же самый вечер женщина решается рассказать о своей жизни более подробно.

Всю свою жизнь героиня любила лишь Фаддея, но вышла замуж за его родного брата, потому что любимый пропал без вести на фронте, и родственники настояли, чтобы девка не томилась, а шла замуж и помогала семье жениха по хозяйству. К сожалению, из их шести детей не выжил никто. После возращения из плена, Фаддей возненавидел родственников за предательство, женился и стал отцом шестерых детей.

Вскоре на войну забирают и старшего брата, мужа Матрёны, но он пропадает без вести. В помощницы по хозяйству героиня берёт племянницу Киру, которую воспитывает в течение десяти лет. Чувствуя ухудшение здоровья, Матрёна пишет завещание, в котором часть дома отдаёт юной девушке.

Спустя несколько лет Кира выходит замуж и становится собственницей пустого участка земли. Фаддей не находит ничего лучше, как перенести часть Матрёниного дома в другое село. Героиня соглашается это сделать. Мужчина быстро разобрал небольшую пристройку к дому, поместил всё в сани и отправился в соседнее село. Матрёна и один из сыновей Фаддея сели во вторые сани, которые у железной дороги застряли и сломались. Из-за сильного грохота трактора никто не расслышал гудок приближающегося паровоза…В час ночи Тальново облетела страшная новость – на железнодорожных путях погибли сын Фаддея и Матрёна.

Глава 3

Утром привезли тело главной героини. Наступило время похорон. Лишь Кира и жена Фаддея искренне горевали по умершей Матрёне. Остальные делали это на показ. Самого Фаддея в этот день не было, да и переживал он больше о том, как же всё-таки перевести участок дома покойной.

Матрёну похоронили по всем традициям, а избу её закололи досками. Рассказчику пришлось искать новое жилье. О героине он всегда отзывался добрыми, ласковыми словами. По его мнению, Матрёна была праведником, на котором держалось село.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

/ / «Матренин двор»

Рассказ «Матренин двор» Александра Солженицына – яркое изображение патриархального уклада русской деревни. Написан он в 1963 году.

Во введении автор сообщает читателю, что даже спустя 6 месяцев после событий, описанных в рассказе, поезд, следуя из Москвы, притормаживал на 184 километре. Причина известна только самому рассказчику, ну и, конечно, машинисту, который замедлял там ход.

Рассказ «Матренин двор» состоит из нескольких частей. Рассмотрим содержание каждой.

Рассказчик – учитель математики в поселковой школе. Из его биографии известны следующие факты: воевал в Азии, 10 лет отсидел в лагерях, а только после этого вернулся на родину.

В бараке он жить не хотел, поэтому искал, у кого можно снять жилье, хотя бы просто угол. Так он и попал в избу Матрены Васильевны Григорьевой, старой и одинокой женщины.

Вот как описывает рассказчик свое новое жилье: изба крепкая и просторная, рассчитана на большую семью. Правда, немного темновата. На окнах – неизменные фикусы, их хозяйка очень любила. Дом был полон живности: кошка, мыши, тараканы.

Матрена Васильевна болела, как-никак уже 60 лет, а вот инвалидности добиться не могла. Пенсию она тоже не получала. Продолжала работать в колхозе, но зарплату не платили, ставили трудодни.

Питались они с учителем-постояльцем совсем бедно: картошкой и кашей, сваренной из дешевой крупы.

Топливо жители поселка Тальново воровали в тресте, за что могли наказать, вплоть до лишения свободы. Велась добыча торфа, но селянам его не продавали.

Матрене приходилось очень нелегко. Ее повседневные заботы заключались в том, чтобы добыть торфа или сухих пеньков на растопку, а для козы сена, набрать брусники, собрать справки для пенсии. Правда, этот год выдался более удачным. Матрена Васильевна стала чувствовать себя лучше, болезнь будто немного отошла, за квартиранта-учителя ей назначили пенсию, пусть и мизерную, но все же. Простая русская женщина была уже счастлива тем, что купила новые валенки и телогрейку, а из старой шинели сшила пальто. Такой предстает перед читателями первая часть рассказа «Матренин двор».

В начале же второй части, однажды вернувшись домой, учитель застает в избе Фаддея Григорьева. Этот бородатый старик пожаловал к нему с визитом. Пришел просить за сына, который не успевал по математике.

Учитель узнал всю историю, связывающую этих людей. Матрена была невестой Фаддея, но свадьба не состоялась, так как его забрали на войну. Целых три года никто ничего о нем не знал. Жив ли он или нет? Тогда за нее посватался младший брат Фаддея Ефим. Матрена согласилась. Молодые стали жить в той самой избе, где и по сей день обитает старая женщина. Построил ее отец братьев Григорьевых.

Как позже выяснилось, Фаддей все это время находился в плену. Когда вернулся, застал невесту замужем за другим. Он не стал разбираться с братом, а взял в жены другую. Ее тоже звали Матреной. Мужчина срубил новую избу. В их браке родилось шестеро детей. Только волт человеком он был жестоким, и жена часто жаловалась Матрене Васильевне на побои и жадность Фаддея.

Как же сложилась судьба Матрены, жены Ефима? Ее дети, их тоже было шестеро, погибли еще новорожденными. Всех их она похоронила еще до начала войны. Муж пропал без вести на полях сражений. Да, незавидная доля. Матрена Васильевна попросила у тезки одного ребеночка, чтобы не было так одиноко. Ей не отказали в просьбе. Так у нее появилась дочь Кира. Матрена воспитала ее, как родную. Удачно выдала замуж в соседнее село. Семья приемной дочери иногда помогала Матрене. Часто болея, женщина стала задумываться о завещании, часть избы она хотела оставить Кире. Но на нее рассчитывали еще и три ее сестры.

Кире нужен был дом, и она попросила приемную мать о наследстве еще до ее смерти. Старик Фаддей требовал разобрать избу и отдать. Матрена жалела дом, в котором прожила сорок лет, ей не хотелось его ломать. Это была вся ее жизнь. Но ничего не поделаешь. Созвали родственников и разобрали избу. После ее должны были перевезти и заново собрать. Только теперь уже для Киры. Пока мужчины работали над разборкой, женщины готовили выпивку и закуску.

При перевозке избы произошло страшное событие. Минуя железнодорожный переезд, сани застряли. Под колесами проходившего поезда погибли три человека. И сама Матрена Васильевна Григорьева.

Часть третья начинается похоронами. Хотя отпевание на них больше напоминает сведение старых счетов. Сестры Матрены не столько причитали над ее телом, сколько пытались отстоять свои права на наследство умершей женщины. Родственники же Григорьевых были с этим категорически не согласны.

Фаддей, настоявший на том, чтобы разбирать и перевозить избу, затащил все-таки бревна себе. Чего же добру теперь пропадать?

Учитель слушал отзывы сельчан о Матрене на похоронах. Из них он понял, что она была не такая, как все. Не держала поросенка, не стремилась накупить добра и нарядов. Потеряв мужа и всех детей, она не очерствела душой, помогала всем, кому могла, и была счастлива от маленьких радостей, которые редко озаряли ее жизнь.

Имущество, нажитое ею за все время, - кошка, фикусы и коза. Все, кто ее окружал, так и не поняли, что рядом с ними, по соседству, жила настоящая праведница. Именно на таких людях держится наша земля. И хотя Солженицын замечает, что она была язычницей, мы прекрасно понимаем, что в своей жизни она следовала христианским моралям и ни капли от них не отступала.

Летом 1956 г. на сто восемьдесят четвёртом километре от Москвы по железнодорожной ветке на Муром и Казань сходит пассажир. Это - рассказчик, судьба которого напоминает судьбу самого Солженицына (воевал, но с фронта «задержался с возвратом годиков на десять», то есть отсидел в лагере, о чем говорит ещё и то, что, когда рассказчик устраивался на работу, каждую букву в его документах «перещупали»). Он мечтает работать учителем в глубине России, подальше от городской цивилизации. Но жить в деревне с чудесным названием Высокое Поле не получилось, поскольку там не пекли хлеба и не торговали ничем съестным. И тогда он переводится в посёлок с чудовищным для его слуха названием Торфопродукт. Впрочем, оказывается, что «не всё вокруг торфоразработки» и есть ещё и деревни с названиями Часлицы, Овинцы, Спудни, Шевертни, Шестимирово...

Это примиряет рассказчика со своей долей, ибо обещает ему «кондовую Россию». В одной из деревень под названием Тальново он и поселяется. Хозяйку избы, в которой квартирует рассказчик, зовут Матрёна Васильевна Григорьева или просто Матрёна.

Судьба Матрёны, о которой она не сразу, не считая её интересной для «культурного» человека, иногда по вечерам рассказывает постояльцу, завораживает и в то же время ошеломляет его. Он видит в её судьбе особый смысл, которого не замечают односельчане и родственники Матрёны. Муж пропал без вести в начале войны. Он любил Матрёну и не бил её, как деревенские мужья своих жён. Но едва ли сама Матрёна любила его. Она должна была выйти замуж за старшего брата мужа - Фаддея. Однако тот ушёл на фронт в первую мировую войну и пропал. Матрёна ждала его, но в конце концов по настоянию семьи Фаддея вышла замуж за младшего брата - Ефима. И вот внезапно вернулся Фаддей, бывший в венгерском плену. По его словам, он не зарубил топором Матрёну и её мужа только потому, что Ефим - брат ему. Фаддей так любил Матрёну, что новую невесту себе подыскал с тем же именем. «Вторая Матрёна» родила Фаддею шестерых детей, а вот у «первой Матрёны» все дети от Ефима (тоже шестеро) умирали, не прожив и трёх месяцев. Вся деревня решила, что Матрёна - «порченая», и она сама поверила в это. Тогда она взяла на воспитание дочку «второй Матрёны» - Киру, воспитывала её десять лет, пока та не вышла замуж и не уехала в посёлок Черусти.

Матрёна всю жизнь жила как бы не для себя. Она постоянно работает на кого-то: на колхоз, на соседей, выполняя при этом «мужицкую» работу, и никогда не просит за неё денег. В Матрёне есть огромная внутренняя сила. Например, она способна остановить на бегу несущуюся лошадь, которую не могут остановить мужчины.

Постепенно рассказчик понимает, что именно на таких, как Матрёна, отдающих себя другим без остатка, и держится ещё вся деревня и вся русская земля. Но едва ли его радует это открытие. Если Россия держится только на самоотверженных старухах, что же будет с ней дальше?

Отсюда - нелепо-трагический конец рассказа. Матрёна погибает, помогая Фаддею с сыновьями перетаскивать через железную дорогу на санях часть собственной избы, завещанной Кире. Фаддей не пожелал дожидаться смерти Матрёны и решил забрать наследство для молодых при её жизни. Тем самым он невольно спровоцировал её гибель. Когда родственники хоронят Матрёну, они плачут, скорее, по обязанности, чем от души, и думают только об окончательном разделе Матрёниного имущества.

Фаддей даже не приходит на поминки.