Основная функция работника-водителя состоит в управлении транспортным средством. И вполне справедливо возложить на него ответственность за сохранность этой дорогостоящей вещи. Кроме этого, автомобиль – источник повышенной опасности, в связи с чем при его использовании увеличивается вероятность нанесения материального ущерба.

Руководители организаций и менеджеры по персоналу часто заблуждаются, в чем именно заключается функционал шофера. Это приводит к ошибкам при привлечении к материальной ответственности водителя за автомобиль.

Обязанность водителя возместить стоимость поломок авто зависит от разных юридических и фактических обстоятельств, которые мы постараемся разъяснить ниже.

Понятие материальной ответственности работника

Суть материальной ответственности работника выражается в его обязательстве компенсировать работодателю фактический ущерб, возникший из-за виновного нарушения должностных обязанностей. Сотрудник должен оплатить только реальный имущественный убыток, а упущенные прибыль и экономия не возмещаются.

Материальная ответственность подразделяется на :

  1. Ограниченную, при которой работнику надлежит выплатить компенсацию в рамках суммы собственной среднемесячной зарплаты. Такое материальное обязательство возложено законом на всех без исключения нанятых работников.
  2. Полную, по правилам которой сотрудник всецело оплачивает сумму вреда. Это обязательство возникает только в случаях, исключительно обозначенных в законе, в частности в силу договора о полной материальной ответственности.

Окончание трудовых отношений не упраздняет обязанности заплатить за материальный убыток.

Права и обязанности водителя

Привлечь работника к любому из обозначенных видов материальной ответственности за вред можно при нарушении им своих обязанностей.

Основные обязанности водителя состоят в :

  • управлении автомобилем;
  • соблюдении правил дорожного движение;
  • перевозка клиентов организации;
  • поддержании автомобиля в рабочем состоянии: замена масла, заправка топливом, проверка механизмов и т.д.;
  • ремонте мелких поломок авто – например, устранение неисправности системы очистки лобового стекла.

Обязанностям корреспондируют приблизительно такие права:

  • требовать от работодателя существенного ремонта авто;
  • отказаться управлять автомобилем в неисправном техническом состоянии;
  • самостоятельно принимать решения в пределах своей рабочей компетенции.

Конкретные обязанности и ответственность в развернутом виде прописываются в должностной инструкции водителя и зависят от направления деятельности организации. Для шофера такси будет присутствовать обязанность информировать пассажира о готовности авто к поездке. Водитель курьерской службы обязан передавать клиенту вверенные вещи и т.п.

Правомерно ли заключение договора о полной материальной ответственности с водителем на автомобиль?

По закону оформить соглашение о стопроцентной материальной ответственности можно с наемным совершеннолетним (от 18 лет) работником, непосредственно (то есть физически) обслуживающим имущественные ценности, должность которого поименована в Постановления Минтруда РФ от 31.12.2002 N 85, регулирующим этот аспект отношений.


В перечне должностей и работ водители автомобилей отсутствуют. Поэтому с ними заключать такой договор нельзя.

Массивная судебная практика по вопросу привлечения к материальной ответственности водителя за автомобиль мотивирует это следующим образом. Функция шофера – управление машиной, в связи с чем авто для него рабочий инструмент, а не вверенная ценность. Перемещение автомобиля есть средство, а не самоцель перевозки.

В перечне должностей, допустимых для заключения договора об абсолютной материальной ответственности, поименованы экспедитор и инкассатор. Но и здесь автомобиль будет рабочим средством, а не вверенным имуществом, в отличие от транспортируемых грузов. Поэтому и здесь возложение материальной ответственности за автомобиль есть момент спорный, и уяснять его придется, скорее всего, в судебном споре.

Тем не менее кроме договорной абсолютной ответственности, закон допускает ее возникновение в других особых случаях, каждый из которых применим к водителю автомобиля.

Внедоговорные основания привлечения к полной материальной ответственности такие:

  • с работником заключено разовое соглашение за вверенные ценности – и это может быть сам по себе транспортируемый автомобиль;
  • сотрудник умышленно нанес вред – к примеру, водитель намеренно разбил стекло авто;
  • работник в момент причинения вреда был пьян;
  • имущественный вред возник в результате преступления или административного проступка при наличии соответствующих приговора или акта – для водителей актуальны повреждения автомобиля вследствие виновных ДТП, подпадающих под соответствующие статьи;
  • сотрудник разгласил охраняемую тайну;
  • материальный ущерб причинен вне трудовых отношений – водитель повредил автомобиль при его использования после окончания рабочей смены.

Чтобы привлечь наемного работника к материальной ответственности, как к ограниченной, так и к полной, работодателю нужно соблюсти общую процедуру привлечения.

До предъявления провинившемуся водителю требования о материальной компенсации работодатель обязан провести расследование и установить точную сумму убытка, а также его причину. На этом этапе возможно привлечение оценочных экспертов и сотрудников ГИБДД (если поломка авто в результате ДТП). Водитель обязательно должен письменно объяснить ситуацию работодателю.

Если сумма вреда меньше средней зарплаты водителя, работодатель не позднее месяца после окончания расследования может распорядиться об удержании из его заработка. В остальном, при отсутствии согласия сотрудника оплатить ущерб добровольно, привлечение к имущественной ответственности происходит через суд. Обратиться туда наниматель должен в пределах года.


Трудовой закон не запрещает работодателю отказаться от взыскания компенсации или уменьшить ее. Кроме того, стороны вправе подписать соглашение о добровольном возмещении поломок автомобиля на любых условиях – с рассрочкой оплаты или вообще заменой ее на ремонт силами и работника.

Трудовой кодекс (далее также – ТК РФ, Кодекс) определяет ответственность участников трудового контракта. В частности, ст. 232 Кодекса регламентирует, что сторона трудового контракта, нанесшая ущерб противоположной стороне, возмещает причиненные убытки в полном размере в соответствии с нормами трудового и гражданского законодательства.

Является ли водитель, заключивший договор с работодателем, материально ответственным лицом, и подлежит ли заключению с ним договор о материальной ответственности?

Аб. 2 ст. 232 Кодекса определяет, что ответственность участников трудовых правоотношений может быть общей и специальной . Общие меры наказания устанавливаются Кодексом и другими принятыми в соответствии с ним федеральными законами, специальные же – договором сторон.

Соглашение сторон может конкретизировать меры ответственности в случае нанесения ущерба. Однако договорная ответственность сотрудника не может быть выше, чем это предусмотрено законодательством.

Материальная ответственность водителя, равно как и другого работника, наступает только в случае прямой взаимосвязи между виновными действиями сотрудника компании (или бездействием) и причиненным ущербом. При этом сторона, пострадавшая в результате виновных действий или бездействия, обязана привести доказательства размера причиненного вреда.

ТК РФ разделяет ответственность трудящихся по трудовому контракту на две разновидности : ограниченная и полная.

Ограниченная применяется в общем случае – если с трудящимся не был заключен отдельный договор о полной материальной ответственности (далее – ПМО). В этом случае работник обязан возместить ущерб любого вида только в пределах своего среднемесячного дохода.

Иначе, при ПМО, на работника накладывается обязанность по полной компенсации причиненных убытков, вне зависимости от размера среднемесячного заработка.

Ст. 242 Кодекса более подробно раскрывает нюансы компенсационной выплаты работодателю за нанесенный сотрудником материальный ущерб. Так, на основании аб. 1 указанной статьи при ПМО работник обязан компенсировать организации-работодателю только прямой действительный убыток.

Под прямым действительным убытком понимается:

  • уменьшение денежных наличных активов компании в результате противоправных действий сотрудника;
  • ухудшение состояния вверенного работнику имущества (в том числе, если оно находится во владении или пользовании у третьих лиц).

Может ли работодатель возложить на своего водителя ПМО и заключить соответствующий договор? Профессия водителя непосредственно связана с управлением служебным автомобилем, а значит – и с риском его повреждения/утраты в результате действий/бездействия (в том числе, и противоправных) со стороны работника.

Ответ на данный вопрос есть в Постановлении Минтруда РФ от 31 декабря 2002 года №85 «Об утверждении перечней должностей и работ…№ (далее – Постановление).

Аб. 2 настоящего Постановления регламентирует, что договор о ПМО может быть заключен с лицами, осуществляющими инкассаторские функции, в том числе, и перевозку (транспортировку) денежной наличности. Таким образом, к лицам, с которыми работодатель может заключить договор о ПМО, относятся водители-инкассаторы.

Аб. 12 Постановления гласит, что с работниками, осуществляющими доставку грузов, багажа, почтовых отправлений или прочих ценностей, работодатель имеет право заключить соглашение о ПМО. Значит, еще одна категория водителей подпадает под полную мат. ответственность – экспедиторы, дальнобойщики и др.

Наконец, аб. 13 Постановления устанавливает, что должности, предполагающие реализацию работ по перевозке драгоценных и полудрагоценных металлов, камней, синтетического корунда и иных материалов, являются должностями с полной материальной ответственностью.

Особенности для экспедитора, при перевозке груза

На основании аб. 12 Постановления водители-экспедиторы могут быть полностью материально ответственными гражданами . Для этого работодателю необходимо заключить с такими лицами соответствующий договор.

В силу ч. 1 ст. 243 Кодекса ПМО возлагается на водителя в случае, если в соответствии с ТК РФ и другими принятыми согласно нему ФЗ на работника возлагается ПМО за ущерб, причиненный работодателю. Как видим, в Постановлении указано, что работодатель может, но не обязан заключить с водителем-экспедитором такой договор.

Работодатель вправе заключить договор о ПМО с экспедитором за сохранность перевозимого груза как на основании ч. 1 ст. 243 ТК РФ , так и в силу положений ч. 2 этой же статьи.

Анализируя положения законов, можно сделать вывод, что дальнобойщик несет ответственность за :

  • техническое состояние управляемого им транспортного средства;
  • комплектность и состояние перевозимого груза.

ПМО для экспедитора наступает не только при недостаче груза, обнаруженной на конечной точке пути, но и при:

  • преднамеренном нанесении повреждения транспортному средству и/или грузу;
  • нанесении вреда при нахождении в состоянии токсического, алкогольного или наркотического опьянения;
  • использовании грузовика вне рабочего времени или в своих личных целях.

Ст. 244 ТК РФ определяет, что работодатели, решившие заключить со своими водителями контракты о ПМО, и проверившие, что выполняемые водителем работы включены в перечень Постановления, в отношении которых может быть наложена ПМО, обязаны заключать соглашение по унифицированной (типовой) форме .

Типовая форма состоит из двух разделов : особенная часть и общая.

В особенной части указываются следующие сведения:

  • наименование организации-работодателя;
  • руководитель организации или заместитель;
  • название документа, на основании которого работодатель осуществляет свою деятельность (Устав, Положение и др.);
  • ФИО работника или его должность.

В общей части приводятся условия договора о ПМО. Они могут различаться в зависимости от специфики выполняемых водителем работ, конкретной должности и др.

В типовой форме содержится перечень прав и обязанностей работника и работодателя по договору в общем случае. Контрагенты вправе вносить в типовую форму собственные коррективы. Заполнение может осуществляться от руки и при помощи машинописной техники.

В конце документа указываются адреса сторон, ставится дата заключения договора. Каждый из контрагентов расписывается. Работодатель дополнительно ставит свою печать (при наличии таковой).

Если сотруднику для выполнения его трудовых обязанностей фирма предоставляет автомобиль, правомерно ли будет заключить с ним договор о полной материальной ответственности? Обычно ответы на этот вопрос у работника и представителя компании - диаметрально противоположные.

Для большинства работодателей водитель - лицо, которое должно быть «ответственно за все»: и за вверенный груз, и за автомобиль. А как же иначе? Ведь машина - это собственность компании, предоставленная принятому на работу сотруднику для исполнения его трудовых функций. Подобные убеждения почти повсеместно приобретают форму договора о полной материальной ответственности. Оформив выше указанный документ, директора компаний считают, что теперь им обеспечено спокойствие, а, при худшем раскладе событий, полное возмещение убытков.

Что ж, на первый взгляд, определенная логика в таких рассуждениях есть. Но стоит чуть более углубиться в юридические тонкости понятия «полная материальная ответственность», и «договор-панацея», подписанный с водителем, начинает «сдавать позиции».


Материальная ответственность - это обязанность сотрудника возместить ущерб, причиненный работодателю в результате виновного противоправного действия или бездействия.


Что же касается полной материальной ответственности, то, согласно , она состоит в обязанности возместить полный ущерб. Держать «полномасштабный ответ» работник может в двух случаях. Во-первых, если он занимает такую должность, к которой полная матответсвенность «привязана» в силу закона. Назовем это «императивной» категорией». Сюда относятся, например, операторы связи (ст. 68 Закона о связи), или руководитель предприятия ().

Кроме «императивной категории», существуют и такие должности, с которыми работодатель вправе заключить соглашение о полной материальной ответственности (). Обратите внимание, в отличие от «императивной» группы, при отсутствии договора, работнику ничего, кроме обычной матответсвенности в размере месячного заработка, не грозит.

«Закрыто-открытый» перечень

Правило об «ограниченной» материальной ответственности касается тех, чья работа непосредственно связана с обслуживанием или использованием имущества, в частности денежных или товарных ценностей. Существует специальный «закрытый» перечень должностей и работ, при выполнении которых работодатель вправе предложить сотруднику заключить договор о полной индивидуальной материальной ответственности за недостачу имущества, вверенного последнему. Сюда относятся работники, осуществляющие, в частности, перевозку денег и иных ценностей, и другие сотрудники, чей труд связан с транспортировкой наличности или других ценных вещей, например, получение, заготовка, хранение, учет, выдача материальных ценностей (см. постановление Минтруда РФ от 31.12.2002 г. № 85).

Получается, что, с одной стороны, перечень строгий, «закрытый», а с другой - у работодателей все-таки есть возможность подойти к вопросу установления полной матответственности «творчески», и «повесить» ее на сотрудника, не указанного в Перечне, но которому для выполнения трудовых функций доверено дорогостоящее имущество компании. И, как показывает практика, довольно часто такими «счастливчиками» становятся именно водители. Ведь чересчур предусмотрительные работодатели стараются заставить их держать «полномасштабный ответ» не только за груз, который они перевозят, но и за сам автомобиль.

Неприятный инцидент

Именно в такую ситуацию и попал водитель-экспедитор одной компании в Санкт-Петербурге. После подписания трудового контракта, с новоиспеченным сотрудником был заключен договор о полной материальной ответственности. Согласно этому документу, работник принял на себя полную ответственность за недостачу, утрату, повреждение вверенного ему имущества, в том числе транспортного средства, отданного ему на основании путевого листа.


С водителя нельзя взыскать упущенную выгоду. Подсчитывать стоимость недополученного за время ремонта машины дохода - бесполезно: компенсировать ее не удастся.


По прошествии некоторого времени водитель получил для перевозки к заказчику автомобиль с полуприцепом. И, произведя разгрузку, поставил автомашину на стоянку на дороге, откуда она была похищена, и хоть ТС было в дальнейшем возвращено, но увы, в поврежденном состоянии.

А спустя некоторое время, работодатель решил воспользоваться условиями договора о матответственности, и обратился в суд с иском о взыскании полного ущерба, указывая, что в результате грубого нарушения должностных обязанностей водителем-ответчиком, вверенный ему автомобиль поврежден, а стоимость восстановительного ремонта «встала» фирме в крупную сумму.

Не «вверенное», а «используемое»

Изучив материалы дела, арбитры первой и апелляционной инстанций решили, что требования работодателя вполне законны (решение Московского районного суда Санкт- Петербурга от 13.02.2013 г., а также апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 20.08.2013 г. по делу № 2-126/13). Служители Фемиды указали, что водитель-экспедитор относится к числу должностных лиц, с которыми может быть заключен договор о полной материальной ответственности. Соответственно, подписывая такое соглашение, ответчик принял на себя полную ответственность за вверенное ему транспортное средство. Но в нарушение Инструкции по охране труда для водительского состава отклонился от маршрута и оставил автомобиль с полуприцепом на улице без присмотра, в результате чего тот был похищен, а затем возвращен в поврежденном виде. Поэтому неосторожный водитель обязан выплатить фирме полную стоимость восстановительного ремонта машины ( и 242 ТК РФ).


На заметку

Существует специальный «закрытый» перечень должностей и работ, при выполнении которых работодатель вправе предложить сотруднику заключить договор о полной индивидуальной материальной ответственности за недостачу имущества, вверенного последнему.


Однако кассационные судьи решили иначе. Они указали, что, в уже упомянутом нами ранее Перечне должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми фирма может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, с экспедитором, доставляющим и сопровождающим груз, можно подписать контракт. Но, только в отношении доставляемого груза! Ведь машина в данном случае - не имущество, которое экспедитор обязан доставить заказчику, она - не вверенная ему ценность, а материально-техническое средство, используемое и необходимое для исполнения трудовой функции. Поэтому ее нельзя включать в «список имущества», за которое экспедитор несет полную матответственность.

Получается, что заключение договора о полной ответственности водителя за эксплуатируемое им транспортное средство - незаконно, а принятое судьями первой и апелляционной инстанций решение о взыскании стоимости восстановительного ремонта автомобиля - неверно. По закону, в сложившейся ситуации компания может рассчитывать лишь на «ограниченную ответственность» в размере месячного заработка ответчика-экспедитора (постановление Президиума Санкт- Петербургского городского суда от 12.03.2014 г. № 44г-38/14).

Другая зона риска

Впрочем, говорить о том, что водителю ни при каких обстоятельствах не грозит материальная ответствен- ность в полном размере причиненного ущерба, тоже нельзя. Например, ответить «по полной программе» водителю придется, если он попадет в ДТП в состоянии алкогольного опьянения. Кроме того, ответственность «в полной мере» наступит и в том случае, если водитель причинил фирме ущерб при совершении преступления () - например, при самовольном использовании транспорта. «Обратите внимание, - поясняет адвокат Александр Павлов, - факт совершения преступления может быть установлен только судом.

Решение о взыскании с работника причиненного им вреда в полном размере может быть вынесено судом одновременно с приговором (такая процедура будет называться - подача гражданского иска в уголовном деле). И даже если служители Фемиды освободят работника от уголовной ответственности (например, при амнистии или помиловании), такое «удачное стечение обстоятельств» не может освободить провинившегося от полного возмещения материального ущерба работодателю. Единственное, что может его спасти -это оправдательный приговор».

Кроме вышеуказанного, водитель будет обязан возместить фирме ущерб в полном объеме, если он будет виноват в ДТП, в результате которого автомобиль получит повреждения. Далее, полная матответственность неминуемо наступит, если машина будет испорчена в результате грубого нарушения работником трудовых обязанностей, а также в ситуации, не связанной с выполнением водителем своей работы, например при перевозке груза, не имеющего отношения к фирме-работодателю. «Имейте ввиду, - напоминает г-н Павлов, - в двух последних случаях предприятию необходимо доказать, что инцидент произошел именно при несанкционированном использовании рабочего транспорта во внерабочее время, без какого-либо специального распоряжения начальства, и не с целью выполнения обязанностей, возложенных на горе-водителя ».

Однако даже в вышеперечисленных случаях с водителя нельзя будет взыскать . Поэтому подсчитывать стоимость недополученного за время ремонта машины дохода - бесполезно: компенсировать ее не удастся.

Марина Скудутис и Анна Мишина , для журнала «Расчет»

Правильный договор

Договор - обязательное условие правильного течения сделки. А правильно составленный договор обезопасит Вас в случае, если что-то пойдет не так. Чтобы профессионально составить договор, Вам нужен бератор «Правильный догвор».

Несмотря на то, что возможность нанесения ущерба компании ее сотрудником есть всегда, материальную ответственность можно установить только к определенным категориям работников. Полный перечень таких профессий перечислен в .

Законодательная база

Непосредственно водители в нем не упоминаются , однако если водитель занят перевозкой грузов, денежных средств и других ценностей, компания имеет право заключить с ним договор материальной ответственности. Со всеми остальными водителями (например, такси, автобуса) подписать такой документ невозможно.

Полная ответственность может наступить только при возникновении ограниченного количества случаев, четко прописанных в договоре материальной ответственности водителя за автомобиль (на основе данных ТК):

  1. Недостача товара по вине работника (невнимательность, ошибки в заполнении документов, при передаче груза и т.п.).
  2. Умышленное нанесение вреда.
  3. Нанесение ущерба по неосторожности, в том числе и в состоянии опьянения.
  4. Порча имуществ в результате преступных действий (квалифицировать деяние как преступление может только суд).
  5. Порча имущества в результате совершения действия, которое определяется как административное нарушение.
  6. Разглашение конфиденциальных сведений посторонним лицам.

Матответственность означает, что компания вправе удерживать часть зарплаты сотрудника (не более 20%) в счет погашения ущерба. Компенсацию можно получить и в большем размере, однако такие решения вправе принять только суд. Максимальный размер возмещения может составить до 50% от официальной зарплаты водителя. Сумма удерживается в течение нескольких месяцев до тех пор, пока ущерб не будет возмещен в полном объеме.

При взыскании средств в качестве компенсации компания обязана установить причину инцидента и обосновать вину водителя, а также рассчитать сумму ущерба исходя из актуальных цен. Также компания запрашивает письменные объяснения от работника, а при отказе составления объяснительной оформляет соответствующий акт в присутствии 2-3 свидетелей (других сотрудников организации).

Наряду с собственно возмещением ущерба работник может быть привлечен и к другим видам ответственности – административной и уголовной, а также к . Решение о наложении штрафа либо более суровой мере наказания также принимает суд.

Образец и правила составления договора материальной ответственности водителя

При составлении договора мат. ответственности водителя за автомобиль компания может воспользоваться любым образцом либо разработать собственную форму. Особое внимание стоит уделить описанию конкретных случаев, при которых наступает материальная ответственность. Документ обычно содержит такую информацию:

  1. Дата и место подписания, ФИО водителя и название компании, а также ФИО сотрудника, который действует от ее лица.
  2. Прямое утверждение о том, что водитель принимает на себя полную материальную ответственность за автомобиль.
  3. Уточнение обязанностей в связи с принятием ответственности. Это обеспечение безопасной езды, неукоснительное соблюдении ПДД, обязанность предвидеть дорожную обстановку в том числе и в сложных погодных условиях. Также водитель не может оставлять машину без присмотра даже на короткое время, должен всегда включать сигнализацию, блокировать двери во время движения, следить за ее техническим состоянием, регулярно заполнять соответствующую документацию.
  4. В документе также указывают, что водитель не может нести ответственности, если инцидент возник не по его вине. Вина может быть связана как с действиями, так и с бездействием. Причем деяния могут совершаться как с умыслом, так и без умысла (по невнимательности). Наличие вины определяется в ходе внутреннего расследования в компании, может быть признано водителем или не признано. Однако в любом случае вина порождает наступление ответственности, если водителю не удастся доказать обратное в суде.
  5. Заключительные положения и подписи сторон, расшифровки подписей (фамилия, инициалы), дата, печать организации.

При составлении договора о полной материальной ответственности водителя за авто можно ориентироваться на такой образец.


Важно понимать, что в договоре материальной ответсвенности водителя лучше именовать как экспедитора (если он перевозит грузы) или инкассатора (при транспортировке наличных средств). Судебная практика знает довольно много случаев, когда сотруднику удавалось оспаривать решение компании о возмещении ущерба на основании того, что в договоре он был назван просто водителем. Как уже говорилось, эта должность не перечисляется в соответствующем Приказе Министерства труда РФ, поэтому полная матответственность невозможна.

Получение ущерба без договора

Даже если договор о материальной ответственности за авто не был составлен, это не освобождает виновное лицо от обязанности возмещения ущерба. При отсутствии договора действия лица могут быть оценены согласно нормам ГК, КоАП и УК. Однако в данном случае компания не вправе «автоматически» удерживать часть зарплаты работника в качестве компенсации.

Если формально материальной ответственности водителя за машину нет, компания вынуждена будет обратиться в суд для фиксирования факта нанесения ущерба по вине работника. Тогда в отношении виновного будут применяться статьи о порче имущества, на основании которых оно должно будет компенсировать ущерб и сами судебные издержки.

  • Как привлечь к ответственности материально ответственного работника?
  • Как оформляется служебный автомобиль?
  • Можно ли заключить договор о материальной ответственности с водителем?
  • Можно ли не увольнять сотрудника по заявлению об увольнении, если он является материально ответственным лицом?
  • Следует ли заключать договора полной индивидуальной материальной ответственности с работниками, часто направляемыми в командировки?

Вопрос

Нужен перечень профессий, которые считаются материально-ответственными. Считается ли водитель материально-ответственным лицом?

Ответ

Ответ на вопрос:

Действующим законодательством не предусмотрено определение для такого понятия, как материально-ответственного лица. На практике, под ним понимают лицо, с которым заключён договор о полной материальной ответственности.

Договоры о полной материальной ответственности можно заключить не со всеми сотрудниками, а только с теми, которые:

  • непосредственно обслуживают или используют деньги (товар) или иное имущество, принадлежащее организации;
  • достигли 18-летнего возраста;
  • их должность или работа отнесены к числу тех, которые допускают заключение подобного договора.

Заключить с водителем договор о полной материальной ответственности можно только в том случае, если на него возлагают функции экспедитора, сопровождающего груз, например в рамках совмещения должностей ( ). Должность экспедитора предусмотрена в ранее упомянутом . В этом случае заключить договор о материальной ответственности можно в отношении вверенного экспедитору для перевозки имущества, то есть сопровождаемого груза. На это указывают и суды, см., например, .

Следует отметить, что договор о полной материальной ответственности страхует работодателя только в том случае, если ущерб причинен в результате недостачи вверенных работнику материальных ценностей. Если ущерб причинен в результате порчи имущества, то даже при наличии договора о полной материальной ответственности, взыскать ущерб в полном размере можно будет только в случаях, определённых Трудового кодекса РФ, а в остальных случаях любой работник (даже при наличии договора о полной материальной ответственности) обязан возместить причиненный ущерб в сумме, не превышающий среднего заработка работника. Если же есть основания, предусмотренные ТК РФ, то работника можно привлечь к полной материальной ответственности, даже если с ним не заключён соответствующий договор.

Подробности в материалах Системы Кадры:

Споры и решения / Схема трудового спора

Если нет договора о материальной ответственности, можно ли взыскать ущерб с работника?

Суть спора: Дмитрий П. попал в аварию на транспортном средстве работодателя. Виновником происшествия признан работник: он нарушил правила эксплуатации автомобиля. Ремонт оплатил работодатель, так как он рассчитывал возместить полученный ущерб за счет сотрудника. Но тот отказался возмещать затраты добровольно, так как работодатель не заключал с работником договор о полной материальной ответственности. Дмитрия П. уволили по части первой статьи 81 Трудового кодекса. Сотрудник обратился в суд.

Что говорит закон по сути спора?

В разделе «Трудовые споры»

вы найдете судебное решение о том, что работник должен возместить материальный ущерб в полном объеме, если работодатель доказал его вину ()

Возмещение ущерба - это право работодателя, реализовать которое возможно только в случаях, напрямую установленных трудовым законодательством. Часто при приеме на работу с сотрудниками не заключают договоры о полной материальной ответственности и при возникновении ущерба в дальнейшем по вине сотрудника взыскать ничего не получается. Таким образом, обязанность сотрудника возместить причиненный работодателю ущерб возникает в связи с трудовыми отношениями между ними 1 .

Материальная ответственность наступает при одновременном наличии следующих условий:
- противоправного поведения (действий или бездействия) сотрудника;
- причинной связи между таким действием и материальным ущербом;
- вины в совершении проступка (ст. 233 ТК РФ, ).

Работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с сотрудника не подлежат ().

В суде могут быть истребованы документы:

Трудовой договор;
- приказ о приеме на работу и об увольнении;
- должностная инструкция работника;
- документы, подтверждающие факт и основания управления транспортным средством работодателя;
- документы, подтверждающие размер ущерба (остаточная стоимость автомобиля с учетом амортизации, стоимость ремонтных работ, оценка страховой компании);
- документы, подтверждающие вину работника (акт, оформленный страховой компанией, протокол органов ГИБДД, письменные объяснения работника)

Трудовой кодекс предусматривает два вида материальной ответственности работника за ущерб, причиненный работодателю: ограниченную () и полную ().

Чтобы выиграть дело, работодателю необходимо доказывать, что:

Именно работник виноват в наступлении ущерба;
- есть основание для возмещения полного материального ущерба в соответствии со Трудового кодекса;
- заключение с работником договора о полной материальной ответственности не являлось обязательным или было невозможным в силу того, что его должность (профессия) не входит в перечень, утвержденный .

Этот перечень должностей и работ является исчерпывающим.

Чтобы отстоять свою позицию, работник может доказывать, что:

Его вины в указанном событии нет;
- автомобиль является для него средством труда (например, если сотрудник организации - водитель), а не передавался по разовому акту;
- отсутствует фактический ущерб работодателя (например, стоимость ремонтных работ), так как страховая компания все возместит;
- его действия не подпадают под случаи полной материальной ответственности, предусмотренные Трудового кодекса.

У кого больше шансов выиграть дело?

Если же страховая компания возмещает ущерб работодателю по договору страхования КАСКО, то взыскивать с сотрудника будет нечего.

Если работодатель проиграет дело, суд может потребовать:

В разделе «Кадровые документы»

вы найдете образец: трудовой договор с совместителем (help.сайт/vk/item6625)

Восстановить работника на работе;
- оплатить вынужденный прогул с даты увольнения по день восстановления на работе из расчета среднего заработка;
- возместить моральный вред (если такие требования работником заявлялись в суде);
- оплатить судебные расходы.

Знаете ли вы ответы на эти вопросы?

Можно ли заключить договор о полной материальной ответственности с секретарем в связи с тем, что ее рабочее место оборудовано дорогим компьютером?
Необходимо ли заключать договор о полной материальной ответственности с главным бухгалтером, если она не работает с денежными средствами?
Можно ли заключить договор о полной материальной ответственности с работником, который закупает и учитывает бланки трудовых книжек и вкладышей в них?
Можно ли взыскать материальный ущерб по соглашению с работником в размерах, превышающих средний заработок, если сотрудник признал свою вину в досудебном порядке?
Ответы на эти вопросы вы найдете в следующем номере.

Если для совместителя работа фактически является основной, можно ли его уволить?

Может ли сотрудник-совместитель работать в сменном режиме с 12-часовыми сменами по совместительству?

Да, может, если работник свободен по основному месту работы (). При этом не ограничивается продолжительность рабочего дня по совместительству. Главное, контролировать, чтобы по итогам месяца сотрудник-совместитель не превысил половины от установленной нормы для этой категории работников.

Если у совместителя прекращается трудовой договор по основному месту работы, значит ли это, что трудовые отношения по совместительству автоматически становятся основным местом работы или надо перезаключать договор?

Трудовые отношения по совместительству не могут измениться автоматически. Работник может искать себе другое основное место работы. Условие трудового договора о совместительстве между сотрудником и определенным работодателем не может находиться в зависимости от того, какие обстоятельства складываются между сторонами (при внешнем совместительстве). Перейти с совместительства на основное место работы можно несколькими способами.

Совет

Предоставляйте совместителям гарантии, предусмотренные трудовым законодательством, в полном объеме ()

Во-первых, если работник, который уволился с основного места работы, выступит с инициативой изменить условия заключенного договора по совместительству и работодатель будет согласен, то они могут заключить дополнительное соглашение к существующему трудовому договору. В документе надо указать, какие именно условия работы меняются. Например, режим рабочего времени, оплата труда, условие о совместительстве. Затем необходимо издать приказ в свободной форме об изменении условий трудового договора и отразить их в иных кадровых документах работника ().

Во-вторых, можно составить соглашение о расторжении трудового договора по совместительству (). А в дальнейшем уже заключить новый договор с другими условиями по основному месту работы. При этом в трудовую книжку работника вносятся соответствующие записи об увольнении и приеме.

Если сотрудник-совместитель захочет работать в организации по основному месту работы, нужно ли с ним прекращать трудовой договор по совместительству?

Совет

Прежде чем начать оформление, разъясните работнику, в чем разница между расторжением трудового договора и изменением его условий

Прекратить трудовой договор по совместительству вы можете, например, путем расторжения договора по соглашению сторон в любое время (). В этом случае необходимо внести запись в трудовую книжку об увольнении и далее о приеме по основному месту работы.

Или измените условия трудового договора, заключив дополнительное соглашение, как указано в ответе выше. Причем обязательно укажите все условия, которые изменятся. Например, режим рабочего времени, размер зарплаты.

Должен ли работник, поступающий на работу по совместительству, представить ИНН?

Нет, не должен. Подобное требование отсутствует в законодательстве даже для работника, который заключает трудовой договор по основному месту работы (ст. 65, 283 ТК РФ). Сотрудник может представить ИНН добровольно ().

Валентина МИТРОФАНОВА, кандидат экономических наук, генеральный директор Института профессионального кадровика

1 Пункт 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 ноября 2006 г. № 52 «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю».

Запретные документы в кадровой службе
Инспекторы ГИТ и Роскомнадзора рассказали нам, какие документы теперь ни в коем случае нельзя требовать у новичков при трудоустройстве. Наверняка какие-то бумаги из этого списка есть у вас. Мы составили полный список и подобрали для каждого запретного документа безопасную замену.


  • Если выплатите отпускные на день позже срока, компанию оштрафуют на 50 000 руб. Уменьшите срок уведомления о сокращении хотя бы на день – суд восстановит сотрудника на работе. Мы изучили судебную практику и подготовили для вас безопасные рекомендации.