Вопросы, касающиеся религиозной деятельности в Российской Федераци, регламентируются Федеральным законом 125. Данный акт подтверждает, что Россия является светским государством, и признает особую роль православия в культуре страны, а также иных религий, которые исповедуются народами РФ.

Федеральный закон “О свободе совести и о религиозных объединениях” принят 19 сентября 1997 года. В силу он вступил с момента официального опубликования 26 сентября. Краткое содержание закона о вероисповедании в России по структурному разделению на главы учитывает следующие аспекты:

  • общие положения, правовая основа и связь с иными законодательными актами;
  • религиозные объединения, их создание, регистрация, представительства;
  • права и условия функционирования религиозных организаций;
  • порядок осуществления миссионерской деятельности;
  • осуществление надзора и контролирующих функций за исполнением положений закона о религии.

С момента публикации в Закон о свободе совести и вероисповедания РФ был внесен ряд поправок. Последняя редакция документа была проведена в июле 2016 года.

Скачать

Скачать Федеральный закон “О свободе совести и о религиозных объединениях” можно . Текст представлен в последней редакции с внесенными изменениями, актуальными на этот год. Документ будет одинаково полезен как для граждан, знакомящихся с законодательством, так и для юристов, изучающих правовую базу в вопросах религии.

Последние изменения Закона о свободе совести

Последние изменения в ФЗ о религиозных организациях были внесены в 2016 году. 30 марта в Закон о религии РФ была добавлена статья 21.1 ФЗ 125 о распоряжении имуществом, находящимся в собственности соответствующих организаций:

  • все сделки с собственностью должны подтверждаться уполномоченным органом религиозной организации, без его участия сделка считается недействительной;
  • недвижимость богослужебного назначения или памятники религии могут отчуждаться лишь в пользу государства или муниципальных образований или иным организациям той же конфессии.

Для понимания роли закона о религии и последних поправок следует рассмотреть также статьи, которые подверглись изменениям в более ранние периоды. В ФЗ 125 ст 3 ч 5 указывает на право не заявлять о своей религии и не участвовать в соответствующих обрядах. Оговаривается запрет на принуждение малолетних детей. Данное положение не изменялось с момента публикации закона. Последние поправки в саму статью 3 были внесены в 2015 году и коснулись редакции первой части.

Статья 5 ФЗ “О свободе совести и религиозных объединениях” регламентирует положения об образовании в рамках выбранной религии. Последние изменения были произведены в 2015 году. По ним был введен пункт 5 о праве обучать религии последователей. Предписывается, что такое воспитание не является образовательной деятельностью.

Отдельные изменения от 6 июля 2016 коснулись введения в закон о религии главы о миссионерской деятельности.

Миссионерская деятельность

  • во втором абзаце п 2 статьи 13 слова «и иной религиозной деятельностью, » дополнились словами «от его имени не может осуществляться миссионерская деятельность «;
  • полностью изменена редакция пункта 3 статьи 17 ФЗ 125 ;
  • пункт 2 статьи 20 Федерального закона о религии также изложен в новой редакции.

Все указанные изменения являются сопутствующими поправками, направленными на актуализацию вводимой главы 3.1. Она регламентирует миссионерскую деятельность и добавляет статьи 24.1 и 24.2.

Статья 24.1 Закона о религии предписывает содержание миссионерской деятельности. Регламентируется, что таковая может проводиться:

  • в культовых помещениях или на земельных участках данной конфессии;
  • в иных сооружениях и зданиях, отдельных помещениях или на земельных участках, которые принадлежат религиозным организациям;
  • в местах паломничества;
  • на кладбищах и в крематориях;
  • в помещениях образовательных учреждений, которые исторически используются в обрядах данной религии.

Предписывается при этом, что миссионерскую деятельность нельзя проводить в жилом секторе. Не разрешается ее проведение и на территории организаций, исповедующих иную религию, без соответствующего разрешения.

Статья 24.2 Закона о религии предписывает порядок, по которому может проводиться миссионерская деятельность. В данном вопросе предписываются следующие аспекты:

  • наличие у миссионеров разрешения от религиозной организации на совершение соответствующих действий;
  • без дополнительных документов о полномочиях правом на миссионерскую деятельность обладают руководитель, члены коллегиального органа и священнослужители;
  • иностранные граждане могут осуществлять свою деятельность на территории учреждений соответствующей религии;
  • запрещается выступать от имени религиозного объединения, которое было запрещено законом или его цели и действия противоречат законодательству.

Касательно последнего пункта в статье приводится перечень недопустимых действий. Предписывается, что за деятельность миссионеров ответственность несет соответствующее религиозное объединение.

28 ноября 2015 года Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон № 341-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" и иные законодательные акты Российской Федерации». Какие религиозные организации должны сдавать в органы юстиции отчеты (начиная с отчетности за 2015 год), разъясняет руководитель Юридической службы Московской Патриархии, канд. юрид. наук игумения Ксения (Чернега). Текст разъяснения опубликован в журнале «Приход» (№ 1, 2016).

Федеральный закон от 28 ноября 2015 № 341-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" и иные законодательные акты Российской Федерации» изменяет порядок контроля органов юстиции за деятельностью религиозных организаций.

Ранее такой контроль осуществлялся в порядке, предусмотренном ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», согласно которой все религиозные организации, имеющие в течение года поступления в размере от 3-х млн руб., были обязаны сдавать в органы юстиции ежегодные отчеты, с указанием общей суммы средств религиозной организации, израсходованных за год.

В результате большинство религиозных организаций сдавали отчеты в органы юстиции, которые, в свою очередь, имели право проверять и иным образом контролировать финансово-хозяйственную деятельность религиозных организаций путем запроса финансово-хозяйственной документации, проведения проверок.

Новый закон изменил прежний порядок контроля.

Главные изменения заключаются в следующем:

1. Религиозные организации выведены из-под действия ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях». Порядок контроля за их деятельностью будет определяться Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» и, частично, Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

2. Отчеты в органы юстиции теперь будут сдавать только те религиозные организации, которые финансируются из международных или иностранных источников. Остальные религиозные организации освобождаются от сдачи данной отчетности (начиная с отчетов за 2015 год).

3. Возможности органов юстиции по проверке финансово-хозяйственной деятельности религиозных организаций существенно ограничиваются. Такая проверка будет проводиться только в одном из трех случаев:

  • религиозная организация имела в течение года поступления из международных или иностранных источников;
  • от государственных или муниципальных органов в органы юстиции поступила информация о нарушении религиозной организацией законодательства в сфере ее деятельности;
  • от указанных органов поступила информация о наличии в деятельности религиозной организации признаков экстремизма (терроризма).

Документы о финансово-хозяйственной деятельности религиозных организаций будут запрашиваться органами юстиции только у религиозных организаций, удовлетворяющих хотя бы одному из трех перечисленных условий. У остальных религиозных организаций органы юстиции не вправе запрашивать и получать финансово-хозяйственную документацию.

4. Новый закон ограничил перечень тех структур, у которых органы юстиции вправе получить информацию о финансово-хозяйственной деятельности религиозных организаций. Такая информация может быть получена исключительно у органов государственного контроля и надзора, в том числе у Росфинмониторинга, ФНС, органов статистики. Банки и иные кредитные и финансовые организации исключены из данного перечня, поэтому у них органы юстиции не вправе запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности религиозных организаций.

Федеральный закон № 341-ФЗ вступил в силу с 09.12.2015 г.

С постатейным комментарием к закону можно ознакомиться на сайте журнала «Приход» (www.vestnik.prihod.ru) в разделе «Юридические вопросы».

По вопросам применения закона следует обращаться в Юридическую службу Московской Патриархии.

Патриархия.ru

Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ

С изменениями и дополнениями от:

26 марта 2000 г., 21 марта, 25 июля 2002 г., 8 декабря 2003 г., 29 июня 2004 г., 6 июля 2006 г., 28 февраля, 23 июля 2008 г., 30 ноября 2010 г., 1 июля 2011 г., 7 июня, 2 июля 2013 г., 22 октября, 31 декабря 2014 г., 6, 20 апреля, 13 июля, 28 ноября 2015 г., 30 марта, 6 июля 2016 г., 5 февраля 2018 г.

Федеральное Собрание Российской Федерации,

подтверждая право каждого на свободу совести и свободу вероисповедания, а также на равенство перед законом независимо от отношения к религии и убеждений,

основываясь на том, что Российская Федерация является светским государством,

признавая особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры,

уважая христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России,

считая важным содействовать достижению взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания,

принимает настоящий Федеральный закон.

Закон регулирует правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, и правовое положение религиозных объединений. Законом, в частности, установлено, что священнослужитель не может быть привлечен к ответственности за отказ от дачи показаний по обстоятельствам, которые стали известны ему из исповеди, что деятельность органов государственной власти не должна сопровождаться публичными религиозными обрядами. Согласно Закону, религиозным объединением признается добровольное объединение граждан России, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих в России, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры (вероисповедания, совершения богослужений, обучения религии и религиозного воспитания последователей). Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций. Создание религиозных объединений в органах государственной власти, местного самоуправления, государственных учреждениях и организациях, воинских частях запрещается. Религиозные организации имеют исключительное право издавать богослужебную литературу, производящие предметы культового назначения, создавать учреждения профессионального религиозного образования. Граждане, обучающиеся на очных отделениях таких учреждений, пользуются правом на отсрочку от призыва на военную службу.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Постановлением Конституционного Суда РФ от 5 декабря 2012 г. N 30-П положения пункта 5 статьи 16 настоящего Федерального закона признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой они распространяют на такие публичные религиозные мероприятия, как молитвенные и религиозные собрания, проводимые в иных, помимо указанных в пунктах 1-4 статьи 16 настоящего Федерального закона местах, порядок проведения митингов, демонстраций и шествий, установленный статьей 7 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ, без учета различий между теми молитвенными и религиозными собраниями, проведение которых может потребовать от органов публичной власти принятия мер, направленных на обеспечение общественного порядка и безопасности как самих участников религиозного мероприятия, так и других граждан, и теми, проведение которых не сопряжено с такой необходимостью

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Главные новости

В канун праздника Казанской иконы Божией Матери Святейший Патриарх Кирилл совершил всенощное бдение в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы

В день памяти преподобного Сергия Радонежского Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Троице-Сергиевой лавре

13-17 июля состоялся Первосвятительский визит Святейшего Патриарха Кирилла в Екатеринбургскую митрополию

Святейший Патриарх Кирилл возглавил стотысячный крестный ход от Храма на Крови в Екатеринбурге до монастыря на Ганиной Яме

В сотую годовщину расстрела Царской семьи Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию на площади перед Храмом на Крови в Екатеринбурге

Новый закон о контроле за деятельностью религиозных организаций

28 ноября 2015 года Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон № 341-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» и иные законодательные акты Российской Федерации». Какие религиозные организации должны сдавать в органы юстиции отчеты (начиная с отчетности за 2015 год), разъясняет руководитель Юридической службы Московской Патриархии, канд. юрид. наук игумения Ксения (Чернега). Текст разъяснения опубликован в журнале «Приход» (№ 1, 2016).

Федеральный закон от 28 ноября 2015 № 341-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» и иные законодательные акты Российской Федерации» изменяет порядок контроля органов юстиции за деятельностью религиозных организаций.

Ранее такой контроль осуществлялся в порядке, предусмотренном ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», согласно которой все религиозные организации, имеющие в течение года поступления в размере от 3-х млн руб., были обязаны сдавать в органы юстиции ежегодные отчеты, с указанием общей суммы средств религиозной организации, израсходованных за год.

В результате большинство религиозных организаций сдавали отчеты в органы юстиции, которые, в свою очередь, имели право проверять и иным образом контролировать финансово-хозяйственную деятельность религиозных организаций путем запроса финансово-хозяйственной документации, проведения проверок.

Новый закон изменил прежний порядок контроля.

Главные изменения заключаются в следующем:

1. Религиозные организации выведены из-под действия ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях». Порядок контроля за их деятельностью будет определяться Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» и, частично, Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

2. Отчеты в органы юстиции теперь будут сдавать только те религиозные организации, которые финансируются из международных или иностранных источников. Остальные религиозные организации освобождаются от сдачи данной отчетности (начиная с отчетов за 2015 год).

3. Возможности органов юстиции по проверке финансово-хозяйственной деятельности религиозных организаций существенно ограничиваются. Такая проверка будет проводиться только в одном из трех случаев:

  • религиозная организация имела в течение года поступления из международных или иностранных источников;
  • от государственных или муниципальных органов в органы юстиции поступила информация о нарушении религиозной организацией законодательства в сфере ее деятельности;
  • от указанных органов поступила информация о наличии в деятельности религиозной организации признаков экстремизма (терроризма).
  • Документы о финансово-хозяйственной деятельности религиозных организаций будут запрашиваться органами юстиции только у религиозных организаций, удовлетворяющих хотя бы одному из трех перечисленных условий. У остальных религиозных организаций органы юстиции не вправе запрашивать и получать финансово-хозяйственную документацию.

    4. Новый закон ограничил перечень тех структур, у которых органы юстиции вправе получить информацию о финансово-хозяйственной деятельности религиозных организаций. Такая информация может быть получена исключительно у органов государственного контроля и надзора, в том числе у Росфинмониторинга, ФНС, органов статистики. Банки и иные кредитные и финансовые организации исключены из данного перечня, поэтому у них органы юстиции не вправе запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности религиозных организаций.

    Федеральный закон № 341-ФЗ вступил в силу с 09.12.2015 г.

    С постатейным комментарием к закону можно ознакомиться на сайте журнала «Приход» (www.vestnik.prihod.ru) в разделе «Юридические вопросы».

    По вопросам применения закона следует обращаться в Юридическую службу Московской Патриархии.

    www.patriarchia.ru

    ФЗ о религиозных объединениях

    Вопросы, касающиеся религиозной деятельности в Российской Федераци, регламентируются Федеральным законом 125. Данный акт подтверждает, что Россия является светским государством, и признает особую роль православия в культуре страны, а также иных религий, которые исповедуются народами РФ.

    Описание закона

    Федеральный закон “О свободе совести и о религиозных объединениях” принят 19 сентября 1997 года. В силу он вступил с момента официального опубликования 26 сентября. Краткое содержание закона о вероисповедании в России по структурному разделению на главы учитывает следующие аспекты:

  • общие положения, правовая основа и связь с иными законодательными актами;
  • религиозные объединения, их создание, регистрация, представительства;
  • права и условия функционирования религиозных организаций;
  • порядок осуществления миссионерской деятельности;
  • осуществление надзора и контролирующих функций за исполнением положений закона о религии.
  • С момента публикации в Закон о свободе совести и вероисповедания РФ был внесен ряд поправок. Последняя редакция документа была проведена в июле 2016 года.

    Скачать Федеральный закон “О свободе совести и о религиозных объединениях” можно здесь. Текст представлен в последней редакции с внесенными изменениями, актуальными на этот год. Документ будет одинаково полезен как для граждан, знакомящихся с законодательством, так и для юристов, изучающих правовую базу в вопросах религии.

    Последние изменения Закона о свободе совести

    Последние изменения в ФЗ о религиозных организациях были внесены в 2016 году. 30 марта в Закон о религии РФ была добавлена статья 21.1 ФЗ 125 о распоряжении имуществом, находящимся в собственности соответствующих организаций:

  • все сделки с собственностью должны подтверждаться уполномоченным органом религиозной организации, без его участия сделка считается недействительной;
  • недвижимость богослужебного назначения или памятники религии могут отчуждаться лишь в пользу государства или муниципальных образований или иным организациям той же конфессии.
  • Для понимания роли закона о религии и последних поправок следует рассмотреть также статьи, которые подверглись изменениям в более ранние периоды. В ФЗ 125 ст 3 ч 5 указывает на право не заявлять о своей религии и не участвовать в соответствующих обрядах. Оговаривается запрет на принуждение малолетних детей. Данное положение не изменялось с момента публикации закона. Последние поправки в саму статью 3 были внесены в 2015 году и коснулись редакции первой части.

    Статья 5 ФЗ “О свободе совести и религиозных объединениях” регламентирует положения об образовании в рамках выбранной религии. Последние изменения были произведены в 2015 году. По ним был введен пункт 5 о праве обучать религии последователей. Предписывается, что такое воспитание не является образовательной деятельностью.

    Отдельные изменения от 6 июля 2016 коснулись введения в закон о религии главы о миссионерской деятельности.

    Миссионерская деятельность

  • во втором абзаце п 2 статьи 13 слова «и иной религиозной деятельностью, » дополнились словами «от его имени не может осуществляться миссионерская деятельность «;
  • полностью изменена редакция пункта 3 статьи 17 ФЗ 125 ;
  • пункт 2 статьи 20 Федерального закона о религии также изложен в новой редакции.
  • Все указанные изменения являются сопутствующими поправками, направленными на актуализацию вводимой главы 3.1. Она регламентирует миссионерскую деятельность и добавляет статьи 24.1 и 24.2.

    Статья 24.1 Закона о религии предписывает содержание миссионерской деятельности. Регламентируется, что таковая может проводиться:

    • в культовых помещениях или на земельных участках данной конфессии;
    • в иных сооружениях и зданиях, отдельных помещениях или на земельных участках, которые принадлежат религиозным организациям;
    • в местах паломничества;
    • на кладбищах и в крематориях;
    • в помещениях образовательных учреждений, которые исторически используются в обрядах данной религии.
    • Предписывается при этом, что миссионерскую деятельность нельзя проводить в жилом секторе. Не разрешается ее проведение и на территории организаций, исповедующих иную религию, без соответствующего разрешения.

      Статья 24.2 Закона о религии предписывает порядок, по которому может проводиться миссионерская деятельность. В данном вопросе предписываются следующие аспекты:

    • наличие у миссионеров разрешения от религиозной организации на совершение соответствующих действий;
    • без дополнительных документов о полномочиях правом на миссионерскую деятельность обладают руководитель, члены коллегиального органа и священнослужители;
    • иностранные граждане могут осуществлять свою деятельность на территории учреждений соответствующей религии;
    • запрещается выступать от имени религиозного объединения, которое было запрещено законом или его цели и действия противоречат законодательству.
    • Касательно последнего пункта в статье приводится перечень недопустимых действий. Предписывается, что за деятельность миссионеров ответственность несет соответствующее религиозное объединение.

      Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 80-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

      Внести в Федеральный закон от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 39, ст. 4465; 2002, N 12, ст. 1093; N 30, ст. 3029; 2003, N 50, ст. 4855; 2004, N 27, ст. 2711; 2008, N 30, ст. 3616; 2011, N 27, ст. 3880; 2013, N 27, ст. 3472, 3477; 2015, N 1, ст. 58) следующие изменения:

      1) статью 1 дополнить словами «, в том числе особенности их гражданско-правового положения»;

      а) пункт 1 изложить в следующей редакции:

      «1. Религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица. Вопросы участия учредителей и иных юридических или физических лиц в деятельности религиозных организаций определяются уставом и (или) внутренними установлениями религиозных организаций. Учредитель (учредители) религиозной организации может выполнять функции органа религиозной организации или членов коллегиального органа религиозной организации в порядке, установленном уставом и внутренними установлениями религиозной организации.»;

      б) дополнить пунктом 8 1 следующего содержания:

      «8 1 . Порядок образования органов религиозной организации и их компетенция, порядок принятия решений этими органами, а также отношения между религиозной организацией и лицами, входящими в состав ее органов, определяются уставом и внутренними установлениями религиозной организации.»;

      в) дополнить пунктом 10 следующего содержания:

      «10. В отношении религиозных организаций положения пункта 5 статьи 50 и статьи 53 1 Гражданского кодекса Российской Федерации не применяются.»;

      3) статью 9 дополнить пунктом 5 следующего содержания:

      «5. В решении об учреждении религиозной организации указываются сведения об учреждении религиозной организации, утверждении ее устава, избрании (назначении) органов религиозной организации.»;

      4) дополнить статьей 13 1 следующего содержания:

      «Статья 13 1 . Реорганизация религиозной организации

      Реорганизация религиозной организации осуществляется по основаниям и в порядке, предусмотренным гражданским законодательством. Религиозная организация не может быть преобразована в юридическое лицо другой организационно-правовой формы.».

      Внести в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст. 3301; 2005, N 27, ст. 2722; 2006, N 52, ст. 5497; 2014, N 19, ст. 2304) следующие изменения:

      1) в пункте 4 статьи 49 слова «в соответствии с» исключить;

      2) пункт 2 статьи 123 26 изложить в следующей редакции:

      «2. Гражданско-правовое положение религиозных организаций определяется настоящим Кодексом и законом о свободе совести и о религиозных объединениях. Положения настоящего Кодекса применяются к религиозным организациям, если иное не установлено законом о свободе совести и о религиозных объединениях и другими законами.

      Религиозные организации действуют в соответствии со своими уставами и внутренними установлениями, не противоречащими закону.

      Порядок образования органов религиозной организации и их компетенция, порядок принятия решений этими органами, а также отношения между религиозной организацией и лицами, входящими в состав ее органов, определяются в соответствии с законом о свободе совести и о религиозных объединениях уставом и внутренними установлениями религиозной организации.».

      Пункт 1 статьи 19 Федерального закона от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст. 3302; 2014, N 19, ст. 2329; N 45, ст. 6156; 2015, N 1, ст. 59) дополнить абзацем следующего содержания:

      «Указанные в абзаце первом настоящего пункта юридические лица, которые являются религиозными организациями, могут привести свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и обратиться с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц в срок до 1 января 2016 года.».

      Пункт 2 статьи 6 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 145; 1998, N 48, ст. 5849) изложить в следующей редакции:

      «2. Учредители, участники (члены) общественных и религиозных организаций (объединений) не сохраняют прав на переданное ими этим организациям в собственность имущество, в том числе на членские взносы. Учредители, участники (члены) общественных и религиозных организаций (объединений) не отвечают по обязательствам указанных организаций (объединений), а указанные организации (объединения) не отвечают по обязательствам своих учредителей, участников (членов).».

      Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

      Российское общество исследователей религии

      Об истории принятия Закона о свободе совести

      Об истории принятия Закона о свободе совести

      Н ачальный этап формирования собственно российской (в рамках РСФСР, затем Российской Федерации) государственной вероисповедной политики пришёл­ся на тот момент политической истории Советского Союза, когда с нара­стающей быстротой формировались два разнонаправленных процесса: центростремительный и центробежный. В середине 80-х годов XX столетия все – и власть, и нарождавшаяся оппозиция, отчётливо осознавали, что «просыпающееся» общество и, прежде всего, огромная его верующая часть, заставит привести в реальное соответствие с её потребностями параметры всех видов религиозных объединений. С точки зрения разрешения данной проблемы политическими средствами это означало, что в выигрыше окажутся те политические силы, которые, во-первых, быстрее осознают значимость «религиозного вопроса» в новых условиях и, во-вторых, точнее сформулируют и предложат практические механизмы удовлетворения религиозных потребностей верующих граждан.

      Как только 1 октября 1990 г. был принят союзный закон «О свободе совести и религиозных организациях», оказавшийся первым и последним законом о свободе совести за всё время существования союзного государства, Верховный совет РСФСР вдогонку, не проводя достаточно глубокого и всестороннего обсуждения, 25 октября 1990 г. принимает закон «О сво­боде вероисповеданий». Одновременно были признаны утратившими силу основные правовые акты вероисповедной политики СССР и РСФСР – Декрет СНК РСФСР от 23 января 1918 г. «Об отделении церкви от государства» и Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 г. «О религиозных объединениях».

      Закон РСФСР «О свободе вероисповеданий», завершавший этот этап, стал законом аконфессионального государства. Об этом, в частности, свидетельствует его статья 10, устанавливавшая, что «государство в вопросах свободы вероисповеданий и убеждений нейтрально, то есть не становится на сторону какой-либо религии или мировоззрения».

      Безусловно, положительными чертами принятого республиканского закона являлись:

      · снятие всех неоправданных ограничений на культовую деятельность религиозных объединений

      · упрощение процедуры их регистрации

      · создание условий для деятельности самых различных видов религиозных объединений

      · снятие запрещений на их социальную, производственно-хозяйственную и иную внекультовую деятельность

      · признание за религиозными объединениями прав юридического лица и прав собственности

      · распространение норм трудового законодательства, социального обеспечения и социального страхования на граждан, включая служителей культа, работающих в религиозных организациях.

      И в тоже время, вряд ли есть основание говорить о каком-то «принципиальном» отличии закона от аналогичных актов, изданных в период становления светского государства в России, начиная с февраля 1917 г. Закон следует рассматривать именно как продолжение формирования правовой базы светского государства.

      Законодатель, используя устаревший термин «вероисповедание» , лишь внёс путаницу. Непонятно, о чём идёт речь – о праве гражданина на свободный выбор той или иной ре­лигии (вероисповедания) или о свободе деятельности религиозных ор­ганизаций (конфессий, вероисповеданий) как социальных институтов. Возникло и противоречие с Конституцией России, которая гарантировала гражданам «свободу совести и иные убеждения», тогда как в новом российском законе говорилось в основном о «свободе вероисповеданий» и непонятно почему только «о свободе атеистических убеждений».

      В Законе отсутствовало также признание религиозных организаций (конфессий) в качестве социальных институтов, субъектов публично­-правовых отношений. Введение же термина «религиозное объединение», под кото­рым понимались как объединения граждан в количестве от 10 человек, так и многомиллионные религиозные организации (церкви, конфес­сии), по логике законодателя, во всём равные, по существу означало, что разработчики закона в концептуальном подходе к разрешению религиозного вопроса остались на уровне 30-х гг.

      Непродуманным явился и отказ от нормы, определявшей поря­док и условия формирования местных религиозных обществ, их права и обязанности. В результате закон вроде бы и защищал права граждан, образующих религиозные объединения, но фактически отдавал их на откуп церковно-административным органам конфессий, делает их без­защитными перед имущественными, финансовыми, организационными и прочими притязаниями последних.

      Не были учтены и этноконфессиональные различия субъектов Российской Федерации: не упоминалось об их полномочиях во взаимоотношениях с религиозными организациями. Хотя именно на этом уровне и проявляется специфика государственно-церковных отношений в её «православном», «исламском» или «поликонфессиональном» виде.

      Чрезмерная «централизация» закона в ущерб властным полномочиям субъектов Федерации объективно создавала усло­вия для возможного противостояния между ними и центром. Добавим, что и местные органы власти (органы местного самоуправления) оказались выключенными из сферы взаимодействия с религиозными организациями.

      Неоправданной новацией стала и часть 1 статьи 8 Закона «О свободе вероисповеданий» , говорившая о том, что: «На территории РСФСР не могут учреждаться исполнитель­ные и распорядительные органы государственной власти и государ­ственные должности, специально предназначенные для решения вопросов, связанных с реализацией права граждан на свободу вероисповеда­ния».

      Опираясь на эту норму, властные структуры в центре, а вслед за ними религиозные, политические и общественные организации стали пропагандировать и отстаивать тезис о необходимости полной отстранённости госу­дарства и органов местного самоуправления от осуществления ими ка­кого бы то ни было контроля за деятельностью религиозных объеди­нений. Такое «добросовестное заблуждение» основывалось на не вполне правильном понимании свободы совести как проблемы, исключительно от­носящейся к сфере личных (частных) прав и свобод человека и гражданина. При этом не учитывалось, что, объединяясь, граждане создают новый субъект права – религиозное объединение, которое уже действует не в их частной жизни, а в сфере гражданско-правовых и пу­блично-правовых отношений, которые регулируются правовыми нормами, относящимися к неком­мерческим объединениям.

      Неудачной оказалась норма статей 17, 18 закона «О свободе вероисповеданий» , определяющая понятие «религиозное объединение». В него могут входить, по смыслу закона, любые виды и формы организационных структур, образуемых 10 совершеннолетними лицами, в названии которых декларируется причастность к религии. Сюда можно было отнести и различные предприятия, учреждения, организации, общественные образования, которые, имея в своём наименовании слово «религиозный», могли не иметь никакого отношения к религиозным объединениям. Однако, зарегистрировавшись как религиозное, они получали преимущества и льготы наравне с религиозными объединениями, создаваемыми верующими для совместного исповедания веры.

      Отсутствовала и чётко обозначенная правовая грань между религиозными объединениями, которые пользовались правоспособностью юридического лица и теми, которые таким статусом не обладали.

      Кстати, сама идея статьи 20 закона «О свободе вероисповеданий» , предусматривавшая регистрацию Уставов (Положений) религиозных объединений оказалась неэффективной. В ней содержался подход, устанавливающий неравенство прав граждан на регистрацию устава своего религиозного объединения в зависимости от принадлежности или непринадлежности последнего к региональному или централизованному религиозному объединению. Одновременно эта норма была дискриминационна в отношении прав верующих граждан, которые в силу собственных устремлений не хотели пользоваться правом юридического лица и регистрировать свой устав.

      Спорный характер носила статья 9 закона «О свободе вероисповеданий» , допускающая преподавание вероучений, а также религиозное воспитание в государственных дошкольных и школьных заведениях. Применение данной нормы, безусловно, таило в себе опасность возникновения трений и конфликтов, связанных с многонациональностью и поликонфессиональностью общества и неоднозначным отношением к этой идеи родителей, руководителей образовательных учреждений, педагогов.

      Принятие Федерального закона

      «О свободе совести и о религиозных объединениях»

      Принятие Федерального Закона № 125-ФЗ от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях» стало к лючевым событием в формировании законодательства о свободе совести на федеральном уровне.

      Собственно, работа над новым законом велась с 1993 г. В 1994-1995 гг. текст законопроекта разрабатывался в рабочей группе Комиссии по вопросам религиозных объединений при Прави­тельстве Российской Федерации с участием представителей Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и девяти крупнейших религиозных объединений. В конце 1994 г. текст законопроекта был доработан Рабочей группой и внесен на рассмотрение Государственно-правового управления Президента РФ. Параллельно текст законопроекта активно обсуждался в конце 1994 г. - начале 1995 г. в публичных мероприятиях, проводимых религиозными, научными и правозащитными объединениями.

      В январе 1995 г. Государственно-правовое управление Президента возвратило законопроект в Рабочую группу вместе со своим Заключением. Во-первых, указывалось на то, что необходимо:

      · учитывать общепризнанные нормы международного права в области прав человека на мировоззренческую свободу (свободу мысли, совести, религий и убеждений) и ими руководствоваться;

      · соблюдать принцип равенства всех общественных объединений (включая и религиозные) перед законом и принцип равного к ним отношения государства, его органов и органов местного самоуправления.

      И, во вторых, недопустимо:

      · возлагать на религиозные объединения исполнения каких-либо функций государственных органов и органов местного самоуправления

      · ограничивать права и возможности одних религиозных объединений в зависимости от отношения к ним других религиозных объединений (прежде всего, т.н. традиционных)

      · регулировать общественные отношения на основании «соглашений между государством и общественными объединениями»

      · использовать моральные критерии в качестве основания принятия юридически значимых решений.

      С учётом замечаний, в июле 1995 г. законопроект был внесён Правительством в Думу. Наряду с правительственным, на рассмотрение депутатов Госдумы РФ были внесены ещё три альтернативных зако­нопроекта. Созданной комиссии поручалось согласо­вать внесенные законопроекты, но сделать это было невозможно по причи­не принципиально разных подходах, содержащихся в них.

      Через год, в июле 1996 г., Комитет Государственной думы по делам общественных объединений и рели­гиозных организаций вынес на обсуждение Парламен­та в первом чтении законопроект «О свободе совести и религиозных организациях (объединениях)». Объясняя причины, по которым требовалась «замена» прежнего закона «О свободе вероисповеданий», Комитет указал на следую­щие «слабости» действовавшего на то время Закона:

      · отсутствие норм, регулировавших отношение к военной службе, регистрацию иностранных религиозных организаций и миссий;

      · ряд норм, регулирующих трудовые отношения в религиозных объединениях и социальные права верующих, существенно устарел;

      · противоречие некоторых норм Закона с принятыми позже Конституцией России и ГК РФ;

      · необходимость более детальной проработки норм, раскрывающих принцип отделения церкви от государства;

      · необходимость уточнения нормы, касающиеся принципа и порядка ре­гистрации религиозных объединений.

      Вокруг этих тем сосредоточились выступления депутатов и представителей религиозных организаций. Итоговое голосование показало, что «за» проект проголосовало - 347 человек, «против» - 3 человека и воздержалось - 2 человека. В ходе чтения, а также и в последующем поступило свыше 400 поправок от депутатов Госдумы и Совета Федерации РФ, от законодательных собраний субъектов Российской Федерации. Откликнулись на обсуждение и религиозные объединения, представители которых не приглашались в заседание Госдумы. По их мнению, следовало сохранить и развить присутствовавшие в законе «О свободе вероисповеданий» (1990 г.) демократические нормы и не допустить отката к дискриминационному законодательству, разделяющему граждан и создаваемые ими религиозные организации по тем или иным основаниям.

      14 ноября 1996 г. ход работы над проектом федерального закона о внесении изменений и дополнений в закон «О свободе совести и религиозных организациях (объединениях)» обсуждался на заседании Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ. В качестве не нашедших единой поддержки были названы такие вопросы, как:

      · открытие представительств иностранных религиозных организаций;

      · создание специализированного госоргана по делам религий;

      · преподавание в школе религиозно-образовательных дисциплин;

      · вопросы возвращения «церковной» собственности

      По итогам обсуждения ГПУ Президента было поручено завершить работу над проектом. В Госдуме РФ на второе чтение (18 июня 1997 г.) был вынесен текст законопроекта, который принципиально отличался от текста, принятого в первом чтении. По существу полновесное обсуждение нового текста не только не состоялось, но и не предполагалось. В течение 20 минут законопроект был принят. В третьем же чтении, состоявшемся 23 июня, документ был принят за три минуты.

      Широкое общественное несогласие с вновь принятым Законом заставило заинтересованные стороны пойти на переговоры и искать компромиссы. Этому способствовал и отказ Президента Российской Федерации подписать закон в принятом виде. В обращении к гражданам России он объяснил своё решение тем, что «многие положения закона ущемляют конституционные права и свободы человека и гражданина, устанавливают неравенство различных конфессий, противоречат принятым Россией международным обязательствам». 24 июля было обнародовано послание Б.Н. Ельцина депутатам обеих палат Федерального Собрания, в котором указывались конкретные статьи действующих законодательных актов, в том числе 16 статей Конституции Российской Федерации, в противоречии с которыми вступали нормы принятого Госдумой РФ закона.

      В Администрации Президента РФ начались длительные и сложные переговоры с представителями различных религиозных объединений. Созданная для доработки текста закона Рабочая группа из членов Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ провела четыре заседания, по результатам которых было внесено 37 согласованных изменений в 14 статей закона. Одновременно в Минюсте России проводились двусторонние консультации с представителями конфессий.

      16 сентября 1997 г. в «Российской газете» был опубликован проект редакции закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», предложенный Б.Н. Ельциным. Он обсуждался в профильном комитете Госдумы РФ и после доработке 19 сентября 1997 г. был вынесён на новое обсуждение в пленарное заседание. В ходе обсуждения отдельные депутаты вновь призвали не спешить с принятием закона, учитывая тот факт, что по-прежнему ряд религиозных объединений возражали против формулировки некоторых норм законопроекта, да и не могли, ввиду краткости времени, ознакомиться с текстом и осмыслить его новую редакцию.

      Действительно, возникшая в парламенте полемика очень чётко показала, что, несмотря на все улучшения законопроекта, ряд изначально присущих ему принципиальных расхождений с национальным и международным законодательством о свободе совести, религий и убеждений остались нетронутыми. Среди них:

      · жёсткая направленность против «нетрадиционных религий»;

      · нарушение принципа равенства человека и гражданина независимо от отношения к религии и правового равенства религиозных объединений;

      · подмена интересов верующего человека и гражданина интересами конфессиональной корпорации;

      · сведение «свободы совести» к «свободе вероисповедания» и тем самым игнорирование прав и интересов человека и гражданина, имеющих нерелигиозные мировоззренческие убеждения;

      · подмена научно-правового подхода при разработке законодательства о свободе совести с опорой на достижения светского религиоведения конфессионально-богословскими представлениями и ориентирование на них как на «истину в последней инстанции».

      И всё же Дума подавляющим большинством голосов проголосовала за Федеральный за­кон «О свободе совести и о религиозных объединениях». 24 сентября закон был одобрен Советом Федерации, а 26 сентября - подписан Прези­дентом, и вступил в силу 1 октября 1997 г. после официального опубликования.

      Развитие ситуации после принятия Закона

      Год 1998-й стал вехой в развитии международного уровня российского законодательства о свободе совести, прежде всего, посредством инкорпорации международных норм в национальное законодательство о свободе совести.

      Вступление России в Совет Европы (СЕ) и ратификация ею Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод означало, что, согласно части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, заложенные в документах СЕ принципы и нормы международного права, в том числе и по вопросам свободы совести, становятся составной частью российской правовой системы. Всё это повлекло за собой:

      · расширение перечня гарантированных прав и свобод для российских граждан и иных лиц, законно находящихся на её территории;

      · усиление роли и ответственности органов законодательной, исполнительной и судебной власти в обеспечении прав и свобод человека и гражданина;

      · необходимость приведения в соответствие с европейскими стандартами в области свободы совести норм и положений национального законодательства;

      · возникновение возможности защиты россиянами своих нарушенных прав в международном судебном органе – Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ).

      В рамках данного этапа продолжалось развитие конфессионального пространства России. Определённый отпечаток на его характер наложил комментируемый Закон, предусматривавший проведение перерегистрации всех религиозных объединений к декабрю 1999 г. Заведомо было очевидным, что отведённый на перерегистрацию срок является слишком коротким. Если на момент принятия Закона в России в Государственном реестре значилось 16017 объединений, то на первое января 2000 г. прошли перерегистрацию 5200 религиозных организаций – т.е. лишь около 33%. В ряде субъектов (Республики Чувашия, Мордовия, Воронежская область) органы юстиции начали направлять в суды исковые заявления о ликвидации не прошедших перерегистрацию религиозных объединений, что вызвало очередную напряжённость между государственными органами и религиозными организациями во всей России. Более взвешенную позицию заняла Государственная Дума РФ, принявшая решение о продлении сроков перерегистрации до 31 декабря 2000 г.

      В ходе перерегистрации выявилось еще несколько обстоятельств, которые осложняли этот процесс. Речь идёт, во-первых, о требовании предоставления сведений о 15-летнем сроке деятельности религиозных объединений на конкретной территории. В результате многие религиозные организации лишились своего юридического статуса, которым они были наделены по закону «О свободе вероисповеданий» (1990 г.). Во-вторых, органы юстиции отказывали в перерегистрации местных религиозных организаций со ссылкой на то, что централизованная организация, давшая ей подтверждение о вхождении в свой состав, сама ещё не прошла перерегистрацию.

      Вся совокупность проблем по данным вопросам рассматривалась по иску граждан о проверке конституционности абзацев 3 и 4 пункта 3 статьи 27 Федерального закона № 125-ФЗ от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях» в Конституционном суде Российской Федерации. В Постановлении Конституционного суда от 23.11.1999 г. № 16-П суд установил, что религиозные организации, учреждённые до вступления этого федерального закона в силу, а также местные религиозные организации, входящие в структуру централизованной религиозной организации, пользуются правами юридического лица в полном объёме, без подтверждения 15-летнего срока существования на соответствующей территории.

      Обобщая ситуацию, сложившуюся в России в период после вступления в силу закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», следует отметить:

      во-первых, невозможно отрицать масштабов достигнутого в раскрепощении человека (гражданина) в области мировоззренческих свобод;

      во-вторых, преодоление тяжкого наследия партийно-советского запретительства в этой сфере состоялось.

      Сегодня в России зарегистрировано религиозных объединений больше, чем во всём СССР в канун его распада; поражает религиозное разнообразие – более 60-ти различных направлений, практически представлена вся мировая религиозная палитра. В правовом режиме действуют такие виды религиозных объединений, как монастыри, миссии, братства, учреждения религиозного образования и управления. Сформировано новое российское законодательство о свободе совести, которое в своих базовых ценностных установках соответствует европейским стандартам

      Необходимо также отметить следующие достижения:

      · религиозные организации, как непосредственно, так и через создаваемые ими общественные объединения, широко и активно представлены в гражданском сообществе;

      · значима их роль в благотворительных и культурно-просветительных сферах, в средствах массовой информации; заметны они в пенитенциарных учреждениях, в армии и в здравоохранении;

      · в отличие от прошлого, государство публично признаёт важность своей обращённости и открытости к религиозным объединениям, поскольку такая открытость транслируется в такие чувствительные сферы общества: национальная, культурная, межконфессиональная, и все вместе являются одним из важнейших условий, как социальной стабильности, так и модернизации общества

      · самым серьезным образом изменились права и возможности религиозных организаций в сфере образования, обучения и воспитания своих последователей.

      Вместе с тем нельзя не видеть и нарастающих проблем в части реализации вероисповедной политики государства, в правоприменительной практике законодательства о свободе совести. Впервые в современной российской истории стал очевидным диссонанс в оценках ситуации с правами человека в области мировоззренческих свобод между органами государственной власти и гражданским обществом. Если первые расценивают её исключительно позитивно; то второе настроено более сдержанно, высказывая недовольство и сомнения в отношении общего курса светского государства в сфере свободы совести.

      Представляется, что и само государство «подустало» в поисках форм и средств демократического разрешения «религиозного вопроса», которое, естественно, сопровождается трудностями, требует политического мужества, напряжения воли и научного видения, каждодневного упорного труда и постоянного внимания к духовному самочувствию различных мировоззренческих групп граждан. Российское государство до сих пор так и не имеет целостной научно обоснованной концептуальной модели своей политики в сфере свободы совести

      Одновременно в религиозном сообществе всё более углубляется водораздел между т.н. «традиционными» и «нетрадиционными» религиозными организациями; и к тому же всё откровеннее звучат нотки разочарования относительно несбывшихся ожиданий начала 90-х годов, скептицизма по поводу ближайшего будущего и даже мотивы «грядущих гонений и преследований».

      Именно поэтому, как представляется, и государству, и обществу не избежать новых преобразований в рамках обеспечения свободы мысли, совести, религий и убеждений. Ситуация, на наш взгляд, такова, что это является насущной необходимостью, опирающейся на объективные и субъективные факторы состояния российского общества. В связи с этим, очень важно критически отнестись к состоявшемуся опыту (положительному и отрицательному) прошедших периодов, чтобы Россия поступательно продвигалась навстречу общепризнанным международным принципам и нормам в этой сфере, и не допустить дрейфа к временам клерикального или атеистического государства.

      Однако, учитывая реальную политическую ситуацию в России, трудно ожидать со стороны государства каких-либо решительных шагов в части изменения профильного закона «О свободе совести и о религиозных объединениях». В связи с этим встаёт задача максимально точного исполнения содержащихся в нём норм и положений, отражающих конституционные принципы права человека (гражданина) на свободу совести и законодательного регулирования деятельности религиозных объединений.

      Надеемся, что этому будет способствовать предлагаемый вниманию заинтересованного читателя Комментарий, подготовленный коллективом авторов, имеющих солидный теоретический и практический опыт.

      • 8, 30 ноября 2011 г., 3, 30 декабря 2012 г., 2 июля, 25 ноября, 2 декабря 2013 г., 27 мая, 4 ноября 2014 г. Принят Государственной Думой 7 июля 2011 года Одобрен Советом Федерации 13 июля 2011 года См. комментарии к настоящему Федеральному закону Настоящий Федеральный […]
      • Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ"О государственной гражданской службе Российской Федерации" С изменениями и дополнениями […]
      • Закон РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-I "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Закон РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-I"О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" С изменениями и […]
      • Федеральный закон от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ"О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" С изменениями и […]
      • Закон РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-I "О Государственной границе Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Закон РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-I"О Государственной границе Российской Федерации" С изменениями и дополнениями от: 10 августа 1994 г., 29 ноября 1996 […]
      • Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ"О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" С […]
      • Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ"О науке и государственной научно-технической политике" С изменениями и дополнениями […]
      • Закон г. Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций" (с изменениями и дополнениями) Закон г. Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64"О налоге на имущество организаций" С изменениями и дополнениями от: 31 марта, 24 ноября 2004 г., 26 января, 26 октября, 23 […]

    Последние дни активно обсуждается так называемый пакет законов от Яровой, которые вносят антитеррористические поправки в некоторые законы РФ. Какие же поправки вносит законопроект «Яровой» в Закон РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях»?

    Вопрос, который многих дагестанцев интересует: можно ли проводит в жилых помещениях, религиозные обряды и церемонии, после принятия данного закона? Да, можно проводит, так как проведение религиозных обрядов и церемоний в жилых помещениях разрешается статьей 16 Закона РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» и в данную статью никаких изменений законом «Яровой» не внесено, и можно дома проводит мовлиды, зикры, никях, тазият и другие обряды.

    Что же нового написано в данном законе о жилых помещениях, которое многих смутило? Согласно вносимым изменениям уже нельзя в жилом помещении открыть мечеть и читать проповеди. Как мы знаем, у нас в Дагестане многие мечети оформлены официально как жилой дом, но там действует мечеть (например на ул.Котрова, г.Махачкала и т.д.). Если данный закон будет принят, все такие помещения должны официально зарегистрироваться как мечети и должны принадлежат официально зарегистрированной религиозной организации, и проповеди там будут читать только те лица, которые на это уполномочены такими организациями.

    В соцсетях также начали распространять предупреждения, что закон «Яровой» ограничит распространение видеороликов и фотографий на религиозную тему. Но это тоже не совсем соответствует истине, данный закон ограничивает лишь распространение таких материалов, произведенных не понятно кем, и нет никаких ограничений на распространение религиозной литературы, печатной продукции и аудио- видеоматериалов выпущенных официально зарегистрированной религиозной организацией.

    Кто же больше всего критикует изменения, вносимые законом «Яровой» в Закон РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях»? Ожесточенное сопротивление закон Яровой» встретил со стороны пятидесятников, а также евангельских христиан и адвентистов, то есть сектантов, которые используют жилые помещения для миссионерства.

    По моему, изменения вносимые в Закон РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» законом «Яровой» нельзя называть «антирелигиозными», эти изменения в первую очередь направлены против сектантов и экстремистов, и принятие данного закона является вынужденной мерой, так как через разные секты идет зомбирование молодежи и много фактов того, что в заведениях оформленных как жилые помещения, идет вербовка молодежи в террористические организации и проповеди там читают лица, непонятно где получившие религиозное образование, а может вообще самоучки.

    В пятницу депутаты Госдумы примут во втором чтении пакет так называемых "антитеррористических" поправок. Причем часть из них непосредственно затрагивает религиозную сферу, поскольку касается ведения миссионерской деятельности.

    Как отмечает в пятницу "Коммерсант" , для религиозных деятелей России пакет поправок стал полной неожиданностью. Возмущение у них вызывает то, что при разработке законопроекта с ними не проконсультировались. По мнению представителей религиозных общин, законопроект противоречит Конституции и осложнит жизнь религиозным организациям.

    Что запрещает законопроект

    Законопроект, инициаторами которого выступили глава комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая и председатель комитета Совета федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров, затрагивает, как отмечает газета, больше десятка законов, в том числе и закон "О свободе совести и о религиозных объединениях", который дополняется главой "Миссионерская деятельность". Под это определение попадает "публичное совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; распространение религиозной литературы, печатных, аудио- и видеоматериалов, иных предметов культового и религиозного назначения; публичный сбор пожертвований на религиозные нужды; проведение молитвенных и религиозных собраний и (или) выступление на них; проповедническая деятельность".

    Законопроект предполагает запрет на осуществление проповеди в жилых помещениях. Кроме того, подлежит запрету миссионерская деятельность, если она направлена на нарушение общественной безопасности, экстремизм и принуждение к разрушению семьи, а также посягает на личность, права и свободы граждан. Авторы законопроекта намерены защитить нравственность, здоровье и самих граждан от применения в "связи с религиозной деятельностью" наркотических и психотропных средств, гипноза, "развратных и иных противоправных действий", от склонения к самоубийству, а также от отказов в медицинской помощи по религиозным мотивам. Под специальный запрет попадут воспрепятствование обязательному образованию, принуждение членов и последователей религиозных объединений к отчуждению их имущества в пользу религиозного объединения, а также угрозы жизни, здоровью, имуществу тех, кто хочет религиозное объединение покинуть, отмечает "Коммерсант".

    Раввин Шимон Левин: люди, которые писали законопроект, не совсем представляют сегодняшнее положение дел в религиозной сфере.

    По словам раввина Шимона Левина, представляющего Конгресс еврейских религиозных организаций и объединений в России, "документ нуждается в доработке". "Поправки касаются закона о свободе совести. Когда вносят изменения в подобные законы, нужно прежде всего провести консультации с лидерами конфессий. Люди, которые писали эти поправки, не совсем представляют сегодняшнее положение дел в религиозной сфере. Подобные вещи трогать надо аккуратно, изменения вносить осторожно, потому что эта сфера очень чувствительна", - убежден священнослужитель.

    Игуменья Ксения (РПЦ): если закон будет препятствовать миссии РПЦ, мы будем инициировать внесение в него поправок

    По мнению руководителя юридической службы Московской патриархии игуменьи Ксении (Чернеги), "законопроект направлен на ограничение и формализацию миссионерской деятельности нетрадиционных религиозных организаций, которые приглашают иностранных граждан для занятия проповеднической и иной религиозной деятельностью". Однако она также подчеркнула, что документ разрабатывался без участия конфессий и не был согласован с их представителями. "Практика покажет все плюсы и минусы нового закона", - считает тем не менее игуменья. Однако она предупреждает: "Если он будет препятствовать миссии РПЦ, мы будем инициировать внесение в него поправок".

    Российские пятидесятники: "преступный закон"

    Накануне с большим посланием к государственным и общественным деятелям РФ обратился начальствующий епископ РОСХВЕ - Российского объединенного Союза христиан веры евангельской (пятидесятников) - Сергей Ряховский. Он просит не допустить скоропалительного принятия существенных изменений в один из важнейших законодательных актов страны.

    По словам Ряховского, рассматриваемый законопроект противоречит интересам России, так как нарушает фундаментальные права ее граждан и не соответствует действующей Конституции Российской Федерации. В направленных им письмах приводится несколько вопиющих нарушений базовых прав и свобод, которым пытаются придать статус нового закона.

    Первый заместитель Сергея Ряховского, управделами РОСХВЕ епископ Константин Бендас называет предлагаемый закон "преступным". Он, по его словам, "направлен против искренних верующих людей, против церкви, против религии". По мнению Бендаса, "принятие предлагаемых поправок повлечет нарушение конституционных прав граждан на свободу распространять свои религиозные убеждения и жесткую цензуру всех СМИ и интернета".

    "Теперь в рамках газетного интервью или в ходе дискуссии телевизионного ток-шоу никто не сможет говорить на религиозные темы, цитировать священные тексты без особого разрешения на миссионерскую деятельность от религиозной организации и только в пределах некоей "территориальной сферы ее деятельности". Этот преступный бред нельзя принимать. Надеюсь, что у законодателей хватит мудрости отклонить законопроект ради всего святого", - выразил надежду епископ.

    Муфтий Рушан Аббясов: поправки негативно скажутся на деятельности религиозных организаций

    Недовольны законопроектом и в мусульманской умме страны. "Эта инициатива не обсуждалась в профильном комитете и с религиозными организациями и противоречит духу Конституции", - заявил "Коммерсанту" первый заместитель председателя Совета муфтиев России, глава Духовного управления мусульман Московской области Рушан Аббясов.

    "Миссионерской деятельностью законопроект признает "распространение веры и религиозных убеждений через средства массовой информации и интернет, а также вне культовых зданий и сооружений, иных мест и объектов, специально предназначенных для богослужений, религиозного почитания и паломничества". Но статья 28 Конституции РФ гарантирует каждому свободу совести и вероисповедания, "включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними". Поправки негативно скажутся на деятельности религиозных организаций", - считает муфтий.

    "Региональные и муниципальные власти и так не всегда охотно выделяют земельные участки под строительство мечетей, поэтому религиозные организации вынуждены проводить религиозные обряды и духовно-нравственное просвещение в домах, в том числе и в жилых помещениях", - заявил Аббясов.

    Президент Гильдии экспертов по религии и праву Роман Лункин: законопроект ставит под сомнение конституционные основы государства

    Президент Гильдии экспертов по религии и праву Роман Лункин также убежден, что "законопроект ставит под сомнение конституционные основы государства, в частности свободу совести и свободу распространения своих убеждений".

    "Проект делает миссионерскую деятельность фактически невозможной вне культовых зданий, что полностью копирует советскую религиозную политику и советскую систему штрафов. Депутаты приравнивают миссионерскую деятельность к религиозной, запрещая то ли проповедь, то ли богослужения в жилых помещениях, что противоречит положениям закона о свободе совести". По его мнению, "авторы проекта объявляют охоту на все группы, которые собираются по домам, и на всех верующих, которые собираются рассказать о Боге, если у них нет документов", - комментирует Лункин депутатский документ.

    "Из проекта также непонятно, как отслеживать "миссионеров" в СМИ и в интернете", - выразил недоумение эксперт. "Законопроект может вызвать критику со стороны международного сообщества в адрес России: в случае принятия закон назовут инструментом уничтожения религиозной свободы", - убежден Роман Лункин.