Теория государства и права Морозова Людмила Александровна

10.3 Функции права

Функции права

В понимании функций права в юридической литературе нет единообразия и единодушия.

По мнению одних ученых, функции права есть реализация его социального назначения, которое складывается из потребностей общественного развития. Социальное назначение права - урегулирование, упорядочение общественных отношений, придание им определенной направленности, стабильности, создание необходимых условий для реализации прав и свобод личности и нормальных условий для развития общества.

Другие ученые полагают, что функции права - это главные направления правового воздействия на общественные отношения, т. е. формы, способы, пути влияния права на общественные отношения.

Однако большинство отечественных ученых считают, что понятие «функции права» должно охватывать оба этих аспекта - и социальное назначение права, и вытекающие из этого назначения способы, пути воздействия права на общественные отношения.

Таким образом, под функциями права следует понимать основные направления правового воздействия на общественные отношения в целях их упорядочения, урегулирования и придания им необходимой стабильности, единства и динамизма.

В юридической литературе иногда употребляют термины не только «функции права», но и «функционирование права». Оба понятия очень близкие, но не совпадающие. Функционирование права - это действие права, реализация его функций, воплощение их в общественных отношениях, а функции права:

1) определяются сущностью права и его социальным назначением;

2) характеризуют необходимое воздействие права на общественные отношения. Иначе говоря, без такого воздействия общество на данном этапе не может обойтись;

3) направлены на осуществление наиболее важных, коренных задач, стоящих перед правом на данном этапе развития общества;

4) активно воздействуют на общественные отношения, на их упорядочение;

5) характеризуются непрерывностью, длительностью действия.

Система функций права непосредственно связана с системой права.

Проф. Т. Н. Радько выделяет пять групп функций права:

общеправовые, т. е. присущие всем отраслям права;

отраслевые, т. е. свойственные одной какой-то отрасли права;

межотраслевые (присущие двум и более отраслям права, например охранительная функция, присущая уголовному, административному и другим отраслям права);

правовых институтов;

нормы права или отдельных норм.

В юридической науке принято также классифицировать функции права на внутренние и внешние.

Внутренние функции права - это способы юридического воздействия на поведение людей и общественные отношения, которые лежат в рамках самого права. Они определяют собственно юридические функции права.

Внешние функции права находятся как бы за пределами самого права и характеризуют право как социальный регулятор. К внешним функциям права относят общесоциальные. Среди них выделяют функции:

1) культурно-историческую , посредством ее право аккумулирует духовные ценности и достижения мировой культуры;

2) воспитательную - способность права выражать определенную идеологию и оказывать влияние на сознание и волю людей. Она направлена на воспитание высокого правосознания и формирование стимулов правомерного поведения;

3) социального контроля - стимулирует определенное поведение и в то же время ограничивает нежелательные с точки зрения общества поведение и действия, т. е. удерживает от совершения неправомерных действий;

4) информационно-регулирующую - информирует о возможностях того или иного социально значимого поведения и способствует социально полезному поведению.

Что касается собственно юридических (или специально юридических) функций, то среди них выделяют две главные, или основные, функции - регулятивную и охранительную .

При этом главенствующая роль принадлежит регулятивной функции. Это вытекает из основного назначения права для жизни общества - упорядочить, регулировать общественные отношения, устанавливать позитивные правила поведения, организовать определенным образом общественные отношения. Регулятивная функция права вытекает из способности права предписывать, указывать варианты поведения и действий.

Проф. С. С. Алексеев выделяет в регулятивной функции две подфункции - статическую и динамическую.

Регулятивная статическая функция воздействует на общественные отношения посредством закрепления их в отдельных правовых институтах или их правового статуса, например закрепление правосубъектности граждан или отдельных организаций, определение компетенции государственных органов, или правового статуса юридических лиц, формы правления, государственного устройства и т. д.

Регулятивная динамическая функция выражается в воздействии на общественные отношения посредством оформления их движения, развития, т. е. право направлено на обслуживание правовыми средствами различных социальных процессов - экономических, политических, торговых и др. Выполняя регулятивно-динамическую функцию, право способствует не только развитию и совершенствованию существующих, но и возникновение новых общественных отношений.

Охранительная функция права направлена на охрану и защиту наиболее значимых общественных отношений и вытеснение нежелательных, чуждых данному обществу отношений.

Охранительная функция проявляет свое действие не только тогда, когда совершено правонарушение, но имеет и превентивное (предупредительное) действие. Иначе говоря, ее назначение - предупреждать о негативных последствиях, которые могут наступить, если лицо не соблюдает установленные правом запреты.

Специфика охранительной функции состоит в том, что право влияет на поведение посредством, во-первых, угрозы санкции, установления запретов и реализации юридической ответственности, во-вторых, информации о тех общественных отношениях, которые взяты под охрану государством.

В юридической литературе выделяют также неосновные собственно юридические функции: компенсационную, ограничительную и восстановительную , которые производны от основных.

Компенсационная функция состоит в компенсации ущерба или вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов, должностных лиц, других лиц. Данная функция присуща гражданскому, трудовому, отчасти уголовному праву. Например, оплата вынужденного прогула при восстановлении на работе незаконно уволенного, возмещение морального вреда.

Ограничительная функция направлена на ограничение некоторых действий лиц, ущемляющих права других. Права и свободы человека могут быть ограничены законом в интересах защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Не допускается пропаганда социальной, расовой, национальной и религиозной вражды (ст. 29, 55 Конституции РФ).

Восстановительная функция направлена на восстановление нарушенного права, прежнего правового положения, возврат незаконно отобранного имущества, восстановление на работе и т. д. Восстановительная функция тесно связана с компенсационной, поскольку восстановление нарушенного права влечет и компенсацию потерь лица.

Воздействие права на общественные отношения осуществляется в трех формах : информационной; ориентационного (воспитательное) воздействия; правового регулирования.

Информационная форма направлена на сообщение адресатам требований государства, доведение до сведения личности и организаций о тех вариантах поведения или действий, которые одобряются или порицаются государством.

Ориентационное (воспитательное) воздействие позволяет выработать у личности правовую установку на выполнение норм права, готовность к соблюдению правовых предписаний.

Правовое регулирование осуществляется посредством особого механизма правового регулирования и предполагает специальные средства воздействия на упорядочение общественных отношений. Важнейшим показателем данной формы является эффективность правового регулирования, воплощение правовых предписаний в правомерное поведение субъектов правового общения.

Из книги Корпоративное право автора Сазыкин Артем Васильевич

4. Функции и цели корпоративного права Каждая отрасль права выполняет в обществе и государстве определенные функции. Функции отрасли права очень важны, поскольку позволяют выявить и изучить направления правового регулирования конкретной отрасли. Функции отрасли тесно

Из книги Уголовное право. Шпаргалки автора Петренко Андрей Витальевич

4. Функции уголовного права Социальные ценности, созданные многовековой деятельностью людей, уголовное право (в содружестве с другими социально-правовыми регуляторами) охраняет от потенциальных (возможных) преступников и преступных посягательств. Такова охранительная

Из книги Общая теория права. Том I автора Алексеев Сергей Сергеевич

Глава 12. АКТИВНАЯ РОЛЬ И ФУНКЦИИ ПРАВА 1. Активная роль права в жизни общества.2. Активная роль права по отношению к экономике.3. Пределы активной роли права в жизни общества.4. Функции права.5. Эффективность права.1. Активная роль права в жизни общества.Здесь, в активной

Из книги Теория государства и права автора Морозова Людмила Александровна

1.3 Функции теории государства и права Значение теории государства и права наиболее полно раскрывается в ее функциях. В учебной литературе обычно называется несколько функций общей теории как науки - от трех-четырех до пяти-восьми. Чаще всего выделяют следующие

Из книги Административное право автора Петров Илья Сергеевич

13.2 Функции норм права Каждая норма права имеет собственное функциональное назначение. Следовательно, нормам права присущи определенные функции.Функции правовой нормы определяются чаще всего как ключевое направление действия нормы права, которое позволяет выявить

Из книги Трудовое право автора Петренко Андрей Витальевич

Источники и функции административного права Источники административного права – это внешняя форма выражения административно-правовой нормы. Нормативно-правовой акт является источником административного права, если содержит административно-правовые нормы

Из книги Инвестиционное право. Учебник автора Гущин Василий Васильевич

Функции административного права Под функциями административного права понимают основные направления правового отраслевого воздействия на общественные отношения. Они обусловливают значение и роль административного права в уставновлении административных

Из книги Теория государства и права: конспект лекций автора Шевчук Денис Александрович

1.2. Цели, задачи и функции трудового права Цели трудового права состоят в том, чтобы установить государственные гарантии трудовых прав и свобод граждан, создать благоприятные условий труда, защитить права и интересы работников и работодателей.Основные задачи трудового

Из книги Правоведение автора Мардалиев Р. Т.

§ 4. Функции инвестиционного права

Из книги Правоведение. Шпаргалка автора Афонина Алла Владимировна

§ 4. Функции теории государства и права Теория государства и права как фундаментальная наука выполняет ряд важных функций.Онтологическая функция – первая и отправная. Онтология – учение о бытии, в котором исследуются основы, принципы бытия, его структура,

Из книги Философия права. Учебное пособие автора Кальной И. И.

§ 3. Теория государства и права как учебная дисциплина, ее задачи и функции Концепция высшего юридического образования ориентируется на подготовку высококвалифицированных, широко образованных специалистов, способных к активному творческому участию в

Из книги Проблемы теории государства и права: Учебник. автора Дмитриев Юрий Альбертович

§ 6. Социальная ценность и функции права Ценности – это специфические социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества понять социальную ценность права – значит уяснить, раскрыть его

Из книги автора

Функции теории государства и права Под функциями следует понимать основные направления исследовательской деятельности. В связи с этим принято выделять следующие функции теории государства и права, да и всего правоведения:? онтологическая (онтология – учение о бытие) –

Из книги автора

7. Понятие права, его значение, признаки, функции На определенном этапе развития общества в человеческом коллективе возникает необходимость урегулирования общественных отношений. Данная функция отведена праву.Понятие права многозначно.Необходимо выделить следующие

Из книги автора

Из книги автора

§ 1.3. Функции права В понимании функций права в юридической литературе нет единообразия и единодушия. По мнению одних ученых, функции права есть реализация его социального назначения, которое складывается из потребностей общественного развития. Другие полагают,

  1. 6.9. Социальное назначение и функции права
    регулятивная и охранительная. Регулятивная функция выражается в позитивном регулировании общественных отношений и направлена на правомерное поведение субъектов права. Эти функции подразделяются на: регулятивно-статическую функцию (выражается в том, что право в своих нормах закрепляет определенные, установившиеся общественные отношения); регулятивно-динамическ ую функцию (выражается в том, что
  2. 12.2. Виды правоотношений
    регулятивные и охранительные. В свою очередь, среди регулятивных различают: а) правоотношения активного типа (возникают на основе обязывающих и управомо- чивающих норм и выражают динамическую функцию права) и б) правоотношения пассивного типа (возникают на основе запрещающих норм и выражают статическую, закрепляющую функцию права). По степени индивидуализации разграничивают а) относительные, в
  3. ТЕМА 5. ПРАВОПОНИМАНИЕ. ТЕМА 6. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ О ПРАВЕ
    динамическая. Воспитательная. Регулятивная статическая. Экономическая. Охранительная. Тест 16. Назовите характерные черты охранительной функции права. Установление позитивных правил поведения, предоставление субъективных прав и возложение юридических обязанностей. Влияние на волю угрозой санкции, установление запретов, реализация юридической ответственности. Формирование глубокого внутреннего
  4. 4.1.6. ПРАВО И ПРАВОВАЯ СИСТЕМА
    регулятивно- организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения, поведение людей. Это - интегрирующая категория, отражающая всю правовую организацию общества, целостную правовую действительность. По меткому выражению французского правоведа Ж. Карбонье, правовая система - это "вместилище, средоточие разнообразных юридических явлений". Он отмечает, что юридическая социология
  5. ГЛОССАРИЙ
    регулятивное (специально-юридическое), информационно-психологическое (мотивационное), воспитательное (идеологическое, педагогическое) и социальное воздействие на участников общественных отношений. Декларация - провозглашение основных принципов; правовой документ, имеющий силу рекомендации. Декрет - наименование особо важных нормативных актов. Деликтоспособность - способность лица самостоятельно
  6. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ
    регулятивная; 3) функциональная; 4) информационно-коммуникативная; 5) идеологическая13. Что касается категории лправовая система, то она используется в современной теории права в основном для того, чтобы охарактеризовать историко-правовые и этнокультурные отличия систем права различных государств и народов. Уточняя ее элементный состав, исследователи предпочитают не закрывать скобки, отмечая,

  7. регулятивные функции: статическую (более органичную для права), когда закрепляются, стабилизируются данные отношения с помощью дозволений и запретов, и динамическую (связанную с деятельностью государства), когда активизируется определенное поведение с помощью позитивных предписаний99. Таким образом, все известные в Древней Руси формы права: правовой обычай, судебный прецедент, договор и
  8. Заключение
    регулятивные качества. При этом происходило формирование легити- мационных структур массового сознания, что и обеспечивало эффективность работы всей системы, в том числе управленческого аппарата государства на ранних этапах его
  9. ИТОГОВЫЙ ТЕСТ
    регулятивные первичные и вторичные; коммуникативные и культурно-воспитательные. Какой вид социологического исследования используется социологами-практиками для диагностики групп сплочённости, выявления лидеров: анкетирование; социометрия; интервью. Вид гипотезы, выдвигаемой с целью выявления состава или структуры объекта: объяснительная; рабочая; описательная. Версия и гипотеза:
  10. 6.1. Основные тенденции функционирования институциональной базы экономики в условиях трансформационного подъема
    регулятивной функции государства во всех сферах экономической жизни. Главным компонентом экономического роста является эффект реанимации простаивающих отраслей, особенно в машиностроении и легкой промышленности. В социальном аспекте загрузка простаивающих мощностей означает увеличение занятости и смягчение социальной напряженности, о чем свидетельствуют данные табл. 6.2. Характеризуя особенности
  11. 4.1. Принципы и методы оценки эффективности предпринимательской деятельности
    динамической качественной категорией). Для определения принципов и методов оценки эффективности предпринимательства рассмотрим взаимоотношения между двумя важнейшими экономическими категориями - эффектом и эффективностью. И эффект, и эффективность отражают рост и развитие экономического объекта, т. е. его способность к прогрессивным количественным изменениям, отраженным в объемных показателях, и
  12. 2.2. ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ТРУДА
    динамической и статической) и нервно-психической нагрузок на организм человека. Динамическая физическая нагрузка определяется объемом физической работы (в килограммометрах), величиной энергетиче ских затрат (в калориях), мощностью усилия (в ваттах). Статиче ская физическая нагрузка характеризуется величиной усилия, кото рое совершает человек без перемещения тела или отдельных его частей,
  13. 12.4. УСЛОВИЯ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ
    динамического сте реотипа. При решении этого вопроса следует идти на компромисс между биологическими и социальными потребностями человека. Биологические закономерности функционирования организма диктуют необходимость перехода из одной смены в другую через значительные (до одного месяца) промежутки времени. Социальные потребности требуют частой перемены сменности работы. Компромиссным может быть
  14. 4.1. Организация Объединенных Наций и ее специализированные учреждения
    регулятивных функций ООН и агентств, ответственных за разработку нор мативов регламентации международного бизнеса, наиболее важными пред ставляются следующие: проведение в жизнь соглашений о сферах государственной юрис дикции (Генеральная Ассамблея), которое помогает определять, какая страна обладает правомочиями по отношению к той или иной наземной и водной территории, воздушному пространству,
  15. 7.2. Методологические подходы к задачам краткосредне- и долгосрочного прогнозирования мировых товарных рынков
    динамический характер. Главной причиной отсутствия сколько-нибудь стабильного долговре менного равновесия на мировом товарном рынке является то, что раз розненные и в большинстве случаев независимые участники рынка, т.е. производители, потребители, продавцы и покупатели, принимают, как пра вило, самостоятельные и нескоординированные между ними решения, касающиеся реализации их собственной тактики
  16. 22,1. Международный финансовый бизнес: понятие, эволюция и участники
    динамической последовательности инвестиционных решений. Если целью инвестиционной деятельности является максимизация прибыли на вложенные средства, при условии ограничения риска инвестиций, то искомая инвестиционная (спекулятив ная) стратегия, обеспечивающая экстремальное значение выбранному кри терию, одновременно будет являться оптимальной стратегией. Участниками международного финансового
  17. 2.2 Средство сохранения ценности (Средство сбережения и накопления)
    динамическое равновесие денежной системы. Стремление накапливать золото было свойственно для раннего капитализма. Этот период его истории называют меркантилизмом. В наше время стремление накапливать золото сохранилось в обычае и в традиции народов ряда стран как средство страхования достигнутого благополучия ("на черный день"), как признак благосостояния (украшения, старинные монеты и т.п.) и
  18. з 1. Понятие и виды принципов арбитражного процессуального права
    динамическую, развивающуюся систему основных начал права. Вопрос лсколько у права исходных начал? предлага ется оставить бесконечно открытым, насколько это позволяет само развитие права. Принципы права являются результатом человеческой деятельно сти по созданию права в целом, одним из ее направлений. Их не сле дует считать имманентным свойством права. Они сами наполняются содержанием в
  19. 1.5. Структура современной экономической теории
    динамические (универсальные, или детерминистические) теории, стохастические (вероятностные) теории, система, абстрактный объект, аксиоматический метод, семантический метод, гипотетико-дедуктивный метод, микроэкономика, макроэкономика, наноэкономика, миниэкономика мезоэкономика, международная экономика, транзитивная экономика, позитивная экономическая теория, нормативная экономическая теория, ex
  20. 2.4. Принцип приращения предельных величин
    динамический ряд этих значений, выбрать наилучший вариант решения. Основываясь на принципе рациональности, можно констатировать, что для решения оптимизационной задачи необходимо рассмотреть приростные величины. Так, для потребителя оптимальный объем потребления достигается при максимизации полезности, приходящейся на одну дополнительную единицу потребления данного блага. Для производителя

В системе функций права главенствующее, определяющее место занимает регулятивная функция. Регулятивная функция выражается в воздействии права на нормальные, естественные и полезные для человека и общества отношения.

В.Н. Синюков видит суть регулятивной функции права в фиксации субъектного состава правоотношений, в определении круга юридических фактов, с которыми нормы права связывают наступление тех или иных юридических последствий, в формировании прав и обязанностей Синюков В.Н. Функции права. С. 157.. Н.Н. Вопленко акцентирует внимание на такой специфике осуществления регулятивной функции права, как формулирование составов правомерного поведения Вопленко Н.Н. Сущность, функции и принципы права. Волгоград, 2010. С. 48..

Под структурными частями регулятивной функции понимаются наиболее характерные формы регулятивного воздействия права на общественные отношения: определение посредством норм права правосубъектности граждан; закрепление и изменение их правового статуса и статуса юридических лиц; определение компетенции государственных органов и должностных лиц; определение юридических фактов, направленных на возникновение, изменение и прекращение регулятивных правоотношений; установление правовой связи между субъектами права.

Регулятивная функция права образуются из регулятивно-статической и регулятивной динамической функций Алексеев С. Указ. соч. С. 96-97; Байтин М. И. Сущность права… С. 138-139., а точнее будет сказать подфункций, которые и образуют регулятивную функцию.

Регулятивно-статическая функция права направлена на закрепление в соответствующих нормах и правовых институтах того, что реально достигнуто и составляет экономический, политический, социально-культурный фундамент общества и государства, их последующего развития Байтин М.И. Сущность права… С. 140.. Содержанием регулятивно-статической функции охватывается, в частности, закрепление основ конституционного строя, народовластия, форм собственности и их защиты, правового статуса граждан, форм правления и государственного устройства, политического режима, разделения властей, порядка формирования и полномочий органов государственной власти и местного самоуправления, основ различных отраслей права.

Регулятивно-статическая функция закрепляет в правовых нормах, предусматривающих юридическую ответственность, как разрешенный, так и запрещенный вариант поведения и юридически значимые последствия, которые могут наступить как в случае совершения правомерных поступков, так и в случае совершения противоправных поступков.

Примером таких норм может являться статья 29 Конституции РФ, которая декларирует право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом; статья 44 Конституции РФ гарантирует охрану интеллектуальной собственности.

Регулятивно-динамическая функция права направлена на обеспечение процесса достижения намеченных задач, определенного запрограммированного результата Там же.. Здесь воздействие права сказывается на отношениях между людьми, находящихся в движении, динамике. Оно нацелено на развитие, изменение и совершенствование существующих, а также возникновение новых общественных отношений. Особенно наглядно данная функция получает выражение в нормах и институтах административного, финансового, налогового, гражданского, трудового, экологического и других отраслей права.

В этой связи некоторыми авторами предприняты конструктивные попытки рассмотрения данных ипостасей регулятивной функции права применительно к договорной проблематике, поскольку договор в условиях возрастающей роли начал саморегуляции приобретает важное значение. Так, М.Е. Некрасова динамические и статические свойства регулятивной функции договора именует подфункциями Некрасова М.Е. Договор как теоретико-правовая категория. М., 2009. С. 14.. Такой прием вполне оправдан и заслуживает поддержки. Применительно к правоотношениям, возникающим из договора, выделение данных подфункций представляется также оправданным, поскольку договор имеет в своей основе как статику (закрепляя статус, положение сторон), так и динамику (выражается в закреплении субъективных прав и обязанностей его участников). Договор выступает формой установления правовых связей между участниками экономического оборота, а также основанием возникновения их взаимных прав и обязанностей (регулятивная статическая функция договора) Кравченко О.А. Регулятивные и охранительные правоотношения как относительно самостоятельные типы // Вест. Владимирского юрид. ин-та. 2010. № 4. С. 151..

Реализация регулятивной функции осуществляется через регулятивные правоотношения, которые возникают на основе правомерных юридических фактов и в соответствии с предписаниями регулятивных правовых норм. Поэтому именно регулятивные правоотношения составляют основу правопорядка как конечной цели осуществления регулятивной функции права Константинова А.В. Реализация функций права // Юристъ - Правоведъ. 2012. № 1. С. 123..

Например, регулятивная функция конституционного права закрепляет порядок и основания выборов, незыблемость основ конституционного строя; регулятивная функция уголовной ответственности - запреты насильственного захвата власти (ст. 278 УК), вооруженного мятежа (ст. 279 УК), помогая, таким образом, участвует в регулировании поведения субъектов общественных отношений. Запрет действовать определенным образом означает одновременно и обязанность действовать соответствующим образом, а поведение субъекта, проходя через систему запретов, упорядочивается.

Проявлением регулятивной функции права выступает установление системы льгот для различных субъектов права. Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве // Правоведение. 2012. № 3. С. 130. Льготы служат средством правовой поддержки для различных слоев населения. И. С. Морозова указывает, что «льготы выполняют стимулирующую функцию, побуждая субъекта к совершению действий, в которых заинтересовано государство» Морозова И.С. Место и роль льгот в правовой политике // Правоведение. 2011. № 4. С. 151..

Таким образом, регулятивная функция -- это такое направление правового воздействия, которое призвано обеспечить четкую организацию общественных отношений, их функционирование и развитие в соответствии с потребностями общественного прогресса.


Регулятивная статическая функция выражается в воздейст­вии права на общественные отношения путем их закрепления в тех или иных правовых институтах. В этом состоит одна из за­дач (назначений) правового регулирования. Право, прежде всего, юридически закрепляет, возводит в разряд четко урегулирован­ных те общественные отношения, которые представляют собой основу нормального, стабильного существования общества, со­ответствуют интересам его большинства или силам, стоящим у власти.

Решающее значение в проведении статической функции при­надлежит институтам права собственности, юридическая суть ко­торых в том и состоит, чтобы закрепить экономические основы об­щественного устройства. Статическая функция отчетливо выра­жена и в ряде других институтов (в том числе в институтах политических прав и обязанностей граждан, избирательном, ав­торском и изобретательском праве).

Регулятивная динамическая функция выражается в воздейст­вии права на общественные отношения путем оформления их дви­жения (динамики). Она воплощена, например, в институтах граж­данского, административного, трудового права, опосредующих процессы в экономике и других сферах общественной жизни.

Характеристика регулятивной функции права предполагает выяснение важнейших путей ее осуществления, поскольку любой из них играет существенную роль во всем регулятивном процессе, осуществляемом правовой системой.

Наиболее характерными путями (элементами) осуществления регулятивной функции права являются:

· определение посредством норм права праводееспособности (правосубъектности) граждан;

· закрепление и изменение правового статуса граждан;

· определение компетенции государственных органов, в том числе и компетенции (полномочий) должностных лиц;

· установление правового статуса юридических лиц;

· определение (предусмотрение) юридических фактов, на­правленных на возникновение, изменение и прекращение право­отношений;

· установление конкретной правовой связи между субъекта­ми права (регулятивные правоотношения);

· определение оптимального типа правового регулирования (общедозволительного, разрешительного) применительно к кон­кретным общественным отношениям.

С учетом сказанного регулятивную функцию права можно оп­ределить как обусловленное его социальным назначением на­правление правового воздействия, выражающееся в установле­нии позитивных правил поведения, предоставлении субъектив­ных прав и возложении юридических обязанностей на субъектов права.

Другая собственно-юридическая функция права - охрани­тельная.

Необходимость в охране общественных отношений существова­ла всегда и будет существовать до тех пор, пока будет существовать общество. Право, как известно, существовало не всегда, но с того момента, как оно появляется, оно становится одним из важнейших средств охраны общественных отношений. Данное проявление пра­вового воздействия представляет собой охранительную функцию.

Охранительная функция права - это обусловленное социаль­ным назначением направление правового воздействия, нацелен­ное на охрану общезначимых, наиболее важных экономических, политических, национальных, личных отношений, вытеснение явлений, чуждых данному обществу.

Из предложенного определения вытекает, что право охраняет общепризнанные, фундаментальные общественные отношения и нацелено на вытеснение чуждых конкретному обществу отноше­ний. Почему на это следует обратить внимание? Дело в том, что ряд ученых полагают, что главная цель охранительной функции права - это вытеснение явлений, чуждых обществу.

Искоренение нежелательных явлений из жизни общества - это уже вторичный результат действия права, которое первоначально выступает как средство охраны тех отношений, которые в такой охране нуждаются. А охраняя эти отношения, право пресе­кает, запрещает, карает действия, нарушающие условия нормаль­ного развития, противоречащие интересам общества, государства и граждан, и тем самым вытесняет их.

Не следует понимать охранительную функцию и так, будто она проявляется лишь тогда, когда совершается правонарушение. Ос­новное назначение данной функции заключается прежде всего в пре­вентивной охране общественных отношений, предотвращении нару­шений норм права. Эффективность охранительной функции тем выше, чем больше субъектов права подчиняются предписанию норм права, выполняют требование запрета. Сам факт установления за­прета или санкции оказывает серьезное влияние на некоторых лиц, побуждает их воздерживаться от совершения наказуемого поступка. А это означает, что достигается одна из целей воздействия права - охраняется определенное общественное отношение.

Охранительную функцию не следует противопоставлять регу­лятивной в том смысле, что одна из них - это негативная (по­скольку включает в себя запреты, санкции, ответственность), а вторая - позитивная, так как направлена на координацию поло­жительной деятельности субъектов права. Обе эти функции, но каждая по-своему выполняют важную задачу закрепления и охра­ны прав личности, содействия развитию и укреплению обществен­ных отношений.

Сущность и социальное значение права проявляется в его функциях.

Именнофункции права:

- отражают основные направления воздействия права на общественные отношения и поведение людей,

Позволяет дать обобщающую характеристику «работы» юридических норм.

Функция праваохватывает одновременно:

- КАК социальное назначение права ,

- ТАК И направления правового воздействия на общественные отношения

СОЦИАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ П Р А В А формируется из потребностей общественного развития . В соответствии с потребностями общества создаются законы , направленные :

На закрепление определенных отношений,

На регулирование этих общественных отношений или

На охрану общественных отношений.

Причем С ОЦИАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ПРАВА выступает отчетливее тогда, когда острее ощущается потребность принятия того или иного закона , который бы закрепил, защитил или урегулировал бы определенные общественные отношения.Таким образом, социальное назначение права состоит в урегулировании, упорядоченности общественных отношений, придании им должной стабильности.

На практике это означает:

Реализацию правовых принципов, запретов, предписаний правовых норм в общественной жизни,

Деятельность государства, его органов, общественных объединений и граждан.

Направление воздействия права – является ответом права на потребности общественного развития, результатом законодательной политики, которая концентрирует эти потребности и трансформирует их в позитивное право.

Таким образом, функция права - это проявление специфических свойств права, позволяет нам раскрыть свойство права, а также дать обобщающую характеристику «работы» юридических норм.

Рассмотрим основные общеправовые (собственно-юридические) функции права, к числу которых теория права относит:регулятивнуюиохранительную функции

Регулятивная функция права в системе функций права занимает главенствующее место

Суть регулятивной функции заключается в главном социальном назначении права – регулировать общественные отношения т.е.:

ФИКСИРОВАТЬ субъектный состав правовых отношений;

ОПРЕДЕЛЯТЬ круг жизненных обстоятельств (юридических фактов), с которыми нормы права связывают наступление тех или иных последствий;

ФОРМИРОВАТЬ права и обязанности участников (субъектов) правоотношений, т.е. в установлении позитивных правил поведения.

Как видно в основе РЕГУЛЯТИВНОЙ функции права л е ж а т:

Управомочивающие (дозволяющие) юридические нормы

Обязывающие (предписывающие) юридические нормы.

В РАМКАХ РЕГУЛЯТИВНОЙ ФУНКЦИИ ВЫДЕЛЯЮТДВЕ ПОДФУНКЦИИ:

- регулятивную статистическую

- регулятивную динамическую

Регулятивно-статистическая функция - выражается в воздействии права на общественные отношения путем их закрепления в тех или иных правовых институтах . В этом состоит одна из задач (назначений) правового регулирования.

Право, прежде всего, юридически закрепляет , возводит в разряд четко урегулированных те общественные отношения, которые :

Представляют собой основу нормального, стабильного существования общества,

Соответствуют интересам большинства или силам, стоящим у власти.

Регулятивная статическая функция находит свое выражение, например,

    В ИНСТИТУТАХ права собственности, юридическая суть которых состоит, чтобы закрепить экономические основы общественного устройства;

    В ИНСТИТУТАХ политических прав и обязанностей граждан, избирательном,авторском праве.

Регулятивно-динамическая функция выражается в воздействии права на общественные отношения путем оформление их движения (динамики).

В основе регулятивной динамической функции находятся правовые нормы, направленные на обслуживание средствами права тех или иных социальных процессов (напр., гражданский, торговый оборот обслуживают такие институты права, как договор (сделка), поставка, кредит, мена, завещание и т.д.)

Наиболее характерными путями осуществления регулятивной динамической функции права я в л я ю т с я:

- ОПРЕДЕЛЕНИЕ посредством норм права праводееспособности (право-субъектности) граждан

- ЗАКРЕПЛЕНИЕ и изменение правового статуса граждан (напр., судимость);

- ОПРЕДЕЛЕНИЕ компетенции государственных органов, в том числе и компетенции (полномочий) должностных лиц;

- УСТАНОВЛЕНИЕ правового статуса юридических лиц;

- ОПРЕДЕЛЕНИЕ юридических фактов, направленных на возникновение , изменение и прекращение правоотношений и т.п.

Как видно из примера, регулятивная статическая функция обеспечивает стабильность и неизменность социально правовых ценностей в обществе (напр., Конституция РФ в главе первой закрепила форму правления , государственное устройство , принципы политической системы ).С учетом сказанного РЕГУЛЯТИВНУЮ ФУНКЦИЮ ПРАВА можно определить как направление правового воздействия , которое выражающееся в:

- установлении позитивных правил поведения,

- предоставлении субъективных прав и

- возложении юридических обязанностей на субъектов права.

Охранительная функция права это обусловленное социальным назначением направление правового воздействия , нацеленное :

    на ОХРАНУ (защиту) общезначимых, наиболее важных социально-экономических, политических, национальных, личных отношений, и соответственно

    на ВЫТЕСНЕНИЕ и ЛИКВИДАЦИЮ отношений, опасных для человека, его жизни, здоровья, нравственности, социального и экономического благополучия.

В основе охранительной функции права находятся главным образом ЗАПРЕЩАЮЩИЕ ПРАВОВЫЕ НОРМЫ , которые устанавливают санкции и состав деяний , образующих основания для юридической ответственности (гражданской, уголовной, административной, дисциплинарной).

НЕ СЛЕДУЕТ ПОНИМАТЬ ОХРАНИТЕЛЬНУЮ ФУНКЦИЮ так, как будто она проявляется лишь тогда, когда совершается правонарушение .

Основное назначение данной функции заключается , прежде всего, в превентивной (предупредительной) охране общественных отношений, в предотвращении нарушений норм права

Сам факт установление запрета или санкции оказывает серьезное влияние на некоторых лиц, побуждает их воздерживаться от совершения наказуемого поступка.

Специфика охранительной функции состоит в следующем:

    она ХАРАКТЕРИЗУЕТ ПРАВО как особый способ воздействия на поведения людей, выражающийся во влиянии на волю угрозой санкции, установлением запретов и реализацией юридической ответственности;

    она СЛУЖИТ ИНФОРМАТОРОМ для субъектов общественных отношений о том, какие социальные ценности взяты под охрану посредством правовых предписаний;

    она является ПОКАЗАТЕЛЕМ политического и культурного уровня общества. Способ охраны имеет прямую зависимость от гражданской развитости общества, от его общей и правовой культуры.

Охранительную функцию не следует противопоставлять регулятивной в том смысле, что одна из них это НЕГАТИВНАЯ (охранительная - поскольку включает в себя запреты, санкции, ответственность), а вторая (РЕГУЛЯТИВНАЯ) - позитивная, так как направлена на координацию положительной деятельности субъектов права.

Характерные черты ОХРАНИТЕЛЬНОЙ функции права прослеживаются в правоохранительной деятельности государства .

Общее назначение ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ деятельности государства сводится к тому, чтобы обеспечить неуклонное выполнение субъектами права требований закона. Достигается это выявлением правонарушений, их расследованием, привлечением к ответственности виновных, защитой прав граждан.

Таким образом , если ОХРАНИТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ПРАВА – это действие самого права, то ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ деятельность государства – это,

Во-первых, является материальной гарантией соблюдения требований права, поскольку это действия специальных органов и учреждений (МВД, прокуратуры, суда) по охране права;

Во-вторых , это действие не самого права, а государства, как внешнего фактора по отношению к праву.

В каких же формах реализуются собственно-юридические функции права?

Выше отмечалось, что функции права – это правовое воздействие , которое состоит из трех форм:

- информационного регулирования,

- ориентационного регулирования и

- правового регулирования.

Информационная форма реализации функций права состоит в том, чтобы сообщить адресатам требования государства , относящиеся к поведению людей.

Через источники права: законы, постановления, указы и т.д., люди получают информацию о социальных возможностях того или иного поведения, что помогает им достигать поставленных целей в рамках существующего правопорядка.

Ориентационная форма реализации функций права позволяет добиваться от граждан не только знаний норм права, но и прививать им позитивные правовые установки, которые образуют правовую ориентацию, являющуюся следствием ориентационного правового воздействия .

Центральное место в системе правового воздействия занимает ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ , которое осуществляется при помощи особой системы правовых средств и которые образуют в совокупности механизм правового воздействия .

Процесс правового регулирования состоит из трех взаимосвязанных стадий:

Первая стадия это регламентация общественных отношений, т.е. разработка и принятия юридических норм;

Вторая стадия -возникновение на основе принятых норм субъективных прав и обязанностей (возникновение правоотношений );

Третья стадия -завершающая стадия процесса правового регулирования – фактическое использование лицами своих субъективных прав, исполнение обязанностей, соблюдение запретов.

Вывод:

Именно функции отражают основные направления воздействия права на общественные отношения и поведение людей.

Кроме того, право воздействует на различные сферы жизни общества – экономику, политику, духовные отношения, а значит выполняет ОБЩЕСОЦИАЛЬНЫЕ ФУНК-ЦИИ – экономическую, политическую, воспитательную. Здесь право действует с другими социальными институтами, но своими специфическими средствами.

Помимо общесоциальных функций - право имеет и ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ , которое выражается в том, что право выступает регулятором общественных отношений.

Это основное функциональное предназначение права мы и рассмотрели через призму уже конкретных функциях: регулятивных и охранительных.

Общий вывод:

тема достаточно сложная, так как включает такие категории как понятие права, его основ-ные признаки, соотношения права и закона, основные принципы и функции права, которые раскрываются с проблемных позиций.

1 1 Лекции по теории права написаны на основе учебников: Марченко М.Н. Проблемы общей теории государства и права: учеб.: в 2 т. Т.2 Право. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007; Общая теория государства и права. Академический курс в трех томах / отв. ред. М.Н. Марченко. – 3-изд., перераб. и доп.. – М.: Норма, 2007. Том 1; Проблемы общей теории права и государства. Учебник для вузов. Под общ. Ред. академика РАН, д.ю.н., проф. В.С. Нерсесянца. – М.: Изд-во НОРМА, 2001; Сырых В.М. Теория государства и права: Учебник. – 2-е изд. – М.: ЗАО «Юрилический Дом «Юстицинформ», 2002; Теория государства и права: Учебник/Под ред. В.К. Бабаева. – М.:Юрист,2004.